Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ-ГРАФИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ-ГРАФИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАВЫК / ПОДГОТОВКА ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чвала М.С., Чернышёва Е.Л.

Статья посвящена проблеме развития коммуникативных компетенций будущих графических дизайнеров в высшем учебном заведении. Рассмотрено понятие «коммуникативная компетентность графического дизайнера». В ходе работы выявлена роль коммуникативных компетенций студентов-дизайнеров в современном мире. Определены приёмы, способствующие развитию коммуникативных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения специальных дисциплин.The article deals with the problem of developing the communicative competence of the future graphic designers in higher education institution. The definition «communicative competence of graphic designer» was considered by author. The work revealed the role of communicative competence of students-designers in the world today. The author has identified the methods of contribution to the development of the communicative competence of students-designers during studying the special disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ-ГРАФИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/77069627ec60437a6 e219066ea0dad0a4a34b94e/ [Дата обращения 19.12.2016]

2. Портал внешнеэкономической деятельности / Защитные процедуры [Электронный ресурс] URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/restrictive_measures/safety_procedures/ [Дата обращения 19.12.2016]

3. Портал внешнеэкономической деятельности / Антидемпинговые процедуры [Электронный ресурс] URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/restrictive_measures/anti_dumping/ [Дата обращения 19.12.2016]

4. Портал внешнеэкономической деятельности / Субсидии и компенсационные процедуры [Электронный ресурс] URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/restrictive_measures/subsidies/ [Дата обращения 19.12.2016]

УДК 378.147:7.05

Чвала М. С. ассистент

кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна

Чернышёва Е.Л. студент 6 курса кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени

В.И. Вернадского» Россия, г. Ялта

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ-ГРАФИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития коммуникативных компетенций будущих графических дизайнеров в высшем учебном заведении. Рассмотрено понятие «коммуникативная компетентность графического дизайнера». В ходе работы выявлена роль коммуникативных компетенций студентов-дизайнеров в современном мире. Определены приёмы, способствующие развитию коммуникативных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения специальных дисциплин.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, навык, подготовка графических дизайнеров, специальные дисциплины, процесс обучения.

Summary. The article deals with the problem of developing the communicative competence of the future graphic designers in higher education institution. The definition «communicative competence of graphic designer» was considered by author. The work revealed the role of communicative competence of

students-designers in the world today. The author has identified the methods of contribution to the development of the communicative competence of studentsdesigners during studying the special disciplines.

Key words: communicative competence, skill, graphic designers training, special disciplines, learning process.

Актуальность статьи: В наше время конкурентоспособность специалиста в области графического дизайна определяет его место на современном рынке услуг. Большую роль в этом играет его умение наладить коммуникационный процесс, как с коллегами, так и с деловыми партнерами, аргументировать идею проекта, презентовать концепцию. Коммуникативные навыки дизайнера определяют, насколько успешным будет его взаимоотношение с окружающим миром.

Затруднения в общении возникают именно из-за недостаточной развитости коммуникативных компетенций. Их развитие поможет повысить спрос на специалиста на рынке труда и на продукт его дизайнерской деятельности.

Формулировка цели статьи и задач. Цель статьи заключается в определении способов развития коммуникативных компетенций будущих дизайнеров-графиков в высшем учебном заведении.

Задачи:

- рассмотреть понятие «коммуникативная компетентность графического дизайнера»;

- определить роль коммуникативной компетентности специалиста в современном мире;

- выявить способы развития коммуникативных компетенций у студентов, будущих дизайнеров-графиков, в процессе изучения специальных дисциплин.

Изложение основного материала статьи. В сфере дизайнерской деятельности немаловажным требованием является умение устанавливать и поддерживать связи с другими людьми и грамотно организовывать свою деятельность. Развитость коммуникативных компетенций дизайнера является залогом его успеха в профессиональной деятельности. Высокая конкуренция на современном рынке труда, а также необходимость верно вести себя в той или иной ситуации делают актуальным развитие коммуникативных компетенций у студентов-дизайнеров.

Для начала стоит разобраться с самим понятием «коммуникативная компетентность».

В психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки понятий «компетенция» и «компетентность».

Термин «компетенция» в «Малом толковом словаре русского языка» определяется, как «1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий, прав» [5, С. 207].

В проекте стандартов ВПО третьего поколения «компетенция -способность применять знания, умения и личностные качества для успешной

деятельности в определенной области» [7].

A.В. Глузман под «компетенцией» понимает круг полномочий должностного лица, его умение решать определенный круг вопросов [1, С. 301].

В Большой современной энциклопедии, составленной Е.С. Рапацевич, «компетентность - 1) мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем; 2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений» [6, С. 237].

B.Д. Шадриков понимает под компетентностью «владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющими судить о чем-либо, делать или решать что-либо» [9, С. 28].

