Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / УЧЕБНЫЙ КУРС / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркова Вера Михайловна

В данной статье автором рассматривается использование ментальных карт в процессе обучения русскому языку иностранных учащихся с целью активизации их творческого потенциала и развития наглядно-образного мышления и как следствие интенсификации процесса усвоения знаний по русскому языку. Автор статьи анализирует научные изыскания отечественных и зарубежных ученых, исследовавших применение ментальных карт в процессе обучения. В статье рассматриваются примеры использования интеллект-карт на занятиях по русскому языку как иностранному, описываются результаты наблюдения за собственным профессиональным опытом и проведенным экспериментом, приводятся данные анкеты по изучению отношения иностранных студентов к использованию интеллект-карт в процессе изучения русского языка. Результаты исследования показали, что около 90% иностранных студентов улучшили свои навыки чтения, понимания грамматических конструкций, запоминания новых слов, а также научились пересказывать текст с опорой на интеллект-карту. В заключение автор считает необходимым отметить, что в качестве главных преимуществ использования интеллект-карт в процессе обучения русскому языку иностранных учащихся можно выделить следующие: графическое предъявление нового материала, гарантирующее быстрое и эффективное запоминание информации и дальнейшее её воспроизведение; наглядность, которая важна при изучении второго языка, с использованием языка-посредника; структурный характер, позволяющий дополнять имеющиеся знания новой информацией; возможность провести срез знаний при использовании ментальных карт как формы контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиркова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIND MAPPING AS AN EFFECTIVE DIDACTIC TOOL IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

In this article, the author examines the use of mind mapping in the process of teaching Russian to foreign students in order to activate their creative potential and develop visual-figurative thinking and, as a consequence, intensify the process of assimilating knowledge of the Russian language. The author of the article analyzes the scientific research of domestic and foreign scientists who have studied the use of mind maps in the learning process. The article examines usage examples of mind maps in classes in Russian as a foreign language, describes the results of observing one's own professional experience and the experiment carried out, provides data from a questionnaire on the study of the attitude of foreign students to the use of mind maps in the process of learning Russian. The results of the study showed that about 90% of foreign students improved their reading skills, understanding grammatical structures, memorizing new words, and also learned how to retell text based on the mind map. In conclusion, the author considers it necessary to note that the main advantages of using mind maps in the process of teaching Russian to foreign students are the following: graphic presentation of new material, which guarantees quick and effective memorization of information and its further reproduction; clarity, which is important when learning a second language, using an intermediary language; structural nature, allowing to supplement existing knowledge with new information; the ability to use mental maps as a form of control.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

CHIRKOVA Vera Michailovna

MIND MAPPING AS AN EFFECTIVE...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

V7TK" IH (Tl 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

-'A14 J / 1.JO |(сс) t^U ОЗУ Tins is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0060 iMmtw (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 538937 SPIN: 1324-6140 ORCID: 0000-0002-5212-772X

ЧИРКОВА Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

«Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: michutka.2010@yandex.ru) Аннотация. В данной статье автором рассматривается использование ментальных карт в процессе обучения русскому языку иностранных учащихся с целью активизации их творческого потенциала и развития наглядно-образного мышления и как следствие интенсификации процесса усвоения знаний по русскому языку. Автор статьи анализирует научные изыскания отечественных и зарубежных ученых, исследовавших применение ментальных карт в процессе обучения. В статье рассматриваются примеры использования интеллект-карт на занятиях по русскому языку как иностранному, описываются результаты наблюдения за собственным профессиональным опытом и проведенным экспериментом, приводятся данные анкеты по изучению отношения иностранных студентов к использованию интеллект-карт в процессе изучения русского языка. Результаты исследования показали, что около 90% иностранных студентов улучшили свои навыки чтения, понимания грамматических конструкций, запоминания новых слов, а также научились пересказывать текст с опорой на интеллект-карту. В заключение автор считает необходимым отметить, что в качестве главных преимуществ использования интеллект-карт в процессе обучения русскому языку иностранных учащихся можно выделить следующие: графическое предъявление нового материала, гарантирующее быстрое и эффективное запоминание информации и дальнейшее её воспроизведение; наглядность, которая важна при изучении второго языка, с использованием языка-посредника; структурный характер, позволяющий дополнять имеющиеся знания новой информацией; возможность провести срез знаний при использовании ментальных карт как формы контроля.

