Научная статья на тему 'Роль бумаги в дизайне печатной продукции'

Роль бумаги в дизайне печатной продукции Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
2591
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / GRAPHIC DESIGN / БУМАГА / PAPER / ПОЛИГРАФИЯ / ЦВЕТ / COLOR / ОБРАЗ / IMAGE / PRINT PRODUCT / POLYGRAPHY

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Васерчук Юлия Анатольевна

В статье автор размышляет о том, что грамотный выбор целлюлознобумажной продукции залог качественного полиграфического продукта и эффективной коммуникации с потребителем. Дизайнер при разработке дизайн-макета и выборе бумаги должен учитывать целевое назначение печатной продукции, технологии печати и послепечатной обработки, конструктивные возможности материала, его наличие у поставщиков и т.д. Автор приходит к выводу о том, что понимание бумаги как важнейшей образной составляющей в графическом дизайне полиграфических изделий говорит о высоком уровне профессионализма их создателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Paper for Print Products Design

Good choice of paper products is the guarantee of printing products quality and effective communication with the consumer. While paper products design and choice of paper creator should accept the purpose of the printed production, printing and after printing techniques, structural features of the material, its availability from suppliers, etc. Understanding of paper as an essential component of the imagery in graphic design of printing products indicates a high level professionalism of their creators

Текст научной работы на тему «Роль бумаги в дизайне печатной продукции»

РОЛЬ БУМАГИ В ДИЗАЙНЕ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Ю. А. Васерчук

Аннотация. В статье автор размышляет о том, что грамотный выбор целлюлозно-бумажной продукции - залог качественного полиграфического продукта и эффективной коммуникации с потребителем. Дизайнер при разработке дизайн-макета и выборе бумаги должен учитывать целевое назначение печатной продукции, технологии печати и послепечатной обработки, конструктивные возможности материала, его наличие у поставщиков и т.д. Автор приходит к выводу о том, что понимание бумаги как важнейшей образной составляющей в графическом дизайне полиграфических изделий говорит о высоком уровне профессионализма их создателей.

Ключевые слова: печатная продукция, потребитель, графический дизайн, бумага, полиграфия, цвет, образ.

Summary. Good choice of paper products is the guarantee of printing products quality and effective communication with the consumer. While paper products design and choice of paper creator should accept the purpose of the printed production, printing and after printing techniques, structural features of the material, its availability from suppliers, etc. Understanding of paper as an essential component of the imagery in graphic design of printing products indicates a high level professionalism of their creators.

Keywords: print product, consumer, graphic design, paper, polygraphy, color, image.

176

В современном мире бумага является вполне естественным материалом, активным участником нашей жизни. Однако, задумываясь о будущем бумажных носителей, их роль не является столь очевидной в силу развития электронных мультимедиа. Возможно, бумага переживает в наши дни пик своего развития, и мы имеем счастье насладиться этим уникальным историческим моментом.

В дизайне печатной продукции бумага является важной составляющей. Внимательное отношение к каждому элементу дизайна: к типографике, иллюстрации, формату издания, и т.п. -залог качественного полиграфическо-

Преподаватель XX

го продукта и эффективной коммуникации с потребителем.

Как показывает практика, специалисты в области дизайна, воспринимающие бумагу только как изобразительную поверхность, используют лишь малую часть того художественного и физического потенциала, который заключает в себе этот материал. Бумага определяет пространство изделия, как графическое, так и конструктивное, и эргономическое. Ее физические, объемно-про стран ствен ные характеристики позволяют тем или иным образом формировать взаимодействие, физический контакт между печатным изделием и

-2 / 2012

Рис. 1. Использование бумаги для сложно-структурной упаковки

потребителем. Дизайнер, разработчик полиграфической продукции должен знать язык такого рода коммуникаций и профессионально использовать его при работе над проектами.

Значение функции полиграфического изделия для выбора бумаги.

Выбор бумаги должен быть сделан не только в зависимости от образа сообщения, но и опираясь на целевое назначение будущего изделия (рис. 1). Например, картонная упаковка для CD предполагает многократное открывание-закрывание, и бумага должна быть выбрана в соответствии с этим целевым назначением, а также с пониманием специфики всех печатных процессов, предполагаемых в изделии. Непонимание взаимосвязей свойств бумаги с печатными, послепечатными и эксплуатационными процессами может привести к тому, что бумага будет испорчена, а поставленные цели не достигнуты.

