Научная статья на тему 'Интеллект-карты как средство визуализации в обучении русской грамматике иностранных студентов начального этапа обучения'

Интеллект-карты как средство визуализации в обучении русской грамматике иностранных студентов начального этапа обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3363
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ РКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИКИ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / КАРТА РАЗУМА / VISUALIZATION TECHNIQUES / TEACHING RFL AT THE STARTER LEVEL / VOCABULARY PRESENTATION / GRAMMAR PRESENTATION / MIND-MAPS / MENTAL MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абраменко Ольга Валерьевна, Надха Софья Эдуардовна

В данной статье подробно рассмотрен метод использования ментальных карт (интеллект-карт) на уроках русского языка как иностранного на начальном этапе обучения как эффективный способ наглядного представления нового лексико-грамматического материала. Описана структура интеллект-карт, рассказано о процессе их создания, а также проанализированы компьютерные программы, облегчающие разработку данного средства обучения. В статье представлено три примера интеллект-карт на разные лексико-грамматические темы и описаны методические приемы, которые могут быть использованы преподавателями РКИ при работе с этими картами. На основе приведенного исследования авторами предлагается расширять возможности использования интеллект карт, вовлекая в процесс их конструирования самих учащихся с целью развития их аналитических способностей, ассоциативного мышления, фантазии и быстрого усвоения нового материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mind Maps as a Vizualization Tool in Teaching Russian Grammar for Starter Level Foreign Students

The article describes in detail the method of using mind maps at lessons of Russian as a foreign language at the starter level of teaching as an effective way to visualize a new lexical and grammar material. The article also describes the structure of mind-maps, a process of their creation, as well as analysis of computer programs facilitating the process of constructing such teaching tools. The article presents three sample mind maps and describes instructional techniques that could be used by RFL teachers working with these maps. On the basis of the above study, the authors propose to expand the possibilities of using mind maps, involving the students themselves in the process of constructing them for the purpose of developing their analytical abilities, associative thinking, fantasy and rapid mastering of new material.

Текст научной работы на тему «Интеллект-карты как средство визуализации в обучении русской грамматике иностранных студентов начального этапа обучения»

1УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.19=411.2

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОЙ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

О. В. Абраменко, С. Э. Надха

Аннотация. В данной статье подробно рассмотрен метод использования ментальных карт (интеллект-карт) на уроках русского языка как иностранного на начальном этапе обучения как эффективный способ наглядного представления нового лексико-грамматического материала. Описана структура интеллект-карт, рассказано о процессе их создания, а также проанализированы компьютерные программы, облегчающие разработку данного средства обучения. В статье представлено три примера интеллект-карт на разные лексико-граммати-ческие темы и описаны методические приемы, которые могут быть использованы преподавателями РКИ при работе с этими картами. На основе приведенного исследования авторами предлагается расширять возможности использования интеллект карт, вовлекая в процесс их конструирования самих учащихся с целью развития их аналитических способностей, ассоциативного мышления, фантазии и быстрого усвоения нового материала.

Ключевые слова: методы визуализации, обучение РКИ на начальном этапе, презентация лексики и грамматики, интеллект-карта, ментальная карта, карта разума.

MIND MAPS AS A VIZUALIZATION TOOL IN TEACHING RUSSIAN GRAMMAR FOR STARTER LEVEL FOREIGN STUDENTS

O. V. Abramenko, S. E. Nadkha

Abstract. The article describes in detail the method of using mind maps at lessons of Russian as a foreign language at the starter level of teaching as an effective way to visualize a new lexical and grammar material. The article also describes the structure of mind-maps, a process of their creation, as well as analysis of computer programs facilitating the process of constructing such teaching tools. The article presents three sample mind maps and describes instructional techniques that could be used by RFL teachers working with these maps. On the basis of the above study, the authors propose to expand the possibilities of using mind maps, involving the students themselves in the process of constructing them for the purpose of developing their analytical abilities, associative thinking, fantasy and rapid mastering of new material.

Keywords: visualization techniques, teaching RFL at the starter level, vocabulary presentation, grammar presentation, mind-maps, mental map.

Изучение русского языка как иностранного представляет собой сложный, трудоемкий процесс, связанный с усвоением одной из сложнейших систем падежных окончаний, запоминанием правил грамотного использования в речи глаголов движения, заучиванием исключений и особых случаев употребления тех или иных глаголов, существительных, предлогов и т. д. С этой непростой задачей легко справиться, подобрав правильные инструменты наглядности и визуализации,

а также средства эффективного запоминания. Одним из инструментов, соединивших в себе все эти свойства, является интеллект-карта (ментальная карта) - ключевой элемент теории Т. Бьюзена, представленной миру в 1974 г.

