Научная статья на тему 'Художники Хакасии в 1965–1970-е гг. :исторический опыт формирования и деятельности'

Художники Хакасии в 1965–1970-е гг. :исторический опыт формирования и деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
262
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ МАСТЕРСКИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХАКАСИЯ / IMITATIVE ART / ART AND DECORATING WORKSHOPS / PAINTERS / EXHIBITION ACTIVITIES / KHAKASSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Троякова Юлия Константиновна

В статье рассматривается один из этапов развития профессионального изобразительного искусства Хакасской автономной области в 1965–1970-е гг. Раскрыта организационная и творческая работа художественно-оформительских мастерских Красноярского отделения художественного фонда РСФСР. Анализируется влияние местных органов власти на работу художественных мастерских, выставочную деятельность художников-оформителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artists of Khakasia in 1965 – 1970-s: historical experience of formation and activity

In this article the author describes one of the stages of the development of the professional art in the Khakas autonomous region in 1965 – 1980s. The organizational and creative work of art and decorating workshops of Krasno-yarsk branch of the art fund RSFSR Revealed, analyze local authorities influence on the work of art workshops, exhibition activities painters.

Текст научной работы на тему «Художники Хакасии в 1965–1970-е гг. :исторический опыт формирования и деятельности»

Библиографический список

1. Казачество. Энциклопедия / гл. ред. А. П. Федотов. - М.: ООО «Издательство «Энциклопедия», 2008. - 720 с.

2. Сергеев, О. И. Казачество на русском Дальнем Востоке в ХУ11-ХГХ вв. / О. И. Сергеев. - М.: Наука, 1983. - 127 с.

3. Рукосуев, Е. Ю. Казачество: права и обязанности сословия / Е. Ю. Рукосуев // Вопросы истории. - 1998. - № 5. - С. 137-143.

4. Устав строевой казачьей службы. - СПб.: Военная типография, 1899. - Ч. I. - 242 с.

5. Козак Бидолага. Джигитовка на Кубани // Вольное казачество. - Прага, 1930. - N° 59. - С. 12-14.

6. Масянов, Л. Гибель Уральского казачьего войска / Л. Масянов. - Нью-Йорк: Всеславянское Издательство, 1963. - 159 с.

7. Елисеев, Ф. И. На коне по белу свету / Ф. И. Елисеев // Джигитовка казаков по белу свету / сост. П. Н. Стрелянов (Калабухов). - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - С. 13-140.

8. Российский государственный военный архив. Ф. 39515. Оп. 1.

9. Путинцев, Н. Иркутское и енисейское казачество. (Историческая справка) / Н. Путинцев // Военный сборник (Санкт-Петербург). -1900. - № 4. - С. 290-296.

10. Хлыновский М. Казаки иркутские и енисейские / М. Хлыновский // Военный сборник (Санкт-Петербург). - 1903. - № 10. - С. 106-121.

11. Постановление Совета министров о признании иркутских и енисейских казаков отдельными войсками, с наименованием их Иркутским и Енисейским казачьими войсками // Енисейские казаки. - Харбин, 1940. - С. 113.

12. Казачьи войска. По апрель 1912 года: Справочная книжка Императорской главной квартиры / сост. В. Х. Казин; под ред. В. К. Шенка.

- СПб., 1912. - 462 с.

13. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 330. Оп. 61. 14. Романов Г. И., Новиков П. А. Иркутское казачество (2-я половина XVII - начало XX вв.). - Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», 2009. - 352 с.

14. Игнатьев, А. А. 50 лет в строю / А. А. Игнатьев. - Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1963. - Т. 1. - 559 с.

15. Краснов, П. Н. Иркутские казаки / П. Н. Краснов // Военная быль. - Париж, 1962. - № 52. - С. 1-3.

16. Байкалов, С. Казаки за Россию горой стояли / С. Байкалов // Южно-сибирские вести. - Абакан, 1998. - 7 октября.

17. Сипкин. Лихие джигиты // Енисейские казаки. - Харбин, 1940. - С. 168-170.

