Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
953
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ДОШКОЛЬНИК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭТАПЫ РАБОТЫ / УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакумова Ирина Анатольевна, Гриценко Мария Валериевна

Актуальность данной статьи обусловлена устойчивым интересом современной педагогики к поиску новых средств развития ребенка, применению различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности, как любознательность, активность, инициативность. Педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий. Включение иностранного языка в образовательную деятельность детского сада является одним из факторов всестороннего развития ребенка как личности и дальнейшего формирования навыков и умений, необходимых при обучении в школе. При изучении иностранного языка у ребенка активно развиваются функции познания и коммуникативной активности. Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, игровых форм и средств обучения. Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей дошкольного возраста в детском образовательном учреждении (ДОУ) посредством технологии интеллект-карты. В исследовании рассмотрены теоретические основы технологии интеллект-карты и их практическое применение в учебно-воспитательном процессе в ДОУ «FUN School» в г. Ростове-на-Дону. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. В статье делается вывод о том, что результативность применения интеллект-карт на уроках английского языка в ДОУ достигается за счет повышения наглядности и систематизации учебного материала. Использование интеллект-карты дает возможность применять индивидуальные и коллективные формы обучения и способствует усилению самостоятельной активности дошкольников в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абакумова Ирина Анатольевна, Гриценко Мария Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ASPECTS OF INNOVATIVE MIND MAPS TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The research actuality is caused by the steady interest of modern pedagogy in the search for new means of child development, the use of various educational technologies and techniques that help preschoolers acquire such personal qualities as curiosity, activity, and initiative. A preschool teacher should be able to navigate the variety of integrative approaches to children's development and a wide range of modern technologies. The inclusion of a foreign language in the educational activities of a kindergarten is one of the factors for the comprehensive development of a child as a person and the further formation of skills and abilities necessary for learning at school. When learning a foreign language, the child actively develops the functions of cognition and communication activity. The fundamental aspects of the concept of preschool education are reduced to the use of a wide range of methods, techniques, game forms and learning tools. The article is devoted to the issues of teaching preschool children a foreign language using the mind map technology. The study examines the theoretical foundations of the technology of mind maps and their practical application in the preschool educational process ("FUN School" in Rostov-on-don).The method of mind maps is based on visual and imaginative thinking of the child, which is the main one in preschool age. The use of mind maps encourages the child to image and comprehend the world around them. The mind map is easy to remember thanks to the work of both hemispheres of the brain, the use of images and colors. The author concludes that the effectiveness of the use of mind maps in English lessons is achieved by increasing the visibility and systematization of educational material. The use of the mind map makes it possible to apply individual and collective forms of learning and helps to strengthen the independent activity of preschool children in the learning process.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»

ABAKUMOVA Irina Anatolyevna and others CURRENT ASPECTS OF INNOVATIVE MIND MAPS ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

V7TK" IX Г7=Ч~7Я&Г1©2021 Контент доступен по лицензии СС В Y-NC 4.0

у A14 j / j .■£■+ |(сс) tjJCSj This is an open access article undei the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1002-0020 lfcdese™https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 8947-9676 AuthorID: 252405 ResearcherID: Y-4808-2018 ORCID: 0000-0002-3344-9547

АБАКУМОВА Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков ГРИЦЕНКО Мария Валериевна, магистрант кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков Южный федеральный университет, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации (344006, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42 [email protected]) Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена устойчивым интересом современной педагогики к поиску новых средств развития ребенка, применению различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности, как любознательность, активность, инициативность. Педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий. Включение иностранного языка в образовательную деятельность детского сада является одним из факторов всестороннего развития ребенка как личности и дальнейшего формирования навыков и умений, необходимых при обучении в школе. При изучении иностранного языка у ребенка активно развиваются функции познания и коммуникативной активности. Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, игровых форм и средств обучения. Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей дошкольного возраста в детском образовательном учреждении (ДОУ) посредством технологии интеллект-карты. В исследовании рассмотрены теоретические основы технологии интеллект-карты и их практическое применение в учебно-воспитательном процессе в ДОУ «FUN School» в г. Ростове-на-Дону. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. В статье делается вывод о том, что результативность применения интеллект-карт на уроках английского языка в ДОУ достигается за счет повышения наглядности и систематизации учебного материала. Использование интеллект-карты дает возможность применять индивидуальные и коллективные формы обучения и способствует усилению самостоятельной активности дошкольников в процессе обучения.

