Научная статья на тему 'AESTHETIC EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION THROUGH THE WORK OF V.A. TODYKOV'

AESTHETIC EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION THROUGH THE WORK OF V.A. TODYKOV Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Владимир Тодыков / художник / изобразительное искусство / алыптығ нымах / хакасский героический эпос / эстетичесое воспитание молодого поколения / традиционные ценности хакасского народа / Vladimir Todykov / artist / fine art / alyptyg nymakh / Khakass heroic epic / aesthetic education of young generation / traditional values of Khakass people

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — С.С. Патачакова

В статье рассматривается проблема эстетического воспитания подрастающего поколения через творчество В.А. Тодыкова и его иллюстрации к хакасскому героическому эпосу. Рассматривается опыт выявления мифологических образов и мотивов в творчестве хакасского художника В.А. Тодыкова. Они пришли в современное творчество из глубины веков и характерны как для профессионального искусства, так и для народной изобразительной культуры. Данная статья поможет развить интерес у подрастающего поколения к миру художника-первопроходца, чей вдохновенный труд вызывает искреннее восхищение и находит свое продолжение в работах современников, и выявить воспитательный момент, который несут творения мастера. Начиная со второй половины XX века, художниками Хакасии активно используются мифологические образы, созданные В. Тодыковым в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, народных художественных ремеслах и в сувенирной продукции мастеров Республики Хакасия. В историю искусства В.А. Тодыков вошел как талантливый график, работающий профессионально качественно и разнообразно в тематиках и жанрах, основанных на глубоком знании истории края. Он выступает как основоположник классических ценностей, с одной стороны, – изобразительного и декоративно-прикладного наследия хакасского народа, с другой – фольклорных традиций с многовековой историей. В настоящее время произведения В. Тодыкова до сих пор интригуют публику, вызывают огромный интерес к графическому творчеству. В его работах заложены смысл, истина, поиском которых изначально озабочены многие художники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО В.А. ТОДЫКОВА

The researcher studies possibilities of aesthetic education of the younger generation through the work of V.A. Todykov and his illustrations to the Khakass heroic epic. The article deals with the experience of identifying mythological images and motifs in the work of the Khakass artist V.A. Todykov. They have come to modern art from the depths of centuries and are characteristic of both professional art and folk visual culture. The article will help to develop the interest of the younger generation in the world of the pioneer artist, whose inspired work is sincerely admired and continues in the works of his contemporaries, and to identify the educational moment that the master creates. As a result, since the second half of the XX century, artists of Khakassia actively use mythological images created by Todykov in fine and decorative arts, folk art crafts and souvenir products of the masters of the Republic of Khakassia. In the history of art, Todykov is a talented graphic artist, working professionally, qualitatively and variously in subjects and genres based on a deep knowledge of the history of the region. He acts as the founder of classical values, on the one hand, of visual and decorative heritage of the Khakass people, on the other hand, he continues folklore traditions with a long history. The works of Todykov still intrigue the public, arouse great interest in graphic creativity. His works contain meaning, truth, the search for which many artists are initially concerned with.

Текст научной работы на тему «AESTHETIC EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION THROUGH THE WORK OF V.A. TODYKOV»

4. Мамырина Н.С., Шокорова Л.В. Проблема соотношения ручного и компьютерного проектирования в обучении дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2018; № 4 (22): 80 - 86.

5. Панчук Т. А. Компьютерные технологии как средство графической подготовки бакалавров педагогического образования. Сборник научных трудов Международной конференции. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ 2020: 93 - 95.

References

1. Strategiya nauchno-tehnologicheskogo razvitiya RF: utverzhdena Ukazom Prezidenta RF №642 ot 01.12.2016 g. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/41449

2. Koncepciya prepodavaniya predmetnoj oblasti «Tehnologiya» v obrazovatel'nyh organizaciyah RF, realizuyuschih osnovnye obscheobrazovatel'nye programmy. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/

3. Ovtov V.A. Specifika inzhenerno-graficheskogo obrazovaniya v agrarnom vuze. Sovremennye problemy razvitiya obrazovaniya. 2017; № 1: 41 - 43.