Следующий пример наглядно иллюстрирует, каким безграмотным может оказаться выбор бумаги, не соответствующей требованиям целевого назначения. «Дизайнер выбирал бумагу для пакетов под выпечку на основе ее пре-

восходной пригодности к печати. Бумага имела хорошую восприимчивость к краске и была гладкой, плотной, с высокой белизной. Бумага была предназначена для высококачественных цветных репродукций, но не для печати на упаковке. Когда пакеты для печенья, сделанные из этой бумаги, доставили в супермаркеты, они выглядели так, как если бы прошли войну. Работа была повторена на бумаге, предназначенной для упаковки и имеющей хорошее цветовоспроизведение, что, бесспорно, удовлетворило требования клиента» [1, с. 112]. Неправильный выбор бумаги повлек за собой значительное увеличение себестоимости, времени, потраченного на изготовление, и обманутые ожидания. Желательно, чтобы участие в выборе бумаги одновременно принимало несколько хорошо осведомленных специалистов: производитель бумаги, дизайнер, полиграфист и т.д.

Важную роль в визуальном облике печатных изданий играют структурные показатели бумаги, качество бумажных волокон, из которых она изготовлена. Это имеет особенное отношение к продукции, в которой бумажная складка яв-

177

ВЕК

178

ляется функциональным элементом, предполагающим многократное использование (конверты, обложки, папки и т. д.) Также при формировании изделий, в которых складка работает как ребро жесткости, выдерживающее определенные нагрузки, например, в упаковке при транспортировке нескольких коробок, составленных вертикально, важно заранее оценить тектонические возможности бумаги или картона. Бумага с рыхлой структурой и короткими, деформированными волокнами, к сожалению, обнаруживает себя слишком быстро при функционировании любой конструкции. Даже при высоких художественных показателях издания (интересном цветовом решении или богатой фактуре) слабая, неустойчивая конструкция, «рваные» сгибы, невнятное формообразование - нивелируют позитивные впечатления от внешнего облика (рис. 2). Неграмотное применение структурных показателей бумаги в продукции, где конструкция является функцией изделия - недопустимо.

Содержание механической массы в композиции бумаги должно быть минимальным, так как спутанные и механически измельченные волокна, обладающие примесями, способствующими быстрому старению и пожелтению бумаги, могут испортить впечатление от полиграфического образца. Часто в местах

Рис. 2.

сгиба обложек рекламных буклетов или в упаковках можно заметить трещины. Такие трещины образуются при использовании низкокачественных материалов, волокна которых при формировании складки топорщатся, отделяются и лохматятся на сгибах. Бумаги, в композициях которых преобладает целлюлоза, прекрасно держат форму и не создают рыхлых, некрасивых разрывов в области складки. Такие бумаги - отличное решение для печатной продукции с элементами конструкции.

С целью удешевления целлюлозно-бумажной продукции производители бумаг часто поступают следующим образом: низкокачественная бумага-основа покрывается толстым слоем мела или краски, или даже металлизированным покрытием. Внешние качества бумаги в значительной степени улучшаются. Бумага часто переходит в разряд дизайнерской, т.е. элитной, рассчитанной на изготовление представительской продукции, дорогостоящих буклетов и рекламных брошюр. Однако при формировании из таких бумаг обложки для буклета или, допустим, упаковки для CD можно обнаружить, что внешнее покрытие при многократном сгибании рвется, образуя ужасные трещины вдоль всех линий сгибов.

Чтобы избежать подобных проблем в уже готовом изделии, прежде чем заказывать или закупать бумагу, необходимо проверить на бумажном образце, как она будет вести себя при складывании. Многократно сгибая и складывая образец бумаги, стоит обратить внимание, будут ли топорщиться волок-Рваные края бумажных складок на 113 складки, будет ли

Преподаватель XXI_

ВЕК

2 / 2012

разрываться от напряжения поверхностный слой бумаги и т. п.

Для печатных изделий, в которых функция тесно переплетена с конструкцией (упаковках, трансформерах, складчатых гармошках, буклетах, папках, конвертах и т. д.), важным фактором является способ нанесения краски и ее защиты от воздействий среды. На обложках, по краям листов, в области бумажных складок довольно часто можно заметить следы осыпающейся краски. Это вполне естественно, если полиграфический образец не подвергся дополнительным послепечатным операциям лакирования или ламинации.

Роль оттенка бумаги для печатной продукции.

