Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http: //forummn.ru/article -2.2.9.html
Роль и назначение нетарифных мер регулирования во
внешней торговле
Пантак А.В.,
Московский финансово-юридический университет -Калининградский филиал (г. Калининград, Россия)
УДК 339.5
Аннотация. Цель работы - в данной статье исследуются роль и назначение нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Методы и объекты исследования. С помощью статистических данных можно провести анализ по внешней торговле, рассмотреть аспекты законодательства по нетарифным мерам регулирования в Калининградской области и России. Рассмотреть способы и методы применимые в таможенной практике по регулированию внешней торговлей в области нетарифного регулирования. Результаты. Определены основные внешнеторговые проблемы в области применения нетарифных мер. Для стран ЕАЭС проблемой является отсутствие собственного выбора нетарифных мер по экспорту товаров. Выводы. Основным выводом является роль и назначение регулирования нетарифных мер во внешней торговле, а также применение их на примере Калининградской области и организации.
Ключевые слова: внешняя торговля, нетарифные меры, ЕАЭС, регулирование внешней торговли, компенсационные меры, антидемпинговые меры, импорт, количественные ограничения.
The role and purpose of non-tariff regulatory measures in
foreign trade
Pantak A. V.,
Kaliningrad branch of Moscow University of Finance and Law
(Kaliningrad, Russia) UDC 339.5
Annotation. Purpose of the article - This article examines the role and purpose of non-tariff regulatory measures in foreign trade. Methods and objects of research. With the help of statistical data, it is possible to analyze foreign trade, to consider aspects of legislation on non-tariff regulatory measures in the Kaliningrad region and Russia. To consider the methods and methods applicable in customs practice for the regulation of foreign trade in the field of non-tariff regulation. Results. The main foreign trade problems in the application of non-tariff measures are identified. For the EAEU countries, the problem is the lack of their own choice of non-tariff measures for the export of goods. Conclusions. The main conclusion is the role and purpose of regulating non-tariff measures in foreign trade, as well as their application on the example of the Kaliningrad region and the organization.
Ф Э Р У M ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 56 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http : //forummn .ru/article -2.2.9 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Keywords: foreign trade; non-tariff measures; EAEU; foreign trade regulation; countervailing measures; anti-dumping measures; import; quantitative restrictions.
Введение
В современном мире происходит снижение роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, что в итоге приводит к развитию нетарифных ограничений. Сегодня нетарифные меры регулирования внешней торговлей очень эффективно применяют не только в промышленных развитых странах, но и развивающихся. В среднем до 15 % товаров, которые в виде импорта поставляют в Европу, подпадают под действие нетарифных мер регулирования внешней торговли. Применение и назначение нетарифных мер регулирования во внешней торговле имеет свои особенности, как в России, так и в других странах, которые с ней сотрудничают. [6]
Основная часть
В ВТО, в которую входят многие страны, придерживается международной политики свободной торговли, а в качестве мер регулирования таможенной и торговой сферы деятельности применяются в основном обоснованные и прозрачные тарифные меры, меры нетарифного характера всегда подвергаются контролю и анализу со стороны регулирующей организации, большинство таких мер не имеют распространения на территории России, или вовсе являются запрещенными. [7]
В рамках этой статьи рассматриваются подробности применения практики нетарифного регулирования внешней торговли в Калининградской области.
В Калининградской области, как и других регионах России, в обоснованных случаях применяют нетарифные меры регулирования внешней торговли с другими странами. Так, к основным таким мерам в России относят антидемпинговые меры регулирования и компенсационные меры (специальные защитные меры).
Применяются антидемпинговые меры регулирования во внешней торговле в основном в отношении импорта из других стран, которые поставляют товары на территорию другой страны, что объясняет развитием конкуренции на территории Калининградской области.
Компенсационные меры считается инструментов нетарифных мер регулирования экономики страны, применяемые в целях нейтрализации воздействия импортного субсидирования на условиях конкуренции.
Нетарифные меры, используемые для осуществления внешней торговли являются инструментом административного регулирования и считаются наиболее эффективным элементом осуществления торговой деятельности страны. Нетарифные инструменты, которые регулируют внешнюю торговлю Калининградской областной таможни с другими странами, позволяют переориентировать спрос населения по импортным товарам на произведенные товары на территории страны.
В целом нетарифные меры не связывают с соблюдением международных обязательств и поэтому регулируют только разработанными нормативно-правовыми документами внутри страны или по территории Калининградской области.
Принимаются нетарифные меры для того, чтобы защитить внутренний рынок Калининградской области в зависимости от ситуации на мировых товарных рынках.
Разовое воздействие нетарифных методов не оказывает такого существенного влияния на потребителей, как, например, повышение импортных пошлин на продукты питания. Негативным эффектом внедрения нетарифных методов является нарушение условий свободной конкуренции,
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 57 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn.ru/article -2.2.9 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
поэтому ВТО определяет нетарифные ограничения как «любые действия, кроме таможенных пошлин, которые препятствуют свободному передвижению международной торговли». [3]
В контексте ВТО применение мер таможенного и тарифного регулирования как средства защиты внутреннего рынка крайне ограничено, и поэтому России следует усовершенствовать свою систему мер нетарифного регулирования внешней торговли. Внедрение этих мер основано на учете национальных интересов и оценке баланса выгод и убытков для экономики страны в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Особый блок составляют такие меры защиты предпринимателей Калининградской области, как введение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных пошлин. С помощью этих инструментов члены ВТО получают возможность значительно повысить уровень внутренней тарифной защиты страны без изменения своих тарифных обязательств в ВТО. Кроме того, такие меры защиты имеют аналогичные механизмы осуществления, включая проведение расследования и возможность взимания платы за временную защиту в течение всего расследования.