4. Mamyrina N.S., Shokorova L.V. Problema sootnosheniya ruchnogo i komp'yuternogo proektirovaniya v obuchenii dizajnerov i hudozhnikov dekorativno-prikladnogo iskusstva. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. 2018; № 4 (22): 80 - 86.

5. Panchuk T.A. Komp'yuternye tehnologii kak sredstvo graficheskoj podgotovki bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnojkonferencii. Gorno-Altajsk: BIC GAGU, 2020: 93 - 95.

Статья поступила в редакцию 10.05.21

УДК 37.035.6

Patachakova S.S., Head of sector, Methodist for Fine and Decorative Arts, FolkArts and Crafts, Center of Culture and FolkArt of S.P. Kadyshev (Abakan, Russia),

E-mail: patachakova@mail.ru

AESTHETIC EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION THROUGH THE WORK OF V.A. TODYKOV. The researcher studies possibilities of aesthetic education of the younger generation through the work of V.A. Todykov and his illustrations to the Khakass heroic epic. The article deals with the experience of identifying mythological images and motifs in the work of the Khakass artist V.A. Todykov. They have come to modern art from the depths of centuries and are characteristic of both professional art and folk visual culture. The article will help to develop the interest of the younger generation in the world of the pioneer artist, whose inspired work is sincerely admired and continues in the works of his contemporaries, and to identify the educational moment that the master creates. As a result, since the second half of the XX century, artists of Khakassia actively use mythological images created by Todykov in fine and decorative arts, folk art crafts and souvenir products of the masters of the Republic of Khakassia. In the history of art, Todykov is a talented graphic artist, working professionally, qualitatively and variously in subjects and genres based on a deep knowledge of the history of the region. He acts as the founder of classical values, on the one hand, of visual and decorative heritage of the Khakass people, on the other hand, he continues folklore traditions with a long history. The works of Todykov still intrigue the public, arouse great interest in graphic creativity. His works contain meaning, truth, the search for which many artists are initially concerned with.

Key words: Vladimir Todykov, artist, fine art, alyptyg nymakh, Khakass heroic epic, aesthetic education of young generation, traditional values of Khakass people.

С.С. Патачакоеа, зав. сектором, методист по ИЗО и ДПИ, народным художественным ремеслам Центра культуры и народного творчества

имени С.П. Кадышева, г. Абакан, E-mail: patachakova@mail.ru

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО В.А.ТОДЫКОВА

В статье рассматривается проблема эстетического воспитания подрастающего поколения через творчество В.А. Тодыкова и его иллюстрации к хакасскому героическому эпосу. Рассматривается опыт выявления мифологических образов и мотивов в творчестве хакасского художника В.А. Тодыкова. Они пришли в современное творчество из глубины веков и характерны как для профессионального искусства, так и для народной изобразительной культуры. Данная статья поможет развить интерес у подрастающего поколения к миру художника-первопроходца, чей вдохновенный труд вызывает искреннее восхищение и находит свое продолжение в работах современников, и выявить воспитательный момент, который несут творения мастера. Начиная со второй половины XX века, художниками Хакасии активно используются мифологические образы, созданные В. Тодыковым в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, народных художественных ремеслах и в сувенирной продукции мастеров Республики Хакасия. В историю искусства В.А. Тодыков вошел как талантливый график, работающий профессионально качественно и разнообразно в тематиках и жанрах, основанных на глубоком знании истории края. Он выступает как основоположник классических ценностей, с одной стороны, - изобразительного и декоративно-прикладного наследия хакасского народа, с другой - фольклорных традиций с многовековой историей. В настоящее время произведения В. Тодыкова до сих пор интригуют публику, вызывают огромный интерес к графическому творчеству. В его работах заложены смысл, истина, поиском которых изначально озабочены многие художники.

Ключевые слова: Владимир Тодыков, художник, изобразительное искусство, алыптыг нымах, хакасский героический эпос, эстетичесое воспитание молодого поколения, традиционные ценности хакасского народа.

