Научная статья на тему 'Проблема развития творческой способности в формировании индивидуального стиля художественно-проектной деятельности студента-дизайнера'

Проблема развития творческой способности в формировании индивидуального стиля художественно-проектной деятельности студента-дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЕ УМЕНИЕ / КОМПОНЕНТ / CREATIVITY / THE FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE / ARTISTIC AND DESIGN ACTIVITY / TECHNICAL CREATIVITY / DEFININING EXPERIMENT / ARTISTIC AND DESIGN SKILLS / COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизов А.А., Абдуллоева А.У.

В статье рассмотренны вопросы обучения будущих дизайнеров в рамках высшего учебного заведения, которые осуществляют художественно-проектную деятельность, охватывающую создание предметной среды (машины, вещи, интерьеры), основанную на принципах удобства, экономичности и красоты. Отличается, что индивидуальный стиль деятельности студента-дизайнера является важной составляющей в развитии профессиональной индивидуальности будущего дизайнера, и процесс обучения в вузе должен быть ориентирован и нацелен на его развитие и совершенствование, поскольку наличие индивидуального стиля деятельности это визитная карточка вполне сформировавшейся, яркой и самобытной личности, знатока своего дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of the development of creative abilities in the formation of art and designed activity of a designer student

The article describes and experimentally investigates future designers training in higher educational establishments of artistic and design activity with the creation of the subject environment (cars, things, interiors) based on the principles of convenience, efficiency and beauty. Individual style of activity of the student-designer is an important component in the development of the professional identity of the future designer and learning in high school should be oriented and aimed at its development and improvement, since the presence of individual style of activity an identity card of fully formed, bright and original person, a connoisseur of the job.

Текст научной работы на тему «Проблема развития творческой способности в формировании индивидуального стиля художественно-проектной деятельности студента-дизайнера»

13.00.00.ИЛМХОИ ПЕДАГОГЙ 1З.ОО.ОО.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00.PEDAG0GICAL SCIENCES

13.00.02. НАЗАРИЯ ВА УСУЛХ,ОИ ТАЪЛИМУ ТАРБИЯ 13.00.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 13.00.02. THEORY AND METHOD OF TRAINING AND

EDUCATION

УДК 159.9 А.А. АЗИЗОВ

ББК 74.58 А.У.АБДУЛЛАЕВА

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА

Профессия «дизайнер» (от английского ''design'' - проект, план, рисунок) появилась в нашей стране сравнительно недавно, всего несколько десятилетий назад. Дизайнер - это, прежде всего, художник - конструктор, осуществляющий художественно-проектную деятельность, охватывающую создание предметной среды (машины, вещи, интерьеры) и основанную на принципах удобства, экономичности и красоты. Поэтому не удивительно, что «...дизайнер в своей художественно-проектной деятельности находится в постоянном творческом контакте с различными специалистами: инженерами-конструкторами, технологами, специалистами искусства, экономики, социологии, и работает над созданием средств промышленного производства эстетически совершенных и высококачественных серийных и штучных изделий для удовлетворения потребностей человека и общества» (6, 65). Главной функциональной задачей дизайнера и, одновременно, главной сложностью в его работе является «.приведение в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Художественно-проектная деятельность дизайнера неповторима по своему характеру, так как в ней неразрывно связаны между собой три вида творческой деятельности: художественная, научная и техническая, поэтому визуальный язык дизайнерской мысли формируется и развивается в процессе художественного и научно-технического творчества» (12, 35). Деятельность дизайнера, по мнению А.И. Асессорова, - «целеустремленные действия по разработке и воплощению замысла в конечном результате, т.е. дизайн - проекте, с использованием как заимствованных, так и собственных, решающих проблему знаний, умений и навыков» (3, 81). Перед началом своей художественно-проектной деятельности дизайнер определяет направление творческого поиска для решения поставленной задачи, в которой будут учтены вопросы стилистического, функционального, объемно-пространственного, цветового, колористического характера, которая имеет историко-культурное, материальное, социальное и нравственное значения, с расчетом на возможно быстрое отыскание оптимального художественно - конструкторского решения.