Анализ существующих определений, показал, что многие учёные сходятся в том, что компетенция - это требование к результатам подготовки студентов, позволяющее им в дальнейшем выполнять профессиональную деятельность, а компетентность - это сформированность у студентов требуемых качеств и характеристик.

Учёными выделены различные виды ключевых компетенций. Одной из значимых признана коммуникативная компетенция.

В.Н. Куницына пришла к выводу, что «коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии» [4, С. 28].

Анализ существующих определений понятия «коммуникативная компетентность» позволил прийти к выводу, что учёные Г.А. Андреева, Г.С. Вяликова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и другие едины в том, что коммуникативная компетентность - это одна из важнейших компетентностей специалиста, которая позволяет ему стать активным участником коммуникационного процесса в трудовой деятельности.

Сделаем вывод, что коммуникативная компетентность дизайнера-графика - это характеристика личности, выражающаяся в способности владеть средствами общения, уметь определять различные психологические состояния людей для определения своего дальнейшего поведения, оказывать воздействие на изменение таких состояний во время коммуникационного процесса с целью достижения поставленных целей.

Существует классификация коммуникативных умений. Среди них выделяют речевую этику, навык организовать текст сообщения в правильную форму, умение получать обратную связь, умение сочетать внешние и внутренние проявления, умение выстроить сотрудничество и др.

В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова и В.М. Погольша определили, что в зависимости от цели общение выполняет следующие функции:

1) контактная функция - налаживание контакта перед вступлением в диалог и поддержание его в процессе общения;

2) информационная функция - обмен информацией в процессе взаимодействия;

3) побудительная функция - стимуляция партнера для реализации им необходимых действий;

4) координационная функция - достижение согласованности в совместной работе;

5) функция понимания - верное восприятие и интерпретация полученной информации, состояние сознания уверенности в правильном истолковании содержания воздействий извне;

6) эмотивная функция - воздействие на партнера с целью коррекции его эмоционального состояния на желаемое, в результате чего и изменение собственных состояний;

7) функция установления отношений - создание между индивидами договорных отношений, дающих возможность дальнейшего взаимодействия;

8) функция оказания влияния - внесение изменений в поведение, отношение партнера в процессе воздействий на него при помощи психологических средств и предоставления ему возможности и времени отвечать на полученное воздействие [4, С. 5-6].

И.А. Зимняя отмечает, что освоение коммуникативных навыков формирует у молодого специалиста условия для успешной деятельности, что специалисты с высокоразвитыми коммуникативными навыками обладают такими характеристиками: своевременная ориентация в ситуации взаимодействия с заказчиком, уверенность в себе, инициативность, владение ситуацией, навык устанавливать и использовать контакты вне зависимости от сложившихся отношений, навык эффективной работы в команде [3]. Эти умения в коммуникативной сфере благоприятно повлияют на формирование у студентов, будущих дизайнеров, их способности к адаптации на рынке труда, а также на рост их конкурентоспособности, помогут увеличить круг знакомств, а значит, и круг потенциальных клиентов, организовать деятельность, успешно отстаивать свою точку зрения, активно участвовать в общественной деятельности и защищать собственные дизайн-проекты.

Коммуникативные компетенции развиваются в процессе участия индивида в коммуникации. Для этого в образовательную сферу обязательно должны быть включены необходимые мероприятия. Например: проведение учебных занятий в игровой форме, а также творческого характера, использование групповой формы организации учебного процесса, использование в процессе обучения всех органов чувств и движения, проведение занятий и элементами тренинга, деловые игры, проведение встреч-бесед с представителями специальности и т.д. [8].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что многие

ученые отмечают эффективность проведения тренингов для развития коммуникативной компетентности (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Г.А. Ковалев, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, С.В. Петрушин и др.).

Считаем целесообразным использовать потенциал специальных дисциплин для развития коммуникативных компетенций у студентов направления подготовки «Дизайн», профиля «Графический дизайн». К специальным дисциплинам относятся: «Проектирование», «Типографика», «Искусство плаката», «Искусство шрифта», «Компьютерные технологии» и другие. В процессе изучения этих дисциплин следует использовать методы обучения: мозговой штурм, встречи-беседы, тренинги, дискуссию, метод проектов, ролевые игры, методы устной проверки знаний и другие.

Тренинги по развитию коммуникации включают в себя обучение деловой коммуникации, ведению презентаций дизайн-проектов, переговоров, развитие наблюдательности, самообладания, умения говорить точно и ясно, чётко распознавать эмоциональное состояние собеседника, развитие способности менять направление коммуникации в зависимости от ситуации.