Актуальность темы обусловлена тем, что 2021 год в Республике Хакасия официально объявлен Годом хакасского героического эпоса. Героический эпос (алыптыг нымах) - это неотъемлемая часть культурного и духовного наследия хакасского народа. До сих пор это самый популярный фольклорный жанр у хакасов. Но детям этот жанр практически не известен. Причину такого безразличия надо искать в происходящем по всему миру процессе всеобщей глобализации, не обошедшем стороной и Хакасию. В ходе этого процесса стираются границы не только между государствами, но и уничтожается историко-культурная самобытность входящих в состав государства этносов, что приводит к кризису самоидентификации представителей разных народов. Наверное, единственным способом избегнуть негативных последствий глобализации можно считать пропаганду среди подрастающего поколения передаваемых на протяжении веков традиций и культуры своего этноса. И наиболее ярким проявлением этнической самобытности, несомненно, является героический эпос как наиболее яркая составная часть фольклора данной народности. «Фольклор народов Сибири - это огромный пласт культуры, ее основа, суть, плоть и кровь. В нем особый способ видения жизни, ее поэтического осмысления бережно сохраняемых с древних времен идеалов красоты, добра и гармонии, в нем история народов со всей ее самобытностью» [1, с. 5]. Многие поколения хакасского народа воспитыва-

лись на героическом эпосе, передававшемся в устной традиции на протяжении веков.

Мифологические сюжеты являются основой для фольклора большинства народов, в том числе и для хакасов. На протяжении всей истории искусства мотивы мифов занимают значительное место в формировании сюжетов изобразительного и прикладного искусства. Из глубины веков они перешли в творчество современных мастеров, работающих в разных жанрах изобразительного и прикладного искусства. Одним из ярких представителей этого направления является работавший в 70 - 90-х годах ХХ века Владимир Александрович Тодыков. Это уникальный мастер, создававший свои произведения в разных жанрах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Одним из первых он отошел от темы соцреализма в искусстве и стал создавать гравюры, чеканные и резные работы на темы хакасского героического эпоса.

С его лёгкой руки ряд мифологических образов, фигурирующих в произведениях хакасских художников, получают развитие и осмысление во второй половине XX века. Хакасская культура имеет собственный набор основных значений, настолько важных для нее, что они постоянно в ней воспроизводятся. Как показал анализ эпических сюжетов, современные хакасские художники большое внимание уделяют фигурам коня и всадника (богатыря, девы-богатырши). Богатыри

являются выразителями лучших стремлений народных масс и олицетворением героических черт народа.

Теоретической базой исследования послужили публикации хакасских исследователей: Т.М. Высоцкой, И.К. Кидиековой, М.П. Чебодаевой, Ю.И. Чапты-ковой, в которых рассматриваются актуальные проблемы изучения героического эпоса хакасов как в литературе, так и в изобразительном искусстве, и идет постоянный поиск современного подхода по сохранению и популяризации эпического наследия.

Следует отметить, что к художественному осмыслению и отображению героического эпоса как одного из драгоценных достояний и величайших достижений хакасского народа обращались и обращаются и по сей день многие представители хакасской творческой интеллигенции (художники А. Асочакова, В. Бутанаев, А. Топоев, Г Аткнин, В. Тодыков, Р Субраков, А. Ултургашев, П. Боргояков, А. Котожеков, Г Сагалаков, В. Кызласов, Л. Анжиганова, А. Абдин, Г Коков, Т. Душинина, Н. Кобыльцова, Саян Топоев, Л.Баканова, С. Шалгинова-Асочакова и др.).

Но роль первопроходца в освоении богатейшего мира эпических хакасских сказаний всё же принадлежит художнику Владимиру Тодыкову. Его иллюстрации к эпическим произведениям это бесценное достояние Хакасии.

