Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ «MIND-MAP» НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ «MIND-MAP» НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ЛЕКСИКА / ПЛАТФОРМА MIND MAPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Э.И., Гареева Э.А.

В статье описывается использование технологии Mind Map при формировании коммуникативных способностей в процессе обучения немецкому как второму иностранному языку. Актуальность темы исследования в настоящее время очевидна, т. к. создание и использование ментальных карт на уроках иностранного языка и в системе образования в целом способствуют развитию творческой активности обучающихся, повышает мотивацию к обучению и развивают их коммуникативные навыки. Практическая ценность исследования состоит в том, что данная работа будет полезна и интересна студентам во время прохождения педагогической практики, учителям немецкого языка, а также всем, кто самостоятельно изучает иностранные языки, так как предложенные нами технологии работы над лексическим материалом, способствуют более успешному их запоминанию и использованию в речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закирова Э.И., Гареева Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS BASED ON "MIND-MAP" TECHNOLOGY IN GERMAN LESSONS

The article describes the use of Mind Map technology in the formation of communicative abilities in the process of learning German as a second foreign language. The relevance of the research topic is currently obvious, since the creation and use of mental maps in foreign language lessons and in the education system as a whole contribute to the development of creative activity of students, increases motivation to learn and develop their communication skills. The practical value of the research lies in the fact that this work will be useful and interesting to students during their pedagogical practice, teachers of the German language, as well as to everyone who independently studies foreign languages, since the technologies we have proposed for working on lexical material contribute to their more successful memorization and use in speech activity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ «MIND-MAP» НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»

УДК 378.147

Эльвира Ильдусовна Закирова1, Эльвира Абдулгалимовна Гареева2

1,2 Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,

Россия

Автор, ответственный за переписку: Закирова Эльвира Ильдусовна,

elya_zakirova_99@mail. ru

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ «MIND-MAP» НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье описывается использование технологии Mind Map при формировании коммуникативных способностей в процессе обучения немецкому как второму иностранному языку. Актуальность темы исследования в настоящее время очевидна, т. к. создание и использование ментальных карт на уроках иностранного языка и в системе образования в целом способствуют развитию творческой активности обучающихся, повышает мотивацию к обучению и развивают их коммуникативные навыки. Практическая ценность исследования состоит в том, что данная работа будет полезна и интересна студентам во время прохождения педагогической практики, учителям немецкого я зыка, а также всем, кто самостоятельно изучает иностранные языки, так как предложенные нами технологии работы над лексическим материалом, способствуют более успешному их запоминанию и использованию в речевой деятельности.

Ключевые слова: ментальные карты, коммуникация, коммуникативные способности, иноязычная лексика, платформа Mind Maps

1 2

Zakirova Elvira Ildusovna , Gareeva Elvira Abdulgalimovna

12Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia

The author responsible for the correspondence: Zakirova Elvira Ildusovna,

elya_zakirova_99@mail. ru

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS BASED ON "MIND-MAP" TECHNOLOGY IN GERMAN LESSONS

Abstract. The article describes the use of Mind Map technology in the formation of communicative abilities in the process of learning German as a second foreign language. The relevance of the research topic is currently obvious, since the creation and use of mental maps in foreign language lessons and in the education system as a whole contribute to the development of creative activity of students, increases motivation to learn and develop their communication skills. The practical value of the research lies in the fact that this work will be useful and interesting to students during their pedagogical practice, teachers of the German language, as well as to everyone who independently studies foreign languages, since the technologies we have proposed for working on lexical material contribute to their more successful memorization and use in speech activity.

Keywords, mental maps, communication, communication skills, foreign language vocabulary, Mind Maps platform

Стремление к обогащению словарного запаса - это важнейшая ступень, способствующая созданию комфортных условий для оттачивания языковых навыков. Также не стоит преуменьшать значимость коммуникативных способностей в качестве основы для формирования иноязычной культуры. Таким образом, первостепенной целью учителя иностранного языка является всесторонняя поддержка формирования коммуникативных возможностей его учеников. Статистика показывает, что учащиеся, столкнувшиеся с ограниченностью словарного запаса, его пополнения и использования, - часто

встречающаяся на практике тема. В учебных заведениях уровень владения материалом может быть достигнут путем подбора и применения технологий, которые способствуют повышению интереса учащихся, упрощению процесса запоминания, а также поощрению применять изучаемую иностранную лексику в межличностном общении.

