Научная статья на тему 'Использование национально-региональных традиций в процессе подготовки студентов – будущих дизайнеров'

Использование национально-региональных традиций в процессе подготовки студентов – будущих дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / дизайн как учебная дисциплина / национальное своеобразие в дизайне / дизайнерское мышление / национально-региональные традиции КЧР / процессы глобализации / design / design as academic discipline / national identity in design / design thinking / national and regional traditions of Karachay-Cherkess Republic / processes of globalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Р. Алиева

В данной статье рассмотрен процесс использования национально-региональных традиций в ходе подготовки студентов – будущих дизайнеров. При исследовании влияния национально-региональных традиций на формирование основных особенностей современного дизайна как сферы человеческой деятельности и учебной дисциплины рассматривается роль и место, которую они могут играть в его дальнейшем развитии. В статье изложены наиболее значимые педагогические условия, способствующие успешному использованию национально-региональных традиций в процессе подготовки будущих дизайнеров, и их реализация в вузах страны. Эффективной формой развития регионального компонента дизайнерского мышления являются «деловые игры», которые вводят будущих дизайнеров в различные ситуации, связанные с сохранением и развитием дизайнерскими средствами образов культуры и повседневной жизни тех или иных национально-этнических общностей республики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL-REGIONAL TRADITION IN THE EDUCATION OF DESIGNERS

The article discusses a process of using national-regional traditions in the course of training students – future designers. The research and influence ofnational-regional traditions on the formation of the main features of modern design as a sphere of human activity and academic discipline considers the role and place they can play in its further development. The article outlines the most significant pedagogical conditions, which contribute to the most successful use of national-regional traditions in the process of training future designers and their implementation in the country’s universities. An effective form of development of the regional component of design thinking is “business games” that induce future designers in various situations related to the preservation and development of design means of cultural images and everyday life of certain national-ethnic communities of the republic

Текст научной работы на тему «Использование национально-региональных традиций в процессе подготовки студентов – будущих дизайнеров»

Библиографический список

1. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовное развитие личности. В диапазоне гуманитарного знания: сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия: Мыслители. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001; Выпуск 4.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991: 118 - 140.

3. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

4. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

5. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.

References

1. Foht-Babushkin Yu.U. Iskusstvo i duhovnoe razvitie lichnosti. V diapazone gumanitarnogo znaniya: sbornik k 80-letiyu professora M.S. Kagana. Seriya: Mysliteli. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obschestvo, 2001; Vypusk 4.

2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1991: 118 - 140.

3. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.

4. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

5. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.

Статья поступила в редакцию 04.04.20

УДК 378

Aliyeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Painting and Teaching Techniques of Fine Arts, Head of Department

of DPI and Design, Federal University of Karachay-Cherkess Y.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: aliealina@mail.ru

INTERNATIONAL-REGIONAL TRADITION IN THE EDUCATION OF DESIGNERS. The article discusses a process of using national-regional traditions in the course of training students - future designers. The research and influence ofnational-regional traditions on the formation of the main features of modern design as a sphere of human activity and academic discipline considers the role and place they can play in its further development. The article outlines the most significant pedagogical conditions, which contribute to the most successful use of national-regional traditions in the process of training future designers and their implementation in the country's universities. An effective form of development of the regional component of design thinking is "business games" that induce future designers in various situations related to the preservation and development of design means of cultural images and everyday life of certain national-ethnic communities of the republic.

Key words: design, design as academic discipline, national identity in design, design thinking, national and regional traditions of Karachay-Cherkess Republic, processes of globalization.

А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. ДПИ и дизайна ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»,

г. Карачаевск, Е-mail: aliealina@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

В данной статье рассмотрен процесс использования национально-региональных традиций в ходе подготовки студентов - будущих дизайнеров. При исследовании влияния национально-региональных традиций на формирование основных особенностей современного дизайна как сферы человеческой деятельности и учебной дисциплины рассматривается роль и место, которую они могут играть в его дальнейшем развитии. В статье изложены наиболее значимые педагогические условия, способствующие успешному использованию национально-региональных традиций в процессе подготовки будущих дизайнеров, и их реализация в вузах страны. Эффективной формой развития регионального компонента дизайнерского мышления являются «деловые игры», которые вводят будущих дизайнеров в различные ситуации, связанные с сохранением и развитием дизайнерскими средствами образов культуры и повседневной жизни тех или иных национально-этнических общностей республики.

Ключевые слова: дизайн, дизайн как учебная дисциплина, национальное своеобразие в дизайне, дизайнерское мышление, национально-региональные традиции КЧР, процессы глобализации.

