Научная статья на тему 'ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА НА ЕДИНОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС'

ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА НА ЕДИНОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ / ИМПОРТ / АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ / ИНСТРУМЕНТЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Храмцова А.Д., Фомина А.А., Шпакова Н.С.

В статье рассматривается порядок введения и применения защитных мер регулирования импорта в условиях функционирования ЕАЭС. Описывается законодательная база применения данных мер. Рассматривается подробный механизм применения каждой меры, их отличие и сходство. В ходе изучения данной темы, выявляются преимущества и недостатки введения и применения антидемпинговых, компенсационных и специальных мер нетарифного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА НА ЕДИНОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС»

Использованные источники:

1. Банкротство ради выживания [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //bankr-rus .ru/

2. Банкротство как метод структурной реорганизации экономики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://crisis-manag.ru/

3. Реорганизация в банкротстве [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //lexandbusiness. ru/

УДК 339.544

Храмцова А. Д. студент 4 курса факультет «Экономический» Фомина А. А. студент 4 курса факультет «Экономический» Шпакова Н. С. студент 4 курса факультет «Экономический» Воронина Л. И., к.э. н. научный руководитель, доцент Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова

Россия, г. Кемерово ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА НА ЕДИНОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС В статье рассматривается порядок введения и применения защитных мер регулирования импорта в условиях функционирования ЕАЭС. Описывается законодательная база применения данных мер. Рассматривается подробный механизм применения каждой меры, их отличие и сходство. В ходе изучения данной темы, выявляются преимущества и недостатки введения и применения антидемпинговых, компенсационных и специальных мер нетарифного регулирования.

Ключевые слова: нетарифные барьеры, импорт, антидемпинговые меры, специальные меры, компенсационные меры, инструменты внешнеторговой политики.

В условиях глобализации мировой экономики и вследствие открытости экономики страны является необходимостью защищать внутренний рынок от несправедливой конкуренции. Действенными методами защиты внутреннего рынка страны являются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

К нетарифным барьерам в РФ относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. В России нормативно правовым документом, определяющим основные положения введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран, является Договор о ЕАЭС (Приложение № 8

«Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам»).

Одним из инструментов внешнеторговой политики РФ являются специальные защитные меры, которые позволяют ограничивать импорт определенного товара, если ввоз данного товара является потенциальной угрозой для отечественной отрасли, производящей товар, конкурирующий с импортным товаром. Данные меры разрешены как в рамках ВТО, так и существующим законодательством ЕАЭС.

В соответствии с разделом 1, п.2 Приложения № 8 «Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам», специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Союза, которая применяется по решению Комиссии посредством введения импортной квоты, специальной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. В свою очередь, специальная квота - установление определенного объема импорта товара на таможенную территорию Союза, в рамках которого товар поставляется на таможенную территорию Союза без уплаты специальной пошлины, а свыше которого - с уплатой специальной пошлины. Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины [1].

Специальная защитная мера применяется в отношении товара, импортируемого на таможенную территорию Союза из экспортирующей третьей страны, независимо от страны его происхождения, за исключением:

а) товара, происходящего из развивающейся или наименее развитой третьей страны-пользователя системы тарифных преференций ЕАЭС, до тех пор пока доля импорта данного товара из такой страны не превышает 3 процентов от общего объема импорта этого товара на таможенную территорию ЕАЭС, при условии, что суммарная доля импорта данного товара из развивающихся и наименее развитых третьих стран, на долю каждой из которых приходится не более 3 процентов от общего объема импорта этого товара на таможенную территорию ЕАЭС, не превышает 9 процентов от общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Союза;

б) товара, происходящего из государства-участника Содружества Независимых Государств, являющегося стороной Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, при выполнении условий, установленных статьей 8 указанного Договора [1].

Специальные защитные меры вводятся в виде количественных ограничений (квот) или импортных пошлин. Размер квоты или пошлины устанавливается в размере достаточном для устранения негативного влияния растущего импорта товара на национальное производство. По заявлению отрасли национальной экономики, уполномоченным государственным органом проводится расследование, он принимает решения о начале

расследования, осуществляет необходимые действия по получению информации, приходит к выводам о наличии оснований для введения специальной защитной меры. Специальные защитные меры носят временный характер, обычно срок их применения до четырех лет, а в необходимом случае их действие может быть продлено еще на четыре года [2].

В соответствии с разделом 1, п. 2 Приложения № 8 «Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам», антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Комиссии посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения добровольных ценовых обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговая пошлина -пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины. Демпинговая маржа - выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены этого товара к его экспортной цене либо разница между нормальной стоимостью товара и его экс-портной ценой, выраженная в абсолютных показателях [1].

Применение демпинга не запрещено, его применение в качестве рыночной стратегии не противоречит нормам ВТО. При этом в случае, когда данная тактика может нанести ущерб национальной отрасли, был создан механизм противодействия.

