Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
РЕЧЬ / ОБЩЕНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТЕЕ РЕЧИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупыгина Александра Сергеевна

В статье исследуются некоторые аспекты проблемы формирования и развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) на логопедических занятиях. Определяются особенности детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития). Общее недоразвитие речи является одним из наиболее часто встречающихся нарушений речи. Исследование детей с общим недоразвитием речи чётко демонстрирует наличие взаимозависимости между их речевыми и коммуникативными умениями, поэтому в настоящее время важно подбирать эффективные методы активизации речевой коммуникации и необходимости в общении данных детей. В качестве одного из эффективных методов разрешения коммуникативных умений у детей дошкольного возраста предлагается использования дидактических игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чупыгина Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH AT SPEECH THERAPY CLASSES

The article examines some aspects of the problem of the formation and development of communicative skills of preschool children with general underdevelopment of speech (III level of speech development) in speech therapy classes. The features of preschool children with OHP (III level of speech development) are determined. General underdevelopment of speech is one of the most common speech disorders. The study of children with general underdevelopment of speech clearly demonstrates the existence of an interdependence between their speech and communication skills, therefore, at present, it is important to select effective methods for activating speech communication and the need for communication in these children. As one of the effective methods for resolving communicative skills in preschool children, the use of didactic games is proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ»

Научная статья Original article УДК 37

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH AT SPEECH THERAPY CLASSES

Чупыгина Александра Сергеевна, студентка 5 курса, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Chupygina Alexandra Sergeevna, student of the 5th year, Smolensk State University, Smolensk

Аннотация: В статье исследуются некоторые аспекты проблемы формирования и развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) на логопедических занятиях. Определяются особенности детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития). Общее недоразвитие речи является одним из наиболее часто встречающихся нарушений речи. Исследование детей с общим недоразвитием речи чётко демонстрирует наличие взаимозависимости между их речевыми и коммуникативными умениями, поэтому в настоящее время важно подбирать эффективные методы

2652

активизации речевой коммуникации и необходимости в общении данных детей. В качестве одного из эффективных методов разрешения коммуникативных умений у детей дошкольного возраста предлагается использования дидактических игр.

Annotation: The article examines some aspects of the problem of the formation and development of communicative skills of preschool children with general underdevelopment of speech (III level of speech development) in speech therapy classes. The features of preschool children with OHP (III level of speech development) are determined. General underdevelopment of speech is one of the most common speech disorders. The study of children with general underdevelopment of speech clearly demonstrates the existence of an interdependence between their speech and communication skills, therefore, at present, it is important to select effective methods for activating speech communication and the need for communication in these children. As one of the effective methods for resolving communicative skills in preschool children, the use of didactic games is proposed.

Ключевые слова: речь, общение, дети дошкольного возраста, общее недоразвитее речи, дидактическая игра, коммуникативные умения, логопедические занятия.

Key words: speech, communication, preschool children, general underdevelopment of speech, didactic game, communicative skills, speech therapy classes.

Одной из важных задач учебно-воспитательного процесса на этапе дошкольного образования выступает формирование коммуникативных умений дошкольников, что нашло отражение в ФГОС ДО [4].

Так, содержание Программы дошкольной ступени образования призвано обеспечить как развитие личности, так и мотивацию и способности ребенка, где важной составляющей является социально-коммуникативное

2653

развитие.

Установление контакта с окружающими как первоначальная функция речи ребёнка, функция общения, была отмечена ещё Л.С. Выготским [1,с.375].

Умение использовать речь относят к области отношений в обществе, оно соотносится с качествами личности ребёнка, которые позволяют ему взаимодействовать с другими детьми, а также взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать целей. Специфика развития речи детей с нарушениями речи осложняет их общение с окружающим миром.

Общее недоразвитие речи является одним из наиболее часто встречающихся нарушений речи. Более того, исследования ученых убедительно доказывают, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте наблюдается наибольшая распространенность недостатков речи. Это различные сложные расстройства речи, при которых наблюдается нарушение формирования всех составляющих речевой системы, то есть звуковой и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Для детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) характерно изменение способов коммуникации, которое проявляется в том, что у них нарушено речевое общение, у многих общение затруднено.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) происходит в процессе общения в коллективе, с семьей, со сверстниками. Ребенок с нарушением речи плохо воспринимает обращённую к нему речь; менее самостоятелен; не умеет играть; с трудом вступает в общение; характеризуется неразвитостью многих психических процессов и функций (память, внимание, восприятие, речь, мышление и т.д.). Поэтому необходимо создавать соответствующие его природе условия, способствующие развитию психических процессов и коммуникативных умений.

2654

К основному способу развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) можно отнести развитие речи, так как овладение коммуникативной деятельностью происходит через усвоение языка, который функционирует в речи окружающих.

Умение говорить, наличие богатого словарного запаса благоприятно влияет на становление процесса полноценного общения, а значит, и развитие ребенка. В связи с этим, одной из актуальных проблем по активизации речевой коммуникации и потребности в общении у детей с ОНР является поиск и апробация методов и приемов, форм и средств работы педагога дошкольного образовательного учреждения.