Существующая в рамках дизайна как отрасли деятельности и академической дисциплины проблема национального своеобразия, имеющая особую актуальность для полиэтнического населения Карачаево-Черкесской Республики, тесно связана с проблемой соотношения традиции и новаторства, характерной для культуры и искусства. В этой связи закономерно возрастает необходимость выявления оптимальных условий развития дизайна с учётом национальной, традиционной культуры. Последняя способна не только развить у будущих дизайнеров эстетический вкус и профессиональное отношение к материальной культуре, но и, как мы убедимся в этом ниже, определить пути развития современного дизайна. В этой связи широкое применение национально-региональных традиций Карачаево-Черкесии в процессе вузовской подготовки будущих специалистов в данной области вызывает определённый интерес и требует подробного рассмотрения. Роль гуманитарного, в частности, этно-национального компонента в подготовке будущих дизайнеров в последнее время возрастает [1 - 7]. В этой связи небезынтересно отметить, что с момента своего возникновения дизайн в значительной степени опирался на декоративно-прикладное искусство. Последнее, в свою очередь, воплощает особенности национального характера, мен-тальности, мировосприятия соответствующего этноса [3, с. 130]. При создании материально-пространственной среды дизайнер работает для конкретного заказчика, являющегося представителем той или иной национально-культурной общности. Следовательно, чтобы будущий специалист мог понимать, в чём состоят потребности заказчика, у него необходимо сформировать определённый уровень познаний в области эргономики, психологии, маркетинга, чувство стиля, особенно важное в условиях такого полиэтничного и поликультурного региона, как

КЧР хороший эстетический вкус, богатое творческое воображение, готовность и способность учиться [2]. Далее, проектируя различные предметы материальной культуры в пространственную среду, дизайнер придает им определенные функциональные и эстетические черты, отчасти тем самым способствуя формированию личностных качеств заказчика. В свою очередь, важной в ряду личностных качеств является национальная и культурная идентичность, особенно актуальная в условиях республики и России в целом. В этой связи приобщение будущих дизайнеров к богатствам культуры народов Карачаево-Черкесии приобретает особенную важность.

В ситуации дальнейшего усиления процессов глобализации в социокультурной сфере значение сохранения национально-культурного своеобразия стран и регионов возрастает В немалой степени это относится к Карачаево-Черкесской Республике с её неповторимым разнообразием национальных культур. И недаром в Постановлении Правительства республики от 26 января 2017 г за № 2 об утверждении программы «Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики на 2017 - 2022 годы» поддержка и развитие народного творчества наряду с аналогичными мерами в области профессионального искусства названы в числе важных направлений культурной политики в регионе [6]. При этом важная роль принадлежит национальным традициям дизайнерской деятельности [6, с. 220]. По этой причине национально-этническому компоненту в обучении будущих дизайнеров в системе высшего образования КЧР необходимо уделять особое внимание.

Современный дизайн, таким образом, призван не только отражать и преобразовывать существующую действительность, но также создавать новую ре-

альность в соответствии с учетом этно-национапьного компонента республики [1, с. 133]. Последний находит своё отражение в использовании знаний по традиционной культуре и искусству, способствуя формированию творческой личности в соответствии с таким приоритетом развития культуры в КЧР, как «формирование системы нравственных ориентиров, гармонизация межнациональных отношений» [6]. Реализация соответствующих знаний и навыков в будущей профессиональной практике дизайнеров с большой вероятностью будет способствовать созданию новых, самобытных культурных ценностей. Тем самым достигается ещё один приоритет культурной политики правительства республики, в Постановлении от 26 января 2017 г сформулированный как «обеспечение доступности объектов сферы культуры, сохранение и актуализация культурного наследия» [6].

Можно выделить следующие параметры будущего дизайнера, компетентного в области традиционной культуры:

1. Уверенное знание истории региона, а также традиций, способствующих преемственности художественного опыта в соответствии с одним из планируемых результатов программы развития культуры в республике [6].

2. Владение традиционными приёмами прикладного искусства, характерными для народов Карачаево-Черкесии.

3. Изучение технологий, расширяющих арсенал технических приёмов, известных в сфере его профессиональной деятельности, в том числе их поиск в области традиционных культуры и искусства народов Карачаево-Черкесии [3].

4. Ответственное отношение к межкультурной преемственности и другим стилеобразующим процессам, способствующее эффективному осуществлению проектных решений в соответствии с главной целью программы развития культуры в КЧР - реализацией стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности, республики и государства [6].

