Научная статья на тему 'СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
графическая подготовка учителя / технологическое образование / модель / компьютерные технологии / проектная деятельность / graphic teacher training / technological education / model / computer technologies / project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Панчук

В статье разработана и обоснована системно-деятельностная модель графической подготовки бакалавров педагогического образования технологического профиля. Определены этапы графической подготовки бакалавров, успешность реализации которых заключается в выполнении определенных организационно-педагогических условий. Их реализация позволит сформировать целостное представление о процессах проектирования предметной среды, обеспечит готовность к осуществлению собственного проектирования и к руководству проектной деятельностью обучающихся в создании предметной среды в будущей профессиональной деятельности учителя предметной области «Технология». Обосновано соотношение ручной и компьютерной графики в подготовке учителя предмета «Технология», в котором связующим звеном является проектирование предметной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.А. Панчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM-ACTIVITY MODEL OF GRAPHIC TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF TECHNOLOGICAL PROFILE

The article develops and substantiates the system-activity model of graphic training of bachelors of pedagogical education of technological profile. The stages of graphic training of bachelors are defined, the success of which lies in the fulfillment of certain organizational and pedagogical conditions. The implementation of the specified conditions will allow to form a holistic view of the processes of designing the subject environment and will ensure the readiness to implement their own design and to guide the project activities of students in creating the subject environment in the future professional activity of a teacher of Technology. The correlation of manual and computer graphics in the preparation of the teacher of Technology, in which the connecting link is the design of the subject environment, is justified.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

УДК 378.147

Panchuk T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Humanitarian and Pedagogical University n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia),

E-mail: panchuk_biysk@mail.ru

SYSTEM-ACTIVITY MODEL OF GRAPHIC TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF TECHNOLOGICAL PROFILE. The article develops and substantiates the system-activity model of graphic training of bachelors of pedagogical education of technological profile. The stages of graphic training of bachelors are defined, the success of which lies in the fulfillment of certain organizational and pedagogical conditions. The implementation of the specified conditions will allow to form a holistic view of the processes of designing the subject environment and will ensure the readiness to implement their own design and to guide the project activities of students in creating the subject environment in the future professional activity of a teacher of Technology. The correlation of manual and computer graphics in the preparation of the teacher of Technology, in which the connecting link is the design of the subject environment, is justified.

Key words: graphic teacher training, technological education, model, computer technologies, project activity.

Т.А. Панчук, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск,

E-mail: panchuk_biysk@mail.ru

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье разработана и обоснована системно-деятельностная модель графической подготовки бакалавров педагогического образования технологического профиля. Определены этапы графической подготовки бакалавров, успешность реализации которых заключается в выполнении определенных организационно-педагогических условий. Их реализация позволит сформировать целостное представление о процессах проектирования предметной среды, обеспечит готовность к осуществлению собственного проектирования и к руководству проектной деятельностью обучающихся в создании предметной среды в будущей профессиональной деятельности учителя предметной области «Технология». Обосновано соотношение ручной и компьютерной графики в подготовке учителя предмета «Технология», в котором связующим звеном является проектирование предметной среды.

Ключевые слова: графическая подготовка учителя, технологическое образование, модель, компьютерные технологии, проектная деятельность.

«Технологии» - сейчас это слово повторяется в средствах массовой информации чаще других: «передовые технологии», «технологический прорыв», «новый технологический уклад» и т.п. И это правильно, ведь исторически доказано, что новые технологии выступают движущей силой экономического развития любой страны. Поэтому сейчас в России инженерно-технические профессии выходят вперед по актуальности.

Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации определены приоритетные направления, которые позволят обеспечить, в том числе, «переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта» [1, с. 9].

В документе отмечено, что «российские школьники и студенты традиционно оказываются в числе лидеров международных соревнований в области естественных и технических дисциплин, однако не все они реализуют себя в этой области» [1, с. 4]. Также в документе указаны основные направления реализации разработанной Стратегии, среди которых указаны меры по созданию возможностей для выявления талантливой молодежи, которые достигаются путем «развития современной системы научно-технического творчества детей и молодежи» [1, с. 14].