18. Лаврентьев, К. И. Енисейское казачье войско и Енисейская Зарубежная казачья станица в Харбине / К. И. Лаврентьев // Вестник казачьей выставки в Харбине 1943 г.: сборник статей о казаках и казачестве под ред. Е. П. Березовского. - Харбин, 1943. -С. 82-85.

19. Государственный архив Российской Федерации. Ф.Р. 5963. Оп. 1.

20. Фереферов, Ф. Джигитовка / Ф. Фереферов // Атаманский клич. - Харбин, 1939. - С. 39-41.

21. Красноусов, Е. М. Шанхайский Русский полк. 1927-1945 / Е. М. Красноусов. - Сан-Франциско: Издательство «Глобус», 1984. - 367 с.

22. Богуцкий, А. Е. Григорий Кириллович Бологов - енисейский казак, деятель гражданской войны и эмиграции / А. Е. Богуцкий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - № 5 (11). - Часть 3. - С. 12-15.

23. Киборт, И. Один из малоизвестных эпизодов Великого Сибирского Ледяного похода / И. Киборт // Великий Сибирский Ледяной поход / сост. С. В. Волков. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. - С. 399-404.

24. Бологов, Г. К. Шанхай - двадцать лет тому назад / Г. К. Бологов // Русская жизнь. - Сан-Франциско, 1965. - 22 октября.

25. Бологов, Г. К. Шанхай: Историческая справка: 25 лет тому назад / Г. К. Бологов // Русская жизнь. - Сан-Франциско, 1973. -29 декабря.

26. Моравский, Н. В. Остров Тубабао: 1949-1951 гг.: Последнее пристанище российской дальневосточной эмиграции / Н. В. Моравский. -Сидней: Русское историческое общество в Австралии, 1999. - 52 с.

27. К кончине Г. К. Бологова // Русская жизнь. - Сан-Франциско, 1976. - 4 марта.

28. Некрологи // Русская жизнь. - Сан-Франциско, 1976. - 4 марта.

29. Незабытые могилы // Часовой. - Париж-Брюссель, 1976. - № 598 (4). - С. 15.

© Богуцкий А. Е., 2012

УДК 94(47).084.9 (571.513)

ХУДОЖНИКИ ХАКАСИИ В 1965-1970-е гг.: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ю. К. Троякова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается один из этапов развития профессионального изобразительного искусства Хакасской автономной области в 1965—1970-е гг. Раскрыта организационная и творческая работа художественно-оформительских мастерских Красноярского отделения художественного фонда РСФСР. Анализируется влияние местных органов власти на работу художественных мастерских, выставочную деятельность художников-оформителей.

Ключевые слова: изобразительное искусство; художественно-оформительские мастерские; художественный совет; выставочная деятельность; Хакасия.

Становление профессионального изобразительного искусства Хакасии происходило в сложных условиях. Профессия художника появилась в Хакасии сравнительно недавно, чуть более полувека назад. Сказывалась отдаленность от центров культуры, и долгое время художественное искусство развивалось здесь в русле провинциального, народного, сохраняя свою национальную самобытность [1, с. 8]. Создание профессиональной организации художников в Хакасской автономной области (ХАО) осуществлялось в условиях острой нехватки художественных кадров.

Решающую роль в становлении хакасской художественной мастерской Красноярского отделения Художественного фонда РСФСР сыграло постановление Совета Министров СССР от 22.06.1960 № 649 «О мерах по упорядочению реализации произведений изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства» [2, д. 49, л. 42 об.]. Согласно этому документу, заказы на всю художественно-оформительскую и творческую работу все учреждения, предприятия и организации области обязаны были выполнять только через мастерские худо-

жественного фонда РСФСР и не привлекать на художественно-оформительские работы неквалифицированных и случайных людей.