Антидемпинговые меры вводятся после расследования, которое обычно проводится в период двенадцати месяцев, предшествующим дате подачи заявления о проведении расследования. Процедуру проведения расследования можно разделить на следующие этапы:

-отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние демпинговый импорт, готовят заявление (петицию) с просьбой о начале антидемпингового расследования;

- орган расследования рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

- орган расследования собирает информацию по необходимым положениям расследования;

- в течение 60 дней с даты начала расследования орган расследования может прийти к решению о введении предварительной антидемпинговой меры. Предварительная антидемпинговая пошлина - пошлина, применяемая при импорте на таможенную территорию Союза товара, в отношении которого органом, проводящим расследования, в ходе расследования сделано предварительное заключение о наличии демпингового импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли экономики государств-членов, угрозы его причинения или существенного замедления создания отрасли экономики государств-членов [1];

- после введения предварительной антидемпинговой меры орган расследования предоставляет заинтересованным лицам возможность ознакомиться с предварительными выводами и предоставить комментарии;

- в течение пяти-шести месяцев с начала расследования орган расследования проводит публичные слушания, которые представляют собой квазисудебное заседание с участие всех заинтересованных сторон;

- после сбора всей необходимой информации и получения доказательств, орган расследования предоставляет возможность всем заинтересованным лицам ознакомиться с окончательными результатами расследования.

Антидемпинговые меры могут быть введены на срок до 5 лет, но их действие может быть продлено в результате пересмотра меры [3].

В соответствии с разделом 1, п. 2 Приложения № 8 «Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам», компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующей третьей страны на отрасль экономики государств-членов, применяемая по решению Комиссии посредством введения компенсационной пошлины либо одобрения добровольных обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующей третьей страны или экспортером. Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины.

По заявлению отрасли национальной экономики проводится компенсационное расследование. Право подавать заявление на расследование имеют те отрасли национальной экономики, доля которых в производстве товара в стране составляет не менее 25 %.

В рамках расследования орган, проводящий это расследование, обязан проводить консультации с представителями государства, которое представляет субсидию иностранным производителям. Расследование может проводиться 12 месяцев, по необходимости данный срок может быть продлен до 18 месяцев. Можно выделить основанные этапы компенсационного расследования:

- отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние субсидируемый импорт, готовят заявление с просьбой о начале расследования и подают его в орган расследования;

- орган расследования рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

- орган расследования собирает информацию по основным элементам расследования у заинтересованных лиц - отечественных и иностранных производителей товаров, экспортеров, импортеров и потребителей. Главным моментом сбора информации является направление вопросников (документ с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам и т.д.);

- в течение 60 дней с даты начала расследования орган расследования может прийти к решению о наличии оснований для введения предварительной компенсационной меры. Предварительная компенсационная пошлина -пошлина, применяемая при импорте на таможенную территорию ЕАЭС товара, в отношении которого органом, проводящим расследования, в ходе расследования сделано предварительное заключение о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим импортом материального ущерба отрасли экономики государств-членов, угрозы его причинения или существенного замедления создания отрасли экономики государств-членов [1];

- после введения предварительной компенсационной меры орган расследования представляет возможность заинтересованным сторонам ознакомиться предварительными выводами и предоставить свои комментарии;

- в течение 5-6 месяцев с начала расследования орган расследования проводит публичные слушания, где всем заинтересованным предприятиям предоставлено право высказать свое мнение по всем основным вопросам, связанным с расследованием, и комментировать мнение противоположной стороны;

- после сбора всей информации и получения доказательств, орган расследования предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с окончательными результатами расследования;

- после предварительного решения и до принятия окончательного -сторонам предоставляется возможность согласовать ценовые обязательства

[4].

Таким образом, специальные, антидемпинговые и компенсационные меры защиты национального рынка становятся более значимым инструментов регулирования внешней торговли РФ. Имеется ряд преимуществ применения данных мер:

- процедура введения и применения защитных специальных, антидемпинговых и компенсационных мер подробно определена в нормативно-правовых доку-ментах, поэтому у национальных производителей есть законодательно установленная правовая защита касающаяся данных вопросов;

- данные инструменты нетарифного регулирования признаны международными организациями и широко применяются в международной практике;

- существует возможность применения данных мер в отношении стран, для которых действует беспошлинный режим торговли.

Использованные источники: 1. Приложение № 8 к Договору о ЕАЭС «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран» [Электронный ресурс] URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/77069627ec60437a6 e219066ea0dad0a4a34b94e/ [Дата обращения 19.12.2016]

2. Портал внешнеэкономической деятельности / Защитные процедуры [Электронный ресурс] URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/restrictive_measures/safety_procedures/ [Дата обращения 19.12.2016]

3. Портал внешнеэкономической деятельности / Антидемпинговые процедуры [Электронный ресурс] URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/restrictive_measures/anti_dumping/ [Дата обращения 19.12.2016]

4. Портал внешнеэкономической деятельности / Субсидии и компенсационные процедуры [Электронный ресурс] URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/restrictive_measures/subsidies/ [Дата обращения 19.12.2016]

УДК 378.147:7.05

Чвала М. С. ассистент

кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна

Чернышёва Е.Л. студент 6 курса кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени

В.И. Вернадского» Россия, г. Ялта

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ-ГРАФИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития коммуникативных компетенций будущих графических дизайнеров в высшем учебном заведении. Рассмотрено понятие «коммуникативная компетентность графического дизайнера». В ходе работы выявлена роль коммуникативных компетенций студентов-дизайнеров в современном мире. Определены приёмы, способствующие развитию коммуникативных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения специальных дисциплин.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, навык, подготовка графических дизайнеров, специальные дисциплины, процесс обучения.

Summary. The article deals with the problem of developing the communicative competence of the future graphic designers in higher education institution. The definition «communicative competence of graphic designer» was considered by author. The work revealed the role of communicative competence of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.