Научная статья на тему 'Связь интереса и мотивации в учебной деятельности студентов'

Связь интереса и мотивации в учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1411
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / интерес / учебная деятельность / студент / motivation / interest / educational activity / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З. М. Ахмадова

В статье выявлена связь интереса и мотивации в учебной деятельности студентов. Автор доказывает, что чрезвычайно важным является проникновение преподавателя в сущность поведения студента и его мотивации. При наличии смысла в познавательной деятельности формируется учебная мотивация. К сожалению, реальные наблюдения свидетельствуют о том, что преподаватели затрудняются определить истинную мотивацию студентов, поскольку чаще всего сосредоточены на проблеме передачи знаний. Сделан вывод о том, что мотивация является одним из ведущих компонентов в учебной деятельности, который определяет его направленность и результативность. Учебно-познавательная мотивация, в свою очередь, являет собой решающий фактор эффективности и результативности педагогического процесса и является одним из ресурсов учебного успеха студента. Интерес же является неотъемлемой частью мотивации, поскольку правильно поставленная цель и возможность ее достижения могут вызвать у студентов заинтересованность в обучении, в овладении новыми знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF INTEREST AND MOTIVATION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS

The article reveals the relationship of interest and motivation in the educational activities of students. The author proves that it is extremely important for a teacher to understand the meaning of a student’s behavior and motivation. If there is a sense in cognitive activity, educational motivation is formed. Unfortunately, real observations indicate that teachers find it difficult to determine the true motivation of students, as they are most often focused on the problem of knowledge transfer. It is concluded that motivation is one of the leading components in educational activity, which determines its focus and effectiveness. Educational-cognitive motivation, in turn, is a decisive factor in the effectiveness and efficiency of the pedagogical process and is one of the resources of the student’s educational success. Interest is an integral part of motivation, since a correctly set goal and the possibility of achieving it can cause students to become interested in learning, in mastering new knowledge.

Текст научной работы на тему «Связь интереса и мотивации в учебной деятельности студентов»

3. Духнич Ю. Технология тренинга. Available at: /http://www.smart-edu.com/tehnologiya-treninga.htm

4. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Перевод с немецкого. Москва: Генезис, 2015.

5. Чуркина М., Жадько Н. Тренинг для тренеров на 100%. Секреты интенсивного обучения. Москва: Альпина Паблишер, 2016.

6. Сорокопуд Ю.В., Романюк Е.В. Психолого-педагогические возможности коммуникативного тренинга в формировании основ профессионального общения у студентов техникума. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 259 - 261.

7. Сорокопуд Ю.В., Матюгин Н.Е. Структура профессионально важных качеств специалистов в сфере гостиничного бизнеса. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 39 - 41.

References

1. Petrovskaya L.A. Kompetentnost' v obschenii: social'no-psihologicheskij trening. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 2010.

2. Sidorenko E.V. Trening vliyaniya i protivostoyaniya vliyaniyu. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2017.

3. Duhnich Yu. Tehnologiya treninga. Available at: /http://www.smart-edu.com/tehnologiya-treninga.htm

4. Fopel' K. Tehnologiya vedeniya treninga. Teoriya i prakiika. Perevod s nemeckogo. Moskva: Genezis, 2015.

5. Churkina M., Zhad'ko N. Trening dlya trenerov na 100%. Sekrety intensivnogo obucheniya. Moskva: Al'pina Pablisher, 2016.

6. Sorokopud Yu.V., Romanyuk E.V. Psihologo-pedagogicheskie vozmozhnosti kommunikativnogo treninga v formirovanii osnov professional'nogo obscheniya u studentov tehnikuma. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 259 - 261.

7. Sorokopud Yu.V., Matyugin N.E. Struktura professional'no vazhnyh kachestv specialistov v sfere gostinichnogo biznesa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 39 - 41.

Статья поступила в редакцию 30.03.20

УДК 378

Akhmadova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: akhmadova-64@mail.ru

RELATIONSHIP OF INTEREST AND MOTIVATION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS. The article reveals the relationship of interest and motivation in the educational activities of students. The author proves that it is extremely important for a teacher to understand the meaning of a student's behavior and motivation. If there is a sense in cognitive activity, educational motivation is formed. Unfortunately, real observations indicate that teachers find it difficult to determine the true motivation of students, as they are most often focused on the problem of knowledge transfer. It is concluded that motivation is one of the leading components in educational activity, which determines its focus and effectiveness. Educational-cognitive motivation, in turn, is a decisive factor in the effectiveness and efficiency of the pedagogical process and is one of the resources of the student's educational success. Interest is an integral part of motivation, since a correctly set goal and the possibility of achieving it can cause students to become interested in learning, in mastering new knowledge.

