DOI: 10.47026/2499-9636-2022-1-83-93
УДК 346.58 ББК 67.404.91
Т В. ЕФИМЦЕВА, А С. АЛИТУРЛИЕВ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДЫ И ИХ ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ
Ключевые слова: внешняя торговля, государственное регулирование, внешнеторговая политика, методы, таможенный тариф, таможенная пошлина, нетарифные меры, лицензирование, количественные ограничения, экспортный контроль, защитные меры.
Проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации и Евразийского экономического союза, практики его применения, литературы по вопросу государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Дано понятие государственного регулирования внешней торговли, представлена классификация методов такого регулирования на виды по различным критериям. В российском законодательстве содержится исчерпывающий перечень методов государственного регулирования внешней торговли. Однако применение конкретных методов зависит от вида товаров. В связи с этим раскрыто содержание некоторых наиболее часто используемых в практике методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. При этом предпочтение отдается методам таможенно-тарифного регулирования, к которым относится таможенный тариф и таможенные пошлины. Актуальность темы государственного регулирования внешней торговли вызвана тем, что внешнеторговая деятельность в настоящее время приобретает все более колоссальные масштабы и охватывает все регионы мира, и поэтому правовое регулирование внешней торговли приобретает важное социально-экономическое, а иногда и политическое значение. Так, в январе-августе 2021 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 492 млрд долл. США (137,8% к январю-августу 2020 г.), в том числе экспорт - 299 млрд долл. (144%), импорт - 193 млрд долл. (129,2%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 106 млрд долл. США (в январе-августе 2020 г. - положительное, 58,3 млрд долл.). С применением методов наблюдения, анализа, синтеза, сравнения, толкования норм и других получены результаты, которые позволяют сделать следующие выводы. При формировании внешнеторговой политики государству необходимо проводить оценку регулирующего воздействия на внешнею торговлю, для того чтобы оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия функционирования внешних рынков. С учетом того, что методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не систематизированы в законодательстве, следует обратиться к доктрине, в которой имеется классификация таких методов на виды. Кроме того, нужно учитывать еще и то обстоятельство, что в отношении внешней торговли разными товарами применяются различные методы государственного регулирования.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности - комплексная система разнообразных мер законодательного, исполнительного, а также контролирующего характера, реализуемых уполномоченными органами государственной власти [3. С. 532].
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности направлено на достижение ряда целей: использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в Российской Федерации развитой рыночной экономики;
содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями [2. С. 119].
Основными принципами системы внешнеторгового регулирования выступают следующие: единство целей во всех направлениях реализуемой государственной политики; соблюдение равенства всех участников мирового хозяйственного сообщества; преимущество экономических целей развития над политическими; ограниченное участие государства во внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Достижение целей регулирования возможно только при надлежащем использовании и, прежде всего, органами государственной власти методов правового регулирования внешнеторговой деятельности, т.е. совокупности приемов и средств юридического воздействия, направленных на регулирование правом общественных отношений [1. С. 61-70].
Чтобы в полной мере использовать потенциал инструментов регулирования для достижения целей государственной внешнеторговой политики, органам государственной власти необходимо определить институциональную структуру, предметную направленность и методологию процедур оценки регулирующего воздействия, доступность и актуальность таких процедур на сегодняшний день, а также проведение последующей оценки с привлечением всех заинтересованных лиц [5. С. 9].
В связи с этим отметим, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется различными методами. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»1 (далее - Закон о внешнеторговой деятельности) в ст. 12 содержит исчерпывающий перечень таких методов: таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование; запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера.
Вместе с тем в отечественной доктрине проводится систематизация методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В частности, такие методы классифицируют по различным основаниям:
1) в зависимости от цели регулирования: стимулирующие - направленные на стимулирование участников внешней торговли (например, предоставление
1 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Фед. закон от 08.12.2003 г. № 164 ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons doc LAW 45397.
