ЭКОНОМИКА
DOI: 10.48137/23116412_2022_2_61 УДК: 339.54
Аида АКМАТАЛИЕВА
СПЕЦИФИКА НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Аннотация
В статье представлены периоды становления международного законодательства о нетарифном регулировании как важнейшего исторического аспекта внешней торговли, проанализированы основные международные классификации нетарифных мер. Проведена сравнительная характеристика целей применения нетарифных ограничений в соответствии с ГАТТ и соглашениями ЕАЭС.
Введение
В послевоенные годы международные отношения стали формироваться на принципах нового миро-
вого порядка. Фундаментом новых принципов явились экономические отношения различных стран мира.
АКМАТАЛИЕВА Аида Сатылгановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Западного филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: Российская Федерация, 236016, г. Калининград, ул. Артиллерийская, 62. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: таможенное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, Всемирная торговая организация, Евразийский экономический союз, таможенно-тарифные меры, нетарифные меры, запреты и ограничения, лицензирование, квотирование.
Первые шаги создания мирового порядка в международной торговле предприняли исследователи США. Они разработали положения в целях создания Международной торговой организации, которая могла бы рассматривать вопросы о тамо-
женно-тарифном регулировании в мировой торговле. Рассмотрим периоды развития международного законодательства о нетарифном регулировании как важнейшего исторического аспекта во внешней торговле.
Исторический аспект: периоды становления международного законодательства
В период 1946-1947 гг. велись многосторонние переговоры по подготовке проекта устава Международной торговой организации (далее - МТО). На постоянной основе обсуждались вопросы взаимного снижения таможенных пошлин между странами.
Для СССР разработка данного проекта не вызывала интереса. Причиной тому была монополия советского государства на внешнюю торговлю, поэтому перспектива создания международной организации шла вразрез с политикой Сталина.
Авторами положения проекта устава Международной организации по торговле и занятости были включены такие виды средств регулирования экспорта и импорта, как:
тарифные меры; иные меры регулирования в сфере торговли (как известно, в дальнейшем они стали именоваться «нетарифные меры»).
Во время работы над проектом устава МТО у составителей имелись значительные разногласия. Например, если Соединённые Шта-
ты хотели запретить применение количественных ограничений на торговлю товарами, которые могли использоваться в рамках исключения с одобрения членов МТО и отсутствия принципа недискриминации, то представители Франции и Великобритании были против. У этих стран имелись проблемы платёжного баланса, а Австралия боролась с безработицей.
Несмотря на противоречия во мнениях членов комиссии, поправки в проект устава МТО продолжали вноситься. Важными из них стали:
- возможность применения импортных квот;
- применение количественных ограничений при соблюдении одного из важных критериев - гарантии выполнения принципа недискриминации;
- применение количественных ограничений импорта в целях экономического развития (данная поправка коснулась проблем развивающихся стран).
На второй сессии подготовительного комитета в проект устава МТО были внесены в текст ГАТТ,
списки тарифных уступок, протокол о временном применении ГАТТ.
Заключительная конференция по торговле и занятости состоялась 21.11.1947 в столице Кубы - Гаване. В ней приняли участие 56 стран, большинство из них - страны с развивающейся экономикой. По их мнению, разработанный проект был «однобоким».
Однако после внесения поправок (их было примерно 800 шт.) представители этих стран всё же подписали устав МТО. Следует заметить, что США этот документ не подписали, в результате чего помешали созданию организации.
Таким образом, дорожную карту получила вторая глава, ставшая основой создания ГАТТ в 1947 г.
Единственным документом, регулировавшим международную торговлю, осталось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, направленное на устранение дискриминации, снижение тарифов и запретов, непосредственно влияющих на внешнюю торговлю товарами [11].
В середине 1950-х гг. на смену термину «другие меры» приходит термин «нетарифные меры» [10].
Генеральное соглашение по тарифам и торговле просуществовало, с последующими изменениями и дополнениями, до конца 1993 г. За это время вопросы таможенно-тарифного регулирования решали торговые раунды международных переговоров.
Остановимся на хронологии торговых раундов международных переговоров в рамках ГАТТ.
