РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В РАМКАХ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКИ
Э. В. Подгорнева
Аннотация. В статье рассматривается дидактическая модель музейной практики с точки зрения образовательных условий для развития информационной компетентности графических дизайнеров. Анализируется широкий спектр методов работы с информацией в учебной деятельности студентов на различных этапах практики.
Ключевые слова: компетентность, коммуникация, информация, экспрессия, суггестия, музейный маркетинг, графический дизайн.
Summary. The article examines a didactic model of museum practice from the point of view ofeducational conditions for developing information competence ofgraphic designers. The author analyzes a wide range of information processing in students' work at various stages of practice.
Keywords: competence, communication, information, expression, suggestion, museum marketing, graphic design.
90
М
i
узеиная практика - важный самостоятельный раздел основной образовательной программы специальности «Дизайн», ориентированный на профессионально-практическую подготовку студентов.В соответствии с профилем подготовки «Графический дизайн», объектами профессиональной деятельности выпускников являются образцы промышленной продукции, в том числе различные виды полиграфических изданий, эстетические качества и конкурентоспособность которых обеспечиваются процессом дизайн-проектирования. Самостоятельность музейной практики как структурной единицы учебного
плана обусловлена многофункциональностью ее целей и задач, а также интеграцией со многими дисциплинами основной образовательной программы. Дидактическая модель музейной практики нацелена на формирование широкого спектра общекультурных и профессиональных компетенций, но особого внимания заслуживает ее роль в развитии информационной компетентности будущих графических дизайнеров. Под информационной компетентностью понимается способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных
и письменных коммуникативных информационных технологий. Характер информационной компетентности представляется нам универсальным, междисциплинарным и надпредмет-ным, поскольку обеспечивает базовый уровень профессионализма в различных сферах деятельности человека в информационном обществе. Умение работать с информацией предоставляет основу для формирования как профессиональной, так и коммуникативной компетентности и, таким образом, становится не просто результатом освоения образовательной программы, а развитым и состоявшимся личностным качеством, необходимым человеку для успешного достижения намеченных целей, от профессиональных до личностных.
В основе практической работы студентов-дизайнеров во время музейной практики лежат приемы и методы сбора, систематизации, обработки и репрезентации информации в сфере музейной коммуникации. Разработка отчетных комплектов полиграфической продукции нацелена на формирование профессиональных компетенций в области графического дизайна, рекламной коммуникации и маркетинга, изучение содержательных и формальных аспектов рекламного дела. Эта задача решается в процессе проектирования полиграфической и сувенирной продукции, представляющей издательскую и рекламную деятельность музеев и галерей.
В связи с тем, что отчетные комплекты имеют рекламное назначение, важно помнить три фактора, которыми будет обусловлена работа с информацией на всех этапах прохождения музейной практики. Эти факторы связаны с характером рекламной комму-
никации в ее вербальном (словесном) и невербальном воплощениях. Рекламная коммуникация с помощью различных знаковых средств выполняет в обществе следующие функции: сигнальную, экспрессивную и суггестивную. Сигнальная основана на способах оперативного привлечения внимания личности или сообщества к предметам или явлениям с целью побуждения к определенным действиям. Это древнейшая функция знаковых средств, сохранившая свою роль до нашего времени. Экспрессивная основана на эмоциональной выразительности и насыщенности знаковых средств и является важнейшим условием полноценной рекламной коммуникации. Суггестивная (внушение) основана на способности некоторых знаковых средств к внушению, воздействию на подсознание реципиента (объекта, получающего информацию). Эта функция ведет свою историю с раннего этапа развития рекламной коммуникации [1, с. 36].
Перечисленные факторы (основанные на сигнальной, экспрессивной и суггестивной функциях рекламной коммуникации) должны помочь структурировать работу с информацией и дизайнерскую деятельность на всех ее направлениях: исследовательском, аналитическом, проектном и репрезентативном (представление отчетных работ). Рассмотрим с этих позиций каждый раздел дидактической модели музейной практики.
Раздел I. Во время посещения выставочных мероприятий и музейных экспозиций важно собрать и систематизировать информацию, необходимую для проектирования отчетной продукции. Направление деятельности на этом этапе - исследовательское и
92
аналитическое. В процессе посещения музеев и выставок рекомендуется четко фиксировать информацию по предлагаемому плану:
1) название, профиль, тематика музейной или выставочной экспозиции;
2) сроки и место проведения выставки, адресные данные;
3) содержание экспозиции (систематические, тематические, ансамблевые экспозиции);
4) информация о произведениях, памятниках или предметах экспозиции (наименования, авторство, хронология и пр.);
5) принципы построения содержания экспозиции (историко-хроноло-гический, комплексно-тематический, проблемный);
6) принципы проектирования экспозиции (образ, пространственное решение, цветовое и световое решения, вербальная и визуальная коммуникация, использование технических средств);
7) целевая аудитория экспозиции;
8) образцы имеющейся рекламной продукции музеев и выставок.
