Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1207
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тренинговые технологии / тренинг / студенты / тренинговые занятия. / training technologies / training / students / training classes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. Х. Ахмадова, Л. С. Озиева, С. С. Цороев

В статье выявлены особенности использования тренинговых технологий в профессиональном образовании студентов. Тренинговые технологии рассматриваются как совокупность различных способов и приемов, направленные на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Тренинг – это процесс, с помощью которого личность обучается чему-то новому, неизведанному для него или аспекту познания. Тренинговые занятия дают возможность преподавателю, проводящему занятия, осознать ключевые характеристики личности, глубоко и всесторонне изучить обучающихся, участников тренинга, повлиять на отношения, которые сложились в группе, поменять взгляды обучающихся, настроить их на дальнейшую самостоятельную работу над собой. Авторы приходят к выводу о том, что студенты, участвующие в тренинговых занятиях, в том числе и тех, которые не соприкасались с проблемами развития в области профессии, находят в приобретенных знаниях и навыках вероятность их использования в практической деятельности своей будущей профессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т. Х. Ахмадова, Л. С. Озиева, С. С. Цороев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USE OF TRAINING TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL EDUCATION OF STUDENTS

The article reveals features of the use of training technologies in the professional education of students. Training technologies are considered as a combination of various methods and techniques aimed at developing a person’s skills and abilities. Training is a process by which a person learns something new, unknown to him or the aspect of knowledge. Training sessions provide an opportunity for the teacher conducting the classes to realize the key personality characteristics, deeply and comprehensively study the students, the training participants, to recognize the key personality characteristics of each of them, influence the relationships that have developed in the group, change the students’ views, and set them up for further independent work. The authors conclude that students participating in training sessions, including those who have not come into contact with development problems in the profession, find the acquired knowledge and skills as an probability of their use in the practical activities of their future profession.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ»

Библиографический список

1. Гавриков А.А. Певзнер М.Н., Шерайзина РМ. Стратегический менеджмент вуза: учебное пособие. Москва: Издательский дом «Новый учебник», 2004.

2. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения: учебное пособие для учителей. Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.

3. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

4. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

References

1. Gavrikov A.A. Pevzner M.N., Sherajzina R.M. Strategicheskij menedzhment vuza: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij dom «Novyj uchebnik», 2004.

2. Kavtaradze D.N. Obuchenie iigra: Vvedenie v aktivnyemetody obucheniya: uchebnoe posobie dlya uchitelej. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut: Flinta, 1998.

3. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizm pedagoga: uspeshnost' i kar'era. Moskva, 2019.

4. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

Статья поступила в редакцию 02.04.20

УДК 378

Akhmadova T.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian and Foreign Literature, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: sovdat@list.ru

Ozieva L.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Physical Education, Ingush State University (Grozny, Russia),

E-mail: luba869@ mail.ru

Tsoroev S.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Physical Education, Ingush State University (Grozny, Russia),

E-mail: salman.72@inbox.ru

FEATURES OF USE OF TRAINING TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL EDUCATION OF STUDENTS. The article reveals features of the use of training technologies in the professional education of students. Training technologies are considered as a combination of various methods and techniques aimed at developing a person's skills and abilities. Training is a process by which a person learns something new, unknown to him or the aspect of knowledge. Training sessions provide an opportunity for the teacher conducting the classes to realize the key personality characteristics, deeply and comprehensively study the students, the training participants, to recognize the key personality characteristics of each of them, influence the relationships that have developed in the group, change the students' views, and set them up for further independent work. The authors conclude that students participating in training sessions, including those who have not come into contact with development problems in the profession, find the acquired knowledge and skills as an probability of their use in the practical activities of their future profession.

Key words: training technologies, training, students, training classes.

