Научная статья на тему 'Применение принципа наглядности в формировании художественного интереса у студентов'

Применение принципа наглядности в формировании художественного интереса у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принцип наглядности / интерес / художественный интерес / студент. / principle of visualization / interest / artistic interest / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. Х. Абдулазимова

В статье раскрыта сущность понятий «интерес», «художественный интерес», изучено применение принципа наглядности в формировании художественного интереса у студентов, который является одним из важнейших принципов обучения в современном вузе. Раскрыто понятие художественный интерес как побудительная причина познавательной, художественно-творческой деятельности, которая ведет к самостоятельному приобретению знаний и культурному обогащению личности. Художественный интерес имеет установку на самостоятельную творческую реализацию личности. Поскольку основной целью обучения в вузе является развитие личности студента, наглядность выступает в качестве опоры, источника приобретения знаний, а также средства обучения. Наглядность, основанная на чувственном, эмоциональном восприятии, способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Существует множество видов наглядности, которые при их грамотном использовании могут повысить мотивацию студентов, сделать занятия более разнообразными, а значит, и интересными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE PRINCIPLE OF VISIBILITY IN FORMING ARTISTIC INTEREST IN STUDENTS

The article reveals the essence of the concepts of “interest”, “artistic interest”, explores the use of the principle of visualization in the formation of artistic interest in students, which is one of the most important principles of education in a modern university. The work reveals the meaning of artistic interest as an incentive to cognitive, artistic and creative activity, which leads to the independent acquisition of knowledge and cultural enrichment of the individual. The installation on the independent creative realization of the personalityhas a good interest. Since the main purpose of studying at a university is the development of a student’s personality, visualization acts as a support, a source of knowledge, as well as a learning tool. Visibility, based on sensory, emotional perception, contributes to better assimilation of the material studied. There are many types of visibility, which, when used correctly, can increase students’ motivation, make classes more diverse, and therefore interesting.

Текст научной работы на тему «Применение принципа наглядности в формировании художественного интереса у студентов»

19. Noy N.F. & Mcguinness D.L. Ontology development 101: A guide to creating your first ontology. Stanford: Stanford University, 2001.

20. Gibbon D.C., Liu Z., Basso, A. & Shahraray B. Automated content metadata extraction services based on MPEG standards. The Computer Journal. 2013; № 56 (5): 628 - 645.

21. Yang H. & Meinel C. Content based lecture video retrieval using speech and video text information. IEEE Transactions on Learning Technologies. 2014; № 7 (2): 142 - 154.

22. Algur S.P. & Bhat P. Web Video Mining: Metadata Predictive Analysis using Classification Techniques. International Journal of Information Technology and Computer Science. 2016; № 2: 68 - 76.

23. Pal S., Pramanik P.K.D., Majumdar T. et al. A semi-automatic metadata extraction model and method for video-based e-learning contents. Education and Information Technologies. 2019; Vol. 24, № 6: 3243 - 326. Available at: https://doi.org/10.1007/s10639-019-09926-y

24. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; № 5: 15 - 19.

25. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. 2018: 15 - 18. Budapest, Hungary. DOI: https://doi.org/10.17758/ URUAE4.UH10184021

26. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science Proceedings. 2018: 381 - 389. DOI: https://doi.org/10.17758/URUAE2.AE06184024

27. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; № 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

28. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Problemy muzykal'noj nauki. 2018; № 4 (33): 55 - 64. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.055-064

29. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings. 2018: 23 - 28. Budapest, Hungary. DOI: https://doi.org/10.17758/ URUAE4.UH10184023

30. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18 International Conference Proceedings. 2018: 144 - 149. Paris, France. DOI: https://doi.org/10.17758/ URUAE2.AE06184024

Статья поступила в редакцию 31.03.20

УДК 378

Abdulazimova T.Kh., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: abdulazimova64@mail.ru

