Педагогика
УДК 376.112.4
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); бакалавр Евдокимова Дарья Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБСЛЕДОВАНИИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В данной статье представлен теоретический и практический аспект нарушений эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). Представлена логопедическая программа занятий по коррекции нарушений экспрессии и импрессии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе комплексного подхода.
Ключевые слова: нарушение эмоциональной лексики, общее недоразвитие речи, диагностика, комплексный подход, дошкольники.
An^tatton. This article presents the theoretical and practical aspect of disorders of emotional vocabulary in children of preschool age with general speech underdevelopment (III level of speech development). A speech therapy program for the correction of expression and impression disorders in older preschoolers with general speech underdevelopment based on an integrated approach is presented.
Keywords: violation of emotional vocabulary, general speech underdevelopment, diagnosis, integrated approach, preschoolers.
Введение. В настоящий момент все большую популярность набирает комплексный подход при нарушении эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), обуславливается это тем, что он является одним из ведущих принципов, позволяющих всесторонне построить коррекционный маршрут по преодолению речевых расстройств.
Идея комплексного подхода заключена в том, что логопед должен находиться в тесном взаимодействии с другими представителями смежных дисциплин, мы будем взаимодействовать с психологом, воспитателем, музыкальным руководителем, преподавателями изобразительного искусства и физической культуры. Все участники программы должны построить общий коррекционный план занятий, чтобы он органично вписывался в повседневную жизнь дошкольника.
Основная форма сотрудничества специалистов - получение информации о ребенке и результатов прохождении заданий по ряду дисциплин [8, с. 60].
У детей с ОНР страдают все компоненты речевой системы, которые отражаются в непонимании экспрессии и импрессии при общении.
Отмечается бедная, однообразная речь, изобилующая атрибутивной лексикой, в частности такими общеоценочными словами как весёлый, хороший, добрый и т.д. (Марцун Н.С.) [4, с. 351].
Характерны трудности в использовании предикативного словаря и лексем, говорящих о чувствах и эмоциях (Леханова О.Л., Кизимова Е.А) [3, с. 142].
Имеются различия между пассивным и активным словарем, ребенок понимает эмоциональные состояния, но не может перенести их во внешний план, сложности вызывают новые слова в речи (Смирнова А.А.) [9, с. 216].
В логопедической практике нарушения эмоциональной лексики до конца не изучены и рассматриваются в ряде других исследований, а полученные данные имеют неоднородный характер.
Так в рамках самопрезентации ведется разговор о непонимании дошкольников с ОНР эмоционально-оценочной лексики, они не могут внешне оценить сложившуюся эмоциональную ситуацию, пропустить ее через внутренний план и выдать, требуемое действие и объяснить его (Панасенко К.Е.) [7].
В контексте изучения эмоционального интеллекта также затрагивается тема эмоций: дети не способны контролировать и регулировать свои эмоциональные состояния, понимать других людей (Филипенко Г.П.) [10].
В настоящее время проблема формирования эмоциональной лексики посредством комплексного подхода особенно актуальна. Это связано с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями: ОНР фиксируется в возрасте до 6 лет в диапазоне от 5 до 10% всего населения [11].
Целью данной статьи является практическое изучение нарушений эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, разработка логопедической программы в рамках комплексного подхода.
Изложение основного материала статьи. На основе анализа изученной литературы было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад №365» города Нижний Новгород. Всего в исследование приняло участие 20 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Для проведения исследования особенностей эмоционального компонента речи у старших дошкольников нами были проанализированы диагностические методики и книги с заданиями следующих авторов: В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» [5], Л.Н. Белопольской «Азбука настроений: Эмоционально-коммуникативная игра» [1], Обследование Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой «Изучение способности к эмпатии».
На основе инструментария перечисленного выше была составлена адаптированная методика обследования.
Адаптированная методика обследования эмоциональной лексики у старших дошкольников
В методике по изучению состояния экспрессивной и импрессивной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста были выделены следующие блоки исследования эмоциональной лексики:
I блок. Педагогический метод диагностики.
Ответственный: логопед.
Задание 1. Изучение номинативного, атрибутивного, предикативного словаря эмоциональной лексики на уровне пассивного и активного словарного запаса (по разработке Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой).
Задание 2. Обследование интонационной стороны речи (В.М. Минаева) (с. 4-5).
II. Психологический метод диагностики.
Ответственный: психолог.
