Научная статья на тему 'Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе'

Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1209
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / образование / метод кейс-стади / педагогическая ситуация / педагогические технологии / educational process / education / case study method / pedagogical situation / pedagogical technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э. М. Ахмедова, И. И. Недоповз

В данной статье рассматривается технология кейс-стади, которая представляет собой ситуацию или конкретный случай в разделе познания, другими словами, ее можно описать как ситуацию деловой ролевой игры. Также дается описательное название кейс-стади, обозначая ее как технологию по анализу выделенных на слежение результатов. Данная технология указывает на обязательное присутствие в описании отражения реального положения вещей в жизнедеятельности субъектов. Рассматриваются условия применения технологии кейс-стади. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся делают собственные выводы, находят пути выхода из проблемной ситуации часто в виде неоднозначных множественных решений. Авторы делают вывод о том, что кейс-технологии развивают умение анализировать и устанавливать проблему, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CASE STUDY TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses the case study technology, which is a situation or a specific case in the knowledge section, in other words, it can be described as a situation of a business role-playing game. The descriptive name of the case study is also given, designating it as a technology for analyzing the results allocated for tracking. This technology indicates the mandatory presence in the description of the reflection of the real state of affairs in the life of the subjects. The conditions for the use of the case study technology are considered. In the process of working on a case, often additional informational support is required for the participants in the analysis of the situation. In the end, students find their own conclusions, solutions from a problem situation, and often, in the form of ambiguous multiple solutions. The authors conclude that case technologies develop the ability to analyze and establish a problem, clearly formulate, express and argue their position, communicate, debate, perceive and evaluate verbal and non-verbal information, make decisions based on specific conditions and availability of factual information.

Текст научной работы на тему «Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе»

2. B'yuzen T. Superintellekt. Minsk: Popurri, 2014.

3. Mamontova M.Yu. Intellekt-karta kak sredstvo ocenivaniya kachestva znanij obuchayuschihsya: vozmozhnosti i ogranicheniya strukturno-informacionnogo podhoda. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017. № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-karta-kak-sredstvo-otsenivaniya-kachestva-znaniy-obuchayuschihsya-vozmozhnosti-i-ogranicheniya-strukturno-informatsionnogo

4. Perminova E.P. Razvitie intellektual'nogo potenciala uchaschihsya: ispol'zovanie intellekt-kart. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 13: 135 - 140.

5. Sidorov S.V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya mental'nyh kart v processe povysheniya kvalifikacii uchitelej. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2013; № 1 (14). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-mentalnyh-kart-v-protsesse-povysheniya-kvalifikatsii-uchiteley

Статья поступила в редакцию 04.04.20

УДК 37.013

Akhmedova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Clinical Psychology, Moscow International Academy

(Moscow, Russia), E-mail: arimle.ru@mail.ru

Nedopovz I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Educational Technologies, North-Caucasian Federal University

(Stavropol, Russia), E-mail: nedopovz.irina@yandex.ru

THE USE OF CASE STUDY TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The article discusses the case study technology, which is a situation or a specific case in the knowledge section, in other words, it can be described as a situation of a business role-playing game. The descriptive name of the case study is also given, designating it as a technology for analyzing the results allocated for tracking. This technology indicates the mandatory presence in the description of the reflection of the real state of affairs in the life of the subjects. The conditions for the use of the case study technology are considered. In the process of working on a case, often additional informational support is required for the participants in the analysis of the situation. In the end, students find their own conclusions, solutions from a problem situation, and often, in the form of ambiguous multiple solutions. The authors conclude that case technologies develop the ability to analyze and establish a problem, clearly formulate, express and argue their position, communicate, debate, perceive and evaluate verbal and non-verbal information, make decisions based on specific conditions and availability of factual information.

Key words: educational process, education, case study method, pedagogical situation, pedagogical technologies.

