Научная статья на тему 'Методические подходы к классификации мер нетарифного регулирования ВЭД в таможенных целях'

Методические подходы к классификации мер нетарифного регулирования ВЭД в таможенных целях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности / препятствия / барьеры / изъятия / ограничения / интеграция. / Non-tariff measures of regulation of foreign trade activity / obstacles / barriers / exemptions / restrictions / integration.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернявская Елена Владимировна

Статья посвящена методическим подходам к классификации мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Рассмотрено создание классификация нетарифных мер регулирования внешней торговли в таможенных целях и подходы к классификации препятствий, действующих на территории ЕАЭС (барьеры, изъятия и ограничения). Проведен анализ динамики действующих препятствий на территории ЕАЭС в 2016–2021 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Approaches to the Classifi cation of Measures of Non-tariff Regulation of Foreign Economic Activity for Customs Purposes

The article is devoted to methodological approaches to the classifi cation of measures of nontariff regulation of foreign trade activity. The creation of a classifi cation of non-tariff measures for regulating foreign trade for customs purposes and approaches to the classifi cation of obstacles operating on the territory of the EAEU (barriers, exemptions and restrictions) are considered. The analysis of the dynamics of existing obstacles on the territory of the EAEU in 2016–2021 is carried out.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к классификации мер нетарифного регулирования ВЭД в таможенных целях»

УДК 339.544

DOI 10.24412/cl-36450-2021-2-161-166

Е. В. ЧЕРНЯВСКАЯ

Методические подходы к классификации мер нетарифного регулирования ВЭД в таможенных целях

Статья посвящена методическим подходам к классификации мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Рассмотрено создание классификация нетарифных мер регулирования внешней торговли в таможенных целях и подходы к классификации препятствий, действующих на территории ЕАЭС (барьеры, изъятия и ограничения). Проведен анализ динамики действующих препятствий на территории ЕАЭС в 2016-2021 гг.

Ключевые слова: нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, препятствия, барьеры, изъятия, ограничения, интеграция.

E. V. CHERNYAVSKAYA

Methodological Approaches to the Classification of Measures

of Non-tariff Regulation of Foreign Economic Activity for Customs Purposes

The article is devoted to methodological approaches to the classification of measures of non-tariff regulation of foreign trade activity. The creation of a classification of non-tariff measures for regulating foreign trade for customs purposes and approaches to the classification of obstacles operating on the territory of the EAEU (barriers, exemptions and restrictions) are considered. The analysis of the dynamics of existing obstacles on the territory of the EAEU in 2016-2021 is carried out.

Keywords: non-tariff measures of regulation of foreign trade activity, obstacles, barriers, exemptions, restrictions, integration.

Современная международная практика регулирования внешней торговли характеризуется снижением уровня тарифной защиты государств, как в рамках осуществления обязательств, принятых в рамках ВТО, так и при реализации международных договоров, количество которых постоянно растет. В этих условиях все большую роль приобретают нетарифные меры регулирования экспортных и импортных операций, в том числе таможенными инструментами. С учетом международных соглашений нетарифные методы являются исключениями из общего правила свободной торговли, но по данным ВТО, в 2020 г. в мире использовалось более 13 тыс. различных нетарифных мер регулирования торговли.

С одной стороны, нетарифные меры используются в целях «общественных интересов», они направлены на минимизацию угроз экономической безопасности страны, защиту жизни и здоровья населения и профилактику правонарушений.

ЧЕРНЯВСКАЯ Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры экономической теории Российской таможенной академии.

С другой стороны, нередко нетарифные меры применяются для проведения политики защиты национальных производителей товаров и услуг, и становятся причиной неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.

Ожидаемым результатом применения нетарифных мер является рост издержек торговли для торговых партнеров, эти меры менее прозрачны, сложно классифицируются и не поддаются количественному измерению в отличии от тарифных мер.

Согласно общераспространенному определению Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), под «нетарифными барьерами понимают меры в области торговой политики, не относящиеся к таможенным тарифам и влияющие на международную торговлю товарами посредством воздействия на объемы товарных потоков и их цены, или на то и другое»1. Таким образом, к нетарифным мерам регулирования торговли относятся все меры, за исключением тарифов.

