Научная статья на тему 'Использование элементов системы Moodle в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов'

Использование элементов системы Moodle в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА MOODLE / ГЛОССАРИЙ / GLOSSARY / ЗАДАНИЕ / ТЕСТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / RATING SYSTEM / ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ / MATHEMATICS DELIVERING / РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА / CALCULATION AND GRAPHIC WORK / УСПЕВАЕМОСТЬ / MODEL / DISTANCE LEARNING / TASKS / TEST / ACHIEVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиверстова Людмила Вячеславовна, Картузова Татьяна Вячеславовна

Данная статья посвящена проблемам преподавания дисциплины «Математика» студентам очного отделения технических направлений и разработанной методике оценивания их знаний по балльно-рейтинговой системе с применением элементов системы Moodle. Применение дистанционных образовательных технологий дает возможность достигнуть наилучших результатов в преподавании предмета, оптимизирует работу преподавателя и студента. В целях улучшения качества образования по дисциплине «Математика» преподавателями кафедры высшей математики разработан и внедрен в учебный процесс очного отделения электронный учебно-методический комплекс. Данный учебно-методический комплекс состоит из рабочей программы дисциплины, необходимого теоретического материала и практических заданий по каждой изучаемой теме, списка рекомендуемой литературы, примерных тестовых заданий по каждой теме или темам, промежуточных тестов по разделам, итогового теста за семестр, глоссария и заданий с методическими указаниями к расчетно-графическим работам. Поначалу кажущаяся трудоемкая работа по подготовке электронного учебно-методического комплекса в действительности облегчает, улучшает и ускоряет процесс обучения. Со стороны преподавателя в задания вносятся творческий и исследовательский аспекты. Выполняя по определенным темам небольшие индивидуальные работы, студенты с первого курса обучения приобщаются к исследовательской и научной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиверстова Людмила Вячеславовна, Картузова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOODLE IN SCORE-RATING SYSTEM TO ESTIMATE STUDENTS'' ACHIEVEMENTS

This article is devoted to the problems of delivering mathematics to full-time department students of the engineering specialties and the developed technique to estimate their knowledge according to the score-rating system with the application of the Model system elements. The use of distance educational technologies allow achieving the best results in delivering the subject optimizes the interaction of a teacher and a student. To improve the education level in mathematics teachers of the higher mathematics department have developed and implemented an electronic educational and methodical complex into the educational process of the full-time department. This educational and methodical complex includes the discipline curriculum, imperative theoretical material and practical tasks for theme under study, the list of the recommended literature, approximate test tasks for every theme, intermediate tests according to units, the term final test, the glossary and tasks with methodical instructions to calculation and graphic works. The seemingly laborious work to prepare electronic educational and methodical complex actually facilitates, improves and accelerates training process. The teachers bring creative and research aspects into the tasks. Carrying some small individual works in certain topics the first-year students join research and scientific work.

Текст научной работы на тему «Использование элементов системы Moodle в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов»

педагогические науки

Селиверстова Людмила Вячеславовна, Картузова Татьяна Вячеславовна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ MOODLE ...

УДК 372.851

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ MOODLE В БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

© 2017

Селиверстова Людмила Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и теоретическая механика им. С.Ф. Сайкина» Картузова Татьяна Вячеславовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшая математика и теоретическая механика им. С.Ф. Сайкина» Чувашский государственный университет (428015, Россия, Чебоксары, пр. Московский, д.15, e-mail: tanyakartuzova@yandex.ru)

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам преподавания дисциплины «Математика» студентам очного отделения технических направлений и разработанной методике оценивания их знаний по балльно-рейтинговой системе с применением элементов системы Moodle. Применение дистанционных образовательных технологий дает возможность достигнуть наилучших результатов в преподавании предмета, оптимизирует работу преподавателя и студента. В целях улучшения качества образования по дисциплине «Математика» преподавателями кафедры высшей математики разработан и внедрен в учебный процесс очного отделения электронный учебно-методический комплекс. Данный учебно-методический комплекс состоит из рабочей программы дисциплины, необходимого теоретического материала и практических заданий по каждой изучаемой теме, списка рекомендуемой литературы, примерных тестовых заданий по каждой теме или темам, промежуточных тестов по разделам, итогового теста за семестр, глоссария и заданий с методическими указаниями к расчетно-графическим работам. Поначалу кажущаяся трудоемкая работа по подготовке электронного учебно-методического комплекса в действительности облегчает, улучшает и ускоряет процесс обучения. Со стороны преподавателя в задания вносятся творческий и исследовательский аспекты. Выполняя по определенным темам небольшие индивидуальные работы, студенты с первого курса обучения приобщаются к исследовательской и научной работе.