Э.М. Ахмедова, канд. пед. наук, доц., ОЧУ ВО «Московская международная академия», г. Москва, Е-mail: arimle.ru@mail.ru

И.И. Недоповз, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Е-mail: nedopovz.irina@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В данной статье рассматривается технология кейс-стади, которая представляет собой ситуацию или конкретный случай в разделе познания, другими словами, ее можно описать как ситуацию деловой ролевой игры. Также дается описательное название кейс-стади, обозначая ее как технологию по анализу выделенных на слежение результатов. Данная технология указывает на обязательное присутствие в описании отражения реального положения вещей в жизнедеятельности субъектов. Рассматриваются условия применения технологии кейс-стади. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся делают собственные выводы, находят пути выхода из проблемной ситуации часто в виде неоднозначных множественных решений. Авторы делают вывод о том, что кейс-технологии развивают умение анализировать и устанавливать проблему, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

Ключевые слова: образовательный процесс, образование, метод кейс-стади, педагогическая ситуация, педагогические технологии.

Педагогическая технология кейс-стади носит субъект-субъектный характер, что указывает на ее высокую степень интерактивности. Отношения строятся в горизонтальной плоскости, никто не занимает главенствующую позицию, обучающиеся имеют возможность в полной мере применить свои инициаторские, ораторские способности. Обучающиеся больше проявляют активность, не стесняются высказывать свое мнение и обсуждать его с товарищами по команде (или с выполняющими индивидуальный проект). Важнейшим моментом образовательного превосходства в кейс-стади является выполнение работы не только в стенах педагогического учреждения. Обучающиеся имеют право проявить свои навыки за пределами учебного пространства, что позволяет создать дополнительную мотивацию и образовать потенциальную сферу профессиональных решений проблем в какой-либо области знаний. Данная технология имеет право носить название «профильно мотивирующая». Здесь, как и в истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс в целом не самоцель, а инструмент для включения ученика в компетентностное обучение [1 - 8].

Надо отметить, что организация кейс-стади является сложной задачей для педагога, так как она подразумевает глубокое и планомерное изучение всех сторон кейса и всех возможных способов его реализации на занятии. Другой проблемой является исследование философии деятельности и мышления обучающихся в определённой области познания, которую планируется затронуть в будущем.

Технология кейс-стади начала свое развитие именно в высшем образовательном учреждении. При организации активного обсуждения, анализа ситуации (другими словами, реализации открытой дискуссии) и вопросов по проблеме, возникшей резко и требующей решения посредствам технологии кейса, основными факторами, стимулирующими эту деятельность, являются умения и навыки обучающихся и непосредственные умения педагога или наставника в грамотной постановке дискуссионного маршрута.

В ходе группового опроса, который представляет собой массовую дискуссию по теме исследования, обучающиеся акцентируют внимание на особенностях проблемной ситуации и оценивают ее при помощи кейс-аппарата, дают анализ события или процесса, представляют свои решения. Метод развивает у студентов коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли [2].

В последнее время кейс-технологию используется при проверке результатов обучения. Студент получают индивидуальный кейс перед зачетом (экзаменом), анализируют его и представляют проверяющему отчет с ответами на поставленные вопросы.

Работа над кейсом считается трудоемким занятием, требующим от участников некоторого количества времени для обработки кейс-текстов. Изначально должны быть выделены элементы, относящиеся к содержанию исследования, помогающие достичь сути проблемы и качественно провести анализ системного, корреляционного, факторного, статистического анализа. Выводы в таком случае будут максимально точно приближены к цели занятия.

При работе с кейсами у участников предполагается наличие уже развитых навыков составления статистики и обработки информации. При подготовке к занятию педагог исходит как из степени целесообразности использования кейс-технологии, так и целеполагания при формировании компетентностей. Если вспомнить уровни целеполагания, по Б.С. Блуму, то это следующие: знание - понимание - применение - анализ - синтез - оценка [3].

Этап начального формирования знаний подразумевает работу обучающихся с текстовыми видами информации, различными беседами и лекциями на актуальные тематики. Но это не исключает возможность использования кейс-технологии с включением употребляемых терминов и понятий, формул и правил как на непосредственном учебном занятии, так и для домашней и самостоятельной работы учащихся.

Включение проблемно-исследовательских обстоятельств во время занятий развивает навыки анализирования и систематизирования у студентов. В центре кейс-стади могут оказаться различные по своей актуальности и тяжести проблемы многообразных отраслей как педагогических, так и экономических технологий [4].

