УДК 378.147
Реализация обучения математике студентов - бакалавров направления «Нефтегазовое дело» в условиях пандемии
Implementation of mathematics training for undergraduate students in the field of oil and Gas engineering in the context of a pandemic
Зарипова З.Ф., Альметьевский государственный нефтяной институт, [email protected]
Zaripova Z., Almetyevsk State Oil Institute, [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.017
Ключевые слова: дистанционное обучение математике, пандемия, электронный образовательный ресурс, интегралы и ряды, Moodle.
Keywords: distance learning in mathematics, pandemic, electronic educational resource, integrals and series, Moodle.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена переосмыслением подходов к организации образовательного подхода в условиях пандемии. Цель статьи заключается в анализе опыта моделирования и реализации процесса обучения математике в изменившейся образовательной ситуации, вызванной вынужденным введением дистанционного обучения. В статье сформулирован комплекс задач, решение которых обеспечило обучение студентов-бакалавров дисциплине «Интегралы и ряды» в условиях пандемии. Сформулированы базовые ориентиры проектирования ЭОР по дисциплине «Интегралы и ряды». Автором раскрыта концепция организации обучения данной дисциплине в условиях вынужденного перехода к дистанционному обучению. Представлены и охарактеризованы результаты анкетирования студентов, цель которого - изучение отношения студентов к дистанционному обучению математике. Статья предназначена для исследователей в области педагогики высшего образования, преподавателей математических дисциплин технических вузов, аспирантов педагогических направлений.
Abstract. The relevance of the article is due to the overestimation of approaches to the organization of an educational approach in the context of a pandemic. The purpose of the article is to analyze the experience of modeling and implementing the process of teaching mathematics in a changed educational situation caused by the forced introduction of distance learning. The article contains a set of tasks, the solution of which provided training of bachelor students in the discipline "Integrals and series" in the conditions of the pandemic. Basic guidelines for the design of e-learning resources in the discipline of "Integrals and series" are formulated. The author reveals the concept of organizing training in this discipline in the conditions of forced transition to distance learning. The article describes the results of students' survey, the purpose of which was to study the students' attitude to distance learning in mathematics. The article is intended for the researchers in the field of higher education pedagogy, teachers of mathematical disciplines of technical universities, post-graduate students ofpedagogical directions.
Введение. В условиях стремительного меняющегося мира образование не может оставаться в стороне. Однако даже в начале 2019 г. нельзя было предугадать ситуацию, инициированную распространением
короновируса Со^-19. Исключение рисков распространения короновирусной инфекции поставило образование, в том числе и высшее, в новые условия, требующие поддержания устойчивости образовательного процесса. Главные усилия педагогов были сосредоточены
на разработке мероприятий, способствующих продолжению образовательного процесса, эффективному становлению студентов вузов в качестве субъектов учебной деятельности в дистанционном формате.
В 2018 г. в Альметьевском государственном нефтяном институте (АГНИ) с учетом современных тенденций была принята Стратегия Развития АГНИ на период 2018-2030 гг. Согласно пункту 3.2.1 Стратегии, одним из механизмов реализации приоритетного направления «Лучшее
образование» должно стать внедрение технологий онлайн и дистанционного образования в образовательной среде АГНИ [1]. В октябре 2019 года в соответствии со Стратегией стартовал проект развития дистанционного образования. В ходе обучения преподаватели получили навыки проектирования, создания и управления электронными образовательными ресурсами (ЭОР). Тем не менее, несмотря на то, что степень готовности преподавателей к дистанционному обучению была отчасти сформирована, стресс-тест, связанный с переходом на дистанционное обучение, выявил совокупность определенных организационных и технических трудностей.
Согласно статье 16 Федерального закона ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», под дистанционными
образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организация дистанционного и электронного обучения в вузе непосредственно связана с функционированием электронной
информационно-образовательной среды,
включающей в себя электронно-информационные ресурсы, электронно-образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение студентами образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения [2].