Т.Х. Ахмадова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: sovdat@list.ru

Л.С. Озиева, канд. филос. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: luba869@ mail.ru

С.С. Цороев, канд. филос. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: salman.72@inbox.ru

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ

В статье выявлены особенности использования тренинговых технологий в профессиональном образовании студентов. Тренинговые технологии рассматриваются как совокупность различных способов и приемов, направленные на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Тренинг - это процесс, с помощью которого личность обучается чему-то новому, неизведанному для него или аспекту познания. Тренинговые занятия дают возможность преподавателю, проводящему занятия, осознать ключевые характеристики личности, глубоко и всесторонне изучить обучающихся, участников тренинга, повлиять на отношения, которые сложились в группе, поменять взгляды обучающихся, настроить их на дальнейшую самостоятельную работу над собой. Авторы приходят к выводу о том, что студенты, участвующие в тренинговых занятиях, в том числе и тех, которые не соприкасались с проблемами развития в области профессии, находят в приобретенных знаниях и навыках вероятность их использования в практической деятельности своей будущей профессии.

Ключевые слова: тренинговые технологии, тренинг, студенты, тренинговые занятия.

Об использовании тренинговых технологий в деятельности педагогов и психологов написано много. Мы остановимся на особенностях ведения тренинга со студентами, обучающиеся на педагогических направленностях, о которых мало говорится в профессиональной литературе, так как невозможно знать заранее, какой вектор развития приобретет тренинговый процесс.

Каждый тренинг уникален, однако не стоит забывать, что тренинг - это технология обучения, а любая технология подразумевает точное соблюдение определенного этапа деятельности. При этом не стоит исключать из поля зрения тот факт, что данная технология предполагает от ведущего, преподавателя необходимость все время импровизировать и отходить от намеченного плана. Именно своей загадочностью, непредсказуемостью и даже мистической таинственностью он и притягивает [1].

Непосредственно тренинг как психолого-педагогическая технология предполагает оказание помощи обучающимся в том, чтобы осознать собственные потребности, определить поиск способов достижений целей и иерархию их достижения.

Этап подготовки и разработки тренинга предполагает от ведущего представление о результатах, которые необходимо достигнуть, эффект, удовлетворяющий всех его участников. Специфика тренинга заключается в том, что, работая с людьми, с их потребностями, личностными характеристиками, сложившимся мировоззрением и привычным поведением, очень сложно подобрать такую программу с комплексом упражнений, обеспечивающую достижение поставленной цели.

Точность рекомендаций к проведению тренинга зависит также и от адаптации к личностным особенностям и профессиональным возможностям препо-

давателя. С другой стороны, именно использование тренинговой технологии позволяет достигать намеченные цели в оптимальные сроки. То есть хорошо спланированный тренинг - это оптимальный метод достижения образовательных целей по соотношению вложенных в него затрат и достигаемых результатов [2].

В настоящий момент стало актуальным использование тренинговых технологий в образовательном процессе. Описание тренинговых процедур, каталоги игр и упражнений, которые используются на разных видах тренинга, подробно изложены в методической, психологической, педагогической литературе. Казалось бы, составить тренинг при таком обилии вспомогательных пособий и методических подсказок очень просто.

Однако далеко не каждый получает желаемый эффект от тренинга. Вроде бы все указания соблюдены точно. Задания, инструкции к упражнениям даются предельно точно, обстановка, оборудование, помещение - всё соблюдено, а эффекта нет [3].

Осуществляя подготовку к тренингу, необходимо учитывать множество факторов. Даже при ясности и однозначности поставленной перед ним цели, педагог, работающий со студентами, должен хорошо знать специфику и особенности ведения тренинга именно с ними. Рассматривая условия проведения тренинга, следует учитывать уровень имеющейся у них психологической компетентности. Тренинг с будущими педагогами отличается тем, что они знакомы с основами общей, детской, возрастной психологии и должны разбираться в коммуникативных технологиях. Содержание материала для работы с ними обязано быть более глубоким и обладать очевидной гуманистической нацеленностью. Учащийся вуза, побывавший на тренинговых занятиях, в том числе и тех, которые не со-

прикасались с проблемами развития в области профессии, станет находить в приобретенных знаниях и навыках вероятность их использования в практической деятельности своей будущей профессии [4].