В.А. Фаворский, выступая в Киргизии на конференции, посвящённой героическому эпосу «Манас», говорил следующее: «...эпос, хотя он иногда очень фантастичен, даже сказочен, он, в конце концов, приводит к реальной жизни этого народа. Подошедший однажды к эпосу иллюстратор книги уже не сможет этого забыть. Он все время стоит на земле, хотя и изображает фантастику» [2, с. 49].

Владимир Александрович Тодыков (1938 - 1994) одинаково хорошо работал в различных жанрах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. За свою жизнь профессионально освоил резьбу по дереву, чеканку, живопись и графику. Его произведения отличаются документально точным воспроизведением элементов хакасской культуры. «Значение творчества выдающегося художника-графика В.А. Тодыкова для изобразительного искусства Хакасии трудно переоценить: благодаря ему, хакасское искусство, прежде существовавшее лишь в словесном и музыкальном выражении, было воплощено в рисунке, который точно совпал с образами, возникавшими в воображении слушателей - он стал продолжателем традиций древнего искусства» [3, с. 78].

В 70 - 80-х годах В. Тодыков в Хакасии считался самым востребованным художником. Он работал в разных жанрах: от огромных резных и чеканных панно на фасадах зданий (здание рынка, гостиницы «Хакасия» и т.д.) до миниатюрных иллюстраций к произведениям хакасских писателей и поэтов. Во многом его произведения смогли придать нашему городу особый национальный колорит и создать его неповторимое лицо. Его графические иллюстрации служили подлинным украшением хакасских героических сказаний, дошедших до нас из глубины веков и сохранённых благодаря многим поколениям безымянных сказителей-хайджи. Для того чтобы отразить в своем творчестве образы персонажей героического эпоса, мало показать профессионализм художника, необходимо найти особый подход к каждой работе, основанный на глубоких знаниях в области истории, природы Хакасии, обычаев и традиций коренного населения. У Владимира Тодыкова «большое значение придавалось колориту, в разработке которого учитывались специфические особенности национального чувства цвета, цветовая гармония народного творчества, окружающей среды» [4].

«В 1968 году в Хакасском книжном издательстве вышла иллюстрированная книга В.А. Тодыкова с текстом эпоса «Алтын Арыв [5]. «Книга «Алтын Арыг» явилась результатом долгого процесса вживания в глубокие пласты эпоса с его особой метафоричностью и богатством образов. Особенность графического языка в том, что линия и штрихи создают и рисунок, и тон. Динамичные линии в иллюстрации оттеняют главную мысль эпоса: борьба доброго, светлого, земного начала, которое олицетворяет Алтын Арыг, с темными, злыми силами» [3]. Способность переводить эпос на язык изобразительного искусства обусловлен масштабом знаний в этой сфере, умением предвидеть глубину и многозначность образа. Великолепное владение знаками и символами, выразительностью формы и цвета, по сути, позволяет художнику «проиллюстрировать» самые сложные книги. Литературный образ Алтын Арыг становится образом изобразительным, наполняется цветом и обретает форму. Выделяя этнически маркированные сюжеты и характерные черты изобразительной манеры Тодыкова, соотносящиеся с этнической тематикой, историей, мифологией, культурным наследием Хакасии, мы можем выделить специфику визуальных символов, узнаваемых даже неподготовленными зрителями. Среди них - обращение к этнографическому материалу, предельно условному героическому прошлому, стремление к стилизации, помещение сюжета в узнаваемый ландшафт (степь, курганы), обилие этнических маркеров.

«Основной гуманистический пафос эпического сказания выражен в стремлении героев защитить и возвысить Землю и человека на ней. В иллюстрации Тодыкова реальность переплетается с фантастикой, лиризм - с тяготением к эпическому строю. Композиции листов построены с учетом специфики эпического времени и пространства. Главное событие дается крупным планом. Герой находится в центре рассказа, а природа является фоном и адресом происходящих событий. Весьма примечательны орнаментальные заставки к листам композицией. Они вырастают из рогов и других деталей изображения животных. Они порой выступают самостоятельной конструкцией» [3].

