Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы профессиональной подготовки бакалавров-дизайнеров в условиях академической мобильности'

Проблемы и перспективы профессиональной подготовки бакалавров-дизайнеров в условиях академической мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее художественное образование / дизайн / академическая мобильность / национально-региональный компонент / higher art education / design / academic mobility / national-regional component.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. В. Шокорова, Н. С. Мамырина

В статье рассматривается вопросы повышения качества подготовки будущих дизайнеров – выпускников вузов в условиях интернационализации образования и развивающейся академической мобильности. Анализируются проблемы современного дизайн-образования, выявляются его сущностные аспекты, требующие осмысления и совершенствования с учетом международным и региональных требований, запросов и потребностей общества. Авторами подчеркивается особая роль в создании целостного образовательного пространства, базирующегося на глубоком освоении национальных культур с учетом регионального компонента. В этом контексте авторы выделяют важность овладения опытом социальных коммуникаций, приобретения опыта изобразительной и технической деятельности как способности к трансформации художественных идей в соответствии с требованиями социального заказа. В статье предлагается комплекс специальных положений по успешному вхождению как российских, так и иностранных студентов в мировой культурно-художественный процесс дизайнерского проектирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. В. Шокорова, Н. С. Мамырина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELOR STUDENTS MAJORING IN DESIGN IN CONDITIONS OF ACADEMIC MOBILITY

The article considers issues of improving the quality of training of design students at universities in conditions of internationalization of education and developing academic mobility. Problems of modern education in design are analyzed, its essential aspects are identified, which require reflection and improvement taking into account international and regional requirements, requests and needs of society. The authors emphasize the special role in the creation of a holistic educational space based on the deep development of national cultures, taking into account the regional component. In this context, the authors emphasize the importance of learning the experience of social communications, acquiring the experience of visual and technical activities and as the ability to transform artistic ideas in accordance with the requirements of social order. The article proposes a set of special provisions on successful entry of both Russian and foreign students into the world cultural and artistic process of design.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы профессиональной подготовки бакалавров-дизайнеров в условиях академической мобильности»

Успешность использования культурно-досуговой деятельности в воспитании подростков обусловлена тем, что досуг основывается на принципе абсолютной добровольности, удовольствия, на эмоционально-чувственном восприятии.

Немаловажен факт того, что культурно-досуговая деятельность является одним из основных постулатом воплощения принципатов демократии: свобода слова, гласность, раскрепощенное сознание. Многообразие идей и здоровая конкуренция в культурно-досуговой деятельности позволяет утолить любые запросы подрастающего поколения. Подростки способны реализоваться и проявить себя в условиях досуга как практически, так и духовно.

Исходя из вышеизложенного, отметим, что культурно-досуговая деятельность является одним из основных инструментов реализации патриотического воспитания подростков.

Перед специалистами культурно-досуговой деятельности встает необходимость решения следующих задач, неразрывно связанных с патриотическим воспитанием подростков:

- направление подростков на гуманизм и общечеловеческие жизненные ценности, постановку сверхзадач и объективную самооценку результатов собственной деятельности;

- становление нравственно ориентированного сознания и духовных потребностей индивида, чувства внутренней свободы и самоуважения, филантропии и сострадания;

- формирование чувств гражданственности и патриотизма, развития национального сознания и культуры;

Библиографический список

- воспитание у подростков чувства потребности в приобщении к общечеловеческим и культурным ценностям, формирование общеэстетического вкуса и художественных ценностей, желания накопления и развития духовно-нравственных ценностей, приобщение к культуре своей Родины;

- знакомство подростков с общепринятыми нормами нравственности, формирование чувства уважения к национальным традициям, развитие уровня законопослушности, профессиональной этики;

- выявление и развитие индивидуальных личностных задатков на базе характерных особенностей конкретного индивида, развитие творческих способностей и стремления к саморазвитию;

- ориентирование подростков на ведение здорового образа жизни, желание создать семью и воспитать следующее поколение в духовно-нравственном ключе.

