Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕПРИНЯТЫХ ФОРМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕПРИНЯТЫХ ФОРМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пандемия / промежуточная аттестация / дистанционные образовательные технологии / текущий контроль успеваемости / контроль самостоятельной работы / pandemic / intermediate attestation / distance educational technologies / ongoing learning achievements monitoring / unguided work monitoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Швед, В А. Болотюк, Л А. Болотюк

Статья посвящена процессу организации проведения текущего и промежуточного контроля студентов технических специальностей вуза при обучении дисциплинам «Математика», «Математический анализ» и «Алгебра» в условиях пандемии с применением образовательных дистанционных технологий. Авторы раскрывают проблемы, связанные с вынужденным переходом с очной формы обучения на дистанционную. В статье рассматриваются методы работы вузов в учебной среде Moodle. Описываются формы проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в условиях дистанционного обучения с использованием электронной почты, чатов и видеосвязи. В статье приведен сравнительный анализ итоговых результатов выполнения типовых расчетов, опросов и контрольных работ по указанным выше дисциплинам для двух вариантов их проведения: при традиционной форме обучения и в условиях пандемии при дистанционной форме. В заключение делается вывод о том, что переход вузов на дистанционную форму обучения в целом оказал негативное влияние на качество обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е А. Швед, В А. Болотюк, Л А. Болотюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF ARRANGING CONVENTIONAL PROCEDURES OF ONGOING MONITORING OF MATHEMATICAL DESCIPLINES LEARNING ACHIEVEMENTS AT DISTANCE LEARNING IN A PANDEMIC

The article deals with the process of arranging ongoing and intermediate monitoring of technical specialties students learning achievements in teaching disciplines “Mathematics”, “Mathematical analysis”, “Algebra” in a pandemic using educational distance technologies. The authors reveal problems of forced transition from full-time education to distance learning. The methods of using the teaching environment of Moodle are considered. The article lists the procedures of ongoing learning achievements monitoring and intermediate attestation at distance learning using e-mail, chats and video communication. The article presents a comparative analysis of final results of performing standard calculations, questioning and tests in above-mentioned disciplines for two versions: in traditional education and in distance learning in a pandemic. At the end of the article the conclusion is made that the transition of universities to distance learning has had a negative impact on the quality of educations.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕПРИНЯТЫХ ФОРМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Cheap, ecologically friendly Expensive, few sites

Natural Process, low initial costs Smaller potential, higher maintenance skills

Alternative Power Sources —

Independent, reliable High Initial costs

Cheap

Few suitable places

Natural Process Very few places

Рис. 3. Alternative Power Sources

воспроизведения знаний. При обучении профессиональному иностранному языку магистрантов технических специальностей ментальныекарты использовались в качестве опор для эффективного управления процессом монологического высказывания.

Как показал опыт работы с магистрантами технических специальностей в Сургутском государственном университете, ментальные карты раскрывают творческие способности обучающихся,птмогают легтевоспринтмать и саруктуриао-

Библиографический список

вать сложный терминологический материал, развивают навыки работы с программами на иностранном языке, являются стимулом для построения монологической речи. Создавая собственные ментальные карты, магистранты могут выполнить обзор прочитанной статьи, подготовить презентацию, доклад, реферат, что соответствует цели обучения профессиональному иностранному языку в магистратуре согласно обновлённым ФГОС 3++. Перспективу работы мы видим в разработке и подготовке пособия по темам дисциплины наосновементальныхкарт.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Available at: http://fgosvo.ru Скалкин Л.В. Обучение монологическому высказыванию. Киев: Радянська школа, 1983.

Дроздова Т.В. Особенности обучения студентов монологическому высказыванию на иностранном языке в вузе. Образование и педагогические науки. 2018; № 2 (2): 30 - 35.

Даминова С.О. К вопросу об обучении иноязычной профессионально направленной научной монологической речи магистрантов неязыковых направлений подготовки.

Филологическиенауки. Вопросы теорииипрактики.2013;№6 (24):72 -78.

Бьюзен Т. Супермышление. Перевод с английского Е.А. Самсонов. Минск: Попурри, 2008.

Free Online Mind Mapping. Available at: https://www.mindmup.com/

MindMeister. Availableat:https://www.mindmeister.com/

Бершадская Е.А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся. Педагогические технологии: профессиональный журнал для технологов образования. 2009; № 3: 17 - 21.

References

Federal'nye gosudarstvennyeobrazovatel'nyestandartyvysshegoobrazovaniya. Availableat:http://fgosvo.ru Skalkin L.V. Obuchenie monologicheskomu vyskazyvaniyu. Kiev: Radyans'ka shkola, 1983.

Drozdova T.V. Osobennosti obucheniya studentov monologicheskomu vyskazyvaniyu na inostrannom yazyke v vuze. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2018; № 2 (2): 30 -35.

Daminova S.O. K voprosu ob obuchenii inoyazychnoj professional'no napravlennoj nauchnoj monologicheskoj rechi magistrantov neyazykovyh napravlenij podgotovki.

Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2013; № 6 (24): 72 - 78.

