Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / «ЭЛЕКТРОННАЯ» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАРТЫ / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесниченко Альвина Николаевна

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка становится широко распространенной практикой как в школе, так и в вузе. Цифровые ресурсы, включающие электронные словари и библиотечные системы, онлайн-курсы, иноязычные сайты новостных агентств, видеоматериалы и подкасты, находятся в открытом доступе и предоставляют большие возможности их применения в образовательных целях. Эти новые реалии определяют актуальность данного исследования, проблема которого заключается в раскрытии потенциала использования интернет-ресурсов, а именно, эффективности ментальных карт при изучении иностранного языка. Цель статьи - изучить метод ментальных карт и выявить преимущества их использования при обучении иностранному языку. Научные методы: анализ и синтез, сравнение и обобщение позволили изучить разные подходы ученых к определению понятия «коммуникативной компетенции», возможности применения интеллект-карт в образовательных целях, проанализировать доступные цифровые ресурсы по составлению подобных диаграмм, а также сделать вывод об их значимой роли при обучении языку. В ходе исследования были получены следующие результаты: ментальные карты способствуют развитию основных навыков и умений, формированию коммуникативной компетенции; цифровые ресурсы делают работу с интеллект-картами не только более результативной, но и интересной, что повышает мотивацию студентов к овладению иностранным языком. Сделан вывод о преимуществах использования ментальных карт при обучении иностранному языку. Данная статья имеет теоретическую и практическую значимость, так как дает подробный анализ теоретического материала и демонстрирует результаты его применения на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесниченко Альвина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF USING MENTAL MAPS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The use of information and communication technologies in the process of teaching a foreign language is becoming a widespread practice both at school and at the university. Digital resources, including electronic dictionaries and library systems, online courses, foreign-language websites of news agencies, video materials and podcasts, are in the public domain and provide great opportunities for their use for educational purposes. These new realities determine the relevance of the research, the problem of which is to reveal the potential of using Internet resources, namely the effectiveness of mental maps, when learning a foreign language. The purpose of the research is to study the method of mental maps and identify advantages of their use in teaching a foreign language. The following scientific methods were used: analysis and synthesis, comparison and generalization; they made it possible to study different approaches of scientists to the definition of the concept of «communicative competence», the possibility of using mind maps for educational purposes, to analyze the available digital resources for compiling such diagrams, and also draw a conclusion about their significant role in language learning. The following results have been obtained: mental maps contribute to the development of basic skills and abilities, formation of communicative competence; digital resources make working with mind maps not only more productive, but also more interesting, which increases the motivation of students to master a foreign language. The advantages of using mental maps in teaching a foreign language has been proved. The article is of theoretical and practical significance, as it provides a detailed analysis of the theoretical material and demonstrates the results of its application in practice.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-l-70-76 УДК 811:004.89

Колесниченко А.Н.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Колесниченко Алъвина Николаевна,

доцент, кандидат филологических наук, Ооцент кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ.ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС)», Ростов-на-Дону, Россия e-mail: kolesnichenkoa(a),mail. г и тел.: +7 (904) 446 60 18

Аннотация

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка становится широко распространенной практикой как в школе, так и в вузе. Цифровые ресурсы, включающие электронные словари и библиотечные системы, он-лайн-курсы, иноязычные сайты новостных агентств, видеоматериалы и подкасты, находятся в открытом доступе и предоставляют большие возможности их применения в образовательных целях. Эти новые реалии определяют актуальность данного исследования, проблема которого заключается в раскрытии потенциала использования интернет-ресурсов, а именно, эффективности ментальных карт при изучении иностранного языка.

Цель статьи - изучить метод ментальных карт и выявить преимущества их использования при обучении иностранному языку. Научные методы: анализ и синтез, сравнение и обобщение позволили изучить разные подходы ученых к определению понятия «коммуникативной компетенции», возможности применения интеллект-карт в образовательных целях, проанализировать доступные цифровые ресурсы по составлению подобных диаграмм, а также сделать вывод об их значимой роли при обучении языку. В ходе исследования были получены следующие результаты: ментальные карты способствуют развитию основных навыков и умений, формированию коммуникативной компетенции; цифровые ресурсы делают работу с интеллект-картами не только более результативной, но и интересной, что повышает мотивацию студентов к овладению иностранным языком. Сделан вывод о преимуществах использования ментальных карт при обучении иностранному языку. Данная статья имеет теоретическую и практическую значимость, так как дает подробный анализ теоретического материала и демонстрирует результаты его применения на практике.

