Научная статья на тему 'Дидактический потенциал в формировании коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов'

Дидактический потенциал в формировании коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / CONCEPT / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / DIDACTIC POTENTIAL / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCY ASSESSMENT METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубарев Сергей Николаевич

Рассматривается понятие «дидактического потенциала» в контексте исследования коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов. Показано, что целенаправленное и систематическое использование дидактического потенциала как совокупности методов, форм и средств контроля и оценки обучения играет значительную роль в формировании и развитии коммуникативной компетенции студентов.The article introduces the concept of «didactic potential» in the context of the study of the communicative competence of students of liberal arts colleges. Deliberate and systematic use of the didactic potential methods, forms and means of monitoring and evaluation plays a significant role in the formation and development of the communicative competence of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактический потенциал в формировании коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов»

УДК 378. 137.14

С.Н. Зубарев,

Российская международная академия туризма

Дидактический потенциал в формировании коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов

Российская международная академия туризма

Современная российская дидактика, реализуя задачи государственной политики в сфере высшего профессионального образования, ведет активные разработки компетентностного подхода. С переходом на новые общеобразовательные стандарты высшего образования одной из актуальных задач практической педагогики становится «создание дидактических и психологических условий, в которых участник образователь-

ного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения» [6,с.13]. Новые ориентиры требуют всесторонних исследований коммуникативной компетенции студентов, основанных на дидактическом принципе.

Современная педагогика высшей школы рассматривает ком-

муникативную компетентность с разных точек зрения, в рамках различных подходов, при этом большинство авторов понимают этот феномен как набор способностей и навыков общения, делая акцент на речевых умениях и способности убеждать. В то же время стремительные перемены в современном обществе определяют значимость таких элементов коммуникативной компетенции студента, как способность к иденти-

© Зубарев С.Н., 2015

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ЗУБАРЕВ

аспирант Российской международной академии туризма. Сфера научных интересов: педагогика. Автор 7 публикаций

Рассматривается понятие «дидактического потенциала» в контексте исследования коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов. Показано, что целенаправленное и систематическое использование дидактического потенциала как совокупности методов, форм и средств контроля и оценки обучения играет значительную роль в формировании и развитии коммуникативной компетенции студентов. Ключевые слова: понятие, дидактический потенциал, компетентностный подход, коммуникативная компетенция, методы оценки компетенций.

The article introduces the concept of «didactic potential» in the context of the study of the communicative competence of students of liberal arts colleges. Deliberate and systematic use of the didactic potential methods, forms and means of monitoring and evaluation plays a significant role in the formation and development of the communicative competence of students.

Key words: concept, didactic potential, competence approach, communicative competence, competency assessment methods.

фикации, поиску, обмену, передаче информации по различным каналам.

Для выпускника вуза очень важны способности к эффективному взаимодействию в профессиональной сфере, осмысленное применение коммуникативных техник.

К важнейшим слагаемым коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов следует отнести комплекс взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, позволяющих устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, достигать взаимопонимания, определять ситуацию и предмет общения. С точки зрения дидактики, наиболее точным представляется нам определение коммуникативной компетенции О.В. Климовой как «содержательного обобщения теоретических и практических знаний в области коммуникации, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений и ситуаций, необходимых для успешного речевого взаимодействия» [6, с. 99].

Опираясь на положения, выдвинутые в работах В.И. Байденко, М.В. Долгих, И.А. Зимней, Э.Ф. Зе-ера, О.Ф. Коробковой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, О.И. Ма-

тьяш, Л.М. Митиной, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, можно выделить следующие компоненты коммуникативной компетенции:

- мотивационный:потребность в общении и обмене информацией, стремление к успеху, взаимопониманию;

- когнитивный: комплекс знаний из сферы психологии общения, процессов мышления, риторики, стилистики и культуры речи, знание стандартов делового общения;

- личностный: эмпатия, коммуникабельность, терпимость;

- деятельностный: умение излагать свои мысли, навыки публичной речи, владение современными технологиями поиска, отображения и передачи информации.

