ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНИК ВИЗУАЛИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ
Введение. Переход на многоуровневую систему высшего образования и необходимость реализации компетентностного подхода в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами поставили, прежде всего, перед преподавателями задачу — выявить специфику обучения в магистратуре и внести изменения в содержание и формы учебного материала преподаваемой дисциплины. В данном исследовании мы решаем вопрос о том, какими методами можно добиться оптимизации процесса обучения иностранным языкам для профессионального взаимодействия в магистратуре. Изучение научной литературы по проблеме использования ментальных карт в процессе подготовки студентов в вузе подчеркивает актуальность данного исследования.
Цель статьи. В нашем исследовании мы ставим цель оптимизировать процесс обучения магистрантов иностранным языкам посредством составления ментальных карт.
Методология и методы исследования. Для проведения исследования были использованы следующие методы: наблюдение, эксперимент, анализ и синтез, анкетирование, составление ментальной карты. Общее количество магистрантов, принявших участие в исследовании, составило 214 человек (контрольная и экспериментальная группы).
Е.А.Злобина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков неязыковых направлений, Вятский государственный университет, г. Киров E-mail: alyona.zlobina@ gmail.ru
Elena A. Zlobina
PhD (Education), Associate Professor, the Chair of Foreign Languages for Non-Linguistic Majors, Vyatka State University, Kirov, Russia
Как цитировать статью: Злобина Е. А.Оптимизация процесса обучения магистрантов неязыковых направлений иностранным языкам с помощью техник визуализации мышления// Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 3 (68). С. 133-149.
Результаты исследования. Представлены таблицы соотнесения видов упражнений по иностранному языку в контрольной и экспериментальной группах в магистратуре, выявлены возможности использования ментальных карт при выполнении упражнений на занятиях по иностранному языку в магистратуре, проведен эксперимент с целью определения эффективности использования метода «составление ментальной карты», организовано анкетирование магистрантов контрольной и экспериментальной групп после проведения эксперимента.
Заключение. Теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность процесса обучения магистрантов неязыковых направлений иностранным языкам с применением метода «составление ментальной карты».
Ключевые слова: магистратура, иностранные языки, ментальная карта, интеллект-карта, майндмеппинг, анкетирование, методика высшей школы.
Введение. Переход на многоуровневую систему высшего образования и необходимость реализации компетентностного подхода в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами поставили, прежде всего, перед преподавателями задачу — выявить специфику обучения в магистратуре и внести изменения в содержание преподаваемой дисциплины. Однако обновленное содержание дисциплины также требует изменений в формах, методах, средствах и способах его донесения до аудитории. Таким образом, для уровня магистратуры необходимо решить две основные дидактические задачи — чему и как учить в процессе освоения магистрантами дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Проблема обновленного содержания учебного материала по указанной дисциплине решается в статье «Реализация компетентностного подхода при обучении магистрантов иностранным языкам в профессиональной деятельности» [5]. В данном исследовании мы решаем вопрос о том, какими методами можно достичь оптимизации процесса обучения иностранным языкам при обучении магистрантов обработке текстов большого объема на иностранном языке.
В научной и методической литературе отечественные и зарубежные ученые, которые занимались и занимаются проблемами переработки учебной и научной информации, используют такой метод (технику, способ), как «составление ментальной карты» [18; 19; 20; 21; 22].
