Научная статья на тему 'РОЛЬ ФТС РОССИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

РОЛЬ ФТС РОССИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / торговые ограничения / внешнеэкономическая деятельность / запреты и ограничения / customs authorities / trade restrictions / foreign economic activity / prohibitions and restrictions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.Р. Ахмедзянов, Н.В. Белопухова, Л.Р. Хвиць

В современной мировой обстановке признана необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Надобность в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности подтверждена практикой ведения бизнеса новых индустриальных и промышленно развитых стран. Торговая политика Российской Федерации является важным составляющим элементом экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, путём введения системы регулирования, включающей в себя нетарифные и тарифные меры. Вопросы работы таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности являются сегодня особенно актуальными. В статье проанализирована деятельность таможенных органов в осуществлении торговых ограничений и сформулированы направления развития в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Р.Р. Ахмедзянов, Н.В. Белопухова, Л.Р. Хвиць

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN CONTROLLING TRADE RESTRICTIONS

In the modern world situation, the need for state regulation of foreign economic activity is recognized. The need for state regulation of foreign economic activity is confirmed by the practice of doing business in new industrial and industrially developed countries. The trade policy of the Russian Federation is an important component of the economic policy of the Russian Federation. The purpose of the trade policy of the Russian Federation is to create favorable conditions for Russian exporters, importers, producers and consumers of goods and services by introducing a regulatory system that includes non-tariff and tariff measures. The issues of the work of the customs service in the conditions of prohibitions and restrictions on foreign trade activities are particularly relevant today. The article analyzes the activities of customs authorities in the implementation of trade restrictions and formulates the directions of development in this area.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФТС РОССИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10826

Р.Р. Ахмедзянов - доцент кафедры таможенного дела, кандидат экономических наук, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, ЧОУ ВО Институт управления бизнеса и технологий, rakhmed@yandex.ru,

R. R. Akhmedzyanov - associate Professor of the Department of customs, candidate of economic Sciences, Tsiolkovskiy Kaluga State University; Institute of management business and technology;

Н.В. Белопухова - студент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, belopukhovanv@studklg.ru,

N.V. Belopukhova - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky;

Л.Р. Хвиць - студент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, khvitslr@studklg.ru,

L.R. Hvic - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky.

РОЛЬ ФТС РОССИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ THE ROLE OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN CONTROLLING TRADE RESTRICTIONS

Аннотация. В современной мировой обстановке признана необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Надобность в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности подтверждена практикой ведения бизнеса новых индустриальных и промышленно развитых стран. Торговая политика Российской Федерации является важным составляющим элементом экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, путём введения системы регулирования, включающей в себя нетарифные и тарифные меры. Вопросы работы таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности являются сегодня особенно актуальными. В статье проанализирована деятельность таможенных органов в осуществлении торговых ограничений и сформулированы направления развития в данной сфере.

Abstract. In the modern world situation, the need for state regulation of foreign economic activity is recognized. The need for state regulation of foreign economic activity is confirmed by the practice of doing business in new industrial and industrially developed countries. The trade policy of the Russian Federation is an important component of the economic policy of the Russian Federation. The purpose of the trade policy of the Russian Federation is to create favorable conditions for Russian exporters, importers, producers and consumers of goods and services by introducing a regulatory system that includes non-tariff and tariff measures. The issues of the work of the customs service in the conditions of prohibitions and restrictions on foreign trade activities are particularly relevant today. The article analyzes the activities of customs authorities in the implementation of trade restrictions and formulates the directions of development in this area.

Ключевые слова: таможенные органы, торговые ограничения, внешнеэкономическая деятельность, запреты и ограничения.

Keywords: customs authorities, trade restrictions, foreign economic activity, prohibitions and restrictions.

В современных условиях международного торгового взаимодействия и функционирования ЕАЭС эффективная внешнеэкономическая деятельность зависит от выполнения двух главных задач: обеспечение благоприятных условий для доступа производителей и экспортёров на рынки зарубежных государств, то есть обеспечение открытости мировой торговли, а также обеспечение защиты интересов производителей и экспортёров на этих рынках. Решение данных задач очень часто связано с применением торговых ограничений.

Торговые ограничения выступают как правовой механизм, устанавливающим юридическим и физическим лицам какой - либо страны, осуществляющим торговую деятельность, меньше прав, чем таким же лицам других стран. В отношении Российской Федерации торговые ограничения принимаются с советского периода по настоящее время. Характерной чертой на сегодняшний день является то, что торговые ограничения часто применяются в виде санкций. Под ними понимаются экономические мероприятия запретительного характера, используемые одним участником ВЭД, как одной страной, так и группой стран, по отношению к другому участнику ВЭД, преследуя изменение политического курса последнего.

В Российской Федерации таможенные органы обеспечивают контроль за соблюдением ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении перемещения через таможенную границу специфических товаров: озоно-разрушающих веществ, опасных отходов, ядовитых, психотропных веществ, наркотических средств, драгоценных металлов, драгоценных камней, шифровальных средств, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, лекарственных средств и других.

