Научная статья на тему 'Выявление приоритетных направлений внешних политик государств - членов Евразийского экономического союза в рамках двустороннего сотрудничества'

Выявление приоритетных направлений внешних политик государств - членов Евразийского экономического союза в рамках двустороннего сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
236
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ДВУСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЮЗ / EAEU / FOREIGN POLICY / BILATERAL COOPERATION / GEOPOLITICAL TENSION / INTEGRATION / UNION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Н. А.

Статья посвящена выявлению приоритетных направлений внешней политики государств членов Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) в рамках двустороннего сотрудничества, отраженных в национальных правовых и иных актах и документах, определяющих основной вектор реализуемой внешней политики каждого из государств членов ЕАЭС. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что внешнеполитические вопросы решаются каждым из членов ЕАЭС самостоятельно. Отсутствие согласованных подходов к реализации внешнеполитической деятельности государств членов ЕАЭС, в том числе в рамках двустороннего сотрудничества, не может не оказывать влияние на развитие всей экономической интеграции. Указанное опосредует необходимость моделирования согласованного подхода к реализации внешней политики государств членов ЕАЭС как интеграционного единства, в рамках которого будут учтены интересы каждого члена ЕАЭС вкупе с интересами организации. Указанное будет способствовать усилению экономического взаимодействия национальных экономик членов ЕАЭС и укреплению интеграционного потенциала ЕАЭС, что в условиях нарастания геополитической напряженности является особенно актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF PRIORITY AREAS OF FOREIGN POLICIES OF THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN THE FRAMEWORK OF BILATERAL COOPERATION

The article is devoted to identifying priority areas of foreign policy of the Eurasian Economic Union (hereinafter EAEU) member states in the framework of bilateral cooperation, reflected in national legal and other acts and documents, determining the main vector of the implemented foreign policy of each of the EAEU member states. As a result of the study, it has been concluded, that foreign policy issues are solved by each member of the EAEU independently. The lack of coordinated approaches to the implementation of the foreign policy activities of the EAEU member states, including in the framework of bilateral cooperation, cannot but affect the development of all economic integration. This mediates the need to model a coordinated approach to the implementation of the foreign policy of the EAEU member states as an integration unity, within the framework of which the interests of each EAEU member will be taken into account, together with the interests of the organization. This will contribute to enhancing the economic interaction of the national economies of the EAEU members and to strengthening the integration potential of the EAEU, which in the context of increasing geopolitical tension is especially relevant.

Текст научной работы на тему «Выявление приоритетных направлений внешних политик государств - членов Евразийского экономического союза в рамках двустороннего сотрудничества»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 341

JEL K39

Ефимова Нина

Александровна

старший преподаватель, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г Москва, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-6500-6601 e-mail: [email protected]

Efimova Nina

Senior Lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-6500-6601 e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2020-1-5-11

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕШНИХ ПОЛИТИК ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В РАМКАХ ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена выявлению приоритетных направлений внешней политики государств -членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в рамках двустороннего сотрудничества, отраженных в национальных правовых и иных актах и документах, определяющих основной вектор реализуемой внешней политики каждого из государств - членов ЕАЭС. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что внешнеполитические вопросы решаются каждым из членов ЕАЭС самостоятельно. Отсутствие согласованных подходов к реализации внешнеполитической деятельности государств - членов ЕАЭС, в том числе в рамках двустороннего сотрудничества, не может не оказывать влияние на развитие всей экономической интеграции. Указанное опосредует необходимость моделирования согласованного подхода к реализации внешней политики государств - членов ЕАЭС как интеграционного единства, в рамках которого будут учтены интересы каждого члена ЕАЭС вкупе с интересами организации. Указанное будет способствовать усилению экономического взаимодействия национальных экономик членов ЕАЭС и укреплению интеграционного потенциала ЕАЭС, что в условиях нарастания геополитической напряженности является особенно актуальным. Ключевые слова: ЕАЭС, внешняя политика, двустороннее сотрудничество, геополитическая напряженность, интеграция, союз.

Цитирование: Ефимова Н.А. Выявление приоритетных направлений внешних политик государств - членов Евразийского экономического союза в рамках двустороннего сотрудничества//Вестник университета. 2020. № 1. С. 5-11.

