Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ / ТЕХНОЛОГИЯ / ВЕБ-КВЕСТ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Ляшенко Мария Сергеевна, Поваренкина Ирина Александровна

В статье представлены результаты исследования, целью которого явилось выявление эффективности использования технологии веб-квест на уроке английского языка в начальной школе. Авторами статьи предлагается алгоритм разработки и реализации технологии веб-квеста на уроке английского языка с учетом когнитивных и психофизиологических особенностей учащихся начальной школы, а также их уровня владения иностранным языком. В статье представлены результаты проведенной опытно-практической работы по реализации технологии веб-квест в процессе обучения грамматической стороне иноязычной речи на уроке английского языка в четвертом классе начальной школы. Апробируемый веб-квест был разработан на онлайн-сервисе Learning Apps. Эффективность применения данного онлайн-сервиса также обосновывается в тексте статьи. В заключение статьи представлены результаты опытно-практической работы и доказана целесообразность использования веб-квеста как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Ляшенко Мария Сергеевна, Поваренкина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLORING THE EFFECTIVENESS OF WEB-QUEST TEHNOLOGY IN EDUCATIONAL CONTEXT

The article presents the results of the study dealing with identifying the effectiveness of using web quest technology in teaching English at primary school. The authors of the paper propose an algorithm for the development and implementation of web quest technology in teaching English, taking into account the cognitive and psychophysiological characteristics of elementary school students, as well as their level of foreign language proficiency. The paper presents the results of the experimental study carried out on the implementation of the web quest technology in the process of teaching English grammar in the fourth grade of primary school. The tested web quest was developed on the online service Learning Apps. The effectiveness of this online service is also proved in the paper. In conclusion, the paper presents the results of experimental study and proves the practicability of using a web quest as a means of developing the foreign language communicative competence of elementary school students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ»

2. Борщевская, Ю.М. Повышение качества подготовки студентов по иностранному языку при помощи интегрированных интернет ресурсов / Ю.М. Борщевская, Е.Н., Китова, O.A. Мулина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-9. - С. 104-111

3. Бьюзен, Т. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации / Т. Бьюзен, Д.Г. Вуд; Пер. с англ. Om Пановой. - М: «Росмэн», 2007. - 420 c.

4. Кузнецова, Н.В. Ментальные карты как эффективная образовательная технология формирования информационно-правововй компетенции личности / Н.В. Кузнецова, Е.И. Григорьева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - Т. 27. - № 3. - С. 591-598

5. Ляшенко, М.С. Использование социальных сетей для самостоятельной работы при изучении английского языка / М.С. Ляшенко, Д.Е. Трушкова // Oрганизация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. - 2019. - № 2. -С. 89-94

6. Минеева, O.A. Oсновные мотивы изучения иностранного языка / O.A. Минеева, Ю.М. Борщевская, E.A. Козлова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2018. - № 2 (44). - С. 76-80

7. Минеева, O.A. Формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе: монография / O.A. Минеева, OX. Красикова. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. - 196 с.

8. Старчикова, Е.С. Ментальные карты как средство формирования экологической культуры и экологического сознания / Е.С. Старчикова // Перспективы науки. - 2022. - № 4 (151). - С. 216-219

9. Сырина, ТА. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку / ТА. Сырина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7 (172). - С. 81-85

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г., № 121. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 21.10.2022).

11. Фукалова, Е.И. Применение мобильных приложений при обучении лексике английского языка Е.И. Фукалова, O.A. Минеева // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы Международной научно-практической конференции. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. - 2019. - С. 277-280

12. Хаменок, МА. Использование ментальной карты студентами-дизайнерами в целях формирования профессионально-ориентированной иноязычной лексической компетенции / МА. Хаменок // Педагогический журнал. -2022. - Т. 12. - № 3-1. - С. 549-557

13. Цветкова, С.Е. Oрганизация контактной самостоятельной работы магистрантов в условиях информационной образовательной среды / С.Е. Цветкова, Е.Ю. Малышева // Aзимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 280-284

14. Buzan, T. The Mind Map Book. How to Use Radiant Thinking to Maximize Your Brain's Untapped Potential / T. Buzan. -London: BBC Books, 1993. - 321 p.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Минеева Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Ляшенко Мария Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород), Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Поваренкина Ирина Александровна

Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, целью которого явилось выявление эффективности использования технологии веб-квест на уроке английского языка в начальной школе. Авторами статьи предлагается алгоритм разработки и реализации технологии веб-квеста на уроке английского языка с учетом когнитивных и психофизиологических особенностей учащихся начальной школы, а также их уровня владения иностранным языком. В статье представлены результаты проведенной опытно-практической работы по реализации технологии веб-квест в процессе обучения грамматической стороне иноязычной речи на уроке английского языка в четвертом классе начальной школы. Апробируемый веб-квест был разработан на онлайн-сервисе Learning Apps. Эффективность применения данного онлайн-сервиса также обосновывается в тексте статьи. В заключение статьи представлены результаты опытно-практической работы и доказана целесообразность использования веб-квеста как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.

Ключевые слова: начальное образование, иностранный язык, английский язык, иноязычная коммуникативная компетенция, информационно-коммуникационные технологии, Интернет-ресурсы в обучении, технология, веб-квест, мотивация.

Annotation. The article presents the results of the study dealing with identifying the effectiveness of using web quest technology in teaching English at primary school. The authors of the paper propose an algorithm for the development and implementation of web quest technology in teaching English, taking into account the cognitive and psychophysiological characteristics of elementary school students, as well as their level of foreign language proficiency. The paper presents the results of the experimental study carried out on the implementation of the web quest technology in the process of teaching English grammar in the fourth grade of primary school. The tested web quest was developed on the online service Learning Apps. The effectiveness of this online service is also proved in the paper. In conclusion, the paper presents the results of experimental study and proves the practicability of using a web quest as a means of developing the foreign language communicative competence of elementary school students.

Key words: primary education, foreign language, English, foreign language communicative competence, ICT, online resources in teaching, technology, web quest, motivation

Введение. В свете всеобщей информатизации образования, цифровизации отечественной основной школы и признания важности проектной работы в образовательной траектории учащихся представляется целесообразным использование технологии веб-квеста в качестве эффективного метода формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся [1, 5, 71.

В начальной школе помимо учебной, преобладающей является игровая деятельность как ведущий способ познания окружающего мира, поэтому организация обучения иностранному языку с использованием игровых методов, а более конкретно - технологии веб-квеста может способствовать интенсификации учебно-воспитательного процесса [81. Необходимо отметить, что на начальной ступени образования обучающиеся испытывают трудности в ознакомлении с системой иностранного языка, так как у них отсутствуют осмысленные представления о системе родного языка [101. Иными словами, на данном этапе не работает принцип переноса явлений родного языка на систему иностранного языка, что значительно усложняет процесс обучения [121.

Учитывая особенности познавательной деятельности обучающихся начальной школы актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью анализа роли веб-квеста как мощного инструмента формирования грамматических навыков и на начальном этапе обучения иностранному языку в школе.

Изложение основного материала статьи. В педагогической науке веб-квест рассматривается как проблемное задание с элементами игровой и проектной деятельности, для выполнения которого применяются информационные ресурсы Интернет [2, 5]. П.В. Сысоев определяет технологию веб-квест как «сценарий организации проектной деятельности обучающихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет». Веб-квест является как формой обучения, так формой контроля знаний, умений и навыков учащихся [9].

Учитывая когнитивные и психофизиологические особенности учащихся начальной школы, а также уровень владения иностранным языком, реализация технологии веб-квеста на уроке иностранного языка будет включать в себя четыре основных этапа, два из которых являются подготовительными (этапы 1-2), один этап - операционным (этап 3) и один этап -контрольно-рефлексивным (4 этап).