К ведущим направлениям деятельности таможенной службы в условиях запретов и ограничений внешнеторговой деятельности относятся: обеспечение контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, предоставление тарифных преференций, определение страны происхождения товаров, обеспечение соблюдения установленных в соответствии с международными договорами государств-членов ЕАЭС и

законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации.

В 2019 году ФТС России продолжала обеспечивать контроль за безопасностью ввозимых в Российскую Федерацию товаров в целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью человека, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. Показатели деятельности таможенных органов контроля за несоблюдением запретов и ограничений представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Количество правонарушений в сфере несоблюдения запретов и ограничений _за 2017 - 2019 гг., шт._

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к

2017 г. 2018 г.

Предоставление неполных/недостоверных сведений 99 940 67 500 70 200 70,2 104,0

Ч. 3, ст. 16.2 КоАП РФ 4 149 2 084 1 644 78,9 36,6

Статья 16.3 КоАП РФ 15 476 13 731 17 212 111,2 125,4

Итого 119 565 83 315 89 056 74,5 106,9

Источник: http://customs.ru/

Как видно из таблицы 1, в 2019 году количество правонарушений в области несоблюдения запретов и ограничений составило 89 056 тысяч. Данная цифра снизилась на 25,5% по сравнению с 2017 годом, и увеличилась на 6,9% по сравнению с 2018 годом. Представленные итоговые цифры в 2019 году являются средними между 2017 и 2018 годами. Большая часть 70 200 дел (78,8% от общего количества) принадлежит представлению неполных/недостоверных сведений; 17 212 дел (19,3%) - нарушения статьи 16.3 КоАП РФ - Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации. И лишь почти 2% приходится на нарушение части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, которая закрепляет предоставление декларантом или таможенным представителем недостоверных сведений. Наглядно представленную статистику можно увидеть на рисунке 1.

Из рисунка 1 видно, что большая доля правонарушений приходится на предоставление неполных/недостоверных сведений. Так в 2019 году в данной категории правонарушений произошел спад на 29,8% по сравнению с 2017 годом и увеличение на 4% по сравнению с 2018 годом. Нарушений по статье 16.3 КоАП РФ в 2019 году показал рост по отношению к базисному и предыдущему году: на 11,2% по сравнению с 2017 годом, на 25,4% по сравнению с 2018 годом. А вот нарушений по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ ежегодно уменьшается. Данная динамика показателей характеризуется зависимостью как от внешнеполитической обстановки в мире, так и от деятельности уполномоченных органов по выявлению данных нарушений.

120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

99940

2017 г.

2018 г.

13731 17212

2084 1644

67500 70200

Щ

2019 г.

Статья 16.3 КоАП РФ Ч. 3, ст. 16.2 КоАП РФ

Предоставление неполных/недостоверных сведений

Рисунок 1 - Количество правонарушений в сфере несоблюдения запретов и ограничений за 2017 - 2019 гг., шт.

Одним из наиболее эффективных способов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является таможенный реестр. В соответствии с действующим законодательством России был создан реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - ТРОИС), в который включены объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара, охраняемых на территории России, для борьбы с правонарушителями в этой области.

Таблица 2 - Количество зарегистрированных в таможенном реестре

объектов интеллектуальной собственности за 2017 - 2019 гг., шт.

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к

2017 г. 2018 г.

Товарный знак 4 579 4 879 5 101 111,4 104,6

Объекты авторского права 32 32 32 100,0 100,0

Места происхождения товаров 6 5 8 133,3 160,0

Итого 4 617 4 916 5 141 111,3 104,6

Источник: http://customs.ru/

Данные таблицы 2 показывают, что ежегодно число зарегистрированных в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности растет. Так, в 2019 году их число составило 5 141штук, что на 11,3% больше, чем в 2017 году и на 4,6% больше, чем в 2018 году. Статистика показывает, что ежегодно таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности пополняется, в частности, за счёт увеличения регистрации товарных знаков.

В таблице 2 представлена динамика возбуждения административных правонарушений по статье 14.10 КоАП РФ и по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ.

Таблица 2 - Количество возбужденных дел об административных правонарушениях в сфере защиты

прав интеллектуальной собственности за 2017 - 2019 гг., шт.

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к

2017 г. 2018 г.

Незаконное использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ) 1 050 1 223 971 92,5 79,4

Нарушение авторских и смежных прав (ч. 1, ст. 7.12 КоАП РФ ) 22 32 40 181,8 125,0

Итого 1 072 1 255 1 011 94,3 80,6

Источник: http://customs.ru/

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что количество возбужденных дел об административных правонарушениях в сфере защиты прав интеллектуальной собственности имеет тенденцию к снижению. Так в 2019 году всего было возбуждено 1 011 дел, что на 5,7% меньше, чем в 2017 году и на 17,4% меньше, чем в 2018 году.

Немало важным является статистика по показателям деятельности таможенных органов за соблюдением торговых ограничений.

Таблица 3 - Показатели деятельности таможенных органов по обеспечению соблюдения

торговых ограничений в 2017-2019 гг.

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019г. в % к

2017г. 2018г.