Для реализации указанных в Стратегии мер необходимо создание определенных условий, способствующих формированию технологического мышления детей ещё в школьном возрасте. И сегодня в Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации определены принципы, цели, задачи и направления развития предметной области «Технология». В рамках изучения предмета «Технология» школьники осваивают наряду с традиционными технологиями обработки различных материалов также и современные цифровые технологии, интеллектуальные производственные технологии, технологии здоровьесбережения, природоподобные технологии, современные технологии сферы услуг, гуманитарные и социальные технологии [2].

Учитель должен использовать во всех видах образовательной деятельности (в урочной и внеурочной, дополнительном образовании) проектный метод обучения. Проектная деятельность обучающихся в ходе освоения предметной области «Технология» является ведущей формой учебной деятельности [2]. Как в проектной деятельности, так и в процессе освоения технологических процессов по изготовлению изделий учениками разрабатывается конструкторская и технологическая документация. Поэтому школьники должны овладеть опытом конструирования, планирования технологических процессов изготовления изделий, а также навыками применения информационных технологий в ходе учебной деятельности. Технологическое образование предоставляет школьникам возможность применять на практике знания, полученные по другим предметам, осваивать навыки преобразующей деятельности в процессе проектирования изделий, обладающих новизной, создавать новые продукты

и услуги, применять в учебной деятельности современные информационные технологии.

Таким образом, только освоение предмета «Технология» позволяет обучающимся овладеть метапредметными компетенциями, навыками XXI века. И конечно, во многом от учителя предмета «Технология» зависит, будут ли его ученики вовлечены в техническое творчество, появится ли у них интерес и продолжат ли они своё образование по инженерным специальностям. Поэтому основополагающим компонентом успешной профессиональной деятельности бакалавров технологического профиля является системная и комплексная графическая подготовка и готовность к руководству проектной деятельностью обучающихся в создании предметной среды.

Профессиональная деятельность учителя предмета «Технология» требует от выпускника вуза готовности к выполнению не только общепедагогических трудовых функций обучения, развития и воспитания учащихся, но и обладания предметными компетенциями. Пожалуй, нет подобного учителя в школе, который должен обладать таким широким кругом предметных знаний, умений и навыков. Учитель предмета «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. Он должен в полной мере владеть не только базовыми навыками обработки материалов на современном технологическом оборудовании, но и проектными умениями поиска и обработки информации, выполнением художественных эскизов и чертежей в различных графических программах. Эта специфика предмета «Технология» требует от учителя графической подготовки, а также использования компьютерных технологий как средства для решения задач в области проектирования предметной среды.

Анализ исследований о графической подготовке студентов технических вузов показал, что на этапе освоения компьютерной графики студенты инженерных специальностей испытывают серьезные пробелы в знаниях единой системы конструкторской документации (ЕСКД), а также в выполнении рабочих чертежей деталей и сборочных единиц. Преподаватели-практики видят причину недостаточного уровня знаний студентов, прежде всего, в дефиците часов, отводимых на освоение дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» [3]. При освоении этих дисциплин студенты выполняют графические построения при помощи чертежных инструментов, что способствует приобретению базовых знаний и умений, развитию у обучающихся пространственного воображения и логического мышления. Еще одна из причин испытываемых студентами сложностей при выполнении чертежей средствами компьютерной графики, которую обозначают преподаватели технических вузов, состоит в недостаточном уровне прикладных знаний базовой подготовки по математике и слабой графической подготовки выпускников школ.

Проблема соотношения ручного и компьютерного проектирования в обучении дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства рассмотрена в работе Н.С. Мамыриной и Л.В. Шокоровой [4]. Авторы обосновали роль традиционного ручного рисования в процессе проектирования и утверждают, что процесс

Методологическая основа: Концепция преподавания ПО «Технология», системный подход, деятетельностный подход, комплексный подход

Б

Цель графической подготовки:

Р готовность к чтению и выполнению конструкторской и технологической документации; Р готовность к созданию чертежей и моделей в системе КОМПАС-3D; Р готовность к разработке проектов предметной среды;

Р готовность к проектированию средств обучения предметной области «Технология»; Р готовность к руководству проектной деятельностью школьников в создании предметной среды.

■ж.

