Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1875
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ МЕРЫ / НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ / ТОРГОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акматалиева Аида Сатылгановна

В статье рассматриваются правовые аспекты применения нетарифных мер таможенного регулирования внешнеторговой деятельности. Исследуется базовый нормативный документ для стран - участниц ЕАЭС, который регулирует нетарифные меры таможенного регулирования. Подчёркивается, что введение запретов и ограничений доступности зарубежных рынков для российских товаров всегда негативно влияет на благосостояние и стран-экспортёров, и стран-импортёров. Проведён анализ перечня ограничительных мер, применяющихся странами в отношении российских товаров. В статье анализируются динамика и виды мер нетарифного регулирования в отношении российских товаров. Проведённый анализ свидетельствует о том, что за 2014-2021 гг. нетарифные меры регулирования в отношении российских товаров продолжают расти и наибольшей популярностью среди запретов и ограничений пользуются антидемпинговые меры. В настоящее время механизм нетарифной политики в Российской Федерации постепенно адаптируется, реформируется и приспосабливается к санкциям со стороны зарубежных стран. Выявлены проблемы в сфере применения нетарифных мер регулирования в рамках ЕАЭС. В результате проведённого анализа определены основные направления по выявлению и устранению ограничений, касающихся товаров российского производства. Подчёркивается, что важно поддерживать открытость торговых потоков и функционирование цепочек поставок, а также предотвращать принятие мер, создающих ненужные барьеры для торговли. Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности должно основываться на приведении нормативно-правовой базы государств - членов ЕАЭС в соответствие с правилами и нормами ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF NON-TARIFF MEASURES OF RUSSIAN FOREIGN TRADE REGULATION

The authors look into the legal aspects of non-tariff measures of foreign trade customs regulation. The subject of the study is the basic regulatory document for the EAEU member countries, which stipulates non-tariff measures of customs regulation. The author emphasizes the negative effects of bans and restrictions on the access of Russian goods to foreign markets. The article also includes a list of restrictive measures applied by various countries to Russian goods. The author analyzes the dynamics and types of non-tariff regulation measures in relation to Russian goods. The analysis shows that in 2014-2021 the number of non-tariff regulatory measures aimed at Russian goods continued to grow and anti-dumping measures were the most common ones. Currently, the mechanism of non-tariff policy in the Russian Federation is gradually adapting to sanctions from foreign countries. The author reveals the problems in the sphere of application of non-tariff regulatory measures within the framework of the EAEU. As a result of the analysis, the main directions for identifying and eliminating restrictions on Russian-made goods have been outlined. It is important to emphasize the necessity to maintain the openness of trade flows and the functioning of supply chains, as well as to prevent the adoption of measures that create unnecessary barriers to trade. Improvement of non-tariff regulation of foreign trade activities should be based on bringing the regulatory framework of the EAEU member states in line with the rules and norms of the WTO.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ»

ИНСТИТУТЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

DOI: 10.48137/26870703_2022_18_2_157

Аида АКМАТАЛИЕВА

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ

Дата поступления в редакцию: 01.06.2022.

Для цитирования: Акматалиева А. С., 2022. Особенности применения нетарифных мер регулирования внешней торговли в отношении российских товаров. - Геоэкономика энергетики. № 2 (18). С 157-170. DOI: 10.48137/26870703_2022_18_2_157

В статье рассматриваются правовые аспекты применения нетарифных мер таможенного регулирования внешнеторговой деятельности. Исследуется базовый нормативный документ для стран — участниц ЕАЭС, который регулирует нетарифные меры таможенного регулирования. Подчёркивается, что введение запретов и ограничений доступности зарубежных рынков для российских товаров всегда негативно влияет на благосостояние и стран-экспортёров, и стран-импортёров. Проведён анализ перечня ограничительных мер, применяющихся странами в отношении российских товаров.

В статье анализируются динамика и виды мер нетарифного регулирования в отношении российских товаров. Проведённый анализ свидетельствует о том, что за 2014—2021 гг. нетарифные меры регулирования в отношении российских товаров продолжают расти и наибольшей популярностью среди запретов и ограничений пользуются антидемпинговые меры. В настоящее время механизм нетарифной политики в Российской Федерации постепенно адаптируется, реформируется и приспосабливается к санкциям со стороны зарубежных стран.