Переход на дистанционное обучение в АГНИ в условиях пандемии обеспечило использование одной из наиболее распространенных платформ, обладающей интуитивно понятным
интерфейсом - Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Система дистанционного обучения (в английской транскрипции LM) и LCMS (Learning Content Management Systems) - система управления учебным контентом, обладают широким спектром возможностей, включая планирование образовательного процесса, его непосредственное организационное, ресурсное и информационно-методическое обеспечение, управление учебным процессом и дистанционным взаимодействием его участников. Moodle-европейская система дистанционного образования, действует по принципу социального конструкционизма, означающего сотрудничество, критическое переосмысление процесса обучения.
На базе Moodle возможно и смешанное (гибридное) обучение. Moodle совместима с распространенными операционными системами, такими как UNIX, Linux, Mac OS, Windows . Нет критичных требований к браузеру. Moodle предусматривает создание курсов различных категорий, предоставляет инструменты своевременной коррекции учебных материалов посредством встроенного редактора. Платформа снабжена средствами, обеспечивающими вариативность, индивидуализацию,
независимость, интерактивность, модульность, образовательного процесса и развитие ИКТ-компетенций обучающихся. Moodle задает лишь контурные рамки, в которых может быть размещен образовательный контент, это в свою очередь, требует высокого качества дидактико-методического составляющего.
К сожалению, у Moodle ограниченный список средств коммуникации - есть только форум и чат, возможно рецензирование работ студентов и организация обсуждения проблемных вопросов лекций и практических занятий. Помимо прочего отсутствует возможность совместной работы микрогрупп студентов. Таким образом, несмотря на широкие возможности платформы Moodle, недостатки коммуникации значимо проявляются в процессе обучения.
В 2019 г. в рамках проекта «Цифровой Университет АГНИ» преподавателями кафедры математики и информатики были созданы ЭОР по дисциплинам «Математический анализ», «Теория вероятности и математическая статистика» для направления подготовки 38.03.01 «Экономика», «Специальные главы математики» для направления подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника». Цель создания - информационная поддержка и организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. ЭОР стали структурными компонентами единой электронно-
образовательной среды АГНИ, представляют собой многоуровневые учебно-методические комплексы, размещены в сети и предполагают высокую степень вовлеченности студентов-бакалавров. Они проектировались согласно логике алгоритма последовательного перехода от одного дискретного шага к другому при освоении дисциплин и развертывания математического мышления (дискурса).
Согласно статье 3.2 ГОСТ Р 52653-2006, ЭОР (electronic learning resourse) - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [3, с.8]. В научно-педагогической литературе ЭОР
определяют как цифровой учебно-методический продукт, размещенный на машиночитаемом носителе и/или в сети. Элементы ЭОР строятся исходя из обеспечения эффективного решения общепедагогических задач и специфических для конкретного направления с учетом требований учебного плана. ЭОР был предметом исследования при изучении характеристик и сущности информатизации образования, дидактических компьютерных сред (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, И.В. Роберт, С.В. Зенкин, Г.М. Петров). В работах ученых институтов сфер знания и методов обучения и информатизации образования РАО (А.А. Кузнецов, И.В. Роберт, С.Г. Григорьев) описаны конкретные ЭОР, применяющиеся в среднем и высшем образовании. В исследованиях А.А. Андреева, Е.С. Полат, А.Н. Тихонова рассматривается потенциал Интернет-ресурсов как особого ЭОР для организации дистанционного обучения. Таким образом, ЭОР уже достаточно продолжительный период является успешно освоенным этапом информатизации образования. Сегодня благодаря мощному развитию программных и аппаратных средств в обучение пришли облачные технологии. Исследованы возможности облачного сервиса, не требующего установки LMS Moodle, в обучении математическим дисциплинам студентов инженерных
направлений в контексте полипарадигмального подхода [4].
Материалы и методы исследования. Материалами исследования послужили нормативные документы в области образования, научные исследования в области подготовки бакалавров в системе высшего образования, а также исследования проблем в области цифровизации образования, электронного образования, применения облачных технологий в обучении, создания ЭОР.