В вышедшей в 2019 году статье М.П. Чебодаевой отмечается, что «художник словно вживается в мир народных образов и представлений. В изображениях главных героев сказания, в образном строе, в орнаментике ясно чувствуется дыхание культуры енисейских кыргызов в передаче быта, одежды и утвари. В них есть и драматизм, и напряжение. Свободная и обобщающая манера трактовки сказания в целом у В. Тодыкова основана на зорких жизненных наблюдениях. Художника отличают завидная острота восприятия, хороший, точный глаз и тонкий вкус» [1, с. 83].

Приемы изображения героев произведений «Айдолай», «Хан Мирген», «Алтын Тайчы», «Хара Хусхун», «Ай Хуучын», «Алтын Арыг» художник органично объединяет единой выразительной пластикой, и это отображается одним композиционным, стилистическим и образным языком. Пластические линии вторят ритмическому рисунку всей картины и созвучны с каждой ее частью. Анализируя произведение «Алтын Арыг», искусствовед, кандидат исторических наук И.К. Ки-диекова видит в Тодыкове «художника, корнями вышедшего из развитой системы представлений об окружающем мире, который находит отражение как в древнем наскальном искусстве, так и в устной поэтической традиции в форме героического эпоса, народных сказок, поэтики и мудрости народа, в составном элементе обрядовой стороны шаманизма - изображении богов и духов. Для В. Тодыкова графика была наиболее комплексной и богатой возможностями передать свое мироощущение. Его искусство как творение есть не только соотносимый с миром образ, но и готовый аспект целого мира» [3].

В своих работах Владимир Тодыков использует сразу несколько стилей, решений, приемов в создании художественных образов, объединенных общей тематикой. Лексический язык композиции задает тон и пластику, своеобразный декор и особую технику исполнения. Все линии в его графике живут не отдельной жизнью, а органично объединены единой выразительной пластикой, говорят одним композиционным, стилистическим и образным языком. Они вторят ритмическому рисунку всей картины и созвучны с каждой ее частью. Графические листы художника притягивают взор зрителя, они понятны всем, кто знаком с культурными традициями хакасского народа. В образах, порой очищенных до знака, выявляется зрелое и устойчивое отношение художника к бытию, искусству, его истории, так как, изображая богатырей в сражении, он оживляет эпос, народные сказки. Благодаря своему таланту и знанию истории, он зримо восстанавливает прошлое своего народа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в эпоху всеобщей глобализации и нивелировки культурных и исторических традиций различных этносов, вплоть до создания всеобщего универсального общества потребителей, хакасский героический эпос (алыптыг нымах) учит нас беззаветному, самоотверженному служению своему народу, мужеству и стойкости, верности традициям, вере в неизменную победу добра над злом и несправедливостью. Созданные В. Тодыковым иллюстрации дали мощный толчок для творчества хакасских художников, мастеров-прикладников, дизайнеров. Это не просто знакомство с индивидуальным восприятием иллюстраций, созданных В. Тодыковым, это возможность прикоснуться к особому миру творца-первопроходца, чей вдохновенный труд вызывает искреннее восхищение и находит свое продолжение в работах последователей.

Материалы данного исследования могут быть использованы учителями школ и преподавателями учебных заведений при подготовке занятий, посвящён-ных хакасскому героическому эпосу и творчеству художников Хакасии. Кроме того, их можно применять при подготовке мероприятий, ставящих своей целью пропаганду традиционных культурных ценностей и моральных устоев хакасского народа.