Эффективное формирование и успешное развитие коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов требует реализации на практике перечисленных компонентов в их взаимосвязи. Эта задача определяет приоритеты в выборе и характере применения различных методов, форм и средств, педагогических техник в процессе обучения.

Уточнение и структурирование понятия коммуникативной компетенции позволило нам выявить систему педагогических условий,

способствующих успешному формированию обозначенного параметра. Как отмечает А.А. Калюжный, такие цели обучения в вузе, как «организация учебного процесса, методы контроля и оценки, адекватность контроля знаний и др., являются второстепенными по отношению к целям передачи знаний, формирования навыков и социализации личности» [6, с. 90]. Поэтому в качестве фундамента исследования уровня сформированности коммуникативной компетенции студента педагог должен использовать понятие «дидактического потенциала» как совокупности, неразрывного единства средств, методов и форм обучения.

Основным ориентиром в вопросах высшего профессионального образования является дидактика как область педагогических знаний, которая «предлагает понимание сути и закономерности обучения, принципы и подходы, систему методов и средств реализации поставленной задачи» [6, с. 103]. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы во многом зависит от его знаний в сфере дидактики и их творческого применения. Понимание дидактического потенциала исследования коммуникативных компетенций помогает педагогу увидеть взаимосвязь факторов, обусловливающих процесс и результаты обучения, выбирать наиболее эффективные методы, формы и средства формирования, развития и оценки компетенций.

В современной системе лич-ностно-ориентированного высшего образования дидактический принцип становится регулятивом формирования системы компетенций, в том числе и коммуникативных.

В связи с этим необходимо ввести понятие «дидактический потенциал», понимаемый как совокупность методов, средств, форм обучения, обеспечивающих эффективность достижения целей

обучения и построенных с учетом его содержания, закономерностей и принципов.

Дидактический потенциал можно представить следующей формулой:

ДП = цели + принципы + методы + средства + формы обучения.

Современная педагогика определяет иерархию этих понятий следующим образом. Дидактика представляет собой «общую теорию обучения, рассматривая всю совокупность проблем, целей, содержания, форм и методов преподавания и учения, средств обучения» [6, с.195]. Методика как теория обучения конкретному курсу, предмету является «частной дидактикой», т.е. теорией, набором принципов и стратегий обучения определенному предмету или курсу в соответствии с дидактической целью. Цели и принципы дидактики и отдельные компоненты методики реализуются на уровне педагогической технологии в комплексе средств и форм обучения, т.е. материалов, посредством которых осуществляется учебный процесс, форм и способов осуществления учебного процесса и обучающего воздействия.

Выявление дидактического потенциала исследования комму-

никативной компетенции студентов способствует повышению качества подготовки специалистов в гуманитарном вузе. В процессе реализации цели исследования необходимо дать качественную оценку уровню подготовки специалистов к разным сферам профессиональной деятельности, используя соответствующие методы, формы, средства исследования. В процессе реализации цели исследование решает также учебно-познавательную и коммуникационно-развивающую задачи.

Дидактический принцип основан на том влиянии, которое оказывают применяемые методы, формы и средства на поведение студентов и потенциал развития их коммуникативных компетенций непосредственно в процессе исследования. В процессе оценки уровня коммуникативной компетенции осуществляется дидактическое взаимодействие преподавателя и студента, основанное на использовании различных средств, методов и форм оценки, выступающих одновременно и как база для развития компетенции, и как средство усвоения учебного материала студентами.

Для активизации коммуникативной деятельности студентов

при формировании коммуникативной компетенции нами предложена специально разработанная система методов, форм, средств исследования коммуникативной компетенции.

Процесс исследования коммуникативных компетенций студентов гуманитарных вузов должен проходить в условиях, максимально приближенных к условиям их будущей профессиональной деятельности, позволяющих проявить приобретенные знания, умения, навыки. Исходя из сущности коммуникативной компетенции как комплекса навыков, знаний и умений взаимодействия студента с другими людьми и различными источниками информации, дидактическим потенциалом в первую очередь обладают активные методы групповой и самостоятельной работы: семинары, проблемные лекции, групповые дискуссии, анализ кейсов, ролевые игры и тренинги, взаимообучение, использование современных технологий в анализе базовых текстов, проектирование, составление портфолио и др.

