Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / РАБОТА НАД ЛЕКСИКОЙ / СЕМАНТИЗАЦИЯ / ЛЕКСИЧЕСКИЙ НАВЫК / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гуляева Валентина Семеновна, Бакулева Анастасия Александровна

В данной статье рассмотрена эффективность использования рациональных стратегий на начальном этапе обучения немецкому языку, которые, в свою очередь, помогают ученикам успешно усвоить новый лексический материал, способствуют вовлечению каждого ученика в учебный процесс, вносят разнообразие в ход урока и формируют мотивацию к изучению иностранного языка. Методически правильно построенные комплексы упражнений с применением рациональных стратегий усвоения помогают учащимся не только преодолеть трудности и ошибки, возникающие при лексическом оформлении иноязычных высказываний, но и создают необходимую основу для дальнейшего изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гуляева Валентина Семеновна, Бакулева Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE EFFECTIVENESS OF RATIONAL STRATEGIES AT THE INITIAL STAGE OF GERMAN LANGUAGE TEACHING

This article examines the effectiveness of using rational strategies at the initial stage of learning German, which help students to successfully learn new lexical material, contribute to the involvement of each student in the learning process, bring variety to the course of the lesson and form motivation to learn a foreign language. Methodically correctly constructed sets of exercises with the use of rational learning strategies help students not only to overcome the difficulties and mistakes that arise in the lexical design of foreign language utterances however also create the necessary basis for further learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ»

3. Gabdulinova K.G., Pechjonkina K.G. Razvitie u tret'eklassnikov poznavatel'nogo interesa k nezhivoj prirode posredstvom sozdanija videofil'mov s primeneniem cifrovogo mikroskopa [Developing a cognitive interest in inanimate nature in third graders through the creation of videos using a digital microscope]. Koncept: nauch.-metod. jelektron. zhurn. [Concept], 2020, no. 03 (mart). URL: https://e-koncept.ru/2020/202008.htm (Accessed 21.03.2021).

4. Klepinina Z.A., Akvileva G.N. Metodika prepodavanija predmeta «Okruzhajushhij mir»: uchebnik dlja studentov uchrezhdenij vyssh. obrazovanija [Methods of teaching the subject "Nature Study"]. Moscow: Akademija, 2015. 336 p.

5. Novikov D.A. Statisticheskie metody v pedagogicheskih issledovanija (tipovye sluchai) [Statistical methods in pedagogical research (typical cases)]. - Moscow: IZ-Press, 2004. 67 p.

6. Podlasyj I.P. Pedagogika nachal'noj shkoly [Primary school pedagogy]. Moscow: VLADOS, 2008. 463 p.

7. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija [New pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow: Academia, 2000. 171 p.

8. Skatkin M.N. Sovershenstvovanie processa obuchenija [Improving the learning process]. Moscow: Pedagogika, 1971. 124 p.

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija: utv. prikazom M-va obrazovanija i nauki Ros. Federacii ot 6 okt. 2009 g. № 373) [Federal State Educational Standard for Primary General Education]. URL: https://fgos.ru/ (Accessed 15.02.2021).

10. Hutorskoj A.V. Kompetencii v obrazovanii: opyt proektirovanija [Competencies in Education: Design Experience]. Moscow: INJeK, 2007. 327 p.

11. Chechel' I.D. Metod proektov, ili popytka izbavit' uchitelja ot objazannostej vseznajushhego orakula [The method of projects, or an attempt to relieve the teacher of the duties of an all-knowing oracle]. Direktor shkoly [SchoolMaster], 1998, no. 3, pp. 11-16.

12. Shhukina G.I. Pedagogicheskie problemy formirovanija poznavatel'nyh interesov uchashhihsja [Pedagogical problems of the formation of the cognitive interests of students]. Moscow: Pedagogika, 1988. 203 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

К.Г. Габдулинова, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: usr11786@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-2268-3872.