Таким образом, анализируя изложенные в данном исследовании материалы, можно сделать следующие выводы:

• в 70 - 80-х годах властями поддерживались все художники, в своём творчестве придерживающиеся идей соцреализма. Сложно теперь сказать, правы были они или не правы, но, во всяком случае, вся идеология и философия искусства была подчинены определённой идее;

• В.А. Тодыков нашел в своих работах новые для того времени эпические формы графики. Его работы и сюжеты ритмически совпадали с мало востребованным и практически неизвестным в ту пору широкому кругу читателей хакасским героическим эпосом. Хакасский народ воспринял не бытовые сцены нашей прошлой жизни, а эпические моменты, имеющие огромное воспитательное воздействие. Владимир Тодыков - это тот самый художник, который смог выразить графически то эмоционально-чувственное содержание, которое есть в наших героических сказаниях. Это был самый яркий представитель данного направления среди хакасских художников;

• В конце 60-х годов В. Тодыков начинал исследовать в то время практически неисследованную сферу, связанную с древним прошлым хакасского народа. Причин было несколько: во-первых, на это время пришелся пик деятельности этнографа В.Е. Майногашевой, собиравшей и популяризировавшей хакасский героический эпос. В это же время в Хакасии и на юге Красноярского края работали десятки археологических экспедиций в зоне мелиоративных работ и ложа будущего Красноярского водохранилища, и любой грамотный человек считал своим долгом разбираться в древнем прошлом нашего региона;

• в произведениях художника чувствуется особый сакральный дух культуры, дух народа. Автор в своих произведениях передает свою национальную

культуру, дух народа и «заряжает» каждого зрителя. Его художественные произведения отражают национальный колорит, самобытное мировоззрение и своеобразный пластический язык графической манеры;

• «его несомненная заслуга в становлении и развитии хакасской графики в том, что он сумел всех «заразить» культом прошлого. Историзм стал чертой романтического сознания художников и определил характер их творчества» [4];

• мотивы хакасского героического эпоса, нашедшие выражение в творчестве В.А. Тодыкова, помогают выразить идею сохранения самобытности и аутентичности хакасского народа.

Перспективы дальнейшего исследования данной темы мы видим в изучении творчества хакасских художников, работающих в этническом стиле, и попу-

Библиографический список

ляризации хакасского эпического наследия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Анализ состояния и развития «тодыковских» графических мотивов, используемых в художественном творчестве Республики Хакасия, показывает, что наиболее популярные и востребованные направления на сегодняшний день в декоративно-прикладном искусстве - это резьба по дереву, хакасская национальная вышивка, керамика, войлоковаляние, изготовление сувенирных национальных кукол, а в изобразительном - графика. Сохранившиеся до наших дней образцы работ мастера дают современным художникам основу для новых творческих поисков. Эта в своё время новая страница в хакасском искусстве открыла для современных художников перспективы в области возрождения традиций нематериального культурного наследия хакасского народа.

1. Хакасский героический эпос: история и современность: Материалы республиканского научно-практического семинара, посвященного 75-летию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Available at: http://haknii.ru/files/4.07.2019%20g%20Sbornik.pdf

2. Грибоносова-Гребнева Е.В., Фаворский В. Эпический стиль. Киргизская серия рисунков. Искусство Евразии. 2016; № 1 (2): 100 - 109. Available at: https://readymag.com/ u50070366/501557/22/

3. Кидиекова И.К. Мир образов Владимира Тодыкова. Хакасия. 2003; 4 июня.

4. Высоцкая Т.М. Из истории создания Союза художников Республики Хакасия. Художники Хакасии: Альбом-каталог. Красноярск, 2009: 7 - 11.

5. Алтын Арыг. Богатырские сказания, записанные от С.П. Кадышева. Подготовка к изданию Т.Г. Тачеевой; художник В. Тодыков. Абакан: Хакасское издательство, 1987.

References

1. Hakasskij geroicheskij 'epos: istoriya i sovremennost': Materialy respublikanskogo nauchno-prakticheskogo seminara, posvyaschennogo 75-letiyu Hakasskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta yazyka, literatury i istorii. Available at: http://haknii.ru/files/4.07.2019%20g%20Sbornik.pdf

2. Gribonosova-Grebneva E.V., Favorskij V. Epicheskij stil'. Kirgizskaya seriya risunkov. Iskusstvo Evrazii. 2016; № 1 (2): 100 - 109. Available at: https://readymag.com/ u50070366/501557/22/

3. Kidiekova I.K. Mir obrazov Vladimira Todykova. Hakasiya. 2003; 4 iyunya.

4. Vysockaya T.M. Iz istorii sozdaniya Soyuza hudozhnikov Respubliki Hakasiya. Hudozhniki Hakasii: Al'bom-katalog. Krasnoyarsk, 2009: 7 - 11.