Особую значимость приобретают интерактивные методики, которые «акцентируют в процедурах оценки не столько набор готовых знаний, сколько умения студентов логически мыслить, анализировать конкретные ситуации, корректно ставить задачи и находить оптимальные пути и средства их решения» [6]. Дидактический принцип позволяет более точно определять структуру и уровень сформированности коммуникативной компетенции, качество подготовки студентов гуманитарных вузов к профессиональной деятельности в условиях информационного общества эпохи глобализации.

В исследовании коммуникативной компетенции студентов интерактивными методами доминирующие функции преподавателя - помощник и источник информации. Его деятельность направ-

лена на группу студентов, которые активно взаимодействуют и стимулируют друг друга. Исследовательские методы можно разделить по типу доминирующей выполняемой функции.

Диагностическая функция выражается в оценке коммуникативного поведения студентов и выявлении уровня знаний, умений, навыков. Эта функция превалирует в тестировании, анализе ситуаций, зачете, экзамене.

Обучающая функция проявляется в стимулировании усвоения новых знаний, умений, навыков, способствующих развитию коммуникативной компетенции студентов. Эта функция превалирует в проблемном семинаре, проблемно ориентированной лекции, тренинге, деловой игре, групповой дискуссии.

Воспитательная функция связана с организующей и дисциплинирующей ролью исследования. При этом выявляется связь особенностей личности с обнаруженными пробелами в коммуникативных знаниях и умениях; формируется творческое отношение к процессу коммуникации; активизируется стремление к росту уровня своей компетенции. Эта функция превалирует в методе проектов, анализе кейсов, составлении портфолио.

Методы интерактивного исследования коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов можно условно разделить на три типа в зависимости от формы и применяемых средств (на основе классификации С.Б. Сту-пиной [6, с. 16]):

- дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, анализ ситуаций и такие формы оценочной деятельности проблемно-дискуссионной направленности на «письменной» основе, как лекции-конспекты, творческие задания (эссе, отчет, сочинение, доклад);

- игровые: ролевые и деловые игры, метод кейсов и др.;

- тренинговые: метод проектов, составление портфолио, коммуникативные тренинги.

Условность этой типологии в том, что одни и те же формы используются в различных методиках как основные или вспомогательные. Так, в методе проектов можно выделить и элементы дискуссии, и игровые формы, но все они применяются в рамках тренинга. В процессе решения кейса используются также дискуссии и диалоги, студенты тренируют навыки работы с информацией и убеждения, свойственные форме тренинга, но первичной формой здесь выступает игра. Поэтому важна не столько точная классификация методов, форм и средств исследования, сколько «глубокое знание преподавателем их дидактической сущности, условий эффективного применения, умение пользоваться ими» [5, с.158].

Поскольку в процессе исследования участвуют две стороны: преподаватель и студент, постольку каждый метод следует рассматривать с точки зрения деятельности педагога и студентов и в их взаимодействии.

Деятельность преподавателя регулируется дидактической

структурой исследования, которая состоит из трех этапов, которые выступают как три обобщенные дидактические задачи: актуализация опорных знаний и ключевых навыков; формирование новых знаний и умений; применение знаний, формирование навыков и умений. Эти задачи в разной степени решаются различными методами исследования.

В интерактивном исследовании студент активно осваивает содержание коммуникативной компетенции во взаимодействии с учебным окружением, приобретает новый опыт в реальной коммуникативной ситуации, связанной с его будущей профессиональной деятельностью. У него развиваются навыки взаимопонимания, эмпатия, терпимость к партнерам по коммуникации. Если исследование проводится в микрогруппе, то студенты приобретают опыт общения и взаимодействия в малой группе, у них формируется «цен-ностно-ориентационное единство группы» и навыки гибкой смены коммуникативной роли в зависимости от ситуации, развиваются навыки «анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии, способности разрешать конфлик-

ты и находить компромиссы» [6, с. 18]. Деятельность студентов носит в значительной степени самостоятельный (т.е. независимый от педагога) характер, что позволяет оценить их навыки общения, способность к работе в коллективе, умение слушать и убеждать и другие элементы коммуникативной компетенции.