Данные первых пяти пунктов плана связаны с представлением конкретной информации по объекту исследования (музейные экспозиции, тематические выставки и пр.). Пункт 6 отражает экспрессивные характеристики коммуникации, а пункт 7 нацелен на поиск суггестивных приемов подачи информации в отчетном проекте. Данные по пунктам 1-5 могут быть получены непосредственно во время посещения мероприятия, уточнены с помощью дополнительных источников (литература, периодика, сеть Интернет) или с помощью материалов пункта 8. Например, для рекламного буклета может понадобиться информа-
ция биографического, научного или научно-популярного характера, иллюстративные материалы соответствующего качества. В пункте 6 рекомендуется зафиксировать как объективный анализ дизайнерского решения посещенной экспозиции, так и субъективные эмоциональные впечатления от увиденного, что может помочь в работе на следующем этапе. Визуальный анализ (возрастной, социальный и др.) целевой аудитории посещенного мероприятия позволит подобрать знаковые средства или их сочетания, несущие суггестивную нагрузку. Работа с информацией в этом направлении интегрирована с такими дисциплинами учебного плана, как социология, психология восприятия и семиотика.
Раздел II. На этапе проектирования отчетной полиграфической продукции самостоятельная работа студентов ведется последовательно:
1) разработка ассортимента отчетных комплектов;
2) отбор текстового и иллюстративного материала для разработки содержания комплекта;
3) поиск стилевого и композиционного решения, цветовой гаммы, модульной сетки и шрифтовых гарнитур;
4) эскизирование макетов рекламной продукции;
5) подготовка эскизов к текущим консультациям, которые проводятся руководителями музейной практики согласно графику;
6) предпечатная подготовка макетов рекламной продукции;
7) формирование отчетного комплекта полиграфической рекламной продукции по трем выставочным мероприятиям или музейным экспозициям;
8) подготовка и оформление комплектов к отчетной выставке практи-
ческих работ по музейной практике (проводится в рамках семестровых просмотров учебных работ).
Характер деятельности на данном этапе - проектный и репрезентативный. Поскольку основой деятельности остается работа с информацией, важно помнить ее обусловленность тремя базовыми функциями рекламной коммуникации - информативной (сигнальной), экспрессивной и суггестивной. Рассмотреть возможности дифференцирования этапов проектирования в соответствии с реализацией названных функций позволило обращение к различению немецким социологом Никласом Луманом (1927-1998) трех компонентов коммуникации -информации, сообщения, понимания. «Коммуникация осуществляется лишь в том случае, если, прежде всего, понято различие сообщения и информации... Коммуникация схватывает в акте понимания различие между информационной ценностью ее содержания и причинами, по которым сообщается содержание» [2].
Задача репрезентации информации реализуется на каждой из вышеперечисленных стадий проектной деятельности. Ассортимент отчетного комплекта должен быть нацелен на использование различных способов представления информации о выставке или музейной экспозиции. Например, возможно вовлечение разных органов восприятия, нацеленное на развитие синэстетического характера коммуникации. При этом информация может носить как сигнальный (оповещение), так и познавательный или памятный характер. Текстовый и иллюстративный материал должен максимально полно, точно и качественно представлять информацию.
На этой стадии уместно будет воспользоваться данными из дополнительных источников. Такие составляющие компоненты графического дизайна, как стилистика, композиция, цветовое и шрифтовое решение, модульная сетка являются невербальными средствами передачи информации и также подлежат тщательному анализу и отбору. Стадия эскизирования предусматривает проработку различных способов передачи информации, основанную как на аналоговом, так и на инновационном методах проектирования. Эскиз должен решать задачу предварительной фиксации идеи, концепции, структуры продукта, поиска и отбора выразительных средств. Работа в режиме консультаций развивает коммуникативную компетентность и формирует навык редактирования информации, конкретизации и дальнейшего совершенствования проекта. Наряду с этим, она нацелена на развитие у графического дизайнера вариативности и профессиональной гибкости в работе с информацией. Причем, стадия допечатной подготовки отчетной продукции (художественно-техниче- 93 ского редактирования) предусматривает подготовку информации к печати с учетом знания технологий и материалов полиграфии. В свою очередь, формирование отчетного комплекта решает задачу максимально эффективного представления информации о выбранных выставочных мероприятиях или постоянных экспозициях, а эффективность обусловлена ассортиментом, функциональностью, эстетической ценностью и качеством исполнения полиграфической рекламной продукции. На стадии подготовки отчетной продукции к выставке решаются не только задачи репрезентации
информации о выбранных мероприятиях, но и демонстрации профессиональных компетенций студентов. Каждый из отчетных комплектов должен быть представлен в сопровождении грамотно организованной информации, содержащей данные об авторе, тематике и ассортименте выполненных проектов.
