УДК 339,9
В. В. Огнева, А. В. Полянин
ЕАЭС: В ПОИСКЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Аннотация: в статье рассматриваются экономические аспекты интеграции государств в формате ЕАЭС. На основе анализа правовых документов, показателей внешнеэкономической деятельности делается вывод о политической целесообразности интеграции стран с формирующимися рынками. Обращается внимание на то, что государства - члены Еврази йского Экономического Союза стремятся к интегра ции как на региональном,, так и международном уровне. Прилагаются усилия к расширению Зон свободной торговли — с Сербией, Ираном, Израилем, Индией и др. Несмотря на определенные заделы, делается вывод о том, что говорить о семимильной поступи интеграции стран — членов ЕАЭС пока рано. Раскры ваются проблемы, препятствующие развитию интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Среди них, в частности, барьеры, изъятия, ограничения, разный уровень экономик государств, торговые конфликты. Отмечается, что перспективы интеграционного проекта ЕАЭС связаны с гармонизацией права Союза и законодательств национальных государст в, выработкой единой инфраструктурной политики, расширением интеграционных связей стран - членов по таким направлениям, как атомная энергетика, космос, возобновляемые источники энергии, цифровая экономика, преодолением политических разногласий и др.
Ключевые слова: ЕАЭС, ЗСТ, Таможенный Союз, барьеры и ограничения, перспективы интеграции.
UDK 339.9
V. V. Ogneva, А. V. Polyanin
EEU: IN SEARCH OF A SYNERGISTIC EFFECT INTEGRATION
PROCESS
Abstract: the article deals with the economic aspects of the integration of States in the EAEU format. On the basis of the analysis of legal documents, indicators of foreign econom ic activity the conclusion about political expediency of integration of the countries with the developing markets is drawn. Attention is drawn to the fact, that the member States of the European Economic Union strive for integration at, both the regional, and international, levels. Efforts are being made to expand free trade Zones with Serbia, Iran, Israel, India and others. Despite certain, achievements, it, is concluded that, it, is too early to talk about, the seven — mile course of integration of the EAEU member States. The problems hindering the development, of integration processes within the EAEU are revealed. Among them, in particular, barriers, exemptions, restrictions, different, levels of economies of States, trade conflicts. It is noted that, the prospects of the integration project, of the EAEU are connected with the h armonization of the law of the Un ion and the legislation of national, States, the development, of a common infrastructure policy, the expansion of integration ties of member States in areas such as nuclear power, space, renewa ble energy sources, digital, economy, overcoming political differences, etc.
Keywords: Eurasian economic Union, a free trade area, Customs Union, barriers and limitations, prospects of integration
Введение мы, формируется как полюс интеграции,
Евразийский экономический союз учитывающий весь комплекс факторов (ЕАЭС), несмотря на очевидные пробле- (экономических и социокультурных), ко-
торые составляют самобытность этой части континента. Как известно, все начиналось в 1995 году, когда Россия, Беларусь и Казахстан, а чуть позже Киргизия и Таджикистан подписали соглашение о создании Таможенного Союза. На этой основе в 2000 году было учреждено Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС). В 2010 году начал функционировать Таможенный Союз. В 2012 году возникло Единое Экономическое Пространство с участием государств Таможенного Союза с последующим присоединением к нему Армении и Киргизии. В 2014 году Беларусь, Россия и Казахстан подписали договор о создании Евразийского Экономического Союза — ЕАЭС, к которому присоединились Армения и Киргизия.
Договор о ЕАЭС преследует целью создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня населения, формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, всестороннюю модернизацию, кооперацию и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики [1].
Сферами внешнеэкономического сотрудничества стран-участниц заявлены: таможенное регулирование; внешнеторговая политика; техническое регулирование; санитарные, ветеринарно-санйтарные, карантинные фитосанитарные меры; торговля услугами; налогообложение; взаимодействие в сфере энергетики, транспорта, интеллектуальной собственности, промышленности, агропромышленного комплекса, госзакупок, трудовой миграции, административное сотрудничество. Выработка согласованной политики в указанных областях является прерогативой Высшего Евразийского экономического совета, работающего во взаимодействии с созданными им советами руководите лей государственных органов Сторон, специальными комиссиями, рабочими группами.