Изъято и уничтожено товаров отдельной категории таможенными органами, тыс. т 4,3 4,8 6,6 153,5 137,5

Изъято и уничтожено товаров отдельной категории территориальными подразделениями Россель-хознадзора и Роспотребнадзора при участии таможенных органов, тыс. т 2,7 2,9 5,3 196,3 183,8

Общий объем изъятых и уничтоженных товаров отдельной категории, тыс. т 7,0 7,7 11,9 170,0 154,5

Источник: www.customs.ru

Данные таблицы свидетельствуют о положительной динамике деятельности таможенных органов совместно с органами исполнительной власти в лице Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Каждый из исследуемых показателей показал значительный прирост в сравнении с исследуемым периодом. Так, таможенным органами в 2019 году уничтожено 6,6 тыс. тонн, что 53,5% больше по сравнению с базисным годом и на 37,5% больше по сравнению с прошлым годом. А вот изъятие товаров совместно с органами исполнительной власти увеличились почти в 2 раза. В 2019 году рост по сравнению с 2017 годом произошел на 96,3%, а по сравнению с 2018 годом на 83,8%. Представленная статистика показывает эффективную работу таможенных органов по соблюдению запретов и ограничений.

Немало важным направлением деятельности таможенных органов является проведение экспериментов по маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками, средствами идентификации. В Российской Федерации утверждена модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 791-р).

Основной целью создания системы маркировки товаров является обеспечение законного оборота товаров в рамках Евразийского экономического союза.

Исследуя организацию контроля за обеспечением соблюдения запретов и ограничений, безусловно, стоит отметить, что ФТС России ежегодно проводит различный комплекс мероприятий, направленный на реализацию ключевых норм Таможенного кодекса ЕАЭС. В основном, он проводится для обеспечения контроля за безопасностью ввозимых товаров на территорию союза, выявлению товаров отдельной категории и принятию мер по их уничтожению, с целью не допустить возникновение рисков, которые связанны с причинением вреда жизни и здоровью человека, имуществу физических либо юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что роль таможенных органов в обеспечении контроля за соблюдением торговых ограничений постоянно возрастает. Это также обусловлено развитием современных информационных и коммуникационных технологий.

В условиях «цифровой экономики» деятельность ФТС России при проведении таможенного и иных видов государственного контроля необходимо осуществлять при помощи современных средств и технологий коммуникации. Использовать их для повышения эффективности взаимодействия между таможенными и другими контролирующими органами, а также участниками ВЭД.

Источники:

1. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/

2. Блудова, С. Н. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации / С. Н. Блудова, А. В. Гвоздиков, Ж. А. Попова, Э. А. Русецкая. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. - М.: КноРус, 2017. - 196 с.

3. Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения 05.10.2020)

4. Алексеева Е.В., Кулаженкова В.Е. Таможенный аспект регулирования внешнеторговой деятельности России на современном этапе // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. -2019. - № 14. С. 70-71.

5. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровизации взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности // Russian Economic Bulletin. 2019. Том 2. № 6. С. 18 - 21. References:

1. Federal Law No. 289-FZ of 03.08.2018 "On Customs regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation "/ / SPS"Consultant Plus". [Electronic resource]. Mode of access: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/

2. Bludova, S. N. Fundamentals of foreign economic activity in the Russian Federation / S. N. Bludova, A.V. Gvozdikov, Zh. A. Popova, E. A. Rusetskaya. Fundamentals of foreign economic activity in the Russian Federation. - Moscow: knorus, 2017. -196 p.

3. The Customs Service of the Russian Federation in 2019. [Electronic resource]. Access mode: http://customs.ru/activity/re-sults/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (accessed 05.10.2020)

4. Alekseeva E. V., Kulazhenkova V. E. Customs aspect of regulation of foreign trade activity of Russia at the present stage / / Bulletin of the educational consortium of the Central Russian University. Series: Economics and Management. -2019. -No. 14. pp. 70-71.

5. Alekseeva E. V., Akhmedzyanov R. R., Kondrashova I. V. Some problems of digitalization of interaction of customs authorities with participants of foreign economic activity. 2019. Volume 2. No. 6. P. 18 - 21.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10827

А.Е. Бабец - студент магистратуры 2 курса магистерской программы «Управление проектами», факультета «Социально-культурной деятельности и туризма» Краснодарского Государственного Института Культуры, arina.babec@mail.ru,

A.E. Babets - 2nd year undergraduate Master's Program «Project Management» faculty of «Welfare activity and tourism» Krasnodar State Institute of Cultur;

М.О. Бабешко - студент магистратуры 2 курса магистерской программы «Управление проектами», факультета «Социально-культурной деятельности и туризма» Краснодарского Государственного Института Культуры, margaritaenot@gmail.com,

M.O. Babeshko - 2nd year undergraduate Master's Program «Project Management» faculty of «Welfare activity and tourism» Krasnodar State Institute of Cultur.

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ HISTORY OF SOCIAL DESIGN

Аннотация. В данной статье рассматривается общая история социального проектирования, а также ее вовлечение ее в индустрию компьютерных игр, поскольку данная тема не может быть не актуальной благодаря развитию общества, в котором меняются условия жизни. Информация является главным условием проектирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.