Научная статья на тему 'МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / монологическая речь / магистранты технических специальностей / метальные карты (интеллект-карты / карты памяти) / foreign language / monologue speech / master students of technical specialties / mental maps

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Е. Чеснокова

Статья посвящена вопросам обучения монологической речи на иностранном языке магистрантов технических специальностей в связи с обновлением Федеральных государственных образовательных стандартов (3++). Рассматривается понятие «монологическая речь», анализируются трудности, с которыми сталкиваются магистранты при построении монологического высказывания профессионального характера, описываются существующие подходы обучения. Предлагается использовать технологию ментальных карт в качестве опоры для построения монолога на иностранном языке. Раскрывается потенциал ментальных карт в обучении, описываются их виды и правила построения. Приводятся примеры ментальных карт и задания для работы при обучении профессиональному иностранному языку магистрантов технических специальностей, обосновывается их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL MAPS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO MASTER STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES

The article is devoted to the issues of teaching monologue speech in a foreign language to master students of technical specialties due to the updating of Federal state educational standards of the third generation ++ (3++). The concept of monologue speech is considered, difficulties that master students usually face when constructing a monologue of a professional nature are analyzed, and the existing teaching approaches and methods are described. It is proposed to use the technology of mental maps as a support for building a monologue in a foreign language. The potential of mental maps in teaching is revealed, their types and rules of creation are described. Examples of mental maps and tasks for teaching a professional foreign language to master students of technical specialties are given, and their effectiveness is justified.

Текст научной работы на тему «МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

культуру, дух народа и «заряжает» каждого зрителя. Его художественные произведения отражают национальный колорит, самобытное мировоззрение и своеобразный пластический язык графической манеры;

• «его несомненная заслуга в становлении и развитии хакасской графики в том, что он сумел всех «заразить» культом прошлого. Историзм стал чертой романтического сознания художников и определил характер их творчества» [4];

• мотивы хакасского героического эпоса, нашедшие выражение в творчестве В.А. Тодыкова, помогают выразить идею сохранения самобытности и аутентичности хакасского народа.

Перспективы дальнейшего исследования данной темы мы видим в изучении творчества хакасских художников, работающих в этническом стиле, и попу-

Библиографический список

ляризации хакасского эпического наследия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Анализ состояния и развития «тодыковских» графических мотивов, используемых в художественном творчестве Республики Хакасия, показывает, что наиболее популярные и востребованные направления на сегодняшний день в декоративно-прикладном искусстве - это резьба по дереву, хакасская национальная вышивка, керамика, войлоковаляние, изготовление сувенирных национальных кукол, а в изобразительном - графика. Сохранившиеся до наших дней образцы работ мастера дают современным художникам основу для новых творческих поисков. Эта в своё время новая страница в хакасском искусстве открыла для современных художников перспективы в области возрождения традиций нематериального культурного наследия хакасского народа.

1. Хакасский героический эпос: история и современность: Материалы республиканского научно-практического семинара, посвященного 75-летию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Available at: http://haknii.rU/files/4.07.2019%20g%20Sbornik.pdf

2. Грибоносова-Гребнева Е.В., Фаворский В. Эпический стиль. Киргизская серия рисунков. Искусство Евразии. 2016; № 1 (2): 100 - 109. Available at: https://readymag.com/ U50070366/501557/22/

3. Кидиекова И.К. Мир образов Владимира Тодыкова. Хакасия. 2003; 4 июня.

4. Высоцкая Т.М. Из истории создания Союза художников Республики Хакасия. Художники Хакасии: Альбом-каталог. Красноярск, 2009: 7 - 11.

5. Алтын Арыг. Богатырские сказания, записанные от С.П. Кадышева. Подготовка к изданию Т.Г. Тачеевой; художник В. Тодыков. Абакан: Хакасское издательство, 1987.

References

1. Hakasskij geroicheskij 'epos: istoriya i sovremennost': Materialy respublikanskogo nauchno-prakticheskogo seminara, posvyaschennogo 75-letiyu Hakasskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta yazyka, literatury i istorii. Available at: http://haknii.ru/files/4.07.2019%20g%20Sbornik.pdf

2. Gribonosova-Grebneva E.V., Favorskij V. Epicheskij stil'. Kirgizskaya seriya risunkov. Iskusstvo Evrazii. 2016; № 1 (2): 100 - 109. Available at: https://readymag.com/ u50070366/501557/22/

3. Kidiekova I.K. Mir obrazov Vladimira Todykova. Hakasiya. 2003; 4 iyunya.

4. Vysockaya T.M. Iz istorii sozdaniya Soyuza hudozhnikov Respubliki Hakasiya. Hudozhniki Hakasii: Al'bom-katalog. Krasnoyarsk, 2009: 7 - 11.