За период с 1947 по 1994 г. решались вопросы снижения тарифов, разрабатывалась стратегия в отношении развивающихся стран, в частности улучшения их позиций как стран - участников этих соглашений.
С начала 60-х гг. ХХ в. сессия договаривающихся сторон регулярно проводила мониторинг нетарифных мер.
Конференция ЮНКТАД, учреждённая в 1964 г., сыграла важную роль в изучении и наблюдении в рамках регулирования внешнеторговой деятельности на международном уровне.
На сегодняшний день конференция насчитывает более 190 стран. Суть её создания заключалась в развитии международной торговли, оказании содействия в актуальных вопросах торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития развивающимся странам.
На токийском раунде переговоров обсуждались вопросы снижения нетарифных торговых барьеров, в том числе снижения тарифов на товары промышленного назначения и расширения ГАТТ.
На уругвайском раунде переговоров была создана Всемирная торговая организация (далее - ВТО), регулирующая вопросы в сфере применения не только тарифных, но и нетарифных мер регулирования.
Оценка деятельности ГАТТ/ВТО приведена на рисунке 1.
Динамика снижения таможенных пошлин, °/о
40 1
1
10 5-7
1948 Середина 50-х гг. 1970-е гг. 1990-е гг.
■ Динамика снижения таможенных пошлин
Рис. 1. Динамика снижения средней величины таможенных пошлин
(составлено
По данным, указанным в графике, с 1948 г. наблюдается снижение средней величины таможенных пошлин с 60 до 5-7 %.
Следовательно, экономические меры не всегда приносят желаемый результат, поэтому в целях защиты внутреннего рынка государство применяет нетарифные меры.
В 1995 г. ЮНКТАД перешла в секретариат ВТО. В обязанности
автором)
стран - членов ВТО входила подача нотификаций секретариату ВТО, а также представление сведений о принятии торговых мер.
ГАТТ изначально и по сей день касается только торговли товарами, хотя его основные принципы теперь также применяются к торговле услугами и правам интеллектуальной собственности.
Международная классификация нетарифных мер
В современной мировой экономике государствами применяются различные методы регулирования в рамках борьбы с недобросовестной конкуренцией на зарубежных рынках.
Запреты и ограничения - это комплекс нетарифных мер регулирования, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу союза, меры нетарифного регулирования, в
том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с договором о союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с договором о союзе и (или) законо-
дательством государств-членов [3].
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» нетарифное регулирование определяется как метод государственного регулирования внешней торговли товарами путём введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера [6].
Вышеперечисленные понятия имеют взаимосвязь. Они переплетаются в различных правовых актах, установленных в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации.
Таким образом, меры нетарифного регулирования имеют более узкое значение и входят в комплекс запретов и ограничений.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, понятие «запреты и ограничения» является более широким и его следует разделять на меры экономического характера и меры, не носящие экономического характера.
В общемировой практике государство в зависимости от поставленных экономических, политических, социальных задач, стоящих перед государством, и ситуации в мире применяет в большей или меньшей степени меры нетарифного регулирования внешней торговли.
В структуру нетарифного регулирования включён комплекс мер, направленных на установление ба-
ланса между импортом и экспортом товаров.
Технические меры регулирования вводятся в целях ограничения ввоза на внутренний рынок нашей страны некачественных товаров, которые противоречат установленному законодательству национального и наднационального уровней. Следовательно, в страну могут ввозиться товары, имеющие декларацию, сертификат соответствия и иные документы.
С помощью нетарифного регулирования государство влияет на ВЭД. Например, защита национального рынка осуществляется административными нормативами и правилами, а также с их помощью выполняются международные обязательства. Статья 46 Договора о Евразийском экономическом союзе регулирует положения мер нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.
В рамках внешнеторговой деятельности с третьими странами на единой территории ЕАЭС установлены единые меры нетарифного регулирования.
Решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются Комиссией на основании протокола, разработанного в соответствии с разделом IX Договора о Евразийском экономическом союзе (приложение 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе) [2, 4].