Нередко дизайнер, работающий за монитором, видит перед собой условно белое поле электронного макета печатной продукции. Это белое поле на практике предположительно соответствует белому листу бумаги. Однако мало кто из специалистов пытается проанализировать, какой же именно оттенок белой бумаги в большей степени соответствует эстетике будущего издания (рис. 3).

Имеется множество оттенков белой бумаги, достаточных, чтобы прийти к соглашению между разработчиками продукта, клиентом, полиграфистом. «Будет ли это теплым белым, кремово-белым, холодным белым или ярко-белым? Один кремово-белый это не тот же самый оттенок, что другой кремово-белый. Чтобы помочь преодолеть этот коммуникационный разрыв, образец выбранной бумаги должен соответствовать» [1, с. 111] общей концепции макета.

Для облегчения выбора многие фирмы, торгующие бумагой, а также фабрики-производители предлагают своим клиентам каталоги образцов бумаги.

Они, как правило, представляют систематически подобранные образцы бумаг, демонстрирующих определенную коллекцию или ассортимент. Благодаря каталогам можно легко ориентироваться в сортах бумаги, иметь четкое представление о том, как выглядит материал, какими физическими, механическими, тактильными характеристиками он обладает, какая у него плотность, рыхлость и т.п. Различные фабрики производят бумагу, называя ее схожими именами, однако при этом бумага и визуально, и физически, и по техническим данным может в значительной степени различаться. «Слоновая кость» итальянской бумажной фабрики может оказаться совсем не похожей на «слоновую кость» финского бумажного комбината и т.д.

Для дизайнера-графика важно помнить, что бумага - не просто абстрактный или условный носитель графической информации. Она не является лишь полем или фоном для иллюстрации, но формирует изделие, задает определенную волну для звучания всех элементов композиции, объединяет или разрушает их совокупность на листе. Цветовой оттенок,

173

Рис. 3. Образцы белых бумаг для полиграфии

180

даже если это оттенок белого цвета, способен сформировать образ будущего изделия, а также в значительной степени влияет на его функцию.

«Если в художественных альбомах речь заходит, прежде всего, об адекватной цветопередаче, то лучше всего будет использовать белоснежную бумагу для художественной печати. Выбор тогда колеблется только между глянцевой, матовой и полуматовой поверхностями» [2, с. 71]. Необходимо учитывать, что текст на абсолютно белой бумаге хуже читается. Блестящая глянцевая бумага с кипельно белым оттенком слишком яркая, агрессивная для спокойного и комфортного чтения. Дизайнер сможет этому противодействовать, если выберет не слишком тонкий шрифт, имеющий стабильную плотность. Бумаги с глянцевым меловым покрытием чаще всего используют в рекламных каталогах с большим количеством иллюстраций, с яркими изображениями и насыщенными красками.

Когда атмосфера важнее, чем абсолютная цветопередача изображений, -матовая поверхность и не совсем белая бумага, пожалуй, более уместны. Такие бумаги менее агрессивны, создают ощущение уюта, тепла, способствуют более доверительному и глубокому контакту с информационным контентом, тем более, если сообщение в большей степени текстовое, чем иллюстративное. Фотографии выглядят на таких бумагах более правдоподобно.

Также хотелось бы сказать, что оттенки бумаги определяются такими оптическими показателями, как белизна, просвет, гладкость, лоск (глянец). Для цветных бумаг такой показатель как белизна неуместен.

Порой одним из самых продуктивных и эффектных способов привнесе-

ния цвета в издание является печать на цветной бумаге, окрашенной в массе. Для изготовления этих бумаг краситель добавляется в композицию бумаги еще до литья бумажного полотна. Использование подобного рода бумаг гарантирует стабильность цвета при любых манипуляциях с листом. Часто бумаги, окрашенные в массе, используют для изготовления представительской продукции высокого качества. Такие бумаги, как правило, относятся к сортам элитной дизайнерской бумаги и предполагают специальные методы печати. Однако затраченные средства на производство печатной продукции из цветных бумаг дизайнерских коллекций оправданы. Их использование поднимает издание на новый качественный уровень, способствуя комплексному воздействию на потребителя печатного продукта.

Выбор бумаги с учетом послепечатной обработки конгревным тиснением.

В современной полиграфии тактильные качества печатной продукции осуществляются широким спектром приемов печати и послепечатной обработки. Послепечатная обработка полиграфических образцов способна в значительной степени облагородить их внешний облик. Одним из самых распространенных, но, увы, не самых дешевых способов является конгревное тиснение.