Синергетический эффект интеграционного процесса ЕАЭС
В качестве достижения первого этапа движения по пути интеграции с 1 января 2015 года, с момента вступления в силу договора о ЕАЭС, следует считать активные
переговорные меры по формированию зоны свободной торговли (ЗСТ). Создан и развивается рынок труда. Единый рынок услуг ЕАЭС вобрал более 40 секторов (строительные услуги, услуги в области оптовой и розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству и др.) и имеет тенденцию к поэтапному и согласованному расширению. Продвигаются работы по созданию единого рынка лекарств и медицинских изделий.
В последнее время формируется общая цифровая повестка Евразийского Экономического Союза [2]. Ее своевременность очевидна: сегодня ведущие государства мира вкладывают серьезные ресурсы в развитие цифровых экономик, повышая их конкурентоспособность, на основе интеграционных взаимодействий ищут пути для получения экономических дивидендов, развития технологического предпринимательства. В рамках Евразийского Экономического Союза речь идет о скоординированных усилиях по противодействию хакерским атакам, кибермошенничеству и террористической деятельности, возможностях упрощения контроля за транспортировкой товаров, выдачи справок гражданам одной страны на территории другой в цифровом формате. Разумеется, потребуются общие стандарты, согласованность национальных решений.
Заметны результаты партнеров по Евразийскому Экономическому Союзу, связанные с совершенствованием таможенного законодательства. Наконец-то вступил в силу единый Таможенный кодекс, унифицирующий таможенные операции и таможенное декларирование. Сформулированы основные направления внешнеторговой политики в целях стимулирования деловой активности. Действует около 40 технических регламентов. Согласованы многие требования к санитарному, ветеринарному, фито-контролю.
Расширена область взаимодействия в сфере передвижения услуг, капитала, рабочей силы. Разработан проект программы транспортной политики, проекты концепций общего рынка электроэнергии, промышленной и аграрной политики. Немало сделано в отношении трудовых мигрантов. Работникам государств-членов ЕАЭС не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве
трудоустройства, признаются документы об образовании без проведения процедур признания этих документов (исключение — педагогическая, юридическая, медицинская, фармацевтическая виды деятельности). Срок временного пребывания (проживания) трудящихся государств-членов ЕАЭС и членов семей на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора. Социальное обеспечение (социальное страхование) трудящихся государств-членов ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (за исключением пенсионного, которое будет регулироваться соответствующим отдельным международным соглашением). Трудящиеся государств-членов ЕАЭС и члены их семей обладают также правами на беспрепятственный перевод денежных средств, получение медицинской помощи, получение образования, защиту собственности [3].
Обнадеживающими представляются показатели взаимной торговли, которая начинает преодолевать тенденцию к сокращению, которое происходило из-за падения цен на энергоресурсы и замедления темпов экономического роста в странах ЕАЭС. Известно, что в 2015 году взаимная торговля сократилась на 25,5 %. Однако в 2017 году она увеличилась На 26,7 % по сравнению с 2016 годом.
Рост промышленного производства в государствах Евразийского Экономического Союза составил 2,5 %, по сравнению с 2016 годом, в сельском хозяйстве — 2,7 % [4]. В январе —ноябре 2017 года зарегистрирован прирост экспортных поставок Республики Армения на рынок ЕАЭС на 40,4 %. Объем экспорта Республики Казахстан на общий рынок ЕАЭС возрос на 31,3 %. Экспортные поставки Кыргызской Республики в страны ЕАЭС выросли на 25,7 %. Экспорт товаров Республики Беларусь в государства ЕАЭС вырос на 20,9 %. Объем экспорта Российской Федерации на рынок ЕАЭС возрос на 27,8 % [5]. Все это очевидный эффект прилагаемых интеграционных усилий. Хотя понятно, что двигателем ЕАЭС, по-прежнему, остается Россия, поскольку рынок Союза —на 90 % российский рынок.