льготных экспортных кредитов) и защитные - направленные на установление защиты российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов (например, квотирование);
2) в зависимости от характера воздействия: административные (например, лицензирование) и экономические (например, таможенные пошлины);
3) в зависимости от использования таможенного тарифа: таможенно-тарифные - осуществляемые посредством применения таможенных пошлин и нетарифные - осуществляемые не на основе таможенного тарифа, а иными способами [4. С. 664].
Рассмотрим подробнее некоторые наиболее часто применяемые методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
1. Осуществление таможенно-тарифного регулирования - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин (ст. 19 Закона о внешнеторговой деятельности). Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза и (или) законодательством РФ (ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»1).
Учитывая, что 29 мая 2014 г. заключен Договор о Евразийском экономическом союзе2 (далее - Договор о ЕЭАС), правовые основы таможенно-тарифного регулирования в первую очередь определены в ст. 42-45 Договора о ЕАЭС, в приложении № 6 к Договору о ЕАЭС «Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании», в Таможенном кодексе ЕАЭС.
На таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) применяются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС, утверждаемые Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и являющиеся инструментами торговой политики Союза.
Единый таможенный тариф ЕАЭС - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.
Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза, видов сделок и иных обстоятельств (исключения предусмотрены ст. 35, 36, 43 Договора о ЕАЭС).
Для оперативного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные
1 О таможенном тарифе: Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995.
2 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_-LAW 163855.
пошлины на срок до шести месяцев, которые применяются вместо ввозных таможенных пошлин, предусмотренных Единым таможенным тарифом ЕАЭС. В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
В отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, допускается установление тарифных квот, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на таможенной территории Союза. Например, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 августа 2021 г. № 102 «Об установлении на 2022 год тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также объемов тарифных квот в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств-членов Евразийского экономического союза»1 в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, на 2022 г. установлены тарифные квоты и распределены объемы тарифных квот в отношении этих товаров.
Тарифная преференция - освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с ЕАЭС зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей Единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран-пользователей Единой системы тарифных преференций Союза.
Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются законодательством государства-члена, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза, если международными договорами не установлено иное.
Режим свободной торговли товарами устанавливается в торговле с третьей стороной на основании международного договора Союза с такой третьей стороной. В качестве примера приведем Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны.
2. Установление запретов и количественных ограничений экспорта и импорта товаров. Запрет - мера, запрещающая ввоз и (или) вывоз отдельных видов товаров. Количественные ограничения - меры по количественному
1 Об установлении на 2022 год тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также объемов тарифных квот в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств-членов Евразийского экономического союза: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.08.2021 г. № 102 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_393557/
ограничению внешней торговли товарами, которые вводятся путем установления квот. При этом, по общему правилу, экспорт и импорт товаров осуществляются без применения запретов и количественных ограничений, за исключением трех случаев, предусмотренных в п. 12 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о ЕАЭС).
Во-первых, в случае установления временных запретов или временных количественных ограничений экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка ЕАЭС. Например, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2021 г. № 66 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 и о введении временных количественных ограничений экспорта в отношении гречихи»1.
Во-вторых, в случае установления запретов или количественных ограничений экспорта и импорта, необходимых в связи с применением стандартов или правил классификации, сортировки и продажи товаров в международной торговле.
В-третьих, в случае установления ограничений импорта водных биологических ресурсов при их ввозе в любом виде, если необходимо ограничить производство или продажу аналогичного товара, происходящего с территории ЕАЭС, или удалить с рынка временный излишек аналогичного товара, происходящего с территории ЕАЭС, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных и др.
При введении ЕЭК на территории ЕАЭС количественных ограничений применяются экспортные и (или) импортные квоты.
3. Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права. Например, распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 1277-р2 утвержден перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии.