Продукты учебной деятельности I этапа - графические задачи

Графические задачи выполненные «от руки»

1) основы начертательной геометрии;

2) изображения в проектной графике;

3) инженерная графика;

4) архитектурно-строительные чертежи

Создание чертежей и моделей в системе КОМПАСА

1) рабочий чертёж детали;

2) модель детали;

3) сборочный чертёж

Продукты учебной деятельности II этапа - проекты предметной среды

1) проекты изделий из конструкционных и текстильных материалов;

2) проекты изделий декоративно-прикладного направления (из различных материалов и видов художественной обработки);

3) проекты объектов техники (модели автомобилей, механические игрушки и т.д.);

4) дизайн-проекты костюмов;

5) проекты объектов труда обучающихся по предмету «Технология»

Продукты учебной деятельности III этапа - проекты средств обучения

1) Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика - проекты объектов труда школьников по предмету «Технология»;

2) курсовая работа по дисциплине «Теоретические основы по профилю подготовки «Технология» - проект средств обучения для предметной области «Технология»

Продукты учебной деятельности IV этапа - комплексные педагогические проекты

1) производственная педагогическая практика - проекты средств обучения; руководство проектной деятельностью школьников;

2) выпускная квалификационная работа - проект средств обучения для предметной области «Технология»

Результат: сформированность готовности к осуществлению собственного проектирования и руководству проектной деятельностью обучающихся в создании предметной среды

Рис.1.Системно-деятельностнаямодель графической подготовки бакалавров педагогического образования технологического профиля

обучения проектной графике должен базироваться на разумном взаимодействии ручного и компьютерного рисования.

Отличительная особенность в графической подготовке учителя предмета «Технология» от инженера той или иной специальности заключается в том, что учитель должен уметь выполнять чертежи не только с использованием компьютерных графических программ, но и при помощи чертежных инструментов, а также без их использования, от руки. Это объясняется тем, что в рамках ограниченного времени урока учителю необходимо на языке графики объяснить конструкцию детали или изделия, вычертив их на классной доске мастерской или на бумаге, верстаке и швейном столе.

Для того чтобы обеспечить современные требования к совершенствованию содержания и методов технологического образования в организациях основного общего образования, в Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени В.М. Шукшина реализована системно-деятельностная модель графической подготовки бакалавров педагогического образования технологического профиля (рис. 1).

В исследовании графической подготовки бакалавров педагогического образования технологического профиля использован системный подход, который находит выражение в выявлении компонентов и системообразующих связей этапов обучения, при которых учебный материал по инженерной графике усваивается студентами в строгом логическом порядке, а также по дидактическому требованию об опоре на ранее усвоенные знания и сформированные умения. При условии усвоения графических знаний и умений в определенной системе будущие учителя смогут свободно использовать их в своей профессиональной деятельности.

Применительно к проблемам проводимого исследования деятельностный подход означает выявление и описание способов деятельности, в которой знания не просто передаются, они добываются студентом в процессе его собственной деятельности, результаты которой отражаются в продуктах учебной деятельности. К продуктам учебной деятельности в процессе графической подготовки бакалавров относятся умения, приобретённые при решении графических задач и результаты проектной деятельности.

Кроме того, успешное решение педагогических задач в сфере подготовки учителей предмета «Технология» мы видим в реализации комплексного подхода к графической подготовке бакалавров педагогического образования. Под комплексным подходом (от латинского - «связь, сочетание») мы понимаем построение содержания обучения и его организации на основе сочетания «ручной» и «компьютерной» графики, в котором связующим звеном является проектирование предметной среды.

На первом этапе графической подготовки студентов графические построения осуществляются при помощи чертёжных инструментов («от руки»). Это условие обеспечивает более быстрое устранение пробелов школьной подготовки по черчению, а также способствует более успешному формированию пространственного мышления обучающихся. Учитель предмета «Технология» должен обучать учащихся выполнению чертежей параллельно с освоением технологических процессов по обработке различных материалов в учебных мастерских, поэтому от него необходимо умение построения чертежа на классной доске при помощи инструментов, а также требуются навыки эскизного проектирования на бумаге. Для этого необходимы навыки выполнения карандашом технических рисунков и эскизов деталей [5].

При дефиците часов, отводимых на изучение тем «Основы начертательной геометрии», «Изображения в проектной графике», «Инженерная графика» и «Архитектурно-строительные чертежи», изложение новых знаний осуществляется преподавателем в форме мини-лекции. Во вступлении необходимо акцентировать внимание студентов на актуальности рассматриваемой темы, на том, как могут студенты использовать полученные знания при выполнении графических задач и разработке проектов. При изложении теоретического материала большое значение имеют наглядные пособия (модели, макеты, натуральные объекты, компьютерные презентации, образцы графических работ и т.п.).

