Научная статья на тему 'Организация и проведение текущего контроля при обучении иностранному языку с помощью LMS Moodle'

Организация и проведение текущего контроля при обучении иностранному языку с помощью LMS Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНТРОЛЬ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / ТЕСТ / LMS MOODLE / TEACHING FOREIGN LANGUAGE / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / CONTROL / CURRENT CONTROL / TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Клопова Юлия Викторовна, Борщевская Юлия Михайловна

Целью данной статьи является изучение особенностей использования LMS Moodle для организации контроля при обучении иностранному языку студентов-бакалавров неязыкового вуза. Рассмотрены возможности организации и проведения текущего контроля с использованием основных элементов LMS Moodle на примере курса «Деловое общение на английском языке».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Клопова Юлия Викторовна, Борщевская Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING AND CARRYING OUT THE CURRENT CONTROL WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGE WITH THE HELP OF LMS MOODLE

The objective of the article is to study the peculiarities of using LMS Moodle for the organization of control in foreign language teaching of undergraduate students in the nonlinguistic higher education establishment. The paper discusses the possibilities of organizing and carrying out the current control with the use of the basic elements of LMS Moodle by the example of the course “Business communication in English”.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение текущего контроля при обучении иностранному языку с помощью LMS Moodle»

Минеева Ольга Александровна, Клопова Юлия Викторовна, Борщевская Юлия Михайловна ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ LMS MOODLE

Целью данной статьи является изучение особенностей использования LMS Moodle для организации контроля при обучении иностранному языку студентов-бакалавров неязыкового вуза. Рассмотрены возможности организации и проведения текущего контроля с использованием основных элементов LMS Moodle на примере курса "Деловое общение на английском языке". Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/1 -2761.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 1 (67): в 2-х ч. Ч. 2. C. 210-212. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/1-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

и орфографических навыков. Таким образом, разграничение этапов формирования и совершенствования навыков является условным: в реальном образовательном процессе невозможно осуществить изолированное обучение каждому отдельному навыку, оно должно происходить комплексно, что позволит вести работу более целенаправленно и эффективно.

Список литературы

1. Агаркова Н. Г. Теоретические основы методики обучения первоначальному письму: дисс. ... д. пед. н. М., 1991. 274 с.

2. Воронин Л. Г., Богданова И. И., Бурлаков Ю. А. Становление речевых навыков при обучении иностранному языку // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1966. Вып. 6. С. 132-138.

3. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. М.: Университет, 1999. 332 с.

4. Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир: ВГПИ им. П. И. Лебедева-Полянского, 1972. 264 с.

5. Кочергин И. В. Очерки методики обучения китайскому языку. М.: АСТ; Восток - Запад, 2006. 192 с.

6. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник: толковый словарь терминов методики обучения языкам. М.: Стелла, 1996. 144 с.

7. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. 223 с.

8. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель; АСТ; Хранитель, 2008. 746 с.

THE MAIN STAGES OF SKILL FORMATION OF THE CHINESE HIEROGLYPHIC WRITING

Lager Nelli Borisovna

Moscow Region State University vigor8@mail. ru

The article discusses topical problems of methodology of teaching the Chinese language, in particular the sequence of teaching the Chinese hieroglyphic writing. The author describes the logic of the gradual development of the hieroglyphic writing skills, focusing on graphic, calligraphic and spelling skills. The paper examines the conditions for the formation of stable hieroglyphic writing skills. The methodical recommendations on organization of educational process are proposed as well.

Key words and phrases: hieroglyphic writing; teaching methodology; writing skills; graphic skill; calligraphic skill; spelling skill; stages of skill formation.

УДК 372.881.111

Целью данной статьи является изучение особенностей использования LMS Moodle для организации контроля при обучении иностранному языку студентов-бакалавров неязыкового вуза. Рассмотрены возможности организации и проведения текущего контроля с использованием основных элементов LMS Moodle на примере курса «Деловое общение на английском языке».

Ключевые слова и фразы: обучение иностранному языку; иноязычная коммуникативная компетенция; контроль; текущий контроль; тест; LMS Moodle.