Ключевые слова: система Moodle, глоссарий, задание, тесты, электронный учебно-методический комплекс, балльно-рейтинговая система, преподавание математики, расчетно-графическая работа, успеваемость.

MOODLE IN SCORE-RATING SYSTEM TO ESTIMATE STUDENTS' ACHIEVEMENTS

© 2017

Seliverstova Lyudmila Vyacheslavovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of "Higher Mathematics and Theoretical Mechanics Named After S.F. Saikin" Kartuzova Tatyana Vyacheslavovna, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of "Higher Mathematics and Theoretical Mechanics Named After S.F. Saikin" Chuvash State University Named After I.N. Ulyanov (428015, Russia, Cheboksary, Moskovsky Prospekt, 15, e-mail: tanyakartuzova@yandex.ru)

Abstract. This article is devoted to the problems of delivering mathematics to full-time department students of the engineering specialties and the developed technique to estimate their knowledge according to the score-rating system with the application of the Model system elements. The use of distance educational technologies allow achieving the best results in delivering the subject optimizes the interaction of a teacher and a student. To improve the education level in mathematics teachers of the higher mathematics department have developed and implemented an electronic educational and methodical complex into the educational process of the full-time department. This educational and methodical complex includes the discipline curriculum, imperative theoretical material and practical tasks for theme under study, the list of the recommended literature, approximate test tasks for every theme, intermediate tests according to units, the term final test, the glossary and tasks with methodical instructions to calculation and graphic works. The seemingly laborious work to prepare electronic educational and methodical complex actually facilitates, improves and accelerates training process. The teachers bring creative and research aspects into the tasks. Carrying some small individual works in certain topics the first-year students join research and scientific work.

Keywords: Model, Glossary, Distance Learning, Tasks, Test, Electronic Educational-Methodical Complex, Rating System, Mathematics Delivering, Calculation and Graphic Work, Achievement.

В условиях модернизации высшего профессионального образования в соответствии с Федеральными образовательными стандартами высшего образования третьего поколения авторами на заочном отделении Чувашского государственного университета с 2014 года [1], а на очном отделении с 2015 года осуществляется обучение студентов с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Если на заочном отделении целью применения университетом ДОТ является предоставление студенту возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства в удобное для него время [2], то для студентов очного отделения использования элементов ДОТ в учебном процессе дает возможность изучить/пройти материал в более глубоком и полном объеме. При этом, не выходя из дома, используется достаточное количество литературы. Дополнительно к теоретическому материалу и интернет-ресурсам по каждой теме или расчетно-графической работе приводится ссылка на методические указания и учебные пособия, изданные преподавателями кафедры высшей математики.

Учитывая все возможности и проблемы организации учебного процесса с использованием/применени-

ем системы Moodle [2, 3], учебный материал в курсе «Математика» четко структурирован, разбит на блоки (разделы, темы), последовательность и содержательная часть которых соответствуют рабочей программе дисциплины. Отдельный блок (раздел, тема) содержит все необходимые теоретические и практические сведения, список рекомендованной литературы и гиперссылку на учебно-методические указания к выполнению типовых расчетов.

В качестве «Заданий» для студентов очного отделения приводятся методические указания, разбор одного варианта и задания по вариантам к расчетно-графиче-ским работам, если они предусмотрены рабочей программой соответствующей дисциплины. По учебному плану всего одна расчетно-графическая работа - на первом курсе. Преподаватели для осуществления руководства и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов проводят несколько расчетно-графических работ каждый семестр или одну работу разбивают на несколько частей.

Расчетно-графическая работа является не только внеаудиторной самостоятельной работой студентов, но и некой работой, которая включает в себя компетентност-ный, деятельностный, междисциплинарный, системный

Селиверстова Людмила Вячеславовна, Картузова Татьяна Вячеславовна педагогические

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ MOODLE ... науки

и информационно-коммуникационный подходы, реализующиеся через ряд принципов, отражающих специфику проводимой работы: принцип интегративности, принцип модульности и принцип кумулятивности (на-копительности) [4].