Большая часть учебного времени отводится на выполнение графических задач. Целесообразно использовать приёмы деловой игры, когда студенты осуществляют деятельность «конструктора» (изменение конструкции детали, разработка сборочных чертежей изделий по художественному эскизу, использование ГОСТов и т.п.).

В АГГПУ им. В.М. Шукшина при изучении инженерной графики внедрена в учебный процесс отечественная система автоматизированного проектирования КОМПАСА. Осваивая работу в графической системе с использованием встроенных учебных пособий «Азбука КОМПАС-График» и «Азбука КОМПАСА, прикладных библиотек, студенты создают двухмерные проектно-конструкторские работы и трехмерные параметрические модели. В рамках освоения чертеж-но-графического редактора программы КОМПАС 3D бакалавры получают мощный инструмент, способствующий повышению эффективности и качества выпол-

Библиографический список

1.

2.

3.

няемых графических работ при курсовом и дипломном проектировании. Поэтому на первом этапе у бакалавров формируется готовность к созданию чертежей в системе КОМПАС-График и трехмерных моделей в КОМПАСА.

Оценка образовательных результатов графической подготовки на первом этапе осуществляется по результатам сформированных умений выполненных заданий - портфолио студента (графические задачи, проект урока черчения, тест).

На втором этапе графической подготовки студентов, в процессе освоения дисциплин предметной подготовки они «погружаются» в активный процесс разработки проектов предметной среды: проекты изделий из конструкционных и текстильных материалов; проекты изделий декоративно-прикладного направления (из различных материалов и видов художественной обработки); проекты объектов техники (модели автомобилей, механические игрушки и т.д.); дизайн-проекты костюмов; проекты объектов труда обучающихся по предмету «Технология» [5].

На третьем этапе графической подготовки студентов, при прохождении технологической (проектно-технологической) учебной практики студенты получают опыт проектирования объектов труда школьников. Объект труда разрабатывается с учетом его реализации при организации учебной деятельности учащихся по одному из разделов программы предмета «Технология». При разработке проекта объекта труда школьников студент использует полученные ранее знания и умения по созданию конструкторской и технологической документации в соответствии с требованиями ГОСТ ЕСКД и самостоятельно добывает новые для решения проектных задач.

Также на данном этапе студенты выполняют курсовую работу по дисциплине «Теоретические основы по профилю подготовки «Технология»», в которой разрабатывают проект средств обучения для предметной области «Технология».

Четвертый этап. В процессе производственной педагогической практики студенты осуществляют деятельность учителя предмета «Технология»: обучают школьников основам черчения; разрабатывают задачи для практических работ учащихся (чертежи и технологические карты на объекты труда); изготавливают наглядные пособия для проведения занятий (эскизы, чертежи, изделие); руководят проектной деятельностью школьников по проектированию предметной среды.

На последнем этапе графической подготовки студенты выполняют выпускную квалификационную работу. В соответствии с принятым Положением о ВКР бакалавров педагогического образования профиля «Технология» работа носит комплексный характер. Выпускная работа представляет синтез теоретических аспектов педагогики, экспериментального педагогического исследования, разработанных методических рекомендаций и проекта средств обучения для одного из разделов предметной области «Технология». Разработанное студентом средство обучения должно отличаться новизной, а оформленная конструкторская и технологическая документация соответствовать требованиям ГОСТ ЕСКД.

Таким образом, автором исследования разработана и внедрена в учебный процесс системно-деятельностная модель графической подготовки бакалавров педагогического образования технологического профиля, которая подтвердила свою эффективность. В исследовании графической подготовки бакалавров использован системный, деятельностный и комплексный подходы.