Относительно высшего учебного заведения - при формировании и конструировании кейсов от обучающихся требуется высокий уровень навыков аналитического и систематического конструирования, достаточная степень целеполагания и работы с логически выстроенными текстами в формате оценивания степени сложности ситуации. Необходимо провести сложный анализ причинно-следственных связей для достижения точного результата и изучить все пути решения

вопроса по теме. Оценивание в таком случае производится обучающимся (таким образом можно под новым углом взглянуть на проделанную работу) самостоятельно либо в паре. Критерии оценивания здесь не устанавливаются и зависят от грамотного распоряжения аспектами кейс-стади обучающимися. Таким образом, кейсы способны проверить нравственно-этические, морально-правовые, общественно-политические нормы участников. Воспитывается активная позиция и неравнодушное отношение к результатам той или иной деятельности [5].

Таким образом, кейс-технология - не самоцель в работе педагога, а адекватный инструмент формирования компетентностей, выходящих за пределы учебного пространства.

Виды кейсов отталкиваются от их целеполагающих способностей. Они могут быть направлены на освоение практически значимых знаний или же на исследование той или иной проблемной ситуации. Описать их можно следующим образом:

1. Практические кейсы - ориентированы на реальное отображение вещей в деятельности субъекта. Ситуация отождествляется с истинной ситуативной моделью возможных проблемных обстановок. Их основой может быть историческая сводка, локальные новости, проблемы комплексного характера, воздействующие на определенную экологическую ситуацию и т.д. Данные артефакты служат основой для моделирования настоящего события, происходящей (или будущей) проблемы. Отработка навыков профессионального регулирования и отражение полученных предметных знаний с их последующей реализацией в профориентационной деятельности является целью практического кейса. Перенесение данных умений в реальную жизнь считается отправной точкой для кейс-стади.

2. Обучающие кейсы - ситуативные проблемы в организации познавательного процесса. Основной задачей их выступает обучение. Реальностью в таком случае выступает не привычная жизнедеятельность обучающихся, а процесс получения знаний, умений и навыков в образовательной среде, в которой они находятся. Автоматизация навыков и формирование мастерства в том или ином деле, развитие умений синтезироваться и определять закономерности в процессах решения вопросов и задач является целью данного вида кейс-стади.

3. Научно-исследовательские кейсы ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность. Все начинается с привычной постановки проблемной ситуации. Далее участники должны «реконструировать» проблему на отдельные части и найти в них закономерности. В состав кейсов данного типа могут входить тексты ученых, работавших по данной исследовательской проблеме ранее, но использовавших иные подходы, источники или методы исследования [2].

Многовариативность построения занятия с использованием кейс-стади является неотъемлемым преимуществом данной технологии перед многими другими. Работа педагога и обучающихся строится во время лекционных занятий с применением кейс-технологии. Кейс благодаря своим адаптивным свойствам

Библиографический список

может служить точкой мотивации на дальнейшее продвижение деятельности (как профессиональной, так и учебной).

Такой вариант действий тесно связан с методом «знаю - хочу узнать - узнал новое». Кейс не исключает самостоятельности в получении новых знаний, скорее, наоборот, способствует этому. При изучении небольшого по масштабам события или узкоспециализированной проблемы содержание кейса строится исходя из разработанных наставником вопросов.

Стимулирование практической деятельности может происходить отдельно от занятий по получению и обработке информации, что увеличивает продуктивность работы обучающихся. Если работа строится по методу кейс-стыди, то и задания могут быть в виде дискретных индивидуальных кейс-текстов.

В процессе работы студенты отрабатывают в группах содержание проблемной ситуации, причинно-следственные связи, выводы, ответы, решения проблем. Далее идет выработка общей позиции, оформляется текст выступления от группы, идет защита позиции в ее открытом обсуждении. Если наметились два самостоятельных решения или диаметрально противоположные позиции (по типу «Да» - «Нет»), то вполне резонным будет выйти на следующий этап в форме публичных дебатов. Как и в иных случаях публичных презентаций, в классе формируется третейское жюри (экспертная группа). Эксперты анализируют выступления, анализ проблемной ситуации, варианты и способы решения проблемы, эффективность ораторского искусства, логичность доказательств, ответы на вопросы и корректность поведения. Обязательна также рефлексия на тему решенной совместно проблемы и приобретенных способов деятельности, умений и навыков [1].