Патриотическое воспитание, являющееся одним из приоритетных направлений государства, должно быть постоянным и системным.

Создание системы патриотического воспитания посредством культурно-до-суговой деятельности предполагает консолидацию учреждений культуры с общественными и образовательными организациями.

При создании условий для удовлетворения потребностей подрастающего поколения, таких как общение со сверстниками, чередование видов деятельности, развитие творческих способностей, повышение уровня своей нравственности, формирование толерантности и солидарности, взаимодействие учреждений культуры с общественными и образовательными организациями, позволит комплексно решить проблему патриотического воспитания подростков.

1. Зорин В.Ю. Выступление на совместном расширенном заседании совета Ассамблеи народов России и координационного совета Молодежной ассамблеи народов России «Мы - россияне» 31.12.2019 г. Available at: https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/48068

2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

3. Абушенко В.Л. Личность. Новейший философский словарь. Составитель А.А. Грицанов. Минск: Издательство В.М. Скакун, 1998.

4. Лучков Н.А., Калугин РА. Трансформация государственно-патриотической идеологии на постсоветском пространстве. Вестник ПАГС. 2014; № 3 (42). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/transformatsiya-gosudarstvenno-patrioticheskoy-ideologii-na-postsovetskom-prostranstve

5. Шульга И.И. Педагогическая анимация: учебное пособие для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2019.

6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Москва: Издательство Московского государственного университета культуры, 2007.

7. Андреева А.А. Особенности организации досуговой деятельности подростков. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2015.

8. Гладких В.В. Досуговая деятельность высших учебных заведений как основа реализации гражданско-патриотического воспитания молодежи. Вестник ТГУ. 2011. № 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovaya-deyatelnost-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-kak-osnova-realizatsii-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi

References

1. Zorin V.Yu. Vystuplenie na sovmestnom rasshirennom zasedanii soveta Assamblei narodov Rossii i koordinacionnogo soveta Molodezhnoj assamblei narodov Rossii «My -rossiyane» 31.12.2019 g. Available at: https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/48068

2. O gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

3. Abushenko V.L. Lichnost'. Novejshij filosofskijslovar'. Sostavitel' A.A. Gricanov. Minsk: Izdatel'stvo V.M. Skakun, 1998.

4. Luchkov N.A., Kalugin R.A. Transformaciya gosudarstvenno-patrioticheskoj ideologii na postsovetskom prostranstve. Vestnik PAGS. 2014; № 3 (42). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-gosudarstvenno-patrioticheskoy-ideologii-na-postsovetskom-prostranstve

5. Shul'ga I.I. Pedagogicheskaya animaciya: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Yurajt, 2019.

6. Zharkov A.D. Tehnologiya kul'turno-dosugovojdeyatel'nosti. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury, 2007.

7. Andreeva A.A. Osobennosti organizacii dosugovoj deyatel'nosti podrostkov. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Perm': Merkurij, 2015.

8. Gladkih V.V. Dosugovaya deyatel'nost' vysshih uchebnyh zavedenij kak osnova realizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi. Vestnik TGU. 2011. № 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovaya-deyatelnost-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-kak-osnova-realizatsii-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi

Статья поступила в редакцию 10.02.20

УДК 37.05

Shokorova L.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: Larazmei@mail.ru

Mamyrina N.S., Cand. of Art Criticism, V.M. Shukshin Altai State Humanitarian-Pedagogical University (Biysk, Russia), E-mail: kafdiz@mail.ru

PROBLEMS AND PROSPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELOR STUDENTS MAJORING IN DESIGN IN CONDITIONS OF ACADEMIC MOBILITY. The article considers issues of improving the quality of training of design students at universities in conditions of internationalization of education and developing academic mobility. Problems of modern education in design are analyzed, its essential aspects are identified, which require reflection and improvement taking into account international and regional requirements, requests and needs of society. The authors emphasize the special role in the creation of a holistic educational space based on the deep development of national cultures, taking into account the regional component. In this context, the authors emphasize the importance of learning the experience of social communications, acquiring the experience of visual and technical activities and as the ability to transform artistic ideas in accordance with the requirements of social order. The article proposes a set of special provisions on successful entry of both Russian and foreign students into the world cultural and artistic process of design.