Ключевые слова: дошкольная педагогика, современные образовательные технологии, интеллект-карты, сотрудничество, английский язык, дошкольник, педагогический эксперимент, этапы работы, урок.

CURRENT ASPECTS OF INNOVATIVE MIND MAPS TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

© The Author(s) 2021

ABAKUMOVA Irina Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of intercultural communication and methods of teaching foreign languages GRITSENKO Maria Valerievna, master's student of the Department of intercultural communication

and methods of teaching foreign languages Southern Federal University, Institute of Philology, journalistic and intercultural communication (344006, Russia, Rostov-on-Don, B. Sadovaya str, 105/42 [email protected]) Abstract. The research actuality is caused by the steady interest of modern pedagogy in the search for new means of child development, the use of various educational technologies and techniques that help preschoolers acquire such personal qualities as curiosity, activity, and initiative. A preschool teacher should be able to navigate the variety of integrative approaches to children's development and a wide range of modern technologies. The inclusion of a foreign language in the educational activities of a kindergarten is one of the factors for the comprehensive development of a child as a person and the further formation of skills and abilities necessary for learning at school. When learning a foreign language, the child actively develops the functions of cognition and communication activity. The fundamental aspects of the concept of preschool education are reduced to the use of a wide range of methods, techniques, game forms and learning tools. The article is devoted to the issues of teaching preschool children a foreign language using the mind map technology. The study examines the theoretical foundations of the technology of mind maps and their practical application in the preschool educational process ("FUN School" in Rostov-on-don).The method of mind maps is based on visual and imaginative thinking of the child, which is the main one in preschool age. The use of mind maps encourages the child to image and comprehend the world around them. The mind map is easy to remember thanks to the work of both hemispheres of the brain, the use of images and colors. The author concludes that the effectiveness of the use of mind maps in English lessons is achieved by increasing the visibility and systematization of educational material. The use of the mind map makes it possible to apply individual and collective forms of learning and helps to strengthen the independent activity of preschool children in the learning process.

Keywords: preschool education, modern educational technologies, mind-map, joint activity, English, preschool child, pedagogical experiment, stages of work, lesson.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества остро встает проблема постоянного поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения и позволяющих строить учебную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей, а также психологических механизмов процесса усвоения разнообразной инфор-

мации. Современное дошкольное образование должно быть направлено не на подготовку ребенка к школе, а на создание особой образовательной среды, которая должна обеспечить развитие личности, любознательности и познавательной мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В связи с этим перед педагогом ДОУ стоит задача освоения новых понятий, модернизации терминологического аппарата, реализа-

82

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

АБАКУМОВА Ирина Анатольевна и другие АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ...

ции дидактических принципов на качественно новом уровне. Классические средства обучения не утрачивают своей значимости, но при этом они дополняются различными альтернативными, инновационными методиками, которые не только позволяют разнообразить процесс обучения, но и способствуют формированию у детей познавательной мотивации, активизации способностей к самостоятельной мыслительной деятельности.