5. Altyn Aryg. Bogatyrskie skazaniya, zapisannye ot S.P. Kadysheva. Podgotovka k izdaniyu T.G. Tacheevoj; hudozhnik V. Todykov. Abakan: Hakasskoe izdatel'stvo, 1987.

Статья поступила в редакцию 17.05.21

УДК 372.881

Chesnokova N.E., Cand of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: chesnokova_ne@mail.ru

MENTAL MAPS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO MASTER STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES. The article is devoted to the issues of teaching monologue speech in a foreign language to master students of technical specialties due to the updating of Federal state educational standards of the third generation ++ (3++). The concept of monologue speech is considered, difficulties that master students usually face when constructing a monologue of a professional nature are analyzed, and the existing teaching approaches and methods are described. It is proposed to use the technology of mental maps as a support for building a monologue in a foreign language. The potential of mental maps in teaching is revealed, their types and rules of creation are described. Examples of mental maps and tasks for teaching a professional foreign language to master students of technical specialties are given, and their effectiveness is justified.

Key words: foreign language, monologue speech, master students of technical specialties, mental maps.

Н.Е. Чеснокоеа, канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: chesnokova_ne@mail.ru

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Статья посвящена вопросам обучения монологической речи на иностранном языке магистрантов технических специальностей в связи с обновлением Федеральных государственных образовательных стандартов (3++). Рассматривается понятие «монологическая речь», анализируются трудности, с которыми сталкиваются магистранты при построении монологического высказывания профессионального характера, описываются существующие подходы обучения. Предлагается использовать технологию ментальных карт в качестве опоры для построения монолога на иностранном языке. Раскрывается потенциал ментальных карт в обучении, описываются их виды и правила построения. Приводятся примеры ментальных карт и задания для работы при обучении профессиональному иностранному языку магистрантов технических специальностей, обосновывается их эффективность.

Ключевые слова: иностранный язык, монологическая речь, магистранты технических специальностей, метальные карты (интеллект-карты, карты памяти).

Согласно обновлённым Федеральным государственным стандартам высшего образования (ФГОС ВО 3++) дисциплина «Профессиональный иностранный язык» в магистратуре нацелена на развитие универсальной компетенции (УК-4). В результате обучения магистрант должен уметь применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия. Среди индикаторов достижения этой компетенции на основе документа можно выделить следующие: «УК 4.1 - Устанавливает и развивает профессиональные контакты в соответствии с потребностями совместной деятельности, включая обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. УК4.2 - Составляет, переводит и редактирует различные академические тексты (рефераты, эссе, обзоры, статьи и т.д.). УК-4.3 - Представляет результаты академической и профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях, включая международные, выбирая наиболее подходящий формат. УК-4.4 - Аргументированно и конструктивно отстаивает свои позиции и идеи в академических и

профессиональных дискуссиях на государственном языке РФ и иностранном языке» [1].

Анализ индикаторов позволяет заключить, что в рамках освоения дисциплины «Профессиональный иностранный язык» магистрантам предстоит овладеть навыками публичных выступлений на иностранном языке. Публичные выступления предполагают умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, представлять результаты своих исследований и отвечать на вопросы. Этот вид деятельности заключается в чтении и обработке большого объёма информации на иностранном языке с последующим структурированием, систематизацией и представлением слушателям. Данная работа посвящена вопросам обучения монологической речи магистрантов технических специальностей на иностранном языке и поиску эффективных средств и технологий для достижения этой цели.

Обучению монологической речи на иностранном языке посвящено большое количество работ зарубежных и российских исследователей (К.А. Габеева, Т.В. Дроздова, Т.В. Кондрашина, М.В. Куимова, Т.С. Серова, В.В. Тарасенко,

Е.А. Шатурная, М.В. Шевцова, В.В. Чистякова, D. Bryan, C. Mosey), свидетельствующих о том, что проблема является актуальной и неполностью решённой на сегодняшний день. Монологическая речь представляет собой развёрнутое высказывание одного лица, состоящее из ряда предложений, между которыми имеется логическая, смысловая и лингвистическая связь. Этот вид речи обладает определёнными психологическими, коммуникативными и лингвистическими особенностями [2]. Монологическое высказывание имеет определённую коммуникативно-смысловую структуру, в нём есть определённая тематика, представляющая собой соотнесённость высказывания с какой-то общей темой - макротемой, а также наличие в высказывании собственной темы, распадающейся, в свою очередь, на ряд подтем, или микротем.