Например, при изучении раздела «Векторная и линейная алгебра. Аналитическая геометрия» времени на детальное изучение темы «Кривые и поверхности второго порядка» практически нет. В качестве одной из рас-четно-графических работ авторы подготовили задания, в которых одну и ту же задачу необходимо решить двумя способами.

Например: используя теорию квадратичных форм и с помощью формул поворота осей координат, привести к каноническому виду уравнение кривых второго порядка и построить их. При изучении раздела «Математический анализ» считаем нецелесообразным трату времени на изучение и закрепление материала «Полное исследование и построение графиков функций». По последним стандартам ФГОС все выпускники школ, независимо от профиля, изучают эту тему. Поэтому расчетно-графическую работу по данной теме включили в качестве материала для повторения и закрепления в факультативный курс «Избранные главы элементарной математики», который в течение многих лет проводится на кафедре высшей математики Чувашского государственного университета.

Раздел «Интегральное исчисление функций одной переменной» дополнительно сопровождается расчетно-графической работой по теме «Приближенное вычисление определенных интегралов». Эта расчетно-графиче-ская работа несет в себе исследовательский характер, так как приближенное значение определенного интеграла необходимо найти по формулам трапеций, Симпсона и прямоугольников при делении отрезка на n равных частей.

Вычислить, тот же интеграл, применяя разложение подынтегральной функции в степенной ряд. Произвести оценку погрешности методов интегрирования и сравнить результаты, полученные разными методами. При выполнении расчетно-графических работ приветствуется использование графического редактора Excel и различных математических пакетов.

Таким образом, выполнение каждой такой расчетно-графической работы повышает эффективность самостоятельной работы студентов за счет организации систематической профессионально направленной деятельности, ориентированной на формирование профессиональных компетенций студентов в системе Moodle [5].

В целях регламентации процесса обучения в настройках «Заданий», как правило, указываются сроки выполнения, требования к оформлению, критерии оценивания, размер и количество файлов, которые может отправить студент. Для облегчения работы при оформлении расчетно-графических работ в электронном виде (одно из требований) студентам дается шаблон/образец решения и оформления одного варианта. В случае возникновения трудностей студент может задать интересующие его вопросы, используя функцию «Обмен сообщениями». Если преподаватель находится в это время на сайте (а это всегда отображается в профиле студента), то, как правило, студент получает ответы на свои вопросы сразу через форум или чат, в крайнем случае, через электронную почту.

Выполненные работы на проверку преподавателю студент отправляет в электронном виде через электронную систему, что исключает волокиту с распечаткой материала и выполнения в срок планового задания. Отзыв на работу с указанием на недостатки отправляется так же через электронную систему. При использовании данного подхода осуществляется постоянное взаимодействие преподавателя со студентами, которое имеет продолжение и после аудиторных занятий.

Самостоятельная работа студентов, а именно выполнение расчетно-графической работы, также учитывается 182

в качестве одной из оценок (одного из критериев) успеваемости студентов по математике [6].

В основу разработки балльно-рейтинговой системы положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется постоянно в процессе его обучения в университете [7, 8].

Настоящая система оценки успеваемости студентов основана на использовании совокупности контрольных точек, оптимально расположенных на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков или разделов и проведение по ним промежуточного контроля с применением элементов дистанционных образовательных технологий [9, 10]. Итоговая оценка формируется по 100 балльной шкале. Она складывается из следующих составляющих и имеющих свой весовой коэффициент:

1. Посещаемость (к = 0,15).

2. Контрольные и самостоятельные работы (к = 0,2).

3. Активная работа (к = 0,1).

4. Расчетно-графические работы (к = 0,15).

5. Экзамен или зачет (к = 0,4).

Каждая составляющая также оценивается по 100-балльной шкале.

Посещаемость (П): каждая «н» по дисциплине равно 2,6. Это при 5 часовой недельной нагрузке и длиной семестра в 16 недель. С учетом непредвиденных ситуаций один пропуск «прощается» и медицинские справки учитываются. Если студент в течение семестра получил пять «н», то из 100 баллов по посещаемости вычитается 13 и по посещаемости студент набирает всего 87 (100 -2,6x5= 87).