Изначально понятие «ментальная карта» («когнитивная карта») было введено американским психологом Е. Толманом, который в 1948
году опубликовал работу «Когнитивные карты у крыс и человека». Исследования ментальных карт в 1970-е годы продолжили психологи Р. М. Доунз и Д. Стеа. Эти ученые представляли ментальную картографию как «абстрактное понятие, охватывающее те ментальные и духовные способности, которые дают нам возможность собирать, упорядочивать, хранить, вызывать из памяти и перерабатывать информацию об окружающем пространстве» [16, с. 10]. Работы психолога Тони Бьюзена по созданию ментальных карт получили дальнейшее развитие и наибольшую популярность. Он определяет ментальные карты как аналитический инструмент, с помощью которого активизируются как левое (логическое), так и правое (творческое) полушария головного мозга человека, когда человеку необходимо переработать и запомнить большой объем информации для дальнейшего использования [2]. Одной из основных идей создания интеллект-карт, по Бьюзену, является замена линейной записи на радиальную форму записи [14], когда тема или основная идея карты рисуется в центре листка, а от него отходят линии, на каждой из которых составитель карты записывает одно слово, одну ассоциацию. При таком подходе к записи обеспечивается прежде всего осмысление полученной информации, что приводит к ее лучшему запоминанию и более легкому воспроизведению впоследствии в учебных или профессиональных целях. Тони Бьюзен сравнивает процесс построения ментальной карты со строением нейрона человеческого мозга: «Если коротко, интеллект-карта представляет собой сложную диаграмму, которая копирует древовидную структуру нейрона и строится на основе ассоциаций» [2, с. 7], что явилось отправной точкой для разработки теории радиантного мышления. «Радиантное мышление — это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, дающий импульс к рождению множества ассоциаций, которые становятся центральным образом уже для другого ассоциативного процесса. Интеллект-карта — графическое отображение процесса радиантного мышления на бумажном или электронном носителе. Инструмент, с помощью которого мы можем применять принципы радиантного мышления в нашей повседневной жизни» [9]. Следует отметить, что само по себе радиантное мышление, то есть мышление нелинейное, соответствует тому, как функционирует человеческий мозг, поэтому ментальные карты, в основу которых заложены принципы радиантного мышления, воспринимаются обучающимися естественно, а информация, записанная с помощью данного
метода, им понятна и с течением времени легко воспроизводится как в учебе, так и в жизни.
Использование ментальных карт на семинарских занятиях относится к современным методикам структурирования учебного материала и научной информации. Ментальная карта, или «карта ума», способствует творческому мышлению, запоминанию и организации умственной деятельности [3, с. 91].
Ментальная карта может быть рассмотрена как удобная техника альтернативного фиксирования информации [12].
«Картирование мышления — метод, который позволяет человеку справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его. Используя этот метод, человек избавляется от страха забыть или потерять какие-то сведения, утонуть в море информации» [11, с. 10].
Графический метод представления информации позволяет учащимся лучше запомнить и усвоить излагаемый материал. Ментальная карта представляет собой идеальное решение не только при подготовке к лекции, но и в ходе самого занятия. Ментальные карты намного зрелищнее привычных слайдов, лучше воспринимаются аудиторией, настраивают их не на пассивное слушание, а на активное участие в процессе [7].
В связи с этим мы изучили сферы использования ментальных карт в учебном процессе в целом:
• планирование времени, этапов работы;
• создание опорных конспектов;
• поиск новых способов решения какой-либо задачи;
• определение оптимального решения какой-либо задачи;
• коллективное решение задач (мозговой штурм);
• обобщение и систематизация изученного материала;
• подготовка к контрольным работам, экзаменам и пр. [4, с. 120]
Процесс обучения иностранным языкам магистрантов неязыковых
направлений всегда является практико-ориентированным, поэтому мы обратились к исследованию С. С. Яковлевой, которая рассматривает возможности использования ментальных карт в обучении студентов в вузе и раскрывает пути применения данного метода в любых сферах жизни: «для решения повседневных вопросов человека, семейных, бытовых проблем; для решения вопросов в бизнесе (как повысить показатели, какие бизнес-проекты заинтересуют клиентов, как провести обучение сотрудников, презентацию и др. совещательные вопросы); решение твор-
ческих задач. Удобно применение ментальных карт при планировании любого мероприятия — оно освещается со всех сторон, учитываются мелочи, подбирается трендовая тематика, обсуждается бюджет» [17, с. 135]. Использование ментальных карт при обучении иностранным языкам в магистратуре, несомненно, может быть эффективным как при обработке большого объема информации, так и в профессиональной деятельности, в частности в сфере управления, что удовлетворяет требованиям федеральных государственных образовательных стандартов для уровня магистратуры, согласно которым в процессе обучения в магистратуре обучающиеся готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих видов (терминология ФГОС 3) или типов (терминология ФГОС 3++): организационно-управленческий, педагогический и т.д. Таким образом, в соответствии с образовательными стандартами к профессиональной деятельности магистрантов также относится и преподавательская деятельность, поэтому опыт составления ментальных карт и работы с ними, который обучающиеся приобретают в процессе обучения в магистратуре, может быть перенесен ими в дальнейшую педагогическую деятельность. Разработка ментальных карт перед подготовкой к занятию помогает самому педагогу упорядочить взаимосвязи между отдельными темами преподаваемой дисциплины, обратить внимание на сложные места или некоторые спорные вопросы в теме лекции или доклада. Из имеющегося у преподавателя — порой весьма обширного — лекционного материала ментальная карта может помочь отобрать наиболее интересные примеры, подходящие именно данной категории обучаемых (впервые осваивающих курс или, напротив, хорошо знакомых с его основами и готовых к углубленному изучению) [14, с. 120]. В своих исследованиях А. В. Бабич [1] и Н. В. Кузнецова [8] выделяют ряд преимуществ использования ментальных карт при подготовке написания текста лекции в процессе преподавательской деятельности: более легкое восстановление в памяти содержания лекции, так как ментальная карта располагается на одном листке, достижение баланса между экспромтом (возможность приведения современных данных, обновления и доработки текста лекции) и четкой структурой лекции (отсутствие отклонений от темы).