B'yuzen T. Supermyshlenie.Perevodsanglijskogo E.A.Samsonov. Minsk: Popurri,2008.

Free Online Mind Mapping. Available at: https://www.mindmup.com/

MindMeister. Available at: https://www.mindmeister.com/

Bershadskaya E.A. Primenenie metoda intellekt-kart dlya formirovaniya poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya. Pedagogicheskie tehnologii: professional'nyj zhurnal dlya tehnologov obrazovaniya. 2009; № 3: 17 - 21.

Статья поступила в редакцию 11.05.21

УДК 378.146:51

ShvedE.A., Cand.ofSciences(Physics,Mathematics),senior lecturer, HeadofHigher MathematicsDepartment,OmskState Transport University

(Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

Bolotyuk V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Bolotyuk L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia),

E-mail: [email protected]

THE EXPERIENCE OF ARRANGING CONVENTIONAL PROCEDURES OF ONGOING MONITORING OF MATHEMATICAL DESCIPLINES LEARNING ACHIEVEMENTS AT DISTANCE LEARNING IN A PANDEMIC. The article deals with the process of arranging ongoing and intermediate monitoring of technical specialties students learning achievements in teaching disciplines "Mathematics", "Mathematical analysis", "Algebra" in a pandemic using educational distance technologies. The authors reveal problems of forced transition from full-time education to distance learning. The methods of using the teaching environment of Moodle are considered. The article lists the procedures of ongoing learning achievements monitoring and intermediate attestation at distance learning using e-mail, chats and video communication. The article presents a comparative analysis of final results of performing standard calculations, questioning and tests in above-mentioned disciplines for two versions: in traditional education and in distance learning in a pandemic. At the end of the article the conclusion is made that the transition of universities to distance learning has had a negative impact on the quality of educations.

Key words: pandemic, intermediate attestation, distance educational technologies, ongoing learning achievements monitoring, unguided work monitoring.

Е.А. Швед, канд. физ.-мат. наук, доц., и.о. зав. каф. высшей математики, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск,

Е-mail: [email protected]

В.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск,

Е-mail: [email protected]

Л.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск,

Е-mail: [email protected]

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕПРИНЯТЫХ ФОРМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Статья посвящена процессу организации проведения текущего и промежуточного контроля студентов технических специальностей вуза при обучении дисциплинам «Математика», «Математический анализ» и «Алгебра» в условиях пандемии с применением образовательных дистанционных технологий. Авторы раскрывают проблемы, связанные с вынужденным переходом с очной формы обучения на дистанционную. В статье рассматриваются методы работы вузов в учебной среде Moodle. Описываются формы проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в условиях дистанционного обучения с использованием электронной почты, чатов и видеосвязи. В статье приведен сравнительный анализ итоговых результатов выполнения типовых расчетов, опросов и контрольных работ по указанным выше дисциплинам для двух вариантов их проведения: при традиционной форме обучения и в условиях пандемии при дистанционной форме. В заключение делается вывод о том, что переход вузов на дистанционную форму обучения в целом оказал негативное влияние на качество обучения.

Ключевые слова: пандемия, промежуточная аттестация, дистанционные образовательные технологии, текущий контроль успеваемости, контроль самостоятельной работы.

В условиях пандемии COVID-19 перед вузами становится актуальной проблема перехода на дистанционное обучение с полной заменой очной формы обучения дистанционной. Общепринятые формы проведения занятий контактной работы с обучающимися претерпели ряд изменений, связанных с необходимостью проводить все виды занятий в электронной информационно-образовательной среде. Анализ эффективности такого перехода требует подробного изучения с целью дальнейшего усовершенствования применяемых форм и методов обучения и определяет актуальность дальнейших исследований указанной выше проблемы.

Объектом исследования являются общепринятые формы контроля текущей успеваемости по математическим дисциплинам. Предметом выступают формы контроля текущей успеваемости по математическим дисциплинах при дистанционном формате обучения в условиях пандемии.

Основными научными методами решения проблемы нашего исследования являются следующие: описание разработанных методов проведения текущего контроля успеваемости в условиях дистанционного обучения, а также анализ, сравнение и изучение полученных результатов и эффективности применяемых методов.

Существуют различные технологии дистанционного обучения [1; 2]. В последние годы многие отечественные вузы проводят заочное обучение дистанционно в системе Moodle. А также используют смешанную форму подготовки для обучения студентов очного отделения. Например, Алтайский государственный университет делится опытом применения Moodle в обучении магистрантов факультета психологии и педагогики [3].

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета применяет электронные образовательные курсы по основным разделам физики на физико-математическом факультете [4]. В Томском национальном исследовательском государственном университете учебная среда Moodle применяется для обучения студентов английскому языку [5]. В Сибирском федеральном университете LMS Moodle используют при обучении иностранному языку в аспирантуре [6].

В Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московском институте энергобезопасности и энергосбережения итоговое оценивание студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, происходит при помощи учебной среды Moodle. «Система Moodle производит балльное и рейтинговое оценивание: важным компонентом здесь выступает система тестирования, которая требует от преподавателя существенных временных затрат на этапе создания» [7, с. 56 - 57].