IDENTIFICATION OF PRIORITY AREAS OF FOREIGN POLICIES OF THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN THE FRAMEWORK OF BILATERAL COOPERATION

Abstract. The article is devoted to identifying priority areas of foreign policy of the Eurasian Economic Union (hereinafter - EAEU) member states in the framework of bilateral cooperation, reflected in national legal and other acts and documents, determining the main vector of the implemented foreign policy of each of the EAEU member states. As a result of the study, it has been concluded, that foreign policy issues are solved by each member of the EAEU independently. The lack of coordinated approaches to the implementation of the foreign policy activities of the EAEU member states, including in the framework of bilateral cooperation, cannot but affect the development of all economic integration. This mediates the need to model a coordinated approach to the implementation of the foreign policy of the EAEU member states as an integration unity, within the framework ofwhich the interests of each EAEU member will be taken into account, together with the interests of the organization. This will contribute to enhancing the economic interaction of the national economies of the EAEU members and to strengthening the integration potential of the EAEU, which in the context of increasing geopolitical tension is especially relevant. Keywords: EAEU, foreign policy, bilateral cooperation, geopolitical tension, integration, union.

For citation: Efimova N.A. (2020) Identification of priority areas of foreign policies of the member states of the Eurasian Economic Union in the framework of bilateral cooperation. Vestnik universiteta. I. 1, pp. 5-11. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-1-5-11

Благодарности. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Acknowledgements. The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budget funds for the state task of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

© Ефимова Н.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), принятая 6 декабря 2018 г., в качестве важной составляющей успешного функционирования организации обозначает, в том числе, всестороннее развитие экономических отношений с внешними партнерами [1]. В связи с этим представляется важным выявить приоритетные направления внешних политик государств - членов ЕАЭС, реализуемых в рамках двустороннего сотрудничества. Указанное будет способствовать формированию общего понимания о наличии согласованных подходов к реализации внешнеполитической деятельности государств - членов ЕАЭС, без которых невозможно усиление экономического взаимодействия национальных экономик членов ЕАЭС и укрепление интеграционного потенциала союза в условиях нарастания геополитической напряженности.

Целью настоящего исследования является выявление приоритетных направлений внешних политик государств - членов ЕАЭС в рамках двустороннего сотрудничества. К задачам исследования автор относит необходимость определения и анализа правовых актов, регламентирующих приоритетные направления внешних политик государств - членов ЕАЭС, а также формирование перечня основных государств, взаимодействие с которыми позиционируется членами ЕАЭС в качестве приоритета во внешней политике.

Для достижения поставленной цели и решения задач исследования использован сравнительно-правовой метод научного познания посредством которого проанализированы национальные правовые и иные акты и документы, определяющие основной вектор реализуемой внешней политики каждого из государств - членов ЕАЭС, в том числе концептуального и стратегического характера, например: Программа Правительства Республики Армения, утвержденная Постановлением Правительства Республики Армения № 646-А от 19 июня 2017 г.; Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь»; Концепция внешней политики РК на 2014-2020 гг., утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 21 января 2014 г. № 741; Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»; Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 г.; Концепция внешней политики Кыргызской Республики, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 11 марта 2019 г. УП № 37; Программа развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 гг. «Единство, Доверие, Созидание»; Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»; Постановление от 15 апреля 2014 г. № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»; отчеты министерств и ведомств, ответственных за реализацию национальной внешней политики (например, Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2018 году); международные договоры членов ЕАЭС и другие источники [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11].

В результате проведенного анализа правовых актов, регламентирующих реализуемую внешнюю политику государствами - членами ЕАЭС, были выявлены следующие страновые приоритеты двустороннего сотрудничества, в отношении которых у большинства членов ЕАЭС закреплен вектор взаимного сотрудничества: страны СНГ, Китай, Индия, Африка, США, Германия, Франция, Корея, Турция, Иран. Также выделен ряд стран, в отношении которых имеется упоминание в национальных документах, регламентирующих внешнюю политику в части двусторонних отношений.

Страны СНГ. Россия заинтересована в укреплении интеграционных процессов и союзнического взаимодействия, развитии культурно-гуманитарных связей со странами СНГ, на что указывает, в том числе, принятый План совместных действий России и Казахстана до 2021 г., по основным направлениям; подписание программы экономического сотрудничества с Таджикистаном до 2021 г.; также предусмотрена реализация Плана действий по развитию ключевых направлений сотрудничества с Азербайджаном на период до 2024 г. [14]. Казахстан ориентирован на политическое, экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество со странами СНГ. В частности, разработан проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Республике Казахстан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Казахстан, в Республике Узбекистан от 12 апреля 2019 г.; заключено соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Азербайджанской Республики об организации содействия в совместном строительстве, владении и пользовании волоконно-оптических

линий связи по дну Каспийского моря по маршруту Казахстан - Азербайджан операторами связи Республики Казахстан и Азербайджанской Республики от 19 марта 2019 г.