Ключевые слова: интеллект-карта, ментальная карта, педагогическая методика, образное мышление, активизация творческого потенциала, иностранные студенты, русский язык как иностранный, учебный курс, визуализация информации.

MIND MAPPING AS AN EFFECTIVE DIDACTIC TOOL IN TEACHING RUSSIAN AS A

FOREIGN LANGUAGE

© Author(s) 2021

CHIRKOVA Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department of

"Russian language and speech culture" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: michutka.2010@yandex.ru) Abstract. In this article, the author examines the use of mind mapping in the process of teaching Russian to foreign students in order to activate their creative potential and develop visual-figurative thinking and, as a consequence, intensify the process of assimilating knowledge of the Russian language. The author of the article analyzes the scientific research of domestic and foreign scientists who have studied the use of mind maps in the learning process. The article examines usage examples of mind maps in classes in Russian as a foreign language, describes the results of observing one's own professional experience and the experiment carried out, provides data from a questionnaire on the study of the attitude of foreign students to the use of mind maps in the process of learning Russian. The results of the study showed that about 90% of foreign students improved their reading skills, understanding grammatical structures, memorizing new words, and also learned how to retell text based on the mind map. In conclusion, the author considers it necessary to note that the main advantages of using mind maps in the process of teaching Russian to foreign students are the following: graphic presentation of new material, which guarantees quick and effective memorization of information and its further reproduction; clarity, which is important when learning a second language, using an intermediary language; structural nature, allowing to supplement existing knowledge with new information; the ability to use mental maps as a form of control.

Keywords: mind map, mental map, pedagogical methodology, imaginative thinking, activation of creative potential, foreign students, Russian as a foreign language, training course, information visualization.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Одной из приоритетных целей высшего профессионального образования в настоящее время является формирование личности студента, способного самообучаться и активно приобретать знания, реализуя их на практике в процессе решения различных задач. При этом роль педагога заключается в мобилизации творческих способностей учащегося для поиска наиболее рационального решения поставленной перед ним задачи. Одной из педагогических методик, являющейся не только мощным активатором студенческих способностей, но и хорошим решением проблемы по оптимизации и структурированию материала учебного курса является применение на занятиях ментальных карт, или как еще их называют, интеллект-карт. Данная методика положительно зарекомендовала себя при преподавании любой

дисциплины, а также при планировании и реализации творческих и научных проектов в групповой и индивидуальной работе.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросами, касающимися интенсификации процесса обучения иностранным языкам, занимались исследователи из разных стран [1-9]. В поисках решения данной проблемы исследователи предлагают обращаться к различным стратегиям и подходам. Несмотря на то, что методисты и ученые уделяют большое внимание интенсификации обучения иностранным языкам, по-прежнему существует немало проблем, с которыми сталкиваются преподаватели иностранных языков в процессе своей деятельности. Применение ментальных карт на занятиях по обучению иностранным языкам может стать решением

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ЧИРКОВА Вера Михайловна ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ...

упомянутых выше проблем и об этом говорят исследования многих зарубежных специалистов [10-14]. Большое внимание данной методике уделяют также отечественные ученые [15-16], отмечая положительные стороны использования ментальных карт в процессе обучения. Говоря об использовании интеллект-карт, при преподавании русского языка как иностранного (далее РКИ), методисты отмечают различные преимущества, главное из которых сочетаемость данной методики с другими методами[17-20].

М.С. Назарова и Г.М. Назаров в своей статье рассматривают данную педагогическую технологию в качестве вспомогательного средства обучения иностранных учащихся с низким уровнем русского языка, при помощи активизации творческого потенциала, развития ассоциативного и наглядно-образного мышления [17].