Известный ученый, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления, Т. Бьюзен еще на заре своих научных изысканий поставил перед собой следующие вопросы: «Как научиться учиться? Каковы приемы эффективного запоминания?

Каков путь к творческому мышлению?» [1, с. 11]. В процессе работы над этими проблемами Бьюзен пришел к выводу о том, что самый мощный биокомпьютер на земле - человеческий мозг - можно использовать гораздо более эффективно, если найти правильные средства, одними из которых и призваны были стать разработанные ученым интеллект-карты. Бьюзен стал успешным популяризатором идеи интеллект-карт как действенного способа работы с информацией, поскольку «по нынешним оценкам, число пользователей интеллект-карт во всем мире превышает 250 миллионов человек, и есть свидетельства, что последователей нового учения можно встретить практически в любой стране мира» [1, с. 17].

Использование карт памяти в изучении иностранного языка позволяет усваивать новую информацию интегрированным, организованным способом, поэтому восприятие новых знаний происходит легче и в большем объеме. Студент в процессе составления ментальных карт постигает реальные процессы, он проживает конкретные ситуации, проникает вглубь данной информации, анализирует ее. Следовательно, при работе с картами обучаемому требуются навыки поиска, анализа, а также умения сравнивать и на основе сравнения синтезировать новые данные.

Важнейшим преимуществом интеллект-карт, как было уже отмечено, является активное осмысление студентами учебного материала в процессе создания собственных карт разума. Существует множество компьютерных программ, позволяющих создавать интеллект-карты, строить разнообразные графики, схемы и таблицы (Concept Draw, MINDMAP, Mind manager, Mand Mapper и т. д.). Составление собственных ментальных карт позволяет педагогу оценить уровень понимания учащимися учебного материала, помогает студенту извлечь и осмыслить ключевую информацию из текста, развивает у обучающихся умение объединить полученные сведения в семантические группы и категории.

В методике преподавания РКИ педагоги активно используют интеллект-карты для введения или закрепления лексического материала. Однако данная технология может быть использована также и в объяснении грамматического

материала, поскольку с помощью интеллектуальных карт можно представить любое грамматическое правило или конструкцию.

Методика построения интеллект-карт

В центре листа изображается центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею. Ключевые темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней.

На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующаяся с ключевыми словами.

Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы. Главное - помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем семь основных ветвей. Это базовое правило при составлении грамотной интеллект-карты.

Приведем некоторые примеры грамматических интеллект-карт, используемых на уроках РКИ на начальном этапе обучения (рис. 1, 2 и 3).

Первая представленная интеллект-карта называется «Падежные окончания имен существительных» (см. рис. 1). Данную интеллект-карту целесообразно использовать в конце программы изучения русского языка элементарного уровня, когда студенты уже изучили все падежные окончания имен существительных в единственном числе. Карта может служить хорошим средством обобщения и систематизации изученного материала. Преподаватель предлагает студентам приготовить ручки или фломастеры разных цветов, пишет в центре доски концепт интеллект-карты - падежи. Студенты делают это в своих тетрадях. Поскольку материал уже был изучен ранее, преподаватель не дает студентам готовых ответов и не изображает для них готовую интеллект-карту на доске, а при помощи наводящих вопросов просит самих студентов изобразить карту. Первый вопрос, на который должны ответить студенты: «Сколько вы знаете падежей в русском языке?» Затем учащиеся вместе с преподавателем выводят 6 лучей в стороны от концепта согласно количеству падежей. Далее преподаватель показывает студентам две картинки или

фотографии, на которых изображены мужчина и женщина, и говорит: «Это Адам, а это Ева». Затем задает вопрос: «Кто это?», записывает этот вопрос в области после первого луча карты. Студенты должны ответить также: «Это Адам. Это Ева». Преподаватель выводит еще два луча от вопроса и записывает примеры, выделяя при этом окончания. Подводится итог о том, что мы изобразили, таким образом, именительный падеж. После этого преподаватель задает студентам второй вопрос: «У кого нет кого?» и записывает этот вопрос после второго луча карты, студенты делают то же, а затем сами, без помощи преподавателя, отвечают на вопрос и дополняют карту, выделяя нужные окончания. Таким образом, по аналогии изображается вся интеллект-карта. Как только студенты понимают, как выполнять данный вид работы, они начинают делать это самостоятельно, а преподаватель лишь контролирует процесс. В итоге мы получаем отличный компактный справочный материал, к которому студенты всегда могут обратиться при необходимости.

Следующая интеллект-карта посвящена бесприставочным глаголам движения идти и ехать с предлогами (см. рис. 2). Данную интеллект-карту можно предложить студентам на этапе презентации нового материала. Целесообразно идти от текста к интеллект-карте. Студентам предлагается прочитать небольшой текст или несколько отдельных предложений, иллюстрирующих употребление предлогов с глаголами движения. Анализируя вместе со студентами эти примеры, преподаватель изображает карту на доске, выявляет вопросы, задаваемые от глаголов к объектам, предлоги, а также дифференциацию окончаний существительных по родам и числам. Очень важно использовать разные цвета и по возможности рисунки.