Key words: motivation, interest, educational activity, student.

З.М. Ахмадова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: akhmadova-64@mail.ru

СВЯЗЬ ИНТЕРЕСА И МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье выявлена связь интереса и мотивации в учебной деятельности студентов. Автор доказывает, что чрезвычайно важным является проникновение преподавателя в сущность поведения студента и его мотивации. При наличии смысла в познавательной деятельности формируется учебная мотивация. К сожалению, реальные наблюдения свидетельствуют о том, что преподаватели затрудняются определить истинную мотивацию студентов, поскольку чаще всего сосредоточены на проблеме передачи знаний. Сделан вывод о том, что мотивация является одним из ведущих компонентов в учебной деятельности, который определяет его направленность и результативность. Учебно-познавательная мотивация, в свою очередь, являет собой решающий фактор эффективности и результативности педагогического процесса и является одним из ресурсов учебного успеха студента. Интерес же является неотъемлемой частью мотивации, поскольку правильно поставленная цель и возможность ее достижения могут вызвать у студентов заинтересованность в обучении, в овладении новыми знаниями.

Ключевые слова: мотивация, интерес, учебная деятельность, студент.

Мотивация является одним из ведущих компонентов в учебной деятельности, который определяет ее направленность и результативность. Проблеме мотивации посвящено большое количество монографий, статей, научных исследований. Однако в отечественной науке исследования мотивации были больше ориентированы на изучение познавательных процессов: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др., в то время как зарубежными исследователями проблема мотивации чаще освещалась в контексте социальной психологии: теория потребностей А. Маслоу, работы К. Альдер-фера, Дж. Аткинсона, К. Левина, X. Хекхаузена и др. [1 - 9].

За счет обилия литературы по проблеме мотивации наблюдается некоторая неопределенность в трактовке понятий «мотивация» и «мотив». Но тем не менее подавляющее большинство исследователей чаще определяют мотив как побуждение, или цель (предмет), или намерение, или потребность, или свойство личности, или ее состояние. А мотивацию как совокупность мотивов, которые обусловливают тот или иной поступок.

До сегодняшнего дня ученым так и не удалось прийти к какой-либо единой и общепризнанной теории мотивации, а также системе основных ее понятий. В данной области среди многочисленных терминов стоит выделить термин, предложенный А.Н. Леонтьевым в середине 60-х годов XX века, - сдвиг мотива на цель. Это так называемый механизм образования мотивов, суть которого состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой стремился человек в силу определенных обстоятельств, становится самоценной, самостоятельной силой, то есть мотивом. Исходной точкой подобной деятельности выступает некая потребность, цель, ибо «наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности» [1]. А поскольку это выступает как требование к человеку, то рождается активность.

Так, РС. Немов в учебнике по психологии приводит пример, что очень часто родители обещают купить ребенку какую-нибудь игрушку, если он прочитает

книгу, тем самым как бы стимулируя интерес ребенка к чтению. Но иногда в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и в дальнейшем чтение книг может стать одной из основных потребностей ребенка. Таким образом, мотивационная сфера человека расширяется за счет увеличения количества потребностей. И потребность становится мотивацией. Но происходить подобное может только в процессе человеческой деятельности и контакта с окружающей средой [2]. Именно соотношение мотива и цели имеет ценность в процессе обучения.

Как уже было сказано выше, существует множество теорий мотивации, которые различаются между собой составляющими элементами, связями между этими элементами, а также точками зрения на возникновение такого явления, как мотивация. Среди множества частных видов мотивации можно выделить учебную мотивацию.

Мотивация прочно связана с познавательной сферой человеческой деятельности. Достаточно продуктивны познавательные процессы в юношеском возрасте. Поэтому развитие мотивации в данном возрасте является наиболее значимым, поскольку низкий уровень мотивации в дальнейшем может воспрепятствовать самостоятельному приобретению знаний, развитию активной жизненной позиции и личности в целом.

Существуют терминологические сложности, связанные с понятиями «мотив» и «мотивация», а также с тем, что нет единой классификации мотивов. В целях нашего исследования стоит выделить два основных компонента: учебная мотивация и познавательная мотивация. Данные компоненты, которые являются основным объектом управления учителя, между собой связаны и вступают в сложные отношения.