Key words: higher art education, design, academic mobility, national-regional component.

Л.В. Шокорова, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: Larazmei@mail.ru

Н.С. Мамырина, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина,

г. Бийск, E-mail: kafdiz@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В УСЛОВИЯХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

В статье рассматривается вопросы повышения качества подготовки будущих дизайнеров - выпускников вузов в условиях интернационализации образования и развивающейся академической мобильности. Анализируются проблемы современного дизайн-образования, выявляются его сущностные аспекты, требующие осмысления и совершенствования с учетом международным и региональных требований, запросов и потребностей общества. Авторами подчеркивается особая роль в создании целостного образовательного пространства, базирующегося на глубоком освоении национальных культур с учетом регионального компонента. В этом контексте авторы выделяют важность овладения опытом социальных коммуникаций, приобретения опыта изобразительной и технической деятельности как способности к трансформации художественных идей в соответствии с требованиями социального заказа. В статье предлагается комплекс специальных положений по успешному вхождению как российских, так и иностранных студентов в мировой культурно-художественный процесс дизайнерского проектирования.

Кточевые слова: высшее художественное образование, дизайн, академическая мобильность, национально-региональный компонент.

Процессы глобализации всех сфер общественной жизни привели к формированию «многоуровневой и многосторонней системы всемирной, экономической, политической и культурной интеграции» [1, с. 6]. В этих условиях актуализировались задачи модернизации высшей российской школы, направленные на унификацию системы образования и приведение ее в соответствие с общеевропейскими требованиями к качеству подготовки специалистов. Т.М. Трегубова отмечает, что решающим фактором необходимости интернационализации высшего образования является «национальная обособленность профессиональных школ, проявляющаяся в признании дипломов и специализаций, развитии международных форм образовательного аудита и оценки качества, вопросах международной аккредитации» [2, с. 35].

Преодоление этого конфликта возможно лишь в условиях формирования единого интеграционного образовательного пространства, способного существенно увеличить возможности самореализации выпускников вузов на международном уровне. Несомненно, интернационализация образования позволяет расширить выбор академических направлений подготовки, по каким-либо причинам недоступных в конкретном регионе, углубить знания как о других культурах, так и в своей профессиональной сфере, сформировать способности к межкультурной и межнациональной коммуникации, а также получить двойной диплом, разрешающий практиковать на зарубежном рынке труда.

Вместе с тем именно процессы интернационализации вызывают угрозу переосмысления культурных и социальных ценностей, обезличивания их эт-но-национальных особенностей, изменения эстетических ориентаций, приводящих к поиску новых идеалов и, как следствие, к потере идентичности и разрушению индивидуальной целостности личности молодого поколения. По мнению А.Б. Вебера, «в настоящее время происходит формирование унифицированной глобальной культуры сознания, лишенной или почти лишенной локального (национального, этнического, конфессионального) своеобразия» [3, с. 15]. Широкая распространенность и общедоступность массовой культуры как процесса «гомогенизации» активизирует нарастание стереотипности и единообразия в создании культурной продукции и визуальной среды, формируя восприятие современного потребителя и его отношение к окружающей действительности.

В этой связи наибольшую остроту приобретает проблема подготовки нового поколения дизайнеров, призванных «не только отражать и преобразовывать существующую действительность, но и создавать новую реальность в соответствии с гуманистическими и эстетическими идеалами, формирующую гуманистически и эколого-сообразную систему социальных отношений с учетом этно-наци-онального компонента» [4, с. 236].