В виду вышеизложенного педагогические условия для успешного использования национально-региональных традиций в процессе подготовки будущих дизайнеров выглядят следующим образом:

1. Создание этнохудожественной культурно-образовательной среды, основанной на традициях этнопедагогики в КЧР в соответствии с программой развития культуры, предусматривающей создание условий для сохранения и развития исполнительских и изобразительных искусств.

2. Интеграция в рамках высшего образования республики педагогических технологий, форм и методов академического, этнопедагогического и народно-декоративного характера.

3. Организация выставочной и конкурсной активности будущих дизайнеров, способствующая реализации такого приоритета культурной политики региона, как обеспечение доступности культурных объектов, актуализация и сохранение соответствующего наследия.

4. Создание альянсов с творческими союзами и центрами народных промыслов.

Эффективной формой развития регионального компонента дизайнерского мышления являются «деловые игры», которые вводят будущих дизайнеров в различные ситуации, связанные с сохранением и развитием дизайнерскими средствами образов культуры и повседневной жизни тех или иных национально-этнических общностей республики. Так, в ходе развития регионального и дизайнерского мышления студентов с целью реализации регионального компонента перспективно обращение к концепции культурного ландшафта [7, с. 97]. Последний состоит из следующих элементов:

1. Артефакты - продукты материальной культуры, включая результаты производственной и хозяйственно-бытовой деятельности, земледелия, жилища, продукты традиционных промыслов народов КЧР

2. Социофакты - результаты социального взаимодействия людей, относящихся к тем или иным культурно-этническим общностям республики, деятельности религиозных, общественных и политических организаций, традиции, обычаи, ритуалы.

3. Ментифакты включают такие сферы человеческой деятельности, как искусство, образование, наука, религия, национальное самосознание, философия или историческая память [5, с. 239].

В современном информационном обществе изучение будущими дизайнерами национально-региональных традиций желательно начинать с рассмотрения ментифактов, в своей совокупности формирующих культурный и эстетический «имидж» КЧР, а равно и потенциал дальнейшего развития республики [1, с. 138]. При этом особую важность имеет изучение произведений искусства,

Библиографический список

на основании которых можно выявить те характеристики традиционного образа жизни народов Карачаево-Черкесии, которые могут быть полезны в целях разработки дизайнерских проектов.

Использование достижений народного творчества представителей различных культурно-этнических общностей, проживающих в регионах РФ, в частности в Карачаево-Черкесской Республике, позволило сформировать такую разновидность дизайна, как «этнодизайн». Данная тенденция представляется вполне закономерной, если учесть, что этнические мотивы, как уже говорилось, являются устойчивой тенденцией современной дизайнерской практики. Механизмы отбора элементов этнического дизайна включают:

1. Цитирование, т.е. воспроизведение оригинальных композиций традиционного изобразительного искусства.

2. Стилизацию объектов дизайнерской деятельности с использованием мотивов народного творчества.

3. Ассоциативные творческие решения народных традиций в дизайнерской деятельности [7, с. 102].

Таким образом, отражение этнокультурных традиций народов КЧР в дизайне находит свое выражение как в прямом цитировании объектов этнического искусства, так и в преобразовании визуального материала, генерирующем новые формы, сохраняющие визуальную связь с прототипом [5, с. 239].

Методика внедрения этнокультурных традиций в современную практику дизайн-проектирования должна основываться на широком конструктивном применении средств декоративно-прикладного искусства, позволяющих формировать у студентов творческие навыки и расширить арсенал методов для решения будущими дизайнерами различных задач, связанных с профессиональной деятельностью. Особенностью таких средств являются следующие признаки:

• стилевые - совокупность признаков, отобранных народом и определяющих канон традиционных эстетических воззрений, в дизайне - базовая форма;

• изобразительно-выразительные - средства дизайна являются общими и для орнамента;

• проектно-конструкторские, включающий обобщение законов композиции, гармонизацию и пропорционирование [7].

Реализуя на практике основные педагогические условия, необходимые для успешного использования национально-региональных традиций в процессе подготовки будущих дизайнеров, профессорско-преподавательский состав Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, способствуя достижению такого планируемого результата реализации программы развития культуры, как «формирование комфортной среды обитания и обеспечение преемственности культурных традиций», поддерживает постоянные научные и творческие связи с работниками просвещения и культуры других регионов. Преподаватели и студенты принимают участие в научно-практических конференциях семинарах, художественных выставках. С 1993 г в этой образовательной организации действуют музей и выставочный зал, где систематически экспонируются учебные и творческие работы студентов и преподавателей. С 2002 г. осуществляется обучение по таким специальностям, как «Дизайн среды» и «Декоративно-прикладное искусство», таким образом, осуществляется также предусмотренное программой «предоставление максимальных возможностей для раскрытия творческого потенциала и творческой самореализации граждан» [6].