APPLICATION OF THE PRINCIPLE OF VISIBILITY IN FORMING ARTISTIC INTEREST IN STUDENTS. The article reveals the essence of the concepts of "interest", "artistic interest", explores the use of the principle of visualization in the formation of artistic interest in students, which is one of the most important principles of education in a modern university. The work reveals the meaning of artistic interest as an incentive to cognitive, artistic and creative activity, which leads to the independent acquisition of knowledge and cultural enrichment of the individual. The installation on the independent creative realization of the personalityhas a good interest. Since the main purpose of studying at a university is the development of a student's personality, visualization acts as a support, a source of knowledge, as well as a learning tool. Visibility, based on sensory, emotional perception, contributes to better assimilation of the material studied. There are many types of visibility, which, when used correctly, can increase students' motivation, make classes more diverse, and therefore interesting.

Key words: principle of visualization, interest, artistic interest, student.

Т.Х. Абдулазимова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: abdulazimova64@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ

В статье раскрыта сущность понятий «интерес», «художественный интерес», изучено применение принципа наглядности в формировании художественного интереса у студентов, который является одним из важнейших принципов обучения в современном вузе. Раскрыто понятие художественный интерес как побудительная причина познавательной, художественно-творческой деятельности, которая ведет к самостоятельному приобретению знаний и культурному обогащению личности. Художественный интерес имеет установку на самостоятельную творческую реализацию личности. Поскольку основной целью обучения в вузе является развитие личности студента, наглядность выступает в качестве опоры, источника приобретения знаний, а также средства обучения. Наглядность, основанная на чувственном, эмоциональном восприятии, способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Существует множество видов наглядности, которые при их грамотном использовании могут повысить мотивацию студентов, сделать занятия более разнообразными, а значит, и интересными.

Ключевые слова: принцип наглядности, интерес, художественный интерес, студент.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения значительно возрос интерес к современным занятиям, которые, соответствуя новым требованиям, должны проводиться так, чтобы студенты не просто получали знания, но и осознавали их значение для практической жизни, а также были заинтересованы в постоянном обновлении и расширении знаний, овладевая навыками самостоятельной работы.

В теории и практике современного литературного образования одной из серьезных проблем является развитие художественного интереса учащихся к литературе. К сожалению, современные студенты не читают или же читают очень мало. В связи с изменениями условий существования текстов (появление электронных носителей с возможностью нелинейного представления текстов, большого числа коротких бытовых текстов, которые размывают представление о статусе печатного слова, увеличением числа текстов одновременно с уменьшением их объема) возникла актуальная проблема: традиционный книжный текст большого объема с огромным трудом прочитывается и тем более воспринимается учащимися. Что, в свою очередь, привело к тому, что у студентов возникла проблема с освоением литературных произведений, из-за чего они все чаще выбирают имитационную читательскую деятельность, то есть чтение кратких пересказов, распространенных в сети Интернет, а также использование готовых рефератов, сочинений и т.д.

Основная задача литературного образования состоит не просто в том, чтобы дать определенную систему и объем знаний, но и развить в учениках творческое мышление и познавательную активность к самостоятельному приобретению и пополнению знаний. Чтобы суметь добиться подобного развития, необходима определенная методика и форма работы на уроках и внеклассных занятиях, ко-

торая могла бы способствовать формированию познавательной активности и художественного интереса к самостоятельному постижению литературы.

Кино благодаря своим идейно-эстетическим и воспитательным ресурсам, а также тесной связью с литературой, музыкой, живописью и т.д. способно вызвать яркие эмоциональные переживания, то есть способствует формированию эмоциональной отзывчивости, расширяет духовный кругозор, совершенствует эстетический вкус и развивает у студентов не только художественный интерес к киноискусству, но и к литературе.