Методами исследования являются анализ перечисленных материалов, синтез, обобщение, проектирование и моделирование, включенное наблюдение, анкетирование.
Результаты исследования. Проблема совершенствования обучения математике в системе подготовки будущих бакалавров направления подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» всегда была актуальной, вынужденный переход к дистанционному формату обучения лишь обострил ее, потребовал глубокого научного и методического переосмысления. Продолжение образовательного процесса в условиях пандемии потребовало создания ЭОР по
дисциплинам весеннего семестра 2019-2020 учебного года.
Согласно теории дидактического единства содержательной и процессуальной сторон обучения, стороны неразрывно связаны между собой, они взаимозависимы и взаимно дополняют друг друга [5;6]. При организации дистанционного обучения мы исходили из того, что изменение любой из них приводит к изменению другой.
Рассмотрим концепцию проектирования и реализации учебного процесса в условиях пандемии на материале дисциплины «Интегралы и ряды».
Дисциплина «Интегралы и ряды» в соответствии с Учебным планом направления подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» читается во 2 семестре, общая трудоемкость - 4 зачетных единицы, что составляет 144 часа. Лекции - 16 часов, практические занятия - 34 часа, самостоятельная работа - 58 часов. На подготовку к экзамену отводится 36 ч.
Для эффективного дистанционного обучения дисциплине «Интегралы и ряды» в условиях пандемии пришлось оперативно решать целый комплекс задач.
1. Организационно-нормативные: целеполагание при изучении дисциплины в дистанционном формате, обеспечение доступа к рабочей программе, пересмотр календарного планирования, обеспечение доступа к внешним и внутренним электронным ресурсам.
2. Дидактико-методологические: обеспечение фундаментальности изложения материала, полноты дидактического материала, проектирование дизайна курса; обеспечение информационной и функциональной полноты содержания курса; разработка проверочных работ, работ для самопроверки; разработка системы оценки и контроля знаний студентов по темам дисциплины, разработка корректирующих указаний.
3. Предметно-методические: обеспечение практической направленности обучения дисциплине, разработка математических заданий с учетом разнообразия, разработка ключевых заданий и образцов их решения, разработка методических указаний к изучению материала дисциплины, к выполнению самостоятельной работы.
4. Психолого-адаптационные: входной контроль на определение уровня изучения материала дисциплины (Часть модуля «Интегральное исчисление функции одной переменной и его приложения», связанная с
понятием неопределенного интеграла, была изучена в формате традиционного обучения); управление обучением; обеспечение
психологической комфортности; управление мотивацией обучающихся.
5. Критериально-оценочные: разработка и обоснование критериев проверки работ, мониторинг уровня усвоения дисциплины.
При решении перечисленных задач мы исходили из того, что многие из них - в дидактической плоскости, так в частности, пришлось на ходу модифицировать методические разработки и указания к изучению дисциплины, задания к практическим занятиям, содержание тестовых заданий, контрольные задания и т.д. При этом мы основывались на понимании того, что обучение студента, находящегося вне учебной аудитории, коренным образом отличается от традиционного контактного обучения.
Согласно ФГОС 3++, у студента-бакалавра направления подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» в результате изучения дисциплины «Интегралы и ряды» должна быть сформирована компетенция ОПК-1, подразумевающая способность решать задачи, относящиеся к профессиональной деятельности, применяя методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знания [7].
Согласно рабочей программе дисциплины «Интегралы и ряды», выпускник, освоивший дисциплину, должен знать основы интегрального исчисления и теории рядов, их основные приложения в практике профессиональной деятельности; должен уметь применять методы интегрирования и теории рядов в решении типовых задач, ориентироваться в справочной математической литературе; должен владеть приемами интегрирования, применения рядов в решении типовых задач; умением оперировать абстрактными математическими объектами, корректно использовать математическую терминологию и символику.