Определенные надежды в настоящее время возлагаются на реализацию Основ-
ных направлений экономического развития Евразийского Экономического Союза. В этом документе в качестве основных задач постулируется содействие достижению национальных долгосрочных и среднесрочных целей по повышению устойчивости и конкурентоспособности экономик государств-членов; формирование дополнительных источников экономического развития на основе реализации конкурентных преимуществ государств-членов и Союза; повышение взаимной открытости и значимости экономик государств-членов посредством сокращения изъятий, ограничений и барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; содействие усилению позиций государств-членов на рынке третьих стран ив международных организациях [6].
В документе выделены основные направления экономического развития, а именно: обеспечение макроэкономической устойчивости; создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности; инновационное развитие и модернизация экономики; обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка Союза; инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала; развитие кадрового потенциала; ресурсосбережение и повышение энергоэффективности; региональное развитие (межрегиональное и приграничное сотрудничество); реализация внешнеторгового потенциала.
Взаимный документ определяет механизмы реализации принятой стратегии: обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, в том числе путем сокращения ограничений и барьеров; проведение скоординированной (согласованной, единой) политики в соответствии с Договором о Союзе, в том числе в сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом. Эффект от участия в Союзе к 2030 году для государств-членов оценивается до 13 процентов дополнительного прироста валового внутреннего продукта.
Никто не будет ставить под сомнение тот факт, Россия стремится институционализировать свое влияние на евразийском пространстве. Прилагаются заметные усилия к созданию Зон свободной торговли, тем более что к этому проявили заинтересованность такие крупные страны, как Ин-
дия, Египет, Иран, Сингапур и др. К примеру, Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, подписанное в мае 2016 года, предполагает в течение 10 лет обнуление пошлин почти на 90 % товаров, что позволит увеличить товарооборот более чем в два раза. Соглашение предусматривает обязательства по защите прав на интеллектуальную собственность, сотрудничество в области, электронной коммерции, а также в сфере госзакупок, взаимной либерализации торговли услугами, осуществления инвестиций и перемещения физических лиц [7]. В настоящее время из Вьетнама наблюдаются высокие темпы роста поставок товаров массового спроса в регион ЕАЭС.
Следует, однако, отдавать отчет в том, что экономические санкции и известная резолюция ООН по Крыму (март 2014 г.) не могли не затормозить процесс формирования зон свободной торговли с участием России и ЕАЭС. Не случайно переговоры с Белградом о зоне свободной торговли с ЕАЭС продолжаются более двух лет. А ЕС все это время требует от Сербии отмены ЗСТ с Российской Федерацией (соглашение было подписано в 2000 году) и даже прекращения самих переговоров с ЕАЭС по такой зоне. Такая позиция вполне объяснима: не допустить ухода Сербии из под влияния ЕС и участия в этом процессе Черногории, Македонии, Боснии-Герцеговины.
Для Сербии же участие в ЕАЭС позволило бы не только развивать торговлю со всеми странами Союза, но проводить точечную модернизацию транспортной и энергетической инфраструктур, поставлять в большем объеме фармацевтическую продукцию (для справки: продажи компании «Хемофарм» в России и странах СНГ составляют 46 % от мировых продаж) [8]. Следует учитывать и то, что российский рынок в экспорте Сербии занимает пятое место после Италии, Германии, Боснии и Герцеговины, и Румынии (около 5 % товарооборота) [9]. Россия со своей стороны готова к расширению инвестиционного взаимодействия с Сербией и привлечению к реализации экономических проектов таких крупных компаний, как «РЖД», «АВТОВАЗ», «ЛИАЗ» и др. Многое зависит от способности Сербии отстоять свою принципиальную позицию.