Современная концепция литературного образования акцентирует основное внимание на том, что без глубокой личной заинтересованности учащегося, без развитого творческого мышления и самостоятельности невозможно истинное постижение литературы. Развитие подобных интересов и способностей с наибольшим успехом возможно при правильно организованном и выстроенном методическом комплексе, в процессе которого развивается собственная художественно-творческая деятельность учащихся. Включение смежных с литературой искусств, в нашем случае - кино, способствует формированию художественного интереса к литературе, духовно-нравственных ценностей, повышает степень образованности и культуры современного подростка.

В нашей работе особое внимание уделяется понятию «художественный интерес», которое является достаточно многоплановым и часто используемым. Понятие «художественный интерес» в научной литературе является неустоявшимся и имеет различные трактовки. Некоторые исследователи считают художественный интерес разновидностью интереса познавательного, определяя его как потребность человека в овладении какими-либо предметами и явлениями эстетической значимости и направленности.

В данной работе мы будем придерживаться второй точки зрения, связывая художественный интерес с понятием эстетического интереса. Таким образом, художественному интересу свойственно восприятие художественного объекта и эстетический отклик на него, эстетическая восприимчивость. Художественный интерес в таком случае становится побудительной причиной к познавательной, художественно-творческой деятельности, которая, в свою очередь, ведет к самостоятельному приобретению знаний и культурному обогащению личности, то есть художественный интерес имеет установку на самостоятельную творческую реализацию.

Формирование художественного интереса происходит в процессе изменения внутренних сфер человека - эмоциональной, интеллектуальной и волевой. Специалист теории культуры и эстетики ГУ. Фохт-Бабушкин утверждает, что «детские и юношеские годы закладывают основы художественной и общей культуры человека, в значительной мере определяют его взрослое будущее» [1], то есть именно в подростковом и юношеском возрасте развитие художественного интереса приобретает особую значимость.

Задача педагога - заложить правильную базу, основу, благодаря которой студенты смогут быть вовлечены в художественно-творческую деятельность, знакомясь с лучшими образцами академического и современного театрального искусства, литературы, музыки, кино, фотографии и т.д. Знакомство с лучшими образцами различных видов искусств способно вывести на более высокий уровень художественно-эстетические предпочтения студентов. Нас, конечно же, в первую очередь интересует знакомство с киноискусством и литературой, поскольку в нашем исследовании доминирующим видом искусства для развития художественного интереса к литературе выступает кино.

При работе со студентами на занятиях по развитию художественного интереса и вкуса необходимо выделить следующие компоненты художественного интереса: эмоциональный; когнитивный (рациональный); созидательно-творческий.

Об эмоциональном компоненте мы будем говорить чуть ниже, связывая его с мотивационной сферой подростка, поскольку именно эмоции, эмоциональная сфера и эмоциональные реакции в первую очередь влияют на становление художественно-эстетических запросов личности и обогащение ее внутреннего мира. Невозможно привить интерес к какому-либо предмету, в нашем случае - искусству, без эмоциональной увлеченности и условий ее возникновения. Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология» пишет: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией <...> Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса» [2].

Когнитивный компонент находится в тесной связи с эмоциональным, поскольку способствует более глубокому восприятию искусства. Именно этот компонент способен обеспечить более полное и глубокое восприятие искусства, именно он создает условия для возникновения художественного интереса, ведь он отражает не только степень овладения определенными знаниями, но и степень освоения произведений искусства, степень понимания их смысла и идеи. Педагог при правильном проведении и выстраивании методики занятий добивается единства эмоциональности и сознательности, что помогает учащимся уйти от просто эмоциональной реакции («нравится» - «не нравится» - «нейтрально») к сознательному, рациональному отношению от полученных впечатлений, к непосредственной интерпретации и анализу. А возможно, наоборот, к углублению переживаний. Только осмысленное человеком искусство может повлиять на его отношение к миру, сформировать какие-то сознательные эстетические позиции.

Но в любом случае рациональный компонент регулируется степенью эмоциональной вовлеченности. Поскольку именно эмоциональная вовлеченность будет показателем того, насколько учащимися понята и усвоена смысловая направленность произведения.