Первая систематизация мер нетарифного регулирования была проведена в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговли (ГАТТ) для выполнения основной задачи снижения уровня тарифной защиты в международной торговле и расширения взаимного доступа на рынки. Созданная к началу 1970-х гг. классификация ГАТТ использовалась в таможенных целях и включала 5 основных блоков нетарифных мер регулирования:

1. Ограничения, заложенные в механизме платежей.

2. Таможенные процедуры и административные формальности.

3. Участие государства во внешнеторговых операциях, ограничительная практика и государственная политика общего характера.

4. Технические барьеры в торговле.

5. Количественные ограничения и сходные с ними административные меры.

С развитием международной торговли и снижением уровня торговых тарифов расширилось число нетарифных мер защиты внутреннего рынка как национальных производителей, так и потребителей, что обусловило необходимость их более глубокой систематизации. На основе классификации ГАТТ/ВТО в 1980-х годах ЮНКТАД впервые предложила свою классификацию нетарифных мер регулирования торговли, впоследствии совместно с другими международными организациями дорабатывала ее и представила новые варианты в 1994 и 2012 гг. Сейчас активно используется расширенная классификация 2012 г., включающая 180 различных нетарифных мер, которые объединены в 16 основных групп, применяемых, в основном, в отношении импорта.

Таким образом, в течение трех десятилетий совместными усилиями международных экономических организаций была разработана всемирно признанная классификация нетарифных мер, на сегодняшний день отвечающая всем требованиям, которые предъявляет к ней возросшая роль нетарифных мер защиты. Дальнейшее развитие мировой торговли, рост числа ее участников, расширение перечня поставляемых на мировой рынок товаров и услуг могут привести к появлению

1 По материалам ШСТАБЮ1ТС/ТАВ/2009/3.

новых мер нетарифного регулирования и дальнейшему развитию классификации ЮНКТАД.

Соглашение о создании Евразийского экономического союза предусматривает свободу движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Договором о создании Евразийского экономического союза предусмотрено, что «в рамках функционирования внутреннего рынка страны-члены не применяют меры нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных Договором» [5]. Вместе с тем, проблема использования нетарифных мер во взаимной торговле является одним из основных препятствий для расширения торговли и углубления интеграционных связей на евразийском пространстве.

В рамках совместной работы государств - членов ЕАЭС осуществляются попытки выявления государственных нетарифных мер регулирования, происходит анализ препятствий расширению торговли и развитию интеграционных процессов.

Создание единого рынка ЕАЭС обеспечивается координацией технического регулирования стран - членов ЕАЭС, заложенного еще в Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010. В ЕАЭС эти вопросы регулируются Разделом Х «Техническое регулирование» Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также в протоколах, представленных в приложениях к договору (Протокол 9 «О техническом регулировании», Протокол 10 «О проведении согласованной политики в области обеспечения единства измерений», Протокол 11 «О признании результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия о техническом регулировании») [1]. Направления гармонизации технического регулирования в странах - членах ЕАЭС, которые реализуют эти документы, следующие:

- составление единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС;

- проведение согласованной политики;

- разработка технических регламентов;

- обеспечение измерений и государственного контроля в сфере технического регулирования;

- гармонизация национальных законодательств в области стандартизации, аккредитации.

Данные меры позволяют снизить технические барьеры и упрощают выход товаров и услуг на общий рынок Союза.

В 2022 г. планируется подписание Соглашения о порядке и условиях устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами. Проект Соглашения предусматривает взаимодействия ЕАЭС с заинтересованными в торговых отношениях партнерами из третьих стран и интеграционных объединений, путем заключения отдельных соглашений для продукции, в отношении которой действуют технические регламенты Союза.

Реализация этого Соглашения позволит защитить внутренний рынок ЕАЭС при восстановлении объемов международной торговли и сохранить баланс интересов участников торговли при устранении внутренних торговых барьеров с учетом увеличения торговли с внешними ключевыми партнерами Союза.

Опрос представителей евразийского бизнеса показал, что с наибольшими сложностями при ведении бизнеса предприниматели сталкиваются в сфере санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, технического и таможенного регулирования. Также респондентами отмечается наличие проблем в области нетарифного регулирования, налоговой политики и государственных закупок.

