Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / ACTIVITY APPROACH / TEACHER-SPEECH THERAPIST / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золоткова Евгения Вячеславовна, Лаврентьева Марина Анатольевна

В статье анализируется опыт реализации новых форм проведения практико-ориентированной подготовки учителей-логопедов, рассматриваются особенности проведения практикумов, рассредоточенной практики, стажировки, демонстрационного экзамена. Авторы раскрывают подходы к усилению практико-ориентированной профессиональной подготовки будущих учителей-логопедов, разработанные с учетом деятельностного подхода.The article analyzes the experience of implementing new forms of practice-oriented training of speech therapists, discusses the features of workshops, dispersed practice, internships, and demonstration exams. The authors reveal approaches to strengthening the practice-oriented professional training of future speech therapy teachers, developed taking into account the activity approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золоткова Евгения Вячеславовна, Лаврентьева Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 376.36(045)

кандидат педагогических наук,

доцент Золоткова Евгения Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск);

кандидат педагогических наук,

доцент Лаврентьева Марина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск);

старший преподаватель кафедры специальной педагогики

и медицинских основ дефектологии Гришина Ольга Сергеевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье анализируется опыт реализации новых форм проведения практико-ориентированной подготовки учителей-логопедов, рассматриваются особенности проведения практикумов, рассредоточенной практики, стажировки, демонстрационного экзамена. Авторы раскрывают подходы к усилению практико-ориентированной профессиональной подготовки будущих учителей-логопедов, разработанные с учетом деятельностного подхода.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, деятельностный подход, учитель-логопед, профессиональный стандарт.

Annotation. The article analyzes the experience of implementing new forms of practice-oriented training of speech therapists, discusses the features of Workshops, dispersed practice, internships, and demonstration exams. The authors reveal approaches to strengthening the practice-oriented professional training of future speech therapy teachers, developed taking into account the activity approach.

Keyword: practice-oriented approach, activity approach, teacher-speech therapist, professional standard.

Работа выполнена при поддержке сетевого гранта «конкурс научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (МГПИ- ЧГПУ имени И.Я. Яковлева)» (руководитель -М.А. Лаврентьева, приказ № 1693 от 24.06.2019)

Введение. На современном этапе развития высшего образования проблему подготовки студентов к осуществлению будущей деятельности учителя-логопеда связывают с качественными изменениями подхода к организации, содержанию и осуществлению их практико-ориентированной деятельности. Особую значимость данная проблема приобретает в условиях модернизации основных профессиональных образовательных программ, которая нацелена на реализацию модели практико-ориентированного обучения. Данная модель профессиональной подготовки студентов ориентирована на формирование определенного набора компетенций, трудовых функций и действий, заложенных в профессиональном стандарте соответствующей специальности и отвечающие социальному заказу общества. Реализация такой модели позволяет получить компетентного педагога, готового к выполнению всех профессиональных задач и не нуждающегося в наставничестве. В связи с этим вопросы усиления практико-ориентированной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности являются актуальными на современном этапе развития общего образования.

Изложение основного материала статьи. Одной из значимых проблем реализации основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование является отсутствие опубликованного профессионального стандарта учителя-логопеда (педагога-дефектолога). Соотнесение требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по данному направлению с профессиональными стандартами «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (от 18 октября 2013 г. № 544н), 1.002 «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», (от 24 июля 2015 г № 514н.), «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (от 8 сентября 2015 г. № 613н) является одним из возможных путей решения данной проблемы, но не самым эффективным. Это обусловлено недостаточной представленностью в данных профессиональных стандартах специфических для деятельности учителя-логопеда обобщенных трудовых функций, действий, умений, знаний.

Так, согласно разделу IV Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (№ 123 от 22.02.2018 г.) область профессиональной деятельности выпускников определяется, как образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения (п. 4.1); объектами будущей профессиональной деятельности являются - коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально адаптационные и образовательные системы (п. 4.2); видами будущей профессиональной деятельности устанавливаются -коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская; культурно-просветительская (п. 4.3) [5].

Вместе с тем, данное противоречие, не только не снижает актуальности практико-ориентированной подготовки учителей-логопедов, но и повышает значимость погружения студентов в практическую деятельность учителя-логопеда, создания особых условий формирования специфических для учителя-логопеда трудовых функций, действий, умений, знаний.

Рассматривая вопрос практико-ориентированного обучения следует остановиться на характеристике понятия деятельностного подхода. В.Н. Янушевский данное понятие рассматривает как способ организации

учебно-познавательной деятельности обучающихся, при котором осуществляется не пассивное восприятие информации, а активное участие обучающихся в образовательном процессе [8].