Дидактический потенциал рассматриваемого типа исследования для системы «преподаватель -группа» содержит неформальную организацию образовательного процесса, подачу коммуникативной ситуации в различных измерениях, а также расширение межличностного взаимодействия за пределы учебных ситуаций.

В исследовании коммуникативной компетенции студентов могут применяться следующие средства:

- рейтинговая модель, определяющая уровень развития ключевых элементов компетенции -знаний, умений,навыков;

- мониторинговая модель, предусматривающая создание портфолио достижений;

- дискуссия;

- создание текстов различного рода: эссе, ответы на вопросы, публичная речь, курсовые и дипломные работы;

- презентация;

- ситуационно-поведенческие тесты;

- тесты эффективности обработки информации;

- личностные опросники, наборы стандартизованных анкет с вопросами закрытого типа;

- интервью (стратегическое интервью) с открытым обсуждением слабых и сильных сторон и отстаиванием своей точки зрения;

- наблюдение;

- анкетирование.

Все перечисленные формы и средства, применяемые в ходе исследования, имеют свои особенности и свой дидактический потенциал. Так, во время дискуссии, интервью, использова-

ния методов с элементами устного опроса тренируется устная речь студентов, развиваются навыки информационного обмена и убеждения собеседника как на вербальном, так и на невербальном уровнях. Письменные работы дают больше возможностей для оценки качества владения языком, его нормами, уровнем развития монологической речи и др. Курсовые и дипломные работы демонстрируют навыки работы с информацией, умение ее получать, структурировать, владение научным и деловым стилем речи.

Активные и интерактивные методы и формы исследования способствуют развитию коммуникационной компетентности будущих специалистов-гуманитариев, повышают интерес студентов к своей будущей профессиональной сфере, позволяют им почувствовать коммуникативную ситуацию, выработать и апробировать возможные стратегии собственных действий. Решая задачи, поставленные исследованием, студенты совершенствуют языковые навыки, работают в атмосфере сотрудничества, учатся отбирать, сортировать и анализировать информацию, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения. Поэтому активные формы исследования коммуникативной компетентности студентов гуманитарных вузов имеют значительно больший дидактический потенциал, чем пассивные.

Преподаватель, учитывая специфику своей дисциплины, характер межпредметных связей, особенности студентов и учебного процесса, может определить оптимальный набор методов исследования в соответствии с их дидактическим потенциалом. Картотека применяемых методов, форм, средств исследования коммуникативной компетенции, классифицированных по дидактическому принципу, позволяет преподавателям гуманитарных

дисциплин эффективно управлять работой студентов как во время учебы, так и во внеучебное время. Она представляет собой открытую систему с возможностями добавления новых методов и технологий исследования, а также с перспективой постоянного мониторинга и корректировки уровня сформированности компетенций студента в сфере коммуникации. Компьютеризация таких картотек позволяет за несколько минут спроектировать индивидуальную программу развития компетенций студента средствами комплекса учебных дисциплин.

Это подтверждает нашу позицию о необходимости более полного использования дидактического потенциала как неразрывного соединения методов, средств, форм обучения в исследовании коммуникативной компетенции студентов гуманитарных вузов.

Литература

1. Зверева Г.И. Компетенции магистров культурологии: условия формирования и оценивания // Вопросы культурологии. URL: http://hischool. ru/moskovskoe_kuliturologicheskoe obshhestvo/.

2. Калюжный А.А. Обучение в высшей школе в России: задачи, проблемы, перспективы. М.: Дело, 2005.

3. Климова О. В. Коммуникативная компетенция как ядро профессиональной деятельности юриста // Вестник ЮУрГУ. 2008. № 13.

4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. 3-е изд., переработанное. М.: ЭГВЕС, 2010.

6. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб.-метод. пособие. Саратов: Наука, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.