Использование компьютера, по
справедливому замечанию А.А Вербицкого, для целей обучения осуществляется в трех формах: машина как тренажер, как репетитор; как устройство, моделирующее определенную среду и действия в ней обучающихся [8].
В основе решения проблемы обеспечения образовательного процесса в АГНИ в условиях пандемии - идея проектирования ЭОР и его применения в обучении. Это обеспечивало комфортную интеграцию и интеракцию в усложненных социокультурных условиях и
актуализировало интеллектуальные,
коммуникативные, морально-нравственные возможности личности студентов и преподавателей. Наибольшую трудность, вслед за А.А. Вербицким, мы видели в предоставлении перехода от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным практическим действиям обучающихся.
Учебный процесс был объединен вокруг основных идей: использования информационно-коммуникационных технологий, реализации внутрипредметных и межпредметных связей, учета психологических факторов. Отметим, что интегрирование функции одной переменной как дидактическая единица обладает обширным потенциалом реализации как внутрипредметных, так и межпредметных связей. Устойчивые навыки интегрирования крайне важны при освоении обыкновенных дифференциальных уравнений, кратных и криволинейных интегралов, поверхностных интегралов, элементов векторного анализа, гармонического анализа, разложения функции в ряд Фурье, элементов функции комплексного переменного, теории вероятностей и т.д. В связи с этим усиление внутрипредметных связей рассматривалось как одно из важнейших направлений обеспечения преемственности процесса обучения дисциплине «Интегралы и ряды» и как фактор, способствующий освоению последующих дисциплин «Функции нескольких переменных и дифференциальные уравнения», «Теория вероятности и математическая статистика».
С учетом обозначенных выше особенностей момента социальной действительности, в рамках системно-деятельностного подхода мы выделили базовые ориентиры проектирования ЭОР по дисциплине «Интегралы и ряды»:
- на определение в качестве ведущей цели образования мотивации к обучению, формированию способности и готовности к самообразованию;
- на выделение ценностных установок, отражающих требования государства по отношению к условиям, обеспечивающим социально ожидаемое качество математической подготовки;
- на понимание ФГОС ВО 3++ как конвенциональной нормы, гарантирующей со стороны государства, общества, вуза качество, доступность, эффективность нефтегазового образования, фиксирующей требования к результатам обучения;
- на понимание ценностной целевой установки на формирование математической компетентности личности и мотивации к учению
как ведущей мотивации развития личности студента;
- на понимание смещения акцента проектирования и реализации ЭОР на обеспечение личностного результата студента, достигаемого в ходе освоения дисциплины «Интегралы и ряды» в дистанционном формате;
- на понимание того, что взаимодействие компьютера и студента в процессе обучения средствами ЭОР не является диалогичным по своему внутреннему содержанию.
При проектировании ЭОР по дисциплине «Интегралы и ряды» мы сочли крайне важным исходить из требований практико-ориентированности без потери
фундаментальности содержания, представлений целостности образовательного процесса. Проектируемый ЭОР мы рассматривали как управляемую развивающуюся педагогическую систему, направленную на развитие у студентов-бакалавров математической компетентности, личностных характеристик, опыта
самостоятельной математической деятельности.
Функции ЭОР как управляемой педагогической системы имеют отличительные свойства. К функциям управления образовательными системами относят информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную. Данные функции позволяют обеспечить управление
образовательными ресурсами, учебно-познавательной деятельностью студентов, управление коллективом обучающихся, управление качеством и результативностью учебной деятельности обучаемых. С учетом перечисленных теоретических оснований ЭОР был разработан и апробирован.
Процесс обучения осуществлялся с использованием ЭОР параллельно с проектированием образовательного контента, был подкреплен онлайн-занятиями в формате видеоконференций в приложении Zoom. Практические занятия проводились
преимущественно в виде видеоконференций. В формате видеоконференций проводились обсуждение проблемных вопросов лекций, консультации. Отметим, что каналами получения образовательного контента, помимо ЭОР и приложения Zoom, были курсы отечественной платформы «Открытое образование», электронная библиотека АГНИ, электронная библиотека IPRbooks, корпоративная электронная почта, видеоролики занятий канала YouTube.
