Научная статья на тему 'МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НЕЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ'

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НЕЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ ЛЕКСИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Борщевская Юлия Михайловна, Казначеев Дмитрий Александрович

В статье описаны результаты исследования, направленного на выявление дидактического потенциала ментальных карт в аспекте развития лексической компетенции студентов бакалавриата неязыковых профилей обучения. Авторами статьи доказана эффективность использования ментальных карт на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях ограниченного количества аудиторного времени, отводимого на данный предмет. Особо выделены задачи обучения иностранному языку, которые возможно решить благодаря использованию ментальных карт. В статье рассмотрены сущность и основные особенности ментальных карт, а также их основные достоинства в процессе развития лексической компетенции, а именно возможность обработки значительного объема информации; структурирование данных для лучшего усвоения информации; формирование целостного представления об изучаемой теме; эффективное хранение информации; построение высказывания. На примере развития лексической компетенции рассмотрены возможные подходы использования ментальных карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Борщевская Юлия Михайловна, Казначеев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIND MAPS IN THE DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LEXICAL COMPETENCE OF THE UNDERGRADUATE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC MAJORS

The paper describes the results of a study aimed at identifying the didactic potential of mind maps for developing the professionally oriented foreign lexical competence of undergraduate students of non-linguistic majors. The authors prove the effectiveness of the mind maps in a foreign language class at a university in the conditions of a limited amount of classroom time devoted to this subject. The tasks of teaching a foreign language, which can be solved using mind maps are also highlighted. The paper considers the essence and main features of mind maps, as well as their main advantages in the process of developing the professionally-oriented foreign lexical competence. They are the ability to process a significant amount of information; structuring data for better assimilation of information; formation of a holistic view of the topic under study; efficient storage of information; constructing a talk. The use of mind maps in the teaching process are considered on the example of the development of the professionally oriented foreign lexical competence.

Текст научной работы на тему «МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НЕЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ»

понятно. В то же время это профессиональное оборудование, которое позволяет получить точные результаты измерения физических величин. Использованный планшет для автоматизации измерений позволил за минуты в автоматическом режиме сделать то, на что раньше уходили часы...».

Некоторые студенты отмечали полезным для себя использование электронных таблиц для обработки экспериментальных результатов, поскольку в этом случае повышается цифровая грамотность.

Выводы. Таким образом, для студентов - будущих учителей физики - разработана лабораторная работа по исследованию ветрогенератора. Установка для исследований была собрана с помощью наборов leXsolar-NewEnergy Ready-to-go и Vernier. В ходе работы студенты определяли электрическую мощность ветрогенератора в зависимости от скорости ветра и угла поворота ветрогонератора относительно ветра. Кроме того, были определены мощность ветрового потока и коэффициент использования энергии ветра. Лабораторная работа была апробирована в Благовещенском государственном педагогическом университете со студентами педагогического направления подготовки 44.03.05 профиль «Физика» и получила хорошие отзывы.

Литература:

1. Аношина, О.В. Виртуальный лабораторный практикум: преимущества и недостатки / О.В. Аношина // Новые информационные технологии в образовании и науке. - 2019. - № 2. - С. 46-52

2. Баяндин, Д.В. Дидактические аспекты применения интерактивных компьютерных технологий в лабораторном практикуме / Д.В. Баяндин // Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т. 18, № 3. - С. 511-533

3. Леонтьева, Н.В. Применение ИКТ в натурном эксперименте лабораторного практикума по физике / Н.В. Леонтьева // Молодой ученый. - 2013. - № 6(53). - С. 700-703

4. Лубков, А.В. Современные проблемы педагогического образования / А.В. Лубков // Образование и наука. - 2022. -№ 3. - С. 36-54

5. Милинский, А.Ю. Повышение эффективности выполнения первых лабораторных работ по физике студентами ВУЗа / А.Ю. Милинский, О.А. Днепровская // Школа будущего. - 2021. - № 6. - С. 104-115

6. Пурышева, Н.С. Актуальные проблемы школьного физического образования в Российской федерации / Н.С. Пурышева, Д.А. Исаев // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 8-15

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Минеева Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Борщевская Юлия Михайловна Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

НЕЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ

Аннотация. В статье описаны результаты исследования, направленного на выявление дидактического потенциала ментальных карт в аспекте развития лексической компетенции студентов бакалавриата неязыковых профилей обучения. Авторами статьи доказана эффективность использования ментальных карт на занятиях по иностранному языку в вузе в условиях ограниченного количества аудиторного времени, отводимого на данный предмет. Особо выделены задачи обучения иностранному языку, которые возможно решить благодаря использованию ментальных карт. В статье рассмотрены сущность и основные особенности ментальных карт, а также их основные достоинства в процессе развития лексической компетенции, а именно возможность обработки значительного объема информации; структурирование данных для лучшего усвоения информации; формирование целостного представления об изучаемой теме; эффективное хранение информации; построение высказывания. На примере развития лексической компетенции рассмотрены возможные подходы использования ментальных карт.

Ключевые слова: иностранный язык, английский язык, английский для академических целей, профессионально-иноязычная коммуникативная компетенция, профессионально-ориентированная иноязычная лексическая компетенция, информационно-коммуникационные технологии, Интернет-ресурсы в обучении, ментальная карта, мотивация.

Annotation. The paper describes the results of a study aimed at identifying the didactic potential of mind maps for developing the professionally oriented foreign lexical competence of undergraduate students of non-linguistic majors. The authors prove the effectiveness of the mind maps in a foreign language class at a university in the conditions of a limited amount of classroom time devoted to this subject. The tasks of teaching a foreign language, which can be solved using mind maps are also highlighted. The paper considers the essence and main features of mind maps, as well as their main advantages in the process of developing the professionally-oriented foreign lexical competence. They are the ability to process a significant amount of information; structuring data for better assimilation of information; formation of a holistic view of the topic under study; efficient storage of information; constructing a talk. The use of mind maps in the teaching process are considered on the example of the development of the professionally oriented foreign lexical competence.

Key words: foreign language, English, English for specific purposes, vocational foreign language communicative competence, professionally oriented foreign lexical competence, ICT, online resources in teaching, mind mapping, mind map, motivation.

Введение. В соответствии с разработанным и утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 3++ выпускник вуза должен овладеть рядом универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК) [10]. К числу универсальных компетенций относится УК-4, согласно которой выпускник вуза «способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)». В методике обучения иностранным языкам студентов неязыковых профилей главной целью языковой подготовки является формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетенции, что подразумевает овладение иностранным языком как средством делового и профессионального общения в условиях международного сотрудничества [7].

В рамках курса «Иностранный язык» студенты овладевают общенаучной и специальной терминологией, близкой к их будущей специальности, поэтому развитию лексической компетенции, как одной из составляющих профессионально-иноязычной коммуникативной компетенции необходимо уделять особое внимание [11]. Однако, беря во внимание такую особенность процесса обучения как малое количество часов, отводимое на аудиторные занятия в нелингвистическом вузе, стоит отметить, что формирование лексической компетенции с использованием традиционных методов и средств обучения является весьма затруднительным. В связи с этим поиск эффективных инструментов обучения иностранному языку в условиях ограниченного времени не теряет своей актуальности [2, 5, 13].

Изложение основного материала статьи. Преподаватели иностранного языка стремятся подобрать современные эффективные средства обучения иностранному языку. К числу таких средств, приобретших в последнее время особую популярность, относятся ментальные карты, которые обладают большим функционалом, могут служить опорой в процессе выстраивания как устной, так и письменной коммуникации на иностранном языке.

В отечественной методике нет единства относительно термина «ментальная карта». В научной литературе мы можем встретить такие термины как «интеллектуальные карты», «карты мышления», «интеллект-карты», «карты ума», «майнд-карты», «карты мыслей». В зарубежных источниках распространен термин «mind mapping». Ментальная карта - это многоцветная диаграмма, представляющая информацию, отражающую на бумаге хода мыслей человека вокруг ключевого понятия.

Метод обучения, основанный на использовании ментальных карт нельзя назвать новым. В 1960-х годах британский психолог Т. Бьюзен, занимавшийся вопросами развития памяти, разработал концепцию интеллект-карт и выделил три основные составляющие ментальной карты:

- центральный образ, передающий предмет изучения;

- толстые основные ветви, отходящие от центрального изображения. Эти ветви представляют ключевые темы, относящиеся к предмету изучения, которые также имеют ответвления второго и третьего уровня, представляющие подтемы;

- единственное ключевое слово или изображение на каждой ветви [3, 14].