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что современный дизайн призван не только преобразовывать существующую действительность, но и создавать новую реальность с учетом этно-национального компонента республики. Можно говорить о следующих педагогических условиях успешного использования национально-региональных традиций КЧР в процессе подготовки будущих дизайнеров: создание этнохудожественной культурно-образовательной среды, основанной на традициях этнопедагогики, интеграция в рамках высшего образования республики педагогических технологий, форм и методов академической, народно-декоративной и этнопедагогической направленности, организация творческой выставочной и конкурсной активности будущих дизайнеров, создание альянсов с творческими союзами и центрами народных промыслов.

Вышеперечисленные условия с успехом реализуются профессорско-преподавательским составом Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева в соответствии с основными положениями Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики об утверждении государственной программы «Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики на 2017 - 2022 годы».

1. Быстрова Т.Ю. Необходимость регионального компонента в образовании дизайнеров. Available at: http://www.taby27.ru/

2. Иванова Е.Ю., Хохлов А.Н. Этнокультурная составляющая в современном графическом дизайне на примере книжной иллюстрации нартского эпоса осетин. Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы. Москва: Буки-Веди, 2015; Т. 2: 183 - 190.

3. Каменец А.В., Иванова Е.Ю., Гольцева О.С. Освоение национально-этнического компонента в вузовской подготовке современного дизайнера. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4: 236 - 240.

4. Лаврентьева О.С., Иванова Е.Ю., Ларшина А.А. Составляющие элементы фирменного стиля: из практики проектирования тематического кафе. Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования. Москва, 2017: 90 - 99.

5. Мазина Ю.И. Национальные традиции декоративно-прикладного искусства в современном дизайне. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Барнаул, 2012.

6. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики об утверждении государственной программы «Развитие культуры Карачаево-Черкесской Республики на 2017- 2022 годы». Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0900201702020006

7. Ульянова Н.Б. Формирование этнохудожественной культуры у будущего дизайнера в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.

References

1. Bystrova T.Yu. Neobhodimost'regional'nogo komponenta v obrazovanii dizajnerov. Available at: http://www.taby27.ru/

2. Ivanova E.Yu., Hohlov A.N. 'Etnokul'turnaya sostavlyayuschaya v sovremennom graficheskom dizajne na primere knizhnoj illyustracii nartskogo 'eposa osetin. Kultura, iskusstvo, obrazovanie v informacionnom prostranstve tret'ego tysyacheletiya: problemy i perspektivy. Moskva: Buki-Vedi, 2015; T. 2: 183 - 190.

3. Kamenec A.V., Ivanova E.Yu., Gol'ceva O.S. Osvoenie nacional'no-'etnicheskogo komponenta v vuzovskoj podgotovke sovremennogo dizajnera. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 4: 236 - 240.

4. Lavrent'eva O.S., Ivanova E.Yu., Larshina A.A. Sostavlyayuschie 'elementy firmennogo stilya: iz praktiki proektirovaniya tematicheskogo kafe. Hudozhestvennoe prostranstvo kul'tury tret'ego tysyacheletiya: problemy nauki i obrazovaniya. Moskva, 2017: 90 - 99.

5. Mazina Yu.I. Nacional'nye tradicii dekorativno-prikladnogo iskusstva v sovremennom dizajne. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Barnaul, 2012.

6. Postanovlenie Pravitel'stva Karachaevo-Cherkesskoj Respubliki ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy «Razvitie kul'tury Karachaevo-Cherkesskoj Respubliki na 2017 -2022 gody». Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0900201702020006

7. Ul'yanova N.B. Formirovanie 'etnohudozhestvennojkul'tury ubuduschego dizajnera v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

Статья поступила в редакцию 04.03.20

УДК 372.461.2

Arkhipova Yu.I., senior lecturer, Department of Primary Education, Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia),

E-mail: dorriy@ya.ru

PEDAGOGICAL STRATEGIES FOR ORGANIZING EDUCATIONAL SPEECH COMMUNICATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE LEARNING PROCESS. The article deals with the development of the speech experience of primary school students through the use of pedagogical strategies in the learning process. The article reveals the concept of "educational speech communication", substantiates the importance of creating special pedagogical conditions for the effective organization of educational speech communication. The structure of pedagogical strategies "Speech utterance", "Dialogue-polylogue", "Discourse" is described. The author presents characteristic features of pedagogical strategies, shows the stages of work taking into account their specificity and possible ways to organize the appropriate procedures. Special attention is paid to the use of pedagogical strategies "Speech utterance" and "Discourse" in primary schools. Examples of students' speech works are given.