На таких тренингах отрабатываются коммуникативные техники, например, техника активного слушания, которая состоит из умения говорить и умения слушать и понимать. Навык разговаривать предполагает обладание техникой формулировки вопросов и техникой собеседования. Техника слушать и понять состоит из умений обратной связи, перефразирования и интерпретации [2]. Благоприятными условиями будут занятия в коллективе на общую тематику, но и поощряющие индивидуальные качества каждого. В такой обстановке человек сможет ощутить себя комфортно и свободно общаться с окружающими [3].

Отметим, что в процессе развития коммуникативных компетенций студентов-дизайнеров постепенно повышается уровень их навыков вербализации, формулировки вопросов и ответов на них, выявляются основные ошибки и техники их преодоления. При систематическом и долгосрочном проведении тренингов у его участников повышается уровень коммуникативной компетентности.

Немаловажную роль в общении играет информированность. Уровень общего развития, а также словарный запас напрямую влияет на развитие речи. Кроме того, для свободного общения с окружающими важно научиться разрушать психологические барьеры и комплексы. Для того, чтобы разрушить барьер первоначально, требуется верно определить эмоциональное состояние своё и собеседника. Негативные эмоции затрудняют продуктивность коммуникации. Вполне вероятно, что для повышения коммуникативной компетентности, потребуется сменить обстановку, в которой происходит общение. Также стоит отметить, что для преодоления психологических барьеров в коммуникации, следует освоить технику расслабления и саморегуляции.

Из вышесказанного следует, что коммуникативные компетенции нужно совершенствовать постоянно.

Рассматривая вопрос о развитии способности студентов, будущих графических дизайнеров, аргументировать идеи проекта, стоит рассмотреть понятие «аргументация».

Под «аргументацией» понимают логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции индивида для её понимания и принятия другим индивидом. Аргументирование - это самая сложная фаза деловой беседы. В данной фазе многое зависит от собеседника, для того, чтобы повлиять на его мнение потребуются профессиональные знания, уверенность, тактичность, концентрация внимания и самообладание.

Посредством аргументов можно оказать влияние на мнение собеседника. Для этого важно соблюдать главные правила: использовать в диалоге простые и понятные термины, оперировать только проверенной информацией, быть корректным в отношении собеседника, использовать наглядные примеры.

В.Н. Куницына исследовала методы аргументирования, среди них: фундаментальный метод, метод сравнения, метод «бумеранга», метод видимой поддержки, метод игнорирования, метод «да, но...», метод выведения.

Учёная пишет, что фундаментальный метод, заключается в прямом обращении к собеседнику при приведении фактов - обращение к статистическим данным и цифрам для подтверждением утверждения. Однако большое количество таких данных не произведут благоприятного впечатления, и поэтому стоит знать меру.

Метод сравнения является одним из самых эффективных методов, обладает значительной силой внушения. Большую роль здесь играет приведение аналогии, которая хорошо известна собеседнику.

Метод «бумеранга» заключается в использовании аргумента собеседника против него самого. Этот метод силой доказательства не обладает, однако способствует благоприятному воздействию на собеседника, особенно если подать этот метод в остроумной форме.

Метод видимой поддержки полезен в дискуссии, заключается в том, что в начале своего ответа на аргумент оппонента, не следует проявлять противоречия, но стоит помогать, проводя новые доказательства в его пользу, после чего наносить контрудар.

Метод игнорирования используется в спорах и дискуссиях, заключается в игнорировании факта оппонента, если нет возможности его опровергнуть или в этом нет необходимости. Таким образом, происходит демонстрация собеседнику, что его аргумент не столь важен.

Метод «да, но.», как правило, используется, когда собеседник относится предвзято, с недоверием к теме беседы. Этот метод позволяет раскрыть как отрицательные, так и положительные моменты предмета обсуждения.

Метод выведения заключается в постепенной смене основной тематики разговора [4].

Необходимо заметить, что аргументация может оказать решающее воздействие на слушателя. При помощи умелого использования этого процесса можно спасти даже самую неудачную презентацию проекта. Основной целью аргументирования является стимулирование слушателя разделить взгляды и мысли представителя проекта, а также восстановить взаимное понимание всех сторон. Хорошая презентация - это половина успешной сдачи проекта.

В процессе изучения специальных дисциплин стоит рассмотреть принципы этики делового общения, суть которых заключается в умении грамотно выстроить деловую беседу, учитывая отличительные черты заказчика (слушателя).

Деловая коммуникация обладает характерными признаками. Для эффективного взаимодействия со слушателем необходимо обладать знаниями в сфере психологии и этики общения. Дизайнеру необходимо умело пользоваться аргументами, уметь выслушать мнение заказчика, направлять разговор в необходимое русло, при этом оставаясь доброжелательным. Важную роль играет также и осведомленность в области предпочтений заказчика, его национальных и психологических особенностей, темперамента и мировосприятия [4].