Проблема усиления практико-ориентированной подготовки бакалавров находится в центре внимания происходящей модернизации высшего образования. В работах А.А. Марголиса, А.А. Каспаржака, В.А. Гуружапова, М.А. Сафроновой и др. подчеркивается, что основной вектор подготовки будущих педагогов должен быть направлен на погружение студента в профессию, в качестве механизма такого погружения авторы предлагают различные подходы к реализации сетевого взаимодействия вуза и профильных образовательных организаций, способных обеспечить качественное формирование профессиональных компетенций будущих специалистов [3; 4].

Исходя из понимания сущности деятельностного подхода, компетентностной модели подготовки выпускника-бакалавра и социального запроса региона были определены подходы к реализации практико-ориентированной подготовки будущих логопедов. В качестве основных форм реализации практико-ориентированного подхода выступили: практикумы, рассредоточенная практика, стажировка, демонстрационный экзамен и др.

Согласно учебным планам бакалавриата направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование на факультете психологии и дефектологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» в рамках целого ряда учебных дисциплин проводятся занятия на базе образовательных организаций в форме практикума («Ранняя помощь и реабилитация детей с проблемами здоровья», «Медико-биологические основы дефектологии», «Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда», «Логопедическое сопровождение детей-билингвов», «Логопедическое сопровождение детей с детским церебральным параличом», «Логопедическое сопровождение детей умственно отсталых детей», «Логопедическое сопровождение детей с нарушениями зрения» и др.). Благодаря такому подходу к построению образовательного процесса обеспечивается выполнение профессиональных действий, поддерживается тесная связь между теоретическим обучением и практико-ориентированным содержанием.

Кроме того, было пересмотрено содержательное наполнение дисциплин на предмет их обогащения практико-ориентированными заданиями, в частности кейсами. В процессе решения кейсов овладение умениями происходит в процессе активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит развитие мыслительных способностей и творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями.

Использование кейсов для приобретения практического опыта будущей профессиональной деятельности учителя-логопеда обеспечивает освоение теоретических знаний в практическом ключе и в индивидуализированном режиме, включающем личностную и профессиональную самореализацию в условиях профессионально значимой ситуации (при этом преподавателю предоставляется возможность получения детализированной информации о прохождении обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов).

Согласно В.Н. Янушевскому кейс-метод как техника обучения позволяет интегрировать на своей основе разные методы познания. Автор характеризует их функциональные роли в кейс-методе: в рамках моделирования осуществляется построение модели ситуации; системный анализ предопределяет представление и анализ ситуации в системе; «мозговая атака» обеспечивает генерирование идей относительно ситуации; дискуссия является базой для обмена мнениями по поводу проблемы и путей её решения [8].

Сформированность компетенции означает обладание знаниями, умениями и навыками достаточными для эффективного достижения определённых профессиональных задач [3, с. 8].

На кафедре специальной педагогики и медицинских основ дефектологии с целью оптимизации взаимодействия с работодателями и педагогами образовательных организаций и усиления практико-ориентированной профессиональной подготовки были предприняты следующие шаги:

во-первых, к образовательному процессу привлечены специалисты-практики имеющие ученую степень кандидата педагогических наук и высшую квалификационную категорию учителя-логопеда;

во-вторых, в рамках реализации образовательной программы были заключены договора с 14 профильными организациями;

в-третьих, трансформирована работа преподавателей кафедры по разработке тематики курсовых исследований, выпускных квалификационных работ бакалавров с привлечением работодателей (выпускные квалификационные работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование и имеющих высокую успеваемость, выполняются в соответствии с социальным заказом работодателей;

в-четвертых, кафедра приступила к реализации дополнительных программ повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций, в том числе, включающих содержательные аспекты, в контексте которых возможно формирование компетенций супервизорства;

в-пятых, в рамках реализации социального заказа ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» - выполнения научно-исследовательской работы «Супервизия как средство усиления практической подготовки будущих дефектологов» - осуществляется разработка научно-методических основ деятельности супервизора.

Одним из новых подходов реализации практико-ориентированного обучения будущих учителей-логопедов является организация рассредоточенной практики бакалавров. Данная форма проведения практики предполагает разделение практико-ориентированной деятельности студента на периоды. В стенах вуза бакалавры изучают теоретический материал, который сразу же закрепляется в ходе выполнения трудовых действий на базе образовательной организации под контролем опытного супервизора.

