Научная статья на тему 'Применение компетентностной модели в подготовке будущих педагогов-дефектологов'

Применение компетентностной модели в подготовке будущих педагогов-дефектологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ-ДЕФЕКТОЛОГИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / COMPETENCY-BASED APPROACH / PROFESSIONAL SKILLS / TEACHING INTERNSHIP / WORKSHOPS / VOLUNTEERING / FUTURE SPECIAL EDUCATORS (DEFECTOLOGISTS)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Суола Николаевна, Корнилова Екатерина Никаноровна

В статье раскрываются некоторые вопросы подготовки педагогов-дефектологов с применением компетентностной модели. Авторами определены профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у будущих педагогов-дефектологов. Приведены характеристики педагога-дефектолога, способного эффективно осуществлять коррекционно-развивающую и логопедическую работу. Прослежена уровневая подготовка студентов-дефектологов в вузе на примере Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Отмечается роль кафедры, и в частности организуемых ею мероприятий, в подготовке педагогических кадров для реализации специального и инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия). Сделан акцент на важности регионального компонента в обучении будущих педагогов-дефектологов, что связано с необходимостью формирования у них способности эффективно осуществлять коррекционно-развивающую деятельность в условиях двуязычия. Охарактеризованы три компонента заявленной компетентностной модели подготовки педагогов-дефектологов: подготовительный (комплексная профориентационная работа со старшими школьниками и студентами выпускных курсов колледжей), основной (практико-ориентированное обучение студентов в вузе) и заключительный (профессиональная и личностная реализация молодых специалистов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Суола Николаевна, Корнилова Екатерина Никаноровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of the competency-based model while training future special educators (defectologists)

The study discusses several issues of training special educators (defectologists) through the competency-based model. The authors determine professional skills that should be developed among future defectologists. The research presents the characteristics of a special educator (defectologist) who is able to provide successfully the remedial and speech-therapy activities. Multi-level education of students majoring in Defectology is demonstrated by a case study of North-Eastern Federal University. The research highlights the role of the Special (Defectology) Education Department in training educators to implement special and inclusive education in the Republic of Sakha (Yakutia). The emphasis is placed on the importance of the regional component in teaching future defectologists that is explained by the need to develop remedial skills among the students in the context of bilingualism. The paper describes three components of the competency-based model: preliminary (integrated career guidance for high school students and college graduate students), basic (practice-focused training of university students), and final ones (professional and personal fulfillment of young experts).

Текст научной работы на тему «Применение компетентностной модели в подготовке будущих педагогов-дефектологов»

УДК 376.37

https://d oi.org/10.24158/spp.2018.12.45

Архипова Суола Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Корнилова Екатерина Никаноровна

старший преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

ПРИМЕНЕНИЕ

КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Arkhipova Suola Nikolaevna

PhD in Education Science, Associate Professor, Special (Defectology) Education Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

Kornilova Ekaterina Nikanorovna

Senior Lecturer, Special (Defectology) Education Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

THE APPLICATION OF THE COMPETENCY-BASED MODEL WHILE TRAINING FUTURE SPECIAL EDUCATORS (DEFECTOLOGISTS)

Аннотация:

В статье раскрываются некоторые вопросы подготовки педагогов-дефектологов с применением компетентностной модели. Авторами определены профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у будущих педагогов-дефек-тологов. Приведены характеристики педагога-де-фектолога, способного эффективно осуществлять коррекционно-развивающую и логопедическую работу. Прослежена уровневая подготовка студентов-дефектологов в вузе на примере Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Отмечается роль кафедры, и в частности организуемых ею мероприятий, в подготовке педагогических кадров для реализации специального и инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия). Сделан акцент на важности регионального компонента в обучении будущих педа-гогов-дефектологов, что связано с необходимостью формирования у них способности эффективно осуществлять коррекционно-развивающую деятельность в условиях двуязычия. Охарактеризованы три компонента заявленной компетент-ностной модели подготовки педагогов-дефекто-логов: подготовительный (комплексная профори-ентационная работа со старшими школьниками и студентами выпускных курсов колледжей), основной (практико-ориентированное обучение студентов в вузе) и заключительный (профессиональная и личностная реализация молодых специалистов).

Ключевые слова:

федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, компетент-ностный подход, профессиональные компетенции, педагогическая практика, лабораторные занятия, волонтерская деятельность, будущие пе-дагоги-дефектологи.