Поскольку деятельность в сфере искусства подразумевает творчество и без творчества невозможна, то созидательно-творческий компонент также имеет большое значение в развитии художественного интереса.

Следует отметить, что гармоничное сочетание всех вышеуказанных компонентов в работе может способствовать созданию атмосферы эмоциональной увлеченности, творческой атмосферы, простимулировать познавательную и творческую активность, что может стать мотивирующим импульсом для учащихся в их культурно-эстетической деятельности.

Таким образом, понятие «интерес» является сложным и многоплановым, не имеет в научной литературе единого устойчивого определения. Среди многочисленных взглядов различных авторов можно выделить три основных направления в определении данного понятия. Первое направление определяет интерес как познавательную потребность человека, познавательную направленность. Второе направление связывает интерес с психологической потребностью человека, третье направление - интерес с мотивом и мотивацией, именно эта точка зрения и легла в основу данного исследования.

Художественный интерес не имеет в научной литературе единого и чёткого определения. Одни ученые считают художественный интерес разновидностью познавательного интереса, вторые относят художественный интерес к разряду эстетических интересов. В данной статье мы придерживаемся второго мнения, а потому определяем художественный интерес как побудительную причину к познавательной, художественно-творческой деятельности, которая, в свою очередь, ведет к самостоятельному приобретению знаний и культурному обогаще-

нию личности, то есть художественный интерес имеет установку на самостоятельную творческую реализацию.

Гармоничное сочетание эмоционального, когнитивного и созидательно-творческого компонентов художественного интереса способствует формированию мотивации учащихся к продуктивной творческой деятельности, в том числе на уроках литературы и в процессе чтения художественного произведения.

Для оптимизации управления содержанием и процессом обучения стало активно использоваться телевидение (кино- и видеофрагменты). Работа с использованием телевидения дает дополнительную возможность для создания творческой атмосферы в аудитории. Киноискусство может помочь успешному развитию художественного интереса учащихся к литературе.

Использование такого методического приема в учебном процессе может иметь следующие преимущества: создание наглядности для стимулирования образного мышления; создание проблемных ситуаций и постановка задач; изображение предполагаемых обстоятельств; возможность фокусировки на отдельных, важных моментах.

Совместный просмотр кино- и видеофрагментов дает возможность развития у учащихся умений наблюдать, обобщать увиденное и выражать это своими словами. Просмотр оказывает эмоциональное воздействие на учащегося, что дает возможность развития воображения, внимания и долговременной памяти. А поскольку учащиеся описывают не только происходящее на экране, но и собственное впечатление от увиденного, то исчезают шаблонность и однотипность высказываний, начинает широко использоваться эмоционально-оценочная лексика.

С точки зрения методики видео предоставляет преподавателю возможность творчески планировать свои уроки, используя подобный прием наглядности как средство повышения мотивации к предмету.

Методисты утверждают, что оптимальная длительность видеофрагмента на занятии не должна равняться всей продолжительности учебного занятия, желательно около 10 - 15 минут в течение академического часа.

Работа над кино- и видеоматериалом традиционно делится на три фазы: предфаза, фаза и постфаза:

- предфаза (мотивационно-побуждающая) связана она с мотивационной средой, мотивом обращения в данном случае выступают рекомендации (рассказ) педагога. Педагогу необходимо заинтересовать учащихся до просмотра записи;

- фаза (процессуально-результативная) - собственно само восприятие материала. Пошаговый просмотр фильма, скорее всего, будет наиболее удобен для учащихся, поскольку ученикам может быть трудно удержать в памяти большой объем информации, а просмотр видео отрывками и последующее обсуждение каждого отрывка поможет им лучше понять сюжет фильма, запомнить основные факты;

- постфаза (результативно-оценочная) - оценка воспроизводимого материала, контроль понимания содержания. Для оценки результативности просмотра учителем должна быть организована дискуссия (вопросно-ответная форма обсуждения). После просмотра также можно попросить учащихся написать эссе или краткое резюме.