В настоящее время существует ряд инновационных технологий, позволяющих наиболее эффективно отбирать, воспринимать и усваивать новую информацию, что облегчает обучение и делает его более занимательными и продуктивными. Одной из таких технологий является метод интеллект-карт, впервые разработанный английским психологом Тони Бьюзеном в 60-70-х гг. XX в., который проводил исследования, направленные на усиление ассоциативного мышления и оптимизацию использования способностей мозга. После тщательного и всестороннего изучения психологии обучения и памяти Тони Бьюзен разработал технологию интеллект-карты как метод записи информации и наиболее полного ее воспроизведения [1, 2]. Подобный метод систематизации знаний и изображения информации в особом графическом виде, по мнению исследователей, способствует развитию творческого мышления, улучшения запоминания и организации умственной деятельности [3, 4]. Интеллект-карта может широко применяться в самых разных сферах человеческой деятельности, в том числе и в обучении [5, 6]. Современный взгляд на проблему содержится, в том числе в исследованиях Т.А. Хитовой [7], С.В. Панасенко, Е.В. Слепаковой [8], М.С. Зубрилиной [9], Ю.В. Сусловой, Н.М. Костериной [10], Т.Г. Зайченко [11] и других.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью настоящей статьи является анализ применения интеллект-карты в процессе обучения дошкольников иностранному языку. Актуальность заявленной темы определяется необходимостью использования новых и эффективных технологий в образовании, что позволяет интенсифицировать учебный процесс. Поставленная цель предполагает решение ряда конкретных задач: обзор научной, психолого-педагогической и методической литературы, анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике дошкольного образования, составление типологии интеллект-карт для обучения иностранному языку дошкольников. Для решения поставленных задач использовались теоретические методы изучения и анализа научной литературы по проблеме исследования, а также наблюдение за учебной деятельностью дошкольников в учебно-воспитательном процессе в ДОУ.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Успешность и результативность в процессе овладения иностранным языком напрямую зависит от внедрения педагогом современных методов обучения, направленных на формирование активной познавательной деятельности и обеспечения высокого уровня усвоения предметных знаний на уроках. Среди всего разнообразия средств обучения, применяемых в современной педагогической практике, особую роль занимают знаковые средства, реализующие один из основных факторов успешного усвоения учебного материала - принцип наглядности [12]. Применение средств наглядности в процессе усвоения предметных знаний позволяет обучающимся обобщенно представлять объекты, факты, процессы и явления окружающего мира с опорой на конкретный материальный образ, а также помогает педагогу наиболее полно и развернуто предоставлять изучаемый материал дошкольникам. Особую значимость данные средства получают при работе с дошкольниками, поскольку наглядно-действенное мышление рассматривается в качестве исходной формы детского мышления для дальнейшего формирования формально-логического мышления [13, с. 80-87]. Одним из таких средств и выступает методика построения интеллект-карт

(mindmapping, ментальные карты, «карты ума», мыслительные карты, диаграмма связей, ассоциативная карта), которая уже неоднократно была описана в исследованиях таких ученых, как [1, 2, 14, 15, 16].

Обобщая накопленный психолого-педагогический и методический опыт, можно констатировать, что интеллект-карта, представляя собой совокупность графических объектов (картинки, знаки, изображения, символы), отображающих существенные свойства изучаемого объекта и выстроенных в определенном порядке с учетом их взаимосвязей и взаимодействия, может использоваться во многих отраслях научных знаний. К существенным характеристикам интеллект-карты относятся количество, изображенных на ней объектов, порядок их распределение на карте, а также интенсивность взаимосвязей между объектами карты.

Анализируя опубликованные результаты применения интеллект-карт в учебном процессе, можно сделать вывод о наличии процессов формирования у обучающихся операций логического мышления, таких как сравнение, анализ, классификация, синтез [17]. Кроме этого, следует добавить, что обучающийся в процессе создания интеллект-карты демонстрирует умения концентрировать внимание на описываемом объекте, моделировать, структурировать и систематизировать полученную информацию [4]. Структурирование информации в визуальной форме в значительной мере повышает наглядность учебного материала и может эффективно использоваться на разных этапах обучения иностранному языку детей дошкольного возраста, особенно на этапе введения и последующего закрепления нового лексического материала.

Моделирование интеллект-карты - это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием различных графических средств (рисунков, ассоциаций, цвета, символов, стрелочек, шрифтов). В обучении учащихся моделированию интеллект-карт следует соблюдать поэтапность. Вначале составляются карты под руководством учителя, только затем переходят к самостоятельной работе учащихся. Карту можно создать как в ручную, так и с помощью компьютерных программ. Рисование карт в ручную способствует развитию креативного и критического мышления, памяти и внимания обучающихся, а также делает процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Для создания интеллект-карт существует достаточное количество компьютерных программ и программного обеспечения (XMind, FreeMind, MapMind, Mindjet MindManager, NodeMind, iMindMap MAPMYself и др.), однако, большинство из них имеют только англоязычные версии и могут использоваться только на платной основе. Наиболее оптимальным вариантом является сервис Mindmeister, который имеет русскоязычную версию и предоставляет как платный, так и бесплатный тариф. На бесплатном тарифе основные функции доступны и их достаточно для обычного пользователя. Преимуществами данной программы является: простой в использовании и многофункциональный интерфейс; доступ к созданным картам для чтения с ноутбука, планшета, персонального компьютера или мобильного телефона с возможностью редактирования и синхронизации; возможность работать в режиме оффлайн с сохранением данных локально с их последующей синхронизацией; экспорт в изображения в формат PDF; экономия времени за счет использования шаблонов, символов, цветовой заливки; возможность организации совместной работы над проектом в режиме реального времени.