В условиях пандемии во многих вузах тестирование стало основным методом проведения текущего и промежуточного контроля для студентов всех форм обучения [8; 9].

В Омском государственном университете путей сообщения дистанционное обучение проводится также при помощи учебной среды Moodle. Авторы имеют опыт по созданию тестов в этой среде для студентов заочного факультета. За несколько недель перед запуском курса по дисциплине «Математика» были разработаны тесты с вычисляемыми типами вопросов для проведения автоматизированного промежуточного и итогового контроля успеваемости. Данные тесты не требуют регулярного обновления, т.к. используют генератор случайных чисел и LaTeX для формирования формулировок вопросов/задач и ответов к ним. Таким образом, данная разработка обходит такие основные недостатки классических тестов, как: 1) регулярное обновление базы вопросов/задач или загрузки новых изображений с ними; 2) борьба со списыванием или угадыванием ответов. В условиях цейтнота из-за пандемии и трудоемкости создание подобных тестов было отложено и заменено переводом традиционных форм текущего контроля успеваемости в дистанционный формат обучения с использованием электронной почты, чатов и видеосвязи [10].

Материалом для нашего исследования послужил конкретный процесс проведения текущего контроля успеваемости, который имел место в течение весеннего семестра 2019 - 2020 учебного года по ряду дисциплин математического цикла в Омском государственном университете путей сообщения.

Дисциплинами, послужившими материалом для исследования в этом проекте, стали следующие: «Математика» (четвертый семестр для специализаций специальности 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов), «Алгебра» и «Математический анализ» (второй семестр для специализаций специальностей 10.05.02. Информационная безопасность телекоммуникационных систем, 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем, 10.05.04 Информационно-аналитические системы безопасности).

Прежде чем анализировать полученные результаты, разберем существующие формы проведения контроля при очной форме обучения согласно действующим рабочим программам указанных выше дисциплин.

Подробные перечни точек текущего контроля успеваемости с применением рейтинговой системы оценивания, принятой в Омском государственном университете путей сообщения, приведены в табл. 1, 2, 3.

Таблица 1

Контрольные точки 2 семестра по дисциплине «Математический анализ»

Примерный номер недели Контрольная точка Количество баллов (максимальное)

28 Типовой расчет № 1 «Исследование функции и построение графика» 100

29 Контрольная неделя 100 баллов = 100%

32 Типовой расчет № 2 «Функции нескольких переменных» 30

32 Контрольная работа по теме «Функции нескольких переменных» 35

33 Письменный опрос по теории (тема «Функции нескольких переменных») 35

34 Контрольная неделя 200 баллов = 100%

36 Типовой расчет № 3 «Кратные интегралы» 20

36 Контрольная работа по теме «Кратные интегралы» 20

39 Типовой расчет № 4 «Теория поля» 20

40 Контрольная работа по теме «Теория поля» 20

Таблица 2

Контрольные точки 2 семестра по дисциплине «Алгебра»

Примерный номер недели Контрольная точка Количество баллов (максимальное)

27 Типовой расчет № 1 «Матрицы, определители и системы линейных уравнений» 40

27 Контрольная работа «Системы линейных уравнений» 60

29 Контрольная неделя 100 баллов = 100%

33 Типовой расчет № 2 «Векторные и евклидовы пространства» 25

34 Письменная работа «Линейные преобразования» 75

34 Контрольная неделя 200 баллов = 100%

39 Письменная работа «Группы. Кольца. Поля» 100

39 Контрольная неделя 300 баллов = 100%

40 Итого за семестр 300 баллов= 100%

Таблица 3

Контрольные точки 4 семестра по дисциплине «Математика»

Примерный номер недели Количество

Контрольная точка баллов (максимальное)

26 Защита типового расчета № 1 «Комбинаторика», типового расчета № 2 «Случайные события», типового расчета № 3 «Формула полной вероятности и формулы Байеса» 40

27 Защита типового расчета № 4 «Схема Бернул-ли», типового расчета № 5 «Дискретные случайные величины» 30

28 Типовой расчет № 6 «Непрерывные случайные величины и их числовые характеристики» 30

29 Контрольная неделя 100 баллов = 100%

30 Письменный опрос по теории (раздел «Теория вероятностей»). 35

32 Защита типового расчета № 7 «Важнейшие законы распределения непрерывных случайных величин и их свойства» 20

33 Коллоквиум «Непрерывные случайные величины» 45

34 Контрольная неделя 200 баллов = 100%

36 Защита типового расчета по математической статистике 65

38 Типовой расчет № 7 «Корреляция» 35

39 Контрольная неделя 300 баллов = 100%

40 Итого за семестр 300 баллов= 100%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опишем каждую из применяемых форм текущего контроля успеваемости, отмечая возможности их проведения в дистанционном формате.