Определены этапы графической подготовки бакалавров, успешность реализации которых заключаются в выполнении следующих условий: содержание и организация обучения построены на основе сочетания «ручной» и «компьютерной» графики, в которой связующим звеном является проектирование предметной среды и средств обучения; быстрый темп освоения теоретического материала о конструкторской и технологической документации с активным использованием наглядных пособий; большую часть времени следует отводить на выполнение графических задач; приобретение опыта использования компьютерных технологий при создании проектно-конструкторских работ только после освоения «ручной» графики; глубокое погружение в деятельность по разработке проектов предметной среды (изделия с использованием различных материалов и технологий обработки, объекты техники и швейные изделия, наглядные пособия и объекты труда); приобретение опыта профессиональной деятельности при проектировании наглядных пособий и объектов труда на учебной практике и курсовом проектировании; приобретение собственного опыта проектирования средств обучения и руководства проектной деятельностью школьников на педагогической практике; разработка оригинального проекта средств обучения для предметной области «Технология» в рамках выпускной квалификационной работы.

Реализация обозначенных организационно-педагогических условий позволит сформировать целостное представление о процессах проектирования предметной среды и обеспечит готовность к осуществлению собственного проектирования и руководству проектной деятельностью обучающихся в создании предметной среды в будущей профессиональной деятельности учителя предметной области «Технология».

Стратегия научно-технологического развития РФ. утверждена Указом Президента РФ №642 от 01.12.2016 г Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/41449 Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa

Овтов В.А. Специфика инженерно-графического образования в аграрном вузе. Современные проблемы развития образования. 2017; № 1: 41 - 43.

4. Мамырина Н.С., Шокорова Л.В. Проблема соотношения ручного и компьютерного проектирования в обучении дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2018; № 4 (22): 80 - 86.

5. Панчук Т. А. Компьютерные технологии как средство графической подготовки бакалавров педагогического образования. Сборник научных трудов Международной конференции. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ 2020: 93 - 95.

References

1. Strategiya nauchno-tehnologicheskogo razvitiya RF: utverzhdena Ukazom Prezidenta RF №642 ot 01.12.2016 g. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/41449

2. Koncepciya prepodavaniya predmetnoj oblasti «Tehnologiya» v obrazovatel'nyh organizaciyah RF, realizuyuschih osnovnye obscheobrazovatel'nye programmy. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/

3. Ovtov V.A. Specifika inzhenerno-graficheskogo obrazovaniya v agrarnom vuze. Sovremennye problemy razvitiya obrazovaniya. 2017; № 1: 41 - 43.

4. Mamyrina N.S., Shokorova L.V. Problema sootnosheniya ruchnogo i komp'yuternogo proektirovaniya v obuchenii dizajnerov i hudozhnikov dekorativno-prikladnogo iskusstva. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. 2018; № 4 (22): 80 - 86.

5. Panchuk T.A. Komp'yuternye tehnologii kak sredstvo graficheskoj podgotovki bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnojkonferencii. Gorno-Altajsk: BIC GAGU, 2020: 93 - 95.

Статья поступила в редакцию 10.05.21

УДК 37.035.6

Patachakova S.S., Head of sector, Methodist for Fine and Decorative Arts, FolkArts and Crafts, Center of Culture and FolkArt of S.P. Kadyshev (Abakan, Russia),

E-mail: patachakova@mail.ru

AESTHETIC EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION THROUGH THE WORK OF V.A. TODYKOV. The researcher studies possibilities of aesthetic education of the younger generation through the work of V.A. Todykov and his illustrations to the Khakass heroic epic. The article deals with the experience of identifying mythological images and motifs in the work of the Khakass artist V.A. Todykov. They have come to modern art from the depths of centuries and are characteristic of both professional art and folk visual culture. The article will help to develop the interest of the younger generation in the world of the pioneer artist, whose inspired work is sincerely admired and continues in the works of his contemporaries, and to identify the educational moment that the master creates. As a result, since the second half of the XX century, artists of Khakassia actively use mythological images created by Todykov in fine and decorative arts, folk art crafts and souvenir products of the masters of the Republic of Khakassia. In the history of art, Todykov is a talented graphic artist, working professionally, qualitatively and variously in subjects and genres based on a deep knowledge of the history of the region. He acts as the founder of classical values, on the one hand, of visual and decorative heritage of the Khakass people, on the other hand, he continues folklore traditions with a long history. The works of Todykov still intrigue the public, arouse great interest in graphic creativity. His works contain meaning, truth, the search for which many artists are initially concerned with.

Key words: Vladimir Todykov, artist, fine art, alyptyg nymakh, Khakass heroic epic, aesthetic education of young generation, traditional values of Khakass people.

