Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНОГО МЕТОДА В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ БАРЬЕРОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНОГО МЕТОДА В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ БАРЬЕРОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ / ОПРОСНЫЙ МЕТОД / ЮНКТАД / EAEU / NON-TARIFF REGULATION / NON-TARIFF BARRIERS / SURVEY METHOD / UNCTAD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова А.В.

В статье рассмотрены особенности применения опросного метода в рамках процесса выявления нетарифных барьеров, существующих на едином рынке ЕАЭС. Приведена классификация нетарифных мер регулирования внешней торговли¸ разработанная ЮНКТАД. На базе данной классификация разработан и предложен перечень нетарифных барьеров в Евразийском экономическом союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE SURVEY METHOD TO DETECT NON-TARIFF BARRIERS IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article discusses the features of using the survey method as part of the process of identifying non-tariff barriers in EAEU. It presents the classification of non-tariff measures of foreign trade regulation developed by UNCTAD. A list of non-tariff barriers in the Eurasian Economic Union, based on this classification, has been developed and proposed.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНОГО МЕТОДА В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ БАРЬЕРОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ»

ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНОГО МЕТОДА В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ БАРЬЕРОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

А.В. Иванова, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10912

Аннотация. В статье рассмотрены особенности применения опросного метода в рамках процесса выявления нетарифных барьеров, существующих на едином рынке ЕА-ЭС. Приведена классификация нетарифных мер регулирования внешней торговли3 разработанная ЮНКТАД. На базе данной классификация разработан и предложен перечень нетарифных барьеров в Евразийском экономическом союзе.

Ключевые слова: ЕАЭС, нетарифное регулирование, нетарифные барьеры, опросный метод, ЮНКТАД.

Единый рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) функционирует не только в целях стимулирования роста промышленного производства в государствах-членах, но и для мотивации промышленной кооперации стран, роста доли продукции промышленного производства на внутреннем рынке и ее конкурентоспособности, стимулирования инвестиций и устранения административных барьеров, создающих препятствия для сотрудничества государств-членов ЕАЭС.

Для того чтобы осуществлять всесторонний и постоянный мониторинг состояния предпринимательской среды Евразийского экономического союза, необходимо проводить опросы представителей предпринимательства с целью определения барьеров, существующих на внутреннем рынке Союза и оказывающих отрицательное воздействие на развитие торгового партнерства государств-членов.

В опросах должны быть задействованы как крупнейшие компании соответствующих отраслей, так и представители среднего (иногда и малого) бизнеса. Это позволяет получить наибольший объем релевантной для исследования информации, описывающей условия ведения бизнеса на территории Союза, сведений о принципах трансграничного взаимодействия представителей предпринимательства стран-участниц, а также о фактически существующих нетарифных барьерах, затруд-

няющих эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности.

Если опрос проведен должным образом и информация, полученная в результате его проведения, является достоверной и достаточной, может быть сформирован перечень ключевых барьеров развития предпринимательской деятельности в Евразийском экономическом союзе. На основании данного перечня впоследствии могут составляться официальные доклады органов власти, регулирующих ведение предпринимательской деятельности в странах-участницах Союза, проводиться обсуждения с участием представителей предпринимательства, органов власти и экспертных групп.

В ходе проведения опросов можно дать оценку доступности единого рынка ЕАЭС в целом, оценить взаимозависимость уровня доступности рынка с возникающими на нем нетарифными барьерами и действующими мерами ограничительного характера, что также позволяет выработать направления по устранению (или снижению) данных барьеров, совершенствованию трансграничного торгового сотрудничества фирм из государств-членов Союза, а также по повышению общей привлекательности единого рынка [1].

Важно отметить тот факт, что процесс сбора информации для проведения опросных мероприятий является трудоемким процессом - это определяет главный недостаток опросного метода в сравнении с

иными методами получения информации (к примеру, нежели чем при централизованных сборах информации, получаемой от органов государственной власти о состоянии предпринимательской среды). При этом метод проведения опросов обладает рядом значительных преимуществ: во-первых, с его помощью можно оперативно получить необходимую информацию, во-вторых, получаемые данные будут обладать высокой степенью достоверности и репрезентативности, так как взаимодействие будет осуществляться напрямую с представителями бизнеса.

Вышеописанные преимущества метода проведения опросов как инструмента выявления барьеров развития предпринимательства во внешнеэкономической деятельности объясняют его широкое распространение в области исследований состояния предпринимательской среды.