Задание 3. Исследование особенностей использования дошкольниками мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции (по методике В.М. Минаевой) (с. 3-4).
Задание 4. Изучение восприятия дошкольниками графического изображения эмоций (по методике Л.Н. Белопольской) (Игра «Пасьянс» с. 2).
Задание 5. Овладение способностью к эмпатии (по разработке Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой).
Качественная обработка результатов производилась по следующим критериям - это наличие:
а) эмоционального опыта. Присутствие в жизни историй и случаев, повлекших за собой раскрытие чувств различных модальностей - радость, гнев, печаль, удивление и т.д. Для этого может потребоваться некоторый стимул в виде небольшой микроситуации, с помощью, которой нужно среагировать определенной эмоцией. А также знакомства с эмоциональными состояниями других людей и их считывание при общении.
б) графического узнавания. Владение навыком базового распознавания эмоций посредством зрительного восприятия. Для этого необходимо знать, как выглядят части лица: рот, глаза, брови, губы при том или ином эмоциональном состоянии на изображениях и в повседневной жизни.
в) навыков паралингвистических средств общения. К ним относятся мимика и пантомимика - это знания движений тела, поворотов головы, жестов, реагирования лица, соотносящиеся с определенным значением выражаемых чувств.
г) экспрессивной стороны речи. Заключается в выражении собственных эмоций через интонацию, изменении темпа, тембра, высоты и силы голоса.
д) импрессивной стороны речи. Наличие понимания чужого состояния, способности поддержать человека, сопереживать, импонировать.
е) знания и представлений о чувствах и эмоциях посредством слов. Для этого необходима развитая эмоциональная лексика как на уровне внутренней речи (пассивной), так и внешней (активной). Умение называть необходимые чувства именами существительными, прилагательными, а также глаголами. Изменять их в числе, времени, степенях и т.д.
Количественный анализ подсчитывал число правильных ответов - адекватное использование слов по своему назначению.
Проведя диагностику, были сделаны выводы об особенностях эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:
1. Дети плохо владеют словами, описывающими чувства. Наиболее успешно дошкольники используют прилагательные. Они способны показать и сказать злой, страшный или удивленный персонаж. При этом все равно могут допускать ошибки в виде замены эмоции другой экспрессией, словами чувствами, ситуативными определениями эмоциональных состояний, словами с широким значением. А также ошибки в подборе суффиксов. На более низком уровне воспитанники понимают глаголы, выраженные эмоциями. Низкий результат характеризуется путаницей эмоциональных состояний и чувств мальчиков и девочек, изображенных на карточках с заданиями. Дети не способны понять эмоциональную лексику существительных, не могут увидеть разницу между страхом и удивлением, радостью и спокойствием, спокойствием и грустью.
2. При предъявлении заданий отмечалось незнание эмоций или неправильная дифференциация эмоций. Помимо этого мимика была обеднена и могли повторяться одни и те же вариации эмоциональных состояний.
3. При собственном высказывании дети редко использовали лексемы, выражающие эмоциональное состояние говорящего и слова-оценки; у дошкольников с ОНР отмечается низкая вариативность эмоциональной лексики, что касается как экспрессивной, так и импрессивной речи.
4. В устной речи дошкольников с речевыми нарушениями преобладали односложные предложения. Построение фраз характеризовалось однотипностью, слабой интонационной выразительностью (возникали трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей), скудностью эмоциональной лексики.
5. Дети быстро теряли интерес, проявляли негативизм и отказывались отвечать на вопросы, когда возникали трудности при выполнении задания.
Все вышеперечисленные особенности эмоциональной лексики дошкольников с ОНР, привели к выводу о необходимости проведения систематической коррекционной работы, направленной на формирование данного компонента лексической системы.
Теоретико-методологической основой логопедической программы явились: исследования о закономерностях развития эмоциональной лексики (Ставцева Е.А., Яшина В.И) [12], пособие с речевыми играми по развитию эмоций и чувств (Никифорова Л.А) [6], методические разработки социо-игровых приемов (Букатов В.М) [2].
Нами был создан тематический план занятий по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня посредством комплексного подхода.
Работа строилась с учетом чередования различных методов и форм работы:
- упражнений с сюжетной картиной и фрагментами текста для формирования эмпатии и порядка действий в сложившейся ситуации;
- обучение языку эмоций через мимику, пантомимику и интонацию голоса;
- формирование чувств через тактильные, вкусовые, обонятельные и зрительные ощущения;
- рисование на предложенную тему;
- проигрывание созданной истории;
- обсуждение эмоциональных состояний и формирование «портрета эмоций».