Пример подобной технологий может быть представлен в виде интеллектуальных карт (Mind Maps). Концепцией интеллектуальных карт является простая идея структурирования изучаемой информации. Главная тема располагается по центру листа, а от нее тянутся "ветви" связанных подтем, таким образом формируя собой древовидную диаграмму. Создатель этой технологии, Тони Бьюзен, вдохновлялся теорией лучезарного мышления. Согласно ей, мозг человека выстраивает ассоциативный ряд вокруг некоего центрального объекта, обрастая ассоциациями не только с ним, но и между собой, таким образом образуя даже не миллионы, а практически бесконечные варианты связей.

Получается, карты памяти - это естественный продукт нашего сознания. Для того, чтобы информация усваивалась как правым, так и левым полушарием в равной степени при создании карт памяти в графике необходимо использовать различные решения: цвета, узоры, пространственные связи. Например, на уроках немецкого языка использовать интеллектуальные карты по теме, целям и задачам.

К преимуществам применения интеллект-карт также относится тот факт, что подобная техника ко всему прочему является эффективным альтернативным способом визуализации информации. С их помощью возможно максимально результативно обработать и структурировать получаемую информацию не только ресурсами интеллектуальных возможностей, но и творческих способностей. Согласованность взаимодействия двух различных начал объясняет эффективность данной методики.

С точки зрения изучения аспекта релевантности данной техники, рассматривается взаимосвязь ее применения с влиянием на учащихся в процессе обучения, стимулированием их коммуникативных навыков.

Безусловно, Mind Maps обладает рядом очевидных преимуществ перед другими, более укоренившимися методами аннотирования. Такой подход позволяет выстроить яркий, запоминающийся ассоциативный ряд, который, соответственно, лучше усваивается и запоминается. Интеллект-карты - разнообразные, визуально богатые, дающие возможность подходить к вопросу их создания не только аналитически, но и, парадоксально, творчески. В рамках этой темы чрезвычайно важно подчеркнуть роль цветового представления информации в запоминании. К примеру, почему резюме, выполненное в нескольких цветах, запоминается лучше аналогичного, но без цветовых акцентов? Тони Бьюзен, автор методики, объясняет это тем, что за восприятие цвета и вербальной информации отвечают разные полушарии человеческого мозга (правое и левое, соответственно), а одновременное участие в обработке информации позволяет запоминать ее лучше.

В наши дни информационное поле перегружено как для взрослых, так и для детей. По причинам постоянно увеличивающегося объема учебного материала в школах, повышенной нагрузки, активного темпа обучения, возрастных особенностей и банальной усталости учащихся, многие не способны полноценно усвоить учебный материал на уроке. Педагоги, применяющие интеллектуальные карты на своих уроках, способны легче и проще, а главное, эффективнее преподносить ученикам новый материал.

Цели, достигаемые с помощью использования интеллект-карт в преподавании, можно представить следующим образом: формирование коммуникативных навыков, стимулирование творческих и аналитических способностей; создание познавательной мотивации в процессе обучения; приобретение навыка самоорганизации когнитивного процесса; способность выделения нужной информации в различных литературных источниках, в Интернете; способность рассуждать, делать выводы, принимать решений; формирование критического и рефлексивного мышления. Учащиеся, при обучении которых используется методика интеллект-карт, способны более свободно формулировать мысли, не боятся подходить к нестандартному решению задач, мыслят творчески, легко вычленяют

взаимосвязи между явлениями.

Популярность использования методики Mind Maps в изучении иностранного языка обусловлена ко всему прочему популярностью среди обучающихся. В процессе обучения создаются разнообразные карты, соответствующие заданной темой, целям и задачам. К примеру, отлично подходящая тема для создания интеллектуальной карточки - фразовые глаголы. Заранее заготовленную карту можно разобрать с учащимися непосредственно на уроке. Глагол расположен по центру импровизированного "древа", а на "ветвях" - предлоги с переводом новой полученной глагольной конструкции. В некоторых случаях, это могут быть буквы, выраженные определенной лексической темой. И хотя подобная структура может показаться перегруженной, ученики могут тщательно выстроить взаимосвязи, сгруппировать "ветви", визуально представить закономерности. К тому же, интеллектуальные карты можно применить в качестве вспомогательного ресурса при работе с текстовыми материалами. В данной ситуации название текста или его основная мысль будут представлены посередине, а на "ветвях" - словосочетания, записанные с использованием определенной последовательности с использованием различных средств визуального выражения: стрелок, линий, фигур.