На первом этапе учитель определяет цели и задачи применения веб-квеста на уроке иностранного языка, выбирает тему веб-квеста. На втором этапе осуществляется работа по созданию веб-квеста. Учитель разрабатывает содержание веб-квеста: отбирает задания из учебно-методического комплекса, а также при необходимости расширяет содержание дополнительными упражнениями, отбирает интернет-ресурсы. Далее учитель описывает сценарий и план работы над веб-квестом, а именно проектирует онлайн-упражнения, формы учебного взаимодействия и контроля для каждого задания; разрабатывает раздаточный материал, распределяет роли и прописывает инструкции для учащихся. На данном этапе происходит текстовое оформление веб-квеста: учитель формулирует проблему, описывает этапы ее решения; знакомит учащихся с критериями оценки каждого этапа веб-квеста. В качестве вознаграждение за прохождение каждого этапа квеста учащиеся могут получать баллы, символические призы, монеты и т.д. На четвертом этапе происходит реализация веб-квеста на уроке иностранного языка. В то время как учащиеся выполняют задания веб-квеста, учитель осуществляет контроль выполнения заданий, а также обеспечивает педагогические условия, необходимые для осуществления эффективной игровой деятельности школьников. На заключительном - пятом этапе - осуществляется рефлексия. Учитель и учащиеся совместно обсуждают результаты игровой деятельности: понравился ли учащимся такой вид работы, столкнулись ли они с трудностями прохождения веб-квеста, помог ли им веб-квест в усвоении языкового материал [111.

Далее рассмотрим на отдельном примере дидактические возможности использования технологии веб-квест на уроке английского языка в процессе формирования грамматических навыков у учащихся 4 класса начальной школы.

Опытно-практическая работа проходила в три этапа. На этапе 1 нами были определены цели и задачи проектирования комплекса упражнений по обучению грамматике с элементами веб-квеста. Основной целью явилось изучение временной формы Past Simple. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: повторение правил применения простого прошедшего времени; повторение правила образования глагольных форм простого прошедшего времени; закрепление ранее изученных и новых форм неправильных глаголов английского языка. В качестве опоры мы использовали материалы модуля 7 «Days to remember» учебно-методического комплекса (УМК) «Spotlight 4» [3-4]. В данном тематическом разделе целевым компонентом обучения грамматике является изучение времени глагола Past Simple.

На втором этапе проектирования упражнений с элементами веб-квеста мы отбирали задания из УМК, разрабатывали дополнительные упражнения, выбирали интернет-ресурсы для размещения заданий веб-квеста, проектировали онлайн-упражнения, определяли формы учебного взаимодействия; разрабатывали раздаточные материалы для обучающихся.

В УМК «Spotlight 4» упражнения на повторение и освоение новых аспектов грамматического явления Past Simple представлены на странице 108 учебника (упр. 1-3), 110 (упр. 1-4), 112 (упр.1), контрольный материал представлен на странице 118. Содержанием данных упражнений является отработка форм неправильных глаголов, выбор настоящего или прошедшего времени глагола, преобразование формы настоящего времени в прошедшее. В связи с этим возникла необходимость дополнить предлагаемый в УМК комплекс заданий упражнениями коммуникативной направленности, в частности, - на конструирование утвердительных, отрицательных и вопросительных фраз в прошедшем времени, поэтому нами были разработаны 2 дополнительных упражнения.

В качестве онлайн-платформы для размещения заданий мы выбрали сервис Learning Apps, Для создания веб-квеста нами был выбран онлайн-сервис Learning Apps (www.learningapps.org), поскольку данный сервис позволяет учителю создавать интерактивные упражнения за счет интеграции текста, звука, анимации, видео и графики и предоставлять доступ обучающимся для их выполнения [18]. Основными моделями онлайн-сервиса, которые возможно использовать в процессе работы над грамматической стороной иноязычной речи, являются «сортировка картинок», «заполнение пропусков», «викторина с выбором правильного ответа», «Кто хочет стать миллионером?», «кроссворд», «игра виселица», «викторина с выбором правильного ответа».

Так, модель «Сортировка» использовалась нами для отработки грамматического правила неправильных глаголов на примере песенки «Mary had a little lamb». Обучающимся необходимо было рассортировать глаголы из песни по двум группам: правильные и неправильные. Следующее задание на платформе предполагало совмещение русских и английских предложений в простом прошедшем времени. Английский текст представлен в письменном или аудио- формате. Графически интерфейс выполнения этих упражнений представлен на рисунке 1.

Regular and Irregular Verbs (from the poem Mary Had a Little Lamb)

Задание

Put each vert) in the огорег table.