Как отмечал Б.С. Блум, технология кейс-стади используется не только для активизации профессиональной деятельности, но и для выработки навыка адекватного использования задач общего целеполагательного элемента. Это делается для формирования профильных компетентностей и понимания обучающимися законов профессионализма в любом виде деятельности. Целеполагание в данном случае играет направляющую роль и ориентирует на достижение результатов высокого уровня.

Таким образом, кейс-технологии развивают следующие умения: анализировать и устанавливать проблему, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации [1].

Как отмечают авторы [6 - 8], кейс-технологии положительно себя зарекомендовали при подготовке будущих специалистов различных сфер профессиональной деятельности.

Кейс-технологии помогают понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения; выработать уверенность в себе и в своих силах; отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента; сформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.

1. Ахмедова Э.М. Образовательный коворкинг как инновационная форма организации образовательного процесса в вузе. Психологическое здоровье личности: теория и практика: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь: СКФУ 2018.

2. Бахтина А.С. Проблема использования кейс-стади в образовательном процессе. Векторы благополучия: экономика и социум. 2016; № 2 (21). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/problema-ispolzovaniya-keys-stadi-v-obrazovatelnom-protsesse

3. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании. Russian Journal of Education and Psychology. 2013; № 6 (26). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/keys-metod-istoriya-razrabotki-i-ispolzovaniya-metoda-v-obrazovanii

4. Джумаева Н.И. Внедрение кейс-технологии в систему преподавания филологических дисциплин в высшей школе. Образование и воспитание. 2017; № 3: 53 - 56. Available at: https://moluch.rU/th/4/archive/61/2550/

5. Царапкина Ю.М. Использование кейс-технологий при обучении студентов. Образование и наука. 2015; № 3 (122). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-keys-tehnologiy-pri-obuchenii-studentov

6. Сорокопуд Ю.В., Подгребельная Н.И. Использование современных компьютерных и интернет-технологий в исследовательской деятельности будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 284 - 286.

7. Сорокопуд Ю.В., Борисевич М.М. Специфика профессиональной подготовки в условиях онлайн-образования. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 225 - 226.

8. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

References

1. Ahmedova 'E.M. Obrazovatel'nyj kovorking kak innovacionnaya forma organizacii obrazovatel'nogo processa v vuze. Psihologicheskoe zdorov'e lichnosti: teoriya i praktika: materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': SKFU, 2018.

2. Bahtina A.S. Problema ispol'zovaniya kejs-stadi v obrazovatel'nom processe. Vektory blagopoluchiya: 'ekonomika isocium. 2016; № 2 (21). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/problema-ispolzovaniya-keys-stadi-v-obrazovatelnom-protsesse

3. Gruzkova S.Yu., Kamaleeva A.R. Kejs-metod: istoriya razrabotki i ispol'zovaniya metoda v obrazovanii. Russian Journal of Education and Psychology. 2013; № 6 (26). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-istoriya-razrabotki-i-ispolzovaniya-metoda-v-obrazovanii

4. Dzhumaeva N.I. Vnedrenie kejs-tehnologii v sistemu prepodavaniya filologicheskih disciplin v vysshej shkole. Obrazovanie i vospitanie. 2017; № 3: 53 - 56. Available at: https:// moluch.ru/th/4/archive/61/2550/

5. Carapkina Yu.M. Ispol'zovanie kejs-tehnologij pri obuchenii studentov. Obrazovanie i nauka. 2015; № 3 (122). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-keys-tehnologiy-pri-obuchenii-studentov

6. Sorokopud Yu.V., Podgrebel'naya N.I. Ispol'zovanie sovremennyh komp'yuternyh i internet-tehnologij v issledovatel'skoj deyatel'nosti buduschih specialistov v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 284 - 286.

7. Sorokopud Yu.V., Borisevich M.M. Specifika professional'noj podgotovki v usloviyah onlajn-obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 225 - 226.

8. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

Статья поступила в редакцию 19.03.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.