Профессионально направленная монологическая речь характеризуется логичностью, аргументированностью, последовательностью изложения содержания, структурной четкостью. Эта форма речи включает в себя достаточно длинные полносоставные фразы, использование профессиональной терминологии, иногда эта речь может сопровождаться опорой на визуальные источники информации для улучшения понимания содержания реципиентами. Как подчёркивает Л.В. Скалкин, «построение монолога - это, прежде всего, повышенная нагрузка на память (оперативную и долговременную), мышление и речепроизводитель-ные механизмы человека» [2].

Как показывает практика и многочисленные исследования, результаты обучения иностранному языку на неязыковых факультетах свидетельствуют о том, что чаще всего степень владения магистрантами монологической речью не соответствует требованиям. У обучающихся возникают сложности с планированием содержания монологов и их языковым оформлением, нарушения связности и последовательности, смысловые пробелы [3, с. 30], наблюдается отсутствие умения передавать информацию последовательно и логично отражать ее содержание, делать выводы и обобщения [4, с. 76].

Очевидно, что при обучении монологической речи необходимы опоры как стимул к размышлению, которые будут служить основой для построения предложения и связанных высказываний. В качестве таких опор предлагается использовать микротекст и ряд игровых элементов (С.В. Нестерова, Т.С. Серова), видеофильм (С.О. Даминова), печатный текст (Т.В. Дроздова, О.С. Милотаева), логико-синтаксическую схему (П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева), графические организаторы (Е.Б. Крутских, А.Е. Сиземина). Из приведённых примеров можно заключить, что опоры бывают разными, но их основная функция заключается в порождении стимула для речевого высказывания за счёт вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом обучающихся.

Как отмечалось ранее, при изучении профессионального иностранного языка магистранты работают с большим количеством литературы из англоязычных источников с целью представления результатов своих исследований в различных форматах: презентация, доклад, реферат, обзор прочитанной статьи. Извлечение, обработка и управление таким объёмом информации требует применения новых средств. Для решения этой задачи предлагается использовать технологию ментальных карт как инструмента, способствующего структуризации и сохранению информации на иностранном языке для последующего эффективного воспроизводства. В основе технологии лежит представление о принципах работы человеческого мозга, таких как ассоциативное мышление, визуализация мысленных образов, целостное восприятие. Известно, что основными функциями мозга являются восприятие, анализ, хранение, воспроизведение и управление информацией. Левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты, а правое решает абстрактные задачи. Ментальные карты интегрируют работу обоих полушарий мозга, позволяя извлекать информацию из памяти в виде связанной цепочки элементов.

Первые упоминания об использовании ментальных карт встречаются в научных трудах прошлого столетия, однако большую известность и применение в обучении различным дисциплинам они получили во второй половине двадцатого века. Ментальные карты (иногда их называют карты памяти/ ума, интеллект-карты) впервые предложил английский психолог, Нобелевский лауреат Тони Бью-зен, автор методики запоминания, творчества и организации мышления. Как утверждает автор, «все дело в особенностях нашего мышления, так как оно организовано не линейно, а имеет ветвящуюся структуру, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти и другие понятия связаны с третьими и так далее, это особый метод записи разного рода материала в виде радиантной (многомерной) структуры» [5]. Таким образом, ментальные карты как образовательный инструмент представляют собой удобную и эффективную технику визуализации мышления и способ структурирования запоминания.

При обучении иностранным языкам ментальные карты могут быть использованы для представления новой информации по теме, при работе с лексическим материалом, в особенности, когда необходимо показать логико-смысловые связи, при пересказе текстов как основа для письменной речи. Построить ментальные карты можно разными способами. Традиционная форма предполагает использование бумаги и цветных карандашей/фломастеров, в цифровом / электронном формате применяются специальные программы Mind Maps [6], MindMeister [7] и другие. При работе с магистрантами в эпоху цифровизации мы рекомендуем использовать электронный формат, что будет способствовать развитию навыков работы с программами на иностранном языке, а также целесообразно и удобно с точки зрения составления, хранения, редактирования и

воспроизводства информации.