Summary:

The study discusses several issues of training special educators (defectologists) through the competency-based model. The authors determine professional skills that should be developed among future defectologists. The research presents the characteristics of a special educator (defectologist) who is able to provide successfully the remedial and speech-therapy activities. Multi-level education of students majoring in Defectol-ogy is demonstrated by a case study of North-Eastern Federal University. The research highlights the role of the Special (Defectology) Education Department in training educators to implement special and inclusive education in the Republic of Sakha (Yakutia). The emphasis is placed on the importance of the regional component in teaching future defectologists that is explained by the need to develop remedial skills among the students in the context of bilingualism. The paper describes three components of the competency-based model: preliminary (integrated career guidance for high school students and college graduate students), basic (practice-focused training of university students), and final ones (professional and personal fulfillment of young experts).

Keywords:

Federal State Educational Standard of Higher Education, competency-based approach, professional skills, teaching internship, workshops, volunteering, future special educators (defectologists).

Многоуровневая система высшего образования позволяет готовить конкурентоспособных бакалавров и магистров, при этом именно компетентностно-ориентированный подход направлен на развитие их личностных и профессиональных качеств. Приоритетной частью данного подхода является практико-ориентированное обучение, реализуемое в тесном партнерстве всех участников образовательного процесса, где будущий профессионал приобретает социально-практический опыт. Поэтапная подготовка высококвалифицированных выпускников высшего образования включает в себя: профориентационную работу, мотивирующую школьников к поступлению на интересующее их направление; реализацию компетентностной модели, состоящую не столько в

передаче знаний, умений и навыков, но прежде всего в формировании и развитии профессионально ориентированного потенциала; создание условий для развития профессиональных и личностных качеств, а также самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Вопросы педагогического сопровождения непрерывной подготовки к профессиональной карьере и самоопределению обучающегося раскрыты в исследованиях А.В. Мордовской, С.В. Паниной, С.Н. Чистяковой и др. Возможности компетентностного подхода в высшей школе рассматривали Е.В. Григорьева, И.А. Зимняя, А.М. Митяева и др. Проблемы личностного и профессионального развития будущего педагога изучались Н.М. Борытко, А.К. Марковой, В.А. Сластениным и др. Например, И.А. Зимняя определяет понятие «компетенции» как весьма крупную дидактическую единицу, включающую в себя не только способность совершить действие, но и целый спектр личностных качеств обучаемого, необходимых в процессе будущей деятельности [1].

В настоящее время перед вузовским сообществом стоит приоритетная задача - формирование у студентов профессиональных компетенций. Так, по мнению А.И. Санниковой и К.Э. Без-укладникова, профессиональные компетенции будущего педагога - это интегративное свойство личности, сформированное под воздействием обучения по дисциплинам психолого-педагогического и предметного блоков, ориентированных на долговременную готовность [2, с. 67]. Также понятие «компетенции» трактуется как способность применять не только знания и умения, но и сформированные личностные качества для эффективного выполнения определенной деятельности [3]. Оптимальными способами формирования профессиональных компетенций будущих педагогов является их активное участие в творческих объединениях, коллективах, волонтерских отрядах.

Так, исследователи выделяют четыре компонента структуры компетентностной модели подготовки будущих педагогов: 1) мотивационный - потребность в овладении общекультурными и профессиональными компетенциями; 2) когнитивный - овладение знанием содержания; 3) де-ятельностный - практическое и оперативное применение знаний, опыт их проявления в разнообразных ситуациях; 4) личностный - самореализация и самосовершенствование в будущей профессии [4].

Отметим, что вышеназванные компоненты реализуются в многоплановой деятельности кафедры специального (дефектологического) образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. С 2011/12 учебного года кафедра готовит бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профилям «Логопедия» (очная и заочная формы обучения) и «Олигофренопедагогика» (заочная форма обучения), с 2016 г. - магистров по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии». Деятельность кафедры направлена на то, чтобы выпускник обладал такой профессиональной компетенцией, как способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Компетенции студента формируются на основе базовых положений, теорий, концепций общего, специального и инклюзивного образования, а также психолого-педагогического сопровождения детей младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

С целью популяризации профессии логопеда среди учащихся 11-х классов общеобразовательных школ и студентов педагогических колледжей выпускных курсов коллективом кафедры проводится ежегодная республиканская дистанционная профориентационная олимпиада «Мой выбор». Участникам олимпиады предлагается написать эссе и пройти тестирование по основам дисциплин вступительных экзаменов (биология и русский язык). Тематика эссе меняется из года в год, но основное внимание уделяется мотивации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пониманию идей специального и инклюзивного образования, роли семьи в воспитании ребенка с нарушенным развитием. В процессе подготовки к написанию эссе многие участники олимпиады впервые знакомятся с основами дефектологии, вопросами воспитания и обучения детей с различными патологиями, начинают понимать роль и значимость логопедии. Победитель и призеры олимпиады «Мой выбор» получают при поступлении в СВФУ дополнительные премиальные баллы к результатам вступительных испытаний.