Процесс создания ментальной карты представляет собой когнитивную визуализацию изучаемой информации, поскольку в процессе создания ментальных карт задействуются различные мыслительные операции, в том числе анализ, классификация, обобщение и абстракция. Как отмечает Т.А. Сырина «когнитивная визуализация - явление более сложное, так как представляет собой не просто обращение к иллюстрации предмета обучения, но и последующее его преобразование, переосмысление» [9].

С помощью ментальных карт можно эффективно и неординарно представить определенную концепцию, выявить новые ассоциации и взаимосвязи между идеями так, что их будет легко запомнить. В связи с этим ментальные карты широко используются в процессе обучения различным предметам на различных этапах обучения [4, 8, 12].

Поскольку современный процесс обучения трудно представить без использования информационно-коммуникационных технологий, ресурсов и сервисов сети Интернет заметим, что сегодня составлять ментальные карты можно не только вручную, но и с помощью различных компьютерных программ, что делает процесс быстрым и интерактивным. Наиболее известными программами являются: Coggle (https://coggle.it/?lang=ru), iMindMap (https://www.ayoa.com/), Mindmister (https://www.mindmeister.com), и другие.

В контексте изучения иностранного языка ментальные карты позволяют решить ряд методических вопросов. Их применение может способствовать:

- формированию и совершенствованию языковых навыков;

- развитию речевых умений;

- повышению мотивации к изучаемому предмету;

- развитию умений критического мышления;

- развитию творческих способностей;

- развитию познавательной активности и самостоятельности;

- организации обучения в сотрудничестве [1, 6].

Среди основных достоинств использования ментальных карт в процессе развития лексической компетенции студентов неязыковых профилей университета считаем необходимым выделить следующие:

- работа по составлению ментальных карт позволяет обрабатывать значительный объем информации, а именно лексических единиц (ЛЕ) и эффективно хранить его;

- структурирование данных в процессе разработки карты помогает лучшему усвоению новых ЛЕ и повторению ранее изученных;

- визуализация информации требует от студента более детальной обработки информации, что способствует активизации всех видов мышления и познавательных процессов;

- формирование целостного представления об изучаемой теме или исследуемой проблеме, что будет отражаться не только в количественном составе отдельных ЛЕ, но и в глубине их изучения, под которым мы понимаем знание сочетаемости ЛЕ (англ. collocations), что в дальнейшем позволит студентам применять ЛЕ в профессионально-ориентированной иноязычной коммуникации.

В процессе развития лексических навыков с помощью ментальных карт можно не только осуществлять введение, закрепление и контроль новой лексики, но и отработку этой лексики в речи. Существует несколько подходов использования ментальных карт.

1. Студенты в парах или мини группах самостоятельно создают ментальную карту на определенную тему по заданным критериям. Такая карта является средством активизации предварительных знаний о теме и в дальнейшем может служить опорой для диалогического или монологического высказывания (Рис. 1).

Рисунок 1. Пример ментальной карты, созданной студентами

2. Преподаватель сам проектирует ментальную карту в обучающем контексте.

3. Преподаватель может разработать основу ментальной карты и предложить студентам заполнить ее необходимой информацией. На рисунке 2 представлен фрагмент ментальной карты, разработанной преподавателем по теме «Economic systems». Данная карта не является законченной, в ней очерчены основные смысловые блоки. Лексическое наполнение карты предлагается выполнить студентам в конце работы над темой «Экономические системы».

Рисунок 2. Пример ментальной карты для поэтапной работы преподавателя и студентов

Выводы. Поводя итог вышесказанному хотелось бы отметить, что средство ментальных карт широко используется в процессе обучения, особое применение оно находит в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей, так как данный метод обладает многими преимуществами и дает устойчиво-положительные результаты в процессе формирования профессионально-иноязычной коммуникативной компетенции.