Составление ментальных карт основано на определённых правилах, отличающих их от других схем, графиков и диаграмм. В центре всегда располагается основное понятие, которое выделяется ярким цветом. От центрального понятия расходятся изогнутые ветви ассоциаций (подтемы), количество которых не должно превышать семь. На каждой ветке записывается одно - два слова, и по возможности размещается ассоциирующийся графический образ. Ветви желательно выделять разными цветами. Затем каждая ветка разделяется на подтемы второго уровня, на ветке второго уровня также записывается одно или два слова, и располагается графический образ ассоциаций. Рекомендуется ограничиться 3 взаимосвязанными уровнями для целостного восприятия информации [8]. Таким образом мы получаем способ изображения информации в виде диаграммы, визуально содержащий ключевое слово или образ, и второстепенные идеи, расположенные по радиусу.

Стоит отметить, что технология работы с ментальными картами осуществляется наоснове логически последовательныхэтаповиимеетсвоиособенно-сти. На 1 этапв соетидавательготоеис менаиосные каисы самостиастятнона основе темы занятия и лексического содержания для работы в аудитории. Маги-сноавты учатся нтоотое монолоилееккую реч ь то еали еввниаееыт кася, пои ттвм десесмаетст в няеоние корректнне ох содеежасиыинои слсшерение. Заве моеепл-деоааалл с^сетое -фив оле ортассзас!!™ е пастроснис мснтаяьных карт.демол-отритт-е-т трограммы т ие фусктиондл мгла лтидекиа дает На т этапы магистаал™ самостоятельно составляют ментальные карты на основе прочитанного или из-Усионого иинтаиялд но ртектнннсом осыке иптедставляют на зянятиях ас^ль-теивl аилтс тоиоты и разлотскк фаомax:нксзкрлкция, рвфоpиоoнатиe статии, доктсд. № ° ооаг^л магисмрснты даиleнилнлтпя сооими манraми и ^едлагнют о°кг дтум'в ммисхгруппаxноспpoмзвecтиcтдeржактс мате^ало. Таим осмен ирномо заставляет активизировать речемыслительные способности пар-тнтров,пoбснддсриxовзмыLIi-l^ыЬ: задинагь yтoоккюLыиe вогpocы.Oвoаeнксcтт итога эттла зaклюснеыcя в исм, что вдоок ытсиоыодта ссрсход ос июиологичестоЫ к диалогической реч и, что очень важно для развития навыков гово ре ния.

Даыее тгюдeмднссpмонеуl примеры и водвния длира^сы о теняалтоымл косиями при обтсо сии вpoфвcчитмыльнoыy инocтваонoмyткыкy мнииcрpнтнол технических специальностей.

Теыа: П^из^нсМи Ысо^ Mегтеаpaнты екaкoмяигя с темяо сСяаоттели-ная промышленность», комментируют содержание ментальной карты (рис. 1), проводят сравнение строительной промышленности в России и Великобритании, приводят примеры завершённых строительных объектов из различных секторов.

Рис. 1. Construction Industry

Тема: NetworkTopolog ies. Магистранты знакомятсяс разнов идностямис ое-диненийсети (рис.2),строятзюнологическиегысказырмнияаеapoore меинали-рой сарты, °0срждыгит арараущисряи и нрдяитаоаи илюдой га тниоле>ниа1, предлагают свои решения при определённых условиях. Следует отметить, что карта аожзн било еданиетлрло расшедара лнооллиыаоьеыал дневеми нп-)нрем1име, в дгнионы алучие стдэт^и^р^ь^!^-^ но^^.

( \ ( N

small networks— Bus

1 U 1

f > i \

unlimited use Star Bus

V I J

Рис. 2. Network Topology

Тема: How energy is produced. Alternative Power Sources. Магистранты изу-еают меетальитю тарту «Альтернативные источники энергии» (рис. 3), комментируют содержание, обсуждают преимущества и недостатки, приводят примеры существующих станций, работающих на альтернативных источниках, при необходимости могут дополнить информацией.

В заключение следует отметить, что при обучении иностранным языкам метальные карты могут быть использованы при работе с любым материалом, когда необходимо кратко, наглядно и структурированно представить большой объем информации. Они наглядно демонстрируют взаимоотношения между явлениями, позволяют объединить большое количество данных и выстроить иерархию и, таким образом, служат опорой для усвоения, систематизации и дальнейшего

Cheap, ecologically friendly Expensive, few sites

Natural Process, low initial costs Smaller potential, higher maintenance skills

Alternative Power Sources —

Independent, reliable High initial costs

Cheap

Few suitable places

Natural Process Very few places

Рис. 3. Alternative Power Sources

воспроизведения знаний. При обучении профессиональному иностранному языку магистрантов технических специальностей ментальныекарты использовались в качестве опор для эффективного управления процессом монологического высказывания.

