УДК 378
Esekkuev K.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev
(Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE INTRODUCTION OF THE METHOD OF DESIGN SITUATIONS INTO TRAINING OF DESIGNERS IN UNIVERSITY EDUCATION. Design education at a higher design school is primarily focused on the formation of knowledge and skills of using means and ways of transformation of materials, energy and information in a final consumer's product, the development of diverse qualities of students and their professional ability to adapt to ever-changing socioeconomic conditions. This imposes certain requirements to professional training of designers. The author concludes that taking into account the specifics of the profession of designer is to identify the main directions of improving the training of designers on the basis of finding the best correlation of artistic, aesthetic, engineering, social and other components of the profession. The method of design situations allows integrating most of these components, making it extremely effective. The regular use of the method of design situations in the educational process expands the experience of students in the perception of samples of standards, design solutions of spatial environment, stimulates the expression of empathy, developing emotional responsiveness and tolerance. All these qualities are extremely necessary for future designers.
Key words: students, design education, design situation.
К.В. Эсеккуев, канд. пед. наук, доц. каф. декоративно-прикладного искусства и дизайна, Карачаево-Черкесский
государственный университет им. У.Д, Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДИЗАЙН-СИТУАЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗОВСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Высшее дизайнерское образование направлено, прежде всего, на формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; развитие разносторонних качеств студентов и способности их профессиональной адаптации к постоянно изменяющимся социально экономическим условиям. Это предъявляет определённые требования к профессиональной подготовке дизайнеров. Автор делает вывод о том, что с учётом специфики профессии дизайнера главным является выявление направлений совершенствования подготовки дизайнеров на основе нахождения оптимального соотношения художественных, эстетических, инженерных, социальных и других составляющих профессии. Метод дизайн-ситуаций позволяет интегрировать в себе большинство из этих составляющих, что делает его крайне эффективным.
Ключевые слова: студенты, дизайн-образование, дизайн-ситуации.
Подготовка дизайнеров в условиях вуза - это сложная и многоуровневая система, находящаяся в постоянном изменении и корреляционном поиске. Эти изменения обусловлены исторической подвижностью самого предмета дизайна, границ его практической и теоретической интерпретации. На структуру и содержание подготовки дизайнеров в условиях вуза влияют также состояние системы образования в целом, а также степень направленности государственной образовательной политики в подготовке дизайнеров конкретно.
В настоящее время проблему развития высшего дизайнерского образования можно представить как движение к двум основным качествам: к образованию открытому, гражданскому и к образованию креативному, творческому. Цели открытого образования: воспитание и образование дизайнера не только как проектировщика, но и как мыслителя (философа, методолога), как учёного-первооткрывателя (социолога, психолога, эколога), как инженера-исследователя (конструктора, технолога, экономиста), как менеджера, как художника-новатора и т. д. [1].
Образование креативное означает, что студенты должны не только стремиться к творчеству, а постоянно пребывать в творческом бытии изначально и всегда.
Высшее дизайнерское образование направлено на:
- формирование у студентов качеств творческой, активной и легко адаптирующейся личности;
- подготовку студентов к осознанному профессиональному самоопределению в конкретной области дизайна;
- развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально экономическим условиям [2; 3].
Как показал анализ литературы, дизайнерское мышление должно включать в себя следующие параметры (Таблица 1) [4]:
Тем самым специфика дизайнерского мышления состоит в следующем:
- в понимании целесообразности и рациональности вещей;
- в наличии в продуктах деятельности новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности к проектированию;
- в системном владении логическими операциями;
- в знании способов создания эстетически грамотной вещи и гармонической среды.
В современном дизайнерском образовании наиболее разработана теория и методика проектно-художественной деятельности. Основа мировоззрения любого специалиста, в том числе и в
Таблица 1
Структурообразующие параметры дизайнерского мышления
№ Параметры дизайнерского мышления Их характеристики
1) целесообразность способность соотносить поставленную дизайнерскую задачу с собственным замыслом, достижение поставленной цели
2) рациональность выбор наиболее выгодных, экономных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения.
3) новизна и оригинальность нешаблонность, использование нестандартных форм, методов, способов решения задачи, продуктивные способы деятельности.
4) гибкость способность высказывать многообразие идей.
5) стилевое чутье понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем
6) цветовая гармония умение создать цветовые сочетания, производящие впечатление колористической уравновешенности, цельности, единства
Таблица 2
Основные группы дизайн-ситуаций
№ Группа дизайн- ситуаций Её содержание и значение в профессиональной подготовке Примеры
1. Первая их группа позволяет через восприятие и исследование современных материальных образцов отделочных материалов, колористического и светового формирования конкретного интерьера, прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей, анализ классических и современных образцов-эталонов интерьера расширять чувственный опыт, что в дальнейшем поможет в принятии правильных дизайнерских решений в конкретных и реальных ситуациях «Акустическая среда офиса», «Свето-колористическое решение современного торгового комплекса», «Ткани для детской комнаты» и т.д.
