Научная статья на тему 'Коррекционно-педагогическая работа по обучению детей постановке вопросов'

Коррекционно-педагогическая работа по обучению детей постановке вопросов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррекционная-педагогика / общее недоразвитие речи / речевое развитие / вопросительные высказывания. / correctional-pedagogy / general underdevelopment of speech / speech development / interrogative statements.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. О. Комарова

В данной статье рассматривается проблема особенностей вопросительных высказываний детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и пути повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по их формированию. Внедрение педагогической технологии, направленной на систематическое, поэтапное введение в речевую практику детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи социально-коммуникативных и познавательных вопросительных высказываний, учитывающей особенности и уровень их речевого и познавательного развития, позволит повысить эффективность коррекционно-логопедической работы по подготовке детей к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. О. Комарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTIVE PEDAGOGICAL WORK ON TEACHING CHILDREN ON THE STATEMENT OF QUESTIONS

This article discusses the problem of the features of interrogative statements of preschool children with general speech underdevelopment and ways to improve the effectiveness of corrective and speech therapy work on their formation. The introduction of pedagogical technology aimed at a systematic, phased introduction into speech practice of children of preschool age with a general underdevelopment of speech in social, communicative and cognitive interrogative statements, taking into account the characteristics and level of their speech and cognitive development, will increase the effectiveness of corrective and speech therapy work to prepare children for schooling.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-педагогическая работа по обучению детей постановке вопросов»

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСОВ

А.О. Комарова, магистрант Белгородский государственный университет (Россия, г. Белгород)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10019

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема особенностей вопросительных высказываний детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и пути повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по их формированию. Внедрение педагогической технологии, направленной на систематическое, поэтапное введение в речевую практику детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи социально-коммуникативных и познавательных вопросительных высказываний, учитывающей особенности и уровень их речевого и познавательного развития, позволит повысить эффективность коррекционно-логопедической работы по подготовке детей к школьному обучению.

Ключевые слова: коррекционная-педагогика, общее недоразвитие речи, речевое развитие, вопросительные высказывания.

Система образования является частью государственного устройства любого общества. Образование призвано выполнять социальный заказ на подготовку будущего гражданина. И так как в последние годы в большинстве областей деятельности от людей требуется создание, самостоятельная добыча знаний, а не воспроизведение их, система образования должна позволить ребенку стать активным участником процесса обучения. Активность ребёнка предполагает увеличение процента инициативных высказываний ребенка в ходе обучения.

Педагогами традиционно признается необходимость обучения детей ведению диалога [1, 3, 4].

Педагогическая наука рассматривает проблему формирования диалогической речи (вопросов и ответов) в разделе «Развитие речи». Главной задачей данного раздела является развитие связной речи. Это объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная, во-вторых, в ней особенно ярко прослеживается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка, в-третьих, в связной речи отражены задачи формирования словаря, грамматического строя, фонетической системы языка [1].

Программа обучения и воспитания дошкольников предусматривают обучение диалогической и монологической формам связной речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Задача формирования умения задавать вопросы присутствует в программах дошкольного обучения и воспитания. Однако основной тактикой формирования вопросительных предложений по-прежнему остается повторение вопроса педагога.

В педагогической литературе вопросы подразделяются на репродуктивные и поисковые, в зависимости от той мыслительно-речевой задачи, которую они выполняют. Репродуктивный вопрос требует ответа в форме простой констатации: «что?», «кто?», «где?», «когда?», «какой?». Такие вопросы дают возможность выяснить конкретные данные об объекте, на основе которых затем будут делаться обобщающие умозаключения и суждения. Поисковый вопрос начинается со слов «почему», «отчего», «из-за чего», «для чего», «зачем» и требует умозаключений о связях между объектами. Данный тип вопросов является более сложным, чем предыдущий. Отвечая на поисковые вопросы, дети учатся устанавливать причинно-следственные связи,

делать выводы, обобщать и анализировать [3].

Педагогами используется еще одна классификация вопросов, в которой выделяются основные, наводящие и подсказывающие вопросы. Сначала перед детьми ставится основной вопрос (прямой). Если он вызывает затруднения, используется наводящий вопрос. А затем задается подсказывающий вопрос, в котором уже содержится материал для ответа, нужно лишь подтвердить или опровергнуть его [1, 5].

Основными методами развития диалогической речи признаются беседа, дидактическая игра, игры-драматизации [1, 3, 4]. В трудах Е.А. Флериной [4] отмечается, что беседы оказывают большее влияние на формирование диалогической речи, а также на умственное развитие детей в том случае, если дошкольники научатся задавать вопросы. Э.П. Короткова [3] разделяет ее взгляды и разрабатывает требования к проведению бесед с дошкольниками.

Однако, дефектологи указывают на недостатки использования метода беседы как универсального в процессе коррекционно-развивающего обучения (С.А. Зыков). Это связано с доминирующей активностью учителя и трудностями учета индивидуальных особенностей детей при проведении беседы. Отмечается, что многие дети в силу специфики своего дефекта испытывают затруднения в ходе беседы. Участию в беседе для этих детей должна предшествовать специально организованная работа по овладению вопросно-ответной формой речи.

При обучении детей с системными нарушениями речи необходимо учитывать структуру дефекта: ребенку с ОНР будет недостаточно повторения вопроса педагога в силу дисгармоничности его речевого развития и трудностей актуализации полученных навыков. Педагогическая работа по формированию вопросительных высказываний у данной категории детей, на наш взгляд, должна быть системной, целенаправленной, построенной с учетом онтогенетического, структурно-семантического принципа и применением дифференцированного подхода.