[ок]

Irregular v( ular verbs

(неправильные глаголы) (правильные глаголы)

О

Рисунок 1. Игровые упражнения по обучению четвероклассников грамматической стороне иноязычной речи на

платформе Learning Apps

Из описания проектируемых упражнений становится очевидно, что в процессе планирования квеста по выполнению грамматических заданий мы задействовали все формы учебного взаимодействия: индивидуальную, парную, фронтальную и работу в малых группах.

Также на втором этапе выполнялось оформление сценария и маршрутных листов / раздаточного материала для участников веб-квеста. Логика развертывания содержания веб-квеста соответствовала последовательности освоения грамматического материала: освоение, тренировка, вывод в речь, - и была отражена в маршрутном листе каждого обучающегося (Таблица 1).

Таблица 1

Маршрутный лист для прохождения веб-квеста

Задание Инструкция Баллы

1. Посмотри видеоролик. Задай вопросы учителю, если что-то непонятно. https://www.youtube.com/watch?v=gMHxEO3LrQg -

2. Самостоятельно выполни упражнение 2 на странице 108. Where did they go last weekend? Read and say. 1 "I danced all night! The music was great!" (Phil) 2 "I went on the Big Scream! It was really scary!" (Grace) 3 "I saw some dinosaurs! They were fantastic!" (David) 4 "I rode a camel! I had a really good time!" (Kate) a concert Phil Ь zoo с funfair d museum Затем мы его проверим в классе. 1 2 3 4 (по одному баллу за каждый правильный ответ)

3. Зайди на веб-страницу https://learningapps.org/2588747 Выполни упражнение и получи оценку. Обведи ее справа 1 2 3 4 (1 балл - 1-2 правильных ответа; 2 балла - 3-4 правильных ответа; 3 балла - 5-6 правильных ответа; 4 балла - 7-8 правильных ответа).

4. Зайди на веб-страницу https://learningapps.org/2168124 Выполни упражнение и получи оценку. Обведи ее справа 1 2 3 4 (1 балл - 1-2 правильных ответа; 2 балла - 3-4 правильных ответа; 3 балла - 5-6 правильных ответа; 4 балла - 7-8 правильных ответа).

5. В группе устно сделайте упражнение 2 на странице 108. What did Расе do yesterday? Look and say. * buy a ' drink • eat a . write a * draw a jacket milk sandwich Letter picture Затем учитель проверит предложения каждой группы. 1 2 3 4 (1 балл - 1 правильный ответ; 2 балла - 2 правильных ответа; 3 балла - 3-4 правильных ответа; 4 балла - 5 правильных ответа).

6. Разбейтесь на пары. Возьмите по одной карточке. Устно придумайте реплики-реакции на реплику, написанную в карточке партнера. 1 2 3 4 (1 балл - 1 правильный ответ; 2 балла - 2 правильных ответа; 3 балла - 3-4 правильных ответа; 4 балла - 5 правильных ответа).

Student A Student B

1/ I saw our friend yesterday. 2/ ? 3/ When did you see your grandparents? 4/ They didn't buy anything 1/ ? 2/ I didn't do it. 3/ . 4/ ?

for breakfast. 5/ -

5/ Why did you leave so early?

В парах по очереди опишите вчерашний день Кейт. Там, где можно выбрать варианты, составьте 2 предложения: одно - о том, что Кейт

Friday

1. Get up

2. Have breakfast

3. Go to school

4. Visit grandma at hospital / have lunch with her friends

5. Have a singing class / go shopping

6. Return home

7. Do home task

8. Have supper

9. Play with the little brother / listen to music

10. Go to bed

1 2 3 4

(1 балл - более 6 грамматических ошибок;

2 балла - допущено 4-5 грамматических ошибок;

3 балла - допущено 2-3 грамматических ошибки;

4 балла - допущено 1-2 незначительных грамматических ошибки).

Итого

/ 24

Третий этап опытно-практической работы - это реализация веб-квеста на уроке иностранного языка. Задача педагога состоит не только в мониторинге выполнения языковых упражнений, но и в обеспечении педагогических условий эффективности игровой деятельности младших школьников: стимулирование активности младших школьников в игровой деятельности, обеспечение активности преподавателя иностранного языка, стимулирование творческой деятельности учащихся.

