Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ВЫЯВЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ВЫЯВЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЫЕ БАРЬЕРЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ИЗЪЯТИЯ / ТАРИФНЫЕ МЕРЫ / НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕТОДИКИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕАЭС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толикова Е. Э., Чернявская Е. В.

В статье рассмотрена классификация торговых барьеров и ограничений, действующих во внешнеэкономических сделках. Приводится международная классификация нетарифных мер ЮНКТАД. Сделан обзор методик выявления и устранения препятствий, ограничивающих внутреннею торговлю государств-членов ЕАЭС. Произведено сравнение терминов «барьеры», «изъятия», «ограничения», проанализировано количество препятствий в странах ЕАЭС. В заключение, определены направления развития торгово-экономического сотрудничества государств-членов ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF METHODS OF IDENTIFYING BARRIERS TO TRADE AND ECONOMIC COOPERATION WITHIN CUSTOMS ADMINISTRATION

The article considers the classification of trade barriers and restrictions applicable in foreign economic transactions. The International Classification of Non-Tariff Measures of UNCTAD is given. An overview of the methods of identifying and eliminating obstacles limiting the domestic trade of the EEU member states was made. The terms «barriers», «exemptions», «restrictions» were compared, the number of obstacles in the EEU countries was analyzed. In conclusion, the directions for the development of trade and economic cooperation of the EEU member states were determined.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ВЫЯВЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

19S

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ВЫЯВЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Е.Э. Толикова, д-р экон. наук, профессор Е.В. Чернявская, соискатель Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-2-198-202

Аннотация. В статье рассмотрена классификация торговых барьеров и ограничений, действующих во внешнеэкономических сделках. Приводится международная классификация нетарифных мер ЮНКТАД. Сделан обзор методик выявления и устранения препятствий, ограничивающих внутреннею торговлю государств-членов ЕАЭС. Произведено сравнение терминов «барьеры», «изъятия», «ограничения», проанализировано количество препятствий в странах ЕАЭС. В заключение, определены направления развития торгово-экономического сотрудничества государств-членов ЕАЭС.

Ключевые слова: торговые барьеры, ограничения, изъятия, тарифные меры, нетарифные меры, таможенное администрирование, методики, сотрудничество, ЕАЭС.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» от 15.04.2014 №330 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года №508) [1] поставлена задача об увеличении реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года, в том числе за счет увеличения торговли с государствами-членами Евразийского экономического союза. Прогнозируется достижение в 2024 году объема экспорта оказываемых услуг в размере 71,1 млрд. долларов США и усиление позиций в глобальной экономике, а так же повышение вклада внешнеэкономической деятельности РФ в социально-экономическое развитие страны.

Экспортный потенциал страны определяется экспортным потенциалом компаний, который в свою очередь определяется способностью выпускать и экспортировать конкурентоспособную продукцию на внешние рынки. Снижение объема экспорта РФ за последнее время указывает на большое количество внутренних и внешних ограничений и барьеров, которые не позволяют потенциальным экспортерам в полной мере использовать весь имеющийся потенциал и влечет за собой сдержива-

ние развития экспортной деятельности компаний.

В глобальной экономике российским компаниям необходимо конкурировать не только внутри страны, но и на внешних рынках. За последние два десятилетия в международной торговле наметилось увеличение случаев применения иностранными государствами мер регулирования с целью защиты уязвимых отраслей национальных экономик. Во многом это связано с процессами либерализации в рамках присоединения стран к Всемирной торговой организации или их членства в этой организации. С этой целью Минэкономразвития России уделяет серьезное внимание созданию максимально благоприятных условий для доступа российских товаров, услуг и инвестиций на рынки зарубежных стран и последовательно выступает против введения протекционистских и необоснованных ограничений на пути российского экспорта.

Следует заметить, что применение инструментов защиты рынка (антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры) разрешено правилами ВТО и законодательствами практически всех стран, в том числе и России. Когда такие меры применяются должным образом, они предотвращают негативные последствия

недобросовестной конкуренции (демпинга, субсидирования), позволяют отечественной промышленности адаптироваться к конкуренции в условиях резко возросшего импорта. Однако данные меры могут применяться только на основе четких и ясных правил, обеспечивая транспарентность и недискриминационность процедур и предоставляя убедительные доказательства необходимых критериев.

В целях предоставления потенциальным российским экспортерам достоверной информации Минэкономразвития России сформирован информационно-

аналитический портал «Навигатор по барьерам и требованиям рынков по торговым барьерам и ограничениям, действующим на зарубежных рынках в отношении товаров российского экспорта» (далее -Навигатор) [2]. С его помощью экспортеры могут ознакомиться с требованиями зарубежных рынков, а также спрогнозиро-

вать возможные затраты, связанные с поставками товаров на конкретный экспортный рынок.