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, «электронная» педагогическая культура преподавателя, информационно-коммуникационные технологии, цифровые ресурсы, интеллектуальные карты, ментальные карты, интеллект-карты

Для цитирования: Колесниченко А.Н. Преимущества использования 'ментальных карт при обучении иностранному языку '// Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Том 15, № 1. С. 70-76. Imps: doi. org/10.47370/2078-1024-2023-15-1-70-76.

Kolesnichenko A.N.

ADVANTAGES OF USING MENTAL MAPSWHENTEACHING FOREIGN LANGUAGE

Kolesnichenko Alvina Nikolaevna,

An associate professor, Candidate of Philology, an assistant professor of the Department of Foreign Languages of FSEEI HE «Rostov State Transport University« (RSTU), Rostov-on-Don, Russia e-mail: kolesnichenkoa(a),mail. ru tel.■ +7 (904) 446 60 18

Abstract

The use of information and communication technologies in the process of teaching a foreign language is becoming a widespread practice both at school and at the university. Digital resources, including electronic dictionaries and library systems, online courses, foreign-language websites of news agencies, video materials and podcasts, are in the public domain and provide great opportunities for their use for educational purposes. These new realities determine the relevance of the research, the problem of which is to reveal the potential of using Internet resources, namely the effectiveness of mental maps, when learning a foreign language.

The purpose of the research is to study the method of mental maps and identify advantages of their use in teaching a foreign language. The following scientific methods were used: analysis and synthesis, comparison and generalization; they made it possible to study different approaches of scientists to the definition of the concept of «communicative competence», the possibility of using mind maps for educational purposes, to analyze the available digital resources for compiling such diagrams, and also draw a conclusion about their significant role in language learning. The following results have been obtained: mental maps contribute to the development of basic skills and abilities, formation of communicative competence; digital resources make working with mind maps not only more productive, but also more interesting, which increases the motivation of students to master a foreign language. The advantages of using mental maps in teaching a foreign language has been proved. The article is of theoretical and practical significance, as it provides a detailed analysis of the theoretical material and demonstrates the results of its application in practice.

Keywords: competence, communicative competence, «electronic» pedagogical culture of a teacher, information and communication technologies, digital resources, smart cards, mental maps, intelligence card

For citation: Kolesnichenko A.Ni Advantages of using mental maps in teaching a foreign language Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2023. Volume 15, No. 1. P. 70-76. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-l-70-76.

В настоящее время существует большое разнообразие цифровых технологий, используемых педагогами при обучении иностранному языку. Поэтому перед преподавателем стоит непростая задача - выбрать те образовательные интернет-ресурсы, которые не только вызовут интерес у студентов и будут способствовать

повышению их мотивации к изучению иностранного языка, но и помогут сформировать необходимую для овладения языком коммуникативную компетенцию.

Многие исследователи занимаются изучением коммуникативной компетенции и сходятся во мнении, что именно она играет первостепенное значение в

изучении любого иностранного языка. Данной проблематикой занимались такие ученые, как И. А. Зимняя, A.B. Хуторской, Т.Е. Исаева и многие другие. A.B. Хуторской дает следующее определение коммуникативной компетенции: знание «способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе» [1, с. 61] и делает акцент на тех навыках, которым необходимо обучить: умение представить себя, вести диалог, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос и ответить на него [1]. Для формирования этих навыков преподавателю необходимо создавать объекты коммуникации, приближенные к реальности, и тщательно продумать способы работы на каждом этапе. И.А. Зимняя под коммуникативной компетенцией понимает сформированные у говорящего умения быть полноценным субъектом речевой деятельности [2, с. 37].

В научной литературе можно встретить единое мнение исследователей о том, что структура коммуникативной компетенции многокомпонентная. Д. Хаймс к коммуникативной компетенции относил социолингвистическую, грамматическую, дискурсивную, стратегическую компетенции [3]. E.H. Соловова выделяет в ее составе такие компетенции, как «языковую - это овладение фонетикой, лексикой, грамматикой; речевую компетенцию

- овладение коммуникативными умениями таких видов речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо; социокультурную компетенцию - знание культуры, этикета и норм поведения, способность представлять свою страну в условиях иноязычного межкультурного общения; компенсаторную компетенцию

- умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при коммуникации; учебно-познавательную компетенцию - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих

совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком)» [4, с. 6]. Е.М. Кузьмина к коммуникативной компетенции относит также лингвистическую, социолингвистическую, социальную и прагматическую компетенции [5].