С середины 2014 года Иран и Индия увеличивают долю прямых торговых связей
с ЕАЭС. Создание Зоны свободной торговли с Ираном даст прирост ВВП всем государствам союза. Россия, по некоторым оценкам, может получить дополнительно 1,3 миллиарда долларов [10]. Однако к настоящему времени этот показатель в обоих случаях достигает не менее 85 % [11]. Привлекательность создания Евразийским Союзом Зон свободной торговли с Индией и Ираном осложняется, к сожалению, конфликтными отношениями Азербайджана и Армении. Это же выступает сдерживающим фактором для вступления в Евразийский Союз самого Азербайджана. Так, выступая 8 февраля 2018 года на съезде партии «Ени Азербайджан», Президент Республики Азербайджан весьма недвусмысленно высказался в адрес Армении: «Мы изолировали их от почти всех международных проектов, все энергетические и транспортные линии проходят мимо них, это сделали мы. Армения осталась в стороне от проектов «Баку-Тбилиси-Джейхан», «Баку-Тбилиси-Эрзурум», «Южный газовый коридор», «Баку-Тбилиси-Карс». В результате проводимой нами политики эта страна останется в стороне и от проекта транс портного коридора «Север-Юг». Мы будем продолжать свою политику и, используя все возможности — растущую силу, экономический потенциал, политические возможности, военную силу, мы должны так решить вопрос, чтобы территориальная целостность нашей страны была восстановлена» [12]. Поэтому Армении ЕАЭС видится как институт, позволяющий опираться на поддержку России, в т.ч. в сфере экономической безопасности, надеяться на улучшение своих экономических показателей. Не случайно страна не рассматривает вопрос о подписании соглашения по Зоне свободной торговли с ЕС, речь идет лишь о расширенном партнерстве между Арменией и Европейским Союзом. Такой декларативного характера договор о партнерстве был подписан сторонами 24 ноября 2017 года. В нем затрагиваются вопросы таможенной сферы, внешней торговли, инвестиций, макроэкономической политики, других отраслей экономики.
Россия, занимая взвешенную позицию, старается не торопить события с расширением состава участников ЕАЭС. Этому есть вполне объективные причины. Сдерживающим фактором для вступления в Союз Уз-
бекистана, Таджикистана, Туркменистана является активная экономическая экспансия Китая в данный регион. Китай ныне — крупный инвестор модернизации экономики этих государств, к тому же предлагающий реализовать масштабный проект строительства железной дороги между Китаем и Центральной Азией [13]. Это объективный фактор, дистанцирующий цен-тральноазиатские республики от ЕАЭС.
Меморандум о взаимодействии, в итоге статус наблюдателя — это, то на что оказалась способна Молдова, определяя свое участие в ЕАЭС. Учитывая сильные позиции прозападного большинства в молдавском парламенте, добиться большего будет непросто. Но даже такой подход позволяет Молдове участвовать в обсуждении тех вопросов, которые представляют для нее интерес, высказываться по техническим регламентам для той продукции, которая идет через нашу границу. Статистика свидетельствует, что в страны ЕАЭС поставляется большая часть молдавских товаров, которые не находят сбыта в Евросоюзе: 98 % всех экспортных поставок яблок, 77 % — овощных консервов, 66 % — лекарств. Причем значительная часть поставок приходится не только на российский рынок, но и другие государства Евразийского союза — Казахстан, Белоруссию и Армению.
Преимущества интеграционного взаимодействия в ЕАЭС во многом состоят в создании Таможенного Союза. Вступление в силу Таможенного кодекса позволяет упростить и ускорить проведение таможенных формальностей, качественно улучшить таможенное регулирование. Приоритет в декларировании товаров теперь — электронный способ, сам выпуск в большинстве случаев — автоматический (на основе анализа рисков). Всю процедуру должны успеть выполнить
за 4 часа (раньше этот срок составлял сутки). Сокращается количество представляемых на таможенный досмотр документов. Не требуется заявлять транзит для перемещения товаров воздушным транспортом с одной части территории ЕАЭС на другую через территорию не членов Таможенного Союза.