Интеллектуальная карта может быть использована учеником в качестве средства обогащения и повторения лексики. Как бы то ни было, данный графический элемент карты должен быть обозначен отдельно. Применение интеллектуальных карт для запоминания иностранной лексики наиболее результативно. Так как, одно и то же слово в немецком языке, хоть и не безусловно, но зачастую обладает массой различных толкований, а в российских учебных заведениях ученики годами прописывают незнакомые слова столбцами в словарях, появляется затруднение: учащийся запоминает только основное значение лексической единицы, часто игнорируя вариативные. Метод Mind Maps предоставляет возможность обойти данную тенденцию: просто выделите основную тему и выведите для себя ассоциативный ряд.

Мы живем в современном мире, и блага цивилизации позволяют нам не составлять каждую карту от руки, существует список специальных программ и ресурсов, облегчающий составителю труд. Такие как: XMind, Mindmap, spiderscribe. При необходимости можно обратиться к ним, это удобно и быстро. Впрочем, стоит отметить, что наибольшей эффективностью обладают те интеллектуальные карты, что составлены учащимся самостоятельно, так как при их создании приложена большая мысленная активность, следовательно, они лучше запоминаются.

Главнейшая задача интеллектуальных карт - совершенствование коммуникативных навыков. Можно применить рисунки, схемы, значки, картинки, то есть внести личностную составляющую. Применять метод по созданию интеллект-карт можно с начала средней ступени школы. Например, в разделе «Unsere Ferien», коммуникативная ситуация «Мои любимые занятия на каникулах» учащимся предлагается ответить на вопрос «Was kann man in den Ferien machen?» Ребята записывают свои идеи о том, что можно делать на каникулах. Используя данную интеллект-карту можно рассказать о своих занятиях на каникулах.

При изучении темы «Reisen» (5 класс) для решения коммуникативной задачи «Виды транспорта, которые мне нравятся» выстраиваем интеллект-карту, в центре которой вопрос «Womit kann man reisen?», на последующих уроках дополняем эту карту, описывая недостатки и преимущества каждого вида транспорта. В каждом последующем классе интеллект-карты усложняются, обрастают новыми элементами, структурами.

Так для учащихся 6 класса в разделе «Wochenende», коммуникативная ситуация «Мои выходные» учащимся предлагается составить устное высказывание, ответив на вопросы, предложенные в интеллект-карте.

Создание ментальных карт ориентирует будущих учителей на объемные темы, требующие систематизации, уточнения, актуализации знаний. При использовании ментальных карт внимание как обучающихся, так и учителей акцентируется на следующих важнейших характеристиках интеллект-карт:

1. Наглядность и экономичность. Важный элемент - найти соответствующий объему информации образ, сформулировать и выразить мысль одним словом, аббревиатурой, знаком. Только в подобном случае всю задачу с ее многочисленными сторонами и гранями можно окинуть одним взглядом всеобъемлюще.

2. Привлекательность. Интеллект-карта должна быть выражена ярко, красочно -рассматривать ее должно быть не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: «Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт».

3. Бесконечность.

Таким образом, применение Mind maps на уроках немецкого языка позволяет:

- создавать разнообразные формы познавательной активности с обучающимися во время занятия;

- выстраивать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции обучающихся;

- осуществлять дифференцированный подход к обучающимся;

- организовывать самостоятельную работу обучающихся, прививая навыки самообразования и самоконтроля;

- стимулировать информационное мышление школьников, формировать информационно-коммуникационную компетентность;

- развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся, мышление, память, а также прислушиваться к интуитивным способностям.

В учебнике каждая глава (Einheit) начинается титульной страницы, знакомящей с темой. Приобщение к новой лексике со зрительной опорой подготавливает к дальнейшей работе и применяется педагогом на первом занятии по данной теме.

Например, тема из данного учебника: Планы на будущее/Meine Pläne.

Следует начать с центра, где расположена основная тема «Meine Pläne». Можно также нарисовать центральный образ, отражающий данную тему, либо выразить мысль схематично, дополнительно использовав при этом вырезки из различных источников: старых журналов, газет, рисунки.

Рубрика Das lernst du/Ты научишься - как компонент портфолио указывает на понимание того, о чем будут говорить в ходе изучения этой темы. Это таким образом 3 или 4 высказывания, «подтемы», которые отражаются в интеллект карте. От центрального образа отводим "ветви", на которых пишем эти рубрики. Чтобы визуально выделить важность этих ветвей необходимо сделать их потолще.

От толстых "ветвей" по аналогии исходят более тонкие "ветви", поясняющие материал данной темы. Количество тонких "веточек" не ограничено - их может быть столько, сколько нужно запомнить ту или иную лексику по теме. Чем больше разветвлений, тем меньше шрифт. Таким образом, образуется «осьминожек» или «дерево».