В результате анализа научной литературы можно прийти к выводу, что коммуникативная компетенция заключается в «способности понимать иноязычную речь собеседника и умении правильно использовать языковые средства в устной или письменной речи для выражения своей точки зрения с соблюдением всех норм изучаемого языка согласно ситуации общения, поставленной задаче, а также социальным и лингвистическим правилам, принятым носителями языка» [6, с. 287], и ее составляющими являются: речевая компетенция, языковая, лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, социальная, прагматическая и другие.

Для развития коммуникативной компетенции педагоги используют различные методы и средства, в том числе современные информационно-коммуникационные технологии, владение которыми обусловлено сформированной «электронной» педагогической культурой преподавателя высшей школы. По мнению Т.Е. Исаевой, данная «электронная» культура отличается «задействованием не только высокого уровня информационных компетенций и методических умений использования их на занятиях, но и качественным скачком практически во всех ранее известных составляющих культуры, в том числе в коммуникативной компетенции, а также в социально-психологических, ценностно-смысловых и других компетенциях» [7, с. 87]. Благодаря присущей ему культуре преподаватель обладает такой профессиональной компетентностью, которая позволяет ему выбрать наиболее эффективные методы обучения, а также цифровые ресурсы,

способствующие формированию коммуникативной компетенции у студентов. Одним из таких методов является метод интеллект-карт или ментальных карт.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в нем рассматривается использование интеллектуальных карт студентами и преподавателем как в традиционном виде, так и с помощью современных цифровых ресурсов, что вызывает вопрос о целесообразности их применения в преподавании иностранного языка. Целью данной статьи является изучение метода ментальных карт и выявление преимущества их использования при обучении иностранному языку. Для их достижения были поставлены следующие задачи:

- исследовать возможности применения ментальных карт;

- проанализировать доступные цифровые ресурсы по созданию интеллектуальных карт, направленные на формирование коммуникативной компетенции, лежащей в основе овладения любого языка;

- опытно-экспериментальным путем показать преимущества применения данного метода.

В ходе исследования использовались такие научные методы, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, благодаря которым сделан анализ научных трудов по данной проблематике и обобщены их результаты, проведено сравнение разных цифровых ресурсов по созданию ментальных карт, что позволило сделать вывод об их значимой роли при обучении языку.

Изучению методики создания ментальных карт посвящены работы таких исследователей, как Т. Бьюзен [8], О.Б. Симонова [9], И.В. Одарюк [10] и другие. Работы английского психолога и педагога Тони Бьюзена затрагивают проблемы мышления и поиск лучших способов запоминания информации и ее систематизации. Именно Тони Бьюзен

считается основоположником метода интеллект-карт. Основной принцип представления информации в виде карты состоит в том, что дается центральное понятие, позволяющее сконцентрировать внимание на главной идее, и радиальные ветви, представляющие собой те вопросы, которые связаны с основным положением. Удаленность от центра зависит от значимости тех вопросов, которые связаны с этим понятием. Каждая ветвь имеет свой цвет и изогнутую форму, схожую с ветвями деревьев. В виде подобной карты можно представить любую проблему, которую пытается решить человек в повседневной жизни либо при планировании какой-либо деятельности как в бизнесе, маркетинге, так и в другой сфере, в том числе образовательной. Это по сути графическое изображение мыслительного процесса в виде диаграммы.

По мнению Т. Бьюзена, МтсШарз (ментальные карты) особенно эффективны в образовательном процессе, что обусловлено тем, что во время работы с картами задействованы и левое и правое полушарие головного мозга. Они способствуют запоминанию благодаря ассоциативным связям, представлению информации в виде либо коротких записей, либо иллюстраций. Особенно актуально ее использование при обучении иноязычной лексике, так как все слова представлены наглядно, и это дает возможность запомнить образы благодаря визуальной памяти.

Кроме лексики, ментальные карты способствуют лучшему усвоению грамматического материала, так как любое правило может принять форму ветвистого дерева или карты и быть дополнено примерами. Работа с текстом или построение монологического высказывания может осуществляться также с помощью применения метода интеллектуальных карт, что позволит обозначить важные вопросы, которые необходимо затронуть во время обсуждения. Способы работы

с данными картами весьма разнообразны: от индивидуальной самостоятельной работы студента над ее созданием до групповой аудиторной, либо в виде проектной деятельности как совместное творчество, заранее подготовленное и продуманное.