Вместе с тем актуальным становится вопрос о создании совместных таможенных постов стран — членов ЕАЭС, на что обратил внимание Президент России В. В. Путин [14]. Напомним, что казахстанско-кыр-гызский кризис смог разрегп иться только с помощью совместного таможенного контроля, предотвратив поступление контрафактных товаров из Китая. Такие проблемы имели место на белорусско-российской границе, через которую шли контрафактные польские товары. Россия понесли огромные убытки из-за беспошлинного ввоза в рамках Таможенного Союза сахара — сырца из Бразилии, Таиланда в Казахстан и Беларусь. После переработки он пошел на российский рынок. Таким образом, реэкспорт только вредил экономике Союза.
ЕАЭС предстоит совершенствовать механизм по устранению препятствий, ограничению барьеров, изъятий и ограничений, препятствующих евразийской интеграции. В «Белой книге», подготовленной Евразийской экономической комиссией, их насчитывается почти 60. Изъятиями (всего 17) являются отступления от общих правил формирования внутреннего рынка ЕАЭС. Барьерами (их 9) считаются препятствия для свобод движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Ограничениями (всего 34) выступают препятствия для движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы, возникшие вследствие Несоответствия национального законодательства праву Союза. Таблично это выглядит следующим образом:
Таблица
Количество препятствий, применяемых государствами — членами ЕАЭС
Государство-участник Барьер Изъятие Ограничение Всего
Республика Армения 2 6 33 41
Республика Беларусь 3 7 33 43
Республика Казахстан 3 8 33 44
Кыргызская Республика 0 7 33 40
Российская Федерация 6 8 34 48
Источник: «Белая книга». Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза. Доклад //https://barriers.eaeunion.org/api/info/document/38/file
Устранение этих препятствий возможно на пути гармонизации законодательства, своевременного выявления новых барьеров и ограничений, проведения профессиональных консультаций по досудебному ур егул нр ов анию тор гов о -экономиче ск их разногласий и т. п.
Заключение
Несмотря на значительные заделы, говорить о семимильной поступи интеграции стран — членов ЕАЭС пока рано. Слишком разные экономики государств, входящих в этот союз. Можно согласиться с А. Девятковым в том, что как «страны с развивающейся и преимущественно сырьевой экономикой они не столько партнеры, сколько конкуренты друг другу, в частности в вопросе привлечения инвестиций» [15].
Серьезная проблема — это нетарифные, административные барьеры. Они нарушают Договор о ЕАЭС, вынуждая импортёров проходить повторные процедуры экспертизы продукции, на которую имеются документы, выданные аккредитованными органами стран — членов Экономического Союза. В рамках взаимной торговли это создает недобросовестную конкуренцию, подрывая доверие бизнеса.
Необходима маркировка товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС, средствами идентификации, что позволит «вывести из тени целые секторы розничной торговли, повысить собираемость налогов» [16], исключить появление двойников товара и возможность повторного вывода на рынок товаров, в том числе с истекшим сроком годности.
Интеграционному объединению нужна единая инфраструктурная промышленная политика, которая будет способствовать увеличению темпов роста промышленного производства, его конкурентоспособности, развитию инноваций, кооперационного сотрудничества, наращиванию объемов взаимной торговли.