Учебная мотивация в данном случае понимается как частный вид мотивации, который включен в определенную деятельность (в нашем случае - учебную). Это система побуждений, которая определяет активность учащегося и его

стремление на овладение какой-либо деятельностью, способами действий, технологиями.

Познавательная мотивация - это система побуждений, которые определяют активность учащегося и его направленность на знание: закономерности, законы, алгоритмы и т.д.

Следовательно, учебно-познавательная мотивация - это совокупность учебных и познавательных побуждений, которые состоят в сложных отношениях, взаимодополняя и определяя степень активности учащегося.

Д.Б. Эльконин описывает учение как «активную деятельность обучающегося по усвоению знаний, способов их самостоятельного приобретения» [3]. То есть учебно-познавательная мотивация зависит от процесса учения, а полноценное учение невозможно без активного учебного действия, которое является составляющим учебной деятельности.

Учебная деятельность, по мнению Д.Б. Эльконина, является направленной деятельностью, которая имеет своим содержанием освоение обобщенных способов действий при овладении научными понятиями [3].

А.К. Маркова акцентировала внимание на том, что «учебная деятельность... всегда является совместной (педагога с учащимися)», а индивидуально протекающая учебная деятельность «есть абстракция». А поскольку учебная деятельность для каждого субъекта образовательной деятельности имеет различный смысл, то выявление мотивации учения и его смысла для студента играет решающую роль в каждом конкретном случае и определяет меры воспитательного воздействия педагога [4].

Учебная мотивация дает возможность развивающейся личности определить не только направление, но и способы для реализации различных форм учебной деятельности.

Учебную мотивацию образует особая система мотивов, которая включает в себя:

- познавательные потребности,

- интересы,

- стремления,

- цели,

- идеалы,

- мотивационные установки.

Подобная система мотивов определяется целым рядом специфических для нашей деятельности факторов:

1) характером образовательной системы;

2) организацией педагогического процесса;

3) спецификой учебного предмета;

4) особенностями обучающегося (пол, возраст, самооценка, уровень интеллектуального развития и способностей и др.);

5) личностными особенностями преподавателя.

Отдельного обсуждения заслуживает вопрос о соотношении мотива и цели. Цель характеризует отдельное учебное действие и обеспечивает его выполнение, в то время как мотивы характеризуют учебную деятельность в целом и дают установку к действию. Цель обычно определяется несколькими мотивами, и чем больше мотивов определяет цель, тем сильнее она дает толчок к деятельности.

«Сделать учебный предмет интересным - это значит сделать действенным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели», - писал А.Н. Леонтьев, указывая на неразрывность связи таких составляющих учения, как мотив, интерес и цель [5].

Советский психолог С.Л. Рубинштейн писал о том, что один и тот же поступок учащегося в зависимости от его содержания может трактоваться по-разному. «Внешне один и тот же акт в зависимости от мотивов, из которых он исходит, и целей, которые он более или менее сознательно преследует, приобретает, таким образом, совсем различный и, в отношении педагогический своей ценности, иногда прямо противоположный смысл. Педагог, который строит свою работу с учетом только внешней, формальной характеристики поведения учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания, по существу, не ведает, что творит. Добившись от учащегося форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, он, не зная мотивов, по которым в данной ситуации эти правила выполняются учащимися, собственно ничего не знает о самом учащемся. Не умея проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков учащегося, в мотивы его действий, воспитатель, по существу, работает вслепую» [6].

Следовательно, чрезвычайно важным является проникновение педагога в сущность поведения студента и его мотивации. Ведь, по словам А.Н. Леонтьева,

Библиографический список

именно соотношение мотива и цели образует смысл учения для учащегося. И именно при наличии смысла есть возможность успешной учебной деятельности. К сожалению, реальные наблюдения свидетельствуют о том, что преподаватели затрудняются определить истинную мотивацию студентов, поскольку чаще всего сосредоточены на проблеме передачи знаний.

Поскольку активность студента имеет различные источники, то учебная деятельность является полимотивированной. Обыкновенно выделяют три вида источников активности:

1) внешние,

2) внутренние,

3) личные.

Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. К внутренним же источникам мотивации относятся познавательные и социальные потребности.

К личным источникам относят интересы, потребности, установки, эталоны и др. То, что обусловливает стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.

Взаимодействие всех трех источников учебной мотивации оказывает непосредственное влияние на характер учебной деятельности и ее результаты.