Преподаватель может использовать метод интеллект-карт на разных этапах работы с материалом: на начальном, когда тема только представлена, либо для закрепления уже изученного материала, на заключительном этапе - во время проверки полученных знаний. Интеллект-карты можно составлять по любой изучаемой теме как самостоятельно, так и совместно с преподавателем на практическом занятии по иностранному языку. В любом случае данный метод привлекает своей оригинальностью, наглядностью и простотой в выполнении, в то же время способствует формированию коммуникативной компетенции, играющей важную роль в овладении иностранным языком.

Для повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка и более эффективному применению метода ментальных карт используются разные цифровые ресурсы, доступные в сети интернет. Среди них можно выделить такие, как Diagrams, X-mincL, Simple Mind, MindMeister, которые характеризуются более структурированной организацией карт, что позволяет логически правильно выстраивать информацию и легко запоминать, а также некоторые сервисы (Ауоа, Google, Mindmap, Mindom о), отличающиеся необычным представлением информации с использованием разных ярких цветов, форм и линий. Однако недостаток таких сервисов связан с тем, что, как правило, изобилие вариантов создания ведет к сложностям в работе с форматированием.

Сделаем анализ наиболее удобного для создания ментальных карт приложения MindMeister. Для работы в

Мтс!Ме181ег можно использовать как готовые макеты - шаблоны для создания своих карт, так и создать свои собственные. Ментальные карты могут быть созданы с представлением информации в традиционном формате с гибкими ветвями, либо могут иметь четкую организацию, возможно использование макета в виде списка тем или слов или совмещение разнообразных макетов для изучения одной темы.

Кроме того, MindMeister имеет большой функционал - помимо представления информации в любом удобном формате, с помощью стрелок можно указать на связи между обозначенными подзаголовками (лексическими единицами либо формулировками), а также добавить заметки в виде контекста к темам, обозначенным в интеллект-карте. Помимо простых заметок, Мтс!Ме181ег дает возможность загрузить файлы, связанные с темами карты, или ссылки на источники из интернета и в результате представить карту с помощью презентации. Приложение позволяет делиться созданными картами, работать совместно и обмениваться комментариями, что способствует формированию всех компетенций, необходимых для овладения иностранным языком. В то же время метод интеллект-карт открывает творческий потенциал обучающихся, привлекает своей нестандартной формой представления информации, легкостью и быстротой составления, что вызывает интерес к изучаемой теме и предмету.

Для подтверждения эффективности использования ментальных карт был проведен эксперимент среди второкурсников Электромеханического факультета ФГБОУ ВО «Ростовского государственного университета путей сообщения» (далее РГУПС) специальности «Подвижной состав железных дорог», которые изучают лексику и тексты профессиональной направленности в 3 семестре. В эксперименте участвовало

3 группы по 10-12 человек в течение семестра 2021/2022 учебного года: одна экспериментальная группа самостоятельно создавала интеллект-карты на занятиях иностранного языка, вторая группа использовала для этого приложение ^/íind^/íeistel\ третья - применяла традиционные методы обучения. Уровень исходных знаний у всех студентов был одинаковый, что выявлено в результате входного тестирования. Критерием оценки эффективности применения метода интеллект-карт в процессе обучения иностранному языку послужили результаты итогового тестирования, разработанного Центром мониторинга качества образования (ЦМКО) РГУПС, системой педагогического тестирования, целью которого является оценочный контроль уровня полученных знаний по лексике, грамматике и сформированных умений и навыков понимания текстов профессиональной направленности. В конце эксперимента были получены следующие показатели: в первой группе результаты компьютерного тестирования составили 85-90%, во второй - 90-95%, в третьей достигали пороговых значений, установленных ЦМКО для сдачи теста, - 75%. Такое процентное соотношение свидетельствует о преимуществах (по сравнению с традиционными методами) применения ментальных карт на занятиях по иностранному языку.