Согласно методике обучения иностранным языкам фактически любая работа с текстом предполагает наличие трех этапов: предтекстовый, текстовый и послетекстовый [10]. Следовательно, ментальные карты могут
быть использованы именно на послетекстовом этапе работы с источником информации на иностранном языке, так как они имеют явные преимущества в естественной имитации мыслительной деятельности человека, поэтому информация из источника будет зафиксирована на бумажном или электронном носителе и воспроизведена впоследствии без особых затруднений. Однако в нашем исследовании мы озадачились вопросом о возможном применении интеллектуальных карт на предтекстовом этапе.
В научно-исследовательской деятельности данный способ удобного структурирования информации используется для поиска противоречий, новых проблем исследования, при написании статей. Важным преимуществом метода является то, что он позволяет исправить крупные ошибки в тексте до того, как будет написана его первая версия, что значительно экономит время и силы как научного руководителя, так и самого студента. Здесь используется одна из базовых идей визуального проектирования — визуальное представление будущего творения позволяет значительно сэкономить усилия, затрачиваемые на его последующую разработку [6; 17, с. 135].
Анализ современных исследований позволил нам обобщить имеющийся опыт по применению ментальных карт в процессе обучения, в том числе студентов вузов, и прийти к выводу, что они могут быть использованы на лекционно-семинарских занятиях на разных этапах урока:
• введение нового учебного материала в начале занятия [1; 8; 13];
• проведение рефлексии в конце занятия [8];
• контроль усвоенных знаний [8; 13; 15];
• проведение совместной деятельности преподавателей и студентов в интерактивной форме на основном этапе занятия [8].
Следует также отметить, что среди способов использования ментальных карт исследователи [7; 8] называют: написание текста (эссе, доклад, реферат), выполнение курсовых, квалификационных работ и научно-исследовательской деятельности, конспектирование (в том числе при изучении нового материала, его закреплении и обобщении).
Для нашего исследования особый интерес представляют те способы использования ментальных карт, которые можно применить при обучении иностранным языкам магистрантов неязыковых направлений.
Цель статьи. В нашем исследовании мы ставим цель оптимизировать процесс обучения магистрантов иностранным языкам посредством
составления ментальных карт, что способствует не только улучшению процесса формирования профессионального иноязычного взаимодействия, но и формированию навыка обработки больших объемов информации, в том числе и на иностранных языках.
Методология и методы исследования. Изучив имеющийся опыт применения ментальных карт при обучении различным дисциплинам, в том числе и иностранным языкам, мы исследовали возможности использования данного метода при обучении иностранным языкам магистрантов неязыковых направлений и для достижения поставленной цели провели эксперимент. Для проведения исследования мы использовали следующие методы: наблюдение, эксперимент, анализ и синтез, анкетирование, составление ментальной карты.
В качестве участников эксперимента были выбраны магистранты первого курса политехнического института ВятГУ, поступившие в очную магистратуру в 2016 (контрольная группа — далее КГ) и 2017 годах (экспериментальная группа — далее ЭГ). Общее количество магистрантов составило 214 человек.
Результаты исследования. Содержание учебного материала в КГ и ЭГ было одинаковым [5]. Мы обучали магистрантов КГ с применением традиционных методов обучения иностранному языку; магистрантам ЭГ мы предложили пройти обучение с использованием метода «составление ментальной карты».
Исходя из особенностей ментальных карт и преследуя цель научить магистрантов быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации на иностранном языке, в каждом разделе дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» мы выбрали упражнения, выполнение которых можно осуществить с помощью метода «составление ментальной карты», и соотнесли эти упражнения с этапами урока по иностранному языку, где можно использовать данный метод. Результаты проведенного анализа данных представлены в Таблице 1.
В связи с тем, что в организуемом эксперименте участвовали две группы магистрантов (контрольная и экспериментальная), мы соотнесли виды упражнений в каждой из указанных групп, а затем опросили магистрантов с целью определения эффективности использования ментальных карт при обучении дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в сравнении с традиционными методами. Результаты соотнесения видов упражнений представлены в Таблице 2.