Этап 3 реализации педагогической технологии веб-квеста в процессе обучения грамматическому аспекту английского языка в 4-м классе связан непосредственно с взаимодействием педагога и младших школьников в процессе проведения веб-квеста. Как было отмечено ранее, отличительной особенностью веб-квеста как педагогической технологии является его проблемное содержание. Комплекс упражнений на ознакомление и отработку употребления грамматического явления, в том числе с применением интерактивных инструментов, сам по себе веб-квестом не является. Поэтому в процесс прохождения младшими школьниками этапов квеста мы следили за соблюдением следующих требований.

1. Наличие проблемной ситуации. Перед прохождением веб-квеста учитель объяснял, что сейчас школьники могут описать картинку или событие (используя глаголы was/ were и несколько правильных глаголов) в письме своему другу, но, чтобы поболтать о том, как они провели прошлые выходные или куда ездили на лето, нужно изучить неправильные глаголы и научиться задавать вопросы. Если у младших школьников это получится, то в конце квеста они смогут это без труда сделать и даже получить за это приз.

2. Динамизм образовательных мероприятий в рамках квеста. Помимо дифференциации форм взаимодействия, что характерно и для традиционного урока английского языка в начальной школе, применялась технология смены рабочих зон. Урок с элементами веб-квеста был перенесен в кабинет информатики, где по периметру расставлены столы с компьютерами. В центре парты были расставлены таким образом, чтобы обучающиеся могли выполнять устные и письменные задания в парах и группах.

Этап 4. Проведение рефлексии. На данном этапе осуществляется совместная работа педагога и учащихся начальной школы: проводится обсуждение того, что помогало или мешало правильно выполнять предложенные задания, воспринимали ли обучающиеся свою деятельность как игру, помог ли веб-квест лучше усвоить грамматический материал. Также все обучающиеся анонимно заполняли листы самооценки.

В силу того, что младшие школьники обладают недостаточно развитыми умениями самоанализа и самооценки, параллельно нами была предложена наглядная форма оценки веб-квеста. Для этого из цветной бумаги вырезался стебель, лист и сердцевина цветка. Они прикреплялись на доске в завершение урока. Для самих обучающихся вырезались лепестки цветка двух цветов: коричневого и красного. В конце урока младшие школьники подходили к доске и прикрепить лепесток коричневого цвета - если урок им не понравился, красного - если понравился.

На третьем - заключительном - этапе была проведена повторная диагностика детей и подведены результаты опытно-практической работы.

С целью проверки эффективности методики организации обучения грамматической стороне английского языка с помощью технологии веб-квеста в начальной школе мы поэтапно реализовывали разработанную систему упражнений. Учитывая ключевую характеристику веб-квеста как проблемной технологии обучения, на протяжении всей серии упражнений учитель акцентировал внимание на том, что изучение простого прошедшего времени позволить решить проблему написания письма другу о прошедших каникулах. Это служило мотиватором к выполнению упражнений и более тщательному изучению правила образования этого времени.

Кроме того, смена рабочих зон позволила придать учебному процессу динамизм и обеспечить переключение внимания младших школьников между различными аспектами грамматического правила. Как было показано на рисунке 12 в п.3.2., в процессе прохождения веб-квеста обучающиеся поэтапно меняли рабочие зоны: фронтальная зона работы с учителем сменялась интерактивной зоной работы, когда обучающиеся самостоятельно выполняли упражнения на компьютере, а затем - зоной очного взаимодействия, когда обучающиеся работали в парах и группах, выполняя задания веб-квеста.

Как было отмечено выше, квест состоял из 6 упражнений, за каждое из которых обучающиеся могли заработать максимум 4 балла. В начале обучения уровень оценки оставался довольно низким, в то время как в процессе выполнения упражнений 4-6 была отмечена позитивная динамика выполнения разделов квеста.