Key words: junior school student, learning process, pedagogical strategies, speech experience.

Ю.И. Архипоеа, ст. преп., Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург,

E-mail: dorriy@ya.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается вопрос о развитии речевого опыта учащихся начальной школы посредством использования педагогических стратегий в процессе обучения. Раскрывается понятие «образовательная речевая коммуникация», обосновывается важность создания специальных педагогических условий для эффективной организации образовательной речевой коммуникации. Описана структура педагогических стратегий «Речевое высказывание», «Диалог - полилог», «Дискурс». Автором приведены характерные особенности педагогических стратегий, показаны этапы работы с учётом их специфики и возможные способы организации соответствующих процедур. Особое внимание обращено на использование педагогических стратегий «Речевое высказывание» и «Дискурс» в начальной школе. Приводятся примеры речевых произведений учащихся.

Ключевые слова: младший школьник, процесс обучения, педагогические стратегии, речевой опыт.

Современные условия гуманизации образования требуют от учителя начальных классов создания специальных педагогических условий, направленных на развитие речевого опыта младшего школьника. В этом случае деятельность учителя в процессе обучения ориентирована на организацию образовательной речевой коммуникации. Под образовательной речевой коммуникацией понимается процесс интеллектуального и эмоционального обмена информацией при освоении содержания образования на основе коммуникативной ситуации, направленной на формирование речевого опыта младшего школьника. Развитие речевого опыта во всех видах речевой деятельности проявляется в процессе обучения в различных ситуациях общения:

- ситуация-побуждение мотивирует младшего школьника к речевому высказыванию;

- ситуация-диалог предполагает диалогическое взаимодействие в контексте определенного учебного содержания;

- ситуация-коммуникативное событие направлена на достижение диалогического согласия в отношении предметного содержания;

- ситуация-дискурс помогает конструировать совместный диалогический опыт для интерпретации предметно-смыслового содержания учебного предмета.

В процессе обучения младших школьников с помощью коммуникативных ситуаций или их комбинаций реализуются такие педагогические стратегии, как «Речевое высказывание», «Диалог - полилог», «Дискурс».

В нашей статье мы рассматриваем педагогическую стратегию как совокупность коммуникативных действий, обеспечивающих планирование взаимодействия в зависимости от субъектов этого взаимодействия и хронотопа коммуникативной ситуации, а также реализацию этого плана при формировании речевого опыта младшего школьника [1 - 4].

Планирование каждой педагогической стратегии связано с пониманием этапов или шагов, которые обусловливают ход направляющих процедур.

Так, педагогическая стратегия «Речевое высказывание» выстраивается на основе ситуации-побуждения и включает следующие этапы:

- мотивацию - представление учащимся разнообразных предметов, образов, слов, видеофрагментов, слайдов для включения фантазии, воображения, проявления интеллектуальных, волевых, творческих усилий;

- понимание - уточнение смысла слов, выбор словосочетаний, предложений, использование других знаков и символов;

- высказывание - создание и презентация младшими школьниками небольшого устного высказывания.

Результатом стратегии будут составленные младшими школьниками монологические высказывания, отражающие понимание ими смысла учебного задания.

Следующая педагогическая стратегия «Диалог - полилог» реализуется на основе ситуации-диалога. Направляющие процедуры реализуются поэтапно:

- мотивация - актуализация интереса учащихся к предмету коммуникации;

- понимание - вхождение в тематическое пространство (чтение, прослушивание текста, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдение);

- диалог - словесное обозначение собственного понимания проблемы;

- интерпретация - оформление смыслов учащихся для самих себя;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рефлексия - выражение смыслов для других участников коммуникативного взаимодействия.

Результатом реализации этой стратегии будут выступать диалог и/или полилог, ориентированные на актуализацию интереса учащихся к предмету коммуникации и погружение в тематическое пространство.

На основе ситуации-дискурса и/или ситуации-коммуникативного события выстраивается педагогическая стратегия «Дискурс». Содержание каждого этапа направлено на реализацию педагогической стратегии, а именно:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.