Исключительное право - право на осуществление участниками внешнеторговой деятельности экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, предоставляемое на основе исключительной лицензии. Исключительная лицензия - разрешение, предоставляющее участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на внешнюю торговлю товарами определенного вида в течение установленного периода времени. Товары, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также порядок
1 О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 и о введении временных количественных ограничений экспорта в отношении гречихи: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.06.2021 г. № 66 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons-doc_LAW_387833.
2 Об утверждении перечня организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии: Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2014 г. № 1277-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons doc LAW 165582.
определения государствами-членами ЕАЭС участников внешнеторговой деятельности, которым предоставляется такое исключительное право, определяются Евразийской экономической комиссией.
4. Осуществление автоматического лицензирования (наблюдения) экспорта и (или) импорта товаров. В целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров ЕЭК вправе вводить автоматическое лицензирование (наблюдение). Автоматическое лицензирование (наблюдение) - временная мера, устанавливаемая в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. Введение автоматического лицензирования (наблюдения) осуществляется по инициативе как государства-члена ЕАЭС, так и ЕЭК.
Обоснование необходимости введения автоматического лицензирования (наблюдения) должно содержать информацию о невозможности отслеживания количественных показателей экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменений иными способами.
Перечень отдельных видов товаров, в отношении которых вводится автоматическое лицензирование (наблюдение), и срок его введения устанавливаются ЕЭК. Например, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 04.06.2019 г. № 90 «Об автоматическом лицензировании (наблюдении) импорта отдельных видов труб стальных»1.
5. Разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров (лицензирование). Разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров реализуется посредством введения лицензирования или применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности.
Лицензирование экспорта и (или) импорта товаров осуществляется в соответствии положениями раздела IX Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о ЕАЭС), Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров (приложение к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран). Решение о введении, применении и отмене разрешительного порядка принимается ЕЭК.
Лицензирование - комплекс административных мер, устанавливающий порядок предоставления лицензий и (или) разрешений. Лицензирование применяется при экспорте и (или) импорте отдельных видов товаров, если в отношении этих товаров введены: количественные ограничения; исключительное право; разрешительный порядок; тарифная квота; импортная квота в качестве специальной защитной меры.
Лицензирование реализуется путем выдачи уполномоченным органом участнику внешнеторговой деятельности лицензии на экспорт и (или) импорт товаров. Лицензия - специальный документ на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров. Лицензии, выданные уполномоченным органом одного государства-члена ЕАЭС, признаются всеми другими государствами-членами.
1 Об автоматическом лицензировании (наблюдении) импорта отдельных видов труб стальных: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 04.06.2019 г. № 90 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326450.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров. Лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения выдаются Федеральной службой РФ по военно-техническому сотрудничеству.
Уполномоченными органами выдаются следующие виды лицензий: разовая лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве; генеральная лицензия - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве; исключительная лицензия - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара.
Выдача генеральных и исключительных лицензий осуществляется в случаях, определяемых Евразийской экономической комиссией. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров.
6. Экспортный контроль. Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»1 в ст. 7 предусматривает следующие методы правового регулирования внешнеторговой деятельности, применяемые в сфере экспортного контроля:
1) идентификация контролируемых товаров и технологий, т.е. установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), утвержденные Указами Президента РФ, а также определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности. Так, например, Указом Президента РФ от 20 августа 2007 г. № 1083 утвержден Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю;
2) разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий
1 Об экспортном контроле: Фед. закон от 18.07.1999 г. № 183-Ф3 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23850.
лицензирование или иную форму их государственного регулирования (Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль»1);
3) таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
4) осуществление государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства РФ в области экспортного контроля.
7. Применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Для защиты экономических интересов производителей товаров могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Регулирование таких мер осуществляется на основании Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»2.
Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию ЕАЭС, которая применяется по решению ЕЭК посредством введения импортной квоты, специальной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт этого товара на таможенную территорию ЕАЭС осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов или создает угрозу причинения такого ущерба.
Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению ЕЭК посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения добровольных ценовых обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговая мера может быть применена к импортируемому товару, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию ЕАЭС причиняет материальный ущерб отрасли
1 Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль: постановление Правительства РФ от 15.09.2008 г. № 691 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80105.
2 О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров: Фед. закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45398.
экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.
Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующей третьей страны на отрасль экономики государств-членов, применяемая по решению ЕЭК посредством введения компенсационной пошлины либо одобрения добровольных обязательств, принятых каждым органом субсидирующей третьей страны или экспортером.
Решение о применении, изменении или об отмене специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры принимает ЕЭК. Применению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.
Итак, в заключение отметим, что государство является главным организатором, регулятором и контролером внешнеторговой деятельности [6. С. 8]. Внешнеторговая политика включает в себя различные виды комплексных действий как таможенно-тарифного, так и нетарифного регулирования, и рассмотренные в работе меры - лишь часть возможных методов, применяемых во внешней торговле, хотя основное количество судебных споров возникает именно по поводу именно этих мер [7. С. 30].
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется еще и путем валютного и налогового контроля, контроля, реализуемого посредством санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинно-фитосани-тарных мер, а также иных методов, присущих внешней торговле отдельными видами товаров. Проведенный анализ позволяет резюмировать, что разносторонность и многоплановость внешнеторговой деятельности как таковой порождает необходимость наличия широкого круга разнообразных методов государственного регулирования.
Литература
1. Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М.: Госюриз-дат, 1961. 187 с.
2. ПрокушевЕ.Ф., КостинА.А. Внешнеэкономическая деятельность / под ред. Е.Ф. Проку-шева. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 470 с.
3. Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности / Г.Ф. Ручкина и др.; под ред. Г.Ф. Ручкиной. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. - 401 с.
4. Предпринимательское право / отв. ред. И.В. Ершова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2020. 668 с.
5. Basedow R., Kaufmann C. International Trade and Good Regulatory Practices: Assessing the Trade Impacts of Regulation. OECD Regulatory Policy Working Papers, no. 4. Paris, 2016, 50 p. DOI: https://doi.org/10.1787/24140996.
6. Baytaeva G., Ayazhanova M., Abdildinova M., Subebaeva Zh., Digay D., Gussenov B. Statelegal regulation and management of foreign economic activity in Kazakhstan. Revista Espacios., 2020, vol. 41(12), pp. 2-14. Available at: http://es.revistaespacios.com/a20v41n12/a20v41n11p02.pdf (Access Date 2021, Dec. 22).
7. Maniar B.G. Legal Regulation of Foreign Trade. Saurashtra University, Rajkot, 2014, 133 p. Available at: https://www.saurashtrauniversity.edu/docs/eBooks/Legal-Regulation-of-Foreign-Trade.pdf (Access Date 2021, Dec. 22).
ЕФИМЦЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса, Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург ([email protected]; ОКСГО: https://orcid.org/0000-0003-4295-6046).
АЛИТУРЛИЕВ АСЛАН САНДЫБАЙУЛЫ - аспирант кафедры гражданского права и процесса, Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург ([email protected]).
Tatiana V. EFIMTSEVA, Asian S. ALITURLIEV
STATE REGULATION OF FOREIGN TRADE ACTIVITY: METHODS AND THEIR LEGAL ESSENCE
Key words: foreign trade, state regulation, foreign trade policy, methods, customs tariff, customs duty, non-tariff measures, licensing, quantitative restrictions, export control, protective measures.