Учёт имеющегося временного ресурса также является особенностью организации тренинга. Следует заранее побеспокоиться об исключении возможных «накладок», когда время проведения тренинга будет совпадать с другими мероприятиями (конференции, собрания, мероприятия творческого характера).

Важнейший ресурс тренинга - это группа. Доказано, что студенты эффективнее обучаются во взаимодействии друг с другом, отрабатывая приемы взаимоотношений и перенимая опыт других участников. Законы развития группы, групповая динамика позволяет добиться обеспечения качества тренинга. Если собираются больше двух человек и что-то делают сообща, то возникает группа. Законы группы вступают в силу автоматически, даже если это идет вразрез с желанием участников. И этот факт содержит в себе огромную возможность для развития и обучения. А поскольку групповое взаимодействие на тренинге подчинено определенным принципам и правилам, оно должно быть учтено в общей структуре. Групповая динамика в её естественном течении, никак не контролируемая и не учитываемая тренером, может полностью «загубить» любой тренинг. Педагог должен ещё на подготовительном этапе найти ответ на вопрос: «А на каком этапе развития находится группа?» [5].

Весомое значение, чтобы достичь цели тренинга, имеет умение вдохновлять студентов, увлеченность педагога собственной деятельностью, его безграничная вера в невозможность жизни культурного человека без психологических знаний, наличие гуманистических ценностей, отношение к человеку как к личности.

Какая бы модель не являлась фундаментом тренингового занятия, на достижение каких целей оно не было бы направлено, возможно показать конкретную систему формирования и отработки необходимых навыков.

На первом этапе педагог помогает участниками выявить условия и факторы, возможные препятствия, не позволяющие студенту быть успешным в профессиональной сфере, помогающие определить способы и поведение, демонстрируемые участниками образовательного процесса для того, чтобы его стремления и потребности сохранились неиспользованными. Совершается диагностирование трудностей. В коллективе увеличивается возможность проявления охраны и явного противодействия. Это дает разъяснение закономерностями поведения обучающегося в группе, где у каждого возникает желание подчеркнуть свою индивидуальность, однако конформизм призывает быть похожим на других. У каждого обучающегося своя мотивация, поэтому может проявиться напряжение, демонстрируемое через чрезмерную активность или протест, или пассивность, привлекающие внимание. Не исключены и такие причины активизации защит, которые лежат в области сложившихся (или не сложившихся) взаимных отношений студентов, неточных инструкций педагога, его строгой позиции при организации взаимодействия, для которой характерны фразы-указания: «вы обязаны», «сейчас должны», «я буду осуществлять контролировать, фиксировать, закреплять».

Зачастую проявляется подобный фактор в выражении сопротивления для продолжения работы как выявление или обозначение некомпетентности, неосведомленности или неуспешности обучающихся группы, особенно, если сами члены коллектива не хотят быть в этом уличёнными. Подобное появляется, когда преподаватель начинает использовать участников как объекты влияния, забыв, что не соблюдает их полномочия, независимость, безопасность, сохранность и единство личности.

Следующий этап состоит в стремлении отыскать и сформировать образец оптимальных «способов поведения». Данные образцы имеют все шансы быть ранее знакомы коллективу, так как сформированы и отработаны в данной учебной группе. А могут формироваться в процессе проведения занятия с использованием тренинговых технологий. Участники, получая практическую значимость нового опыта, приступают к рассмотрению вариантов его вероятного использования на практике.

И, наконец, на последнем этапе реальное поведение модифицируется в сторону наибольшего соответствия эталону и закрепляется на практике.

Важно отметить следующее: каким бы опытным не был педагог, который использует в своей практике тренинговые технологии, в его деятельности всегда есть место для самосовершенствования и профессионального саморазвития.