Правила ВТО более экономически оправдывают применение компенсационных и специальных защитных мер, а антидемпинговые меры в большинстве своем связывают с политическими и торговыми отношениями с другими странами. Но в последнее время защитные меры стали шире использоваться.
На сегодняшний день ЕАЭС на основе результатов проведенных расследований и на основании решения Коллегии ЕЭК располагает 17 мерами антидемпинговой защиты, которые касается импорта товаров по заниженным ценам. [3] Большинство антидемпинговых мер введено в отношении продукции металлургической промышленности Украины и Китая.
К российской продукции применяют разные меры защиты торговой политики, которые негативно сказываются на доступе продукции России в другие страны.
В России применяют лицензирование. В целом изменения в этой сфере обусловлены активным применением мер нетарифного регулирования в рамках санкционной политики. Особое внимание, уделяемое лицензированию, обусловлено возложенными на него функциями, например, функция контроля, которая помогает отслеживать движущиеся товары. Информационная функция позволяет формировать статистику по разрешенному товару с лицензией, что позволяет проводить анализ эффективности применения мер регулирования. Порядок выдачи разрешений на передвижение товаров через границу Калининградской областной таможни осуществляют путем лицензирования.
Совершенствование нетарифного регулирования внешней торговой деятельности Калининградской области основывается на его приведении в соответствие с правилами и нормами ВТО. Кроме того, законодательная база должна быть изменена и дополнена для упрощения процедуры лицензирования, а также для создания правовых условий, которые необходимы для реализации организациями Калининградской области прав и возможностей продвижения своей продукции в другие страны. Совершенствование применения мер нетарифного регулирования зависит от:
- усиления контроля за соответствием импортных товаров национальным стандартам качества и техническим стандартам;
- широкого использования ограничений на импортные продукты сельского хозяйства;
- усиление контроля над экспортом;
- применения строгих защитных мер в ответ на ограничения дискриминационного характера на импорт продукции торговыми партнерами Калининградской области;
- унификации законодательства РФ и законодательства ЕАЭС в целях адаптации к стандартам ВТО;
- сокращения времен на декларирование документации. [1]
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 58 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn.ru/article -2.2.9 .html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Важной проблемой для стран-членов ЕАЭС является правовая потеря делать самостоятельный выбор по инструментам внешней торговой политики в целях обеспечения защиты интересов торговых производителей Калининградской области и в одностороннем порядке проведения стимулирования собственного экспорта.
Для стран-участниц ЕАЭС также является важной проблема влияния экономических и политических отношений государств-членов ЕАЭС. Так, например, в отношении России вводят санкции со стороны ЕС и США, что в целом затрудняет эффективное развитие в торговле между странами всех государств-участниц ЕАЭС и также является инициатором увеличения нетарифных мер регулирования во внешней торговле.
На основании рассмотренных проблем можно предложить ряд направлений их решения, которые были рассмотрены в статье. Реализация подобных мероприятий возлагается на правительства государств-членов ЕАЭС, а также на членов ЕЭС и ЕЭК. Такую реализацию надо проводить всесторонне и в комплексном порядке. [2,4,5]
Для повышения эффективности нетарифных мер регулирования внешней торговлей следует реализовывать задачи:
1) Формирование точных и прозрачных условий при принятии решений в связи с нетарифными мерами регулирования и их реализации.
2) В таможенных органах стремление борьбы с коррупцией, несущих ответственность при решении вопросов, которые связаны с нетарифными мерами регулирования.
3) Развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.
4) Повышение конкурентоспособности товаров российских производителей.
5) Оптимизация нетарифных мер регулирования внешней торговле в целях уменьшения нагрузок на участников внешней торговли.
При реализации рассмотренных направлений организации, которые участвуют во внешней торговле будут иметь шанс находиться в более недискриминационных и справедливых условиях, что будет способствовать развитию экспортных организаций на территории Калининградской области и России.
Заключение
В заключении можно сделать выводы, что нетарифные меры регулирования реализуют с помощью использования инструментов административного характера, и их использование очень важно, в особенности, когда экономические методы не эффективно реализуются. Сегодня нетарифные меры регулирования распространены в мире широко. От применения подобных мер страны не отказываются, и будут принимать их в дальнейшем для собственной экономической безопасности.
Библиографический список
1. Гомон И.В., Непарко М.В. Особенности антисанкционных мер Российской Федерации на современном этапе //Финансовая экономика. 2018. № 7. С. 1305-1305.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
3. Кирилова Т.В. Роль нетарифного регулирования внешней торговли в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации // Практический маркетинг. 2016. № 12-1(238-1). С. 32-37.
4. Турбан Г.В. Всемирная торговая организация: взаимодействие государства и бизнеса: пособие. Минск: Белпринт, 2017. 144 с.
Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http: //forummn.ru/article -2.2.9.html
5. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164 - ФЗ (ред. от. 28.11.2018) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/.
6. Щербаков В.В. Европейский Союз и нетарифное регулирование в современных реалиях / В.В. Щербаков, В.А. // Проблемы современной экономики. 2018. № 1. С. 102-128.
7. Ямпольский М.М. Об особенностях нетарифного регулирования. Практика стран мира // Экономика. 2017. №3. С. 23-35.