Промежуточная аттестация (экзамен) объединила комбинацию инструментов оценивания. Первый заключался в выполнении теста, который был проведен в приложении Zoom с привлечением платформы Moodle. Такой формат проведения был продиктован соображениями прозрачности процедуры проведения экзамена и требованиями объективности к выставлению экзаменационной отметки. Тест состоял из 20 вопросов (как в открытой, так и в закрытой форме), на его выполнение было отведено 35 минут. Вторая часть представляла собеседование со студентами по теоретическим вопросам дисциплины. Экзаменационная отметка выставлялась с учетом значения семестрового рейтинга студента, результатов выполнения экзаменационного теста и собеседования.
Для получения информации студентов о дистанционном обучение математике в ситуации, связанной с предупреждением новой короновирусной инфекции, было проведено анкетирование. В анкетировании участвовали 96 студентов дневного отделения, изучавших дисциплину «Интегралы и ряды». Средний возраст опрашиваемых 19,2 лет. Анкета включала 15 вопросов, с помощью которых можно выявить отношение студентов к дистанционному обучению математике и готовность к его продолжению. 13 вопросов были закрытыми, два вопроса в открытой форме. Первый блок вопросов выяснял особенности освоения математики. Первый вопрос, который мы задали студентам, был: «Как лучше Вами усваивается теоретический материал дисциплины?». Установлено, что у 86% студентов теоретический материал усваивается лучше при прослушивании объяснений преподавателя на лекции, фиксации преподавателем узловых моментов; у 6% - в работе с электронным образовательным ресурсом в системе СДО; у 5% - в работе с учебной литературой; у 3% - при прослушивании объяснений одногруппников. Полученное распределение ответов объясняется объективной трудностью и абстрактностью изучаемых математических объектов.
С помощью следующего вопроса, было выяснено, что при наличии пробелов в знаниях математики 48% опрошенных предпочитают самостоятельно разбираться, не полагаясь на других; 13% привлекают ЭОР в системе СДО АГНИ; 34% предпочитают, чтобы кто-то помог; 4% прилагают небольшие усилия в решении этой проблемы; 1% предпочитают не замечать пробелов. Таким образом, у студентов не в
полной мере сформированы готовность и мотивация к систематическому применению ЭОР по дисциплине «Интегралы и ряды».
На вопрос «Как вы считаете, что является основным достоинством дистанционного обучения математике?» большинство опрошенных (54%) ответили, что это возможность заниматься в удобное время не по расписанию; индивидуальный темп
обучения - 25%; индивидуальный график обучения - 9%; дополнительный объем материала - 8%; систематичность в выполнении заданий - 4%.
В ходе анализа ответов на следующий вопрос, было установлено, что 56% респондентов считают основным недостатком дистанционного обучения математике отсутствие живых объяснений преподавателя, прямого очного постоянного контакта с преподавателем, что обусловило трудности в понимании материала. 25% указали на большой объем материала, подлежащего изучению. У 11% опрошенных были проблемы с самоорганизацией без контроля преподавателя. 8% тяготило отсутствие учебной деятельности в коллективе.
При ответе на вопрос об основной роли преподавателя в дистанционном обучении студенты поделились на три группы. Чуть больше трети опрошенных студентов (38%) указали, что основная роль преподавателя в обучении математике посредством дистанционных технологий - подготовка студентов к самообучению. Вторая группа (33%) считают, что это - вооружение знаниями. Третья группа опрошенных (29%) такова, что из них 27% уверены, что основная роль
преподавателя - оценивание знаний, а лишь 2% - воспитание.
При ответе на вопрос, «Каков Ваш уровень знания математики?» подавляющее большинство респондентов (56%) указали, что у них средний уровень; 24% оценили свой уровень ниже среднего; 4% посчитали, что у них высокий уровень, 4% - низкий, остальные затруднились в оценке. Анализ распределения ответов показал, что опрошенные студенты в целом адекватно оценивают уровень математических знаний.