АКМАТАЛИЕВА Аида Сатылгановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ЗФ РАНХиГС) Адрес: Российская Федерация, г. Калининград, 236016, ул. Артиллерийская, д. 62. E-mail: aas.250580@mail.ru. SPIN-код: 8829-4975.

Ключевые слова: таможенное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, Всемирная торговая организация, Евразийский экономический союз, таможенно-тарифные меры, нетарифные меры, запреты и ограничения, торговые ограничения.

Выявлены проблемы в сфере применения нетарифных мер регулирования в рамках ЕАЭС. В результате проведённого анализа определены основные направления по выявлению и устранению ограничений, касающихся товаров российского производства. Подчёркивается, что важно поддерживать открытость торговых потоков и функционирование цепочек поставок, а также предотвращать принятие мер, создающих ненужные барьеры для торговли. Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности должно основываться на приведении нормативно-правовой базы государств — членов ЕАЭС в соответствие с правилами и нормами ВТО.

Введение

С момента создания 1 января 2010 г. Таможенного союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией меры нетарифного регулирования были и остаются базовой системой регулирования внешней торговли Таможенного союза.

В процессе унификации и гармонизации системы мер нетарифного регулирования были разработаны и утверждены единые подходы и принципы их применения, что нашло отражение в нормах правового обеспечения внешнеторговой деятельности сначала Таможенного союза, а позже и ЕАЭС. Положение о применении ограничений и Единый перечень товаров приобрели комплексный характер и включают систему мер по отношению к товарам, к которым могут применяться ограничения и запреты на вывоз или ввоз. С момента подписания договора о создании союза (Договор) [Договор о ЕАЭС, 2014] страны — участницы Таможенного союза в расширенном составе стали применять в торговле с другими странами ограничения и запреты к товарам из единого перечня.

Правовые аспекты применения нетарифных мер таможенного регулирования внешнеторговой деятельности

В настоящее время таможенное регулирование — это управление и контроль ВЭД (внешнеэкономическая деятельность), осуществляемые в целях пополнения бюджета страны и защиты прав отечественных предприятий и производителей. Целью таможенного регулирования являются обеспечение экономической безопасности и достижение стабильного экономического роста страны. Российская Федерация как член Евразийского экономического союза (ЕАЭС) имеет общее с союзом таможенное пространство. Поэтому юридическая основа таможенного регулирования в РФ — это Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон № 289-ФЗ)

[Федеральный закон № 289-ФЗ..., 2018]. Эти законодательные документы гармонизированы между собой и позволяют регламентировать все вопросы таможенного регулирования на территории союза и РФ. Кроме этого, именно вопросы таможенного регулирования стали катализатором объединения в союз стран-участниц.

Согласно ст. 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (договор о ЕАЭС) в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право союза [Договор о Евразийском экономическом союзе, 2014].

Предмет таможенного регулирования представляет собой отношения, которые связаны с вывозом и ввозом товаров через таможенную границу. В данном процессе могут быть применены меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Они включают ограничения и запреты, связанные с защитой национального рынка от некачественных товаров, которые не соответствуют требованиям безопасности населения, а также от недобросовестной конкуренции.

Нетарифные меры регулирования представляют собой комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых с помощью введения количественных и других ограничений и запретов экономического характера, установленных в соответствии с международными договорами государств — членов ЕАЭС, а также решениями Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и национальными нормативно-правовыми актами.

Основные цели нетарифного таможенного регулирования — это в первую очередь ограничение экспорта и импорта товара, способного нанести вред здоровью населения и/или окружающей среде, поддержка отечественной промышленности и производства с помощью снижения объёма импорта товаров и продукции, защита национальных ценностей и культуры государства и т. д.

Базовым нормативным документом для стран — участниц ЕАЭС, который регулирует нетарифные меры таможенного регулирования, является Договор о ЕАЭС, в частности раздел IX ст. 46, 47 и приложение 7 к Договору о ЕАЭС «Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» [Протокол о мерах нетарифного регулирования..., 2014].

В странах — участницах ЕАЭС применяется единая система нетарифного таможенного регулирования и лицензирования. Все меры нетарифного таможенного регулирования, позволяющие контролировать импорт и экспорт товаров, такие как запреты, ограничения по количеству, исключительные права, используются в соответствии с принципами недискриминации и гласности. Решения о введении, применении или продлении мер нетарифного таможенного регулирования принимаются исключительно и

непосредственно ЕЭК, а предложения могут выдвигать и страны — участницы ЕАЭС, и непосредственно ЕЭК.