Мерами нетарифного регулирования являются:
- запреты экспорта и импорта товаров;
- количественные ограничения экспорта и импорта товаров;
- исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
- автоматическое лицензирование или наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Таким образом, меры нетарифного регулирования, введённые в Российской Федерации, регламентируются нормативно-правовыми актами.
Механизм мер нетарифного регулирования, установленный ст. 46 Договора о ЕАЭС, рассматривался многими учёными, авторами учебной литературы. Среди них следует выделить Ю. Г. Кириллова, М. Г. Русецкого, О. А. Мозжегоро-ву, И. И. Дюмулена, Г. П. Геращенко и др.
Экспорт и импорт товаров осуществляются без применения запретов и количественных ограничений, за исключением случаев, предусмотренных п. 12 Протокола о мерах нетарифного регулирования, например временных запретов или временных количественных ограничений экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка союза.
Уполномоченный орган может выдать исключительную лицензию на ввоз и (или) вывоз товаров, если
участнику ВЭД предоставлено исключительное право.
Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК) вправе осуществлять автоматическое лицензирование (наблюдение) за ввозом и вывозом отдельных видов товаров с высоким уровнем конкуренции между отечественными и иностранными производителями.
Разрешительный порядок экспорта и импорта товаров осуществляется путём ввода лицензирования либо использования других административных мер регулирования во внешней торговле. ЕЭК принимает решение о введении, применении либо отмене разрешительного порядка.
В современной мировой торговле выделяются следующие основные виды методов нетарифного регулирования:
- запреты на ввоз опасных товаров;
- санкции;
- ограничения на вывоз из страны определённых продуктов и товаров;
- лицензирование;
- квотирование;
- административные и экономические меры стимулирования внешней торговли товарами, в том числе услугами и товарами интеллектуальной собственности.
Сравнительная характеристика целей применения нетарифных ограничений в соответствии с ГАТТ и ЕАЭС приведена в таблице 1.
Таблица 1
Цели применения запретов и ограничений
ГАТТ ЕАЭС
Запрет или ограничение импорта и экспорта, связанные с применением стандартов или правил классификации, сортировки или реализации товаров в международной торговле Соблюдение общественной морали и правопорядка
Запрет или ограничение экспорта товаров, имеющих существенное значение для экспортирующей страны Охрана жизни и здоровья людей, охрана животного и растительного мира и окружающей среды в целом
Ограничение импорта любого сельскохозяйственного товара или продуктов рыболовства Защита культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них
Сохранение равновесия платёжного баланса (количественные ограничения) Необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов
Обеспечение национальной безопасности государства
Защита внешнего финансового положения и поддержание платёжного баланса государства
Выполнение международных обязательств
развивается, адаптируется к современным вызовам во внешней торговле и нуждается в сборе информации.
Согласно статистике ВТО, нетарифные меры регулирования делятся на 4 группы:
1) меры защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации - специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные;
2) технические меры - СФС, ТБТ;
В настоящее время единой классификации мер нетарифного регулирования в международной торговле не создано.
Нетарифные меры классифицировались секретариатом Всемирной торговой организации (ВТО), её предшественником - ГАТТ, Международной торговой палатой - Всемирной организацией бизнеса (ICC), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также другими международными организациями.
Классификация мер нетарифного регулирования (НТМ) постоянно
3) нетарифные меры из Соглашения по сельскому хозяйству (ВТО);
4) прочие.
Классификация нетарифных мер, разработанная секретариатом ГАТТ/ВТО в начале 1970-х гг., включает примерно 800 видов нетарифных мер и составляет основу из 5 категорий:
ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях:
- производство товаров;
- сбыт;
- транспортировка и т. д.;
2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности:
- усложнённая процедура таможенного оформления;
- методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара;
- завышенные требования к оформлению товаросопроводительных документов;
3) технические барьеры в торговле:
- стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара;
- правила и порядок сертификации продукции;
4) количественные и сходные с ними административные меры:
- импортные квоты;
- экспортные ограничения, лицензирование;
- добровольные ограничения экспорта;
- запреты, а также валютные ограничения;
5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей:
- налоги, сборы, импортные депозиты;
- скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины;
- пограничное налогообложение.