Встречи преподавателей и студентов дефектологического направления с потенциальными абитуриентами на днях открытых дверей Педагогического института, а также на классных и кураторских часах в школах и в педагогических колледжах, на занятиях в педагогических классах дают возможность донести до слушателей важность логопедической помощи нуждающимся в ней детям и взрослым. Такие мероприятия проводятся не только в виде традиционных лекций информационного характера, но и с использованием игровых технологий, тренингов, творческих заданий. Неоднократно подчеркивается, что профессия логопеда востребована как в сфере образования, так и в медицине, в организациях социальной защиты. Профессиональное самоопределение старшеклассников дает высокие стартовые возможности для успешной организации

компетентностной модели в высшем образовании. Об этом писала основатель научной школы профориентации в РС (Я) А.В. Мордовская: «Реализация комплексного обеспечения профориен-тационной работы позволит повысить качество подготовки выпускников образовательных учреждений к выбору будущей профессии, будет содействовать конкурентоспособности работников на рынке труда республики» [5, с. 40].

Подготовка будущих педагогов-дефектологов проводится по различным видам профессиональной деятельности: коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской - через разнообразные технологии, формы и методы практико-ориентированного обучения: практикумы, кейс-методы, проекты, лабораторные занятия, учебные и производственные практики, научно-исследовательскую работу, социально значимую деятельность, в том числе волонтерскую.

С целью развития профессиональных компетенций у студентов в практико-ориентирован-ном обучении кафедрой выстроено социальное партнерство с Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, логопунктами дошкольных образовательных организаций и средних общеобразовательных школ не только города Якутска, но и улусов (районов) Республики Саха (Якутия), со специальными (коррекционными) учреждениями, реабилитационными центрами, направленными на коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ.

Практико-ориентированное обучение позволяет активно вовлекать студентов в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций, закреплять и углублять теоретическую подготовку студентов. В процессе лабораторных и практических занятий, учебной и производственной практики совершенствуются общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, позволяющие осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать логопедическую работу с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения устной и письменной речи.

В дошкольных образовательных организациях студенты знакомятся с деятельностью логопеда по коррекционно-развивающему направлению, изучают документацию, наблюдают и самостоятельно организуют педагогический процесс с детьми, имеющими различные речевые нарушения.

Особенностью деятельности учителей-логопедов в Республике Саха (Якутия) является организация коррекционно-логопедического воздействия в условиях двуязычия (билингвизма). Так, в большинстве республиканских детских садов функционируют якутскоязычные группы, многие из которых направлены на работу по преодолению нарушений речи на родном языке. По мнению С.В. Паниной, «результаты профориентационной деятельности образовательного учреждения должны формулироваться не только на языке знаний, умений, навыков и компетентностей будущих выпускников, но и на языке регионального развития (в первую очередь - потребности региона в кадрах)» [6, с. 55]. В связи с этим подготовка бакалавров по профилю «Логопедия» в СВФУ имеет несомненное преимущество перед другими вузами страны, готовящими студентов по дефектологическому направлению, а именно удовлетворяет потребности образовательных организаций республики в учителях-логопедах, владеющих методикой и технологиями коррекционно-развивающей работы с якутскоязычными детьми.

Специфика региона отражается на построении логопедической работы, где обучение детей может проводиться не только на русском языке, но и на родном якутском. Отсюда следует, что будущий педагог в области дефектологического образования должен быть готов к профессиональной деятельности в условиях билингвизма. Данная задача решается путем включения в учебный план по подготовке бакалавров дисциплин, содержащих региональный компонент. Например, с 2017/18 учебного года введена дисциплина «Основы логопедической работы с якутскоязычными детьми», целью которой является знакомство студентов с основами логопедической работы с якут-скоязычными детьми дошкольного и школьного возраста, реализация коррекционно-педагогиче-ской (логопедической) деятельности в условиях как специальных, так и общеобразовательных организаций. Кафедрой ведется практико-ориентированное обучение, направленное на тесное сотрудничество с якутскоязычными детскими садами, такими как: «Кэскил», «Мичээр», «Остров сокровищ», «Парус» городского округа «Город Якутск», в которых логопедическая работа осуществляется на якутском языке.