Тематическое планирование логопедических занятий по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня посредством комплексного подхода
Месяц Конспект Количество занятий Цель занятия Содержание
Октябрь №1 3 Цель: Познакомиться с эмоцией «радость» и ее чувственным проявлением. - Беседа - Работа над зрительными образами, жестами - Рисование - Музыкотерапия - Проигрывание истории
№2 3 Цель: Знакомство и развитие умения детей передавать эмоцию «страх». - Страшная история - Беседа - Мимика - Пантомимика - Интонация - Работа над слуховым восприятием - Сочинение истории
№3 2 Цель: Изучить эмоциональное состояние «злость» (гнев). - История - Беседа - Мимика - Интонация - Воздушная гимнастика - Борьба со злостью - Рисование
Ноябрь №3 1 Цель: Изучить эмоциональное состояние «злость» (гнев). - История - Беседа - Мимика - Интонация - Воздушная гимнастика - Борьба со злостью - Рисование
№4 3 Цель: Изучение эмоции грусти. - Беседы - Игры «Разные настроения» - «Угадай эмоцию»
№5 3 Цель: Изучить эмоциональное состояние «удивление». - Удивительная история - Беседа - Мимика - Интонация - Работа над обонянием - Рисование
№6 1 Цель: Знакомство и развитие умения детей передавать эмоции робость и самодовольство. - История - Беседа - Пантомимика - Рисование - Сочинение истории
Декабрь №6 2 Цель: Знакомство и развитие умения детей передавать эмоции робость и самодовольство. - История - Беседа - Пантомимика - Рисование - Сочинение истории
№7 3 Цель: Получить знания об эмоциональном состоянии «Обида». - Сочинение истории - Беседа - Цветопередача - Рисование - Разыгрывание сценки
№8 1 Цель: Получить знания об эмоциональном состоянии «Стыд». - История - Беседа - Мимика и пантомимика - Работа над восприятием вкуса - Рисование
Январь №8 2 Цель: Получить знания об эмоциональном состоянии «Стыд». - История - Беседа - Мимика и пантомимика - Работа над восприятием вкуса - Рисование
3 Цель: Изучить эмоцию - История
«Вина», научиться - Беседа
№9 отличать ее от стыда. - Работа над тактильным
восприятием
- Рисование
- Дифференциация
изученных эмоций
Цель: Научить - История
ребенка передавать - Беседа
1 эмоции недовольство и - Пантомимика
№10 спокойствие - Рисование
- Сочинение истории
Цель: Научить - История
ребенка передавать - Беседа
2 эмоции недовольство и - Пантомимика
№10 спокойствие - Рисование
- Сочинение истории
№11 3 Цель: Развивать - Словообразование
умение образовывать (Эмоции и их цвета)
.а ц слова-антонимы. - Подбор слов-признаков
а р - Физкультминутка
в - Скажи наоборот
ё 3 Цель: Учить детей - Включение навыков
образовывать слова- подбора и использования
№12 синонимы. синонимов в речи
- Развитие диалогической
речи
- Сбор картинки
- Физкультминутка
- Рассказ историй
Цель: Образование - Назови слово ласково
слов с уменьшительно- - Придумай ласковое имя
№13 3 ласкательным - Прочтение рассказа
значением. - Беседа
- Ответы на вопросы
- Физкультминутка
- Составление связных
предложений
- Найди слова-признаки
Цель: Учить - Подбор слов
образовывать - Задание «обычный-
№14 3 словосочетания от маленький- большущий»
т & прилагательных в - Ответы на вопросы
а сравнительной и - Распутай предложения
2 превосходной степени. - Физкультминутка
- Игра «самый лучший»
- Скажи наоборот
№15 1 Цель: обобщить - Вставание под счет
полученные знания в - Зрительное восприятие
области - Слуховое
эмоциональной восприятие
лексики. - Интонационное
восприятие
- Обонятельное восприятие
- Вкусовые ощущения
- Цветопередача
- Тактильное восприятие
Выводы. Таким образом, разработанная и проведенная логопедическая программа занятий с включением комплексного подхода, направленная на развитие эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, будет способствовать введению и уточнению понятий, характеризующих эмоциональные состояния; развитию паралингвистических средств общения; формированию интонационной стороны речи. А также непосредственному формированию эмоционально-экспрессивной лексики и уточнению и закреплению полученных навыков использования эмоциональной лексики в речевом высказывании.