Поскольку в Хакасии не было своей мастерской художественного фонда, с этой целью 16 февраля 1962 г. в Красноярске было принято решение «Об организации в области художественных мастерских Красноярского отделения художественного фонда РСФСР» на базе мастерских Абаканского горпромкомбината и Черногорского быткомбината [2, д. 49, л. 42 об.]. Основным назначением художественных мастерских являлось изготовление образцов наглядной агитации. Коллектив художественных мастерских должен был вести широкую эстетическую пропаганду среди всех посетителей культурно-просветительных учреждений.

Следующим важным организационным моментом стало создание в 1962 г. художественного совета при областном управлении культуры в составе художников А. Ф. Калинина (председатель худсовета), А. И. Туманова, Д. П. Черепанова (члены совета). Заседания художественного совета проводились, как правило, регулярно и систематически. На них обязательно утверждались представленные эскизы, осуществлялся контроль над производственным процессом в художественных мастерских. Исполком облсовета поручил худсовету все эскизы на художественно-оформительские и творческие работы «персонально обсуждать и только после утверждения разрешать их выполнение для заказчика» [2, д. 49, л. 42 об.].

Государственные заказы на изготовление всех городских и районных наглядных агитаций области (художественно-декоративное оформление парков, клубов, аллей и др.) осуществлялись по договору с местной художественной мастерской [2, д. 49, л. 59 об.]. В целом исполком областного совета осуществлял контроль над качеством художественно-оформительских работ и выпуском художественной продукции в области, творческим ростом профессиональных и самодеятельных художников. Несмотря на отсутствие своего помещения творческих мастерских (оно было приобретено в 1970 г.), тем не менее, это был начальный этап создания в Хакасской автономной области материально -технических условий для творческой деятельности художников: налажена поставка художественных материалов и художественного оборудования, созданы рабочие места для художников.

Основная тема творческих поисков художников - Советская Хакасия. Художники должны были отразить передовую жизнь на стройках, фабриках, заводах, в совхозах и колхозах. Одним из первых художников области, отразившим темы современности, был А. Ф. Калинин, который родился в 1922 г. в селе Иванов Мыс Омской области [3]. Вернувшись с Великой Отечественной войны в звании капитана, он поступил в Свердловское художественное училище, которое закончил в 1953 г. [4, с. 101]. После учебы в училище молодой художник стал участвовать в различных выставках. И уже в 1961 г. был принят в члены Союза художников СССР. С этого времени начался новый этап в его творческой биографии.

Вместе с первыми строителями художник работал на рудниках Абазы и Теи, делал зарисовки новых станций, тоннелей на железной дороге Абакан - Кузнецк, писал первые буровые вышки на льду Енисея, у створа Саяно-Шушенской ГЭС. Произведения А. Ф. Калинина экспонировались на краевых, зональных и республиканских выставках. К III зональной художественной выставке «Сибирь социалистическая» (первая зональная выставка началась в 1961 г. в Новосибирске), состоявшейся в Красноярске (1969 г.), посвященной к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Калинин приготовил две картины «Хакасия», «Граница. Волки» [4, с. 101]. Вместе с группой красноярских художников он принимал участие в создании монументально -декоративных росписей в интерьерах новой абаканской гостиницы «Хакасия» [4, с. 105].

Много лет изобразительному искусству отдал старейший художник Хакасии Д. П. Черепанов. Он окончил отделение станковой живописи Омского художественного училища в 1938 г. В 1946 г., демобилизовавшись из рядов Советской Армии, Д. П. Черепанов стал руководить при областном Доме культуры кружком начинающих художников. С середины 1960-х гг. его мысли занимали две темы, которые затем были воплощены в шести графических листах: «О СШ ГЭС» и триптихе «Абакан», подготовленных для краевой и областной выставок. Помимо этого, художник работал над серией портретов передовиков промышленности и сельского хозяйства Хакасии.