К наиболее эффективным средствам развития коммуникативных умений и навыков, речи ребенка-дошкольника современные исследователи относят игровые упражнения, сюжетно-ролевую игру, элементы тренинга, психогимнастики и руководство ими со стороны логопеда и воспитателя. В процессе игровой деятельности дети объединяются в игровые коллективы, перенимают друг у друга имеющиеся знания. Необходимость объясняться со сверстником стимулирует развитие связной речи, особенно диалогической. Диалог как наиболее естественная форма речевой деятельности предполагает наличие постоянной обратной связи, подкрепления со стороны партнёра. Педагог (логопед), организуя игру, руководит процессом общения детей, а, следовательно, стимулирует их речевое общение. Значит, игра может и должна служить как средством развития коммуникативных способностей, так и индикатором уровня развития общения и речи [6,с. 67].

Также для изучения процесса формирования и развития коммуникативных умений детей организуются наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, слушать и слышать

2655

собеседника, ясно и четко формулировать предложения / выражать свои мысли.

В методической литературе представлены задания по разрешению данной проблемы. Наиболее эффективными методами и приемами развития коммуникативных навыков и развития речи детей дошкольного возраста считаются дидактические игры, игровые упражнения, задания тренингового характера и т.п. Необходимость объединяться и работать в команде стимулируют процесс развития связной речи ребенка. Методика организации и проведения занятий подобного рода предполагает помощь, контроль и коррекцию деятельности воспитанников со стороны логопеда.

Например, использование ролевых игр: «Магазин», «Поход на природу», «День рождения», «Вызов врача» и др., требующих распределения ролей, активного «задействование» опыта ребенка по созданию образа / героя игровой ситуации не только внешнего (одежда, маски и т.п.), но и речевых действий.

Особое место в развитии речи ребенка занимают лингвистические игры, направленные на обогащение словарного запаса ребенка, формирование логичности построения предложений и выразительности речи. Значимость таких игр заключается, прежде всего, в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи не только получают «языковую информацию», но и учатся использовать ее в речи, стимулируют речевую активность ребенка.

Игры по развитию коммуникативных способностей проводятся в системе и разделены на 4 блока:

I блок - игры на развитие умения сотрудничать.

II блок - игры на умение активно слушать.

III блок - игры на умение перерабатывать информацию.

IV блок - игры на умение конструировать "текст для другого" (умение говорить самому).

Приведем примеры игр.

2656

Совушка-сова

Цель: Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Игровое правило: Дети убегают от совы только после слов: «Как полетит!».

Игровые действия: Имитация движений совы, птиц, мелких грызунов, спящих, убегающих и летающих; ловля птиц, грызунов.

Ход игры: Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Сова садится на стул в середине круга. Слова логопеда и детей В лесу темно, Все спят давно.

(Дети ходят по кругу, либо изображают спящих зверят и птиц)

Все птицы спят, Все звери спят.

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг - как полетит!

Услышав слова «Как полетит!», дети убегают от совы, а сова их догоняет.

Перед началом игры воспитателю необходимо показать детям фотографии и изображения совы (также рекомендуется показать детям документальный короткометражный фильм «Пернатые кошки ночи»), рассказать детям об этой птице. Мы - веселые ребята.

2657

Цель: Упражнять в беге в различных направлениях, закрепить умение двигаться быстро, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята, любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать: раз, два, три - лови!

После слова «лови!» дети перебегают на другую сторобну площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садиться возле ловишки.

После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый.

Сундучок

Цель игры: развивать познавательные способности детей, творческое воображение, формировать навыки и знания об окружающем мире, развивать тактильное ощущение, мелкую моторику, память,

любознательность, сенсорное восприятие, способствовать социализации детей, обогащать словарный запас.

Возраст: 3-7лет.

Игра представляет собой удобную переноску с ручкой, в которой в контейнерах разложены бусинки, пластиковые фигурки, палочки, нитки, пуговицы, бусинки (дополнять игру всевозможным материалом). Дети выкладывают узоры из этих материалов по образцу или по собственному замыслу. Переноска выполнена из пластмассы, поэтому легко моется и обрабатывается. Игру можно использовать как на улице, так и в помещении (удобно брать в дорогу). Чем старше ребенок становится, тем сложнее перед

2658

ним становятся задачи, контейнер наполняется материалом по возрасту и

умению детей.

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Издательство Смысл, 2005.1136 с.

2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - Москва: Флинта-Наука. 1999.- 496 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общей ред. Проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд. испр. - М.: ООО» Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Оникс», 2012. - 640 с.

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи.: Айрис-пресс, 2006. 192 с.

6. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков. // Логопед. 2005. № 5.- 95 с.

Literature:

1. Vygotsky L.S. Psychology of human development. M.: Izdatel'svo Smysl, 2005.1136 p.

2. Kazartseva O.M. Culture of speech communication: Theory and practice of teaching: A textbook for students of pedagogical educational institutions. -Moscow: Flinta-Nauka. 1999.- 496 p.

3. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language / Under the general editorship. Prof. L.I. Skvortsova. - 24th ed. correct - M .: LLC "Publishing house" World

2659

and Education ": LLC "Publishing house Astrel": LLC "Publishing house Onyx", 2012. - 640 p.

4. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 17, 2013 N 1155 "On approval of the federal state educational standard for preschool education" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on November 14, 2013 N 30384).

5. Shvaiko G.S. Games and game exercises for the development of speech.: Irispress, 2006. 192 p.

6. Shichanina O.V. Game techniques for corrective work to automate the set sounds. // Speech therapist. 2005. No. 5.- 95 p.

© Чупыгина А.С., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022.

Для цитирования: Чупыгина АС. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022

2660

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.