Последняя представленная в работе карта называется «Глаголы СВ/НСВ с чередованием -ним-/-ня» (см. рис. 3). Стоит сразу отметить, что данную ментальную карту лучше использовать на уроках со студентами, которые осваивают уже базовый уровень РКИ, поскольку, изучая

Адам любит ЕвУ

Ева любит АдамА

Рис. 1. Падежные окончания существительных 102 Наука и Школа № 6'2017

Рис. 2. Глаголы движения с предлогами

Он К другУ

Она К подругЕ

Они К друзьЯМ

Он От другА

Г > Она От подругИ

*

Они От друзЕЙ

довольно непростую систему этих однокорен-ных глаголов, они должны обладать достаточным словарным запасом для быстрой ориентации во всех вариантах лексической сочетаемости. Необходимость знакомства студентов с данной картой обусловлена тем, что многие студенты не умеют использовать в сочетаниях такие часто употребительные глаголы, как снимать, занимать, принимать, заниматься и др., быстро забывают их значения, путаются в префиксах. Лучший способ использовать эту карту - создать ее на глазах у студентов с их помощью на доске или в компьютерной программе с выведением картинки на экран проектора. В качестве домашней работы учащиеся могут создать собственные примеры диалогов с использованием изученных словосочетаний, представленных в интеллект-карте.

Анализ компьютерных программ для создания ментальных карт

Несомненно, ментальные карты можно создавать на бумаге при помощи ручки или карандаша, но этот способ не всегда удобен, да и современный мир компьютерных технологий предлагает нам огромный выбор программ, где за считанные минуты при помощи мыши и клавиатуры можно создать настоящие шедевры, затратив минимум сил и средств.

Рассмотрим некоторые из программ, которые помогут решить проблему составления ментальных карт. Например, система Google предлагает бесплатное приложение Coogle (www.coogle.it), которое работает в режиме онлайн и предлагает довольно интересный интерфейс для работы с метальными картами. Все, что нужно для работы с этим приложени-

ем, - иметь зарегистрированный аккаунт в Google. В этом приложении можно создавать удобные, красивые интеллект-карты, используя простейшие инструменты. Размер и дизайн ветвей, областей с надписями программа настраивает автоматически, что есть несомненное преимущество, поскольку это экономит время, особенно когда ментальную карту нужно создать оперативно. Программа поддерживает также использование картинок, цветовых схем, которые можно прикреплять к ветвям с текстом для большей наглядности. В целом программа бесплатна, но дополнительные возможности можно получить только после покупки специальных кодов для активации. Но при создании ярких карт вполне достаточно и того, что предлагается для свободного пользования.

Более функциональной, чем Coogle, можно назвать программу MindMap, интерфейс которой похож на программы группы Office. Это приложение предлагает огромное количество возможностей для создания ментальных карт с индивидуальным дизайном. Размеры веток и областей, их цвет можно устанавливать вручную. При этом сохраняется функция автоматического расчета места идеального соединения ветвей с исходным концептом и с периферийными элементами. В программе есть огромный выбор инструментов, позволяющих сделать интеллект-карту более наглядной для восприятия. В том числе - возможность делать подписи на ветвях.

Недостаток программы в том, что она является платной. Бесплатная пробная версия предоставляется на небольшой ограниченный срок, после окончания которого надо приобре-

о

гп

>

таблетки, лекарство

принимать/принять

ремонтом

активным отдыхом

Б

о ь

со

квартиру, комнату, дом

одежду, шапку, обувь

книгу с полки

руку

продажи тяжёлые вещи

вопрос

фил ьм

Бабушке очень тяжело подниматься пешком по лестнице на 10 этаж.

Цены поднялись..Курс фунта поднялся.

Он занял первое место на Олимпиаде.

Дорога от дома до института занимает 1 час. Домашняя работа заняла 3 часа.

Я занял у Антона 4 тысячи рублей, потому что у меня зарплата только через 2 недели.

_с гп

О 7ч

т

х

I

о о

Антон! Хватит сидеть за компьютером! Займись делом!

Он занимается боксом, гимнастикой, аэробикой, теннисом.

Рис. 3. Глаголы СВ и НСВ с чередованием -ним-/-ня-

тать ключ для активации. Общим минусом программ Coogle и MindMap является то, что их интерфейс доступен только на английском языке, что не всегда удобно.

Набором инструментов для редактирования интеллект-карт на русском языке располагает программа FreeMind, которую можно загрузить на компьютер абсолютно бесплатно. Она обладает всеми необходимыми средствами для создания интеллект-карт. Единственным недостатком является несовременный дизайн выделенных овальных элементов ментальной структуры и ветвей, из-за чего карты выглядят не так привлекательно, как те, которые были созданы в описанных выше приложениях.