5. Altyn Aryg. Bogatyrskie skazaniya, zapisannye ot S.P. Kadysheva. Podgotovka k izdaniyu T.G. Tacheevoj; hudozhnik V. Todykov. Abakan: Hakasskoe izdatel'stvo, 1987.

Статья поступила в редакцию 17.05.21

УДК 372.881

Chesnokova N.E., Cand of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: chesnokova_ne@mail.ru

MENTAL MAPS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO MASTER STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES. The article is devoted to the issues of teaching monologue speech in a foreign language to master students of technical specialties due to the updating of Federal state educational standards of the third generation ++ (3++). The concept of monologue speech is considered, difficulties that master students usually face when constructing a monologue of a professional nature are analyzed, and the existing teaching approaches and methods are described. It is proposed to use the technology of mental maps as a support for building a monologue in a foreign language. The potential of mental maps in teaching is revealed, their types and rules of creation are described. Examples of mental maps and tasks for teaching a professional foreign language to master students of technical specialties are given, and their effectiveness is justified.

Key words: foreign language, monologue speech, master students of technical specialties, mental maps.

Н.Е. Чеснокоеа, канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: chesnokova_ne@mail.ru

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Статья посвящена вопросам обучения монологической речи на иностранном языке магистрантов технических специальностей в связи с обновлением Федеральных государственных образовательных стандартов (3++). Рассматривается понятие «монологическая речь», анализируются трудности, с которыми сталкиваются магистранты при построении монологического высказывания профессионального характера, описываются существующие подходы обучения. Предлагается использовать технологию ментальных карт в качестве опоры для построения монолога на иностранном языке. Раскрывается потенциал ментальных карт в обучении, описываются их виды и правила построения. Приводятся примеры ментальных карт и задания для работы при обучении профессиональному иностранному языку магистрантов технических специальностей, обосновывается их эффективность.

Ключевые слова: иностранный язык, монологическая речь, магистранты технических специальностей, метальные карты (интеллект-карты, карты памяти).

Согласно обновлённым Федеральным государственным стандартам высшего образования (ФГОС ВО 3++) дисциплина «Профессиональный иностранный язык» в магистратуре нацелена на развитие универсальной компетенции (УК-4). В результате обучения магистрант должен уметь применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия. Среди индикаторов достижения этой компетенции на основе документа можно выделить следующие: «УК 4.1 - Устанавливает и развивает профессиональные контакты в соответствии с потребностями совместной деятельности, включая обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. УК4.2 - Составляет, переводит и редактирует различные академические тексты (рефераты, эссе, обзоры, статьи и т.д.). УК-4.3 - Представляет результаты академической и профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях, включая международные, выбирая наиболее подходящий формат. УК-4.4 - Аргументированно и конструктивно отстаивает свои позиции и идеи в академических и

профессиональных дискуссиях на государственном языке РФ и иностранном языке» [1].

Анализ индикаторов позволяет заключить, что в рамках освоения дисциплины «Профессиональный иностранный язык» магистрантам предстоит овладеть навыками публичных выступлений на иностранном языке. Публичные выступления предполагают умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, представлять результаты своих исследований и отвечать на вопросы. Этот вид деятельности заключается в чтении и обработке большого объёма информации на иностранном языке с последующим структурированием, систематизацией и представлением слушателям. Данная работа посвящена вопросам обучения монологической речи магистрантов технических специальностей на иностранном языке и поиску эффективных средств и технологий для достижения этой цели.

Обучению монологической речи на иностранном языке посвящено большое количество работ зарубежных и российских исследователей (К.А. Габеева, Т.В. Дроздова, Т.В. Кондрашина, М.В. Куимова, Т.С. Серова, В.В. Тарасенко,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.