УДК: 376
Колодовская Е.А., Ковалева Ю.С.
Смоленский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11884 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III - IV УРОВНЕЙ
Kolodovskaya E.A., Kovaleva Yu.S.
Smolensk State University
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES AND SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERFORMATION
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей развития коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В статье представлены результаты эмпирического обследования по определению начального уровня сформированности коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с вышеназванной речевой патологией.
Abstract
The article is devoted to the analysis of the features of the development of communicative skills in preschool children with a general speech underdevelopment. The article presents the results of an empirical examination to determine the initial level of formation of communicative skills in preschool children with the above speech pathology.
Ключевые слова: речевые расстройства, дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обследование, коммуникативные умения и навыки, коррекционное воздействие.
Keywords: speech disorders, preschool children with general speech underdevelopment, examination, communicative skills, corrective effect.
По данным мировой и отечественной статистики, число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем, актуальность проблемы выявления, диагностики и коррекции вышеназванных нарушений на раннем этапе является неоспоримой. Одним из распространенных речевых расстройств, которое проявляется как нарушение формирования всех сторон речи, именуется общим недоразвитием речи (ОНР) и используется как обозначение широкого спектра речевых патологий у детей [5, с. 1].
Общение выступает как сложная деятельность, требующая специфических знаний и умений. Высокий уровень коммуникативности является залогом успешной адаптации индивида в социальной среде что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. Наличие у ребенка речевой патологии препятствует становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет процесс установления контактов со сверстниками, а также может приводить к изоляции в детском коллективе. В связи с актуальностью распространения данного нарушения требуется осуществление специальной коррекци-онной работы, действие которой направлено на развитие всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности, нацеленной на оп-
тимальную и эффективную адаптацию детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям современного общества [1, с. 92].
Такие авторы, как Г.А. Волкова [2], Н.С. Жукова [3], Р.И. Лалаева [4], Т.Б. Филичева [7], преимущественно обращают внимание на изучение и развитие языковых средств общения. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фо-нематические нарушения, ограничивающие возможность спонтанного формирования речевых навыков, обеспечивающих процесс воспроизведения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели.
Все научные исследования доказывают важность и значимость коммуникативного взаимодействия детей со своими сверстниками для формирования целостной личности ребенка. А.А. Рояк отметил два типа трудностей в общении детей, имеющих общее недоразвитие речи, среди которых:
- операциональные трудности, возникающие вследствие недосточного количества теоретических знаний и практических умений в процессе реализации игровых действий;
- мотивационные трудности, возникающие вследствие смещения иерархической последова-
PEDAGOGICAL SCIENCES / «Ш11ШетУМ~^©УГМа[1>>#1Щ65)),2©2©
84
тельности целей, в связи с чем, потребность в коммуникативном взаимодействии перестает быть ведущей [6, с. 15].
Изучив научно-педагогическую и коррекцион-ную литературу по проблеме развития коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи, была обоснована цель, направленная на определение начального уровня сформирован-ности коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста с вышеназванным нарушением. Ведь именно процесс выявления и коррекции данной патологии на ранней стадии, а также дальнейшее развитие социально-коммуникативных навыков является необходимым условием успешности образовательной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для выявления уровня сформированности коммуникативных навыков и умений у дошкольников с общим недоразвитием речи были использованы следующие методики:
1. Комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи. Исследование проводилось по методике Р.Е. Левиной.
2. Исследование комфортности дошкольников в общении со сверстниками и педагогами в группе: методика М. Быкова и М. Аромштам «Я в детском саду».
Экспериментальное изучение проводилось в октябре 2019 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида МБДОУ «Детский сад «Ласточка» города Рославль. В эксперименте приняло участие 12 детей 5-6-летнего возраста, в личных делах которых, имелось заключение медико-психолого-педагогической комиссии о наличии общего недоразвития речи III-IV уровней.
Экспериментальное обследование осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе проводилось диагностическое обследование, проведение которого было необходимо для выявления начального уровня сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи, в ходе второго этапа осуществлялась обработка результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, их количественных и качественный анализ.
При анализе полученных результатов нами был определен уровень сформированности коммуникативных умений и навыков каждого ребенка, который определялся количеством правильных ответов в процессе выполнения каждого задания. Нами были введены условные обозначения уровней сформированности коммуникативных навыков, среди которых: высокий уровень, достаточный уровень, средний уровень и низкий уровни. Каждое из заданий оценивалось по 10-бальной шкале, где 10 -максимальный балл, а 0 - минимальный.
1. Серия заданий по методике Р.Е. Левиной предусматривала установление контакта с каждым
ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Посредством непринужденной беседы необходимо было выяснить способы вступления в диалог, а также основные приемы ведения разговора с незнакомым человеком, умения поддержать его на элементарном уровне.