При создании интеллект-карты следует соблюдать определенный алгоритм действий: 1. Выделение центрального образа (основной идеи, проблемы или понятия). 2. Поиск ассоциаций. 3. Группировка ассоциаций. 4. Выделение ключевых слов и ключевых ветвей. 5. Использование графических образов: рисунков, символов, и др., ассоциирующихся с ключевыми словами. 6.

ABAKUMOVA Irina Anatolyevna and others CURRENT ASPECTS OF INNOVATIVE MIND MAPS ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Использование по возможности максимального количества цветов, для рисования. 7. Выделение логических связей [18]. Рассмотрим данные этапы более подробно.

Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально, что позволяет разместить больше графических элементов и дает возможность модернизировать карту при необходимости. Карты строятся по радиантному принципу: в центре располагается главная идея, которая графически акцентируется в виде названия темы, фотографии или картинки. При этом предпочтение отдается объемному изображению с применением разнообразной палитры цветов. По мнению Тони Бьюзена, при помощи разных цветов можно не только обозначить принадлежность к определенному классу понятий, их первоочередность и иерархичность, но и обеспечить скорейший доступ к информации, способствовать ускорению запоминания. При составлении интеллект-карты автор рекомендует использовать не менее трех цветов, отмечая при этом, что красный, желтый, оранжевый оттенки являются наиболее быстро воспринимающиеся цвета, а зеленый, коричневый и голубой имеют низкую скорость восприятия [1, с 47-51]. Ассоциации, исходящие из центральной идеи, помещаются на отдельные ветви, выделяются разными цветами и подписываются ключевыми словами, отражающими тематику данной ветви.

Целесообразно вместе с ключевыми словами использовать рисунки, визуализирующие тематику. В этом случае к работе левого полушария, отвечающего за восприятие слов, подключается правое полушарие мозга, отвечающее за образы, воображение, пространственные структуры, цвет. Обозначение стрелок на карте также задает направление мыслям. Они могут быть однонаправленными, двунаправленными, варьироваться по длине, толщине, форме; могут использоваться также объемные стрелки.

Текст пишется печатными буквами, которые имеют стандартную удобочитаемую форму, что дает возможность мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Время, которое тратится на написание печатных букв, компенсирует более стремительное формирование ассоциаций и скорейшее вспоминание. Использование печатных букв также стимулирует стремление к лаконичности и краткости Обязательно изменяется размеры букв, толщина линий и масштаб графики в соответствии с важностью ключевого слова. Расстояние между элементами интеллект карты должно быть удобочитаемым. Отдельные ветви можно выделять цветовым полем или контуром [19].

На крупных ветвях располагаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. С помощью ветвей интеллект-карта приобретает структурную организованность. Ветви также стимулируют поиск новых ассоциаций и в процессе этого — дальнейшее развитие карты.

Таким образом, весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: центральная мысль в середине карты, а по периферии располагаются более мелкие детали идеи по мере уменьшения их общности. К преимуществам данного способа можно отнести отсутствие ограничений в размерах, большую наглядность, а также учет психологических особенностей восприятия информации [1, 2, 20], что делает актуальным практическое применение интеллект-карт в процессе обучения дошкольников иностранному языку в ДОУ.