Постоянно следует помнить о реализации экспрессивной и суггестивной функций рекламной печатной продукции, повышающей эффективность музейного маркетинга. Экспрессивная функция реализуется на этапах 1-3, когда формируется эмоциональная насыщенность рекламного комплекта с помощью ассортимента (разнообразие в использовании рекламных носителей и форматов полиграфической продукции), вербальной (использование экспрессивных речевых приемов в текстовой части) и невербальной (экспрессия выразительных средств в композиционном, графическом и цветовом решении проекта) составляющих проекта. Экспрессивный фактор также 94 должен быть учтен на стадии репрезентации (этап 8) - в подготовке полиграфических комплектов к просмотру отчетных работ. Экспрессивная нагрузка в оформлении проектов может быть выражена через компоновку макетов, цветовое решение фона, шрифтовые гарнитуры и пр.
Эффективность рекламной продукции во многом обусловлена реализацией суггестивной функции. На начальных стадиях проектирования осуществляется поиск суггестивных приемов вербальной (использование особенностей целевой аудитории, семиотические приемы, прямые и побудительные обращения к адресату инфор-
мации и пр.) и невербальной (использование цветовой и образной символики, способов привлечения внимания и усиления художественной выразительности и пр.) коммуникации. На стадии разработки ассортимента и его комплектации следует обращать внимание на способность тех или иных рекламных носителей воздействовать на адресата, влиять на восприятие и запоминаемость информации, вызывать ощущение многообразия в единстве.
Важным принципом в процессе проектирования нам представляется соблюдение иерархии (соподчинения элементов), играющей системообразующую роль на любой стадии проектной деятельности. Сочетая информационную, экспрессивную и суггестивную нагрузку в проектируемом продукте, необходимо тщательно отобрать ведущий фактор применительно к каждому из рекламных носителей и видов полиграфической продукции. Например, в афише или продукции сувенирного характера на первый план может выйти экспрессивный фактор (привлекающий внимание реципиента), тогда как информационный и суггестивный будут сопровождать и дополнять его. В буклете, наоборот, вперед выходит информационная нагрузка, а экспрессия и суггестия становятся дополнительными факторами. Принцип иерархии обусловлен особенностями человеческого восприятия, сила которого обратно пропорциональна количеству имеющих преимущественное значение средств воздействия коммуникатора на реципиента [3, с. 216]. Согласно иерархическому принципу, в комплексе этих средств должны существовать и взаимодействовать между собой основ-
ф
ф
ные и дополнительные коммуникативные возможности.
Этот принцип применим также и к ассортименту продукции, к распределению вербальной информации в каждом из продуктов, к используемым в проекте невербальным выразительным средствам. Иерархический принцип в организации информативной нагрузки проявляется в распределении ее по степени важности (преимущество имеют конкретные данные о мероприятии или экспозиции, которые дополняются и расширяются за счет других данных и иллюстративного материала). Стилевое единство комплекта полиграфической продукции достигается именно с помощью применения принципа иерархии на каждой стадии деятельности, к каждому элементу графического дизайна (композиция, форма, цвет, графика и шрифт). Умение распределять элементы по степени важности обогащается за счет знания структуры полиграфической и рекламной продукции. Для того, чтобы спроектировать не только полиграфический продукт как средство коммуникации, но и его восприятие реципиентом, необходимо изучить и четко осознавать конструктивные особенности каждого рекламного носителя. Например, афиша или плакат, как односторонний формат, должны содержать весь объем информации на одной полосе, что диктует особенно тщательные условия отбора основных и дополнительных компонентов вербального и невербального характера. Наоборот, в рекламной открытке или буклете коммуникация осуществляется поэтапно, на нескольких полосах, что позволяет ввести более сложную и разнообразную иерархическую струк-
туру. Так, на первой полосе необходимо сделать основное ударение на экспрессию или суггестию, а на остальных полосах сосредоточиться на информативном аспекте. Понятно, что в случае преимущественного значения экспрессивного фактора в дизайнерском решении особая нагрузка приходится на динамическую композицию или цветовое решение. В свою очередь, между этими выразительными средствами тоже следует делать выбор и максимально использовать возможности одного из них. Таким образом, на каждом этапе проектной деятельности, в каждом из его направлений (информативном, экспрессивном, суггестивном) дизайнерское решение обусловлено принципом иерархии, то есть выбором главных и второстепенных компонентов.
Задача развития информационной компетентности существенно обогащает дидактическую модель проведения музейной практики студентов-дизайнеров, актуализируя ее роль в формировании профессиональных и личностных качеств, соответствующих требованиям современного ин- 95 формационного общества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 495 с.: цв. илл.
2. Луман Н. Что такое коммуникация? / Публикуется по изданию: с разрешения владельца авторских прав Westdeutschen Verlag GmbH / Перевод с нем. Головин Н. А., 2003. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: // http://www.soc.pu.ru/ publications/pts/luman_3.shtml
3. ВолошинМ. Лики творчества. - Л.: Изд-во «Наука», 1988. - 848 с. ■