Непростым был творческий путь В. М. Новоселова. Он родился в 1924 г. в селе Б. Хабык Идринского района Красноярского края [4, с. 106]. Рано лишившись отца, семья в 1934 г. вынуждена была переехать в Абакан. Будущий художник любил рисовать с детства, не случайно молодой Василий Новоселов пришел в художественную мастерскую А. Г. Андронова, где начал постигать азы живописи [5]. В возрасте 17 лет он ушел на фронт, а вернувшись с войны, долгое время работал художником-декоратором в Хакасском драматическом театре, затем - в художественном фонде оформителем. С 1949 г. - он постоянный участник художественных выставок.

Интерес представляет биография другого художника -графика В. П. Бутанаева. Он родился в 1929 г. в селе Большая Сея Таштыпского района, но детство его прошло в с. Шушенском. Еще школьником он принимал активное участие в выпуске стенной печати, где часто помещали его рисунки [5]. Учился в Рижском художественном училище и одновременно на правах вольнослушателя ходил на занятия в Академию художеств. В 1973 г. в городах и районах Хакасии экспонировалась выставка работ В. П. Бутанаева под названием «Разбуженный край». На выставке были представлены свыше тридцати графических работ художника, особое место отводилось строителям трассы Абакан-Тайшет [6].

В 1975 г. В. П. Бутанаеву удалось стать участником Всесоюзной выставки работ художников -журналистов в г. Москве. Его работы экспонировались вместе с работами Шушенской народной картиной галереи не только в столице, но и в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Франции. На этой выставке было представлено 12 работ

- это зарисовки чабанов, хлеборобов, строителей Саяно-Шушенской ГЭС (СШ ГЭС) и «Вагонстроя» [6]. В начале 1976 г. состоялась его персональная выставка на тему «Герои наших дней», в которой были представлены зарисовки строителей БАМа, СШ ГЭС, передовиках сельского хозяйства [6].

Совсем иной творческий почерк, иное видение мира у М. А. Бурнакова - хакаса, ставшего профессиональным живописцем. С его деятельностью, собственно, началось формирование современного хакасского изобразительного искусства. Он родился в 1933 г. в улусе Лырсы Усть-Чульского сельсовета Аскизского района [7]. В 1950 г. по окончании Абаканского педагогического училища он стал работать учителем начальных классов в родном селе. Во время учебы в училище стал активно проявлять интерес к живописи. Его способности к рисованию, копированию картин заметил опытный художник Д. Черепанов. В послевоенные годы он организовал в Абакане художественную студию, которую предложил посещать и М. А. Бурнакову [7].

Художественное образование он получил в Ленинграде. Учился сначала в Ленинградском художественном училище, а затем в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на факультете живописи под руководством известного живописца Е. Е. Моисеенко [4, с. 89]. Академическая школа сформировала из него мастера психологически выразительного портрета, художника высокой колористической культуры. Мотивы живописи художника были тесно связаны с жизнью хакасского народа. Он написал немало картин, посвященных хакасским праздникам, родному краю, портретной живописи (например, «Хакаска в национальном костюме»).

В Абакан М. А. Бурнаков возвратился в 1962 г., когда ему уже было 30 лет. Большую часть своего времени молодой художник провел в поездках по Хакасии. Он собирал материалы для картин «Партизаны Хакасии», групповых портретов передовиков производства, которые впервые представил на выставках. Участвовал в художественных выставках г. Красноярска «100-летие парового судоходства на Енисее» (1963 г.), «Наш край в семилетке» (1965 г.) [4, с. 89]. На этих выставках художник представил следующие картины: «На праздник», «О делах колхозных», «Портрет старшего мастера Калинина», «Мужской портрет», «Старик Апон», «Портрет старика», «Хакас на коне», «Две хакаски», «Старушка» и др. В 1966 г. был участником VII Всесоюзной выставки молодых художников в Москве, где представил картину «Чабан». В 1967 г. он вместе с художником А. Ф. Калининым участвовал в зональной художественной выставке, посвященной 50-летию Великого Октября (г. Новосибирск). Его работы, как и работы В. М. Новоселова, Г. А. Серебрякова получили высокую оценку правления Красноярского отделения СХ СССР. По рекомендации Красноярского отделения молодые художники в 1967 г. находились в двухмесячной командировке на Подмосковной академической даче, где под руководством ведущих художников РСФСР совершали свое мастерство [3].