Особую роль в мотивации учения играют эмоции, поскольку они неоспоримо имеют мотивирующее значение в процессе учения. А.Н. Леонтьев писал, что специфика эмоций заключается в отражении отношений между мотивами и возможностью успеха деятельности по реализации этих мотивов [5]. И роль эмоций в учении возрастает тогда, когда они не только сопровождают деятельность, но и предшествуют ей.

Чаще всего в психолого-педагогической литературе описываются следующие особенности эмоционального климата, которые необходимы для мотивации учения:

1) положительные эмоции, связанные с образовательным учреждением в целом и нахождением в нем;

2) эмоции, связанные с достижением успехов в учебной работе, в преодолении трудностей; удовлетворении от справедливого оценивания, положительных результатов учения;

3) положительные эмоции, обусловленные хорошими взаимоотношениями студента с преподавателями и товарищами;

4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом;

5) положительные эмоции, возникающие при овладении студентами приемами самостоятельного добывания знаний;

6) эмоции с отрицательной модальностью: неудовлетворенность как источник поиска нового способа работы, эмоция относительного дискомфорта при появлении новых задач, сопереживание товарищу при его неудачном ответе и др.

А.К. Маркова утверждает: «Необходимо поддерживать определенное соотношение перспективных целей и целей актуальных... , эмоционально привлекательных и имеющих внутренний смысл для целей его сегодняшней жизни» [4]. Для учащихся - студентов юношеского возраста в связи с особенностями психофизического развития особенно актуально формирование мотивации к учению без подавления их эмоций и мотивов и с учетом их интересов и заинтересованности в деятельности. Поскольку принуждение к какой-либо деятельности убивает интерес к ней.

Таким образом, стоит сказать, что мотивация является одним из ведущих компонентов в учебной деятельности, который определяет его направленность и результативность. Учебно-познавательная мотивация, в свою очередь, являет собой решающий фактор эффективности и результативности педагогического процесса и является одним из ресурсов учебного успеха студента. Правильно поставленная цель и возможность ее достижения могут вызвать у студентов заинтересованность в обучении, овладении новыми знаниями. В этой связи умение создавать положительную учебную мотивацию студентов, заинтересовывать разнообразным современным материалом, в том числе из медиаисточников, является важным составляющим профессионализма современного преподавателя [7 - 9].

Интерес же является неотъемлемой частью мотивации, поскольку положительные успехи в учебной деятельности ученика напрямую зависят от правильной постановки цели и правильного формирования мотивации, что, в свою очередь, способствует развитию интереса.

1. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Москва: Издательство МГУ, 1971.

2. Немов РС. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003; Кн. 1: Общие основы психологии.

3. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Москва: Знание, 1974.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. Москва, Просвещение, 1983.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика, 1973.

7. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

8. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

9. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.

References

1. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i 'emocii. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1971.

2. Nemov R.S. Psihologiya: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij: v 3 kn. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2003; Kn. 1: Obschie osnovy psihologii.

3. 'El'konin D.B. Psihologiya obucheniya mladshego shkol'nika. Moskva: Znanie, 1974.

4. Markova A.K. Formirovanie motivacii ucheniya v shkol'nom vozraste: posobie dlya uchitelya. Moskva, Prosveschenie, 1983.

5. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Politizdat, 1975.

6. Rubinshtejn S.L. Problemy obschejpsihologii. Moskva: Pedagogika, 1973.

7. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.

8. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

9. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.

Статья поступила в редакцию 04.04.20

УДК 37.013

Akhmedova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Clinical Psychology, Moscow International Academy

(Moscow, Russia), E-mail: arimle.ru@mail.ru

ACTUAL ASPECTS OF USING MIND-MAP TECHNOLOGY IN THE PEDAGOGICAL PROCESS. The article discusses the technique of visualization of thought processes - the so-called technique of mental maps, which is used to increase the efficiency and speed of processing and analysis of the information space. Mental cards have countless names. In the 1980s, the innovative Mind Mapping technology is discovered, also called the technology of using mental maps. This method has gained quite high popularity. In this regard, he deserves close attention from psychologists and educators. The conclusion that Mind Mapping technology reveals all the capabilities of the brain, helps to clearly highlight important points and generates information for its easy perception, is obvious. The author suggests finding out why this happens and what its advantages over other types of technologies are.