Е.А. Владыкина, студент 5 курса факультета педагогики и психологии, направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Начальное образование» и «Иностранный язык», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: stud085633@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-0493-8835.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

K.G. Gabdulinova, Ph. D. in Biological Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11786@vyatsu.ru, ORCID: 0000-00022268-3872.

E.A. Vladykina, 5th year Undergraduate Student, School of Pedagogy and Psychology, direction: 44.03.05 Pedagogical Education (with two training profiles) "Primary Education", "Foreign Language", Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: stud085633@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-0493-8835.

УДК:373.51 Б01 10.52772/25420291_2021_2_53

Валентина Семеновна Гуляева, Анастасия Александровна Бакулева

г. Киров

Исследование эффективности применения рациональных стратегий на начальном

этапе обучения немецкому языку

В данной статье рассмотрена эффективность использования рациональных стратегий на начальном этапе обучения немецкому языку, которые, в свою очередь, помогают ученикам успешно усвоить новый лексический материал, способствуют вовлечению каждого ученика в учебный процесс, вносят разнообразие в ход урока и формируют мотивацию к изучению иностранного языка. Методически правильно построенные комплексы упражнений с применением рациональных стратегий усвоения помогают учащимся не только преодолеть трудности и ошибки, возникающие при лексическом оформлении иноязычных высказываний, но и создают необходимую основу для дальнейшего изучения иностранного языка.

Ключевые слова: рациональные стратегии, работа над лексикой, семантизация, лексический навык, критерии оценивания.

™ JOURNAL OF SHADRINSK STATE

2542-0291_PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021_53

Valentina Semenovna Gulyaeva, Anastasia Aleksandrovna Bakuleva

Kirov

Research on the effectiveness of rational strategies at the initial stage of German language teaching

This article examines the effectiveness of using rational strategies at the initial stage of learning German, which help students to successfully learn new lexical material, contribute to the involvement of each student in the learning process, bring variety to the course of the lesson and form motivation to learn a foreign language. Methodically correctly constructed sets of exercises with the use of rational learning strategies help students not only to overcome the difficulties and mistakes that arise in the lexical design of foreign language utterances however also create the necessary basis for further learning a foreign language.

Keywords: rational strategies, working on vocabulary, semantics, lexical skill, evaluation criteria.

В системе языковых средств лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности. Работа над лексикой иностранного языка является, с нашей точки зрения, первостепенной, поскольку без овладения лексическим навыком учащиеся не смогут овладеть разными видами речевой деятельности, такими как говорение, чтение, письмо, аудирование, и это нарушит коммуникацию. В настоящее время урок иностранного языка отходит от традиционных форм занятий, переходя на совершенно новый уровень, благодаря чему в педагогической и методической литературе присутствует большое количество различных методик работы над лексикой, из которых педагогу необходимо выделить наиболее эффективные. Актуальность темы исследования обусловлена важностью лексического аспекта в овладении речью на иностранном языке и недостаточным применением рациональных стратегий в обучении лексической стороне говорения на занятиях по немецкому языку как второму иностранному. Рациональные стратегии помогают ученикам успешно усвоить новый лексический материал, способствуют вовлечению каждого ученика в учебный процесс, вносят разнообразие в ход урока и формируют мотивацию к изучению иностранного языка.

В рамках статьи необходимо дать дефиницию слова «рациональный». Рациональный - разумный, целесообразный, соответствующий указаниям науки. [2, С. 421] В нашем исследовании мы понимаем под «рациональной стратегией» наиболее разумное, целесообразное определение целей и задач, утверждение алгоритма действий в

Примеры сема

единстве интеллектуальной, эмоциональной и речевой активности учащихся. Использование рациональных стратегий позволяет обеспечить эффективное закрепление и высокую продуктивность запоминания при относительно небольшом количестве повторений. Повторение изученного материала должно быть рациональным, максимально способствовать формированию и совершенствованию лексических навыков говорения.