В мировой и российской практике имеется ряд классификаций, составленных многими международными организациями, а также российскими учёными.
Классификация нетарифных мер регулирования ЮНКТАД постоянно совершенствуется и применяется в различных странах в целях систематизации мер нетарифного регулирования в соответствии с установленным национальным законодательством.
Статистическая комиссия ООН утвердила Международную классификацию нетарифных мер для сбора данных по странам и представления сопоставимых на международном уровне данных о нетарифных мерах. Схематически классификация мер нетарифного регулирования по разделам представлена в таблице 2.
Таблица 2
Классификация нетарифных мер по разделам
Направление торговли Виды мер Классификация Содержание
А Санитарные и фитосанитарные
Технические меры
В Технические барьеры в торговле
С Предотгрузочная инспекция и
другие формальности
Б Условные торгово-защитные
меры
Неавтоматическое
лицензирование импорта,
квоты, запреты, меры контроля
Е количества и другие ограничения,
не включая санитарные и фитосанитарные меры или меры, связанные с техническими
Импорт барьерами в торговле
Меры по контролю за ценами,
Нетехнические Б включая дополнительные налоги и сборы
меры в Финансовые меры
Н Меры, влияющие на конкуренцию
I Торговые инвестиционные меры
I Ограничения распространения
К Ограничение на послепродажное обслуживание
Ь Субсидии и другие формы
поддержки
м Ограничения государственных
закупок
N Интеллектуальная собственность
О Правила происхождения
Экспорт Р Меры, связанные с экспортом
Многие учёные исходят из концепции, что меры нетарифного регулирования являются рычагом экономических мер и административных мер, непосредственно выхо-
дящих за рамки таможенно-тарифного регулирования в целях защиты внутреннего рынка от зарубежных производителей, намеренно занижающих цены, вытесняя при этом
отечественных производителей с мирового рынка. Основными мерами нетарифного регулирования в Российской Федерации являются лицензирование и квотирование.
Известный учёный И. И. Дюму-лен в статье «Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России» поднимает ряд важных вопросов касательно нетарифных мер и приводит несколько аргументов: 1) к нетарифным мерам он относит квотирование и лицензирование;
Г. П. Геращенко и ряд других учёных меры нетарифного регулирования относят к категориям административных мер и технических барьеров (рис. 2).
2) поднимает проблемы в отсутствии единого определения нетарифных мер регулирования;
3) считает, что в связи с вышеуказанной проблемой появилось множество классификаторов.
И. И. Дюмулен рассматривает механизм мер нетарифного регулирования, с одной стороны, как «жёсткие нетарифные меры» - запреты, квотирование, лицензиро-
Меры нетарифного регулирования внешней торговли
т:
Административные меры * -
- Запреты и ограничения экспорта/импорта (в том числе эмбарго);
- лицензирование, автоматическое лицензирование;
- квотирование (абсолютное, тарифное);
- государственная монополия на торговлю отдельными товарами;
- договорённости о добровольном ограничении поставок;
- условные разрешения в зависимости от экспорта;
- закупки национальной продукции и т. п.;
- условный выпуск товаров в свободное обращение;
- предпочтительная система размещения государственных заказов;
- ограничение участия иностранных перевозчиков в транспортировке товаров на территории страны;
- таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности;
- содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры и обеспечении экспортёров необходимой информацией;
- деятельность по обеспечению максимально благоприятных условий для национальных производителей на внешних рынках;
- моральное поощрение экспортёров
Т"
Технические барьеры
- Требования по безопасности товаров и услуг;
- нормы здравоохранения;
- фитосанитарные нормы;
- ветеринарные нормы;
- зоотехнические нормы и правила;
- нормы охраны природной окружающей среды;
- требования к упаковке, маркировке и составу сопроводительной документации;
- особые технические требования;
- порядок сертификации качества товаров и подтверждения установленных норм
Рис. 2. Классификация нетарифных мер
вание, а с другой стороны, как проведение технической политики в рамках реализации норм здравоохранения, методов защиты жизни животных и растений, мер экологической политики, финансовой политики и др. [10].