Организационные и методические моменты проведения тренинга

Цели и условия проведения тренинга.

Прежде чем начать работу с использованием тренинговых технологий, преподаватель должен ответить сам себе на два важных вопроса:

1) какова цель проведения тренинга?

2) есть ли все необходимые условия для его проведения? Очевидно, что не стоит начинать работу, если нет четко представленной цели, потому как в этом случае работа не будет иметь смысла, и не представится возможность понять тип тренинга, который следует реализовывать.

Как было уже сказано, тренинговые технологии направлены и на решение ныне существующих проблем обучающихся, и на профилактику их возникнове-

Библиографический список

ния в будущем за счет той возможности научиться решать проблемы, которая им предоставляется.

Ответ на второй вопрос предполагает соблюдение следующих условий:

а) подготовленность педагога к проведению занятий с использованием тренингов;

б) наличие места для возможности провести такое занятие и его достаточную оснащенность;

г) наличие группы людей, которые желают принять участие в занятии подобного рода;

д) наличие тщательно разработанной программы по проведению тренинга.

Подготовленность педагога к проведению тренинга включает в себя обязательное знакомство с теоретическими основами разнообразных тренинговых методов, наличие личного опыта участия в тренингах разных типов, а также ведения групп хотя бы в роли помощника.

Место для проведения занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться так, чтобы исключить возможность случайного постороннего вмешательства и помехи работе. Прекрасно, когда помещение разделено на две половины: первая для занятий, а вторая - для отдыха и медитации, так как продолжительность тренинга может быть и несколько часов.

В качестве рекомендации можно отметить, что продолжительность каждого занятия в образовательных учреждениях должна составлять не больше трех часов с перерывом в 10 минут.

Важный момент - желание ваших будущих участников быть в составе тренинговой группы. Непринудительность к участию считается важным профессионально-этическим условием. По этой причине, используя тренинговые технологии в своей работе, нужно доходчиво довести до сути и необходимости внедрения такой работы в образовательный процесс и замотивировать их на эту деятельность.

Перед началом занятий преподаватель обязан организовать примерный план-конспект тренингового занятия. Безусловно, он будет служить лишь ориентиром, поскольку в ходе реализации не избежать отступления от заготовленных сценариев, а иногда - кардинальных перемен стратегии ведения группы. Однако наличие плана не является обязательным, поскольку его подготовка дает четко понять основной путь к достижению поставленной цели.

Очевидно, что план-конспект необходимо показать более опытным сотрудникам или администрации учреждения (при том условии, что руководитель достаточно профессионально подготовлен). По окончании занятий план-конспект может быть пересмотрен и уточнен и, как прошедший апробацию, утвержден окончательно.

По завершении тренинга необходимо изучить свою деятельность в рамках занятия, учесть ошибки и достижения, обобщить накопленный опыт. Не будет лишним написать анализ по реализации занятия с использованием тренинговых технологий, где будут раскрыты характерные черты протекания группового процесса, выделены успешные и провальные факторы деятельности, дана оценка результативности проведенного занятия и сделаны выводы.

С целью облегчить проведение такого подробного рассмотрения представляется целесообразной непрерывная фиксация основных параметров в течение всего периода проведения занятия. По этой причине следует подводить итоги каждого задания сразу после его окончания. Анализируя каждое проведенное тренинговое занятие, можно использовать простую, но, как показывает опыт, удобную схему его анализа. Постоянное заполнение такого бланка даст возможность накапливать значимый и увлекательный материал, который, безусловно, понадобится в будущем.

В качестве совета можно сказать, что длительность каждого занятия в образовательных учреждениях должна составлять не более трех часов с перерывом в 10 минут.