В заключение можно сказать о том, что метод использования интеллект-карт позволяет разнообразить и существенно обогатить учебный процесс во время презентации новых элементов лексико-грамматической системы русского языка, сделав его более интересным и эффективным для студентов, которые только начинают знакомство с тем или иным материалом.

Ввиду своей наглядности и компактности, интеллект карты, несомненно, также могут помочь студентам, готовящимся к контрольным работам, экзаменационным лексико-граммати-ческим тестам, сократить время при повторении и систематизации уже пройденных, но, возможно, частично забытых тем. Стоит отметить также универсальность ментальных карт, поскольку их использование возможно на любом уровне изучения русского языка как иностранного, начиная от элементарного уровня и заканчивая продвинутым, в группе любого национального состава.

Заметим, что созданием интеллект-карт может заниматься не только преподаватель, готовящий визуальные материалы для объяснения новой грамматической темы, но и сам учащийся. Изучающий иностранный язык студент может также включаться в этот процесс, извлекая из него огромную пользу. Например, в качестве одного из вариантов заданий, предлагаемых студенту для самостоятельного выполнения дома, может вполне выступить разработка ментальной карты по выбранному учителем грамматическому правилу. У подобного типа домашнего задания есть много преимуществ.

Размышляя над удачным системным расположением лексико-грамматических элементов в наглядной схеме-картинке для запоминания различных форм слова, сочетаемости лексических единиц, примеров глагольного управления, а также над причинно-следственными связями между теми или иными частями, знакомясь с примерами других интеллект-карт и используя собственную фантазию, студент лучше будет усваивать данный ему для изучения материал, быстрее запоминать новую информацию, научится структурировать новый материал, видеть логику связей различных единиц, находить новые идеи и развивать ассоциативное мышление. От преподавателя требуется в этом случае четкая постановка цели данного задания с презентацией примерных вариантов интеллект-карт и подробным объяснением алгоритма их создания с указанием на компьютерные программы, в которых удобнее всего заниматься подобным видом деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление / пер. с англ. Е. А. Самсонов. - 2-е изд. - Минск: Попурри, 2003. - 304 с.

2. Омельченко Т. Н. Сочетание дистанционных и традиционных форм обучения в организации учебного процесса // Иностранные языки в дистанционном обучении: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Пермь, 2007.

- С. 88-91.

3. Гарифзянова Е. Ф. Использование технологии Mind Map студентами дистанционной формы обучения // Иностранные языки в дистанционном обучении: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Пермь, 2007.

- С. 65-69.

4. Королева Е. И. Применение Интеллект-карт в обучении иностранному языку. - [2014]. -URL: http://pglu.ru/upload/iblock/da9/uch_201 0_iii_00031.pdf (дата обращения: 21.07.2017).

5. Малышев Г. Г. Кто? Где? Когда? Русская грамматика в картинках для начинающих. СПб.: Златоуст, 1993.

REFERENCES

1. Buzan T., Buzan B. Supermyshlenie. Minsk: Popurri, 2003. 304 p. (in Russian)

2. Omelchenko T. N. Sochetanie distantsionnykh i

traditsionnykh form obucheniya v organizatsii uchebnogo protsessa. In: Inostrannye yazyki v distantsionnom obuchenii. Proceedings of the II 4. International scientific-practical conference. Perm, 2007. Pp. 88-91.

3. Garifzyanova E. F. Ispolzovanie tekhnologii Mind Map studentami distantsionnoy formy 5. obucheniya. In: Inostrannye yazyki v distantsionnom obuchenii. Proceedings of the II Inter-

national scientific-practical conference. Perm, 2007. Pp. 65-69.

Koroleva E. I. Primenenie Intellekt-kart v obuchenii inostrannomu yazyku. [2014]. Available at: http://pglu.ru/upload/iblock/da9/uch_2010_ iii_00031.pdf (accessed: 21.07.2017). Malyshev G. G. Kto? Gde? Kogda? Russkaya grammatika v kartinkakh dlya nachinayushchi-kh. St. Petersburg: Zlatoust, 1993.

Абраменко Ольга Валерьевна, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного Московского педагогического государственного университета e-mail: ov.abramenko@mpgu.edu

Abramenko Olga V., senior lecturer, Russian as a foreign language Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: ov.abramenko@mpgu.edu

Надха Софья Эдуардовна, ассистент кафедры русского языка как иностранного Московского педагогического государственного университета e-mail: sofiya.nadkha@gmail.com

Nadkha Sofya E., assistant lecturer, Russian as a foreign language Department, Moscow Pedagogical State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: sofiya.nadkha@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.