Применительно к обучению лексической стороне речи такими рациональными стратегиями мы считаем семантизацию, средствами и способами реализации которой являются контекст; дефиницию, наглядность, синонимы и антонимы, перевод на родной язык, толкование понятий на родном языке. Семантизация - процесс раскрытия значения слова. Выбор способа семантизации в каждом отдельном случае определяется характером слова, этапом обучения и уровнем обученности. В методике существует определенный арсенал средств и способов семантизации, при помощи которых раскрытие значения изучаемых лексических структур и их осмысление должно обеспечиваться через использование реальных и условно - реальных ситуаций, что обеспечивает правильное понимание и осознание воспринимаемого [4].

Анализ учебника немецкого языка «Horizonte 5» («Горизонты». 5 класс) авторов М.М. Аверина, Ф. Джина, Л. Рормана на предмет выявления примеров семантизации лексики проводился на примере модуля 3 «Tiere». Все модули учебника построены стереотипно, это позволило сделать следующие выводы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

зации лексики

Установка в учебнике Способ семантизации

Hör zu und finde Tiere auf Seite 25.[C.26] Догадка о значении слова по картинке, по контексту

Lies das Beispiel und schreib 10 Lernkarten: Tiere und andere Nomen.[C.29] Найти значение слов в словаре

Englisch und Deutsch - Was passt zusammen? Ordne zu.[C.30] Найти соответствующие слова на английском

Lies den Text. Welche Überschrift passt: A oder B?[C.31] Догадка о значении слов по контексту, по картинке

Wer wohnt wo?[C.32] Догадка о значении слова по картинке, по контексту

54

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021

ISSN 2542-0291

Анализ учебника «Horizonte 5» (Горизонты. 5 класс) авторов М.М. Аверина, Ф. Джина, Л. Рор-мана показал, что значение слов раскрывается преимущественно путем перевода, объяснения/иллюстрации с помощью картинок и путем догадки по контексту. Учитывая психологию запоминания, необходимо организовать не только рациональное повторение иноязычных слов, но и рациональное введение лексических единиц, когда при минимальной затрате времени ученик способен запомнить больше слов, чем при использовании традиционных стратегий [1].

Использование рациональных стратегий позволяет обеспечить эффективное закрепление и высокую продуктивность запоминания при относительно небольшом количестве повторений, именно поэтому мы выбрали рациональные стратегии [3, С.52].

На предэкспериментальном этапе было проведено анкетирование «Как ты учишь новые слова» с целью выяснения, как учитель обучает новой лексике, и как ученики овладевают новым лекси-

ческим материалом, в конце эксперимента проведен контроль уровня сформированности лексических навыков говорения. Анкетирование показало, что большинство учащихся используют традиционные методы запоминания слов. Ученики мало знакомы с рациональными способами запоминания слов, не используют свою память в полной мере, не развивают ее, что еще раз подчеркивает актуальность темы исследования. Комплексы упражнений были разработаны с применением рациональных стратегий усвоения в 5 классе по немецкому языку.

Критерии контроля сформированности лексических навыков, оцениваемые во время проведения модельных уроков: достаточное количество использованных словосочетаний для реализации цели высказывания в конкретной ситуации общения, темп речи (количество пауз нерешительности при ответе) и правильность высказываний (количество правильно сказанных предложений) вынесены в таблицу 2.

Таблица 2

Критерии контроля сформированности лексических навыков

Критерий Пояснение Показатели критерия

Высокий Средний Низкий

Темп речи Количество пауз нерешительности при ответе Отсутствие пауз нерешительности при ответе, плавность речи Небольшое количество пауз нерешительности при ответе (1-4) Темп речи несколько замедлен Большое количество пауз нерешительности при ответе (4 и более). Темп речи значительно замедлен

Правильность высказываний Количество правильно сказанных предложений Высказывание было логически связным и последовательным. Лексические единицы были правильно употреблены, отсутствовали ошибки, либо они были незначительны Высказывание было логически связным и последовательным. Лексические единицы были правильно употреблены, присутствовали некоторые ошибки (1-3) Нарушалась последовательность высказывания. Некоторые лексические единицы были употреблены неверно, было допущено большое количество ошибок