Китай. Россия ориентирована на увеличение объемов товарооборота, взаимодействие в сфере энергетики с Китаем (поставки в Китай с завода «Ямал СПГ») [12]. Подписаны документы, регламентирующие строительство дополнительных энергоблоков на Тяньваньской АЭС и на новой АЭС «Сюйдапу», газопровод «Сила Сибири» из России в Китай, имеются совместные проекты в авиастроительной и космических областях. Белоруссия в рамках взаимодействия с Китаем заинтересована в развитии торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества: реализуется совместный проект - индустриальный парк «Великий камень», программы, направленные на оздоровление и лечение детей из Китая в Белоруссии, безвизовый режим. Между Казахстаном и Китаем достигнута договоренность таможенных служб о взаимной передаче информации о грузах в режиме онлайн; развивается сотрудничество в сфере энергетики, инвестиций, торговли, гуманитарной сфере, транзитно-транспортной сфере, аграрном секторе, экологии. Для Кыргызстана Китай - основной инвестор; подписана Программа сотрудничества министерств иностранных дел Кыргызстана и Китая на 2020-2021 годы; обеспечивается поддержка в реализации Национальной стратегии устойчивого развития на 2018-2040 годы, которая может быть сопряжена с китайской стратегией «Один пояс - один путь», строительство железной дороги «Китай - Киргизия - Узбекистан», развитие ирригационных систем и «Таза суу»), партнерство в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Взаимодействие Армении и Китая связано с проектом «Экономический пояс Шелкового пути», имеется заинтересованность во взаимодействии в сфере инвестиций, отмене визового режима между Китаем и Арменией.

Индия. Россия осуществляет поступательное взаимодействие с данным государством, в частности расширена договорно-правовая база сотрудничества в военно-технической, торгово-экономической, космической, энергетической, сельскохозяйственной, транспортной и культурной областях; подписана декларация «Россия - Индия: надежное партнерство в меняющемся мире». Белоруссия в рамках взаимодействия с Индией ориентирована на расширение торгово-экономического сотрудничества, подписан межгосударственный договор об инвестициях. Казахстан нацелен на развитие политических и торгово-экономических связей с Индией и взаимодействие в международных организациях. Кыргызстан и Армения в документах, регламентирующих внешнюю политику, не уточняют формат сотрудничества, но отмечают целесообразность взаимодействия с Индией.

Африка. В рамках взаимодействия России с Африкой подписаны Меморандумы о взаимопонимании с сообществом развития юга Африки. Казахстан отмечает взаимодействие со странами Африканского континента в качестве приоритета, в том числе в связи с деятельностью Африканского союза (политическое и экономическое сотрудничество). Кыргызстан ориентирован на экспорт, расширение рынков сбыта благодаря сотрудничеству. Армения предполагает развитие двусторонних экономических отношений с Африкой путем разблокирования логистических коммуникаций. Белоруссия не уточняет формат сотрудничества, но предполагает взаимодействие.

США. Россия в рамках взаимодействия с США ориентирована на «недопущение неконтролируемой деградации отношений» [2]. Белоруссия ориентирована на взаимодействие с США в торгово-экономической и гуманитарной сферах, в области международной безопасности. Казахстан предполагает политическое, экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество с США. Армения - укрепление дружеского партнерства. Кыргызстан не закрепляет взаимодействие с США в качестве приоритета в рамках документов, определяющих внешнюю политику.

Германия. Россия не уточняет формат, но предполагает обеспечение сотрудничества с Германией. Белоруссия предполагает межпарламентское и межрегиональное сотрудничество. Армения не уточняет формат сотрудничества, но предполагает взаимодействие с данным государством. Кыргызстан и Казахстан не закрепляют взаимодействие с Германией в качестве приоритета в рамках документов, определяющих внешнюю политику.