Конгревное тиснение - операция над бумагой с целью получения выпуклых изображений с помощью горячего штампа (рис. 4). Тиснение может быть как бесцветным, так и с использованием (привариванием к поверхности бумаги) разноцветной пленки или металлизированной фольги. Тиснение горячим прессом без использования фольги или цвета называется «блинт» (от нем. blind - слепой). Для придания бумаге фактурного рисунка, необходи-

Преподаватель |_

2 / 2012

Рис. 4. Конгревное тиснение на полиграфической продукции

мо деформировать структуру бумажной плоскости, что в условиях производства осуществляется благодаря воздействию рельефного штампа, нагретого до высокой температуры.

Сама природа бумаги позволяет формам и текстурам оставлять на ней рельефные следы, так как бумага является весьма пластичным, гибким материалом. В действительности некоторые сорта дизайнерской бумаги машинного производства имеют устойчивый спрос у потребителей именно благодаря фактуре их поверхностей, созданной еще на производстве в процессе литья бумаги. Сорта бумаги, изначально обладающие фактурной поверхностью, также иногда подвергаются тиснению. Особенно эффектно на таких бумагах выглядит тиснение, передающее абсолютно плоскую поверхность.

Далеко не все бумаги, на которых осуществляется конгревное рельефное тиснение, ведут себя одинаково. Бумаги без поверхностной обработки, например, окрашиванием или металлизированием, гораздо лучше выглядят при тиснении. Поверхностный слой металлизированной или окрашенной бумаги может оказаться зна-

чительно деформированным при тиснении и потерять товарный вид.

Приемы разрезания плоскости листа и выбор соответствующей бумаги.

Высечка - довольно распространенный принцип формообразования в полиграфии и рекламе. Большинство POS-материалов - воблеры, стикеры, мобай-лы, постеры, гирлянды — имеют фигурный контур и изготавливаются с применением высечки. В производстве высечка или «сквозное прорезание обрабатываемого материала осуществляется режущей линейкой штанц-формы по непрерывной линии с одновременным би-гованием, созданием рицовок, перфораций и других видов воздействия на обрабатываемый материал» [3, с. 21]. Высе-кальный штамп изготавливается из толстой фанеры, в которой прорезается щель согласно рисунку будущего разреза. В щель вставляются ножи разной конфигурации для высекания, бигования и т.д. Высечка производится на специальном оборудовании с полистной обработкой. Это означает, что за один такт машины обрабатывается один лист, хотя готовых изделий на нем может быть несколько. Высечка может производиться как плоскими, так и ротационными

181

ВЕК

182

штанц-формами. Формы разрезов могут быть любой конфигурации, что зависит в большой степени от оборудования, на котором они осуществляются.

Технологии формирования сложного внешнего контура полиграфического изделия предполагают использование бумаг, обладающих значительной массой (плотностью, измеряемой в г/м2). Это нужно для того, чтобы тонкий выступающий, как правило, сложной формы край изделия не загибался, не провисал, не ломался при экспозиции, эксплуатации, транспортировке и т.п. Величина изделия напрямую зависит от массы (плотности) бумаги или картона. Объемные фигуры героев, экспонируемые в кинотеатрах, изготавливаются, как правило, из плотного картона, например, пятислойного гофрокартона. Небольшие рекламные стойки уместно изготавливать из хром-эрзаца. Для рекламных листовок сложной формы бумагу (от 80 г/м2 до 300 г/м2) нужно подбирать каждый раз соответственно конкретному случаю. Визитные карточки, ценники и прочие небольшие по формату изделия рекомендуется выполнять из толстых сортов бумаги или картона. Эти маленькие объекты мы держим в своих руках, и когда они сделаны из толстого материала, их вещественность становится более ощутимой.

(|Ш>

Машины, использующее возможности штанцевальных ножей, не предполагают реализацию слишком сложных резных узоров. Зазоры между ножами - те издержки технологии, которые необходимо учитывать при разработке макета полиграфической продукции. Лазерные технологии позволяют создать разрез, элементы которого могут располагаться так близко друг к другу, как только решит дизайнер. Технологии лазерной резки позволяют изготавливать истинные шедевры ажурной бумагопластики (рис. 5). Возможности сложных разрезов дают не только ювелирную проработку плоского листа, позволяющую сквозному рисунку украсить любое пространство за плоскостью, но и причудливым образом трансформировать лист в объемную форму. При использовании лазерных технологий стоит учитывать то, что край выреза, подвергнутый высокотемпературной резке, слегка подгорает - желтеет или коричневеет. Для лазерной резки имеет смысл использовать бумаги темных и желательно теплых оттенков, чтобы область об-горания была не слишком заметна.