Минеева Ольга Александровна, к. пед. н., доцент Клопова Юлия Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина mineevaolga@gmail. com; klazaul@yandex. ru

Борщевская Юлия Михайловна, к. пед. н., доцент

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского yuliabort@rambler. ru

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ LMS MOODLE

Процесс обучения иностранному языку студентов бакалавриата неязыкового вуза ставит вопрос о разработке системы контроля сформированное™ иноязычной коммуникативной компетенции [2, с. 82]. Проблемам, связанным с организацией контроля в процессе обучения иностранным языкам, посвящены труды И. Л. Бим, Н. И. Гез, Р. П. Мильруда, А. А. Миролюбова, Е. И. Пассова, Г. В. Роговой, И. А. Цатуровой, D. Coste, J. B. Carrol и др. Как отмечают П. И. Образцов и О. Ю. Иванова, «контроль означает совокупность организационных и методических приемов получения и анализа количественно-качественных показателей, характеризующих результативность учебного процесса» [6, с. 78]. По мнению А. Н. Щукина, «контроль при обучении иностранному языку - это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения» [8, с. 295]. Текущий контроль является важнейшим условием эффективного

13.00.00 Педагогические науки

211

управления процессом обучения иностранному языку студентов-бакалавров неязыкового вуза и эффективной формой обратной связи. И. А. Голёнова и В. Л. Маркович подчеркивают, что «контроль позволяет преподавателю получить необходимую информацию о результатах работы группы, учащихся в целом и каждого студента в отдельности, а также о результатах своей работы» [1, с. 262].

Текущий контроль реализуется в течение семестра (в процессе введения, тренировки и усвоения учебного материала) и по итогам изучения темы [7, с. 480]. Объектами текущего контроля являются иноязычные знания об особенностях изучаемого языка (фонетических, лексико-грамматических, стилистических, культурологических) и умения грамотно, аргументированно и логически верно строить устную и письменную речь на иностранном языке в ситуациях межличностного и межкультурного взаимодействия.

Современные компьютерные технологии позволяют обеспечить постоянный контроль деятельности учащихся в процессе иноязычной подготовки. На кафедре иноязычной профессиональной коммуникации Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина для организации и проведения текущего контроля иноязычной подготовки используется образовательная платформа Moodle [5]. LMS Moodle - это информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением, и предоставляющая преподавателю широкий набор инструментов, позволяющий в режиме онлайн оценить уровень сформированных знаний, умений и навыков учащихся [3, с. 58].

Рассмотрим возможности организации и проведения текущего контроля с использованием названных элементов Moodle на примере курса «Деловое общение на английском языке».

Тесты, направленные на оценку знаний и умений всех видов речевой деятельности, призваны установить степень выполнения студентами задач, поставленных перед ними в процессе обучения, выявить сформированный уровень профессионально-иноязычной коммуникативной компетенции [4, с. 83]. Они могут включать в себя задания как репродуктивного характера, выполнение которых связано с выбором правильного ответа из числа предложенных, так и продуктивного характера (вопросы в открытой форме), ответ на которые студенты должны сформулировать сами в соответствии с заданием. Задания продуктивного характера направлены на подбор синонимов, антонимов, переводных эквивалентов; узнавание и употребление грамматических форм соответственно коммуникативной цели сообщения; выбор правильного ответа на основе услышанного/прочитанного. В заданиях со свободно конструируемым ответом студентам предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом; изменить форму слова или структуру предложения в целом, изменить предложение согласно образцу.

Тесты для текущего контроля могут использоваться для контроля усвоения языкового материала (лексика, грамматика), а также для контроля сформированности видов речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо) и имеют следующие параметры: ограничение времени на прохождение теста; одна попытка на прохождение теста; результат выполнения теста становится известен по завершении всего тестирования.

Среди основных достоинств применения теста для организации текущего контроля можно выделить следующие возможности: с минимальными затратами времени преподавателя объективно проверить знания большого количества студентов; незамедлительного подсчета результатов тестирования; формирования достаточно большого количества вариантов теста [Там же, с. 84].

Элемент «Глоссарий» предназначен для самостоятельной работы студентов над лексическим запасом по изучаемым темам курса, а также может служить средством оценки усвоения лексического материала по изучаемым темам. Критериями оценки будут служить правильность перевода лексической единицы, адекватность ее употребления в контексте, количество приведенных примеров употребления слов и словосочетаний в предложениях, а также указание словообразовательных и семантических связей слов (одноко-ренные слова, синонимы, антонимы).

Элемент «Задание» также может широко применяться как форма текущего контроля. С помощью данного элемента организуются проверка овладения студентами лексическим и грамматическим материалом, контроль понимания содержания прочитанного/услышанного аутентичного текста по общей или профессиональной тематике. Студентам необходимо выполнить коммуникативные упражнения или задания творческого характера (написание эссе, сообщения, письма или сочинения; заполнение бланка, анкеты, формуляра; составление презентации и т.п.).