Итак, мы проанализировали такую форму проведения занятий как тренинг, бесспорным плюсом которого считается высокая эффективность применения времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития индивида. Как показывает практика подготовки специалистов [6, 7 и др.], тренинговые занятия положительным образом сказываются на формировании профессионально значимых личностных качеств. Тренинговые занятия дают возможность преподавателю, проводящему их, осознать ключевые характеристики личности, глубоко и всесторонне изучить обучающихся, участников тренинга, осознать ключевые характеристики личности каждого из них, повлиять на отношения, которые сложились в группе, поменять взгляды обучающихся, настроить их на дальнейшую самостоятельную работу над собой. Тренинговые технологии рассматриваются как совокупность различных способов и приемов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Тренинг - это процесс, с помощью которого личность обучается чему-то новому, неизведанному для него или аспекту процесса познания.

1. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. Москва: Издательство МГУ, 2010.

2. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. Москва: Издательство АСТ, 2017.

3. Духнич Ю. Технология тренинга. Available at: /http://www.smart-edu.com/tehnologiya-treninga.htm

4. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Перевод с немецкого. Москва: Генезис, 2015.

5. Чуркина М., Жадько Н. Тренинг для тренеров на 100%. Секреты интенсивного обучения. Москва: Альпина Паблишер, 2016.

6. Сорокопуд Ю.В., Романюк Е.В. Психолого-педагогические возможности коммуникативного тренинга в формировании основ профессионального общения у студентов техникума. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 259 - 261.

7. Сорокопуд Ю.В., Матюгин Н.Е. Структура профессионально важных качеств специалистов в сфере гостиничного бизнеса. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 39 - 41.

References

1. Petrovskaya L.A. Kompetentnost' v obschenii: social'no-psihologicheskij trening. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 2010.

2. Sidorenko E.V. Trening vliyaniya i protivostoyaniya vliyaniyu. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2017.

3. Duhnich Yu. Tehnologiya treninga. Available at: /http://www.smart-edu.com/tehnologiya-treninga.htm

4. Fopel' K. Tehnologiya vedeniya treninga. Teoriya i prakiika. Perevod s nemeckogo. Moskva: Genezis, 2015.

5. Churkina M., Zhad'ko N. Trening dlya trenerov na 100%. Sekrety intensivnogo obucheniya. Moskva: Al'pina Pablisher, 2016.

6. Sorokopud Yu.V., Romanyuk E.V. Psihologo-pedagogicheskie vozmozhnosti kommunikativnogo treninga v formirovanii osnov professional'nogo obscheniya u studentov tehnikuma. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 259 - 261.

7. Sorokopud Yu.V., Matyugin N.E. Struktura professional'no vazhnyh kachestv specialistov v sfere gostinichnogo biznesa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 39 - 41.

Статья поступила в редакцию 30.03.20

УДК 378

Akhmadova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: akhmadova-64@mail.ru

RELATIONSHIP OF INTEREST AND MOTIVATION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS. The article reveals the relationship of interest and motivation in the educational activities of students. The author proves that it is extremely important for a teacher to understand the meaning of a student's behavior and motivation. If there is a sense in cognitive activity, educational motivation is formed. Unfortunately, real observations indicate that teachers find it difficult to determine the true motivation of students, as they are most often focused on the problem of knowledge transfer. It is concluded that motivation is one of the leading components in educational activity, which determines its focus and effectiveness. Educational-cognitive motivation, in turn, is a decisive factor in the effectiveness and efficiency of the pedagogical process and is one of the resources of the student's educational success. Interest is an integral part of motivation, since a correctly set goal and the possibility of achieving it can cause students to become interested in learning, in mastering new knowledge.

Key words: motivation, interest, educational activity, student.