Как показал опыт работы с магистрантами технических специальностей в Сургутском государственном университете, ментальные карты раскрывают творческие способности обучающихся,птмогают легтевоспринтмать и структуриио-

Библиографический список

вать сложный терминологический материал, развивают навыки работы с программами на иностранном языке, являются стимулом для построения монологической речи. Создавая собственные ментальные карты, магистранты могут выполнить обзор прочитанной статьи, подготовить презентацию, доклад, реферат, что соответствует цели обучения профессиональному иностранному языку в магистратуре согласно обновлённым ФГОС 3++. Перспективу работы мы видим в разработке и подготовке пособия по темам дисциплины наосновементальныхкарт.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Available at: http://fgosvo.ru Скалкин Л.В. Обучение монологическому высказыванию. Киев: Радянська школа, 1983.

Дроздова Т.В. Особенности обучения студентов монологическому высказыванию на иностранном языке в вузе. Образование и педагогические науки. 2018; № 2 (2): 30 - 35.

Даминова С.О. К вопросу об обучении иноязычной профессионально направленной научной монологической речи магистрантов неязыковых направлений подготовки.

Филологическиенауки. Вопросы теорииипрактики.2013;№6 (24):72 -78.

Бьюзен Т. Супермышление. Перевод с английского Е.А. Самсонов. Минск: Попурри, 2008.

Free Online Mind Mapping. Available at: https://www.mindmup.com/

MindMeister. Availableat:https://www.mindmeister.com/

Бершадская Е.А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся. Педагогические технологии: профессиональный журнал для технологов образования. 2009; № 3: 17 - 21.

References

Federal'nye gosudarstvennyeobrazovatel'nyestandartyvysshegoobrazovaniya. Availableat:http://fgosvo.ru Skalkin L.V. Obuchenie monologicheskomu vyskazyvaniyu. Kiev: Radyans'ka shkola, 1983.

Drozdova T.V. Osobennosti obucheniya studentov monologicheskomu vyskazyvaniyu na inostrannom yazyke v vuze. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2018; № 2 (2): 30 -35.

Daminova S.O. K voprosu ob obuchenii inoyazychnoj professional'no napravlennoj nauchnoj monologicheskoj rechi magistrantov neyazykovyh napravlenij podgotovki.

Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2013; № 6 (24): 72 - 78.

B'yuzen T. Supermyshlenie.Perevodsanglijskogo E.A.Samsonov. Minsk: Popurri,2008.

Free Online Mind Mapping. Available at: https://www.mindmup.com/

MindMeister. Available at: https://www.mindmeister.com/

Bershadskaya E.A. Primenenie metoda intellekt-kart dlya formirovaniya poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya. Pedagogicheskie tehnologii: professional'nyj zhurnal dlya tehnologov obrazovaniya. 2009; № 3: 17 - 21.

Статья поступила в редакцию 11.05.21

УДК 378.146:51

ShvedE.A., Cand.ofSciences(Physics,Mathematics),senior lecturer, HeadofHigher MathematicsDepartment,OmskState Transport University

(Omsk, Russia), E-mail: shvedsv@yandex.ru

Bolotyuk V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia),

E-mail: rombva@mail.ru

Bolotyuk L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia),

E-mail: 4liudmila@gmail.com

THE EXPERIENCE OF ARRANGING CONVENTIONAL PROCEDURES OF ONGOING MONITORING OF MATHEMATICAL DESCIPLINES LEARNING ACHIEVEMENTS AT DISTANCE LEARNING IN A PANDEMIC. The article deals with the process of arranging ongoing and intermediate monitoring of technical specialties students learning achievements in teaching disciplines "Mathematics", "Mathematical analysis", "Algebra" in a pandemic using educational distance technologies. The authors reveal problems of forced transition from full-time education to distance learning. The methods of using the teaching environment of Moodle are considered. The article lists the procedures of ongoing learning achievements monitoring and intermediate attestation at distance learning using e-mail, chats and video communication. The article presents a comparative analysis of final results of performing standard calculations, questioning and tests in above-mentioned disciplines for two versions: in traditional education and in distance learning in a pandemic. At the end of the article the conclusion is made that the transition of universities to distance learning has had a negative impact on the quality of educations.

Key words: pandemic, intermediate attestation, distance educational technologies, ongoing learning achievements monitoring, unguided work monitoring.

Е.А. Швед, канд. физ.-мат. наук, доц., и.о. зав. каф. высшей математики, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск,

E-mail: shvedsv@yandex.ru

В.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск,

E-mail: rombva@mail.ru

Л.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск,

E-mail: 4liudmila@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.