Одним из видов организации обучения является самостоятельная работа студентов, которая естественным образом требует контроля и оценивания. Для контроля самостоятельной работы студентов по математическим дисциплинам очень часто используются индивидуальные задания (так называемые типовые расчеты), представляющие собой однотипные задания, отличающиеся по вариантам лишь небольшой разницей в числовых или им подобных данных. Такая форма контроля является универсальной в том смысле, что может проводиться как при очном обучении, так и при дистанционном формате. При дистанционной форме проведения контроля студенты должны представить выполненные задания в электронной форме. Естественно, возможно оформление решения заданий рукописным способом, как это обычно выполняется при очном обучении, но после оформления такую работу необходимо преобразовать в электронный формат с помощью фото или сканирования. Можно также предложить студентам использование различных приложений, позволяющих оформлять решение задач непосредственно в электронном виде. Подчеркнем только, что для преподавателя возникает дополнительная трудность, связанная с тем, что работы студентов необходимо проверять с использованием компьютера, что дает дополнительную нагрузку на зрение. В заключение отметим, что во всех рассматриваемых контрольных группах такая форма контроля присутствует

Приведем данные сравнительного анализа итоговых результатов выполнения некоторых типовых расчетов по указанным выше дисциплинам для двух вариантов их проведения: при традиционной форме обучения и при дистанционной в условиях пандемии (см. табл. 4, 5, 6).

Таблица 4

Итоговые результаты выполнения некоторых типовых расчетов по дисциплине «Математика» (в процентах)

Оценки Формы обучения

Традиционное обучение Дистанционное обучение

Типовой расчет № 6 «Непрерывные случайные величины и их числовые характеристики»

Неудовлетворительные оценки 5 6

Хорошие и отличные оценки 64 33

Типовой расчет № 7 «Корреляция»

Неудовлетворительные оценки 4 25

Хорошие и отличные оценки 96 65

Таблица 5

Итоговые результаты выполнения некоторых типовых расчетов по дисциплине «Математический анализ» (в процентах)

Оценки Формы обучения

Традиционное обучение Дистанционное обучение

Типовой расчет № 2 «Функции нескольких переменных»

Неудовлетворительные оценки 11 6

Хорошие и отличные оценки 56 72

Типовой расчет № 3 «Кратные интегралы»

Неудовлетворительные оценки 30 35

Хорошие и отличные оценки 35 18

Таблица 6

Итоговые результаты выполнения некоторых типовых расчетов по дисциплине «Алгебра» (в процентах)

Оценки Формы обучения

Традиционное обучение Дистанционное обучение

Типовой расчет № 1 «Матрицы, определители и системы линейных уравнений»

Неудовлетворительные оценки 0 5

Хорошие и отличные оценки 100 81

Типовой расчет № 2 «Векторные и евклидовы пространства»

Неудовлетворительные оценки 5 12

Хорошие и отличные оценки 81 65

Анализ полученных данных позволяет сделать общий вывод о том, что практически во всех случаях произошло общее снижение количества хороших и отличных оценок за выполнение заданий типовых расчетов, а также увеличение числа неудовлетворительных оценок, однако в большинстве случаев незначительное. Естественно предполагать, что основной причиной снижения стал переход на дистанционный формат именно обучения, а не формы представления ответов на выданные задания.

Следующая форма контроля - опрос, имеющий целью оценить уровень теоретической подготовки по разделам дисциплины. Традиционными формами проведения являются устный и письменный опрос, коллоквиумы, теоретические диктанты и прочее. Согласно приведенным выше таблицам, такая форма контроля присутствует при изучении дисциплин «Математика» и «Математический анализ». При очной форме обучения такой опрос проводится во время контактной работы и предполагает письменный ответ на вопросы, выданные каждому студенту в твердой копии. В течение заранее оговоренного времени, как правило, это 45 минут, необходимо письменно ответить на выданные теоретические во-

просы. Перечень вопросов для подготовки к опросу выдается студентам заранее, чтобы у них было достаточно времени для подготовки. Нетрудно понять, что при дистанционном формате проведения такого опроса в отсутствие онлайн-видеос-вязи полученные результаты не будут достоверно отражать уровень подготовки студентов, поскольку велик соблазн не готовиться, а просто «списать» из любого, в том числе интернет-источника ответ на нужный вопрос. Проведение же подобного письменного опроса онлайн одновременно для всей учебной группы, как это было бы при очном обучении, сопряжено с дополнительными трудностями, связанными как с возможными сбоями интернет-соединения, так и с получением ответа, который при создании электронного варианта с твердой копии тоже может отличаться от оригинала. По этим причинам возникла идея модифицировать проведение письменного опроса по теории при дистанционной форме проведения контроля.

Модификация была проведена двумя способами. Первый состоял в том, что студентам было предложено заранее подготовить ответы (в письменной форме) не на конкретный вопрос, а на все вопросы, выносимые на контроль. А во время проведения онлайн-опроса время на подготовку ответа в электронной форме было сокращено до минимума (5 - 10 минут). Очевидно, что за такое время подготовить письменный ответ на вопросы билета практически невозможно, а вот времени, чтобы отправить готовый файл с заранее подготовленным в электронной форме ответом, вполне достаточно. Естественно, нужно иметь в виду, что при такой организации процесса возможны сбои в работе техники, интернет-соединения и тому подобные. В этом случае необходимо проводить опрос повторно. В таком формате проводился опрос по дисциплине «Математический анализ».