Также ещё одна важная и неотъемлемая часть нетарифного таможенного регулирования на таможенной территории ЕАЭС — это решение коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», которым коллегией ЕЭК введено и утверждено два перечня товаров для таможенных целей. Во-первых, в приложении 1 представлены товары, которые запрещены к ввозу на территорию ЕАЭС, к примеру озоноразрушающие вещества, опасные отходы и др. Во-вторых, в приложении 2 представлены товары, для которых предусмотрен разрешительный порядок при ввозе или вывозе товаров, например драгоценные камни и металлы и т. д. [Решение коллегии Евразийской экономической комиссии..., 2015].

Динамика мер нетарифного регулирования в отношении российских товаров

Административные меры нетарифного регулирования весьма разнообразны. Весомое место среди этих мер занимают количественные ограничения. Введение запретов и ограничений на доступ российских товаров на зарубежные рынки всегда негативно влияет на благосостояние экономики страны.

Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с другими министерствами и ведомствами проводится активная работа в части профилактики и устранения необоснованных ограничений конкурентоспособного российского экспорта.

На постоянной основе пересматриваются действующие антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры, а также анализируются и те ограничения, которые были введены торговыми партнёрами РФ.

Весомое значение имеет такая проблема, как дискриминационный подход в отношении российских производителей на мировых рынках. Правительство оказывает поддержку среднему и малому бизнесу, ведёт двусторонние и многосторонние переговоры с торговыми партнёрами.

Одним из направлений в решении устранения ограничительных мер является принятие ответных мер в целях защиты российских производителей.

Следовательно, в 2020 г. торговые ограничения для предприятий-экспортёров были сняты или переведены на свободные рыночные цены 34 ограничительные меры.

Эксперты оценили сумму предотвращённого ущерба в 3,4 млрд долл. в год. На рисунке 1 представлена динамика количества устранённых или либерализованных мер и суммы предотвращённого ущерба в 2015 — 2020 гг. В таблице 1 приведён перечень ограничительных мер по состоянию на 1 декабря 2021 г., применяющихся странами в отношении российских товаров.

ФО 35 30 25 | 20 15 10 5 О

2015 2016 2017 2013 2019 2020

количество ограничений сумма, предотвращенного ущерба

Рис. 1. Динамика количества устранённых или либерализованных мер и суммы предотвращённого ущерба в 2015-2020 гг.

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии.

Таблица 1

Перечень ограничительных мер по состоянию на 1 декабря 2021 г., применяющих странами в отношении российских товаров

Меры нетарифного регулирования Страны, вводящие ограничения в отношении российских товаров

Антидемпинговые меры Австралия, Бразилия, Великобритания, Египет, Европейский союз, Индия, Индонезия, Канада, Китай, Мексика, Пакистан, США, Таиланд, Турция, Украина

Специальные защитные меры Великобритания, Вьетнам, ЕС, Индонезия, Марокко, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, США, Турция, Украина, Южноафриканский таможенный союз (ЮАТС)

Компенсационные меры США

Антидемпинговые расследования Бразилия, ЕС, Индия, США, Турция, Украина

Пересмотры антидемпинговых мер Великобритания, ЕС, Индия, Китай, Мексика, США, Турция, Украина

Продолжение таблицы 1 на следующей странице

Продолжение таблицы 1

Специальные защитные расследования Индия, Марокко, Перу, Украина

Соглашения о приостановлении антидемпинговой процедуры США

Компенсационные расследования США

Специальные защитные меры Египет, Индонезия, Турция, АФТС

Ограничения по номенклатуре США

Специальные защитные расследования ЮАТС

Дополнительные сборы Абхазия

Импортные пошлины Абхазия, Марокко

Санкционные меры Австралия, Албания, ЕС, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, США, Украина, Швейцария, Черногория, Япония

Санитарные и фитосанитарные меры Австралия, Белоруссия, Бразилия, Вьетнам, ЕС, Казахстан, Канада, Китай, Оман, Республика Корея, Украина, Япония

Акцизы (дифференцированные) Азербайджан, Узбекистан

Технические меры Алжир, Вьетнам, Монголия, Оман

Административные меры Азербайджан, Алжир, Аргентина, Белоруссия, ЕС, Египет, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Литва, Мексика, Молдавия, Нигерия, Норвегия, Республика Корея, США, Туркмения, Турция, Узбекистан

Технические барьеры Белоруссия, Бразилия, ЕС, Иран, Нигерия, Таиланд

Дополнительные пошлины Алжир, Саудовская Аравия, Турция

Угрозы введения меры Вьетнам, ЕС, Камбоджа, Лаос, Монголия, Мьянма, Нигерия

Тарифные квоты ЕС, Индия, Япония

Запреты на импорт ЕС, Индия, Индонезия, Казахстан, Монголия, Нигерия, Сингапур, Украина

Запреты на экспорт Казахстан

Источник: составлено автором по данным Министерства экономического развития РФ

и Федеральной службы государственной статистики РФ.