Одновременно с проведением теоретико-методологического исследования проблемы применения интеллект-карт в учебно-воспитательном процессе в ДОУ, нами также осуществлялось экспериментальное исследование, которое проводилось в ДОУ «FUN School» в г. Ростове-на-Дону в 2019-2020гг. Всего экспериментом

было охвачен 4i воспитанник детского учреждения. Исходя из поставленных в исследовании цели и задач, нами был проведен педагогический эксперимента. позволяющий оценить эффективность технологии интеллект-карты при обучении иностранному языку дошкольников. До начала проведения эксперимента нами была выдвинута гипотеза о повышении качества приобретенных знаний у детей при использовании интеллект-карт. Кроме того, сам процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Построение интеллект-карты необходимо начинать с выявления главных понятий, от которых, по мнению А.Ю. Соболева, должно отходить не более семи связующих линий, это облегчит восприятие и понимание созданной интелект-карты карты при дальнейшей работе с ней [2i, с. б2]. Каждая главная ветка интеллект-карты имеет свой цвет. Это позволяет указывать принадлежность понятий к классу понятий. Кроме того, как уже было упомянуто в статье, использование разных цветов ускоряет процесс восприятия информации. Ветви должны быть не прямыми, а как ветки деревьев изогнутыми. Данную методику мы использовали при изучении дошкольниками лексических тем.

Педагогический эксперимент проводился в подготовительной группе №i ДОУ «FUN School» (5,5-7 лет). Уроки английского языка велись в подгруппах по 5-8 человек. Курс рассчитан на i учебный год и содержит i2 тем: «Времена года. Погода». «Seasons. Weather»; «Мой Завтрак». «My Breakfast»; «На детской Площадке». «In the Playground»; «В магазине фруктов». «Fruit. At the Supermarket»; «За столом». «At the Table»; «Новый Год». «New Year»; «Мой дом родной». «Home, sweet Home»; «В зоопарке». «At the Zoo»; «Моя Одежда». «My Clothes»; «Кем я хочу быть. Профессии» «Jobs»; «Музыкальные инструменты». «Music»; «Спорт». «Sports». На прохождение каждой темы выделяется 5-б занятий.

Так, рассмотрим применение методики интеллект-карты на тематическом уроке «Времена года. Погода». «Seasons. Weather». Целью урока является активизация лексического и грамматического материала по теме «Времена года и погода»; развитие навыков восприятия английской речи; развития памяти, внимания, мышления. Моделирование интеллект карты строится вокруг центрального понятия урока и отражает все его существенные признаки: Seasons (Spring, summer, autumn, winter.). Далее поэтапно вводятся слова-названия месяцев (June, July, August и т.д.), затем слово «weather» и связанные с ней «hot» и «sun» и т.д. Таким образом, мы детализируем карту словами, тематически связанными с центральным понятием. Интеллект-карта расширяется за счет формирования периферии семантического поля и формирования ассоциативных связей слов. Важно подчеркнуть, что работа с интеллект-картами должна быть организована поэтапно, в порядке возрастающей сложности, согласно теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным [22].

На начальном этапе дошкольники работают с готовыми интеллект-картами. Детям после знакомства с новой темой предлагается раскрасить карту, разместить картинки вокруг ключевого слова и обвести их контур разноцветными фломастерами. Демонстрация каждого графического объекта (рисунка, картинки, изображения), входящего в интеллект-карту, осуществляется на основе зрительного представления и сопровождается пояснениями педагога. После того как дошкольники овладели определенными навыками понимания графического образа, можно приступить к самостоятельному составлению групповых карт по заданному образцу. Дети учатся выделять основные понятия по теме, составляют предложения и создают монологические высказывания теме. Учитывается кратковременная память детей, поэтому происходит повторение пройденного материала и его включение в последующие занятия. Считается, что

84

OECD: 5.G3 Educational sciences; ASJC: 33G4; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

АБАКУМОВА Ирина Анатольевна и другие АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ...

для того, чтобы интеллект-карта отложилась в долговременной памяти, ее необходимо повторять в течении первой недели обучения от 2 до 10 минут, в последующем повторение интеллект карты происходит в течении 2 минут [1, 2].

По окончанию учебного года был проведен мониторинг и диагностика детей с целью выявления результативности занятий с использованием технологии интеллект-карт. Было установлено, что в подготовительной группе №1, где применялась инновационная методика интеллект-карт значительно повысилась продуктивность усвоения нового материала, в результате чего у дошкольников создается положительная мотивация к овладению иностранным языком.