Среди условий ее эффективного проведения практико-ориентированной профессиональной подготовки исследователи называют следующее:

- систематические (еженедельные) выходы студентов на базы практики под руководством ведущего преподавателя, с которым они работают над теоретическими основами профессиональной деятельности в стенах вуза;

- реализация технологии супервизии на базе образовательной организации;

- наличие обратной связи, а именно содержательное наполнение учебной дисциплины результатами (сформированные трудовые функции, компетенции или их отдельные составляющие) практики, при этом, преподаватель продолжает реализовывать функции супервизора, подготавливая студента к следующему этапу овладения содержанием учебной дисциплины.

Преподаватели кафедры конкретизировали, что в реализации компетентностного подхода детерминирует использование в рамках практики инновационных технологий, ориентированных на освоение студентами современных форм работы логопеда в разных сферах деятельности - информационно-коммуникационных разной модальности, треннинговых, дискуссионных, проектно-исследовательских и т.п.

Одним из видов практико-ориентированной деятельности, бакалавров обозначенного направления подготовки, является стажировочная практика. О.С. Гришина, М.А. Лаврентьева, указывают, что она направлена на организацию освоения целостной профессиональной деятельности в соответствии с целями программы на одной из баз практики, организованных на принципах школьно-вузовского партнерства в условиях супервизии со стороны опытных педагогов образовательной организации [1, с. 57].

Результаты реализации практико-ориентированной подготовки будущих учителей-логопедов позволили определить ряд проблем.

1. Проблема кадровых ресурсов:

а) недостаточная готовность преподавателей вуза и сотрудников образовательных организаций общего образования к смене «классической» парадигмы проведения учебной и производственной практик;

б) несформированность ряда компетенций супервизии у сотрудников образовательных организаций общего образования.

2. Проблемы организационного плана:

а) ограниченность территориальной доступности образовательной организации коррекционной направленности, приводящая к сложностям трансфера и проживания студентов-практикантов;

б) неготовность администрации образовательных организаций обеспечивать условия для прохождения студентами разного вида практик в течение всего учебного года.

3. Проблема финансовых ресурсов: необходимость повышения оплаты труда супервизорам образовательных организаций.

Обеспечение тесной связи теоретического обучения бакалавров направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование профиля Логопедия с практической деятельностью осуществлялось посредством конкретизации учебно-методических материалов, совершенствования процессов организации самостоятельной работы студентов и специфики использования образовательных технологий. Данная работа проводилась с учетом алгоритма погружения будущего учителя-дефектолога в профессию, разработанного координаторами проекта модернизации педагогического образования по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование (направленность (профиль) Педагог-дефектолог) Московского педагогического государственного университета А.А. Алмазовой, Т.А. Соловьевой:

- активное познание через анализ доступных информационных ресурсов (первый уровень);

- получение первичного представления через соотнесение результатов анализа информационных ресурсов (первый уровень) с реальными ситуациях, наблюдаемыми в образовательных организациях, в том числе организациях основного общего образования (второй уровень);

- приобретение опыта профессиональных действий и поведения в условиях модельной практики, предусматривающей сценирование типовых ситуаций (третий уровень);

- приобретение опыта профессиональных действий и поведения в реальных практических ситуациях с помощью супервизора и при кураторстве преподавателя (четвертый уровень);

- самостоятельное выполнение отдельных профессиональных действий - уровень оперирования технологиями (пятый уровень);

- самостоятельное выполнение профессиональных видов деятельности на протяжении определенного временного периода (шестой уровень) [7, с. 44].

Одним из новых тенденций реализации практико-ориентированной подготовки является внедрение в образовательный процесс вуза инновационных технологий WorldSkills.

В профессиональную подготовку учителей-логопедов внедрены элементы Ворлдскиллс Союза, а именно - демонстрационный экзамен. Он является своеобразным индикатором практико-ориентированной подготовки будущих учителей-логопедов и используется для проведения промежуточной и итоговой аттестации студентов. Демонстрационный экзамен предполагает установление степени сформированности когнитивного и операционально-деятельностного компонентов готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности учителя-логопеда [7, с. 49].

В состав демонстрационного экзамена входят междисциплинарные задания практико-ориентированного характера, выполненные с учетом требований компетентностного подхода и позволяющие дать комплексную оценку знаний, способности и готовности обучающихся к решению профессиональных задач.

Экзамен дает возможность демонстрации результатов освоения студентами основной профессиональной образовательной программы, конвертируемых в потенциал успешности личной и профессиональной самореализации. Демонстрационные задания с одной стороны, являются тем материалом, который поможет студентам максимально показать развитие личностных и профессиональных качеств, с другой, стать основой для объективного осознаниями их «зоны актуального развития» и для адекватной самооценки перспектив профессиональной успешности [6, с. 62]. Для работодателей и социальных институтов демонстрационный экзамен - это оценка профессиональной эффективности будущего специалиста или результативности осуществления им трудовых функций и должностных обязанностей в соответствии с ценностями, целями и нормами, установленными или неформально сложившимся в рамках функционирования данного социума.