Д. Ю. Федотов меры нетарифного регулирования классифицирует по трём признакам - экономического, административного и технического характера (рис. 3).
Рис. 3. Классификация нетарифных мер по характеру применения
Заключение
Экономические нетарифные меры оказывают воздействие на рыночные механизмы, в результате чего растут цены на импортные и экспортные товары. Нетарифные меры административного характера обладают большим разнообразием. Основными среди них являются лицензирование и квотирование внешнеторговой деятельности, эмбарго и т. д. Меры технического характера имеют значительную группу нетарифных ограничений.
Однозначно если анализировать меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, то все они по характеру применения
авторами учебной литературы, учёными, исследователями классифицируются на меры экономического, административного и технического характера, выполняя при этом различные функции и задачи. Назначение мер нетарифного регулирования связано с политикой безопасности и протекционизма.
Классификации, разработанные ГАТТ, ВТО, ЮНКТАД и рядом других международных организаций, стали основой различных классификаций, разработанных учёными из России и зарубежных стран.
Следовательно, в настоящее время официально действуют клас-
сификации нетарифных мер, которые необходимы для сбора информации о применении нетарифных мер во внешнеэкономической дея-
тельности, а также создания ряда документов, регламентирующих правила применения отдельной категории нетарифных мер.
Список литературы
1. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракеш-скому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 16.12.2011.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе, ред. от 15.03.2018. Подписан в г. Астане 29.05.2014.
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) (с изменениями и дополнениями).
4. Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.04.2016 № 34 «О применении мер нетарифного регулирования» (вместе с Порядком приостановления или прекращения действия лицензии на экспорт и (или) импорт товаров).
6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» с последующими изменениями и дополнениями.
8. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
9. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
10. Дюмулен И. И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 2. С. 3-20.
11. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии // URL: https://eec.eaeunion.org/ (дата обращения: 23.04.2022).
AKMATALIEVA Aida S. - candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Customs Affairs of the Western Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Address: Artillery Street, 62, Kaliningrad, 236016, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Keywords: customs regulation, foreign economic activity, the World Trade Organization, the Eurasian Economic Union, customs and tariff measures, non-tariff measures, prohibitions and restrictions, licensing, quotas.
SPECIFICS OF NON-TARIFF REGULATION OF FOREIGN TRADE IN INTERNATIONAL LAW
Annotation
The article presents the periods of formation of international legislation on non-tariff regulation, as the most important historical aspect of foreign trade, analyzes the main international classifications of non-tariff measures. A comparative description of the purposes of application of non-tariff restrictions in accordance with the GATT and the EAEU is carried out.
References
1. Protocol on the accession of the Russian Federation to the Marrakesh Agreement on the Establishment of the World Trade Organization dated 16.12.2011.
2. Treaty on the Eurasian Economic Union, ed. from 03.15.2018. Signed in Astana on 29.05.2014.
3. The Customs Code of the Eurasian Economic Union (Annex No. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union dated April 11, 2017) (with amendments and additions).
4. Protocol on Non-tariff regulation measures with respect to Third Countries (Annex No. 7 to the Treaty on the Eurasian Economic Union).
5. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission No. 34 dated 04.19.2016 "On the Application of non-Tariff Regulation Measures"
(together with the "Procedure for Suspending or Terminating the License for Export and (or) Import of Goods").
6. Federal Law No. 289-FZ dated 08.03.2018 On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to separate legislative acts of the Russian Federation".
7. Federal Law No. 164-FZ of 08.12.2003 "On the Fundamentals of State regulation of foreign trade activity" with subsequent amendments and additions.
8. Federal Law No. 165-FZ of 16.07.1999 "On Special protective, antidumping and countervailing measures for the import of goods".
9. Decree of the President of the Russian Federation No. 208 dated 13.05.2017 "On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030".
10. Dumoulin 1.1. Non-tariff measures in modern international trade: some issues of theory, practice and WTO rules, interests of Russia // Russian Foreign Economic Bulletin. 2016. No. 2. Pp. 3-20.
11. Official website of the Eurasian Economic Commission // URL: https:// eec.eaeunion.org/(accessed: 04.23.2022).