«Цель художественно-проектной деятельности - создание продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего личную или социальную значимость» (9,120). Художественно - проектная подготовка в ходе решения дизайнерской задачи обучения развивает художественный вкус, пространственное и конструкторское мышление, вырабатывает умение предвидеть и предупреждать возможные последствия осуществляемой деятельности, а также умение логично, рационально и эффективно расходовать материалы и природные ресурсы. Художественно-проектные умения студентов определяют степень

228

развития художественно-проектной деятельности в целом, которая зависит от степени формирования индивидуального стиля.

Таким образом, работа по развитию творческой личности будущего дизайнера при обучении в вузе требует выявления и изучения особенностей индивидуального стиля деятельности, раскрытия психолого-педагогических условий его формирования, так как наличие у студента индивидуального стиля уже говорит о том, что он способен к успешному выполнению художественно-проектной деятельности. С тех пор, как стиль стал предметом научного изучения, рядом ученых (Е.А. Климовым, К. Левиным, А.Н. Леонтьевым, В.С. Мерлиным, Г.У. Олпортом, Я. Стреляу и др.) было определено, что он является одним из важнейших механизмов приспособления индивида ко всем видам деятельности. Индивидуальный стиль деятельности, согласно их научным выводам, представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, испоьзуемых впроцессе деятельности для решения постанавленных задач. Из этого следует, что требования, конкретной деятельностью найду способ выполнения, который приведет к успеху.

В научных работах по индивидуальному стилю деятельности обычно приводят два его определения, сформулированные Е.А. Климовым: первое (в узком смысле слова) - это есть «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности»; и второе (в широком смысле этого слова) - это «индивидуально -своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» (4, 49). Данные определения позволяют сделать вывод, что цель индивидуального стиля деятельности состоит в том, что человек сознательно или неосознанно учитывает свои индивидуальные особенности как объективные условия деятельности и, соответственно, в совокупности всех условий организует эту деятельность. В результате ознакомления с исследованиями, посвященными вопросам художественно-проектной деятельности дизайнера, ее характеристики, индивидуального стиля деятельности, нами было дано определение понятию «индивидуальный стиль художественно-проектной деятельности студента-дизайнера». По нашему мнению, индивидуальный стиль художественно-проектной деятельности студента-дизайнера - это устойчивая система способов деятельности, обусловленная не только индивидуальными типологическими особенностями свойств нервной системы, но и морфо- физиологическими, психологическими и личностными, обеспечивающая последовательное и направленное изменение и преобразование личности студента и его опыта, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности с целью достижения оригинального, нестандартного решения, нового качественного состояния объекта.

Основа индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера содержится в его функциях: познавательно-активной, созидательной, рефлексивной, преобразовательной, исследовательской, креативной, отражательной, технологической, эстетической, компенсаторной, в удовлетворении личных потребностей в самореализации, самовыражении, самоактуализации, самодостаточности и общении. Эти функции реализуются через следующие компоненты: проектировочный, исследовательский, организаторский, коммуникативный, аналитико - оценочный, инновационный, творческий, эмоционально - и мотивационный.

Процесс формирования стиля художественно- проектной деятельности студента-дизайнера предусматривает корректировку содержания самой деятельности: изменение количества и содержания действий, необходимых для достижения оптимального результата (по принципу: минимум действий - максимум достижений), возникновение новых идей, новых и усовершенствованных товаров и технологических процессов, подтверждающих инновационный характер деятельности дизайнера, в ходе которой инновационная продукция выражается не только как конкретная вещественная форма, но и может быть в не овеществленной форме. Подобная корректировка содержания и структуры деятельности неизбежно должна привести к коренным изменениям личности студентов в мотивационной, коммуникативной, творческой и исследовательской основах, расширить их знания, развить

навыки, умения и т.д., что и является целью процесса формирования индивидуального стиля художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров. Исходя из этого можно заключить, что основу процесса формирования индивидуального стиля художественно-проектной деятельности составляет уровневый подход. Его применение позволяет осуществлять процесс развития как переход с одного уровня на другой, более содержательный и сложный, и тем самым достигнуть качественного улучшения деятельности в процессе ее становления. Уровневый подход эффективно формирует индивидуальный стиль и продвигает индивида на все более высокие и совершенные ступени деятельности.