The authors carried out the analysis of current legislation of the Russian Federation and the Eurasian Economic Union, the practice of its application, the literature on the issue of state regulation of foreign trade activities. The concept of state regulation of foreign trade is given, the classification of these regulatory methods into types according to various criteria is presented. The Russian legislation contains an exhaustive list of methods for state regulation of foreign trade. However, application of specific methods depends on the type of goods. In connection therewith, the content of some of the most commonly used methods for state regulating foreign trade activity in practice is disclosed. At this, preference is given to the methods of customs tariff regulation, which include the customs tariff and customs duties. The relevance of the topic of state regulation of foreign trade is caused by the fact that foreign trade activity is currently becoming more and more colossal and covers all regions of the world, and therefore legal regulation offoreign trade is acquiring important socioeconomic and sometimes political significance. So, in In January-August 2021, according to the data from the Bank of Russia, Russia's foreign trade turnover amounted to $492 billion dollars (137.8% by January-August 2020), including exports - $299 billion (144%), imports - $193 billion (129.2%). The trade balance remained positive, 106 billion US dollars (in January-August 2020 - positive, 58.3 billion dollars).
Using the methods of observation, analysis, synthesis, comparison, interpretation of norms and others, the results were obtained that allow us to draw the following conclusions. When forming a foreign trade policy, the state needs to assess the regulatory impact on foreign trade in order to respond promptly to rapidly changing conditions in foreign markets functioning. Taking into account that the methods of state regulation of foreign trade activities are not systematized in the legislation, it is necessary to refer to the doctrine in which there is a classification of such methods into types. In addition, it is also necessary to take into account the fact that different methods of state regulation are applied to foreign trade in different goods.
References
1. Alekseev S.S. Obzhie teoreticheskie problemu sistemu sovetskogo prava [General theoretical problems of the Soviet law system]. Moscow, Gosurizdat Publ., 1961, 187 p.
2. Prokushev E.F., ed., Prokushev E.F., Kostin A.A.Vneshneekonomicheskaya deyatelnost. 11-e izd. [Foreign economic activity: textbook and workshop for universities. 11th ed.]. Moscow, Yurayt Publ., 2021, 470 p.
3. Ruchkina G.F., ed., Ruchkina G.F. et al. Predprinimatelskoe pravo. Pravovoe regulirovanie otdelnuh vidov predprinimatelskoy deiatelnosti: uchebnik i praktikum dlia vuzov. 4-e izd. [Business law. Legal regulation of certain types of entrepreneurial activity: textbook and workshop for universities. 4th ed.]. Moscow, Yurayt Publ., 2021, 401 p.
4. Ershova I.V., ed. Predprinimatelskoe parvo. 2-e izd. [Business Law. 2nd ed.]. Moscow, Prospect Publ., 2020, 668 p.
5. Basedow R., Kauffmann C. International Trade and Good Regulatory Practices: Assessing the Trade Impacts of Regulation. OECD Regulatory Policy Working Papers, no. 4. Paris, 2016, 50 p. DOI: https://doi.org/10.1787/24140996.
6. Baytaeva G., Ayazhanova M., Abdildinova M., Subebaeva Zh., Digay D., Gussenov B. Statelegal regulation and management of foreign economic activity in Kazakhstan. Revista Espacios., 2020, vol. 41(12), pp. 2-14. Available at: http://es.revistaespacios.com/a20v41n12/a20v41n11p02.pdf (Access Date 2021, Dec. 22).
7. ManiarB.G. Legal Regulation of Foreign Trade. Saurashtra University, Rajkot, 2014, 133 p. Available at: https://www.saurashtrauniversity.edu/docs/eBooks/Legal-Regulation-of-Foreign-Trade.pdf (Access Date 2021, Dec. 22).
TATIANA V. EFIMTSEVA - Doctor of Law Sciences, Professor of the Civil Law and Process Department, Orenburg State University, Russia, Orenburg ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4295-6046).
ASLAN S. ALITURLIEV - Post-Graduate Student, Civil Law and Process Department, Orenburg State University, Russia, Orenburg ([email protected])._
Формат цитирования: Ефимцева Т.В., Алитурлиев А. С. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: методы и их правовая сущность [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2022. - № 1. - С. 83-93. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2022/1/10. DOI: 10.47026/2499-9636-2022-1-83-93.