О.В. Абраменко и С.Э. Надха детально рассматривают метод использования ментальных карт на уроках РКИ на начальном этапе обучения как действенный способ наглядного представления вводимого лексико-грам-матического материала, акцентируя внимание на том, что применение ментальных карт предоставляет возможность иностранным студентам получать новую информацию в большем объеме за счет облегчения процесса вследствие интеграции и организации материала [18].

Обосновывается актуальность исследования. Учитывая сложности, с которыми сталкиваются иностранные учащиеся, пытающиеся выучить русский язык, преподаватели РКИ постоянно находятся в поиске новых технологий, способных оптимизировать данный процесс и облегчить задачу своим ученикам. Использование интеллект-карт является сравнительно новым и мало апробированным методом, который можно использовать при обучении русскому языку иностранных граждан, поэтому практические рекомендации по использованию ментальных карт на разных этапах работы и на разных уровнях владения языком могут помочь в работе преподавателя по предоставлению языкового материала, запоминаю и закреплению языковой информации.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель данной статьи состоит в рассмотрении интеллект-карт в качестве одного из средств по интенсификации процесса усвоения знаний иностранными студентами на занятиях по русскому языку.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо провести анализ научных изысканий отечественных и зарубежных ученых, исследовавших применение интеллект-карт при обучении иностранным языкам и внедрить их в процесс преподавания русского языка иностранным гражданам.

Используемые методы, методики и технологии. В качестве методологии исследования был выбран анализ интеллект-карт как эффективного дидактического инструмента и его внедрение в процесс изучения РКИ. Также был проведен обзор отечественной и зарубежной литературы, описаны результаты наблюдения за собственным профессиональным опытом. Эксперимент по использованию данной технологии был осуществлен в Курском государственном медицинском университете на кафедре русского языка и культуры речи среди студентов 1-3 курсов лечебного факультета, обучающихся на английском языке.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Интеллект-карта - это графический инструмент, который содержит центральное ключевое слово или изображение и второстепенные идеи, исходящие от центрального понятия в виде ветвей. Центральное слово акцентирует внимание на каком-либо понятии, в то время как ветви представляют связи, установленные с центральной идеей, образуя связную логическую структуру.

Ментальные карты были разработаны британским

психологом Тони Бьюзеном в конце 60-х годов прошлого века. По словам Бьюзена, «интеллектуальная карта» -это ассоциативная сеть образов и слов, которая «использует весь спектр корковых навыков: слово, образ, число, логика, ритм, цвет и пространственное восприятие в единой, уникальной мощной технике» [21]. В своей книге «Mind Map Book» он предлагает новые интересные способы улучшения памяти, концентрации и применения творческих способностей при планировании и структурировании мышления на всех уровнях, чтобы повысить способность учиться, запоминать и записывать информацию.

Бьюзен описал особую процедуру создания «карты разума». Начать следует с изображения или слова в центре листа, а затем необходимо добавлять ключевые слова, относящиеся к центральной теме. Ключевые слова, отходящие от центра, должны быть напечатаны на изогнутых линиях, которые должны быть той же длины, что и само слово. Для акцентирования внимания и облегчения процесса запоминания очень важно использовать разные изображения, цвета, символы и размеры. Один из сторонников этой техники Майкл Гелб утверждает, что «интеллектуальные карты» способствуют объединению идей, обеспечивают организацию и ясность мыслей [22].

Интеллект-карты были впервые применены в сфере преподавания иностранных языков в 90-х годах как вспомогательное средство для активизации предварительных знаний по определенной теме, и помощи учащимся в систематизации словарного запаса. В настоящее время ментальные карты применяют на занятиях по иностранному языку при обучении всем видам речевой деятельности.

В Курском государственном медицинском университете на кафедре русского языка и культуры речи был проведен эксперимент по внедрению ментальных карт в процесс преподавания РКИ для студентов 1-3 курсов лечебного факультета. В нем участвовало 122 иностранных студента, имеющих различный уровень русского языка. Интеллект-карты были составлены по изучаемым темам социокультурной и медицинской тематики: «Студенческое общежитие медицинского университета», «Тело человека», «Расположение внутренних органов», «В супермаркете», «Путешествие», «Русские национальные традиции», «Сердечно-сосудистая система».