Региональный аспект отражается и в научно-исследовательской работе студентов. Темы бакалаврских работ и магистерских диссертаций учитывают специфику двуязычия, следовательно, многие исследования связаны с коррекционно-логопедической работой с якутскоязычными детьми. Бакалаврские работы за текущий год показывают заинтересованность проблемой билингвизма. Так, в работе О.Т. Григорьевой «Развитие словаря у якутскоязычных младших школьников с ОНР во внеурочной деятельности» раскрываются вопросы развития словарного

запаса у якутскоязычных детей с тяжелыми нарушениями речи. А.П. Егорова провела исследование на тему «Логопедическая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у якутскоязычных младших школьников с ОНР», где отразила логопедическую работу со школьниками по преодолению нарушений письменной речи на якутском языке. Е.В. Иванова раскрыла специфику логопедической работы по коррекции звукопроизношения у якутскоязычных детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в условиях билингвизма отражено в исследовании Н.А. Кулачиковой.

Таким образом, с каждым годом растет интерес студентов к логопедической работе в условиях двуязычия, что, несомненно, отражается на формировании и развитии профессиональных компетенций будущих дефектологов.

С учетом требований ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится работа по подготовке будущих бакалавров и магистров, владеющих методами работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Для реализации данной задачи с 2017/18 учебного года кафедрой специального (дефектологического) образования СВФУ введены дисциплины «Основы инклюзивного образования» для всех профилей бакалавриата по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования» для обучающихся по магистерским программам.

Компетентностная модель в высшей школе организуется не только в учебной и научной деятельности, но и в социально значимой [7]. Так, с целью привлечения интереса к будущей профессии создан волонтерский отряд «Солнечный зайчик», состоящий из студентов младших курсов. Основными направлениями деятельности отряда выступают: участие в организации развле-кательно-досуговых мероприятий для детей с ОВЗ; участие в подготовке и проведении олимпиад для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений; индивидуальная работа с детьми, имеющими сложные нарушения в физическом и интеллектуальном развитии.

Ежегодно учителя-логопеды города Якутска проводят благотворительную акцию в детских садах и школах, где нет логопедических пунктов. Ведется бесплатное логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями, проводятся консультации с родителями. В это мероприятие активно вовлекаются студенты волонтерского отряда. Здесь будущие логопеды учатся работать не только с детьми, но и с их родителями.

Члены отряда активно оказывают педагогическую поддержку в организации благотворительных акций, систематически участвуют в мероприятиях, организуемых республиканскими фондами «Харысхал» (работает с детьми и подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата), «Праздник жизни» (организует помощь детям с онкологическими заболеваниями и их семьям). В процессе волонтерской деятельности у студентов формируются не только профессиональные, но и личностные качества, помогающие им понять предстоящую педагогическую деятельность, для которой необходимы сопереживание, чуткое отношение к лицам с ОВЗ.

Ежегодно студентами кафедры организуются новогодние утренники для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов. В подготовительную работу данного мероприятия включена благотворительная акция «Подари детям праздник» по сбору подарков и призов. Традиционно в акции принимает участие коллектив преподавателей и студентов Педагогического института СВФУ. Новогодние утренники проходят в интересной и занимательной форме, с привлечением самих детей из коррекционных школ, их родителей, учителей. Этому предшествует длительная организационная подготовка: составление сценарного плана праздника, подготовка костюмов и декораций, оформление зала для представления.

Считаем, что у студентов, принимающих участие в подобной деятельности, раскрывается творческий потенциал, развиваются умения выступать перед незнакомой публикой, общаться в непринужденной обстановке с детьми. Такой подход организует студента, повышает уровень его профессионального и личностного развития. Большое влияние на психологическое здоровье человека оказывает организация времени [8], следовательно, умение планировать свою деятельность является профилактикой профессионального выгорания. Таким образом, привлечение студентов к социально значимой деятельности способствует формированию у них активной жизненной позиции, пониманию значимости выбранного профессионального пути.