Таблица 1
Выявление возможностей использования ментальных карт при выполнении упражнений на занятиях по иностранному языку в магистратуре
Раздел дисциплины Виды упражнений Использование ментальных карт на занятиях (цель)
Структуризация новой информации Структуризация полученной информации Рефлексия Контроль усвоенных знаний
I раздел. «Прием на работу» Составление плана автобиографии •
Проверочная работа: Документы при приеме на работу •
II раздел. «Начало работы в компании / на рабочем месте» Обобщение информации из текстов о характеристиках команды и типах личности •
Составление плана работы над командным проектом •
Проверочная работа: Деловой разговор по телефону •
III раздел. «Деловое общение» Дополнение таблицы по грамматике (вопросительные предложения) •
IV раздел. «Подготовка к публичной презентации» Обобщение информации из текстов о подготовке оратора к устному докладу •
Составление плана для написания текста устного доклада •
Составление плана для устного доклада •
Оценка своего выступления •
Оценка выступления своих одно-группников •
Таблица 2
Соотнесение видов упражнений в контрольной и экспериментальной группах на занятиях по иностранному языку в магистратуре
Раздел дисциплины Виды упражнений Метод
Контрольная группа Экспериментальная группа
I раздел. «Прием на работу» Составление плана автобиографии Написание плана автобиографии с использованием линейного формата Ментальная карта
Проверочная работа: Документы при приеме на работу Проверочная работа с вопросами открытого и закрытого типов Ментальная карта
II раздел. «Начало работы в компании / на рабочем месте» Обобщение информации из текстов о характеристиках команды и типах личности Составление таблицы «ЗУХ» Ментальная карта
Составление плана работы над командным проектом Написание плана с использованием линейного формата Ментальная карта
Проверочная работа: Деловой разговор по телефону Проверочная работа с вопросами открытого и закрытого типов Ментальная карта
III раздел. «Деловое общение» Дополнение таблицы по грамматике (вопросительные предложения) Дополнение таблицы Ментальная карта
IV раздел. «Подготовка к публичной презентации» Обобщение информации из текстов о подготовке оратора к устному докладу Перевод текста Ментальная карта
Составление плана для написания текста устного доклада Написание плана с использованием линейного формата Ментальная карта
Составление плана для устного доклада Написание плана с использованием линейного формата; применение системы карточек Ментальная карта
Оценка своего выступления Использование чек-листа для оценки своего выступления Ментальная карта
Оценка выступления своих одногруппников Использование чек-листа для оценки выступления других ораторов Ментальная карта
Для выявления эффективности использования ментальных карт в сравнении с традиционными методами мы попросили магистрантов КГ и ЭГ оценить выполняемые задания и получили следующие результаты: • упражнения по написанию плана до и после текста: 85% магистрантов ЭГ отметили легкость в выполнении задания по составлению плана через ментальную карту, так как благодаря тому, что ментальная карта основывается на ассоциативной логике, ключевые слова появляются не хаотично, появляется возможность проработать детали по каждому ответвлению интеллект-карты, при этом складывается целостная картина по рассмотрению определенного важного вопроса. У15% магистрантов из ЭГ данный метод вызывает сложности, потому что он непривычен для них и им требуется больше опыта в составлении ментальных карт. В КГ 80% магистрантов отметили, что задание по составлению плана с использованием традиционного линейного формата выполняли с неохотой, потому что процесс поиска пунктов плана (ключевых слов, словосочетаний, предложений) осложнялся тем, что периодически что-то вспоминалось уже после нескольких написанных пунктов, и приходилось возвращаться назад и вносить изменения, что провоцировало потерю логики повествования и переписывание плана с внесенными изменениями, так как в отличие от ментальной карты при линейном формате нет свободного места для их внесения. 20% магистрантов КГ не хватило проявления творческого подхода. При введении нового материала запускается процесс генерирования новых идей. Так, например, задание по составлению плана работы над командным проектом было выполнено в ЭГ более успешно и творчески, чем в КГ, где был предложен рабочий лист с таблицей, содержащей информацию о том, какие этапы работы должен содержать проект. При составлении ментальной карты магистранты ЭГ имели больше возможностей для творчества, проявления индивидуального подхода, в то время как магистранты
КГ уже были поставлены рамки, что ограничивало их возможности и не способствовало творческому подходу к организации проектной деятельности.