Для проведения опроса по дисциплине «Математика» была применена технология онлайн-тестирования студентов по видеосвязи (второй способ). Заранее были подготовлены вопросы с вариантами ответов по теории, ответы на которые подразумевают исключительно знание теоретического материала и не предполагают времени на подготовку ответа. Студент видит вопрос на экране монитора и по видеосвязи в режиме реального времени без дополнительной подготовки должен назвать номер правильного ответа (ответов) из предложенных. Далее нужно только оценить количество правильных ответов и выставить оценку. Очевидно, что необходимо заранее составить тайминг с целью проведения подобного опроса с каждым студентом индивидуально.

Итоговые результаты приведены в табл. 7, 8.

Таблица 7

Итоговые результаты опросов по дисциплине «Математика» (в процентах)

Оценки Формы обучения

Традиционное обучение Дистанционное обучение

Письменный опрос по теории (раздел «Теория вероятностей»)

Неудовлетворительные оценки 49 74

Хорошие и отличные оценки 24 0

Коллоквиум «Непрерывные случайные величины»

Неудовлетворительные оценки 47 52

Хорошие и отличные оценки 33 23

Таблица 8

Итоговые результаты опросов по дисциплине «Математический анализ» (в процентах)

Оценки Формы обучения

Традиционное обучение Дистанционное обучение

Письменный опрос по теории (тема «Функции нескольких переменных»)

Неудовлетворительные оценки 37 43

Хорошие и отличные оценки 25 43

Письменный опрос по теории (тема «Кратные интегралы и теория поля»)

Неудовлетворительные оценки 17 21

Хорошие и отличные оценки 44 50

Анализируя полученные результаты, следует отметить, что независимо от дисциплины обнаруживается существенное снижение уровня усвоения студентами теоретических знаний по дисциплине. Можно выделить два основных фактора, объясняющих подобные итоги: во-первых, дистанционные формы проведения как практических, так и лекционных занятий не позволяли отследить

поведение студента «по ту сторону экрана» (при этом осуществление видеоконтроля студентов во время проведения занятий не велось), преподаватель не может с уверенностью констатировать тот факт, что студент, «присутствующий» на лекции, внимательно следил за ходом изложения материала и тому подобное; во-вторых, общение преподавателя со студентом один на один при наличии «посредника» в виде применяемых приложений, обеспечивающих видеоконферен-цсвязь, оказывало дополнительное влияние на психоэмоциональное состояние студентов. Полученный опыт при реализации контроля подобным образом не может дать полноценного объема данных, необходимых для изучения указанного метода. Поэтому для более детального анализа влияния цифровых технологий на процесс обучения в целом и эмоциональное состояние обучающихся в частности необходимо проведение большего числа экспериментов и более глубокий и всесторонний анализ данных.

Наиболее часто использующаяся форма контроля по математическим дисциплинам - контрольная работа. Технология проведения контрольной работы в процессе очного обучения не вызывает никаких вопросов. Студенты в режиме контактной работы с преподавателем в рамках одной учебной группы выполняют индивидуально выданное в твердой копии задание, как правило, предусматривающее решение задач с оформлением развернутого решения под контролем преподавателя. Обеспечить подобный контроль при проведении контрольной работы в дистанционном формате затруднительно. Даже ограничение по времени, отведенное на аналогичную работу при очной форме обучения, не может обеспечить контроля со стороны преподавателя, способствующее выполнению каждым студентом работы самостоятельно, без использования дополнительных, в том числе электронных, средств. По причине того, что результат такого контроля не отражает реальной картины сформированных у студентов навыков, появилась необходимость видоизменить форму самой контрольной работы. Напомним, что важнейшей целью проведения контрольной работы является оценивание уровня освоения студентами алгоритмов решения конкретных математических задач. Поэтому наряду со стандартно принятым вариантом оформления решения задачи письменно, на бумаге, было предложено одно из заданий контрольной работы выполнить специальным образом. А именно: процесс выполнения решения нужно было записать на видео, подготовив специальный видеоролик, включающий онлайн-решение задачи с подробными устными пояснениями по ходу выполнения. В такой форме были проведены контрольные работы по дисциплине «Математический анализ». Здесь следует оговориться, что время, выделяемое на подготовку ответа на контрольную работу, должно также включать затраты на загрузку видеофайла решения задачи. В связи с этим задание для такой формы проведения контрольной работы не должно быть трудоемким, однако обязательно должно содержать моменты творческого подхода к решению, позволяющего студенту демонстрировать не только понимание изученного материала, но и умение грамотно строить речь.

Итоговые результаты контрольных работ по дисциплине «Математический анализ» приведены в табл. 9.