Литература:

1. Акимова, Н.В. Использование сервиса построения ментальных карт Coggle на уроках иностранного языка / Н.В. Акимова, М.В. Овчинникова // Иностранные языки в школе. - 2022. - № 1. - С. 36-39

2. Борщевская, Ю.М. Повышение качества подготовки студентов по иностранному языку при помощи интегрированных интернет ресурсов / Ю.М. Борщевская, Е.Н., Китова, О.А. Мулина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-9. - С. 104-111

3. Бьюзен, Т. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации / Т. Бьюзен, Д.Г. Вуд; Пер. с англ. О.Ю. Пановой. - М: «Росмэн», 2007. - 420 c.

4. Кузнецова, Н.В. Ментальные карты как эффективная образовательная технология формирования информационно-правововй компетенции личности / Н.В. Кузнецова, Е.И. Григорьева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - Т. 27. - № 3. - С. 591-598

5. Ляшенко, М.С. Использование социальных сетей для самостоятельной работы при изучении английского языка / М.С. Ляшенко, Д.Е. Трушкова // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. - 2019. - № 2. -С. 89-94

6. Минеева, О.А. Основные мотивы изучения иностранного языка / О.А. Минеева, Ю.М. Борщевская, Е.А. Козлова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2018. - № 2 (44). - С. 76-80

7. Минеева, О.А. Формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе: монография / О.А. Минеева, О.Г. Красикова. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. - 196 с.

8. Старчикова, Е.С. Ментальные карты как средство формирования экологической культуры и экологического сознания / Е.С. Старчикова // Перспективы науки. - 2022. - № 4 (151). - С. 216-219

9. Сырина, Т.А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку / Т.А. Сырина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7 (172). - С. 81-85

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г., № 121. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 21.10.2022).

11. Фукалова, Е.И. Применение мобильных приложений при обучении лексике английского языка Е.И. Фукалова, О.А. Минеева // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы Международной научно-практической конференции. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. - 2019. - С. 277-280

12. Хаменок, М.А. Использование ментальной карты студентами-дизайнерами в целях формирования профессионально-ориентированной иноязычной лексической компетенции / М.А. Хаменок // Педагогический журнал. -2022. - Т. 12. - № 3-1. - С. 549-557

13. Цветкова, С.Е. Организация контактной самостоятельной работы магистрантов в условиях информационной образовательной среды / С.Е. Цветкова, Е.Ю. Малышева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 280-284

14. Buzan, T. The Mind Map Book. How to Use Radiant Thinking to Maximize Your Brain's Untapped Potential / T. Buzan. -London: BBC Books, 1993. - 321 p.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Минеева Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Ляшенко Мария Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород), Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Поваренкина Ирина Александровна

Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, целью которого явилось выявление эффективности использования технологии веб-квест на уроке английского языка в начальной школе. Авторами статьи предлагается алгоритм разработки и реализации технологии веб-квеста на уроке английского языка с учетом когнитивных и психофизиологических особенностей учащихся начальной школы, а также их уровня владения иностранным языком. В статье представлены результаты проведенной опытно-практической работы по реализации технологии веб-квест в процессе обучения грамматической стороне иноязычной речи на уроке английского языка в четвертом классе начальной школы. Апробируемый веб-квест был разработан на онлайн-сервисе Learning Apps. Эффективность применения данного онлайн-сервиса также обосновывается в тексте статьи. В заключение статьи представлены результаты опытно-практической работы и доказана целесообразность использования веб-квеста как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.

Ключевые слова: начальное образование, иностранный язык, английский язык, иноязычная коммуникативная компетенция, информационно-коммуникационные технологии, Интернет-ресурсы в обучении, технология, веб-квест, мотивация.

Annotation. The article presents the results of the study dealing with identifying the effectiveness of using web quest technology in teaching English at primary school. The authors of the paper propose an algorithm for the development and implementation of web quest technology in teaching English, taking into account the cognitive and psychophysiological characteristics of elementary school students, as well as their level of foreign language proficiency. The paper presents the results of the experimental study carried out on the implementation of the web quest technology in the process of teaching English grammar in the fourth grade of primary school. The tested web quest was developed on the online service Learning Apps. The effectiveness of this online service is also proved in the paper. In conclusion, the paper presents the results of experimental study and proves the practicability of using a web quest as a means of developing the foreign language communicative competence of elementary school students.

Key words: primary education, foreign language, English, foreign language communicative competence, ICT, online resources in teaching, technology, web quest, motivation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.