ВЫВОДЫ

1. Процесс создания интеллект-карты на уроке английского языка в ДОУ выступает совместным творчеством и дает возможность дошкольникам стать активными участниками осмысления нового материала. В результате использования инновационного метода интеллект-карт на уроках английского языка в ДОУ создается положительная мотивация к овладению иностранным языком, происходит организация групповой и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляется дифференцированный подход.

2. При анализе этапов эксперимента мы пришли к выводу, что лексика, введенная на уроке с применением интеллект-карты, усваивалась быстрее и сохранялась в памяти значительно дольше. Вовлекаясь в коллективную работу, дети учатся общаться, выражать свою точку зрения, слышать мнение других, находить компромиссы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что методика применение инновационной технологии интернет-карт на уроках английского языка в ДОУ является эффективной.

3. Данный метод показал свою эффективность, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует активному усвоению предметных знаний. В результате применения интеллект-карты ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

4. Таким образом, преимущества использования интеллект-карт при обучении дошкольников иностранному языку очевидны. Свободная и неограниченная структура, универсальность построения делают интеллект-карты эффективным средством обучения, обеспечивающим повышение качества знаний дошкольников иностранного языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бьюзен Т. Супермышление. М.: Попурри, 1993. 320 с.

2. Бьюзен Т. Супер-память. М.: Попурри, 1986. 212 с.

3. Бершадский М.Е. О методе интеллект-карт. Когнитивные образовательные технологии XXI века. [электронный ресурс]. Режим доступа http ://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32

4. Воробьева В.М. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие /В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова, Л.Г. Будунова, М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. 44 с.

5. Попик С.Г. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интеллектуальных карт //Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). Санкт-Петербург, 2016. С. 6365.

6. Потехина И.П., Сухов П.Ю., Сухова М.В., Зимичев М.А. Эффективные психотехнологии. Учимся учиться. СПб: ГАОС, 2015. 196 с.

7. Хитова Т.А. Методика использования электронных интеллект-карт и электронных интеллект-боксов при обучении иностранному языку офицеров // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 1. С. 106109.

8. Панасенко С.В., Слепенкова Е.В. Интеллект-карты и деловые игры как интерактивные методы обучения в высшей школе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 5 (56). С. 172-176.

9. Зубрилина М.С. Интеллект-карты как инструмент мотивации школьников к усвоению учебного материала //Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 6. С. 66-73.

10. Суслова Ю.В., Костерина Н.М. Интеллект-карты при обучении иностранному языку курсантов военного авиационного ВУЗа // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 224-227.

11. Зайченко Т.Г. Методическая разработка по формированию символического мышления с помощью построения интеллект-карт // Альманах мировой науки. 2019. № 1 (27). С. 105-107.

12. Вергелес Г.И., Денисова А.А. Технологии обучения младших школьников:учебное пособие. — СПб.: ИздательствоВВМ, 2014. — 218с.

13. Выготский Л.С. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка. М.: Изд-во АПН Россия, 2006. 256 с.

14. Воробьева В.М. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие. М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. 44 с.

15. Дронова Е.Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки //Проблемы современного образования. 2017. №2. С. 118-124.

16. Johnson-Laird P.N. Mental models: Towards a cognitive science of language, inference and consciousness. Cambridge, 1986. 513 p.

17. Смирнов В.И., Абатурова Е.С., Малов Р.Ю. Методика наглядного моделирования в интеллектуальных играх //Вопросы педагогики. 2017. № 5. С. 40-44.

18. Аркусова, А.В. Классификация технологии профессионального развивающего обучения в вузе//Педагогика. 2013. №10. С. 66-76.

19. Назарова, О. В. Технология картирования знаний как фактор повышения качества обучения // Научный журнал КубГАУ Scientifc Journal of KubSAU. 2013. № 89. с. 1436-1445.

20. Byusen T. Use both sides of your brain. New York: Plume, 1990. 154 p.

21. Соболев А.Ю. Методика формирования системы понятий о чрезвычайных ситуациях техногенного характера средствами ментальных карт в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс)»: дис. ...канд. пед. наук. Южно-Сахалинск, 2019. 191с.

22. Гальперин П.Я. Лекции по психологии : учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд. М.: Ун-т: Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. 399 с.

Статья поступила в редакцию 20.10.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.