Таблица 9

Итоговые результаты контрольных работ по дисциплине «Математический анализ» (в процентах)

Оценки Формы обучения

Традиционное обучение Дистанционное обучение

Контрольная работа по теме «Функции нескольких переменных»

Неудовлетворительные оценки 22 38

Хорошие и отличные оценки 59 50

Контрольная работа по теме «Кратные интегралы»

Неудовлетворительные оценки 26 50

Хорошие и отличные оценки 63 29

Контрольная работа по теме «Теория поля»

Неудовлетворительные оценки 37 24

Хорошие и отличные оценки 30 65

Выполнение заданий протекает в привычной (домашней) обстановке, однако общий вывод таков: результаты выполнения контрольных работ дали увеличение числа неудовлетворительных оценок и уменьшение числа хороших и отличных. Логично предположить, что предпринятые способы приближения дистанционной формы к традиционной оправдали себя, и задача получения как можно более достоверных результатов, скорее всего, достигнута. Снижение же уровня подготовки студентов объясняется дистанционными формами, применяе-

мыми в обучении. Ясно, что переход на начальном этапе обучения (первый, второй курс) на дистанционный формат значительно ухудшает качество обучения в сравнении со стандартной, очной формой обучения.

Письменное задание по дисциплине «Алгебра» предполагает оценивание одновременно как уровня теоретических знаний, так и умений решения задач, поскольку включает теоретические вопросы и задачи в одном задании. Конечно, при очном проведении подобной работы под наблюдением преподавателя результаты получаются достоверными, то есть реально отражают уровень подготовки студентов как в части теоретических знаний, так и в части применения этих самых знаний к решению задач. В случае же дистанционного проведения контроля возникает ситуация, при которой полученные результаты могут не отражать истинного положения вещей. В связи с этим технология контроля в указанной форме была видоизменена. Во-первых, одна из задач должна была быть оформлена в виде видеоролика с полным пояснением хода решения, а кроме ответа (в стандартной письменной форме) дополнительно необходимо было показать (также в виде видеоролика) письменные ответы на все выносимые на контроль теоретические вопросы.

Далее приведем таблицу результатов, позволяющую подтвердить выводы, сделанные при анализе контрольных работ, причем дополнительно можно утверждать, что сделанные выводы не зависят от самой дисциплины (см. табл. 10).

Таблица 10

Итоговые результаты письменных работ по дисциплине «Алгебра» (в процентах)

Рассмотрим ещё такую форму контроля, как защита типового расчета. Поскольку это индивидуальное задание, постольку принципиального изменения при переходе из очного в дистанционный формат проведения контроля такая форма не претерпевает. Следует добавить, что при организации подходящего тайминга такое собеседование с каждым из студентов проводилось в формате видеоконференции.

При анализе результатов можно сделать вывод: некоторое уменьшение числа неудовлетворительных оценок на фоне естественного (для дистанцион-

Библиографический список

Таблица 11

Итоговые результаты защиты типовых расчетов по дисциплине «Математика» (в процентах)

Оценки Формы обучения

Традиционное обучение Дистанционное обучение

Защита типового расчета № 1 «Комбинаторика», типового расчета № 2 «Случайные события», типового расчета № 3 «Формула полной вероятности и формулы Байеса»

Неудовлетворительные оценки 4 1

Хорошие и отличные оценки 90 55

Защита типового расчета № 4 «Схема Бернулли», типового расчета № 5 «Дискретные случайные величины»

Неудовлетворительные оценки 2 0

Хорошие и отличные оценки 83 51

Защита типового расчета № 7 «Важнейшие законы распределения непрерывных случайных величин и их свойства»

Неудовлетворительные оценки 3 2

Хорошие и отличные оценки 87 72

Защита типового расчета по математической статистике

Неудовлетворительные оценки 14 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хорошие и отличные оценки 62 58

ной формы обучения) снижения количества хороших и отличных оценок еще раз подтверждает, что предпринятые усовершенствования существующих форм проведения текущей успеваемости в условии пандемии оказались достаточно успешными.

В заключение отметим, что переход вузов на дистанционную форму обучения в целом оказал негативное влияние на качество обучения, и восполнить потери, полученные в период пандемии в образовательной сфере, получится нескоро. Тем не менее, как показал период пандемии, применение дистанционных форм обучения наряду с традиционными может дать дополнительные возможности как преподавателям, так и студентам. Поэтому дальнейшее изучение, развитие и применение дистанционных форм текущего контроля успеваемости остается одной из актуальных сфер для научной деятельности.

Оценки Формы обучения

Традиционное обучение Дистанционное обучение

Письменная работа «Линейные преобразования»

Неудовлетворительные оценки 20 26

Хорошие и отличные оценки 43 35

Письменная работа «Группы. Кольца. Поля»

Неудовлетворительные оценки 33 40

Хорошие и отличные оценки 33 7

1. Burns M. Distance Education for Teacher Training: Modes, Models, and Methods. Available at: http://¡dd.edc.org/s¡tes/¡dd.edc.org/f¡les/DEnpoqeHr20Book-f¡nal.pdf

2. Cole J., Foster H. Using Moodle. Teaching with Popular Open Source Course Management System. Sebastopol: O' Really Media, 2008.

3. Кравченко ГВ., Лаврентьев Г.В. Построение дистанционного курса и организация обучения студентов высшей школы в системе Moodle. Известия алтайского государственного университета. 2013; № 78: 26 - 29.

4. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS Moodle. Образование и наука. 2015; № 8 (127): 125 - 139.