Существуя в разных формах и базируясь на границах совершенного и безобразно-агрессивного, дизайн оказывает мощнейшее воздействие на формирование личности и чувственности человека, развитие его эстетических начал и художественного вкуса, осознание этнической принадлежности к конкретной национальной общности, определяющей его идентичность как гражданской личности. Поэтому особое значение в подготовке дизайнеров-специалистов приобретает опора на национальные культуры с учетом их регионального своеобразия, освоение которых позволит создавать эстетически выразительные предметно-пространственные культурно-социальные среды, эффективно воздействующие на воспринимающее сознание современного социума.

Особую проблематичность в обучении дизайну вызывает разработка содержания национально-регионального компонента, что связано с интернациональным характером групп обучающихся, состоящих как из иностранных, так и российских студентов. Развивающийся международный характер современного образования и расширение партнерских связей способствовал привлечению в региональные вузы студентов из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Монголии, Кореи и т.д.

Являясь представителями социумов с различными культурами, традициями, системами норм и ценностей, иностранные студенты должны в короткие сроки не только войти в социальные отношения, преодолеть языковой барьер и сложности межнациональной коммуникации, но и освоить новую для них иноязычную российскую культуру. Вместе с тем определенные сложности вызывает

и разный уровень базового образования в области искусства, иные технологии и методики обучения в стране прежнего проживания студентов, а также менталитет, накладывающий отпечаток на характер восприятия образовательной среды вуза и общение с преподавательским составом. Эти же проблемы возникают и у российских студентов, обучающихся или проходящих стажировку в зарубежных вузах.

Очевидно, что профессиональная подготовка дизайнера, в том числе иностранного, не может не отражать культурное своеобразие той страны, в которой он получает образование, но при этом требует глубокого погружения в окружающую на момент обучения социально-культурную среду конкретного региона. Такая установка в первую очередь связана со спецификой дизайнерской деятельности, основанием для которой выступает процесс проектирования конкретного продукта, обладающего рациональностью, удобством и эстетичностью. При этом ведущим фактором выступает и ориентация на экономические ценности, конкурентную необходимость в продвижении товаров, вызывающая смещение от эстетического образа продукта в сферу его потребительского имиджа, активно воздействующего на эмоциональное восприятие человека.

Как известно, наиболее эффективное восприятие дизайнерского продукта возникает у потребителей в условиях моментального узнавания определенного культурного кода или знака, генетически заложенного в сознании умения воспроизводить лежащие в структуре личности глубокого слоя воспоминания. Такое «бессознательное» формируется в процессе длительного воздействия на человека социально-культурной и природной среды со свойственными ей «вещными архетипами». «Все это объединяется понятием «культурная память», вбирающим в себя не только горизонтальные связи (с современным природным и культурным окружением), но и связи по вертикали с предшествующими и грядущими поколениями» [5, с. 53]. Поэтому так велико значение включения в продукт дизайнерского проектирования этнокультурных региональных компонентов.

Формирование проектной культуры начинающего дизайнера, в том числе иностранного студента, базируется на целенаправленном эмоционально-аналитическом наблюдении окружающей действительности, позволяющим выявить актуальные проблемы, требующие дизайнерского решения. Вместе с тем сознательное акцентирование внимания на реальных природных объектах позволяет студентам познавать их и переделывать в своих интересах. Воздействуя на органы чувств и прежде всего на зрение, воспринимающие объекты посредством сложного психического процесса их анализа, осмысления и переработки формируются в представления и понятия, выступающие основой художественного образа дизайнерского продукта.

В этом контексте представляется важным варьирование тем при проектировании новых объектов в рамках учебных заданий, акцентирование внимание на национальных традициях и особенностях природной среды прежнего места проживания иностранного студента. В частности, учебное задание по проектированию общественного интерьера может иметь направленность на оформление кафе в национальном стиле и т.д. Глубокие знания национально-культурных традиций, личностные ощущения этнообщности привнесут в результат проектирования неискаженные и размытые черты национального стиля, четкое эмоционально-чувственное и образное преобразование, позволяющее потребителям визуально воспринимать конкретные особенности определенной этнокультуры. Широкий блок гуманитарных и художественных дисциплин, характерный для фундаментального российского образования, позволит приобрести иностранным студентам не только глубокие теоретические знания и профессиональные умения и навыки, но и способствует успешному вхождению иностранных студентов в мировой культурно-художественный процесс дизайн-проектирования.

Сегодня среди молодого поколения и за рубежом, и в России преобладает мнение, что, овладев компьютерными технологиями и современными графическими редакторами, любой человек может стать дизайнером. Не имея профессионального образования и, как следствие, развитого художественного вкуса, не понимая целей и задач дизайн-проектирования и игнорируя достижения культурно-художественной составляющей своего произведения, такие «дизайнеры» создают китчевую продукцию, основанную только на коммерческой прибыли и

вызывающую визуальное неприятие и эмоциональное отрицание. Кроме того, повсеместное распространение продукции, не наполненной внутренним содержанием, формирует у потребителя иные эстетические ценности, которые в будущем могут превратиться в искаженный художественный идеал.

С.Б. Поморов, анализируя проблемы современного дизайн-образования, подчеркивает, что от выпускников вузов сегодня требуется широкий спектр навыков, «от владения традиционными художественно-графическими техниками до современных пакетов прикладных компьютерных программ» [6, с. 81]. Важнейшее значение имеет умение формировать оригинально-образный авторский замысел дизайнерского продукта, соответствующий социально-культурным и экономическим потребностям общества. При этом владение компьютерными технологиями выступает лишь инструментом выражения замысла, средством его грамотной визуальной подачи заказчику, но отнюдь не самодовлеющим процессом.

Мультидисциплинарность обучения дизайну заключается в единстве гуманитарных знаний, умения в изобразительной форме передать идею проекта и технических навыков ее визуального моделирования. Только дизайнер, «обладающий художественным видением и вкусом, способен создать целостное и выразительное изображение, полностью отвечающее заложенному в него смыслу, без чего дизайн не может осуществлять свое прикладное назначение» [7, с. 143]. Изучение различных национальных культур, а также иностранных языков дает прочную основу для развития интеллекта, формирует массив знаний и ценностей, активизирует мыслительные процессы, важные для создания нового креативно-концептуального дизайнерского продукта.

В отличие от гуманитарных фундаментальных знаний технические навыки в условиях активного развития информационных технологий достаточно устаревают. Обновление версий графических редакторов, различных приложений, печатного и станочного оборудования требует новых знаний и подходов, которые базируются на способности к саморазвитию. Навык собственного обучения, мировоззренческое восприятие и культурное освоение мира и есть те ключевые умения, которые приобретаются в вузе и закладывают основу для дальнейшей профессиональной самореализации.

Российские студенты, желающие получить образование в области дизайна за рубежом, также должны понимать, что хотя зарубежные вузы гораздо более оснащены и близки к переднему краю науки, существуют определенные сложности с освоением этой профессии. Обучение на родном

Библиографический список

языке всегда качественнее в связи с тем, что прерогатива родной речи - это возможность передать различные подсмыслы и контексты, позволяющие более ярко изложить мысль, а не только донести информацию. Вместе с тем после длительного проживания на иноязычной и этнокультурной территории процесс адаптации в родной, но ставшей инородной среде вызывает стрессовые ситуации.

Одним из наиболее эффективных способов получения зарубежного образования и соответственно двойного диплома, имеющего очевидные преимущества, является прохождение краткосрочных стажировок, которые значительно финансово дешевле, чем обучение по полномасштабной программе за рубежом. Организация таких стажировок требует от образовательных организаций гармонизации учебных планов и стандартов, а от желающих получить иностранное образование - основательной языковой подготовки. При этом не происходит длительная потеря контакта со своей страной и родными.

Также одним из способов получения зарубежного образования могут служить различные формы дистанционного обучения, в рамках которых возможно разрабатывать совместные дизайн-проекты с иностранными студентами. Такой формат обучения способствует взаимному обогащению как с культурной, так и с профессиональной точки зрения, формирует межкультурные коммуникации и умение работать в команде.