На рисунке 2 наглядно представлены меры, применяемые к товарам российского производства на 1 декабря 2021 г.

антидемпинговые меры

т 54 ■ компенсационные меры

110 I ■ специальные защитные

21 меры ■ прочие нетарифные меры

Рис. 2. Меры, применяемые к российским товарам на 1 декабря 2021 г., шт.

Источник: составлено автором по данным Министерства экономического развития РФ

и Федеральной службы государственной статистики РФ.

Статистические показатели, размещённые на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, позволяют рассмотреть динамику мер нетарифного регулирования в отношении российских товаров. В таблице 2 приведены статистические данные реестров ограничительных мер за 2014—2021 гг.

Таблица 2

Динамика применяемых к российским товарам нетарифных мер за 2014-2021 гг., шт.

Меры нетарифного регулирования 01.02.2014 01.12.2014 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 к 2014 г.

Всего 79 102 110 125 144 162 192 195 187 + 108

Антидемпинговые меры 41 40 39 40 43 48 50 49 54 + 13

Специальные защитные меры 5 9 15 17 12 19 26 22 21 + 16

Компенсационные меры - - 1 1 1 1 1 1 2 +2

Прочие нетарифные меры 33 48 50 62 80 87 115 123 110 +77

Административ - * ные меры 16 20 23 28 28 22 31 40 39 +23

Продолжение таблицы 2 на следующей странице

Продолжение таблицы 2

Технические барьеры 8 9 9 10 16 14 18 14 20 + 12

Тарифные квоты 2 2 3 3 3 3 4 4 4 +2

Импортные квоты - 3 1 1 2 3 3 3 2 +2

Дополнительные пошлины и сборы 1 1 - - - 5 6 10 4 +3

Акцизы на дискриминационной основе 3 5 4 5 7 5 4 3 3 -

Ограничение по номенклатуре 1 1 - - - - 1 1 1 -

Запрет на импорт 2 4 3 4 6 8 9 12 9 +7

Санитарные и фитосанитар-ные меры - 3 7 11 18 26 38 34 26 +26

Взимание импортной пошлины - - - - - 1 1 2 2 +2

Угроза введения мер - 5 5 5 8 7 7 8 7 +7

* С 2015 по 2017 г. в административные меры включены дополнительные сборы

и ограничения по номенклатуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором по данным Министерства экономического развития РФ

и Федеральной службы государственной статистики РФ.

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что за 2014—2021 гг. нетарифные меры регулирования в отношении российских товаров продолжают расти.

По статистическим данным, в 2021 г. действовало 187 мер нетарифного регулирования. Если провести сравнительный анализ с 2014 г. (до введения санкций странами Запада, США и иными государствами), то в 2021 г. наблюдается значительный рост введения мер нетарифного регулирования. Абсолютный прирост в 2021 г. составил 108, что на 136,7 % больше, чем в 2014 г. Однако если сравнивать показатели 2021 г. по отношению к 2020 г., то меры нетарифного регулирования стали снижаться, но незначительно, всего на 4,1 %.

Рис. 3. Количество и виды нетарифного регулирования, действующие на мировых

рынках в отношении товаров российского производства на 1 декабря 2021 г., шт.

Источник: составлено автором по данным Министерства экономического развития РФ

и Федеральной службы государственной статистики РФ.

Наибольшей популярностью среди запретов и ограничений пользуются антидемпинговые меры, которых в 2021 г. 54, что на 10,2 % больше, чем в 2020 г., и на 31,7 % больше, чем в 2014 г.

По статистическим данным Министерства экономического развития Российской Федерации, количество административных мер в течение 7 лет (2014—2021 гг.) постоянно росло. В 2021 г. действовало 40 мер, что на 143,7 % больше, чем в 2014 г. Если сравнивать 2021 к 2020 г., то весомого снижения не наблюдается. Количество компенсационных пошлин за анализируемый период увеличилось на 1.