Key words: technology of intellect cards, mind-map, pedagogical process, education, mental cards.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э.М. Ахмедова, канд. пед. наук, доц., ОЧУ ВО «Московская международная академия», г. Москва, E-mail: arimle.ru@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ (MIND-MAP) В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

В данной статье рассматривается техника визуализации мыслительных процессов - так называемая техника ментальных карт, которая используется для увеличения эффективности и большей оперативности обработки и анализа информационного пространства. Ментальные карты имеют бесчисленное множество названий. В 1980-х была открыта инновационная технология Mind Mapping, называемая также технологией использования ментальных карт Данный метод получил достаточно высокую популярность. В связи с этим он заслуживает пристального внимания со стороны психологов и педагогов. Вывод о том, что технология Mind Mapping раскрывает все способности мозга, помогает четко выделить важные моменты и формирует информацию для ее лёгкого восприятия, очевиден. Предлагаем выяснить, почему это происходит и в чем ее преимущества перед другими видами технологий.

Ключевые слова: технология интеллект-карт, mind-map, педагогический процесс, образование, ментальные карты.

Начнем с того, что сама ментальная карта построена особым образом. Информация представлена в виде импровизированного радиуса, в центре которого располагается некий ключевой образ, далее идут «лучи» следующей по важности информации. Такая простая для подачи форма информации легко воспринимается мозгом и строится параллель ассоциаций с окружающим человека миром, которой тоже воспринимается как некий центральный образ, главенствующий над всем и различные уточняющие детали вокруг него.

Следующий момент - ментальные карты, это информация, которая представлена визуально. Наш мозг обрабатывает данные, которые представлены наглядно. Такой способ улучшает восприятие любой информации более чем в 6 раз, чем самые структурированные и лаконичные данные, представленные словесно [1 - 5].

Среди целей, для которых может использоваться технология Mind Mapping, выделяются следующие:

• фиксация полученной информации. Ментальные карты, используемые при применении технологии Mind Mapping, считаются наиболее удобным способом записи полученных данных, так как даже самая обширная и объемная информация может быть представлена в лаконичной форме изложения;

• запоминание информации. Во время записи полученной и обработанной информации в наиболее удобной форме запоминание деталей происходит гораздо успешнее, данные автоматически откладывается в голове;

• легкий доступ к информации. Ментальные карты дают возможность быстрого поиска информации при первом взгляде на полученные формы;

• анализ информации. Ментальная карта является таким проводником, с помощью которого можно легко проанализировать информацию, увидеть, какие были допущены ошибки, и какая связь сформировалась между полученными частями формы. Все детали ярко выделены, а пробелы в работе легко замечаются. Информация в ментальных картах представлена всецело и наглядно, таким образом разобраться в работах детях гораздо легче, понимание данных происходит без затруднений и дополнительной помощи.

Мышление в момент использования ментальных карт резко активизируется. Центральное звено и его ветви составляются иерархически, картинки в мозгу воссоздают ассоциативный ряд, пространственно-образное мышление. Память активизируется, информация буквально «впитывается» мозгом, структура технологии Mind Mapping позволяет легче воспринимать детали, возможные пробелы и оперативно решать возникающие вопросы. Запоминание становится легче примерно на 30 - 35% по сравнению с другими видами представления информации [5].

Становится понятно, что во время использования ментальных карт подключаются различные психологические процессы, помимо памяти. Воображение, логическое обоснование, творческое мышление при этом становятся предметом развития и улучшения во время операций.

Все взаимосвязанные объекты во время использования данной технологии ярко выделяются, структурируется та информация, которая ранее была не так очевидна. Картина отображается всецело, без пробелов и недостающих цепей информации. В свою очередь, это приводит к появлению новой точки зрения на информацию, а также новых идей и мыслей. Структура и логика данных становятся более «прозрачными», легкими для понимания и запоминания.

Следующим фактором продвижение технологии Mind Mapping является неоспоримая легкость в исполнении ментальных карт Любой сможет составить ее и запомнить сразу большое количество информации с ее помощью. Эффективность ментальных карт подкрепляется тем фактом, что усталость наступает нескоро, ведь писать требуется в минимальном количестве, время на работу значительно сокращается.

Ментальная карта и привычные всем записи имеют множество отличий. Среди них отмечаются:

- линейная запись - основная форма записи информации, которой мы пользуемся в школе, университете, на работе и во многих учреждениях. Книги, методические рекомендации, статьи активно используют запись в линейном порядке. Многие считают это оправданным, ведь это логичное предоставление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.