• упражнения по обработке большого объема информации (после-текстовый этап): для выполнения упражнения по обобщению информации из текстов магистрантам из КГ был предложен один из приемов технологии критического мышления «Составление таблицы „ЗУХ"» и одна из традиционных форм после текстового этапа — перевод текста. Те магистранты (55%), которые были знакомы с приемами технологии критического мышления еще при обучении иностранному языку на бакалавриате, с воодушевлением приступили к выполнению предложенного им задания. Для 35% магистрантов из КГ данный прием был новым, после составления таблицы они отметили, что задание им понравилось, потому что его выполнение позволило четко разграничить информацию на уже известную и новую и заставило задуматься о том, в каком направлении необходимо двигаться дальше, если тебе интересна эта тема; кроме того, они также заметили, что при обсуждении в группе последнего столбца таблицы можно узнать, чем интересуются одногруппники, а кто-то уже может дать совет или ссылку на литературу или интернет-источник, где можно найти интересующую информацию. Десяти процентам магистрантов КГ прием технологии критического мышления не понравился; они объяснили это тем, что по причине невысокого уровня владения иностранным языком им было тяжело обрабатывать информацию и заносить ее в таблицу в трансформированном виде, поэтому им больше нравится задание прочитать и перевести текст. Для подавляющего большинства магистрантов (90%) задание на перевод текста было обычным, неинтересным. Они отметили, что перевод текста им нравится, когда на занятии оценивается умение перевода, организуется коллективное обсуждение наиболее удачных вариантов, исправляются и объясняются ошибки, допущенные при переводе; когда же перевод текста осуществляется только для ознакомления с содержанием, то, по мнению магистрантов, информация не усваивается так, чтобы ее можно было использовать в дальнейшем. Если после перевода текста дается ряд упражнений на обработку информации, то обучающимся легче переработать большой объем информации, но в таком случае тратится больше времени, чем при составлении таблицы ЗУХ, или, как в ЭГ, — при составлении ментальной карты. Так, в ЭГ 80% магистрантов, обучающихся по инженерным
направлениям, подчеркнули преимущества интеллект-карты при работе с текстом большого объема, потому что они привыкли к схемам. 20% ЭГ показали отрицательное отношение к данному методу, объясняя это недостаточным уровнем владения иностранным языком, что не позволяет им обрабатывать информацию так, чтобы еще была возможность записать это схематично, при этом 10% из них признали, что сам по себе метод составления ментальных карт интересен, и высказали вероятность применения его на других дисциплинах.
• упражнение по грамматике: для всех магистрантов из ЭГ составление ментальной карты по грамматической теме было абсолютно новым заданием, поэтому интерес был высокий. После ее составления 85% магистрантов ЭГ отметили, что задание им понравилось, потому что кроме основных правил составления вопросительных предложений была возможность органично внести дополнительные данные, которые у каждого были свои в силу разного уровня владения иностранным языком. Именно из-за ее индивидуального характера ментальная карта стала для этих магистрантов удобным способом записи грамматических правил. 15% магистрантов ЭГ не выявили особых преимуществ ментальной карты, потому что выполняли это задание неохотно, и это впоследствии отразилось на невысоких результатах при выполнении проверочной работы по данному разделу. Только 20% учащихся из КГ внесли в таблицу дополнительные вопросительные слова и обстоятельства времени; остальные магистранты КГ предложенную таблицу не обновляли.
• выполнение проверочных работ: магистранты КГ (65%) признались, что они просто выучили учебный материал наизусть, чтобы успешно пройти тест, они не ставили цель впоследствии использовать данный материал. 35% магистрантов КГ осознавали, что преподаваемый учебный материал действительно практико-ориентирован и его можно будет применять в учебе и профессиональной деятельности, однако они высказали неуверенность, что при таком подходе к запоминанию учебного материала они смогут его качественно использовать в дальнейшем. В ЭГ при выполнении проверочных работ магистранты (80%) отмечали несомненное преимущество интеллект-карт. Магистранты объяснили, что при составлении карты процесс изложения материала происходил быстрее и легче, потому что выстраивались логически обоснованные и осмысленные блоки информации через ключевые слова. Кроме того, ментальная карта занимала только одну страницу, что позволяло ох-
ватить сразу весь материал и увидеть, какие вопросы еще не освещены или раскрыты недостаточно.
• проведение рефлексии: магистрантам ЭГ, составлявшим ментальную карту, потребовалось больше времени на проведение рефлексии своего доклада и докладов своих одногруппников, чем магистрантам КГ, которые использовали для этой цели чек-листы. По этой причине мы считаем, что саморефлексию можно задавать магистрантам в качестве домашнего задания для выполнения через ментальную карту, а на занятии удобнее использовать чек-листы.
В конце учебного года магистранты ЭГ прошли анкетирование, целью которого было выявить, насколько успешно прошло обучение дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» с применением метода «составление ментальной карты». Были получены следующие ответы:
• на вопрос «Что Вам понравилось при использовании данного метода при изучении иностранных языков?» 90% магистрантов ответили, что для них данный метод был абсолютно новым, поэтому это положительно повлияло на их отношение к выполнению заданий с использованием ментальных карт. Кроме того, составление ментальной карты понравилось как процесс составления схемы. При изучении иностранных языков данный метод подходит, как написали 70%, потому что есть возможность составлять схему, исходя из своего уровня владения иностранным языком, дополняя ее нужной информацией в соответствии со своей заинтересованностью, также есть возможность проявить творческий подход к оформлению интеллект-карты;
• при этом на вопрос «С какими трудностями Вы столкнулись при построении ментальных карт при изучении иностранных языков?» 35% респондентов ответили, что не имели достаточного уровня владения иностранным языком для успешного выполнения задания с использованием ментальных карт. При этом здесь можно рассматривать две тенденции: с одной стороны, магистрантам была показана современная методика обработки текстов большого объема на иностранном языке, а для тех, кто имеет невысокий уровень владения иностранным языком, это является отличным стимулом для улучшения своей языковой компетенции; с другой стороны, данный метод был продемонстрирован, чтобы магистранты научились им пользоваться при выполнении заданий на иностранном языке и перенесли этот опыт на другие дисциплины
и свою профессиональную деятельность;
• в связи с этим следующий вопрос звучал так:«Появилось ли у Вас желание применять ментальные карты на других дисциплинах?». 60% магистрантов ответили положительно на данный вопрос, а 15% уже использовали ментальные карты при составлении конспектов по дисциплине «Философия»;
•в своих ответах (разрешалось назвать несколько видов) на вопрос о том, при выполнении каких упражнений, на их взгляд, применение ментальной карты было более эффективным при изучении иностранных языков, 60% назвали те упражнения, где предусматривалось обработать большой объем информации, 45% указали упражнения, которые были нацелены на составление плана, 25% понравилось выполнять проверочные работы с помощью ментальных карт. Относительно упражнений, где требовалось произвести рефлексию, только 10% высказались «за», указав, что ментальная карта заранее должна быть заполнена с указанием главной темы и линиями первого ряда, что позволит ускорить ее заполнение при прослушивании докладов одногруппников, а также саморефлексии.
Заключение. Метод составления ментальных карт при обучении студентов является востребованным, когда целью является визуализация учебного материала, обработка большого объема информации, проведение рефлексии. Мы считаем, что данный метод актуален при обучении иностранным языкам магистрантов инженерных направлений, потому что данная методика является успешной для формирования навыка обработки иноязычных текстов большого объема. В ходе проведенного эксперимента был осуществлен поиск заданий, выполнение которых возможно с помощью ментальных карт; организовано анкетирование магистрантов КГ и ЭГ для определения тех заданий на основе ментальных карт, которые способствуют оптимизации процесса обучения иностранным языкам в магистратуре. Таким образом, данное исследование позволяет нам на основе проведенных теоретических изысканий и эксперимента сделать вывод, что использование метода составления ментальных карт способствует оптимизации процесса обучения иностранным языкам магистрантов неязыковых направлений.
Литература
1. Бабич А. В. Эффективная обработка информации (Mindmapping). М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. 281 с.
2. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. М.: МИФ, 2019. 208 с.
3. Гордиенко Т. П., Смирнова О. Ю. Формирование профессиональных способностей обучающихся с помощью ментальных карт // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60 (1). С. 89-92.
4. Дронова Е. Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки // Проблемы современного образования. 2017. № 2. С. 118-124.
5. Злобина Е. А. Реализация компетентностного подхода при обучении магистрантов иностранным языкам в профессиональной деятельности // Стандарты и мониторинг в образова-нии.2018. № 5. С. 47-50.
6. Кознов Д. В. О проектировании текстов дипломных работ с помощью ментальных карт // Компьютерные инструменты в образовании. 2013. № 6. С. 45-56.