Интерактивная система Навигатора позволяет осуществлять поиск барьеров и требований внешних рынков по нескольким параметрам: страна, вид меры, наименование продукции, код ТН ВЭД. В Навигаторе также представлена возможность получения информации по ставкам ввозных таможенных пошлин зарубежных стран в отношении товаров российского экспорта в отдельном модуле, посвященном тарифным барьерам.

Основой для Навигатора выступает классификация нетарифных мер ЮНКТАД (табл. 1), которая на сегодняшний день наиболее полно охватывает все возможные меры торговой политики, оказывающие экономическое воздействие на международную торговлю товарами и осуществление экспортно-импортных операций [2].

Таблица 1. Международная классификация нетарифных мер ЮНКТАД

m т a о a S s s s и <D В о и н о « а (D S Технические меры А Санитарные и фитосанитарные меры

В Технические барьеры в торговле

С Предотгрузочная инспекция и другие формальности

Нетехнические меры Б Обусловленные меры торговой защиты

Е Неавтоматическое лицензирование, квоты, запреты и меры количественного контроля

Б Меры контроля над ценами, включая дополнительные налоги и сборы

в Финансовые меры

Н Меры, затрагивающие конкуренцию

I Связанные с торговлей инвестиционные меры

I Ограничения в отношении сбыта

К Ограничения в отношении послепродажного обслуживания

Ь Субсидии

М Ограничения в отношении государственных закупок

N Интеллектуальная собственность

О Правила происхождения

Меры в отношении экспорта Технические и нетехнические меры Р Меры, касающиеся экспорта

По состоянию на 1 февраля 2021 г. 37 стран (Абхазия, Австралия, Азербайджан, Алжир, Армения, Белоруссия, Бразилия, Великобритания, Вьетнам, Египет, Индия,

Индонезия, Иран, Исландия, Казахстан, Канада, Киргизия, Китай, Литва, Марокко, Мексика, Молдавия, Монголия, Нигерия, Норвегия, Оман, Перу, Республика Корея,

Сингапур, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Швейцария, Япония), а также ЕС и ССАГПЗ применяют ограничительные меры в отношении российских товаров.

В отношении российских товаров действует 185 мер, в том числе: антидемпинговые меры - 52, специальные защитные меры - 22 (их них 2 защитные меры по соображениям национальной безопасности в США), прочие нетарифные меры - 111 (административные меры - 39, технические барьеры - 13, дополнительные пошлины и сборы - 5, тарифные квоты - 4, импортные квоты - 2, акцизы на дискриминационной основе - 3, запреты на импорт - 9, санитарные и фитосанитарные меры - 34, взимание импортной пошлины - 1, ограничения по номенклатуре - 1), а также существует 10 угроз введения мер.

Также проводится 35 расследований (из них 3 компенсационных, 13 антидемпинговых, 17 специальных защитных и 2 по соображениям национальной безопасности), 14 пересмотров антидемпинговых мер и 2 пересмотра специальной защитной

Изъятия и ограничения - препятствия, которые определяют области, регулируемые национальным правом государств-членов, а не правом Союза.

Фактически, это проблемные области интеграции в рамках ЕАЭС.

Ожидается, что дальнейшая евразийская интеграция приведет к сокращению изъятий и ограничений.

меры, а также действуют 2 соглашения о приостановлении антидемпинговых расследований в США (в отношении урановой продукции и толстолистовой стали).

Основными задачами ЕАЭС по направлению развития интеграционных процессов является выявление и устранение препятствий, ограничивающих внутреннею торговлю государств-членов ЕАЭС, а также определение количественного эффекта влияния препятствий во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС и их отмены, предложение концептуального подхода к организации взаимной торговли стран-членов ЕАЭС, как правило, без барьеров, изъятий и ограничений.

С этой целью Евразийской экономической комиссией совместно с государствами-членами ЕАЭС выработана терминология препятствий (табл. 2) для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы на внутреннем рынке Союза и определены методологические подходы к разделению препятствий на барьеры, изъятия, ограничения с учетом специфики евразийской экономической интеграции.

В части касающейся барьеров перед государствами-членами ЕАЭС стоит задача по их устранению, так как барьеры являются нарушениями права Союза. В части касающейся изъятий и ограничений - стоит задача по их сокращению.