При формировании стиля следует обязательно рассмотреть индивидуальные способности студентов - дизайнеров в овладении профессиональными умениями и навыками. Известно, что «скоростные свойства нервной системы человека значительно влияют на динамику овладения профессиональными умениями и навыками» (10,13). В.С. Мерлин в качестве одного из условий формирования индивидуального стиля рассматривает «положительное отношение к деятельности» (7, 113). Иключая эти качества, следует принимать во внимание такие факторы обучения, как «обеспечение полной ориентировочной основы действия и организация строгого контроля хода усвоения трудовых умений и навыков» (4, 13), «учет индивидуальных особенностей учащихся при групповой работе» (13,35), «психологическое просвещение обучающих и обучающихся» (12,15) и т.д. Индивидуальный стиль творческой деятельности студента-дизайнера характеризуется присущими только ему техническими приемами и способами работы, которые развиваются в совокупности с его личными качествами и отношением к окружающему миру. Когда студент-дизайнер демонстрирует нестандартный подход к решению дизайнерской задачи - оригинальный по своей задумке и ранее никем не применяемый, это свидетельствует о его таланте и яркой творческой индивидуальности. Выходу на такой высокопрофессиональный уровень и публичную демонстрацию таких способностей и уровня мастерства предшествуют упорный труд, постоянное накопление знаний, умений и навыков.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме способностей индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера должны развивать творческие способности. Рассмотрение подходов к этой проблеме, - развитию творческих способностей -позволило выделить важные для нашего исследования положения.

Мы выяснили, что основа творческих способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам. Но сами понятия - знания, умения, навыки и способности, взаимно обусловлены. С одной стороны, творческие способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а, с другой, в процессе овладения умениями и знаниями происходит развитие творческих способностей.

Развитие способностей совершается по возрастающей, как говорил С.Л. Рубинштейн, «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом возможности представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, т.е. для развития способностей более высокого уровня (8,50).

Способности разделяются на два типа: общие и специальные. В современной психологии способности выявляют с точки зрения психофизиологической функциональности, выделяя умственные, моторные, анемические, речевые и творческие. Скорость, глубина, легкость и просность процесса овладения знаниями, умениями и навиками зависит от способностей, но сами способности не сводяется к умениям и знаниям. Среда, воспитание активно формируют способности, и их развитие идет впроцессе всей жизни.

При этом под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов интеллектуальной и материальной культуры, выполнение новых идей, открытий и изобретений. Иными словами, можно сказать, что творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.

Произведя анализ определения сущности некоторых творческих способностей в работе А.Н. Лука «Психология творчества», мы пришли к выводу, что творческие способности действительно являются сложным синтетическим понятием. Уровень их развития необходимо определять общими критериями направленности на творчество, чувством новизны, критичности и гибкости мышления (5, 95).

В ходе проверки состояния развития технического творчества студента-дизайнера на занятиях по конструированию одежды нами осуществлена педагогическая диагностика процесса технического творчества развития.

В течение констатирующего этапа эксперимента изучалось состояние развития технического творчества студентов на занятиях конструирования одежды. Оценка результатов констатирующего эксперимента осуществлялась с помощью следующих критериев: эмоционального, мотивационного, когнитивного.

Исследование осуществлялось в два взаимосвязанных этапа:

На первом этапе была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по выбранной проблеме. Определены началные теоретические положения, объект, предмет, цель, сформулирована гипотеза исследования, конкретизированы задачи. Проведен констатирующий эксперимент, включивший в себя разработку критериев и педагогическую диагностику уровней творческого развития студентов; разработку и обоснование педагогических условий творческого развития студентов-дизайнеров 1-2 курса. С целью проверки выдвинутой гипотезы разрабатывались пути научно-методического обеспечения формирующего эксперимента. В эксперименте участвовали студенты-дизайнеры1 -го и 2- го курсов.

На втором этапе были обработаны результаты педагогического эксперимента, проанализирован и обобщен эмпирический материал, сформулированы выводы, разработаны рекомендации, которые воплощены в практику преподавания основ конструирования одежды.

На основе выделенных нами критериев осуществлен констатирующий экспериментальный срез, позволивший определить уровень развития технического творчества студента-дизайнера на занятие конструированием одежды и разделить его на низкий, средний и высокий.

Низкий уровень отражает слабую эмоциональность, которая характеризуется равнодушием студентов к объекту деятельности, опасением демонстрировать свое эмоциональное состояние в ходе художественно - проектной деятельности, пассивность в воссоздании технических образов, в высказывании своих суждений по поводу происходящего, в выражении своих чувств выразительными средствами. Этому уровню характерно доминирование мотивов желания получить положительную оценку и похвалу за результаты практической деятельности, отсутствие желания экспериментировать с материалами, формами и т.д.