Таким образом, интернационализация образования, являясь одним из приоритетных направлений в странах Европы, в настоящее время активно внедряется в российскую высшую школу. Расширение международного сотрудничества в рамках академической мобильности, безусловно, открывает широкие возможности как российским, так и иностранным студентам для саморазвития и самореализации на мировом рынке труда. Эти обстоятельства требуют взаимного согласования в разработке гибких образовательных программ и учебных планов, внедрения разных форм дистанционного обучения и онлайн-курсов, базирующихся на глубинном освоении национальных культур и их региональном своеобразии. Приоритетом в обучении дизайну выступает овладение системой фундаментальных гуманитарных знаний с позиции собственной и иной культур, позволяющих осмыслить межнациональную полифоничность и сформировать толерантное мировоззрение, необходимое в условиях межкультурной интеграции в современное глобальное общество. Адаптация усвоенного опыта проявится в создании оригинальных и креативных дизайнерских продуктах, обладающих эстетическими и художественными качествами.

1. Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

2. Трегубова Т.М. Формирование академической мобильности студентов профессиональных школ в условиях международной образовательной интеграции. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009; № 1: 35 - 39.

3. Вебер А.Б. В поисках новой парадигмы развития. Век глобализации. 2013; № 1 (11): 14 - 26.

4. Гольцева О.С. Освоение национально-этнического компонента в вузовской подготовке современного дизайнера. Мир науки, культуры, образования. 2018: 236 - 239.

5. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. Москва: АСТ: Хранитель, 2007.

6. Поморов С.Б. Черты нового витка развития российского дизайн-образования. Современный дизайн и проблемы дизайн-образования: сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2018: 78 - 83.

7. Соколов М.В. Развитие дизайнерского мышления магистров в процессе проектирования объектов дизайна. Инноватика в современном образовании: от идеи до практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2018: 143 - 149.

References

1. Verbickij A.A. Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoe obuchenie. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1999.

2. Tregubova T.M. Formirovanie akademicheskoj mobil'nosti studentov professional'nyh shkol v usloviyah mezhdunarodnoj obrazovatel'noj integracii. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2009; № 1: 35 - 39.

3. Veber A.B. V poiskah novoj paradigmy razvitiya. Vek globalizacii. 2013; № 1 (11): 14 - 26.

4. Gol'ceva O.S. Osvoenie nacional'no-'etnicheskogo komponenta v vuzovskoj podgotovke sovremennogo dizajnera. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018: 236 - 239.

5. Berdyaev N.A. Smysl tvorchestva: Opyt opravdaniya cheloveka. Moskva: AST: Hranitel', 2007.

6. Pomorov S.B. Cherty novogo vitka razvitiya rossijskogo dizajn-obrazovaniya. Sovremennyj dizajn i problemy dizajn-obrazovaniya: sbornik materialov I Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo universiteta, 2018: 78 - 83.

7. Sokolov M.V. Razvitie dizajnerskogo myshleniya magistrov v processe proektirovaniya ob'ektov dizajna. Innovatika v sovremennom obrazovanii: ot idei do praktiki: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 2018: 143 - 149.

Статья поступила в редакцию 02.03.20

УДК 378

Bodina Ye.A, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Musical Art, Culture and Arts Institute of Moscow City Pedagogical University

(Moscow, Russia), E-mail: bodinae@mail.ru

Solertovskaya N.K., Cand of Sciences (Pedagogy), teacher of children's music school n.a. Joseph Haydn (Moscow, Russia),

E-mail: Solertovskayan@mail.ru

INTERPRETATION OF POLYPHONIC WORKS BY J.S. BACH IN THE PROCESS OF BECOMING A YOUNG MUSICIAN. The article considers artistic, expressive and technical features of J.S. Bach's polyphonic music as performed by young musicians. Typical rhythmic, melodic, tempo, dynamic, and articulation features of the interpretation of his vocal and instrumental works are described in accordance with style and tradition of Baroque music. A parallel is drawn between the vocal and clavier works of J. S. Bach, emphasizing their religious context, the nature of melody and thematicism. Typical difficulties faced by the teacher and students both

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.