В современной полиграфической практике термину перфорация соответствует система отверстий, расположенных в линию, в листовом или рулонном материале, обеспечивающая легкий раз-

е

Н

ЧВбйднваа т хзяййй^ т

Рис. 5. Применение разных сортов бумаги для высечки

• : ' ' .л •

Преподаватель XX

2 / 2012

рыв материала по этой линии. Перфорация достаточно часто используется в бумажной продукции различного назначения, в том числе в стикерах, листовках, купонах, упаковке (рис. 6). Она может использоваться в виде замка на упаковке и в качестве линии отрыва в купонах, как средство трансформации плоскости в сложную пространственную конструкцию рекламных стоек, в случае формирования выносного рекламного элемента, как правило, круглой формы, из картонной крышки шоу-бокса и т.д.

При выборе бумаг для изделий с перфорацией стоит учитывать возможность простоты разрыва бумаги по перфорации. В этом смысле не стоит забывать тот факт, что в машинном направлении бумага рвется значительно проще и легче, чем в перпендикулярном направлении. Тот случай, когда бумага не рвется по перфорации, а разрыв уходит совершенно в другую сторону, как раз и обусловлен тем, что перфорация не достаточно частая или крупная, чтобы противостоять естественному для бумаги ходу разрыва вдоль волокон, расположенных в машинном направлении.

Надсечка или рицовка представляет собой частичное прорезание материала режущей линейкой меньшей, чем в случае сквозного прорезания, высоты. Обычно материал надсекается на 1/2 и 2/3 толщины обрабатываемого материала. Самое распространенное применение надсечка находит в изготовлении самоклеящихся этикеток. Для этого слой собственно материала этикетки прорезается полностью, а слой силико-низированной бумаги, закрывающей клей, остается целым. Ненужная часть материала, которая называется облой, удаляется, оставляя саму этикетку. Подложка с готовыми этикетками сматывается в рулон и поставляется заказчику.

Различные виды разрезов - высечки, перфорации, надсечки - благодаря разработанным технологиям производства в промышленности обрели широкую сферу применения в полиграфии. Всевозможные ажурные прорезные элементы, дырки и окна используются дизайнерами для развития идеи пространства в композиции, для выражения изобразительного образа без применения графики, для создания различных конструкций.

При выборе бумаги для операций, связанных с прорезанием бумажной плоскости, стоит учитывать то, насколько будут пылиться и разрыхляться края обреза, это во многом зависит от структурных показателей бумаги. Края разреза должны оставаться ровными и опрятными. При большой площади дырки, размещенной внутри листа, стоит учитывать, насколько бумага, обрамляющая дырку, способна противостоять деформациям, не согнется ли она сразу пополам, не разорвется ли она при различных манипуляциях. Даже тонкие бумаги можно использовать в буклетах, предполагающих внутреннюю высечку. Однако площадь высечки должна быть настоль- 183 ко незначительной, чтобы не повлиять на конструкцию изделия (листание, разворачивание-сворачивание, и т.д.)

Важно сделать еще некоторые замечания относительно цвета. Если полиграфический образец, на котором осуществляется высечка, запечатан с двух сторон, то торец, край высечки, будет иметь цвет незапечатанной бумаги. Особенно если двусторонняя печать осуществлялась темными красками, а для сложной и длинной высечки использовалась толстая бумага, то контраст между цветом поверхности бумаги и цветом торца будет действительно заметен. В таком случае можно придать дополнитель-

Рис. 6. Перфорации в печатной продукции

184

ную художественную ценность контрастирующему торцу, поддержав его где-нибудь в графическом оформлении (толщиной белого шрифта, графическим линейным рисунком, и т.д.). Также в подобных случаях рекомендуется использовать бумагу, окрашенную в массе, что позволит поверхности бумаги и ее торцу иметь один и тот же цвет.

Многообразие послепечатных процессов определяет изысканность и визуальное богатство современной печатной продукции. Пожалуй, нет такого вида изделий, в которой не использовались бы максимально возможности современной полиграфии. После-печатные процессы позволяют придать оттиску дополнительную образную выразительность. Эта образность порой является ключевым фактором влияния на выбор потребителя.