Большое число международных организаций использует опросный метод в своих исследованиях, в том числе Конференция ООН по торговле и развитию (далее -ЮНКТАД), Европейская комиссия, Евразийский банк развития, Международный торговый центр и пр. Опросы, проводимые данными организациями, базируются на разработанной ЮНКТАД в 2007-2012 годах классификации мер нетарифного регулирования внешней торговли. В соответствии с данной классификацией, все нетарифные меры можно разделить на три большие группы [2]:

1) меры регулирования экспорта;

2) меры регулирования импорта нетехнического характера (к ним относят лицензирование, квотирование и иные количественные ограничения, меры ценового контроля, финансовые и инвестиционные меры, ограничения сбыта продукции и ее послепродажного обслуживания, ограничения в области государственных закупок, наличие правил определения происхожде-

ния товара, регулирование соблюдения прав интеллектуальной собственности и др.);

3) меры регулирования импорта технического характера (меры санитарного и фитосанитарного регулирования, технические стандарты, а также таможенные и иные формальности).

Особенностью данной классификации, не позволяющей ей терять актуальность, является тот факт, что она является открытой и при необходимости в нее могут быть включены новые виды нетарифных мер регулирования внешней торговли.

При этом классификация ЮНКТАД обладает совокупностью недостатков, сущестование которых не позвляет в полной мере использовать ее при проведении опросов представителей бизнеса и порождает необходимость формирования новых классификаций. Так, представленная классификация

представляется громоздкой и сложной для понимания, что в результате может привести к снижению эффективности проведения опросных мероприятий и репрезентативности получаемой

информации.

Следовательно, для того, чтобы проводить более рациональные и успешные опросы представителей бизнеса ЕАЭС, необходимо разработать более детализированную и конкретизированную классификацию нетарифных барьеров, основанную на классификации ЮНКТАД, для последующего ее включения в опросные листы. В соотвествии с этим может быть предложен перечень нетарифных барьеров (как ограничений свободы перемещения товаров и услуг на общем рынке Союза), с которыми стакливаются участники

внешнеэкономической деятельности

(рис. 1).

Нетарифные барьеры в Евразийском экономическом союзе

Технические меры ограничительного характера

Административные меры

Ограничения конкуренции (прямые и косвенные)

Правила по определению страны происхождения

Система финансового регулирования в государствах-членах

Таможенные и иные формальности

Проведение антидемпинговых расследований

Рис. 1. Классификация нетарифных барьеров в Евразийском экономическом союзе

Результаты исследований, основанных на анализе опросных листов и анкет, заполненных участниками

внешнеэкономической деятельности,

позволили бы не только выявить ключевые нетарифные барьеры, существующие на едином рынке, но и разработать ряд мероприятий, направленных на развитие экспортного потенциала государств-членов. Такие мероприятия в большей степени должны быть направлены на представителей малого и среднего бизнеса - в целях стимулирования их развития и выхода на общий рынок ЕАЭС. В области промышленного сотрудничества

результаты опросов могут позволить разработать ключевые направления и приоритеты интеграции предприятий государств-членов для совместной работы на едином рынке Союза.

В качестве еще одного результата проведения опросов представителей предпринимательства стран-участниц ЕАЭС можно привести процесс

разработки рекомендаций, действие которых направлено на постепенное снижение и устранение нетарифных барьеров, затрудняющих развитие предпринимателсьтва на территории Союза. В целом, эти действия призваны оптимизировать деятельность компаний на общем рынке рассматриваемого интеграционного объединения.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что государства-члены Союза обладают потенциалом повышения конкурентоспособности национальных производств и их последующей интеграции для совместной работы на внутреннем рынке ЕАЭС. Необходимость стимулирования данных процессов заслуживает особого внимания по причине влияния уровня конкурентоспособности продукции государств-членов на внешнеторговый оборот между странами Евразийского экономического союза и эффективность осуществления экспорта данных товаров (работ, услуг) в третьи страны.

Библиографический список

1. Волков Р.Г., Сабельникова Е.М. Опросный метод в решении задач по выявлению нетарифных барьеров для предприятий на внешних рынках // Международная торговля и торговая политика. - 2018. - №1. - С. 143-154.

2. Официальный сайт ЮНКТАД. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unctadstat.unctad.org

3. Доклад Евразийского банка развития и Центра интеграционных исследований «Оценка влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС: результаты опросов предприятий». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/developDocs/Do cuments/EAEU_sur"vey.pdf(дата обращения: 19.10.2020).

4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.10.2020).

APPLICATION OF THE SURVEY METHOD TO DETECT NON-TARIFF BARRIERS

IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

A.V. Ivanova, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article discusses the features of using the survey method as part of the process of identifying non-tariff barriers in EAEU. It presents the classification of non-tariff measures of foreign trade regulation developed by UNCTAD. A list of non-tariff barriers in the Eurasian Economic Union, based on this classification, has been developed and proposed.

Keywords: EAEU, non-tariff regulation, non-tariff barriers, survey method, UNCTAD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.