Контрольные и самостоятельные работы (К): в течение семестра будут проведены минимум две или максимум четыре контрольные работы и в зависимости от объема материала изученной темы - самостоятельные работы. Каждая контрольная будет оцениваться по 50 балльной или 25 балльной системе (максимальное значение).

Активная работа (А) студентов включает в себя ответы на вопросы, решение задач у доски, выступление с дополнительными сведениями во время лекционных занятий. Тематика выступлений в основном затрагивает приложения определенных разделов математики в машиностроении, в электроэнергетике и т.д. Каждое такое занятие оценивается в 0,25 баллов.

Расчетно-графическая работа (РГР) представляется в виде самостоятельной работы, которую студент должен написать в течение семестра индивидуально и может, как уже говорили, состоять из нескольких частей. Но нельзя забывать и о «штрафных», т.е. дисциплинарных баллах. Неподготовленность к семинарскому, практическому занятию, отказ отвечать до -2 баллов за занятия, сдача заданий (внеаудиторная самостоятельная работа, письменные и устные формы контроля) в течение 2-7 дней после окончания срока сдачи до -0,25-1 балл за каждый день пропуска.

Экзамен (Э) или зачет (З) включает в себя 20 тестовых заданий, которые отличаются по уровню сложности от 1 до 5 баллов каждая, что в сумме составляет 100 баллов.

Участие в научно-практической конференции студентов, в математических боях, в олимпиаде по высшей математике и тематических квестах среди студентов первых и вторых курсов дает студенту дополнительно от 5 до 10 баллов, в зависимости от результата участия. Эти баллы мы называем «премиальными» или «бонусными» (Б).

Обобщенная оценка преподавателя о степени выполнения студентом всего объема работ за данный семестр составит, например: 0,15хП+0,2х(К1+К_)+0,1хА+ 0,15х (РГР +РГР2)+ 0,4хЭ + Б= N + Б.

Итоговая оценка может выставляться в соответствии со следующей таблицей:

педагогические науки

Селиверстова Людмила Вячеславовна, Картузова Татьяна Вячеславовна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ MOODLE ...

Экзамен или дифференцированный зачет

76-100 Отлично

56-75 Хорошо

40-55 Удовлетворительно

Менее 40 Неудовлетворительно

Недифференцированный зачет

51-100 Зачтено

Менее 51 Не зачтено

Результаты внедрения электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Математика» в ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» показывают, что использование электронной системы обучения Moodl

e при реализации балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов очного отделения технических направлений улучшает регулярность самостоятельной работы студентов, способствует углубленному изучению материала, а также повышает эффективность и качество усвоения теоретического материала по дисциплине «Математика». Таким образом, применение дистанционных образовательных технологий позволяет улучшить взаимодействие преподавателя и студента, оптимизирует контроль и организацию самостоятельной работы студента, в целом - повышает качество образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Система дистанционного обучения ЧГУ имени И.Н.Ульянова http://moodle.chuvsu.ru

2. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. Использование некоторых элементов системы Moodle в работе со студентами заочного отделения при изучении математических дисциплин // Карельский научный журнал. 2016. №2 (15). С. 34-36.

3. Орловцева О.А., Кулакова Т.В. Проблемы организации электронного учебно-методического комплекса в системе «Moodle» // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2015. № 1 (10). С. 355-356.

4. Толстенева А.А., Винник В.К. Теоретико-методологические основы организации самостоятельной работы студентов с использованием электронной учебной среды Moodle // Школа будущего. 2012. № 3. С. 102-108.

5. Толстенева А.А., Винник В.К., Терехина О.С., Кривенкова Е.Н., Куликов А.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы Moodle // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 37-45.

6. Иванов М.Ю. Контроль и оценивание самостоятельной работы студентов по модульно-рейтинговой системе (опыт кафедры экономики) // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 58-61.

7. Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В., Ярдухина С.А. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. №3 (12). С. 58-61.

8. Исмагилова Э.Ф. Анализ оценочных систем и оценочных шкал, используемых в России и в общей мировой практике // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 74-76.

9. Шехонин А.А., Тарлыков В.А. Балльно-рей-тинговая система оценивания знаний // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 22-30.

10. Масленников А.С. Шебашев В.Е. Организация учебного процесса на основе модульно - рейтинговой технологии // Фундаментальные исследования. 2007. № 2. С. 68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.