Для развития ключевых компетенций студентов, будущих дизайнеров-графиков, в процессе изучения специальных дисциплин следует использовать метод проекта. В результате проектной деятельности студенты занимаются поиском информации, ее анализом для применения в дальнейшей работе. Такая деятельность направлена на развитие у студентов личностных качества, способности использования приобретенных в процессе обучения знаний на практике, способности к рефлексии, развитие коммуникативных навыков. После выполнения задания следует проводить открытые защиты выполненных проектов, на которых перед студентами будут стоять задачи: 1) ознакомить аудиторию с проблемой, над решением которой работали, 2) диагностировать проблему, 3) описать процесс деятельности, направленный на решение проблемы, 4) представить результаты работы, 5) ответить на вопросы аудитории, грамотно использовать методы аргументации.

Во время защиты дизайн-проекта будущим дизайнерам стоит помнить о том, что речь, которая состоит только из сухих фактов и размышлений, не будет заинтересовывать слушателя. Для того, чтобы суть была лучше усвоена и легко запоминалась, необходимо разбавлять свой монолог яркими примерами. Ведь чем живее это преподнести, тем больше слушателям покажется, что они видят это наяву. Также допустимо придумать некий иллюстрирующий эпизод, основываясь на психологии слушателей и на фактах, которые будут приемлемы.

Следует также помнить, что предоставлять факты, разъяснения, доказательства каких-либо тезисов и определений эффективнее всего с помощью наглядных примеров. Поэтому, в процессе презентации концепции, проектов, отчетов желательно использовать фотографии, графики, слайды,

картины и репортажи. Визуальный материал поможет акцентировать внимание на самых важных моментах, активизировать мыслительную деятельность, наглядно подтвердить факты. Эффективность такого приёма обусловлена тем, что 80-90% информации человек усваивает именно с помощью органов зрения.

Выводы. В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что современный рынок требует от специалиста в области графического дизайна развитых коммуникативных компетенций, способствующих реализации всего его творческого потенциала в различных сферах деятельности, оказывающих большое влияние на портрет молодого специалиста на современном рынке труда.

Формирование коммуникативных компетенций становится одним из необходимых аспектов для подготовки успешного специалиста. Для этого в образовательную сферу обязательно должны быть включены необходимые мероприятия.

Преподавателям для более эффективного развития коммуникативных компетенций у студентов-дизайнеров необходимо учитывать психологические особенности возраста обучающихся, избегать осудительного тона, создавать климат открытости, регулярно проводить деловые игры, тренинги, направленные на развитие коммуникативных компетенций, проводить публичную защиту разработанных проектов, стимулировать обучающихся к конструктивному диалогу. Целесообразно прорабатывать литературу, способствовать активизации умственной деятельности обучающихся, использовать метод групповой дискуссии для преодоления недостатков лекций, где студенты являются лишь слушателями.

Использованные источники:

1. Глузман А.В. Психологическая деятельность менеджера: Учебно-методическое пособие / А.В. Глузман, О.И. Кулиш. - К. : Пед. пресса, 2004. -316 с.

2. Емельянов, Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.И. Емельянов. - М. : Просвещение, 1995. - 183 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов -2-е изд., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2002. - 384 с.

4. Куницына, В.Н. Межличностное общение : учеб. для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб. : Питер, 2001. - 544 с. : ил. - (Серия «Учебник нового века»).

5. Лопатин, В.В. Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35000 слов / В.В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - М. : Рус. яз., 1990. - 704 с.

6. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич -Мн. : «Соврем. слово», 2005. - 720 с.

7. Проекты Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-его поколения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru

8. Решетова, О.В. Коммуникативная компетентность как фактор успешной учебной деятельности студентов: методические рекомендации / О.В. Решетова. - Оренбург : Издательство ГОУ ОГУ, 2005. - 75 с.

9. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Вестник высшего образования сегодня. - 2004. -№ 8. - С. 26-31.

Черепов А.А.

подполковник, слушатель 116 ВНГ учебного отделения Военная академия материально-технического обеспечения имени

генерала армии Хрулёва А.В. Россия, г. Санкт-Петербург ПРОВЕДЕНИЕ РЕЖИМНО-КАРАНТИЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ВНГВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Aннотация: в данной стaтъе речь идет о Проведение режимно-карантийных мероприятий войсками национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевые слова: Карантин, Зона карантина, Обсервация, санитарно-эпидемическим состоянием.

В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространения при возникновении эпидемических очагов осуществляется комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделяются на карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий возлагается на ответственных руководителей группировки войск национальной гвардии Российской Федерации территорий и санитарно-противоэпидемическую комиссию.

Чрезвычайная эпидемическая ситуация- прогрессирующее нарастание численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводящее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории, возможному выносу возбудителя за ее пределы, утяжелению течения болезни и увеличению числа неблагоприятных исходов.

Карантин - система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию.

Карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.