В настоящее время механизм нетарифной политики в Российской Федерации постепенно адаптируется, государство проводит определённые реформы и приспосабливается к санкциям со стороны зарубежных стран.

Важно поддерживать открытость торговых потоков и функционирование цепочек поставок, а также предотвращать принятие мер, создающих ненужные барьеры для торговли.

Проблемы в сфере применения нетарифных мер регулирования

в рамках ЕАЭС

Важнейшим направлением развития евразийской интеграции является совершенствование правовых основ нетарифных мер регулирования в рамках ЕАЭС. Процесс развития законодательных актов на евразийском

пространстве непрерывно растёт, в результате чего возникают определённые проблемы.

Одной из основных проблем в сфере применения нетарифных мер регулирования в рамках ЕАЭС является отсутствие или несовершенство законодательства.

Во-первых, государства — члены ЕАЭС имеют право самостоятельно устанавливать нетарифные меры регулирования, что соответственно приводит к росту цен. Затем, в законодательстве имеется разная терминология, что вызывает трудности в работе.

Во-вторых, трудности вызывает неоднородность национальных стандартов, когда документы оформляются на местном языке, соответственно участники ВЭД несут дополнительные расходы.

Следовательно, необходимо совершенствовать правовые нормы в соответствии с экономическими интересами стран — участниц ЕАЭС.

Проблема наличия препятствий связана с отсутствием или несовершенством как права ЕАЭС, так и национальных законодательств государств — членов ЕАЭС (барьеры, изъятия и ограничения).

Одним из перспективных направлений совершенствования права в сфере применения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в рамках ЕАЭС является устранение препятствий в функционировании внутренних рынков. Препятствиями являются ограничения, барьеры и изъятия.

Данные статистики на 1 января 2020 г. свидетельствуют о том, что зарегистрировано 67 препятствий, из них барьеров — 16, изъятий — 14, ограничений — 7.

Следующей проблемой в законодательстве является различный порядок действия актов ЕАЭС.

Одной из проблем развития внешнеэкономической деятельности для государств — участников ЕАЭС является введение различного рода санкций странами ЕС, США и другими странами в отношении России.

Заключение

Выявленные проблемы требуют определения перспектив развития нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Совершенствование правовых основ нетарифных мер регулирования является важнейшим направлением развития внешнеторговой деятельности. Процесс развития правовых основ состоит из ряда направлений, которые, в свою очередь, выявляют существующие проблемы, в том числе и в сфере нетарифного регулирования.

Направления развития нетарифного регулирования внешней торговли в мире связаны непосредственно с унификацией методологии в рамках ЕАЭС.

К важнейшим направлениям развития нетарифных мер регулирования в странах ЕАЭС, целью которых является интеграция и способность конкурировать на внешних рынках, относятся «продвижение механизмов повышения прозрачности и доступности, гармонизация нормативной базы государств — членов ЕАЭС, комплексные меры по развитию межгосударственной стандартизации».

Процедуры сбора и обработки информации по мерам нетарифного регулирования обеспечивают прозрачность и доступность их применения. В целях достижения результатов применения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности необходимо решать следующие задачи:

1) искоренения коррупции в таможенных органах;

2) развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС;

3) формирования механизмов повышения прозрачности и доступности в рамках реализации принятия решений по вопросам нетарифных мер регулирования;

4) роста конкуренции товаров российских производителей на мировом рынке;

5) совершенствования нетарифного регулирования в целях уменьшения нагрузок на участников внешней торговли.

Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности должно основываться на приведении нормативно-правовой базы государств — членов ЕАЭС в соответствие с правилами и нормами ВТО.

Можно выделить следующие основные направления, позволяющие выявить и устранить ограничения в отношении товаров российского происхождения:

— не допускать установления необоснованных торговых барьеров для конкурентоспособного экспорта российских товаров;

— устранять дискриминационный подход к российским компаниям на внешних рынках;

— защищать интересы России с торговыми партнёрами на двустороннем и многостороннем уровнях, а также поддерживать средние и малые предприятия-экспортёры;

— содействовать российским производителям и экспортёрам в выявлении торговых барьеров;

— разъяснять отечественным производителям и экспортёрам положения многосторонних торговых соглашений, в том числе вопросы благоприятного доступа к российским товарам.