Франция. Россия не уточняет формат сотрудничества, но предполагает обеспечение сотрудничества с Францией. Между Белоруссией и Францией подписано межправительственное соглашение о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов. Армения предполагает взаимодействие с Францией по вопросам инвестиций в совместные проекты, взаимодействие в рамках Саммита Международной организации франкофонии. Кыргызстан и Казахстан не закрепляют взаимодействие с Францией в качестве приоритета в рамках документов, определяющих внешнюю политику.

Корея. Россия, как и Казахстан, не уточняет формат, но предполагает обеспечение сотрудничества с Кореей. Белоруссия ориентирована на взаимодействие с данным государством в таких сферах, как экономика, наука, инновации, технологии, транспорт и инфраструктура. Кыргызстан и Армения не закрепляют взаимодействие с Кореей в качестве приоритета в рамках документов, определяющих внешнюю политику.

Турция. Россия и Турция взаимодействуют по вопросам строительства АЭС «Аккую», завершена укладка морского участка газопровода «Турецкий поток». Белоруссия реализует сотрудничество с Турцией в рамках совместной комиссии по сотрудничеству в области науки и технологий. Казахстан не уточняет формат, но предполагает обеспечение сотрудничества. Кыргызстан и Армения не закрепляют взаимодействие с Турцией в качестве приоритета в рамках документов, определяющих внешнюю политику.

Иран. Россия ориентирована на сотрудничество с Ираном в сфере энергетики и транспорта. Казахстан предполагает торгово-экономическое и транзитно-транспортное сотрудничество с Ираном, также имеется ориентир на стабильность на Каспийском море. Армения предполагает углубление добрососедских отношений с Ираном. Кыргызстан и Белоруссия не закрепляют взаимодействие с Ираном в качестве приоритета в рамках документов, определяющих внешнюю политику.

Нельзя не отметить наличие иных, более «широких» страновых приоритетов, закрепленных в рамках документов, определяющих внешнюю политику членов ЕАЭС [13; 16]. В частности, Россия ориентирована на укрепление и развитие взаимодействия со странами ближнего зарубежья в целях формирования пространства добрососедства и стабильности по периметру российских границ; нацелена на взаимодействие со странами Европы, Арктикой, Японией, Монголией, Вьетнамом, Индонезией, Таиландом, Сингапуром, Малайзией, Австралией, Новой Зеландией, Афганистаном, странами Ближнего Востока и севера Африки, Сирией, в том числе в форматах многостороннего сотрудничества [15]. Указанное предполагается реализовывать посредством проведения культурных мероприятий в рамках Дней России и т. п.

Белоруссия ориентируется на расширение географии и внедрение новых форматов сотрудничества, в том числе в целях инвестирования в свою национальную экономику, посредством активного укрепления международных связей с такими станами, как Латвия (утвержден Межправительственный план сотрудничества по основным направлениям на среднесрочную перспективу), Литва (торгово-инвестици-онное сотрудничество), Нидерланды (подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах; взаимодействие в нефтехимической области), Сербия (поддержка со стороны Белоруссии суверенитета и территориальной целостности Сербии), Швейцария (экономическое сотрудничество), Оман (взаимодействие в сфере предпринимательства), Сирия (политическое взаимодействие, отдых сирийских детей в Белоруссии), Судан (торгово-экономическое сотрудничество), Гана (экспорт белорусских услуг в сфере образования и медицины), Зимбабве (поставка белорусской техники), Нигерия (образовательные услуги Белоруссии), Аргентина (подписаны Меморандум о взаимопонимании между Министерством иностранных дел Белоруссии и Министерством иностранных дел и культа Аргентины о политических консультациях, Протокол о завершении двусторонних переговоров с Аргентиной по доступу на рынок товаров в рамках присоединения Белоруссии к ВТО), Колумбия (подписано межправительственное соглашение о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным (официальным) паспортам), Чили (вступило в силу межправительственное соглашение об отмене виз для владельцев дипломатических, служебных и официальных паспортов), Уругвай, Никарагуа, Мексика. В целом страны Латинской Америки позиционируются Белоруссией в качестве перспективных для экспорта наукоемких и высокотехнологичных товаров, строительных, компьютерных и образовательных услуг (с учетом существующей логистики).