С.С. Патачакоеа, зав. сектором, методист по ИЗО и ДПИ, народным художественным ремеслам Центра культуры и народного творчества

имени С.П. Кадышева, г. Абакан, E-mail: patachakova@mail.ru

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО В.А.ТОДЫКОВА

В статье рассматривается проблема эстетического воспитания подрастающего поколения через творчество В.А. Тодыкова и его иллюстрации к хакасскому героическому эпосу. Рассматривается опыт выявления мифологических образов и мотивов в творчестве хакасского художника В.А. Тодыкова. Они пришли в современное творчество из глубины веков и характерны как для профессионального искусства, так и для народной изобразительной культуры. Данная статья поможет развить интерес у подрастающего поколения к миру художника-первопроходца, чей вдохновенный труд вызывает искреннее восхищение и находит свое продолжение в работах современников, и выявить воспитательный момент, который несут творения мастера. Начиная со второй половины XX века, художниками Хакасии активно используются мифологические образы, созданные В. Тодыковым в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, народных художественных ремеслах и в сувенирной продукции мастеров Республики Хакасия. В историю искусства В.А. Тодыков вошел как талантливый график, работающий профессионально качественно и разнообразно в тематиках и жанрах, основанных на глубоком знании истории края. Он выступает как основоположник классических ценностей, с одной стороны, - изобразительного и декоративно-прикладного наследия хакасского народа, с другой - фольклорных традиций с многовековой историей. В настоящее время произведения В. Тодыкова до сих пор интригуют публику, вызывают огромный интерес к графическому творчеству. В его работах заложены смысл, истина, поиском которых изначально озабочены многие художники.

Ключевые слова: Владимир Тодыков, художник, изобразительное искусство, алыптыг нымах, хакасский героический эпос, эстетичесое воспитание молодого поколения, традиционные ценности хакасского народа.

Актуальность темы обусловлена тем, что 2021 год в Республике Хакасия официально объявлен Годом хакасского героического эпоса. Героический эпос (алыптыг нымах) - это неотъемлемая часть культурного и духовного наследия хакасского народа. До сих пор это самый популярный фольклорный жанр у хакасов. Но детям этот жанр практически не известен. Причину такого безразличия надо искать в происходящем по всему миру процессе всеобщей глобализации, не обошедшем стороной и Хакасию. В ходе этого процесса стираются границы не только между государствами, но и уничтожается историко-культурная самобытность входящих в состав государства этносов, что приводит к кризису самоидентификации представителей разных народов. Наверное, единственным способом избегнуть негативных последствий глобализации можно считать пропаганду среди подрастающего поколения передаваемых на протяжении веков традиций и культуры своего этноса. И наиболее ярким проявлением этнической самобытности, несомненно, является героический эпос как наиболее яркая составная часть фольклора данной народности. «Фольклор народов Сибири - это огромный пласт культуры, ее основа, суть, плоть и кровь. В нем особый способ видения жизни, ее поэтического осмысления бережно сохраняемых с древних времен идеалов красоты, добра и гармонии, в нем история народов со всей ее самобытностью» [1, с. 5]. Многие поколения хакасского народа воспитыва-

лись на героическом эпосе, передававшемся в устной традиции на протяжении веков.

Мифологические сюжеты являются основой для фольклора большинства народов, в том числе и для хакасов. На протяжении всей истории искусства мотивы мифов занимают значительное место в формировании сюжетов изобразительного и прикладного искусства. Из глубины веков они перешли в творчество современных мастеров, работающих в разных жанрах изобразительного и прикладного искусства. Одним из ярких представителей этого направления является работавший в 70 - 90-х годах ХХ века Владимир Александрович Тодыков. Это уникальный мастер, создававший свои произведения в разных жанрах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Одним из первых он отошел от темы соцреализма в искусстве и стал создавать гравюры, чеканные и резные работы на темы хакасского героического эпоса.

С его лёгкой руки ряд мифологических образов, фигурирующих в произведениях хакасских художников, получают развитие и осмысление во второй половине XX века. Хакасская культура имеет собственный набор основных значений, настолько важных для нее, что они постоянно в ней воспроизводятся. Как показал анализ эпических сюжетов, современные хакасские художники большое внимание уделяют фигурам коня и всадника (богатыря, девы-богатырши). Богатыри

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.