З.М. Ахмадова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: akhmadova-64@mail.ru

СВЯЗЬ ИНТЕРЕСА И МОТИВАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье выявлена связь интереса и мотивации в учебной деятельности студентов. Автор доказывает, что чрезвычайно важным является проникновение преподавателя в сущность поведения студента и его мотивации. При наличии смысла в познавательной деятельности формируется учебная мотивация. К сожалению, реальные наблюдения свидетельствуют о том, что преподаватели затрудняются определить истинную мотивацию студентов, поскольку чаще всего сосредоточены на проблеме передачи знаний. Сделан вывод о том, что мотивация является одним из ведущих компонентов в учебной деятельности, который определяет его направленность и результативность. Учебно-познавательная мотивация, в свою очередь, являет собой решающий фактор эффективности и результативности педагогического процесса и является одним из ресурсов учебного успеха студента. Интерес же является неотъемлемой частью мотивации, поскольку правильно поставленная цель и возможность ее достижения могут вызвать у студентов заинтересованность в обучении, в овладении новыми знаниями.

Ключевые слова: мотивация, интерес, учебная деятельность, студент.

Мотивация является одним из ведущих компонентов в учебной деятельности, который определяет ее направленность и результативность. Проблеме мотивации посвящено большое количество монографий, статей, научных исследований. Однако в отечественной науке исследования мотивации были больше ориентированы на изучение познавательных процессов: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др., в то время как зарубежными исследователями проблема мотивации чаще освещалась в контексте социальной психологии: теория потребностей А. Маслоу, работы К. Альдер-фера, Дж. Аткинсона, К. Левина, X. Хекхаузена и др. [1 - 9].

За счет обилия литературы по проблеме мотивации наблюдается некоторая неопределенность в трактовке понятий «мотивация» и «мотив». Но тем не менее подавляющее большинство исследователей чаще определяют мотив как побуждение, или цель (предмет), или намерение, или потребность, или свойство личности, или ее состояние. А мотивацию как совокупность мотивов, которые обусловливают тот или иной поступок.

До сегодняшнего дня ученым так и не удалось прийти к какой-либо единой и общепризнанной теории мотивации, а также системе основных ее понятий. В данной области среди многочисленных терминов стоит выделить термин, предложенный А.Н. Леонтьевым в середине 60-х годов XX века, - сдвиг мотива на цель. Это так называемый механизм образования мотивов, суть которого состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой стремился человек в силу определенных обстоятельств, становится самоценной, самостоятельной силой, то есть мотивом. Исходной точкой подобной деятельности выступает некая потребность, цель, ибо «наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности» [1]. А поскольку это выступает как требование к человеку, то рождается активность.

Так, Р.С. Немов в учебнике по психологии приводит пример, что очень часто родители обещают купить ребенку какую-нибудь игрушку, если он прочитает

книгу, тем самым как бы стимулируя интерес ребенка к чтению. Но иногда в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и в дальнейшем чтение книг может стать одной из основных потребностей ребенка. Таким образом, мотивационная сфера человека расширяется за счет увеличения количества потребностей. И потребность становится мотивацией. Но происходить подобное может только в процессе человеческой деятельности и контакта с окружающей средой [2]. Именно соотношение мотива и цели имеет ценность в процессе обучения.

Как уже было сказано выше, существует множество теорий мотивации, которые различаются между собой составляющими элементами, связями между этими элементами, а также точками зрения на возникновение такого явления, как мотивация. Среди множества частных видов мотивации можно выделить учебную мотивацию.

Мотивация прочно связана с познавательной сферой человеческой деятельности. Достаточно продуктивны познавательные процессы в юношеском возрасте. Поэтому развитие мотивации в данном возрасте является наиболее значимым, поскольку низкий уровень мотивации в дальнейшем может воспрепятствовать самостоятельному приобретению знаний, развитию активной жизненной позиции и личности в целом.

Существуют терминологические сложности, связанные с понятиями «мотив» и «мотивация», а также с тем, что нет единой классификации мотивов. В целях нашего исследования стоит выделить два основных компонента: учебная мотивация и познавательная мотивация. Данные компоненты, которые являются основным объектом управления учителя, между собой связаны и вступают в сложные отношения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебная мотивация в данном случае понимается как частный вид мотивации, который включен в определенную деятельность (в нашем случае - учебную). Это система побуждений, которая определяет активность учащегося и его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.