В этой целью Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК) разработан индивидуальный многоразрядный классификационный код препятствия, который

Таблица 2. Определение терминов «барьеры», «изъятия», «ограничения» [3]

Препятствия Определение, выработанное Комиссией совместно с государствами- членами

Вид Термин

Запрещенные Барьеры Препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и их доступа на рынки государств-членов, возникшие вследствие несоответствия норм законодательства государств-членов либо сложившейся в государствах-членах правоприменительной практики праву Союза

Допустимые Изъятия Предусмотренные правом Союза исключения (отступления) в части неприменения государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза

Ограничения Препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза и их доступа на рынки государств-членов, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза

позволяет по его структуре определить для каждого препятствия дату внесения в Реестр препятствий, вид (барьер, изъятие, ограничение), статус, сферу регулирования.

В целях выявления препятствий на пути функционирования внутреннего рынка Союз проводится мониторинг препятствий, что позволяет своевременно получать информацию об актуальных барьерах и ограничениях и применять эффективные меры по его устранению [4].

Согласно [5], основными барьерами внутреннего рынка ЕАЭС выступают ква-зи-барьеры высокой конкуренции и недостаток информации, а также ограничения конкуренции, технические барьеры и

барьеры и препятствия, связанные с финансовым регулированием.

В апреле 2021 года в ЕАЭС действует 55 препятствий, из них барьеров - 10; изъятий - 11; ограничений - 34.

Препятствия (табл. 3) сгруппированы по следующим сферам: внутренний рынок; государственные закупки; конкурентная политика; налоговая политика; нетарифное регулирование; промышленная политика; санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры; техническое регулирование; торговля услугами; транспортная политика; трудовая миграция; финансовые рынки; энергетическая политика.

Таблица 3.К количество препятствий в странах ЕАЭС [6]

Препятствия Армения Беларусь Казахстан Киргизия Россия

Барьеры 2 4 3 3 2

Изъятия 6 6 7 6 6

Ограничения 33 33 33 33 34

Всего: 41 43 43 42 42

Наибольшее количество препятствий присутствует в сферах технического регулирования (12) и энергетической политики

(13).

Результаты опроса системообразующих промышленных предприятий ЕАЭС с целью выявления барьеров для торгово-экономического сотрудничества на общем рынке ЕАЭС, устранение которых является одной из ключевых задач на пути дальнейшего углубления интеграционных процессов на пространстве ЕАЭС свидетельствуют о высокой доступности общего рынка и об отсутствии заградительного характера барьеров: от 70 до 90% пред-

приятий различных государств-членов ЕАЭС считают общий рынок ЕАЭС в целом доступным, несмотря на то, что примерно две трети из них отметили наличие тех или иных барьеров и препятствий для присутствия на общем рынке ЕАЭС.

Одним из ключевых факторов для перспектив российского экспорта является углубление евразийской экономической интеграции. Базовым принципом функционирования Евразийского экономического союза является обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики.

Библиографический список

1. Государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» от 15.04.2014 № 330 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 508). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.04.2021).

2. Навигатор по барьерам и требованиям рынков test.navigator.exportcenter.ru / Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://exportcenter.ru (дата обращения 12.04.2021).

3. Методология разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения и признания барьеров, утверждена коллегией ЕЭК от 02.02.2021 №10 / Официальный сайт ЕЭК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. eurasiancommission.org (дата обращения 22.04.2021).

4. Доклад ЕЭК «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического Союза», 2016 год / Официальный сайт ЕЭК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬйрУ/-^^^ eurasiancommission.org (дата обращения 25.04.2021).

5. Волков Р.Г., Сабельникова Е.М., Сальников В.А., Идрисов М.М., Жумабекова С.А., Пекутько П.Н. «Барьеры общего рынка ЕАЭС для внешнеэкономической деятельности предприятий» // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2019. - Т. 23. № 1. -С. 61-89.

6. Реестр препятствий ЕАЭС (по состоянию на 17.04.2021). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.barriers.eaeunion.org (дата обращения 17.04.2021).

USE OF METHODS OF IDENTIFYING BARRIERS TO TRADE AND ECONOMIC COOPERATION WITHIN CUSTOMS ADMINISTRATION

E.E. Tolikova, Doctor of Economic Sciences, Professor E.V. Chernyavskaya, Applicant Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article considers the classification of trade barriers and restrictions applicable in foreign economic transactions. The International Classification of Non-Tariff Measures of UNCTAD is given. An overview of the methods of identifying and eliminating obstacles limiting the domestic trade of the EEU member states was made. The terms «barriers», «exemptions», «restrictions» were compared, the number of obstacles in the EEU countries was analyzed. In conclusion, the directions for the development of trade and economic cooperation of the EEU member states were determined.

Keywords: trade barriers, restrictions, exemptions, tariff measures, non-tariff measures, customs administration, methods, cooperation, EEU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.