Казахстан предполагает укрепление взаимодействия с прибрежными государствами Каспийского моря, Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока, Северной, Центральной и Латинской Америки в целях развития торговли, инвестиций, гуманитарных связей, продвижения интересов в международных организациях. С Японией сотрудничество направлено на привлечение новейших технологий, внедрение энерго- и водосберегающих технологий, содействие развитию национальной системы образования, укрепление диалога «Центральная Азия - Япония»; с Кореей - укрепление диалога «Центральная Азия - Республика Корея». Взаимодействие с Афганистаном проходит в форме активной поддержки развития и укрепления безопасности.

Армения способствует укреплению взаимосвязей со странами - членами Ближнего Востока, Американского континента, странами Азии, Африки и Океании, в том числе в целях развития двусторонних экономических отношений путем разблокирования логистических коммуникаций.

Кыргызстан предполагает развитие сотрудничества со странами «дальней дуги» (страны Азии и Океании, Африки и Ближнего Востока, Латинской Америки) в целях развития экспорта и расширения рынков сбыта, а также на укрепление добрососедства с государствами Центрально-Азиатского региона.

Таким образом, внешнеполитические вопросы решаются каждым из членов ЕАЭС самостоятельно. Отсутствие согласованных подходов к реализации внешнеполитической деятельности государств - членов ЕАЭС, в том числе в рамках двустороннего сотрудничества, не может не оказывать влияние на развитие всей экономической интеграции. Указанное опосредует необходимость моделирования согласованного подхода к реализации внешней политики государств - членов ЕАЭС как интеграционного единства, в рамках которого будут учтены интересы каждого участника вкупе с интересами организации. Учитывая, что экономические интересы государств - членов ЕАЭС неразрывно связаны с интересами политическими, поддержка политической стабильности государств - членов ЕАЭС будет способствовать созданию благоприятной среды для экономической стабильности, что в свою очередь, положительным образом отразится на этапах развития ЕАЭС как международной организации.

Библиографический список

1. Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (Принята в г. Санкт-Петербурге 06.12.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=60001#01935471810989926 (дата обращения: 18.10.2019).

2. Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» от 30.11.2016 640 // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=18 64942980018700377598290285&cacheid=F307291B12866399C2DD1782AC5F0319&mode=splus&base=LAW&n=207990& rnd=D26FAF6F32BB65DD3EFB75A6BED97BFE#2v0dxt20a3 (дата обращения: 18.10.2019).

3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» от 15.04.2014 N° 330 (ред. от 28.03.2019) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162174/ (дата обращения: 18.10.2019).

4. Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14.11.2005 № 60-З (с изм. и доп. от 04.06.2015 № 275-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10500060 (дата обращения: 18.10.2019).

5. Концепция внешней политики Кыргызской Республики (утв. Указом Президента Кыргызской Республики от 11.03.2019 УП № 37 // Официальный сайт Президента Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.president.kg/ru/sobytiya/13605_prezident_podpisal_ukaz_okoncepcii_vneshney_politiki_kirgizskoy_respubliki (дата обращения: 18.10.2019).

6. Концепция внешней политики РК на 2014-2020 (утв. Указом Президента Республики Казахстан от 21.01.2014 № 741 // Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfa.kz/ru/content-view/kontseptsiya-vneshnoj-politiki-rk-na-2014-2020-gg (дата обращения: 18.10.2019).

7. Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2018 году // Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mfa.gov.by/print/publication/reports/b7fe6b330b96c9b7.html (дата обращения: 18.10.2019).

8. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахс-тан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/ poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii- (дата обращения: 18.10.2019).

9. Программа Правительства Республики Армения (утв. Постановлением Правительства Республики Армения от 19.06.2017 г.) № 646-A // Официальный сайт Правительства Республики Армения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.am/files/docs/2220.pdf (дата обращения: 18.10.2019).

10. Программа развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 гг. «Единство, доверие, созидание» (утв. постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20.04.2018 г. № 2377-VI) // Официальный сайт Министерства иностранных дел Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mfa.gov.kg/uploads/content/724/ b115d4f8-f571-3e4f-a3bf-e6f237804d53 (дата обращения: 18.10.2019).

11. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 г (утв. Указом Президента Республики Казахстан от 15.02.2019 № 636) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636#z13 (дата обращения: 18.10.2019).

12. Демченко, М. В., Шайдуллина, В. К. Правовые аспекты перемещения товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза: факторы, затрудняющие экспорт российских товаров в третьи страны // Право и экономика. - 2019. - № 1. - С. 70-79.