Очень колоритны графические работы хакасского художника В. А. Тодыкова. Родился В. А. Тодыков в 1938 г. в улусе Чаптыково Аскизского района [8]. Учился в ленинградском художественном училище (19571959), Красноярском художественном училище им. В. И. Сурикова (1959-1963) [4, с. 89]. После окончания училища работал художественным редактором хакасского книжного издательства. В этот период художник оформил и проиллюстрировал множество книг. Первым произведением хакасской книжной графики нового типа явилась серия иллюстраций Тодыкова и В. Н. Свалова - красноярского мастера торцовой гравюры - к хакасским народным пословицам и поговоркам «Хай аларнын созе» [9]. Сборник украшен декоративной обложкой, в узорах которой варьируются мотивы хакасского растительного орнамента. Работал над иллюстрациями к хакасскому эпосу «Алтын-арыг» и «Айдолай» (1967 г.). К 50-летию Великого Октября участвовал в создании художественных ансамблей в Абакане, Шушенском, Майне, Краснотуранске, Тее [10]. В 1968 г. Тодыков провел персональную выставку «Хакасский героический эпос», здесь были представлены его работы: «Сказитель С. П. Кадышев», «Темные силы», «Перед битвой», «Хулатай», «Хан Мирген», «Мирная жизнь» и др. [11]. Был участником республиканской выставки молодых художников в Москве, а затем Всесоюзной художественной выставки, посвященной 50-летию ВЛКСМ (1969 г.).

Неоценимый вклад в развитие профессионального искусства Хакасии внес художник Г. А. Серебряков. Родился 1 января 1938 г. в Воронежской области, но в 1939 г. вся семья Серебряковых переехала в Сибирь и обосновалась в селе Знаменка Боградского района. До 1956 г. Г. Серебряков учился в детской художественной школе им. В. И. Сурикова в Красноярске, учебу в которой ему пришлось оставить по состоянию здоровья. Тогда же, в 1956 г. Григорий закончил Усть-Абаканское СПТУ и получил специальность механизатора-комбайнера. После службы в армии Г. Серебряков некоторое время работал заведующим Дома культуры в родной Знаменке. С этого времени и началось серьезное увлечение живописью, рисованием.

Раскрыть талант художников помогали различные выставки, посвященные знаменательным датам. Так, в 1970 г. открылась областная художественная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и приуроченное к этому событию 40-летие ХАО. На выставках были представлены работы художников Г. Серебрякова («Осень», «К вечеру», «Апрельский день»), А. Калинина («Дорога на Туву», «Село Усть-Кандырла», «Фиалки»), М. Бурнакова («Хакаска в национальном костюме») и др. В выставке участвовали и молодые художники - В. Смертенюк, Ф. Пронских, В. Вдовенко, Г. Хлебников [8].

Большое значение в системе показа достижений искусства за пределами Хакасии приобрело проведение праздников культуры - «Дней литературы и искусства» [12]. В 1971 г. в Тувинской АССР прошла Неделя хакасского искусства и литературы. Впервые абаканские художники смогли продемонстрировать свои полотна в выставочном зале г. Кызыла. В Неделе участвовали 18 художников, в их числе М. А. Бурнаков, Г. А. Серебряков, Ю. И. Худоногов, В. Тодыков и др. [13, д. 152, л. 13]. Проводимые выставки и встречи способствовали укреплению творческих связей между регионами Южной Сибири, плодотворному обмену опытом между хника-

ми, объединенными общностью культурных традиций, обычаев. Наиболее опытные, заявившие себя в различных выставках художники приняли участие в выставке художников Урала, Сибири и Дальнего Востока (г. Москва, 1971 г.). Это А. Ф. Калинин, М. А. Бурнаков, В. А. Тодыков, В. М. Новоселов, Г. С. Хлебников.