Практические рекомендации, связанные с заказом бумаг.

Довольно часто проектировщик печатной продукции, ориентируясь на каталог бумажных образцов, осуществляет выбор бумаги, не осведомившись, имеется бумага в наличие или нет, в достаточном ли она количестве, или дополнительный заказ бумаги у фирмы-

производителя займет значительный временной отрезок. Может оказаться, что выбранную и уже утвержденную заказчиком бумагу сняли с производства и длительное время разрабатывавшийся дизайн не осуществим. Бумажные фабрики, идущие в ногу со временем, наращивающие производственные обороты, постоянно обновляют ассортимент предлагаемых потребителю бумаг. Это означает, что осведомленность в современной картине материалов для полиграфии должна стать не статической, но динамической категорией.

Грамотный выбор бумаги предполагает учет целого комплекса специфических особенностей бумажного производства. «Например, продавцы бумаги поставляют одинаковые бумаги различных фабрик и нередко предлагают заменить бумагу одной фабрики на бумагу другой фабрики. Специалист, размещая заказы, должен быть не только осведомлен, какие характеристики могут меняться от фабрики к фабрике, но должен быть готов сделать выбор на основании знаний этих различий. Иная «эквивалентная» бумага может не удовлетворять целевым эксплуатационным требованиям или ожиданиям клиента... Поскольку эксплу-

Преподаватель |_

2 / 2012

атационные качества бумаги могут быть определены только после печатания, отделки и ее использования, может быть полезным приобретать печатные образцы работ, подобных планируемым или макеты, сделанные на выбранной бумаге» [1, с. 112-113]. Разумеется, профессиональная состоятельность не заключается только лишь в материаловедении или осведомленности в рынке материалов, однако глубина творческих решений немыслима без понимания среды, окружающей профессию.

Осуществляя поиск материала при проектировании печатных изделий, важно помнить, что оценка материалам - многосторонняя аналитическая работа, предполагающая глубокое погружение в весь комплекс взаимодействий с изданием - от производственной цепочки до утилизации.

«Для выбора бумаги не существует запатентованных рецептов. Вопросы при этом часто сводятся к следующим:-Как используется изделие?- Каков предполагаемый срок его службы?- Сколько оно должно стоить?- Осуществима ли на бумаге качественная печать?- Хорошо ли (бумага) фальцуется и листается?

Исходя из этого, можно определить и выбрать материал, поверхность, вес, объем, плотность и цвет бумаги... Бумага не является константой при изготовлении печатной продукции. По этой причине необходимо каждый раз заново подбирать бумагу... Однако, несмотря на все ограничения, снова и снова подтверждается то, что кропотливый поиск подходящей бумаги вознаграждается хорошим результатом» [2, с. 70].

Плодотворным процессом является коллекционирование образцов печатных изделий с целью отслеживания ошибок, всевозможных особенностей печати и поведения материала,

соответствия электронной версии финальному типографскому образцу, и т.д. При схожих заказах можно использовать практические навыки и опыт предыдущих работ, в том числе касательно выбора бумаги.

Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что современные культурные тенденции в дизайне полиграфической продукции поддерживают применение изысканных материалов, изощренных процессов печати и послепечатной обработки, способных дарить остроту тактильных переживаний, тонкую нюансную деталировку: цвет - фактура - материал. В современном насыщенном полифонией визуальных шумов мире столь сложно порой бывает найти новое, еще не изведанное визуально-образное пространство, столь непросто нащупать «неожиданное сочетание» цветов, фактур, сюжетов... Иной раз, создается впечатление, что все дороги уже изведаны, все пути пройдены. Постоянный прирост новых материалов позволяет не столь остро ощущать кризис визуальной исчерпанности, находить свежие звучания фактур, цветов, и их сочетаний. Понимание бумаги как важнейшей образной составляющей в графическом дизайне полиграфических изделий говорит о тонком художественном чувстве нюанса и детали, о высокой культуре и внимательном отношении к вещи и предметному пространству.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лоуренс А. Вилсон. Что полиграфист должен знать о бумаге. - М., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Willberg H. P. Lesetypographie / H.P. Willberg, F. Forssman. - Mainz, 2005.

3. Зачем нужна вырубка // Формат. - 2004. -№ 4. ■

185

ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.