Приведем примеры использования интеллект-карт при обучении иностранных студентов русскому языку. На рис 1. представлена интеллект-карта по теме «Путешествие». В центре карты находится земной шар, который и символизирует слово «путешествие». От центральной темы ответвляются следующие темы: направление, участники, способы и т.д. При работе с интеллект-картами главной целью преподавателя русского языка является помочь иностранным учащимся составить связный рассказ на заданную тему при помощи вопросов, без опоры на текст, что способствует самостоятельному поиску подходящих выражений и выходу в речь словарного запаса. Предполагается, что ментальная карта будет вызывать у студентов ассоциации, связанные с темой занятия. В качестве одного из заданий предлагается составить простые предложения после изучения интеллект-карты, что позволит преподавателю дать оценку способностям студентов к ассоциативному мышлению. В ходе работы с ментальной картой преподаватель задает ряд вопросов:

1. Вы любите путешествовать?

2. С какой целью вы обычно путешествуете?

3. Какой способ передвижения вы предпочитаете во время путешествий?

4. С кем вы путешествуете чаще всего?

5. Куда вы бы хотели отправиться?

Использование интеллект-карт при чтении также

доказало свою эффективность. Студенты использовали ментальные карты в качестве плана пересказа текста. Преимущества интеллект-карт перед обычным планом в

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

253

CHIRKOVA Vera Michailovna

MIND MAPPING AS AN EFFECTIVE...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

том, что учащийся сразу видит логические связи, которые помогают в построении высказывания.

Рисунок 1 - интеллект-карта по теме «Путешествие» для иностранных студентов, изучающих русский язык

После эксперимента была проведена анкета для изучения отношения иностранных студентов к использованию интеллект-карт в процессе изучения русского языка, состоящая из 15 вопросов. Результаты исследования показали, что около 90% иностранных студентов улучшили свои навыки чтения, понимания грамматических конструкций, запоминания новых слов, а также научились пересказывать текст с опорой на интеллект-карту.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что интеллектуальные карты при правильном использовании являются эффективным дидактическим методом, который можно и нужно использовать в образовательном процессе, что подтверждают исследования отечественных и зарубежных ученых [10,11,12.13,15], а также применение ментальных карт показывает свою высокую результативность в сфере изучения иностранных языков, в целом, и в процессе преподавания русского языка как иностранного, в частности [16-20].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Практический опыт применение ментальных карт у иностранных студентов в процессе изучения дисциплины «Русский язык как иностранный» показал значительную результативность, поскольку использование визуализации информации помогло иностранным студентам в сложных для них процессах изучения русской грамматики, запоминания новых слов, построения связного высказывания. В заключение, следует отметить, что в качестве главных преимуществ использования интеллект-карт в процессе обучения русскому языку иностранных учащихся можно выделить следующие: графическое предъявление нового материала, гарантирующее быстрое и эффективное запоминание информации и дальнейшее её воспроизведение; наглядность, которая важна при изучении второго языка, с использованием языка-посредника (в нашем случае английского); структурный характер, позволяющий дополнять имеющиеся знания новой информацией; возможность провести срез знаний при использовании ментальных карт как формы контроля.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшего изучения требуют вопросы, связанные с расширением возможностей использования интеллект-карт при помощи вовлечения в процесс составления карт самих иностранных учащихся с целью развития их аналитического мышления, творческих способностей, самооценки. Обучение технике создания интеллект-карт может быть реализовано за счет использования различных программных продуктов по созда-

нию ментальных карт, различающихся по своему функционалу и удобству работы, а также имеющие свои преимущества и недостатки, в связи с чем также требуют детального изучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Flowerdew, L. Needs analysis for the .second language writing classroom // TESOL Encyclopedia of English Language Teaching. TESOL,

2018.