В 1973 г. была проведена очередная областная выставка изобразительного искусства самодеятельных художников под девизом «Слава труду». В ней приняло участие 37 самодеятельных художников г. Абакана, Чер-ногорска, а также Аскизского, Таштыпского, Усть-Абаканского, Алтайского районов [13].

Результатом участия художников в выставках за последние пять лет стал количественный рост членов СХ РСФСР. К концу 1973 г. в Абаканских художественно-производственных мастерских уже работали пять членов СХ РСФСР. Они получали более сложные по исполнению заказы, требующие высокого профессионального мастерства. К оформительским работам они не привлекались, а работали над созданием новых картин. Оформительскими работами занимались молодые художники Н. Чарков, А. Асочакова. Оба имели профессиональное художественное образование. А. З. Асочакова окончила Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова, а Н. Ф. Чарков - Фрунзенское художественное училище им. С. А. Чуйкова.

Важным событием художественной жизни области стала IV зональная выставка 1975 г., проходившая в Томске. В ней участвовали три художника из ХАО: В. М. Новоселов, Г. Н. Серебряков, Г. С. Хлебников В 1976 г. была проведена областная выставка самодеятельных художников, посвященная ХХV съезду КПСС, в которой экспонировалось 68 работ [14]. В апреле 1976 г. открылось областное совещание актива работников культуры, где с докладом «Задачи учреждений культуры, искусства и кино по выполнению решений ХХV съезда КПСС» выступил секретарь Хакасского обкома партии К. Н. Худяков. В докладе было отмечено, что проведенная выставка показала «большие творческие возможности; однако художники еще слабо связаны с трудовыми коллективами, школами, учебными заведениями, где необходимо вести пропаганду изобразительного искусства» [14].

Вскоре в Москве состоялась 23 -я сессия Академии художеств СССР, на которой выступил министр культуры СССР П. Н. Демичев с докладом «Историческое значение ХХV съезда КПСС и задачи культурного строительства» [15]. В докладе отмечалось, что изобразительное искусство играет «все более важную роль в духовной жизни страны», а его деятели «творчески воплощают решения партии в жизнь» [16]. Таким образом, в очередной раз подчеркивалась роль изобразительного искусства как проводника идеологии КПСС.

После выступления министра культуры СССР П. Н. Демичева выставочная деятельность художников Хакасии активизировалась, о чем свидетельствуют следующие данные. В декабре 1976 г. в Красноярске прошли Дни культуры, искусства и литературы ХАО, посвященные 60-летию Великого Октября. В красноярском выставочном зале Дома художника экспонировались работы 24 художников Хакасии, чьи произведения стали известны еще по зональным выставкам в городах Томске, Новосибирске, Омске, Москве [17]. В течение 1977 г. было проведено уже 13 выставок работ художников. Выставки были разные по характеру, тематике, назначению. Так, тематическая выставка «Всегда на чеку» посвящалась 60-летию милиции, «Художники Хакасии - народу» - 60-летию Советской власти, выставка «Пусть в мир сказок» - детям. Интерес представляли выставки работ самодеятельных художников, выставки графики монгольских художников. Впервые были организованы персональные выставки художников Д. П. Черепанова, Г. А. Серебрякова, где представлено около 80 произведений живописи и графики Д. П. Черепанова и 42 работы Г. А. Серебрякова, собранные за последние десять лет творчества [18].

Выставочная деятельность стала традиционной и из года в год расширялась. В 1978 г. в ХАО были организованы 22 выставки произведений профессиональных и самодеятельных художников, фотолюбителей, в том числе персональная выставка члена Союза художников СССР Михаила Бурнакова [[19, д. 179, л. 26]]. Абаканские художники постоянно участвовали в краевых выставках («Всегда на чеку», «30 лет победы над фашистской Германией», «Октябрьским днем» и т. д.), в зональных выставках в Иркутске, Барнауле, Омске и др. Со временем стали принимать участие в выставках и художники районов области. Художники Абаканской, Черногорской, Бейской оформительских мастерских приняли участие в краевой выставке работ художественно -оформительских мастерских в поселке Емельяново.