В методической литературе по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями представлены некоторые приемы формирования вопросов в речи детей.

В процессе обучении детей с нарушениями речи предусматривается формирование осознанного речевого поведения с преобладанием собственной речевой продукции и инициативных форм речи. Исследователи отмечают, что это возможно только при специальной организации обучения, когда речевое общение становится жизненной потребностью ребенка. Обучение разговорной речи включает два направления работы: автоматизация фразовых единиц и отработка логических типов высказываний. Дети сначала учатся ведению диалога с педагогом на знакомые темы, затем организуется диалог между парой детей, диалоги по картинкам. Используется опорные вопросы и ответы в виде наглядного материала. Рекомендуется использовать прием работы с закрытой картинкой, определение спрятанного предмета. Помимо вербального оформления диалога педагог учит детей использованию естественных жестов, мимики лица - адекватной естественной реакции на реплики собеседника (Л.А. Головчиц,

Л.П. Носкова, Ж.И. Шиф).

В методической литературе признается необходимость целенаправленного формирования диалогической речи детей с ее нарушениями. Но исследователи преимущественно делают акцент на формировании ответных высказываний. На современном этапе развития специальной педагогики с развитием психолингвистики и обоснованием коммуникативного подхода к формированию речевой деятельности ситуация изменилась: основной акцент в работе по преодолению речевых нарушений делается на формирование и развитие коммуникативно значимых форм и функций речи, к которым, несомненно, относятся инициации-вопросы.

При обучении детей с нарушениями речи диалогу признается необходимость обучения постановке вопросов. Этот раздел присутствует в программе обучения. Указываются приемы, помогающие ре-

шить поставленную задачу: повторение вопроса по образцу, исправление вопросов детей. При этом педагогу предлагается придерживаться принципа деления вопросов на общие и специальные.

Проведение некоторых речевых и дидактических игр в ходе их проведения предусматривают овладение отдельными специальными и общими вопросами. Но это не является основной задачей введения их авторами в практику обучения.

Исследователями предлагается начинать процесс обучения вопросно- ответной речи с вопросов «Кто?», «Что?», «Где?», так как они предполагают однословные ответы. Затем вопросы педагога к детям усложняются, и постепенно дети переходят к самостоятельной постановке вопросов с использованием опоры в виде образца вопроса. Следовательно, можно выделить две линии работы: овладение новыми морфологическими и синтаксическими конструкциями; повышение уровня самостоятельности речи.

В.П. Глухов указывает на важность усвоения детьми вопросительных слов как опорно-смысловых семантических единиц, на основе которых дети обучаются построению структурных схем фраз-вопросов.

Считаю, что для успешного овладения коммуникативной деятельностью дошкольниками с ОНР необходимо рассматривать формирование инициативных высказываний как*отдельную задачу коррекци-онно-развивающего процесса. Работа по формированию в речи детей с ОНР вопросительных высказываний должна входить в раздел развития связной речи и пред-

ную целенаправленную последовательную систему педагогических воздействий.

На основе анализа лингвистической, психолингвистической, педагогической литературы мы определили теоретические основы проблемы использования вопросительных высказываний в процессе работы по формированию коммуникативной деятельности детей с ОНР. Уточнены концептуальные понятия исследования.

Анализ литературы показал, что проблема изучения вопросительных высказываний привлекает внимание многих исследователей из различных областей научного знания и является междисциплинарной проблемой. Общепризнанна значимость вопроса как средства повышения речевой и познавательной активности ребенка в процессе обучения. Тем самым, доказана необходимость обучения умению вести диалог (задавать вопросы и отвечать на них) в возрасте от 4 до 7 лет.

Исследователи предлагают различные пути повышения эффективности работы по формированию коммуникативной деятельности детей с ОНР. Одним из них является введение в систему коррекционной работы инициативных форм речи.

Однако до сих пор не нашли достаточно полного решения многие вопросы обучения инициативным высказываниям в ходе диалога. Так, не являлась предметом специального исследования проблема формирования вопросительных высказываний детей с ОНР; не разработана педагогические технологии коррекционно-логопедической работы по формированию вопросительных высказываний, не выявлена ее эффективность.

ставлять собой теоретически обоснован-

Библиографический список

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 400 с.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.

3. Ефименкова JI.H. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи): пособие для логопедов. - М.: Просвещение. - 112 с.

4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: АПН, 1995. - 370 с.

5. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1978. - 112 с.

CORRECTIVE PEDAGOGICAL WORK ON TEACHING CHILDREN ON THE

STATEMENT OF QUESTIONS

A.O. Komarova, Graduate Student Belgorod State University (Russia, Belgorod)

Abstract. This article discusses the problem of the features of interrogative statements ofpreschool children with general speech underdevelopment and ways to improve the effectiveness of corrective and speech therapy work on their formation. The introduction of pedagogical technology aimed at a systematic, phased introduction into speech practice of children of preschool age with a general underdevelopment of speech in social, communicative and cognitive interrogative statements, taking into account the characteristics and level of their speech and cognitive development, will increase the effectiveness of corrective and speech therapy work to prepare children for schooling.

Keywords: correctional-pedagogy, general underdevelopment of speech, speech development, interrogative statements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.