13. Ефимова, Н. А. Система межправительственных соглашений России по торгово-экономическому сотрудничеству: степень соответствия стратегическим ориентирам // Вестник Аксор. - 2015. - № 1 (33). - С. 205-209.

14. Ишханов, А. В., Линкевич, Е. Ф., Шилин, Л. В. Внешнеторговая политика России как основа углубления интеграции // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2017. - № 133. - С. 40-49.

15. Маркосян, А. Х. Оценка сравнительных преимуществ торговли государств-членов ЕАЭС с региональными мегаструк-турами // Международная торговля и торговая политика. - 2018. - № 1. - С. 67-84.

16. Ручкина, Г. Ф., Шайдуллина, В. К. Факторы, затрудняющие экспорт товаров ЕАЭС в третьи страны и понижающие экспортную конкурентоспособность России // Экономика. Налоги. Право. - 2019. - № 1. - С. 136-143.

References

1. Deklaratsiya o dal'neishem razvitii integratsionnykh protsessov v ramkakh Yevraziiskogo ekonomicheskogo soyuza ot 06.12.2018 [Declaration on the further development of integration processes within the framework of the Eurasian Economic Union dated December 6, 2018], SPS "KonsultantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT &n=60001#01935471810989926 (accessed 18.10.2019).

2. Ukaz Prezidenta RF ot 30.11.2016 № 640 "Ob utverzhdenii Kontseptsii vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii" [Decree of the President of the Russian Federation dated November 30, 2016 № 640 "On approval of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation"], SPS "KonsultantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& ts=1864942980018700377598290285&cacheid=F307291B12866399C2DD1782AC5F0319&mode=splus&base=LAW&n=2 07990&rnd=D26FAF6F32BB65DD3EFB75A6BED97BFE#2v0dxt20a3 (accessed 18.10.2019).

3. Postanovlenie PraviteF stva RF "Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii "Razvitie vneshneekonom-icheskoi deyateFnosti" ot 15.04.2014 № 330 (red. ot 28.03.2019) [Decree of the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014 № 330 «On approval of the state program of the Russian Federation «Development offoreign economic activity» (ed. dated March 28, 2019)], SPS "KonsultantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162174/ (accessed 18.10.2019).

4. Zakon Respubliki Belarus "Ob utverzhdenii Osnovnykh napravlenii vnutrennei i vneshnei politiki Respubliki Belarus" ot 14.11.2005 № 60-Z (s izm. i dop. ot 04.06.2015 № 275-Z) [The Law of the Republic of Belarus dated November 14, 2005 № 60-Z "On the Approval of the Main Directions of the Domestic and Foreign Policy of the Republic of Belarus" (with changes and additions dated June 4, 2015 № 275-Z)]. Available at: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10500060 (accessed 18.10.2019).

5. Kontseptsiya vneshnei politiki Kyrgyzskoi Respubliki, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta Kyrgyzskoi Respubliki ot 11.03.2019 UP № 37 [The concept of the foreign policy of the Kyrgyz Republic, approved by Decree of the President of the Kyrgyz Republic dated March 11, 2019 UP № 37], OfitsiaFnyi sait Prezidenta Kyrgyzskoi Respubliki [Official website of the President of the Kyrgyz Republic]. Available at: http://www.president.kg/ru/sobytiya/13605_prezident_podpisal_ukaz_okoncepcii_vneshney_poli-tiki_kirgizskoy_respubliki (accessed 18.10.2019).

6. Kontseptsiya vneshnei politiki RK na 2014-2020 (utv. Ukazom Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 21.01.2014 № 741) [The concept offoreign policy of the Republic of Kazakhstan for 2014-2020 (approved by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated January 21, 2014 № 741], OfitsiaTnyi sait Ministerstva inostrannykh del Respubliki Kazakhstan [Official website of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan]. Available at: http://www.mfa.kz/ru/content-view/ kontseptsiya-vneshnoj-politiki-rk-na-2014-2020-gg (accessed 18.10.2019).

7. Obzor itogov vneshnei politiki Respubliki Belarus' i deyatel'nosti Ministerstva inostrannykh del v 2018 godu [Review of the results of the foreign policy of the Republic of Belarus and the activities of the Ministry of Foreign Affairs in 2018], OfitsiaTnyi

sait Ministerstva inostrannykh del Respubliki Belarus' [Official website of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus]. Available at: http://mfa.gov.by/print/publication/reports/b7fe6b330b96c9b7.html (accessed 18.10.2019).