5. Добрыдина Т.И., Масленникова О.Г., Надеждина Е.Ю. Перспективы использования виртуальной образовательной платформы Moodle в обучении иностранным языкам. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014; Т. 2, № 3 (59): 282 - 287.

6. Воног В.В., Прохорова О.А. Использование LMS Moodle при обучении иностранному языку в аспирантуре в рамках смешанного и дистанционного образования. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015; Т. 3, № 2 (62): 27 - 30.

7. Киян И.В. Варианты контроля знаний в системе дистанционного обучения. Сибирский педагогический журнал. 2010; № 12: 52 - 58.

8. Исеев РР Опыт дистанционного проведения контроля успеваемости и аттестации обучающихся в условиях пандемии. The Newman in Foreign Policy. 2020; № 54 (98): 6 - 20.

9. Радостева А.Г. Опыт проведения контроля знаний на разных этапах обучения в период пандемии с использованием дистанционных образовательных технологий. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020; № 1: 59 - 66.

10. Зыкова Т. В., Кацунова А.С., Цибульский ГМ., Сидорова Т. В., Шершнева В.А. Математические задания для студентов инженерных направлений в LMS Moodle. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016; № 4 (38): 61 - 64.

References

1. Burns M. Distance Education for Teacher Training: Modes, Models, and Methods. Available at: http://idd.edc.org/sites/idd.edc.org/files/DEProcent20Book-final.pdf

2. Cole J., Foster H. Using Moodle. Teaching with Popular Open Source Course Management System. Sebastopol: O' Really Media, 2008.

3. Kravchenko G.V., Lavrent'ev G.V. Postroenie distancionnogo kursa i organizaciya obucheniya studentov vysshej shkoly v sisteme Moodle. Izvestiya altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 78: 26 - 29.

4. Shurygin V.Yu., Krasnova L.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov pri izuchenii fiziki na osnove ispol'zovaniya 'elementov distancionnogo obucheniya v LMS Moodle. Obrazovanie i nauka. 2015; № 8 (127): 125 - 139.

5. Dobrydina T.I., Maslennikova O.G., Nadezhdina E.Yu. Perspektivy ispol'zovaniya virtual'noj obrazovatel'noj platformy Moodle v obuchenii inostrannym yazykam. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; T. 2, № 3 (59): 282 - 287.

6. Vonog V.V., Prohorova O.A. Ispol'zovanie LMS Moodle pri obuchenii inostrannomu yazyku v aspiranture v ramkah smeshannogo i distancionnogo obrazovaniya. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; T. 3, № 2 (62): 27 - 30.

7. Kiyan I.V. Varianty kontrolya znanij v sisteme distancionnogo obucheniya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2010; № 12: 52 - 58.

8. Iseev R.R. Opyt distancionnogo provedeniya kontrolya uspevaemosti i attestacii obuchayuschihsya v usloviyah pandemii. The Newman in Foreign Policy. 2020; № 54 (98): 6 - 20.

9. Radosteva A.G. Opyt provedeniya kontrolya znanij na raznyh 'etapah obucheniya v period pandemii s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psihologiya. 2020; № 1: 59 - 66.

10. Zykova T.V., Kacunova A.S., Cibul'skij G.M., Sidorova T.V., Shershneva V.A. Matematicheskie zadaniya dlya studentov inzhenernyh napravlenij v LMS Moodle. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'eva. 2016; № 4 (38): 61 - 64.

Статья поступила в редакцию 12.05.21

УДК 395.6

Borodina E.M., Cand. of Cultural Studies, senior lecturer, Department of Choral Folk Singing, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia),

E-mail: [email protected]

Demina T.Z., senior lecturer, Department of Choral Folk Singing, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]

DEVELOPING THE POTENTIAL OF NICKNAMES, EXISTING IN THE CHILDREN'S ENVIRONMENT. The article deals with the most active nicknames in the children's environment, which act as a component of the emotional perception of the child's world. Nicknames, as a household communicative unit, form the basis of the child's attitude to reality, the phenomena of social life, contributes to its socio-cultural adaptation and socialization in modern life. Nicknames that are common in children's environment, on the one hand, form intelligence, favorably leading to mental performance and the assimilation of a complex of knowledge and skills, increases concentration, stimulates abstract thinking, activates creative perception, revives the imagination. On the other hand, nicknames have an impact on the emotional and aesthetic development of the child, that is, the artistic development of reality through art, develop the culture of speech and ethical norms of behavior. Therefore, the existence of a nickname in the children's environment is one of the developing components of the child's personality.

Key words: tradition, children's environment, nicknames, word play, collective creativity, poetic development of imagination, emotions, images, identification of shortcomings, signs, appearance, rhyme, humor.