Список литературы

Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) // http://www.eurasianc0mmissi0n.0rg/ru/act/.pdf, дата обращения 05.04.2022.

Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/d83c9a12a15e85182edb29fe3 284937fcb78fb85/, дата обращения 05.04.2022.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_178556/, дата обращения 05.04.2022.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_304093/, дата обращения 05.04.2022.

Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» с последующими изменениями и дополнениями // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/, дата обращения 05.04.2022.

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45398/, дата обращения 05.04.2022.

Евразийская экономическая комиссия // http://www.eurasiancommission.org/, дата обращения 05.04.2022.

Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru, дата обращения 05.04.2022.

Министерство экономического развития Российской Федерации // http:// www.ved.gov.ru/rus_export/torg_exp/, дата обращения 05.04.2022.

AKMATALIEVA Aida S., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Customs Affairs of the Western Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA). Address: 62, Artillery str., Kaliningrad, 236016, Russian Federation. E-mail: aas.250580@mail.ru SPIN-code: 8829-4975 DOI: 10.48137/26870703_2022_18_2_157

FEATURES OF THE APPLICATION OF NON-TARIFF MEASURES TO REGULATE FOREIGN TRADE IN RELATION TO RUSSIAN GOODS

DOI: 10.48137/26870703_2022_18_2_157 Received: 01.06.2022

For citation: Akmatalieva A. S., 2022. Features of the Application of Non-Tariff Measures to Regulate Foreign Trade in Relation to Russian Goods. - Geoeconomics of Energetics. № 2 (18). P. 157-170. DOI: 10.48137/2687-0703_2022_18_2_157 Keywords: customs regulation, foreign economic activity, the World Trade Organization, the Eurasian Economic Union, customs and tariff measures, non-tariff measures, prohibitions and restrictions, trade restrictions. Abstract

The authors look into the legal aspects of non-tariff measures of foreign trade customs regulation. The subject of the study is the basic regulatory document for the EAEU member countries, which stipulates non-tariff measures of customs regulation. The author emphasizes the negative effects of bans and restrictions on the access of Russian goods to foreign markets. The article also includes a list of restrictive measures applied by various countries to Russian goods.

The author analyzes the dynamics and types of non-tariff regulation measures in relation to Russian goods. The analysis shows that in 2014—2021 the number of non-tariff regulatory measures aimed at Russian goods continued to grow and anti-dumping measures were the most common ones. Currently, the mechanism of non-tariff policy in the Russian Federation is gradually adapting to sanctions from foreign countries.

The author reveals the problems in the sphere of application of non-tariff regulatory measures within the framework of the EAEU. As a result of the analysis, the main directions for identifying and eliminating restrictions on Russian-made goods have been outlined. It is important to emphasize the necessity to maintain the openness of trade flows and the functioning of supply chains, as well as to prevent the adoption of measures that create unnecessary barriers to trade. Improvement of non-tariff regulation of foreign trade activities should be based on bringing the regulatory framework of the EAEU member states in line with the rules and norms of the WTO.

References

Treaty on the Eurasian Economic Union (signed in Astana on 29.05.2014) / / http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/.pdf, accessed 05.04.2022. (In Russ.)

Protocol on Non-Tariff Regulation Measures in Respect of Third Countries (Annex No. 7 to the Treaty on the Eurasian Economic Union) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163855/d83c9a12a15e85182edb29fe3284937fcb78fb85/, accessed 05.04.2022. (In Russ.)

Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated 21.04.2015 No. 30 «On measures of non-tariff regulation» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_178556/, accessed 05.04.2022. (In Russ.)

Federal Law of 03.08.2018 No. 289-FZ «On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/, accessed 05.04.2022. (In Russ.)

Federal Law of08.12.2003 No. 164-FZ «On the Basics of State Regulation of Foreign Trade Activity» with subsequent amendments and additions // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_45397/, accessed 05.04.2022. (In Russ.)

Federal Law of 16.07.1999 No. 165-FZ «On Special Protective, Anti-Dumping and Countervailing Measures in the Import of Goods» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_45398/, accessed 05.04.2022. (In Russ.)

Eurasian Economic Commission // http://www.eurasiancommission.org/, accessed 05.04.2022. (In Russ.)

Federal State Statistics Service // http://www.gks.ru, accessed 05.04.2022. (In Russ.)

Ministry of Economic Development of the Russian Federation// http://www.ved. gov.ru/rus_export/torg_exp/, accessed 05.04.2022. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.