Для координации работы над устранением нетарифных мер, ограничивающих внутреннюю торговлю ЕАЭС, Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) была разработана своя классификация, представленная в Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения и признания барьеров устраненными (далее - Методология).

В соответствии с Методологией на территории Союза применяется следующая терминология:

- под «барьерами» понимаются препятствия, не соответствующие праву ЕАЭС;

- под «ограничениями» - препятствия, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза;

- «изъятия» - предусмотренные правом ЕАЭС исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза [4].

С помощью Методологии формируется реестр препятствий на внутреннем рынке Союза, количество препятствий, действующих на территории Союза, постоянно меняется, в реестре препятствий появляются новые барьеры, изъятия и ограничения. Действующий с 2017 г. информационный портал «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» позволяет Евразийской экономической комиссии проводить системную работу по выявлению препят-ствий2.

В 2016 г. в согласованном перечне «Белой книги» содержалось 60 препятствий, в том числе барьеров - 9, изъятий - 17, ограничений - 34. На конец 2018 г. реестр насчитывал уже 71 препятствие, из них барьеров - 17, изъятий - 17, ограничений - 37. По состоянию на январь 2021 г. общее количество препятствий составляло 58, в апреле 2021 г. - 55, в сентябре - 49.

На рисунке представлена динамика препятствий, действующих на территории ЕАЭС в период с января по сентябрь 2021 г.

Сокращение препятствий на 16 % с 2016 по 2021 г. произошло, в основном, за счет сокращения изъятий. Существенное сокращение количества изъятий в мае

2 По материалам https://barriers.eaeunion.org.

2021 г. связано с изменениями в подходах учета препятствий, в соответствии с п. 22 Методологии изъятия не подлежат включению в реестр препятствий3.

Несмотря на регулярную работу ЕЭК по устранению и (или) сокращению препятствий, присутствующих на внутреннем рынке Союза, государства-члены применяют данный инструмент в ущерб праву Союза отдавая приоритет интересам защиты национальных рынков4.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы.

1. В настоящее время для регулирования внешней торговли страны активно используют нетарифные меры, которые не прозрачны, сложно классифицируются и не поддаются количественному измерению.

2. Классификация нетарифных мер ЮНКТАД соответствует современному уровню развития мировой торговли и регулирования внешнеторговой деятельности, дальнейшее ее развитие зависит от изменений условий международной торговли и интересов ее участников.

3. В рамках ЕАЭС разработан свой подход к систематизации нетарифных мер для обеспечения прозрачности структуры применяемых нетарифных ограничений на общем рынке Союза, позволяет формировать реестр препятствий торговли с учетом легитимности применяемых мер для принятия решений об их сокращении.

70

60 50 40 30 20 10

Январь Февраль Март 2021 2021 2021

Апрель Май 2021 Июнь 2021 2021

Июль Август Сентябрь 2021 2021 2021

□ Барьеры □ Изъятия □ Ограничения

Динамика действующих препятствий на территории ЕАЭС в период с января по сентябрь 2021 г.

Развитие таможенного механизма устранения препятствий на внутренней территории ЕАЭС является приоритетной задачей государств-членов. Направленные усилия на устранения препятствий будут способствовать упрощению условий взаимодействия участников торговли, формированию понятных и прозрачных

0

3 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.02.2021 № 10 «Об утверждении Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения и признания барьеров устраненными».

4 По материалам http://www.eurasiancommission.org.

«правил торговли», что в итоге приведет к сокращению затрат участников ВЭД и создаст дополнительные стимулы для расширения связей между экономическими агентами Союза.

Список литературы

1. Договор о Евразийском экономическом союз (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.10.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 02.09.2021).

2. Информационный портал «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза». URL: https://barriers.eaeunion.org (дата обращения: 07.09.2021).

3. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru (дата обращения: 02.09.2021).

4. Об утверждении Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения и признания барьеров устраненными: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.02.2021 № 10. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 02.09.2021).

5. United nations conference on trade and development non-tariff measures. URL: https://unctad.org/topic/trade-analysis/non-tariff-measures (дата обращения: 02.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.