В рамках эксперимента студенты прокомментировали список вопросов для оценки использования метода ментальных карт в учебном процессе; испытуемым предлагалось оценить атмосферу занятий по 5-балльной шкале типа Лайкерта: от 1 балла (полностью не согласен) до 5 (полностью согласен). Обучающимся были даны следующие утверждения: (1) Я бы применил интеллект-карты, потому что это более интересно по сравнению с традиционными занятиями; (2) Я бы применил карты, потому что это удобнее и способствует

лучшему запоминанию материала; (3) Я бы применил карты, потому что атмосфера на занятиях более дружелюбная. Наше исследование показало, что до эксперимента большая часть студентов использовала интеллект-карты менее 2 часов в неделю, а после эксперимента -они стали чаще использовать цифровые ресурсы по созданию интеллект-карт в образовательном процессе. Участники отметили, что их использование помогло им лучше усвоить материал и создало более дружелюбную атмосферу на занятиях, что способствует овладению языком, повышению мотивации студентов к этому, достижению лучших результатов в учебе в целом.

Подводя итоги, следует отметить, что к преимуществам ментальных карт можно отнести следующие их особенности: они способствуют развитию у студентов основных навыков и умений, формированию коммуникативной компетенции; цифровые ресурсы делают работу с интеллект-картами не только более результативной, но и интересной, что повышает мотивацию студентов к овладению иностранным языком. Так, цель и задачи, сформулированные в начале статьи, были достигнуты в ходе исследования: изучены возможности применения ментальных карт при обучении языку, в результате сравнения разных цифровых ресурсов по созданию карт была подробно проанализирована работа с наиболее удобным приложением Мтс1Ме181ег, опытно-экспериментальным путем удалось показать преимущества использования ментальных карт при обучении иностранному языку по сравнению с традиционными методами. Данное исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость, так как дает анализ теоретического материала и демонстрирует практическое применение интеллект-карт, что значимо для преподавателей иностранного языка.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58-64.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-44.

3. Hymes D. On Communicative Competence. In J. B. Pride and J. Holmes (eds.). Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972.

4. Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для пед. вузов и учителей. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. 239 с.

5. Кузьмина Е.М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2006. 23 с.

6. Колесниченко А.Н. Роль подкастов в формировании коммуникативной компетенции студентов при обучении иностранному языку в техническом вузе // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11, № 2. С. 287-291.

7. Исаева Т.Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 80-96.

8. Бьюзен Тони. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М.: РОСМЭН, 2007. 96 с.

9. Симонова О.Б. К вопросу использования метода ментальных карт при преподавании иностранного языка в техническом вузе // Транспорт: наука, образование, производство: сборник трудов Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: РГУПС, 2019. С. 265-269.

10. Odaryuk I. Using Mind Maps to motivate the digital generation of students to learn foreign languages // E3S Web of Conferences 273, 12146 (2021) INTERAGROMASH 2021. https://doi. org/10.1051/e3sconf/202127312146.

REFERENCES:

1. Khutorskoy A.V. Key competencies and educational standards // Eidos. 2002. No. 2. P. 58-64.

2. Zimnyaya I.A. Key competencies as a new paradigm of the result of education // Higher education today. 2003. No. 5. P. 34-44.

3. Hymes D. On Communicative Competence. In J. B. Pride and J. Holmes (eds.). Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972.

4. SolovovaE.N. Methods of teaching foreign languages: a basic course of lectures: a manual for pedagogical universities and teachers. 3rd ed. Moscow: Education, 2005. 239 p.

5. Kuzmina E.M. Formation of communicative competences of university students: abstr. dis. ... Cand. of Pedagogics. Nizhny Novgorod, 2006. 23 p.

6. Kolesnichenko A.N. The role of podcasts in the formation of students" communicative competence in teaching a foreign language at a technical university // Samara Scientific Bulletin. 2022. V. 11, No. 2. P. 287-291.

7. Isaeva Т.Е. Competencies and «electronic» pedagogical culture of a high school teacher in the post-pandemic world // Higher education in Russia. 2021. V. 30, No. 6. P. 80-96.

8. Buzan Tony. Memory cards. Use your memory to 100%. M.: ROSMEN, 2007. 96 p.

9. Simonova O.B. On the issue of using the method of mental maps in teaching a foreign language in a technical university // Transport: science, education, production: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Rostov n/a: RGUPS, 2019. P. 265-269.

10. Odaryuk I. Using Mind Maps to motivate the digital generation of students to learn foreign languages // E3S Web of Conferences 273, 12146 (2021) INTERAGROMASH 2021. https://doi. org/10.1051/e3sconf/202127312146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.