Лев Семенович Выготский писал, что «основной формой проявления инстинкта является интерес» [2]. Именно поэтому большое значение отводится предфазе, поскольку именно правильное формирование мотивов и побуждение к развитию интереса может привести к формированию читательской (и зрительской) самостоятельности. Использование мультимедийных технологий в современной школе также является одним из основных моментов в создании средств изобразительной наглядности. Обучающая среда с применением мультимедийных технологий привлекает все основные каналы - слуховой, визуальный и двигательный - к восприятию новой информации. Информация, воспринятая таким образом, опирается на избирательное внимание, а потому будет лучше храниться в памяти и быстрее из нее извлекаться.

Основной чертой подобных обучающих технологий является интерактивная наглядность, которая позволяет не только работать с источниками информации разного типа, но и создает эффект погружения в обучающую среду и взаимодействия с ней. Это многофункциональный продукт, который изначально создается автором-разработчиком с определенным набором опций, являющийся в настоящее время, к сожалению, не самым популярным видом наглядности. Целенаправленно совершая интеллектуальные усилия, учащийся познает логические связи, и, таким образом, усваивает не отдельные образы, а определенные логические схемы. Интернет владеет огромными информационными ресурсами, сеть стала неотъемлемой частью современной жизни. И этому нужно находить применение в учебном процессе, поскольку в отличие от учебника, где материал статичен, информация в компьютере подается с помощью аудио, видео, анимации. Правильное применение такой информации может повысить интерес к изучаемому предмету [3 - 5].

Таким образом, стоит сказать, что принцип наглядности является одним из важнейших принципов обучения в современном вузе. Поскольку основной целью обучения в вузе является развитие личности студента, наглядность выступает в качестве опоры, источника приобретения знаний, а также средства обучения. Наглядность, основанная на чувственном, эмоциональном восприятии, способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Существует множество видов наглядности, которые при их грамотном использовании могут повысить мотивацию студентов, сделать занятия более разнообразными, а значит, и интересными.

Библиографический список

1. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовное развитие личности. В диапазоне гуманитарного знания: сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия: Мыслители. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001; Выпуск 4.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991: 118 - 140.

3. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

4. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

5. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.

References

1. Foht-Babushkin Yu.U. Iskusstvo i duhovnoe razvitie lichnosti. V diapazone gumanitarnogo znaniya: sbornik k 80-letiyu professora M.S. Kagana. Seriya: Mysliteli. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obschestvo, 2001; Vypusk 4.

2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1991: 118 - 140.

3. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.

4. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

5. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.

Статья поступила в редакцию 04.04.20

УДК 378

Aliyeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Painting and Teaching Techniques of Fine Arts, Head of Department

of DPI and Design, Federal University of Karachay-Cherkess Y.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: aliealina@mail.ru

INTERNATIONAL-REGIONAL TRADITION IN THE EDUCATION OF DESIGNERS. The article discusses a process of using national-regional traditions in the course of training students - future designers. The research and influence ofnational-regional traditions on the formation of the main features of modern design as a sphere of human activity and academic discipline considers the role and place they can play in its further development. The article outlines the most significant pedagogical conditions, which contribute to the most successful use of national-regional traditions in the process of training future designers and their implementation in the country's universities. An effective form of development of the regional component of design thinking is "business games" that induce future designers in various situations related to the preservation and development of design means of cultural images and everyday life of certain national-ethnic communities of the republic.

Key words: design, design as academic discipline, national identity in design, design thinking, national and regional traditions of Karachay-Cherkess Republic, processes of globalization.