Количество новых лексических единиц Количество использованных словосочетаний для реализации цели высказывания в конкретной ситуации общения Использовано 5 и более новых лексических единиц Использовано 3-4 новых лексических единиц Использовано 0-2 новых лексических единиц

На этапе организации формирующего эксперимента было проведено предэкспериментальное задание с применением рациональных стратегий усвоения. Учащимся было предложено составить ассоцио-

грамму по изучаемой теме "Mein Schultag" и высказаться по данной теме. Итоги работы, проведенной на первом занятии, отражены в таблице, предоставленной ниже. На уроке присутствовал 21 человек.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021

55

Таблица 3

Анализ ответов обучающихся на первом занятии

Критерий Высокий Средний Низкий

Темп речи 0 12 (57%) 9 (43%)

Правильность высказываний 2 (10%) 10 (48%) 9 (43%)

Количество новых лексических единиц 4 (19%) 9 (43%) 8 (38%)

Таким образом, исходя из результатов, представленных выше, можно сделать вывод о том, что большинство учеников имеют средний уровень обученности.

Использование рациональных стратегий усвоения на модельных уроках (коллажи и карты памяти, УРУ первого и второго порядка, игровые упражнения) способствовало совершенствованию

лексических навыков говорения и развитию умений монологической речи у учащихся по изучаемой теме.

В таблице 4 показаны результаты контроля сформированности лексических навыков говорения в монологическом высказывании на итоговом модельном уроке, на котором также присутствовал 21 человек.

Таблица 4

Анализ ответов обучающихся на контрольном занятии

Критерий Высокий Средний Низкий

Темп речи 10 (48%) 9 (43%) 2 (10%)

Правильность высказываний 12 (57%) 8 (38%) 1 (5%)

Количество новых лексических единиц 15 (71%) 4 (19%) 2 (10%)

Исходя из результатов анализа, проведенного в конце эксперимента, можно сделать вывод, что при использовании рациональных стратегий обучающиеся чувствовали большую уверенность в своих ответах, а также стали допускать меньше ошибок. Следует отметить, что у обучающихся увеличился темп речи. Таким образом, нам удалось проследить динамику в формировании лексического навыка говорения с использованием рациональных стратегий усвоения немецкого языка.

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учи-

теля. Следовательно, становится очевидным тот факт, что только творчески работающий учитель, владеющий конструктивно - планирующими умениями, использующий в своей работе рациональные стратегии усвоения, учитывающий возрастные особенности и интересы учащихся, способен добиться формирования устойчивых и гибких лексических навыков до необходимого уровня. Правильно построенные комплексы упражнений с применением рациональных стратегий усвоения при обучении лексической стороне иноязычной речи помогают учащимся не только преодолеть трудности и ошибки, возникающие при лексическом оформлении иноязычных высказываний, но и дают им необходимую основу для дальнейшего изучения иностранного языка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Немецкий язык. Горизонты. 5 класс : учебник / М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова. - Москва, 2011. - 95 с. - Текст : непосредственный.

2. Попов, М.Н. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке / М.Н. Попов. -Москва : т-во И.Д. Сытина, 1907. - 423 с. - Текст : непосредственный.

3. Стапер, М.Е. Некоторые приемы закрепления лексики / М.Е. Стапер. - Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4.

4. Cohen, A. Strategy Training for Second Language Learners. - Text : electronic // ERIC Clearinghouse on Languages and Linguistics Washington DC. - 2003. - URL: https://www.ericdigests.org/2004-4/language.htm (date of application: 15.02.2021)

REFERENCES

1. Averin M.M., Dzhin F., Rorman L., Zbrankova M. Nemeckij jazyk. Gorizonty. 5 klass: uchebnik [German. Horizons. 5th grade]. Moscow, 2011. 95 p.