В процессе анализа результатов была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей формирования диалогического высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Анализ обследования по методике Р.Е. Левиной продемонстрировал, что высокий уровень развития диалогической речи не показал ни один ребенок с общим недоразвитием речи. У двух детей отмечается достаточный уровень активности - 17%. Эти дети быстро устанавливают контакт со взрослыми и сверстниками, стремятся к коммуникативному взаимодействию, чувствуют себя свободно в присутствии незнакомых людей, активно используют вербальную и невербальную коммуникацию, находят общие темы для поддержания беседы с разными партнерами. Дети отвечают на все поставленные вопросы, при этом, их речь отличается полным самостоятельным логическим изложением материала, точностью, полнотой использования лексических приемов, наличием грамотно оформленных простых распространенных предложений.
У шести детей был отмечен средний уровень сформированности диалогического высказывания - 50%. Данная группа детей довольно-таки быстро устанавливает контакты со взрослыми и сверстниками, однако, они быстро утомляются в процессе беседы. Дети затрудняются отвечать на некоторые вопросы, зачастую ответ на вопрос осуществляется при помощи посторонней педагогической помощи. В речи встречаются отдельные неточности, единичные речевые нарушения, проявляющиеся при воспроизведении предложных конструкций.
И, наконец, у четырех детей отмечается низкий уровень диалогического высказывания - 33%. У четвертой группы детей отмечается узкий спектр круга общения, проявляются затруднения в процессе смене партнера, а также замечается избирательность в выборе собеседника. У детей отмечаются нарушения в структурировании текстовой информации, им требуется постоянная помощь со стороны экспериментатора, прослеживаются скудность словарного запаса, лексическая неточность, частые аграмматизмы.
2. На следующем этапе констатирующего эксперимента мы исследовали комфортность дошкольников в общении со сверстниками и педагогами в дошкольной группе по методике М. Быкова и М. Аромштам «Я в детском саду». Каждому из детей следовало изобразить себя в дошкольном учреждении.
Для качественного анализа задания представим характеристику изображений, полученных в процессе выполнения заданий от конкретных представителей детской группы, имеющих различный уровень сформированности коммуникативных навыков.
На рисунке ребенка с достаточным уровнем коммуникативного взаимодействия была изображена девочка, которая представила себя в кругу других детей и воспитателя, что говорит о ее положительных эмоциональных контактах с ними. Ее рисунок был наполнен яркими красками, а также дополнялся лучами солнца и безоблачным небом, что свидетельствует о ее положительном настрое по отношению к коллективу дошкольного учреждения. Выбор цвета так же определяет достаточность общения, их близость и доверительный окрас отношений.
Следующий дошкольник, имеющий средний уровень сформированности коммуникативных навыков, на рисунке изобразил себя в кругу друзей и воспитателя, однако, цветовое решение, подобранное ребенком для рисунка, определяло переизбыток его эмоциональных стимулов. Об этом свидетельствует то, что приоритетный цвет на рисунке
- красный. Ребенок чувствует себя недостаточно уверенно и комфортно в детском коллективе, данный аспект выражается в отсутствии на рисунке опоры.
Представитель группы с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков изобразил себя рядом с детским садом, что свидетельствует о том, что дошкольное учреждение играет в его жизни немаловажную роль. Рисунок выполнен в тёмных тонах, что означает то, что ребенок ощущает дискомфорт в окружении других детей. Об этом же свидетельствует отсутствие на рисунке сверстников. Дошкольник стремится к общению с другими детьми, однако встречается с непониманием и некой «холодностью» по отношению к себе. Об этом говорит противоречивое изображение солнечных лучей, пробивающихся сквозь низко ползующие облака и моросящий дождь.
В процессе анализа результатов была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей комфортности дошкольников в общении со сверстниками и педагогами в группе. Анализ продемонстрировал то, что высокий уровень комфортности был отмечен у двух детей - 17% обследуемых, достаточный уровень так же у двух детей - 17%. Средний уровень наблюдается у пяти детей - 41%, а низкий уровень у трёх детей - 25%.
В результате качественного и количественного анализа вышеназванных заданий было выявлено, что высокий уровень сформированности коммуникативных навыков не показал ни один дошкольник с общим недоразвитием речи. Достаточный уровень наблюдается только у двух детей - 17% (10-14 баллов), средний уровень был отмечен у пяти детей
- 41,5% (6-9 баллов), низкий уровень был также
выявлен у пяти дошкольников - 41,5% (1-5 баллов).
В заключение следует отметить, у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы коммуникативные навыки. Они испытывают значительные трудности при взаимодействии с малознакомыми людьми, а также испытывают дискомфортные ощущения в детском коллективе при взаимодействии со сверстниками. Результаты, полученные в ходе констатирующего обследования, позволят повысить эффективность в процессе осуществления дальнейшей коррекционно-логопеди-ческой работы. Ведь успешность социализации детей дошкольного возраста всецело зависит от развития коммуникативных умений, что и следует развивать системно и комплексно в условиях дошкольного образовательного учреждения в рамках программы ознакомления с социальной действительностью.
Список литературы
1. Аммосова В.В. Влияние коммуникативных умений детей дошкольного возраста на их социализацию // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2009. № 4. С. 90 - 93.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 272 с.
3. Жукова Н.С. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 168 - 180.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 187 - 190.
5. Нищева Н.В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего школьного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. № 1. С. 1 - 4.
6. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1977. № 2. С. 12 - 19.
7. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 191 - 204.