Средний уровень характеризуется заинтересованностью студентами некоторыми предметами и явлениями окружающей среды, они делают попытки имитировать технические образы, обладают стереотипным мышлением при выражении своих эстетических восприятий по поводу увиденного, сдержанностью чувств при демонстрации собственного эмоционального состояния.

Высокий уровень развития студента характеризуется такими личностными качествами студента, как ощущение красоты, переживание радости, восторга, любование и способность на этой основе эмоционально реагировать на различные проявления окружающего мира. Студенты данного уровня активно манипулируют различными материалами, образами, формами при создании новых моделей. Сравнение данных констатирующего этапа в экспериментальных и контрольных группах показывает незначительную разницу в показателях по каждому из уровней и критериев творческого развития студентов средствами конструирования одежды. Это дало нам основание утверждать, что студенты, в большинстве своем, обладают равным потенциалом к творческому развитию.

Результаты констатирующего экспериментального среза показывают, что более четверти студентов, принимавших участие в эксперименте, имеет низкий уровень развития. К среднему уровню относится наибольшее количество студентов - почти половина. Высокого уровня достигает около трети испытуемых студентов.

Поскольку наибольшее количество студентов относится к низкому и среднему уровню творческого развития средствами конструирования одежды, то можно объективно утверждать о малой эффективности применяемых традиционных педагогических методов и приемов конструирования одежды в обучении студентов. Чтобы повысить эффективность,

необходимо обновление существующих разработок по содержанию, формам и методам обучения в вузе и направить усилия на достижение целостности этого процесса в единстве следующих его составляющих: знания - умения - развитие.

Таблица 1. Итоговый срез уровней развития технического творчества студентов на занятиях по конструированию одежды (в%).

№ п/п УМЕНИЯ Контрольная группа (%) Экспериментальная группа (%)

1 Различить изображения утилитарных и творческих видов труда 78 89

2 Назвать виды творческой деятельности человека 75 87

3 Описать некоторые творческие профессии 72 90

4 Создать нестандартные изображения, композиции 70 88

5 Применять нетипичное сочетание материалов и т.д. 72 86

6 Составить композицию по собственному замыслу 69 87

Сопоставив данные экспериментальной и контрольной групп, приведенные в таблице 1, следует отметить значительную разницу в показателях по каждому из уровней и критериев развития технического творчества студентов на занятиях по конструированию одежды. Эта разница показывает, что большинство студентов экспериментальной группы повысили свой уровень развития в ходе экспериментального обучения, который возрос, по сравнению с данными констатирующего этапа исследования, а число студентов контрольной группы, повысивших свой уровень развития в ходе традиционного обучения, выросло незначительно.

Так, в среднем одна шестая часть студентов экспериментальной группы и четверть студентов контрольной группы и после эксперимента имеют низкий уровень развития. Студентов среднего уровня - 41,2% - ЭГ и 44% - КГ. Высокого уровня творческого развития достигли почти половина студентов экспериментальной группы (43,7%) и лишь треть студентов в контрольной группе (32,7%) (см. диаграмму ниже).

Диаграмма 1.Общий уровень развития технического творчества студентов в экспериментальной и контрольной группах в конце эксперимента.

и экспериментальная группа 82 □ контрольная группа -¡\

В конце экспериментального исследования стало очевидно: в процессе использования разработанной нами экспериментальной методики формирования творческих умений и навыков на занятиях по конструированию одежды у студентов экспериментальной группы,

232

по сравнению с контрольной группой, значительно повысился уровень развития соответствующих умений и навыков. Это свидетельствует об эффективности примененной нами экспериментальной методики (1,218).

Полученные результаты позволили утверждать, что экспериментальная методика творческого направления деятельности на занятиях по конструированию одежды значительно повысила мотивацию студентов к творчеству, способствовала повышению любознательности и самостоятельности в их практической деятельности, которая выражалась в свободном выборе ими средств, материалов и трудовых действий при изготовлении различных технологических изделий. Это наглядно продемонстрировали студенты экспериментальной группы во время работы над творческими задачами. Сравнительный анализ изделий по их качественной характеристике и деятельностному критерию показал, что студенты с высоким уровнем творческого развития имеют оригинальное дивергентное мышление, нешаблонность действий, развитую ассоциативность, фантазию, насыщенность воображения интересными образами.