2. Popov M.N. Polnyj slovar' inostrannyh slov, voshedshih v upotreblenie v russkom jazyke [A complete dictionary of foreign words that have come into use in the Russian Language]. Moscow: t-vo I.D. Sytina, 1907. 423 p.

3. Staper M.E. Nekotorye priemy zakreplenija leksiki [Some vocabulary consolidation techniques]. Inostrannye jazyki v shkole [Foreign Languages at School], 2000, no. 4.

4. Cohen A. Strategy Training for Second Language Learners. ERIC Clearinghouse on Languages and Linguistics Washington DC. 2003. URL: https://www.ericdigests.org/2004-4/language.htm (Accessed 15.02.2021)

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

В.С. Гуляева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: tvilgu12@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6904-531X.

А.А. Бакулева, студентка 5 курса направления подготовки: «Педагогическое образование» (профиль «Английский и немецкий язык»), ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: bakuleva.an@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1366-225X.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

V.S. Gulyaeva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associated Professor, Department of Foreign Languages and Teaching Methods, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: tvilgu12@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6904-531X.

A.A. Bakuleva, 5th year student, the direction "Pedagogical Education" (profile "English and German languages"), Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: bakuleva.an@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1366-225X.

УДК:373.51 DOI 10.52772/25420291_2021_2_57

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Валентина Семеновна Гуляева, Ксения Александровна Вершинина

г. Киров

Результаты опытно-экспериментальной проверки использования видеоматериалов на уроках иностранного языка при обучении лексике

В статье рассматривается целесообразность использования видеоматериалов на уроках иностранного языка при обучении лексической стороне говорения на средней ступени обучения в школе. В статье даны понятие видеоматериалов и их краткая классификация. Использование видеоматериалов способствует более успешному овладению языком как живой иноязычной культурой, индивидуализации процесса обучения и повышает мотивированность речевой деятельности учащихся. В ходе практического исследования проведен анализ УМК по немецкому языку «Horizonte» для 6 класса на предмет возможности использования видеоматериалов, разработаны комплексы упражнений. Дано описание работы по адаптации видеофрагментов на уроках немецкого языка и интерпретация результатов применения видеоматериалов на уроках в 6 классе в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной проверки.

Ключевые слова: видеоматериал, иностранный язык, немецкий язык, средняя школа, языковая среда, комплекс упражнений, условно-речевые упражнения.

Valentina Semenovna Gulyaeva, Kseniya Aleksandrovna Vershinina

Kirov

The results of an experimental test of the use of video materials in foreign language

lessons when teaching vocabulary

The article discusses the feasibility of using video materials in foreign language lessons when teaching the lexical part of speaking at the middle school. The article gives the concept of video materials and their brief classification. The use of video materials contributes to a more successful mastery of the language as a foreign language culture, individualization of the learning process and increases the motivation of students' speech activity. In the course of practical research, the analysis of the teaching materials for the German lessons "Horizonte" for the 6th grade was carried out for the possibility of using video materials, sets of exercises were developed. A description of the work on the adaptation of video clips in German lessons and the interpretation of the results of the use of video materials in the lessons of the 6th grade during the formative stage of the experimental test are given.

Keywords: video material, foreign language, German, middle school, language immersion, set of exercises, speech exercises.

Язык - самый важный инструмент коммуникации человека, без которого существование и развитие общества не является возможным.

Иностранные языки входят в состав обязательных предметов учебного плана и требуют от преподавателя высокого мастерства обучения. Однако овладение иностранным языком вне языковой среды изучаемого языка является сложным процессом. Чтобы получить максимальные результаты, преподавателю следует включать новые методы обучения иностранному языку, формируя

тем самым высокий уровень мотивации к изучению иностранного языка.

При обучении иностранному языку в школе учителя ориентируются на практическое овладение иностранным языком. Таким образом, цель обучения - формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая включает в себя как коммуникативную, так и социокультурную компетенции, так как одно не может быть сформировано без другого. В достижении данной цели могут помочь аутентичные материалы, ведь без

ISSN 2542-G29!

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.