Выводы. Практико-ориентированную подготовку будущих учителей-логопедов можно считать результативной в том случае, если она построена с учетом сущности деятельностного и компетентностного подходов, опирается на инновационные тенденции развития высшего образования, отвечает всем требованиям действующих профессиональных стандартов и соответствует социальному запросу региона.

Литература:

1. Лаврентьева, М.А. Супервизия как основа практико-ориентированной подготовки будущих педагогов специального (дефектологического) образования / М.А. Лаврентьева, О.С. Гришина // Теория и

практика подготовки дефектологов в условиях модернизации образования: монография / под ред. Н.В. Рябовой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. - С. 56-79.

2. Лазарев, В.С. Деятельностный подход к новому пониманию целей высшего образования [Электронный ресурс] / В.С. Лазарев // Инноватика в образовании. Электронный научно-практический журнал. - 2014, февраль. - URL: http://invobr.ru.

3. Марголис, А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. - Том 6. -№ 2. - С. 1-18. - URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 08.10.2019).

4. Марголис, А.А. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов / А.А. Марголис, М.А. Сафронова, Л.М. Шишлянникова А.А. Панфилова // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 5. - C. 77-91.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 123 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование» [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Документы Министерства образования и науки Российской Федерации». - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-22.02.2018-N-123/ (дата обращения 07.10.2019).

6. Теория и практика подготовки педагогических кадров в условиях модернизации образования: монография / под ред. Т.И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015. - 170 с.

7. Шукшина, Т.И. Развитие системы научно-исследовательской и проектной деятельности студентов в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин, И.И. Парватова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 4. - С. 47-54.

8. Янушевский, В.Н. Системно-деятельностный подход в образовании в контексте ФГОС второго поколения: цели, программы, технологии [Электронный ресурс] / В.Н. Янушевский. - URL: http://www.dc.ulstu.ru/ipk/news_files/1.doc.

Педагогика

УДК 372.27

доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ»

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к раскрытию сущности понятия «социально-коммуникативная компетенция» в теории образования, обобщены взгляды ученых на формирование компетентной личности. Раскрыто содержание понятий «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход», «коммуникативная компетенция», «социальная компетенция» в свете современной образовательной парадигмы и установлено отношение между ними. Особое внимание в научном поиске уделено рассмотрению указанных терминов в социально-педагогическом контексте.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход, коммуникативная компетенция, социальная компетенция, социально-коммуникативная компетенция.

Annotation. The article discusses various approaches to the disclosure of the essence of the concept of «socio-communicative competence» in the theory of education, summarizes the views of scientists on the formation of a competent person. The contents of the concepts of «competence», «competence», «competency-based approach», «communicative competence», «social competence» in the light of the modern educational paradigm are disclosed and the relationship between them is established. Particular attention in the scientific search is given to the consideration of these terms in a socio-pedagogical context.

Keywords: competence, competence, competency-based approach, communicative competence, social competence, socio-communicative competence.

Введение. Динамика общественных процессов в XXI в. обусловливает постоянное изменение знаний в любой материальной или духовной сфере жизни. В современных условиях приоритетной возникает потребность в личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей социальной среды. Традиционная система образования, направленная на передачу воспитанникам только определенного объема теоретических знаний, умений и навыков, оказалась непродуктивной в современном обществе. Классические энциклопедические знания, которые обычно считались главной целью образовательного процесса, сегодня должны стать эффективным средством разностороннего личностного развития воспитанника.

Научные исследования в области социально-коммуникативной компетентности начали появляться в трудах ученных в конце ХХ века и до сих пор имеют определенные расхождения во взглядах ученных на трактовку самого понятия. Известно лишь то, что данный феномен представлен в исследованиях ученных относительно сложным новообразованием, организационно вбирающем в себя составные компоненты социальной и коммуникативной компетентности, однако при совокупном синтезе этих дефиниций образует на выходе качественно новый смысл. Ученные разных научных направлений (социологии, психологии, педагогики) придают данному понятию своеобразное значение, в связи с чем, пока не получается сформулировать общее толкование.

Целью данной статьи является рассмотрения сущности и структурных компонентов социально-коммуникативной компетенции в современной научной парадигме.

Изложение основного материала статьи. Взаимодействие и общение являются фундаментом социальных связей человека и способов их реализации в обществе. Формирование социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.