Элемент «Вики» позволяет организовать коллективную работу участников курса над одним проектом. Результаты работы оформляются в виде вики-статей. Данный элемент позволяет осуществлять текущий контроль речевых умений в конце изучения определенной темы.

Элемент «Форум» служит для организации и проведения дискуссий. На завершающем этапе изучения темы преподаватель организовывает дискуссию по различным проблемам в режиме форума. Работа форума заключается в создании преподавателем тематических разделов с последующим обсуждением всеми участниками образовательного процесса различных тем. Кроме того, в «Форуме» участники курса могут размещать свои итоговые творческие работы (презентации, проекты, аннотации и т.д.), на основе которых студенты под руководством преподавателя обсуждают вопросы, оставляют свои комментарии и оценивают работы друг друга. Таким образом, данный элемент курса позволяет не только выполнить и предоставить свою работу, но также оценить работы своих коллег. Итоговая оценка будет складываться из оценки за выполненную работу обучающегося и за его деятельность в качестве рецензента.

Система текущего контроля иноязычной подготовки с использованием Moodle в рамках курса «Деловое общение на английском языке» представлена в Таблице 1.

Таблица 1.

Система текущего контроля иноязычной подготовки в LMS Moodle

Тема Объект контроля Средство оценивания (элемент курса) Пример

Introductions знание лексики по теме «Jobs» глоссарий составление словаря по теме «Jobs / Job description»

Companies знание лексики по теме «Companies» глоссарий, тест составление словаря по теме «Companies», выполнение лексического теста

повторение темы «Present Indefinite Tense» тест выполнение грамматического теста

умения и навыки устной речи форум презентация на тему «A famous company»

Travelling умения и навыки письменной речи вики проект «At the hotel»

умения и навыки аудирования тест тест на проверку понимания услышанного по теме «Job interview»

Job Hunting умения и навыки письменной речи задание составление резюме / заявления о приеме на работу

В заключение необходимо отметить, что выбор тех или иных оценочных средств зависит от цели и объектов контроля. Текущий контроль иноязычной подготовки с использованием LMS Moodle призван обеспечить возможность регулярно отслеживать динамику развития всех видов речевой деятельности на иностранном языке, что обеспечивает успешность всего образовательного процесса.

Список литературы

1. Голёнова И. А., Маркович В. Л. Использование СДО MOODLE для организации и проведения контроля при обучении студентов основам медицинской статистики // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 69-ой научной сессии сотрудников университета УО «Витебский государственный медицинский университет». Витебск, 2014. С. 262-263.

2. Гутарева Н. Ю. К вопросу о контроле сформированности иноязычной коммуникативной компетенции выпускника вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (27): в 2-х ч. Ч. 2. С. 82-84.

3. Дырдина Е. В., Запорожко В. В., Кирьякова А. В. Информационно-коммуникационные технологии в компетент-ностно-ориентированном образовании: учеб.-метод. пособие. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. 227 с.

4. Минеева О. А., Даричева М. В. Организация тестирования в системе MOODLE при обучении иностранному языку // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 3. С. 81-86.

5. Минеева О. А., Клопова Ю. В. Использование LMS MOODLE для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. С. 387-390.

6. Образцов П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учеб. пособие / под ред. П. И. Образцова. Орел: ОГУ, 2005. 114 с.

7. Цветкова С. Е., Малинина И. А. Контроль профессионально-иноязычной подготовки студентов бакалавриата в неязыковом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 479-492.

8. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Филоматис, 2006. 480 с.

ORGANIZING AND CARRYING OUT THE CURRENT CONTROL WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGE WITH THE HELP OF LMS MOODLE

Mineeva Ol'ga Aleksandrovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Klopova Yuliya Viktorovna

Minin University mineevaolga@gmail. com; klazaul@yandex. ru

Borshchevskaya Yuliya Mikhailovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod yuliabort@rambler. ru

The objective of the article is to study the peculiarities of using LMS Moodle for the organization of control in foreign language teaching of undergraduate students in the nonlinguistic higher education establishment. The paper discusses the possibilities of organizing and carrying out the current control with the use of the basic elements of LMS Moodle by the example of the course "Business communication in English".

Key words and phrases: teaching foreign language; foreign language communicative competence; control; current control; test; LMS Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.