Е.М. Бородина, канд. культурологии, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово,

Е-mail: [email protected]

Т.З. Демина, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово, Е-mail: [email protected]

РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЗВИЩ, БЫТУЮЩИХ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются наиболее активно бытующие прозвища в детской среде, которые выступают в качестве компонента эмоционального восприятия мира ребенка. Прозвища, как бытовая коммуникативная единица, формируют основы отношения ребенка к действительности, явлениям общественной жизни, способствуют его социокультурной адаптации и социализации в современной жизни. Прозвища, бытующие в детской среде, с одной стороны, формируют интеллект, благоприятно ведущий к умственной работоспособности и усвоению комплекса знаний и умений, усиливают концентрацию внимания, стимулируют абстрактное мышление, активизируют творческое восприятие и оживляют воображение. С другой стороны, прозвища оказывают влияние на эмоционально-эстетическое развитие ребенка, то есть художественное освоение действительности посредством искусства, развивают культуру речи и этические нормы поведения. Следовательно, бытование прозвища в детской среде выступает одним из развивающих компонентов личности ребенка.

Ключевые слова: традиция, детская среда, прозвища, словесная игра, коллективное творчество, поэтическое развитие воображения, эмоции, образы, выявление недостатков, признаки, внешность, рифма, юмор.

Актуальность заявленной темы заключается в том, что прозвища являются продуктом творчества детей, подростков и молодежи, где они сами выступают в качестве художников и творцов языка. Несмотря на то, что прозвища нередко лишены логики и смысла, тем не менее, сам процесс творчества несет в себе огромный потенциал для развития детского мышления, воображения и фантазии.

Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых. Однако услышанный от взрослых фольклор не просто механически используется как готовый материал. Усвоив и адаптировав в свою игровую среду из духовной культуры взрослых, дети перенесли в кладовую своего лексикона то, что гармонично сочетается с их запросами, возрастной заинтересованностью и любопытством. Кроме того, дети пошли дальше и стали создавать рифмованные прозвища. Именно в детском возрасте, как писал Л.С. Выготский, у детей стремительно развивается творческое воображение, поразительным образом функционирует и соответствует интеллектуальному уровню развития ребенка [1, с. 47].

Трансформированный и преобразованный детьми взрослый материал исподволь стал выступать в качестве словесной игры. Постепенно игра активизировалась благодаря воображению разновозрастных детей. Игровой опыт детей складывается и растет поступательно, а самое главное - отличается от взрослого глубоким своеобразием. В результате этого детское творчество постепенно становится формой свободной совместной деятельности, закрепленной и реализованной в целом строе постоянно живущих и устойчивых текстов. Распространяющиеся тексты от одних ребят к другим имеют немаловажное значение в управлении и координации ситуационно-игровой, мотивационной и коммуникативной деятельности.

Однако следует помнить, что ключевой задачей этого жанра всегда было развеселить, потешить и рассмешить своих сверстников. Вышесказанное подтверждает определение термина «прозвище» в словаре Д.Н. Ушакова: «Прозвище» рассматривается как данное человеку в шутку или в насмешку имя нарицательное, характеризующее специфичные черты того или иного человека [2]. Иными словами, имя собственное, данное с рождения, противопоставляется имени нарицательному, то есть прозвищу.

Традиция присвоения прозвищ людям закрепилась довольно прочно. Судя по всему, это обусловлено тем, что прозвище идеально характеризует человека,

хотя не является официальным именем. Например, трудолюбивая как «пчелка», упрямый как «баран», гибкая как «веточка» худая как «тростинка» и пр. Перечисленные примеры в большей степени идентифицируют тех людей, к которым применяются эти прозвища. Е.Ф. Данилина выделяет их как языковую единицу, которая используется для характеристики различного рода реалий и установления связи между людьми [3, с. 296].

Рассмотрим дифференциацию понятий «прозвище» по структурным и словообразовательным признакам, представленных разными современными исследователями (см. табл.).

Представленные выше исследования дают основание нам говорить о том, что единого мнения в классификации рассматриваемого понятия нет, однако они могут делиться на группы и подгруппы в соответствии с пониманием данного термина [4]. Весь номинативно-выразительный пласт прозвищ образован согласно со следующими группами: фамильные и именные прозвища, отпатронимные, внешностно-видимые, акцентуально-характерные, от величания родных, от именований достигших успеха, кино-, фотоперсонажей, рекламируемой продукции, компьютерной лексики и пр. [5, с. 65].

С одной стороны, прозвища всех этих групп обязательно характеризуют определенные признаки носителей, с другой - у них возникает определенная ассоциация с чем-либо, а само прозвище образуется в качестве эмоционального, дружеского или грубоватого выражения языковых средств. И, как следствие, -все прозвища разные.

Исходя из различного рода эмоций, одни прозвища вызывают обиду, так как высмеивают умственные и физические недостатки человека, другие видятся более безобидными, не вызывающие агрессию и не доставляющие человеку душевную боль. Нередко прозвище может метко давать характеристику человеку, выделяя главное его качество, отражая его сущность. Например, всем известные имена-прозвища: Ярослав Мудрый - способствовал возрастанию международного авторитета Руси; Владимир Мономах - выдающийся древнерусский государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель; Александр Невский - князь новгородских земель, победитель шведов на реке Неве; Юрий Долгорукий - завоеватель великокняжеского престола; Пётр I Великий - московский царь из династии Романовых, осуществил глобальные изменения в государстве, в результате чего Россия стала империей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.