При анализе ответов на вопрос о предпочтении решать проблемные задачи вместо однотипных, выяснилось, что 25% опрошенных приветствуют такого рода задания; 36% считают проблемные задания лучше, чем простые упражнения; 32% опрошенных такие задания нравятся в некоторых случаях и они их раздражают; остальные 7% рады более простым упражнениям, нежели проблемным заданиям.
Таким образом, около 40% студентов выразили готовность только к репродуктивной деятельности при изучении математики, что вызывает опасения.
Анализ ответов на вопрос о методах подготовки к экзамену показал, что 46% использовали материалы ЭОР «Интегралы и ряды», представленного в СДО АГНИ. 44% делали упор на трудолюбие, самостоятельность. 6% просили помочь студентов группы или потока, 3% писали шпаргалки и 1% рассчитывали на помощь телефона.
На вопрос «Как изменилось ваше отношение к математике с переходом к дистанционному обучению?» 30% ответили, что стали больше времени уделять изучаемому материалу, продуктивность учебной деятельности повысилась.
42% опрошенных стали чуть меньше уделять времени изучаемому материалу, продуктивность учебной деятельности понизилась, но незначительно. 10% стали значительно меньше времени уделять изучаемому материалу, продуктивность существенно снизилась. По мнению 16% опрошенных, у них ничего не изменилось. 2% указали, что перестали изучать материал по причине непонимания. Таким образом, почти треть опрошенных находятся в зоне риска, у них в следующих семестрах вероятнее всего будут проблемы с освоением материала дисциплин, требующих владения техникой интегрирования и аппаратом теории рядов.
Следующий вопрос анкеты звучал так «Продолжите предложение: «Математические знания включают...». Анализ ответов на этот вопрос, показал, что студенты не в полной мере осознают понятие и структуру математического знания. Большинство студентов отнесли к математическим знаниям умственные способности, анализ, логику, точность терминологии, неординарность мышления. Значит необходимо усилить теоретический компонент формирования готовности к осознанию и применению математического знания в интеграции с рефлексивно-регулятивным компонентом, включающим умение оценивать эффективность используемых математических знаний для будущего профессионального развития и саморазвития.
При ответе на вопрос «Какие трудности вы испытали при дистанционном обучении математике?» 52% опрошенных указали на технические проблемы (скорость интернета, отсутствие сети интернет, проблемы с сайтом, перебои с воспроизведением информации и т.д.).
Кроме того, часть опрошенных студентов посетовала на отсутствие современного компьютера (1%), на отсутствие принтера, сканера и т.п. (7%). 3% трудности связали с неудобствами, которые испытывала семья студента. 23% испытывали трудности с самоорганизацией, что не согласуется с ответами на 4-ый вопрос. 15% опрошенных студентов трудности дистанционного обучения математике связали с комплексом причин.
При оценке эффективности учебной деятельности в связи с вынужденным переходом на дистанционное обучение математике 8% опрошенных студентов считают, что эффективность значительно возросла; 38% - эффективность возросла, но незначительно; 23% - эффективность снизилась, но незначительно; 23% - эффективность значительно снизилась; 8% затруднились с ответом. Таким образом, почти у половины опрошенных студентов эффективность повысилась, ровно у такого же количества есть снижение.
При ответе на самый волнующий вопрос «Готовы ли вы к постоянному дистанционному обучению математике?» 35% ответили положительно, 49% выразили несогласие постоянно дистанционно изучать математику,
12% не определись с позицией в выборе ответа на этот вопрос. Отвечая на вопрос, «Какие изменения следует внести в дистанционное обучение математике, чтобы повысить качество образования?», студенты были единодушны в том, что необходимо как можно больше проводить занятий в формате видеоконференций.