Результаты проведенного анализа подтверждают соответствие разработанных нами педагогических условий реальному учебно-воспитательному процессу. Нами доказано, что внедрение их в практику управления учебно-воспитательным процессом при изучении учебной дисциплины «Конструирование одежды» способствует обогащению эмоциональной, мотивационной, когнитивной сфер, стимулирует самовыражение в практической творческой деятельности, т.е. позволяет добиться большей эффективности в повышении уровня творческого развития студентов средствами конструирования одежды.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что индивидуальный стиль деятельности студента-дизайнера является важной составляющей в развитии профессиональной индивидуальности будущего дизайнера. Наличие индивидуального стиля деятельности - это визитная карточка вполне сформировавшейся, яркой и самобытной личности.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Азизов, А. А. Дидактические основы формирования технического творчества у учащихся общеобразовательной школы (на примере Республики Таджикистан): дис. док. пед. наук./ А.А. Азизов. - Душанбе, 2013. - 310с.

2.Акимова, М.К. Формирование скоростного двигательного навыка в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервных процессов/ М.К. Акимова. // Психофизиологические вопросы становления профессионала: сб. ст. - М., 1974.- 101с.

3. Асессоров, А.И. Роль проектно-производственной деятельности в формировании профессиональной культуры студента-дизайнера/ А.И. Асессоров // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 9.- 173с.

4. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы/ Е.А. Климов. - Казань, 1969.- 34с.

5. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978.-126с.

6. Михайлов, С.М. История дизайна. Краткий курс: учебник для вузов/ С.М. Михайлов, А.С. Михайлова. - М., 2004.-250с.

7. Очерк теории темперамента / под ред. В.С. Мерлина. 2-е изд. Пермь, 1973.-291с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: 1946. - 94с.

9. Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование (культурно - технологическая концепция развития общества и образования)/ В.Д. Симоненко. - Брянск, 2001.- 203с.

10. Трошкин, В.А. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор/ В.А. Тошкин, С.И. Молдавская, Н.В. Кольченко. - Киев, 1978.-301с.

11.Тухбатуллина, Л.М. Формирование профессиональной компетенции дизайнеров с использованием метода проектов / Л.М. Тухбатуллина.// Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2009. - № 6.- 110с.

12.Шутемова, Е.А. Влияние современного искусства на дизайн-проек-тирование / Е.А. Шутемова.// [Электронный ресурс]: материалы студенческой науч. конференции.

«Актуальные проблемы архитектуры и дизайна - 2005» Архитектон. - 2005. - № 10. -URL: http://archvuz.ru/numbers/2005_2/k25.

13. Щукин, М.Р. Некоторые типологически обусловленные различия в протекании ориентировочной и исполнительной деятельности при усвоении начальных трудовых умений/ М.Р. Щукин. // Вопросы психологии. - 1963. - № 6.-51с.

14. Щукин, М.Р. Преодоление негативных проявлений свойств нервной системы при формировании индивидуального стиля деятельности / М.Р. Щукин.// Теоретические основы, прикладное применение и методики дифференциальной психофизиологии: Республ. сб. - Пермь, 1977.-36 с.

15. Щукин, М.Р. Учет особенностей самооценок при формировании типологически обусловленного индивидуального стиля трудовой деятельности / М.Р. Щукин.// Проблемы интегрального исследования индивидуальности: сб. науч. тр. - Пермь, 1981.-109с.

REFERENCES:

1. Azizov, A.A. Didactic bases of formation of technical creativity of pupils of secondary school (on the example of the Republic of Tajikistan): thesis, doc. ped. Science/ A.A Azizov. -Dushanbe, 2013.- 310 p.

2. Akimova, M.K. Formation of a high-speed motor skill due to the individual characteristics of strength and lability of the nervous processes / M.K. Akimova// Psychophysiological question of becoming a professional: Sat. Art. - M., 1974.- 101p.

3. Assessor, A.I The role of design and production activities in the formation of professional culture of the student designer / A.I. Asessor.// Successes of modern science. - 2009. - № 9.-173 p.

4. Klimov, E.A Individual style of activity depending on the typological properties of the nervous system/ E.A. Klimov. - Kazan, 1969.- 34 р.