Наличие бесчисленных проблем не означает, однако, что Россия должна отступить от данного интеграционного проекта. Во-первых, состоялся Таможенный Союз как достаточно высокая ступень интеграции (в мире мало примеров эффективно функционирующих таможенных
союзов). Во-вторых, ЕАЭС позволяет России сохранить традиционные рынки сбыта. Кроме того, имеется реальная возможность расширения интеграционных связей по таким направлениям, как экология, атомная энергетика, возобновляемые источники энергии, космос, туризм. Время покажет, сможет ли ЕАЭС, преодолев политические разногласия отдельных стран-членов, гармонизируя право Экономического Союза с национальным законодательством, упорядочив деятельность таможенных органов и органов контроля (надзора), выйти на новые горизонты интеграции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Договор о Евразийском экономическом союзе» (ред. от 08.05.2015).— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_163855/4421fb06ad7b500fl9481a4 a56ebf703112c5e80/ (дата обращения 12.02. 2018)
2. Премьер-министры стран ЕАЭС обсудили форматы и механизмы взаимодействия в цифровой сфере. — URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/2-02-2018-3.aspx (дата обращения 12.02.2018)
3. Евразийская экономическая интеграция: прикладные исследования ЕАБР — URL: http://www.eabr.0rg/general//upl0ad/ EDB_Centre_Projects_Eurasian_Economic_ Integration_RUSi01_04_2017.pdf (дата обращения 12.02.2018)
4.Долинин В. Интеграция в действии: каких результатов достиг Евразийский экономический союз в 2017 году / В. Долинин. — URL: https://russian.rt.com/ussr/ article/46 5964-е aes -rezultaty-r azvitie (дата обращения 12.02.2018)
5. Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза. Январь — ноябрь 2017 года. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/ Documents/2017/Analytics_I_201711.pdf (дата обращения 12.02.2018)
6. Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза». Решение Высшего Евразийского Совета ЕАЭС от 16.10.2015 № 28. — URL: http://www.eurasiancommission.org/
ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/ seminar/Documents/AHa.nHTH4ecKoe%20 издание %200H9P.pdf (дата обращения 12.02.2018)
7. Зона свободной торговли Е АЭС и Вьетнама: возможности, риски и планы. — URL: https://ria.ru/economy/20150529/1067199933. html (дата обращения 12.02.2018)
8.Дмитриев В. Россия и Сербия рассмотрят перспективы сотрудничества на «EXPO-RUSSIA SERBIA 2017» / В. Дмитриев. — URL: http://gmpnews.ru/2017/03/ rossiya-i-serbiya-rassmotryat-perspektivy-sotrudnichestva-na-expo-russia-serbia-2017/ (дата обращения 12.02.2018)
9. Приближая момент истины: Россия и ЕС в борьбе за Сербию. — URL: http://www. serbia-home.com/archives/2265 (дата обращения 12.02.2018)
10. Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу: что изменилось для бизнеса? — URL: http://www.tks.ru/news/ nearby/2018/01/04/0001 (дата обращения 12.02.2018)
11. ЕАЭС — Иран — Индия: выгоды взаимного сближения. — URL: http://ruskline. ru/opp/2015/oktyabr/05/eaes_iran_indiya_ vygody_vzaimnogo_sblizheniya/ (дата обращения 12.02.2018)
12. Алиев И. Мы будем давить на Армению / И. Алиев. — URL: http://www.vesti.az/ news/354129 (дата обращения 12.02.2018)
13. Союз, да не тот: Китай «перекупает» кандидатов в ЕАЭС. — URL: http://udf.by/ news/economic/169077-soyuz-da-ne-tot-kitay-perekupaet-kandidatov-v-eaes.html (дата обращения 12.02.2018)
14. Большая пресс-конференция Владимира Путина 2017. Онлайн-репор-таж. — URL: https://www.ltv.ru/shows/ vystupleniya-prezidenta-rossii/bolshaya-press-konferenciya-2017/bolshaya-press-konferenciya-vladimira-putina-2017-onlayn-reportazh (дата обращения 12.02.2018)
15. Проект ЕАЭС: все искушения Москвы. — URL: https://www.gazeta. ru/comments/2018/01/12_a_11610632. shtml?updated (дата обращения 12.02.2018)
16. Медведев назвал плюсы маркировки товаров. — URL: https://www.gazeta.ru/ business/news/2018/02/02/n_l 1122609.shtml (дата обращения 12.02.2018)
Российская академия народного хозяйства. и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Среднерусский институт управления — Орловский филиал
Огнева В. В., доктор политических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Полянин А. В., доктор экономических наук, профессор,
E-mail: [email protected]