Заключение. Уместно вспомнить слова Л.Н. Толстого, который писал: «Будущего нет - оно делается нами. Мы сердимся на обстоятельства, огорчаемся, хотим изменять их, а все возможные обстоятельства суть не что иное, как указания того, в каких сферах, как нужно действовать...» [9, с.104]. Пандемия как событийное последствие явно внесла изменения в процесс обучения. Центральная проблема, которую пришлось решать - обеспечение устойчивости и эффективности образовательного процесса. Надситуативное профессиональное понимание позволило определить теоретические основания и практические решения в обучении студентов-бакалавров дисциплине «Интегралы и ряды». Пришлось решать абсолютно уникальную новую задачу, привлекая целый арсенал средств. Осмысление полученных результатов позволяет понять, как двигаться дальше и что взять на вооружение в обычную образовательную практику.
Литература:
1. Стратегия развития АГНИ на 2018-2030 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.agni-rt.ru/institut/strategiya-razvitiya-agni/
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo /prime/ doc/70191362/
3. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-компьютерные технологии в образовании. Термины и определения. - М.: Стандартинформ, 2007. - 12 с.
4. Зыкова Т.В. Обучение математическим дисциплинам в условиях применения облачных технологий на базе LMS MOODLE / Т.В. Зыкова, В.А. Шершнева, Ю.В. Ванштейн, И.Ф. Космидис, В.А. Кытманов, С.А. Тихомиров // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2017. - № 4(42). - С. 58-63.
5. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования: монография; под редакцией П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2011. - 338 с.
6. Гайсин И.Т., Камалеева А.Р. Педагогический
процесс и проблема его технологизации / И.Т. Гайсин, А.Р. Камалеева // Образование и саморазвитие. -2009. - № 3(13). - С. 63-68.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело (утвержден приказом МОиН РФ 9 февраля 2018г.№96) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/downloads/1647/?f=%2Fuploadfil es%2FFG0S+V0+3%2B%2B%2FBak%2F210301_B_3 _05012018.pdf
8. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». - 2019. -№ 1(6). - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/ Verbitskiy_AA_1_2019
9. Толстой Л.Н. Дневники. 1899 год: собрание сочинений в 22 т.; Т. 22. [Электронный ресурс] / Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1985). -Режим доступа: https://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_22/ 1486.htm
References:
1. Development strategy of AGNI for 2018-2030. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.agni-rt.ru/institut/strategiya-razvitiya-agni/
2. Federal Law "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/
3. GOST R 52653-2006. Information and computer technologies in education. Terms and Definitions. - M.: Standartinform, 2007. - 12 p.
4. Zykova T.V. Teaching mathematical disciplines in the context of the use of cloud technologies based on LMS MOODLE / T.V. Zykova, V.A. Shershneva, Yu.V. Vanshtein, I.F. Kosmidis, V.A. Kytmanov, S.A. Tikhomirov // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva. - 2017. - № 4(42). -S. 58-63.
5. Technologies for training specialists in the vocational education system: monograph; edited by P.I. Obraztsova. - Orel: OSU, 2011. - 338 p.
6. Gaisin I.T., Kamaleeva A.R. Pedagogical process
and the problem of its technologization / I.T. Gaisin, A.R. Kamaleeva // Education and self-development. - 2009. - № 3 (13). - P. 63-68.
7. Federal state educational standard of higher education in the direction of training 03/21/01 Oil and gas business (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on February 9, 2018 No. 96) [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/fgosvo/downloads/1647/?f=%2Fuploadfile s%2FFG0S+V0+3%2B%2B%2FBak%2F210301_B_3_0 5012018.pdf
8. Veibitsky A.A. Digital education: problems, risks and prospects [Electronic resource] / A.A. Veibitsky // Electronic scientific journal "Homo Cyberus". - 2019. - № 1(6). - Access mode: http://journal.homocyberus.ru/ Verbitskiy_AA_1_2019
9. Tolstoy L.N. Diaries. 1899: collected works in 22 volumes; T. 22. [Electronic resource] / L.N. Tolstoy. - M.: Fiction, 1985). - Access mode: https://rvb.ru/tolstoy/ 01text/vol 22/1486.htm
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования