Научная статья на тему 'Актуальные аспекты использования технологии интеллект-карт (mind-map) в педагогическом процессе'

Актуальные аспекты использования технологии интеллект-карт (mind-map) в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
978
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология интеллект-карт / mind-map / педагогический процесс / образование / ментальные карты / technology of intellect cards / mind-map / pedagogical process / education / mental cards.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э. М. Ахмедова

В данной статье рассматривается техника визуализации мыслительных процессов – так называемая техника ментальных карт, которая используется для увеличения эффективности и большей оперативности обработки и анализа информационного пространства. Ментальные карты имеют бесчисленное множество названий. В 1980-х была открыта инновационная технология Mind Mapping, называемая также технологией использования ментальных карт. Данный метод получил достаточно высокую популярность. В связи с этим он заслуживает пристального внимания со стороны психологов и педагогов. Вывод о том, что технология Mind Mapping раскрывает все способности мозга, помогает четко выделить важные моменты и формирует информацию для ее лёгкого восприятия, очевиден. Предлагаем выяснить, почему это происходит и в чем ее преимущества перед другими видами технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ASPECTS OF USING MIND-MAP TECHNOLOGY IN THE PEDAGOGICAL PROCESS

The article discusses the technique of visualization of thought processes – the so-called technique of mental maps, which is used to increase the efficiency and speed of processing and analysis of the information space. Mental cards have countless names. In the 1980s, the innovative Mind Mapping technology is discovered, also called the technology of using mental maps. This method has gained quite high popularity. In this regard, he deserves close attention from psychologists and educators. The conclusion that Mind Mapping technology reveals all the capabilities of the brain, helps to clearly highlight important points and generates information for its easy perception, is obvious. The author suggests finding out why this happens and what its advantages over other types of technologies are.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты использования технологии интеллект-карт (mind-map) в педагогическом процессе»

8. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

9. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.

References

1. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i 'emocii. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1971.

2. Nemov R.S. Psihologiya: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij: v 3 kn. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2003; Kn. 1: Obschie osnovy psihologii.

3. 'El'konin D.B. Psihologiya obucheniya mladshego shkol'nika. Moskva: Znanie, 1974.

4. Markova A.K. Formirovanie motivacii ucheniya v shkol'nom vozraste: posobie dlya uchitelya. Moskva, Prosveschenie, 1983.

5. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Politizdat, 1975.

6. Rubinshtejn S.L. Problemy obschejpsihologii. Moskva: Pedagogika, 1973.

7. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.

8. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

9. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.

Статья поступила в редакцию 04.04.20

УДК 37.013

Akhmedova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Clinical Psychology, Moscow International Academy

(Moscow, Russia), E-mail: arimle.ru@mail.ru

ACTUAL ASPECTS OF USING MIND-MAP TECHNOLOGY IN THE PEDAGOGICAL PROCESS. The article discusses the technique of visualization of thought processes - the so-called technique of mental maps, which is used to increase the efficiency and speed of processing and analysis of the information space. Mental cards have countless names. In the 1980s, the innovative Mind Mapping technology is discovered, also called the technology of using mental maps. This method has gained quite high popularity. In this regard, he deserves close attention from psychologists and educators. The conclusion that Mind Mapping technology reveals all the capabilities of the brain, helps to clearly highlight important points and generates information for its easy perception, is obvious. The author suggests finding out why this happens and what its advantages over other types of technologies are.

Key words: technology of intellect cards, mind-map, pedagogical process, education, mental cards.

Э.М. Ахмедова, канд. пед. наук, доц., ОЧУ ВО «Московская международная академия», г. Москва, E-mail: arimle.ru@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ (MIND-MAP) В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

В данной статье рассматривается техника визуализации мыслительных процессов - так называемая техника ментальных карт, которая используется для увеличения эффективности и большей оперативности обработки и анализа информационного пространства. Ментальные карты имеют бесчисленное множество названий. В 1980-х была открыта инновационная технология Mind Mapping, называемая также технологией использования ментальных карт Данный метод получил достаточно высокую популярность. В связи с этим он заслуживает пристального внимания со стороны психологов и педагогов. Вывод о том, что технология Mind Mapping раскрывает все способности мозга, помогает четко выделить важные моменты и формирует информацию для ее лёгкого восприятия, очевиден. Предлагаем выяснить, почему это происходит и в чем ее преимущества перед другими видами технологий.

Ключевые слова: технология интеллект-карт, mind-map, педагогический процесс, образование, ментальные карты.

Начнем с того, что сама ментальная карта построена особым образом. Информация представлена в виде импровизированного радиуса, в центре которого располагается некий ключевой образ, далее идут «лучи» следующей по важности информации. Такая простая для подачи форма информации легко воспринимается мозгом и строится параллель ассоциаций с окружающим человека миром, которой тоже воспринимается как некий центральный образ, главенствующий над всем и различные уточняющие детали вокруг него.

Следующий момент - ментальные карты, это информация, которая представлена визуально. Наш мозг обрабатывает данные, которые представлены наглядно. Такой способ улучшает восприятие любой информации более чем в 6 раз, чем самые структурированные и лаконичные данные, представленные словесно [1 - 5].

Среди целей, для которых может использоваться технология Mind Mapping, выделяются следующие:

• фиксация полученной информации. Ментальные карты, используемые при применении технологии Mind Mapping, считаются наиболее удобным способом записи полученных данных, так как даже самая обширная и объемная информация может быть представлена в лаконичной форме изложения;

• запоминание информации. Во время записи полученной и обработанной информации в наиболее удобной форме запоминание деталей происходит гораздо успешнее, данные автоматически откладывается в голове;

• легкий доступ к информации. Ментальные карты дают возможность быстрого поиска информации при первом взгляде на полученные формы;

• анализ информации. Ментальная карта является таким проводником, с помощью которого можно легко проанализировать информацию, увидеть, какие были допущены ошибки, и какая связь сформировалась между полученными частями формы. Все детали ярко выделены, а пробелы в работе легко замечаются. Информация в ментальных картах представлена всецело и наглядно, таким образом разобраться в работах детях гораздо легче, понимание данных происходит без затруднений и дополнительной помощи.

Мышление в момент использования ментальных карт резко активизируется. Центральное звено и его ветви составляются иерархически, картинки в мозгу воссоздают ассоциативный ряд, пространственно-образное мышление. Память активизируется, информация буквально «впитывается» мозгом, структура технологии Mind Mapping позволяет легче воспринимать детали, возможные пробелы и оперативно решать возникающие вопросы. Запоминание становится легче примерно на 30 - 35% по сравнению с другими видами представления информации [5].

Становится понятно, что во время использования ментальных карт подключаются различные психологические процессы, помимо памяти. Воображение, логическое обоснование, творческое мышление при этом становятся предметом развития и улучшения во время операций.

Все взаимосвязанные объекты во время использования данной технологии ярко выделяются, структурируется та информация, которая ранее была не так очевидна. Картина отображается всецело, без пробелов и недостающих цепей информации. В свою очередь, это приводит к появлению новой точки зрения на информацию, а также новых идей и мыслей. Структура и логика данных становятся более «прозрачными», легкими для понимания и запоминания.

Следующим фактором продвижение технологии Mind Mapping является неоспоримая легкость в исполнении ментальных карт. Любой сможет составить ее и запомнить сразу большое количество информации с ее помощью. Эффективность ментальных карт подкрепляется тем фактом, что усталость наступает нескоро, ведь писать требуется в минимальном количестве, время на работу значительно сокращается.

Ментальная карта и привычные всем записи имеют множество отличий. Среди них отмечаются:

- линейная запись - основная форма записи информации, которой мы пользуемся в школе, университете, на работе и во многих учреждениях. Книги, методические рекомендации, статьи активно используют запись в линейном порядке. Многие считают это оправданным, ведь это логичное предоставление

данных, в полной мере объятая информация. Все привыкли к такому методу отображения слов. Некоторые не представляют, как по-другому запечатлеть предложения и словосочетания. Но ведь минусов в такой форме записи достаточно для пересмотра ее эффективности.

Всю структуру вертикальной текстовой информации целиком довольно тяжело увидеть, и, чтобы просмотреть все, возможно, потребуются дополнительные действия, такие как перелистывание или скроллирование страницы. А карты строятся по круговому принципу, и одним взглядом можно охватить взглядом все, что изображено.

Линейный список «психологически» не завершен, он может быть продолжен, что не дает нам целостно воспринимать его. Законченная карта имеет все элементы на своем месте, она продумана, скомпонована и целостна.

Наш мозг не лучшим образом запоминает монотонные записи, в отличие от разнообразных картинок, разноцветных ветвей и красочно оформленных ключевых слов.

В обычных записях довольно трудно выделить самую главную мысль, она теряется в многочисленных списках, выделенных и подчеркнутых словах. На ментальной карте главный объект исследования всегда в центре, и именно от него расходятся второстепенные ветви и дополнительная информация.

Так как при построении ментальной карты мы применяем визуализацию, используется правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и обдумывание проблемы в целом. Именно за счет этого мы можем проанализировать изображенное на карте с разных сторон. При линейных записях такое задействование правого полушария мозга минимально.

Линейные записи отнимают много времени, ведь человек от руки пишет не очень быстро. Приходится сокращать слова, не всегда они написаны понятно, и это идет в ущерб качеству записей.

Вопросом о возникновении технологии Mind Mapping задаются многие ученые. Обнаружились аналогичные диаграммы, схематические рисунки, которые использовались с древнейших времен. Но канонично создателем ментальных карт, их современных видоизменений, которые представлены в настоящее время, является английский психолог автор и соавтор множества книг (среди них «Супермышление», «Научите себя думать») Тони Бьюзен. Первые упоминания техники ментальных карт были изложены в книге «Работай головой», изданной в 1974 году [2].

Многие задаются вопросом, так ли популярны ментальные карты в мире или их использование сейчас не столь оправдано. С течением большого количества времени необходимость и рациональность любой технологии ставится под вопрос. Здесь имеет значение количество людей, которые пользуются той или иной методикой. Прошло более сорока лет с первого упоминания технологии Mind Mapping, но даже сейчас мы можем наблюдать эффективность ментальных карт. Это показывает успешность и рентабельность технологии в современном мире.

Повсеместно люди пользуются ментальными картами для улучшения восприятия необходимой информации. Но необходимо отметить, что, как и у любой технологии, у технологии Mind Mapping есть как достоинства, так и серьезные недостатки.

Упрощение информации является причиной потери важных деталей, информация обобщается до крайней степени. Создается видимость порядка из хаоса сложных, иерархически выстроенных и конкретных информационных полей. Комплексные детали, которые невозможно выстроить в нужную схему, исключаются. Полезность ментальных карт необходимо постоянно контролировать. Есть варианты, когда обобщение уместно, а когда оно лишает значительной степени важнейших деталей. Контроль ситуации является видимым, но не фактическим. Взаимосвязанность либо маскируется, либо теряется вовсе.

Использование ментальных карт активирует ассоциативное мышление. Со временем появляется сложность в прочтении полученных схем-картинок. Некоторое время назад ассоциации от той или иной порции данных могут оказаться иными или противоречивыми в сравнении с ассоциациями в данный момент. Динамику изменений ассоциации невозможно отследить. Мысли смешиваются, теряются, логика отсутствует, объяснить что-то становится сложнейшим заданием. Возникновение со временем «ложных» ассоциативных рядов является большой проблемой для технологии Mind Mapping.

Библиографический список

Технология ментальных карт является отражением мыслительных действий отдельно взятой личности (или определённой группы людей), поэтому содержание несет индивидуальный характер. При чтении ментальной карты человеком, который не является ее составителем, может возникнуть диссонанс восприятия. Информация понимается либо с трудом, либо в неверном смысле.

Технология Mind Mapping предназначена для отражения небольшой информации, которая легко поддается сокращению и обобщению. При работе с большими и неоднозначными данными ментальные карты становятся сложны для восприятия. Появляются «лишние» ветви, огромное количество неопределенных связей и ключевых слов. Падает эффективность и рациональность использования данной технологии.

Все вышеперечисленные факторы являются причинами того, что линейная запись так же актуальна сегодня, как и до появления технологии ментальных карт. Многие недостатки Mind Mapping мнимы. Их возможно преодолеть во время анализирования и применения потенциальных методик.

Незнание о существовании техники Mind Mapping. Популярность ментальных карт еще не достигла такого масштаба, чтобы о них знал каждый. Популярность в этом случае будет достигнута путем внедрения методики в массовое потребление.

Мнение «Я не умею рисовать», «это слишком сложно для меня». Многие считают, что для применения данной технологии необходимы особые умения и навыки, которые приобретаются на специальных занятиях либо даются «от природы». Это грубая ошибка людей, задумывающихся над применением ментальных карт в действии. Умений рисовать или строить точно сверенные схемы не требуется для создания карт, несмотря на тот факт, многие имеют желание развить в себе определённый уровень мастерства в этой сфере. Для этого существует множество упражнений, способствующих развитию минимальных навыков рисования, которые могут быть применены безо всяких усилий со стороны индивида.

Убеждение, что рисование схем и упрощение сложного текста - это исключительно для детей, и профессионал не должен уподобляться школьникам. На самом деле ментальные карты - это своеобразное отражение профессионализма. Технология Mind Mapping способна отразить навыки планирования, управления временем и умения визуализировать устную или письменную информацию. Это важный инструмент в работе специалистов различных областей, и многие пользуются данной технологией, чтобы грамотно распоряжаться временем, отведенным на образовательную деятельность. А то, что ментальными картами пользуются многие во всем мире, является показателем эффективности этого инструмента.

Ментальные карты требуют большего количества времени по сравнению с линейными записями. Поначалу применение этой техники будет занимать большое количество времени по сравнению с мысленным анализом линейного текста. Но тем не менее, как и при обучении любому новому делу, вырабатывается навык конструирования карт, и в дальнейшем организация технологии Mind Mapping будет проще. А времени на них будет уходить сравнительно меньше, чем на создание традиционных заметок.

Убеждение «Я думаю линейно» и «Всю жизнь пользуюсь линейными заметками, и нормально». Да, линейные записи плотно входят в нашу жизнь, начиная лет с семи, и дальше намного удобнее и привычнее использовать именно их даже в своих размышлениях. Но не является ли это просто привычкой? И если другие методики дают большую эффективность, то почему не попробовать их?

Мнение «Ментальные карты нельзя применить для повседневных задач». Напротив, это методика применяется для всех сфер жизни, где требуется принятие решений, какие-либо списки, анализ чего-либо. Сюда входит практически любая область из нашей повседневной жизни.

Применение интеллект-карт как инструмента системы образования обосновано их высокой результативностью для развития интеллектуального потенциала обучающихся при условии сохранения их психического здоровья [4].

Таким образом, интеллект-карта рассматривается, с одной стороны, как логико-смысловая вербальнообразная модель учебного материала, отображающая его содержание и структуру, с другой стороны - как модель индивидуальных знаний обучающихся.

1. Ахмедова Э.М. Механизмы смыслотворчества как способ реализации ценностных ориентиров в образовании. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. Ставрополь: СКФУ, 2015; № 1 (46): 184 - 188.

2. Бьюзен Т. Суперинтеллект. Минск: Попурри, 2014.

3. Мамонтова М.Ю. Интеллект-карта как средство оценивания качества знаний обучающихся: возможности и ограничения структурно-информационного подхода. Педагогическое образование в России. 2017. № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-karta-kak-sredstvo-otsenivaniya-kachestva-znaniy-obuchayuschihsya-vozmozhnosti-i-ogranicheniya-strukturno-informatsionnogo

4. Перминова Е.П. Развитие интеллектуального потенциала учащихся: использование интеллект-карт. Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011; № 13: 135 - 140.

5. Сидоров С.В. Возможности использования ментальных карт в процессе повышения квалификации учителей. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013; № 1 (14). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-mentalnyh-kart-v-protsesse-povysheniya-kvalifikatsii-uchiteley

References

1. Ahmedova 'E.M. Mehanizmy smyslotvorchestva kak sposob realizacii cennostnyh orientirov v obrazovanii. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. Stavropol': SKFU, 2015; № 1 (46): 184 - 188.

2. B'yuzen T. Superintellekt. Minsk: Popurri, 2014.

3. Mamontova M.Yu. Intellekt-karta kak sredstvo ocenivaniya kachestva znanij obuchayuschihsya: vozmozhnosti i ogranicheniya strukturno-informacionnogo podhoda. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017. № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-karta-kak-sredstvo-otsenivaniya-kachestva-znaniy-obuchayuschihsya-vozmozhnosti-i-ogranicheniya-strukturno-informatsionnogo

4. Perminova E.P. Razvitie intellektual'nogo potenciala uchaschihsya: ispol'zovanie intellekt-kart. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 13: 135 - 140.

5. Sidorov S.V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya mental'nyh kart v processe povysheniya kvalifikacii uchitelej. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2013; № 1 (14). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-mentalnyh-kart-v-protsesse-povysheniya-kvalifikatsii-uchiteley

Статья поступила в редакцию 04.04.20

УДК 37.013

Akhmedova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Clinical Psychology, Moscow International Academy

(Moscow, Russia), E-mail: arimle.ru@mail.ru

Nedopovz I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Educational Technologies, North-Caucasian Federal University

(Stavropol, Russia), E-mail: nedopovz.irina@yandex.ru

THE USE OF CASE STUDY TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article discusses the case study technology, which is a situation or a specific case in the knowledge section, in other words, it can be described as a situation of a business role-playing game. The descriptive name of the case study is also given, designating it as a technology for analyzing the results allocated for tracking. This technology indicates the mandatory presence in the description of the reflection of the real state of affairs in the life of the subjects. The conditions for the use of the case study technology are considered. In the process of working on a case, often additional informational support is required for the participants in the analysis of the situation. In the end, students find their own conclusions, solutions from a problem situation, and often, in the form of ambiguous multiple solutions. The authors conclude that case technologies develop the ability to analyze and establish a problem, clearly formulate, express and argue their position, communicate, debate, perceive and evaluate verbal and non-verbal information, make decisions based on specific conditions and availability of factual information.

Key words: educational process, education, case study method, pedagogical situation, pedagogical technologies.

Э.М. Ахмедова, канд. пед. наук, доц., ОЧУ ВО «Московская международная академия», г. Москва, E-mail: arimle.ru@mail.ru

И.И. Недоповз, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: nedopovz.irina@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В данной статье рассматривается технология кейс-стади, которая представляет собой ситуацию или конкретный случай в разделе познания, другими словами, ее можно описать как ситуацию деловой ролевой игры. Также дается описательное название кейс-стади, обозначая ее как технологию по анализу выделенных на слежение результатов. Данная технология указывает на обязательное присутствие в описании отражения реального положения вещей в жизнедеятельности субъектов. Рассматриваются условия применения технологии кейс-стади. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся делают собственные выводы, находят пути выхода из проблемной ситуации часто в виде неоднозначных множественных решений. Авторы делают вывод о том, что кейс-технологии развивают умение анализировать и устанавливать проблему, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

Ключевые слова: образовательный процесс, образование, метод кейс-стади, педагогическая ситуация, педагогические технологии.

Педагогическая технология кейс-стади носит субъект-субъектный характер, что указывает на ее высокую степень интерактивности. Отношения строятся в горизонтальной плоскости, никто не занимает главенствующую позицию, обучающиеся имеют возможность в полной мере применить свои инициаторские, ораторские способности. Обучающиеся больше проявляют активность, не стесняются высказывать свое мнение и обсуждать его с товарищами по команде (или с выполняющими индивидуальный проект). Важнейшим моментом образовательного превосходства в кейс-стади является выполнение работы не только в стенах педагогического учреждения. Обучающиеся имеют право проявить свои навыки за пределами учебного пространства, что позволяет создать дополнительную мотивацию и образовать потенциальную сферу профессиональных решений проблем в какой-либо области знаний. Данная технология имеет право носить название «профильно мотивирующая». Здесь, как и в истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс в целом не самоцель, а инструмент для включения ученика в компетентностное обучение [1 - 8].

Надо отметить, что организация кейс-стади является сложной задачей для педагога, так как она подразумевает глубокое и планомерное изучение всех сторон кейса и всех возможных способов его реализации на занятии. Другой проблемой является исследование философии деятельности и мышления обучающихся в определённой области познания, которую планируется затронуть в будущем.

Технология кейс-стади начала свое развитие именно в высшем образовательном учреждении. При организации активного обсуждения, анализа ситуации (другими словами, реализации открытой дискуссии) и вопросов по проблеме, возникшей резко и требующей решения посредствам технологии кейса, основными факторами, стимулирующими эту деятельность, являются умения и навыки обучающихся и непосредственные умения педагога или наставника в грамотной постановке дискуссионного маршрута.

В ходе группового опроса, который представляет собой массовую дискуссию по теме исследования, обучающиеся акцентируют внимание на особенностях проблемной ситуации и оценивают ее при помощи кейс-аппарата, дают анализ события или процесса, представляют свои решения. Метод развивает у студентов коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли [2].

В последнее время кейс-технологию используется при проверке результатов обучения. Студент получают индивидуальный кейс перед зачетом (экзаменом), анализируют его и представляют проверяющему отчет с ответами на поставленные вопросы.

Работа над кейсом считается трудоемким занятием, требующим от участников некоторого количества времени для обработки кейс-текстов. Изначально должны быть выделены элементы, относящиеся к содержанию исследования, помогающие достичь сути проблемы и качественно провести анализ системного, корреляционного, факторного, статистического анализа. Выводы в таком случае будут максимально точно приближены к цели занятия.

При работе с кейсами у участников предполагается наличие уже развитых навыков составления статистики и обработки информации. При подготовке к занятию педагог исходит как из степени целесообразности использования кейс-технологии, так и целеполагания при формировании компетентностей. Если вспомнить уровни целеполагания, по Б.С. Блуму, то это следующие: знание - понимание - применение - анализ - синтез - оценка [3].

Этап начального формирования знаний подразумевает работу обучающихся с текстовыми видами информации, различными беседами и лекциями на актуальные тематики. Но это не исключает возможность использования кейс-технологии с включением употребляемых терминов и понятий, формул и правил как на непосредственном учебном занятии, так и для домашней и самостоятельной работы учащихся.

Включение проблемно-исследовательских обстоятельств во время занятий развивает навыки анализирования и систематизирования у студентов. В центре кейс-стади могут оказаться различные по своей актуальности и тяжести проблемы многообразных отраслей как педагогических, так и экономических технологий [4].

Относительно высшего учебного заведения - при формировании и конструировании кейсов от обучающихся требуется высокий уровень навыков аналитического и систематического конструирования, достаточная степень целеполагания и работы с логически выстроенными текстами в формате оценивания степени сложности ситуации. Необходимо провести сложный анализ причинно-следственных связей для достижения точного результата и изучить все пути решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.