8. Poslaniye Prezidenta Respubliki Kazakhstan - Lidera Natsii N. A. Nazarbaeva narodu Kazakhstana "Strategiya "Kazakhstan-2050": novyi politicheskii kurs sostoyavshegosya gosudarstva" [Message from the President of the Republic of Kazakhstan - the Leader of the Nation N.A. Nazarbaev to the people of Kazakhstan "Strategy "Kazakhstan-2050": a new political course of the established state"], Ofitsial'nyi sait Prezidenta Respubliki Kazakhsta [Official website of the President of the Republik of Kazakhstan]. Available at: http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazah-stan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii- (accessed 18.10.2019).

9. Programma Pravitel'stva Respubliki Armeniya (utv. Postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Armeniya ot 19 iyunya 2017 goda) № 646-A [The program of the Government of the Republic of Armenia, (approved by the Decree of the Government of the Republic of Armenia dated June 19, 2017) № 646-A], Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Respubliki Armeniya [Official website of the Government of the Republik of Armenia]. Available at: http://www.gov.am/files/docs/2220.pdf (accessed 18.10.2019).

10. Programma razvitiya Kyrgyzskoi Respubliki na period 2018-2022 gg. "Yedinstvo, Doverie, Sozidanie" (utv. postanovleniem Zhog-orku Kenesha Kyrgyzskoi Respubliki ot 20.04.2018 r. № 2377-VI) [Development Program of the Kyrgyz Republic for the period 2018-2022 "Unity, Trust, Creation" (approved by the Decree of the Zhogorku Kenesh of the Kyrgyz Republic № 2377-VI)], Ofitsial'nyi sait Ministerstva inostrannykh del Kyrgyzskoi Respubliki [Official website of the Ministry of Foreign Affairs of the Kyrgyz Republic]. Available at: https://mfa.gov.kg/uploads/content/724/b115d4f8-f571-3e4f-a3bf-e6f237804d53 (accessed 18.10.2019).

11. Strategicheskii plan razvitiya Respubliki Kazakhstan do 2025 g. (utv. Ukazom Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 15.02.2019 № 636) [Strategic Development Plan of the Republic of Kazakhstan until 2025 (approved by the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated February 15, 2019 № 636)]. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/U1800000636#z13 (accessed 18.10.2019).

12. Demchenko M. V, Shaidullina V K. Pravovye aspekty peremeshcheniya tovarov za predely tamozhennoi territorii Yevraziiskogo ekonomicheskogo soyuza: faktory, zatrudnyayushchie eksport rossiiskikh tovarov v tret'i strany [Legal aspects of the movement of goods outside the customs territory of the Eurasian Economic Union: factors that impede the export of Russian goods to third countries], Pravo i ekonomika [Pravo i Economika], 2019, I. 1, Pp. 70-79.

13. Efimova N. A. Sistema mezhpravitel'stvennykh soglashenii Rossii po torgovo-ekonomicheskomu sotrudnichestvu: stepen' soot-vetstviya strategicheskim orientiram [The system of intergovernmental agreements of Russia on trade and economic cooperation: degree of compliance with strategic guidelines], Vestnik Aksor, 2015, I. 1 (33), Pp. 205-209.

14. Ishkhanov A. V, Linkevich Ye. F., Shilin L. V Vneshnetorgovaya politika Rossii kak osnova uglubleniya integratsii [Russianforeign trade policy as a basis for deepening integration], Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarst-vennogo agrarnogo universiteta [Politematic Online Scientific Journal of State Agrarian University], 2017, I. 133, Pp. 40-49.

15. Markosyan A. Kh. Otsenka sravnitel'nykh preimushchestv torgovli gosudarstv-chlenov EAES s regional'nymi megastrukturami [Evaluation of the comparative advantages of trade among EAEU member states with regional megastructures], Mezhdunarod-naya torgovlya i torgovaya politika [International trade and trade policy], 2018, I. 1, Pp. 67-84.

16. Ruchkina G. F., Shaidullina V K. Faktory, zatrudnyayushchie eksport tovarov EAES v tret'i strany i ponizhayushchie eksportnuyu konkurentosposobnost' Rossii [Factors hindering the export of EAEU goods to third countries and lowering Russia's export competitiveness], Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economy. Taxes. Law], 2019, I. 1, Pp. 136-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.