2. Flowerdew, L. English for Academic Purposes // Wyley Online Library. December 2119. https://doi.org/11.1112/9781415198431. wbeall376.pub2

3. Самчик Н.Н. Развитие всех видов речевой деятельности на за—нятиях по русскому языку как иностранному //Региональный вестник. 2119. № 9(24). С.36-37.

4. Рубцова Е.В. Решение коммуникативных задач в курсе интен—сивного обучения русскому языку как иностранному // Региональный вестник. 2118. №5. С.21-22.

5. Чиркова В.М. Формирование аудитивных навыков у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный // Карельский научный журнал. 2118. Т. 7. № 1 (22). С. 81-83

6. Field J. Listening in the language classroom. United Kingdom: Cambridge University Press, 2118. 361 p.

7. Gudkova S.A., Emelina M.V Teaching foreign languages in higherschool for social studies and science students and professional mobility // Humanitarian Balkan Research. 2119. Т. 3. № 1 (3). С. 17-21.

8. Smith, S. DIY corpora for Accounting & Finance vocabulary learning // English for Specific Purposes. Volume 57, January 2121. Pp.1-12. https:// doi.org/11.1116/j.esp.2119.18.112

9. Итинсон К.С. Массовые открытые онлайн курсы и их влия—ние на высшее образование // Карельский научный журнал. 2119. Т. 8. № 3 (28). С. 15-17.

11. Al Naqbi, S. The use of mind mapping to develop writing skills in UAE schools. Education, Business and Society: Contemporary Middle Eastern Issues, 4(2). 2111. Pp. 121-133.

11. Hanewald, R. Cultivating lifelong learning skills in undergraduate students through the collaborative creation of digital knowledge maps. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 69. 2112. Pp. 847-853.

12. Kotcherlakota, S., et al. Developing scholarly thinking using mind maps in graduate nursing education. Nurse Educator, 38(6). 2113. Pp. 252-255.

13. Simonova, I. Monitoring the concept of e-learning in mind maps of university students. Proceedings of the European Conference on eLearning, ECEL, 463-469. 21113. http://www.scopus.com/inward/record.url?eid=2-s2.1-84899582969&partnerID=tZOtx3y1.

14. Orhan Akinoglu, Z. Y. The efffects of note taking in science education through the mind mapping technique on students' attitudes, academic achievement and concept learning. Journal of Baltic Science Education. 2117. Pp. 34-42.

15. Гусаров С.Р. Построение ментальной карты в процессе изучения дисциплины как активное восприятие //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2118. Т. 3. № 4 (14). С. 765-767.

16. Самофалова М.В., Суркова Н.В. Использование ментальных карт в процессе обучения // Гуманитарные и социальные науки. 2121. № 3. С. 318-315.

17. Назарова М.С., Назаров Г.М. Применение ментальных карт при обучении иностранных студентов //Молодой ученый. 2121. № 17 (317). С. 129-133.

18. Абраменко О.В., Надха С.Э. Интеллект-карты как средство визуализации в обучении русской грамматике иностранных студентов начального этапа обучения //Наука и школа. 2117. № 6. С. 111-116.

19. Калинина Ю.М., Михеева Е.С. Инновационные приемы графического представления и систематизации информации в практике преподавания предложно-падежной системы РКИ // Русский язык за рубежом. 2119. № 6 (277). С. 82-87.

21. Кукуева Г. В. Ментальные карты как дидактическое средство в преподавании грамматики русского языка как иностранного (на материале изучения темы «Глаголы движения») // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2117. №5 (51). С.73-81.

21. Buzan, T. & Buzan, B. The Mind Map Book: How to Use Radiant Thinking to Maximize Your Brain's Untapped Potential. Plume. 1996. 321р.

22. Gelb, Michael. Lessons from the art of juggling : how to achieve your full potential in business, learning, and life. Buzan, Tony. (1st ed.). New York: Harmony Books. 1994. 196 p.

Статья поступила в редакцию 03.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.21121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.