Научная статья на тему 'Современный вектор подготовки специальных психологов в аспекте реализации профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"'

Современный вектор подготовки специальных психологов в аспекте реализации профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО / НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО / ОСНОВНОГО ОБЩЕГО / СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ / УЧИТЕЛЬ)" / ФГОС ВО ПО НАПРАВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ЛИНЕЙНЫЕ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонова Е.В.

В статье представлен современный подход к проектированию подготовки специального психолога, цель и задачи которой задает профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Описаны обобщенные трудовые функции и линейные трудовые функции, актуальные для подготовки специального психолога. Обрисованы современные тенденции практико-ориентированной подготовки специального психолога, основанные на тесном партнерстве вуза с образовательными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный вектор подготовки специальных психологов в аспекте реализации профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"»

УДК 378.147.88

СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)»

© 2019 Е. В. Леонова

канд. пед. наук, доцент, завкафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики E-mail: leonka1973@mail.ru

Россия, г. Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

В статье представлен современный подход к проектированию подготовки специального психолога, цель и задачи которой задает профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Описаны обобщенные трудовые функции и линейные трудовые функции, актуальные для подготовки специального психолога. Обрисованы современные тенденции практико-ориентированной подготовки специального психолога, основанные на тесном партнерстве вуза с образовательными организациями.

Ключевые слова: профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», ФГОС ВО по направлению Специальное (дефектологическое) образование, практико-ориентированная подготовка, компетенции, компетентность, общетрудовые функции, линейные трудовые функции.

Ключевой вектор обновления системы педагогического образования в Российской Федерации на сегодняшний день обусловлен отреагированием на социальный запрос общества, представленный совокупностью требований к уровню образования, его направлению и направленности, необходимой для выполнения трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом педагогического работника.

Практико-ориентированной подготовке педагогических кадров придается первостепенное значение в Проекте модернизации педагогического образования. Говоря о подготовке специальных психологов, отметим, что осуществлять квалифицированное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), возможно только на основе системно-деятельностного подхода, прочно вошедшего в теорию и практику специальной психологии. Разработка этого подхода отражена в трудах ряда отечественных выдающихся ученых (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) [Забродин 2014].

Практико-ориентированная подготовка обучающихся предполагает своим образовательным результатом способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами - профессиональным стандартом. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВО) высшего образования по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование как раз ориентирует выпускников на заданные профессиональным стандартом достижения: необходимый

Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

уровень знаний и умений, ясно указывая, что «профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников (далее - иные требования, предъявляемые к выпускникам)» [ФГОС ВО 2018].

Таким образом, на образовательные организации высшего образования возложена особая ответственность за подготовку выпускника, то есть образовательные результаты должны напрямую отвечать запросам потенциальных работодателей. Поэтому в ФГОС ВО по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование заложена норма обязательного участия работодателей в реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).

Согласно Постановлению Правительства РФ № 584 от 27.06.2016 г. «Об особенностях применения профессиональных стандартов» в соответствии с частью 1 статьи Федерального закона о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статей 11 и 73 «Федерального закона об образовании в Российской Федерации» до 1 января 2020 г. все государственные и муниципальные образовательные организации должны завершить переход на применение профессиональных стандартов в части требований к квалификации, необходимой педагогическим работникам для выполнения определенной трудовой функции. Данное положение в полной мере касается специальных психологов.

В 2013 г. был принят профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». При его разработке были учтены реальные условия и содержание профессионального труда педагогических работников, в том числе педагогов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и / или инвалидностью.

Современная практика организации образования лиц с инвалидностью и/или ОВЗ в России диктует включение в содержание профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель» следующих обобщенных трудовых функций (ОТФ):

1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.

Первая обобщенная трудовая функция и относящаяся к ней линейная трудовая функция Развивающая деятельность профессионального стандарта «Педагог» напрямую относится к компетенции педагога-психолога образовательной организации, в том числе реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, то есть специального психолога.

Таким образом, подготовка бакалавров и магистров по направлению Специальное (дефектологическое) образование к выполнению трудовых действий в рамках профессиональной деятельности специальных психологов образовательных организаций должна учитывать, с одной стороны, выполнение требований ФГОС ВО (3++), а с другой - требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая

Леонова Е. В. Современный вектор подготовки специальных психологов

в аспекте реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)»

деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Производственная практика является важнейшей составляющей подготовки специалиста в сфере специального (дефектологического) образования. Наибольшее число профессиональных компетенций формируется именно в процессе прохождения практики. Основным образовательным результатом прохождения производственной практики является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с профессиональным стандартом и его трудовой функцией «Развивающая деятельность».

Практики по направлению Специальное (дефектологическое) образование проводятся в соответствии с целевыми установками и содержанием каждой из них. При организации каждой из них первостепенное значение приобретают их базы.

Критериями выбора образовательной организации - партнера для подготовки будущих специальных психологов являются следующие:

- компетентные педагоги-психологи (психологи-супервизоры), готовые к реализации практики в логике компетентностного подхода, то есть наличие в образовательной организации носителей профессиональных образцов тех трудовых действий, которые необходимо сформировать у будущего выпускника;

- ресурсное обеспечение, материально-технические условия.

Важным моментом при разработке ОПОП является разграничение функций вуза (координатора) и образовательной организации (супервизора) в формировании профессиональных компетенций. Трудно отдать приоритет какому-либо одному из субъектов взаимодействия, так как одна и та же компетенция реализуется обычно и на уровне знаний и умений (ответственность вуза), и на уровне владений и приобретения опыта (ответственность образовательных организаций). Педагогический опыт транслирует супервизор, он же демонстрирует модели трудовых действий с обучающимися, являясь эталоном для подражания, «...в то время как профессиональная задача университетского координатора практики в большей степени связана с организацией рефлексии в отношении к результатам действий обучающегося, научных исследований проблем, препятствующих их реализации» [Марголис 2014: 7].

Благодаря партнерству вуза и образовательных организаций возможно предупредить формальное усвоение знаний обучающимися, перейти от теоретических конструктов в области психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ к реальному применению их на практике в виде техник, методов и методик, а также наметить пути формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности, рефлексии собственных трудовых действий.

Благодаря производственной практике происходит становление профессиональной компетентности специального психолога, развитие его практического и исследовательского мышления, позволяющего реализовывать продуктивное взаимодействие с педагогическими работниками и другими участниками образовательного процесса по вопросам психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и/или инвалидностью.

Библиографический список

Забродин Ю.М. Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 58-73.

Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных

Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 2. С. 1-18. Doi: 10.17759 / psyedu. 2015070402.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 № 123 «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование // Министерство образования и науки Российской Федерации: официальный сайт. URL: минобрнауки.рф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.