Деятельность художников заключалась и в агитационно-пропагандистской работе среди рабочих предприятий, сельского населения. К пуску первого агрегата СШ ГЭС художники оформили поселок гидростроителей Черемушки и плотину. Часто встречались с рабочими производственного объединения Абаканвагонмаш, трикотажной фабрики «Хакасия», обувной фабрики «Саяны» во время проведения дней искусств на этих предприятиях. В районах и городах области осуществлялись передвижные выставки художников (Саяногорск, Черно-горск, Аскизский, Боградский, Бейский, Алтайский районы).

Таким образом, сам факт организации творческой мастерской Красноярского отделения художественного фонда РСФСР для становления и развития профессионального изобразительного искусства Хакасии неоценима. Преодолевая материально-бытовые трудности, постепенно, шаг за шагом, объединяя вокруг себя художников, отделение создавало условия для развития профессионального изобразительного искусства в области. Начиная с середины 1960-х гг. творческая среда Хакасии расширилась и профессионально выросла, увеличивалось число участников зональных, республиканских, всесоюзных выставок. Благодаря открытию хакасской художественной мастерской в Абакане продолжился процесс формирования художественной интеллигенции, в том числе национальных кадров художников. Выставки произведений профессиональных и самодеятельных художников, графиков, проведенные в 1965-1980-е гг., стали значительным событием в культурной жизни области и продемонстрировали определенный уровень художественного мастерства интеллигенции сибирской провинции.

Библиографический список

1. Высоцкая, Т. М. Из истории создания Союза художников Республики Хакасия / Т. М. Высоцкая // Художники Хакасии: альбом-каталог. - Красноярск: ООО ИГ «ВВВ», 2009. - 142 с.

2. Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (ГКУ РХ «НА») Ф. Р. 577. Оп. 1.

3. Червонная, С. Художники Хакасии / С. Червонная // Советская Хакасия. - 1969. - 26 января.

4. Кызласов, А. С. Писатели и художники Хакасии (альбом портретов писателей, поэтов, художников) / А. С. Кызласов, В. Н. Тугужекова.

- Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1997. - 93 с.

5. Герои наших дней // Советская Хакасия. - 1975. - 13 декабря.

6. Кидиекова, И. Свет прожитого (о творчестве М. Бурнакова) / И. Кидиекова // Советская Хакасия. - 1978. - 11 июля.

7. Иванов, Т. Художники Хакасии к 50-летию Советской власти / Т. Иванов // Советская Хакасия. - 1967. - 15 января.

8. Сысолятин, Г. Краски юбилея / Г. Сысолятин // Советская Хакасия. - 1967. - 20 мая.

9. Кидиекова, И. Искусство людям / И. Кидиекова // Советская Хакасия. - 1970. - 17 мая.

10. Чебодаева, М. П. Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии: 1920-2000-е годы : автореф. дисс.... канд. искусствоведения / М. П. Чебодаева. - СПб, 2004. - 19 с.

11. Белошедова, З. Праздник в Туве: день второй / З. Белошедова // Советская Хакасия. - 1971. - 22 июля.

12. Маленко, Ю. За Мольбертом / Ю. Маленко // Советская Хакасия. - 1973. - 15 ноября.

13. ГКУ НАРХ. Ф. Р - 577. Оп. 1.

14. Худяков, К. Доклад «Работники культуры и искусства - десятой пятилетке / К. Худяков // Советская Хакасия. - 1976. - 24 апреля.

15. Высокая миссия советского художника // Советская Хакасия. - 1976. - 30 апреля.

16. Александрова, И. Мастера прикладного искусства / И. Александрова // Советская Хакасия. - 1976. - 24 ноября.

17. Бурнакова, Г. Образ родной земли / Г. Бурнакова // Советская Хакасия. - 1976. - 2 декабря.

18. Ананьин, Р. Персональная выставка / Р. Ананьин // Советская Хакасия. -1977. - 13 мая.

19. ГКУ РХ «НА». Ф. Р - 577. Оп. 1.

© Троякова Ю. К., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.