А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. ДПИ и дизайна ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»,

г. Карачаевск, Е-mail: aliealina@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

В данной статье рассмотрен процесс использования национально-региональных традиций в ходе подготовки студентов - будущих дизайнеров. При исследовании влияния национально-региональных традиций на формирование основных особенностей современного дизайна как сферы человеческой деятельности и учебной дисциплины рассматривается роль и место, которую они могут играть в его дальнейшем развитии. В статье изложены наиболее значимые педагогические условия, способствующие успешному использованию национально-региональных традиций в процессе подготовки будущих дизайнеров, и их реализация в вузах страны. Эффективной формой развития регионального компонента дизайнерского мышления являются «деловые игры», которые вводят будущих дизайнеров в различные ситуации, связанные с сохранением и развитием дизайнерскими средствами образов культуры и повседневной жизни тех или иных национально-этнических общностей республики.

Ключевые слова: дизайн, дизайн как учебная дисциплина, национальное своеобразие в дизайне, дизайнерское мышление, национально-региональные традиции КЧР, процессы глобализации.

Существующая в рамках дизайна как отрасли деятельности и академической дисциплины проблема национального своеобразия, имеющая особую актуальность для полиэтнического населения Карачаево-Черкесской Республики, тесно связана с проблемой соотношения традиции и новаторства, характерной для культуры и искусства. В этой связи закономерно возрастает необходимость выявления оптимальных условий развития дизайна с учётом национальной, традиционной культуры. Последняя способна не только развить у будущих дизайнеров эстетический вкус и профессиональное отношение к материальной культуре, но и, как мы убедимся в этом ниже, определить пути развития современного дизайна. В этой связи широкое применение национально-региональных традиций Карачаево-Черкесии в процессе вузовской подготовки будущих специалистов в данной области вызывает определённый интерес и требует подробного рассмотрения. Роль гуманитарного, в частности, этно-национального компонента в подготовке будущих дизайнеров в последнее время возрастает [1 - 7]. В этой связи небезынтересно отметить, что с момента своего возникновения дизайн в значительной степени опирался на декоративно-прикладное искусство. Последнее, в свою очередь, воплощает особенности национального характера, мен-тальности, мировосприятия соответствующего этноса [3, с. 130]. При создании материально-пространственной среды дизайнер работает для конкретного заказчика, являющегося представителем той или иной национально-культурной общности. Следовательно, чтобы будущий специалист мог понимать, в чём состоят потребности заказчика, у него необходимо сформировать определённый уровень познаний в области эргономики, психологии, маркетинга, чувство стиля, особенно важное в условиях такого полиэтничного и поликультурного региона, как

КЧР хороший эстетический вкус, богатое творческое воображение, готовность и способность учиться [2]. Далее, проектируя различные предметы материальной культуры в пространственную среду, дизайнер придает им определенные функциональные и эстетические черты, отчасти тем самым способствуя формированию личностных качеств заказчика. В свою очередь, важной в ряду личностных качеств является национальная и культурная идентичность, особенно актуальная в условиях республики и России в целом. В этой связи приобщение будущих дизайнеров к богатствам культуры народов Карачаево-Черкесии приобретает особенную важность.

В ситуации дальнейшего усиления процессов глобализации в социокультурной сфере значение сохранения национально-культурного своеобразия стран и регионов возрастает. В немалой степени это относится к Карачаево-Черкесской Республике с её неповторимым разнообразием национальных культур. И недаром в Постановлении Правительства республики от 26 января 2017 г за № 2 об утверждении программы «Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики на 2017 - 2022 годы» поддержка и развитие народного творчества наряду с аналогичными мерами в области профессионального искусства названы в числе важных направлений культурной политики в регионе [6]. При этом важная роль принадлежит национальным традициям дизайнерской деятельности [6, с. 220]. По этой причине национально-этническому компоненту в обучении будущих дизайнеров в системе высшего образования КЧР необходимо уделять особое внимание.

Современный дизайн, таким образом, призван не только отражать и преобразовывать существующую действительность, но также создавать новую ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.