7. Кравченко Г. В., Петухова Е. А. Создание и использование ментальных карт как средства когнитивной визуализации при обучении студентов вуза // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 3 (47) [Электронный ресурс]. URL: http://scientific-notes.ru/#index (дата обращения: 27.02.2020).
8. Кузнецова Н. В. Использование ментальных карт в образовательной деятельности // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2016. № 15 [Электронный ре-сурс].URL: https://journals.susu.ru/pit-edu/article/view/494/418 (дата обращения: 27.02.2020).
9. Лейм М. Мир радиантного мышления — каков он? Интеллект-карта как его отражение // ШколаЖизни.ру: познавательный журнал [Электронный ресурс]: URL: https://shkolazhizni.ru/ psychology/articles/58368 (дата обращения: 24.02.2020).
10. Маслыко Е. А., БабинскаяП. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Вышэйшая школа, 2004. 522 с.
11. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М.: Омега-Л, 2007. 126 с.
12. НежведиловаЛ. А. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку студентов I-II курсов неязыковых вузов // Молодой ученый [Электронный ресурс]. URL: https://moluch. ru/archive/88/17197 (дата обращения: 01.03.2020).
13. Петрова И. А., Егармин П. А. Методические аспекты использования ментальных карт в процессе обучения // Решетневские чтения. 2014. Т. 3, № 18. С. 310-313.
14. Сазанова Л. А. Ментальные карты как средство обучения в вузе // Перспективы развития информационных технологий. 2016. № 28. С. 118-122.
15. Хакимов Д. Р. Применение в учебном процессе ментальных карт // Образовательные ресурсы и технологии. 2016. № 1 (13). С. 3-8.
16. Шенк Ф. Б. Ментальные карты: конструирование географического пространства в Европе / пер. с нем. А. Жоровой // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. 2001.№ 4.С. 4-17.
17. Яковлева С. С. Использование ментальных карт в обучении студентов вуза // Scientific Review. 2019. № 4. С. 134-139.
18. Brickman A. Mind Mapping as a Tool in Mathematics Education // The Mathematics Teacher. 2003. No. 96 (2). P. 96-101.
19. Henry T. Mind Map Memory Research. Recent Research on Mind Maps in Education. Busan Asia Pte, Ltd., 2007. P. 21-24.
20. Nesbit J. C., Adesope O. O. Learning with concept and knowledge maps: A meta-analysis // Review of Educational Research. 2006. No. 76. P. 413-448.
21. Tee T. K., Jailani M. Y., Baharom M., et al. The development and implementation of Buzan Mind Mapping Module // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. No. 69. P. 705-708.
22. Wette R. Using mind maps to reveal and develop genre knowledge in a graduate writing course // Journal of Second Language Writing. 2017. No. 38. P. 58-71.
OPTIMIZATION OF LEARNING PROCESS OF FOREIGN LANGUAGES AT MASTER
STUDENTS OF NON-LINGUISTIC TRAINING USING MIND VISUALIZATION
TECHNIQUES
Introduction. Transferring to multi-level system of higher education and necessity of competency approach realization according to federal state educational standards caused a problem, first of all, for teachers — to reveal specificity of master's degree training and to make changes in the context and forms of learning material of the subject. In the yielded research we solve a question what methods can help us achieve optimization of foreign languages training for professional interaction while receiving master's degree. Studying scientific literature on a problem how to use mind maps during students training in the university underlines actuality of our research.
Purpose of the article. The purpose is to optimize training process of learning foreign languages to master students by means of mind mapping.
Research Methods. The following methods were used to conduct this research: observation, experiment, analysis and synthesis, questionnaire, mind mapping. The total number of master students was 214 persons (control and experimental groups).
Results. Tables of correlation of exercise types in foreign language in control and experimental groups are presented, possibilities of mind maps usage at the lessons of foreign language are shown, experiment to define efficiency to use "mind mapping" method is made, questionnaire of master students of control and experimental groups after experiment is organized.
Conclusion. Efficiency of training process of master students to learn foreign languages using mind mapping is theoretically and experimentally proved.
Keywords: master program, foreign languages, mind map, intellectual map, mind mapping, questionnaire, methods of high school.
References
• Babich A. V. Effektivnaya obrabotka informacii (Mindmapping). M.: Nacional'nyj Otkrytyj Universitet «INTUIT», 2016-281 s. [In Rus].
• Brickman A. Mind Mapping as a Tool in Mathematics Education // The mathematics Teacher. 2003. No. 96 (2). P. 96-101.
• B'yuzen T. Intellekt-karty. Polnoe rukovodstvo po moshchnomu instrumentu myshleniya. M.: MIF, 2019. 208 s. [In Rus].