2. Вторая группа дизайн-ситуаций помогает приобрести опыт проявления эмпатии к собеседникам в решении любой проектировочной задачи в области дизайна интерьера. Развёртывание диалога, «разговора» с предполагаемым заказчиком позволяет развивать у студентов эмоциональную отзывчивость, а значит, делает возможным более успешное выполнение проекта в будущем «Оформление детской комнаты в квартире» «Комната для молодой семьи», «Рабочий кабинет руководителя», «Фойе детской школы искусств»
3. Третья группа дизайн-ситуаций развивает у будущих дизайнеров навыки использования нетрадиционных, новаторских проектно-художе-ственных решений, что является важным показателем их творчества и креативности. Степень яркости, активности, остроты формы, пластичность, цветность, динамичность - всё это является инструментарием для генерирования индивидуального интерьерного образа «Информационные системы в интерьере» «Природные компоненты в интерьере общественных зданий», «Использование нестандартного оборудования в интерьере» и др.
области дизайна - это свежий, непредвзятый взгляд на предмет, процесс или ситуацию. Как считают учёные-практики, мировоззрение будущего дизайнера можно и необходимо формировать, а также подвергать коррекции через систему упражнений, тренировку в процессе решения необычных, запутанных, остроумных дизайн-ситуаций.
Дизайн-ситуация - это метод упражнения студентов в решении различных дизайнерских задач, содержащих проблему и отличающихся друг от друга используемым учебным материалом, а также степенью сложности задач.
Метод дизайн-ситуаций не сводится к прямой передаче знаний и умений, а направлен на самостоятельное их приобретение при прямом соприкосновении с изучаемыми реальными ситуациями, предполагает обучение на собственном опыте.
В связи с этими задачами, по мнению ряда педагогов-практиков [5 и др.] возможно использование трёх групп дизайн-ситуаций (таблица 2)
Как показал опыт, при постоянном и регулярном применении в учебном процессе метода дизайн-ситуаций решаются следующие основные задачи:
- развиваются навыки поиска новых, неожиданных и, главное, нетрадиционных, новаторских решений;
Библиографический список
- расширяется опыт студентов при восприятии образцов-эталонов, образцов-аналогов дизайнерского решения предметно-пространственной среды;
- стимулируется проявление эмпатии, развивается эмоциональная отзывчивость и толерантность, крайне необходимая будущему дизайнеру.
Известно, что обучение происходит эффективней тогда, когда учебный материал вводится не как описательный, а как содержащий реальную проблему, ситуацию. Метод дизайн-ситуаций, используемый в начале каждого занятия по проектированию предметно-пространственной среды, является важным при формировании и коррекции мировоззрения студентов, при овладении ими навыками будущей профессии.
Таким образом, с учётом специфики профессии дизайнера главным является выявление направлений совершенствования подготовки дизайнеров на основе нахождения оптимального соотношения художественных, эстетических, инженерных, социальных и других составляющих профессии. Метод дизайн-ситуаций позволяет интегрировать в себе большинство из этих составляющих, что делает его крайне эффективным.
1. Штейнберг В.Э. Дидактический дизайн как творческая деятельность педагога. Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. 2007; Вып. 2 (41): 217.
2. Смирнова Т.В., Афанасьева Е.А. Развитие креативности в непрерывном архитектурном образовании. Вектор архитектурного образования - рациональный прагматизм или концептуальные фантазии. Казань, 2006.
3. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. Санкт-Петербург, 2007.
4. Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. Нальчик, 1997.
5. Абоимова И.С. Дизайн-образование: инновации в методике обучения в вузе. Paradigmata poznani. 2014; 1.
References
1. Shtejnberg V.'E. Didakticheskij dizajn kak tvorcheskaya deyatel'nost' pedagoga. Vestnik UMO po professional'no-pedagogicheskomu obrazovaniyu. 2007; Vyp. 2 (41): 217.
2. Smirnova T.V., Afanas'eva E.A. Razvitie kreativnosti v nepreryvnom arhitekturnom obrazovanii. Vektor arhitekturnogo obrazovaniya -racional'nyjpragmatizm ilikonceptual'nye fantazii. Kazan', 2006.
3. Grecov A.G. Trening kreativnosti dlya starsheklassnikovi studentov. Sankt-Peterburg, 2007.
4. Thagapsoev H.G. Dizajn kak fenomen kul'tury i obrazovaniya. Nal'chik, 1997.
5. Aboimova I.S. Dizajn-obrazovanie: innovacii v metodike obucheniya v vuze. Paradigmata poznani. 2014; 1.
Статья поступила в редакцию 03.05.16