Более продвинутым в компьютерных технологиях ученикам можно порекомендовать создание интеллект-карт с помощью программ Mind Manager Pro 6, Concept Draw Mind Map Pro 4.5, Edraw Mind map. Это отличные программы с множеством символов и рисунков.

Второй вариант создания интеллект карты для развития коммуникативных способностей по той или иной теме немного отличается, потому что в данном случае обучающиеся изучают английский, а немецкий язык - второй иностранный язык. Использование артикля к тому или иному слову усложняет задачу. В английском языке артикль "the" настолько обычный и простой в применении лексический элемент, что сам по себе может быть использован с любым существительным, в отличие от немецкого, где необходимо научиться выбирать между артиклем „der", „die", „das", в зависимости от того, какого рода то или иное существительное.

Поэтому мы создали отдельный вариант интеллект-карты для запоминания лексики. Рассмотрим на примере из учебника «Горизонты 7 класс» тему «Freundschaft». Начинаем с центра - в центре расположен основной образ, то есть тема, по которой мы изучаем данную лексику - Freundschaft. Далее, от центрального образа расходятся "ветви", на которых

расположены артикли среднего рода "das", женского рода "die" и мужского рода "der". От толстых "ветвей" по аналогии изображаются более тонкие "ветви", на которых мы располагаем сами слова. Для упрощения запоминания ассоциаций образов, можно подписать данные слова еще соответствующими английскими аналогами.

Интеллект-карта - это совокупность сложного многообразия образов и слов с множеством цветов, которая потенциально обладает бесконечной вариативностью. По этой причине мы можем с уверенностью сказать, что она стимулирует нашу активность и заинтересованность в обучении. Мы обогащаем свой словарный запас, вспоминаем образ из карты, ассоциируем его со словом. Если обобщить, в создании ментальных карт задействованы воображение, творческое мышление и различные виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, - что и позволяет запоминать слова.

Таким образом, использование интеллект-карт в образовательном процессе стимулирует активность учащихся, развивает познавательный интерес, развивает коммуникативные способности, формирует навыки коллективной деятельности и самообразования. Информация запоминается и усваивается лучше, когда она запечатлена в рамках визуально-пространственной памяти, а структурированный вид подачи учебного материала позволяет качественно усваивать новые понятия, организовать различные формы учебно-познавательной деятельности с учащимися во время урока, создать благоприятную обстановку для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л. УМК «Немецкий язык» для 6 класса. — М.: Просвещение, 2012.

2. Бьюзен Тони. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен; пер. с англ. Ю. Константиновой. - М.: Манн, Иванов и Фербер. 2019. - 208 с.

3. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2005. URL: http://festival.1september.ru/articles/415914 (дата обращения: 29.01.23).

4. Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / В.А. Ефременко// ИЯШ. - 2007. - №8. С.18-29.

5. УМК «Горизонты» («Horizonte») немецкий язык как второй иностранный 5 класс, авторы М.М. Аверин, Ф. Джин, л. Рорман, Москва, издательство «Просвещение», 2014 г.

REFERENCES

1. Averin M. M., Dzhin F., Rorman L. UMK «Nemeczkij yazy'k» dlya 6 klassa. — M.: Prosveshhenie, 2012.

2. B yuzen Toni. Intellekt-karty\ Polnoe rukovodstvo po moshhnomu instrumento my'shleniya / Toni B'yuzen; per. s angl. Yu. Konstantinovoj. - M.: Mann, Ivanov i Ferber. 2019. -208 s.

3. Vojtko S.A. Ob ispol zovanii informacionno-kommunikacionnyx texnologij na urokax anglijskogo yazy'ka [E'lektronny'j resurs] // Internet-zhurnal Festival' pedagogicheskix idej «Otkry'ty'j urok». 2005. URL: http://festival.1september.ru/articles/415914 (data obrashheniya: 29.01.23).

4. Efremenko, V.A. Primenenie informacionny'x texnologij na urokax inostrannogo yazy'ka / V.A. Efremenko// IYaSh. - 2007. - №8. S.18-29.

5. UMK «Gorizonty'» («Horizonte») nemeczkij yazy'k kak vtoroj inostranny'j 5 klass, avtory' M.M. Averin, F. Dzhin, l. Rorman, Moskva, izdatelstvo «Prosveshhenie», 2014 g.

Информация об авторах

А.И. Закирова - студент;

Э.А. Гареева — кандидат филологических наук, доцент.

Information about the authors

A.I. Zakirova— student;

E. A. Gareeva - Candidate of Philological Sciences, associate professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.