• Dronova E. N. Mental'nye karty v uchebnom processe: rol' i osnovy razrabotki // Problemy sovremen-nogo obrazovaniya. 2017. № 2. S. 118-124. [In Rus].
• Gordienko T. P., Smirnova O. Yu. Formirovanie professional'nyh sposobnostej obuchayushchihsya s pomoshch'yu mental'nyh kart // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 60 (1). S. 89-92. [In Rus].
• Hakimov D. R. Primenenie v uchebnom processe mental'nyh kart // Obrazovatel'nye resursy i tekh-nologii. 2016. № 1 (13). S. 3-8. [In Rus].
• Henry T. Mind Map Memory Research. Recent Research on Mind Maps in Education. Busan Asia Pte, Ltd., 2007. P. 21-24.
• Koznov D. V. O proektirovanii tekstov diplomnyh rabot s pomoshch'yu mental'nyh kart // Komp'yuternye instrumenty v obrazovanii. 2013. № 6. S. 45-56. [In Rus].
• Kravchenko G. V., Petuhova E. A. Sozdanie i ispol'zovanie mental'nyh kart kak sredstva kognitivnoj vizualizacii pri obuchenii studentov vuza // Uchenye zapiski: elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 3 (47) [Elektronnyj resurs]. URL: http://scientific-notes. ru/#index (data obrashcheniya: 27.02.2020). [In Rus].
• Kuznecova N. V. Ispol'zovanie mental'nyh kart v obrazovatel'noj deyatel'nosti // Pedagogicheskie i in-formacionnye tekhnologii v obrazovanii. 2016. № 15 [Elektronnyj resurs]. URL: https://journals.susu.
ru/pit-edu/article/view/494/418 (data obrashcheniya: 27.02.2020). [In Rus].
• Lejm M. Mir radiantnogo myshleniya — kakov on? Intellekt-karta kak ego otrazhenie // ShkolaZhizni. ru: poznavatel'nyj zhurnal [Elektronnyj resurs]: URL: https://shkolazhizni.ru/psychology/arti-cles/58368 (data obrashcheniya: 24.02.2020). [In Rus].
• Maslyko E. A., Babinskaya P. K. Nastol'naya kniga prepodavatelya inostrannogo yazyka. Minsk: Vyshejshaya shkola, 2004. 522 s. [In Rus].
• Myuller H. Sostavlenie mental'nyh kart: metod generacii i strukturirovaniya idej. M.: Omega-L, 2007. 126 s. [In Rus].
• Nesbit J. C., Adesope O. O. Learning with concept and knowledge maps: A meta-analysis // Review of Educational Research. 2006. No. 76. P. 413-448.
• Nezhvedilova L. A. Primenenie intellekt-kart pri obuchenii anglijskomu yazyku studentov I-II kursov neyazykovyh vuzov // Molodoj uchenyj [Elektronnyj resurs]. URL: https://moluch.ru/ar-chive/88/17197 (data obrashcheniya: 01.03.2020). [In Rus].
• Petrova I. A., Egarmin P. A. Metodicheskie aspekty ispol'zovaniya mental'nyh kart v processe obu-cheniya // Reshetnevskie chteniya. 2014. T. 3, № 18. S. 310-313. [In Rus].
• Sazanova L. A. Mental'nye karty kak sredstvo obucheniya v vuze // Perspektivy razvitiya informa-cionnyh tekhnologij. 2016. № 28. S. 118-122. [In Rus].
• Shenk F. B. Mental'nye karty: konstruirovanie geograficheskogo prostranstva v Evrope / per. s nem. A. Zhorovoj // Politicheskaya nauka. Politicheskij diskurs: Istoriya i sovremennye issledovaniya. 2001. № 4. S. 4-17. [In Rus].
• Tee T. K., Jailani M. Y., Baharom M., et al. The development and implementation of Buzan Mind Mapping Module // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. No. 69. P. 705-708.
• Wette R. Using mind maps to reveal and develop genre knowledge in a graduate writing course // Journal of Second Language Writing. 2017. No. 38. P. 58-71.
• Yakovleva S. S. Ispol'zovanie mental'nyh kart v obuchenii studentov vuza // Scientific Review. 2019. № 4. S. 134-139. [In Rus].
• Zlobina E. A. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda pri obuchenii magistrantov inostrannym ya-zykam v professional'noj deyatel'nosti // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2018. № 5. S. 47-50. [In Rus].