Литература:
1. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. М.: Когито-Центр, 2008. - 36 с.
2. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада / Под общ. ред. В.М. Букатова. -СПб.; М.: 2008.
3. Леханова О.Л., Кизимова Е.А. Организация работы по формированию эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ГОУ ВПО ЧГУ, г. Череповец, 2008 г. -с. 142-148
4. Марцун Н.С. Особенности эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.С. Марцун // IV Машеровские чтения: Материалы междун. научно-практич. конф. студ., аспир. и молод. ученых, Витебск, 28-29 октября 2010 г. / Витебский гос. университет; Редкол.: А.П. Солодков (гл. ред.) [и др.]. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. - Т. II. - С. 352-353.
5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 1999. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
6. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 112 с. (Психологическая служба.)
7. Панасенко, К.Е. Особенности самопрезентации дошкольников с нарушением речевого развития: дис. ... канд. психол. наук / К.Е. Панасенко. - Н. Новгород, 2005.
8. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.
9. Смирнова А.А. Особенности развития эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.А. Смирнова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 июня 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 215-219.
10. Филипенко Г.П. Вербализация эмоций как способ развития эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи. Конкурсная работа.
11. Шалимов В.Ф. Опыт применения препарата «Тенотен детский» в терапии задержек речевого развития у детей / В.Ф. Шалимов // Детская и подростковая реабилитация. - Москва: Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России», 2013 - № 2 - С. 53-60.
12. Яшина В.И., Ставцева Е.А. Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками: Монография. - М.: Прометей, 2016. - с. 190.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); бакалавр Тюрикова Анастасия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ЗНАЧЕНИЕ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАССКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье отображены основные аспекты изучения нарушений рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Предлагается вариант модифицированной диагностической методики обследования рассказа, раскрытие этапов программы логопедической коррекции выявленных нарушений посредством применения серии сюжетных картин.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи III уровня, нарушения рассказа, сюжетные картинки, дошкольники.
Annоtation. The article shows the main aspects of the study of violations of the story in older preschoolers with general underdevelopment of speech level III. A variant of the modified diagnostic method of examination of the story and disclosure of the stages of the program of speech therapy correction of detected violations through the use of a series of story pictures.
Keywords: general underdevelopment of speech level III, violations of story, storyline pictures, preschoolers.
Введение. В настоящее время диагностика и коррекция нарушений рассказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеет большое значение. Это обусловлено тем, что данные недостатки приводят к неумению ребенка давать развернутые ответы на вопросы, воспринимать и пересказывать тексты, последовательно излагать свои мысли, достаточно хорошо писать сочинения, так как основой является рассказ. Как следствие, при отсутствии коррекционной работы в процессе школьного обучения у детей возникнут различного рода трудности при овладении учебными навыками и учебным материалом.
В последнее время общее недоразвитие речи все чаще встречается у детей дошкольного возраста. Грубое или остаточное недоразвитие связной речи является одним из проявлений данного нарушения. Таким образом, составление рассказа по серии сюжетных картинок вызывает у дошкольников большие трудности. Умение рассказывать - это умение последовательно, связно и логично излагать свои мысли, описывать существенные стороны объектов или событий, используя подходящие слова в правильно построенных предложениях.
Проблема развития связной речи и навыков рассказа у детей находит свое отражение в трудах таких специалистов, как А.М. Бородич («Методика развития речи детей»), Т.А. Ткаченко («Формирование и развитие связной речи»), Е.И. Тихеева (виды детского рассказывания, в том числе и рассказ по картинам и др. Диагностика связной речи представлены в методике Р.И. Лалаевой «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» и в работах В.П. Глухова «Особенности формирования связной речи дошкольников с ОНР». Но, к сожалению, в настоящее время недостаточно исследований, посвященных конкретно нарушениям рассказа у детей с общим недоразвитием речи.
Рассказывание по серии сюжетных картин играет важную роль в развитии связной речи дошкольников. Серии сюжетных картин содержат наглядные, образы, которые верно передают окружающую действительность, конкретизируют детали, учат последовательно и логично выражать свои мысли. Таким образом, статья, в которой говорится о диагностике и коррекции нарушений рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством серии сюжетных картин, является актуальной.