В конце прохождения модуля младшие школьники прошли итоговый тест, аналогичный тесту подготовительного этапа, что позволило определить уровень владения грамматическим явлением «Простое прошедшее время» после реализации опытно-практического обучения. Проведя корреляцию между результатами входного и контрольного тестирования (рисунок 2), мы пришли к выводу о том, что в результате проведенного опытно-практического обучения количество положительных оценок («4» и «5») увеличилось на 15%. Это говорит об эффективности методики организации обучения грамматической стороне английского языка с помощью технологии веб-квеста в начальной школе.

□ до опытно-практической работы

□ после опытно-практической работы

Рисунок 2. Сравнительные результаты входного и контрольного тестирования (%)

Выводы. Подводя итог проведенному исследованию, целью которого было выявление эффективности использования технологии веб-квест на уроке английского языка в начальной школе, можно сделать вывод о том, что анализ результатов опытно-практической работы подтверждает целесообразность включения игровых упражнений, в том числе элементов веб-квеста в образовательный процесс, ориентированный на формирование грамматических навыков в младшей школе, и позволяет обучающимся более качественно усваивать грамматический материал.

Литература:

1. Архипова, М.В. Возможности использования современных интернет-ресурсов в обучении английскому языку современного поколения / М.В. Архипова, Е.Е. Белова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 59-3. - С. 27-30

2. Боронихина, И.О. Использование технологии веб-квеста при обучении иностранному языку в вузе // Образовательные ресурсы и технологии. - 2021. - №1 (34). - С. 21-26

3. Быкова, Н.И. Spotlight. Английский в фокусе. Книга для учителя. 4 класс / Н.И. Быкова, Дж. Дули, В. Эванс, М. Поспелова. - М.: Просвещение. - 2017. - 174 с.

4. Быкова, Н.И. Spotlight. Английский в фокусе. Учебник. 4 класс / Н.И. Быкова, Дж. Дули, В. Эванс, М. Поспелова. -М.: Просвещение. - 2017. - 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Воронина, Д.К. Профессионализация иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов: подходы, технологии, приемы и способы / Д.К. Воронина, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 2. - С. 5.

6. Королева, Е.В. Веб-квесты как средство развития коммуникативных навыков на уроках английского языка Е.В. Королева, Ю.Р. Конышева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 184-186

7. Ляшенко, М.С. Использование проектной технологии в организации самостоятельной работы по английскому языку младших школьников / М.С. Ляшенко, А.В. Хохлова // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. - 2022. - № 5. - С. 136-140

8. Минеева, О.А. Особенности применения игровой технологии веб-квест на уроке иностранного языка в начальной школе / О.А. Минеева, Ю.М. Борщевская, Д.А. Казначеев // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2021. - № 4 (58). - С. 140-143

9. Сысоев, П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: Учебное пособие / П.В. Сысоев. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013. - 264 с.

10. Ткач, И.В. Метод квест как инновационная форма обучения английскому языку детей дошкольного возраста / И.В. Ткач, О.А. Минеева // Самарский научный вестник. - 2016. - № 3 (16). - С. 203-206

11. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2. - С. 3.

12. Цветкова, С.Е. Возможности, преимущества и недостатки платформы электронного обучения с позиции преподавателя иностранного языка С.Е. Цветкова, И.А. Малинина // Инженерное образование. - 2019. - №25. - С. 74-81

Педагогика

УДК 378

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики образования Мишина Марина Михайловна

ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Делибоженко Елена Александровна

АНО ВО «Московский международный университет» (г. Москва)

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ГУМБОЛЬДТОВСКОЙ МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье поднимаются вопросы обучения и формирования личности выпускника высшей школы, обсуждается проблема кризиса классического университета в историко-педагогической ретроспективе. Рассматривается ряд теоретическо-методологических работ, в которых дана критическая оценка устройства разных университетов мира в сравнении с гумбольдтовской моделью образования. Раскрыт вопрос реконструкции замыслов реформирования немецкой классической педагогики 19 века. Описана прусская университетская реформа высшего образования, которая до сих по имеет большое «латентное» значение в системе университетского образования. Ключевые слова: гумбольдтовская модель, университет, преподавание.

Annotation. The article raises the issues of education and personality formation of a graduate of a higher school, raises the problem of the crisis of a classical university in historical and pedagogical retrospect. A number of theoretical and methodological

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.