5. Luk, A.N Creativity Psychology / A.N. Luk. - M.: Nauka, 1978.-126 р.

6. Mikhailov, S.M. design history. Short course: textbook for high schools/ S.M. Mikhailov, A.S. Mikhailov. - M., 2004.- 250 p.

7. Essay temperament theory / ed. V.S Merlin. 2nd ed. -Perm, 1973. - 291. p.

8. Rubinstein, S.L Fundamentals of General Psychology / SL Rubenstein - M.: 1946.- 94р.

9. Simonenko, V.D Technological culture and education (cultural and technological concept of social development and education)/ V.D. Simonenko. - Bryansk, 2001.- 203р.

10.Grishin, V.A. Functional mobility of nervous processes, and professional selection/ V.A. Grishin, S.I. Moldova, N.V. Kovalenko. - Kiev, 1978.- 301 p.

11. Tuhbatullin, L.M Formation of professional competence of the designers using the method of projects/ L.M. Tuhbatullin. // News of Volgograd State Technical University. - 2009. - № 6.-110 р.

12. Shutemova, E.A Influence of Modern Art on the design projection-tirovanie / E.A. Shutemova.// [electronic resource]: proceedings of scientific student. Conference. "Actual problems of architecture and design - 2005" // Architect. 2005. № 10. URL: http://archvuz.ru/numbers/2005_2/k25

13. Schukin, M.R. Some typologically due to differences in the estimated flow and executive activities in mastering the initial labor skills / M.R. Schukin. // Questions of psychology. - 1963. -№ 6.- 51р.

14. Schukin, M.R Overcoming the negative manifestations of the properties of the nervous system in the formation of individual style of activity / M.R. Schukin // Theoretical bases, methods and applications of differential psychophysiology: Repub. Sat. - Perm, 1977.- 36 р.

Проблема развития творческой способности в формировании индивидуального стиля художественно-проектной деятельности студента-дизайнера

Ключевые слова: творческая способность, формирование индивидуального стиля, художественно-проектная деятельность, техническое творчество, констатирующий эксперимент, художественно-проектное умение, компонент.

В статье рассмотренны вопросы обучения будущих дизайнеров в рамках высшего учебного заведения, которые осуществляют художественно-проектную деятельность, охватывающую создание предметной среды (машины, вещи, интерьеры), основанную на принципах удобства, экономичности и красоты.

Отличается, что индивидуальный стиль деятельности студента-дизайнера является важной составляющей в развитии профессиональной индивидуальности будущего дизайнера, и процесс обучения в вузе должен быть ориентирован и нацелен на его развитие и совершенствование, поскольку наличие индивидуального стиля деятельности - это визитная карточка вполне сформировавшейся, яркой и самобытной личности, знатока своего дела.

Keywords: creativity, the formation of individual style, artistic and design activity, technical creativity, definining experiment, artistic and design skills, component.

The article describes and experimentally investigates future designers training in higher educational establishments of artistic and design activity with the creation of the subject environment (cars, things, interiors) based on the principles of convenience, efficiency and beauty.

Individual style of activity of the student-designer is an important component in the development of the professional identity of the future designer and learning in high school should be oriented and aimed at its development and improvement, since the presence of individual style of activity - an identity card offully formed, bright and original person, a connoisseur of the job.

Сведения об авторах:

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, декан факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: abdu_5@mail. ru

Абдуллаева Адиба Усмоновна, преподаватель кафедры технологии и методики её обучения Худжанского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: a.abdullaeva.90@mail.ru

Information about the author:

Azizov Abdulatif Abduhalimovich, Doctor of Pedagogy, the Dean of the Faculty of Graphics and Technology, Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: abdu_5@mail.ru

Abdullaeva Adiba Usmonovna, teacher for the chair of technology and the methods of its teaching of Khujand State University named after academican B. Gafurov ( Republic of Tajikistan, Khujand) E- mail: a.abdullaeva.90@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В конце XIX и начале XX века появились теории обучения и воспитания, которые рассматривали изобразительное искусство как определенное звено в системе учебно-познавательной деятельности. В их числе педагогика «действия» Августа Лая и прагматическая педагогика Джона Дьюи. «Лай биологизировал педагогику и механически

Issues of the development of creative abilities in the formation of art and designed activity of a designer student

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 371.01 ББК 74.03

М.А. АБДУСАМАДОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.