В современных условиях качественно меняется содержание деятельности дефектолога -он должен быть педагогом, умеющим проектировать развивающую социальную среду, способным осуществлять личностно ориентированное обучение. Организация коррекционно-развиваю-щего обучения, внимание к личности ребенка требуют владения широким набором профессиональных компетенций. Современный дефектолог должен работать с различными группами детей с ограниченными возможностями здоровья и с их родителями.

В целом целенаправленная работа по формированию профессиональных и личностных качеств будущих педагогов-дефектологов показывает положительные результаты, которые видны из мониторинга по трудоустройству и занятости выпускников. Так, все выпускники кафедры после завершения программы бакалавриата находят работу по профилю подготовки, некоторые совмещают профессиональную деятельность с обучением в магистратуре. Результаты проведенного СВФУ анкетирования работодателей свидетельствуют об удовлетворенности профессиональными компетенциями выпускников.

Таким образом, реализация компетентностной модели в подготовке будущих педагогов-дефектологов производится в три этапа. Подготовительный этап включает в себя комплексную профориентационную работу, целью которой является обучение мотивированного студента. Построение основного этапа базируется на практико-ориентированном обучении, которое осуществляется в учебной, научно-исследовательской и общественной деятельности. Заключительный этап включает в себя профессиональную и личностную реализацию педагога-дефектолога.

Ссылки:

1. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Кн. 2. Материалы XIII Всероссийского совещания. М. ; Уфа, 2003. С. 4-15.

2. Санникова А.И., Безукладников К.Э. Формирование компетенций в процессе профессиональной подготовки работников сферы социально-педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 6. С. 65-70.

3. Григорьева Е.В. Компетентностный подход в современном высшем профессиональном образовании Франции и России : дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 170 с.

4. Митяева А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров) : дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007. 399 с.

5. Мордовская А.В. Совершенствование системы профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия) // Профессиональное образование в Якутии. 2012. № 2. С. 39-40.

6. Панина С.В. Социальное партнерство в системе профессиональной ориентации в вузе // Научный потенциал. 2012. № 2. С. 55-59.

7. Темякова Т.В. Исследование студенческого самоуправления с точки зрения теорий лидерства [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 44. С. 71-74. URL: http://e-kon-cept.ru/2017/570147.htm (дата обращения: 15.10.2018).

8. Ro§eanu G. Investigating the Relationship between Psychological Time and Health Relevant Self Cognitions [Электронный ресурс] // Analele University din Oradea. Fascicula Psihologie. 2010. Vol. XVIII. P. 54-68. URL: http://so-cioumane.ro/blog/fasciculapsihologie/files/2010/11/Roseanu.pdf (дата обращения: 15.10.2018).

References:

Grigoryeva, EV 2006, Competency-based Approach in Modern Higher Professional Education in France and Russia, PhD thesis, Moscow, 170 p., (in Russian).

Mityaeva, AM 2007, Competency-based Model of Multi-Level Higher Education (Based on the Development of Educational and Research Skills among Bachelor and Master's Degree Students, D.Phil. thesis, Volgograd, 399 p., (in Russian).

Mordovskaya, AV 2012, 'Improving the System of Career Guidance in the Republic of Sakha (Yakutia)', Professional'noye obrazovaniye v Yakutii, no. 2, pp. 39-40, (in Russian).

Panina, SV 2012, 'Social Partnership in the System of Career Guidance at a University', Nauchnyy potentsial, no. 2, pp. 5559, (in Russian).

Ro§eanu, G 2010, 'Investigating the Relationship between Psychological Time and Health Relevant Self Cognitions', Analele Universitaiii din Oradea. Fascicula Psihologie, vol. XVIII, pp. 54-68, viewed 15 October 2018, <http://socioumane.ro/blog/fascic-ulapsihologie/files/2010/11/Roseanu.pdf>.

Sannikova, AI & Bezukladnikov, KE 2011, 'Skills Development When Training Social Educators', Pedagogicheskoye obra-zovaniye i nauka, no. 6, pp. 65-70, (in Russian).

Temyakova, TV 2017, 'Student Government from the Standpoint of Leadership Theories', Nauchno-metodicheskiy el-ektronnyy zhurnal "Kontsept", vol. 44, pp. 71-74, viewed 15 October 2018, <http://e-koncept.ru/2017/570147.htm>, (in Russian).

Zimnyaya, IA 2003, 'Human Competence as a New Quality of Educational Outcome', Problemy kachestva obrazovaniya, book 2, Moscow, Ufa, pp. 4-15, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.