ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
УДК 339.543.338.5
БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2017.4.5
В. В. ВИТЮК*, К. П. ФЕДОРЕНКО*
Антидемпинговые меры и практика их применения в торгово-экономических отношениях Российской Федерации со странами - членами БРИКС
ВИТЮК
Владимир Васильевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело». VityukV. [email protected].
VITYUK V. V. - Candidate of Juridical Sciences, associate professor of the Department of Customs.
ФЕДОРЕНКО
Константин Петрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное дело». [email protected].
FEDORENKO K. P. - Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of Customs.
В статье анализируется международное право и таможенное законодательство ЕАЭС и Российской Федерации по вопросу правового регулирования мер защиты внутреннего рынка, в первую очередь, от демпингового импорта. Освещаются вопросы практики применения антидемпинговых мер между Российской Федерацией и странами - членами БРИКС. Предлагаются пути смягчения противоречий, имеющих место в торгово-экономических отношениях России с ее партнерами по БРИКС.
Ключевые слова: БРИКС, нетарифное регулирование, демпинговый импорт, защитные меры, антидемпинговые меры, антидемпинговая пошлина.
V. V. VITYUK, K. P. FEDORENKO
Anti-Dumping Measures and their Application in Commercial and Economic Relations between the Russian Federation and BRICS Countries
The authors analyse both International Law and Customs Law of the Eurasian Economic Union and the Russian Federation on legal regulation of protective measures for domestic market, in particular, against the dumping import. The article outlines issues of application of antidumping measures between the Russian Federation and BRICS countries. The ways how to mitigate contradictions arising from the commercial and economic relations between Russian and its BRICS copartners are put forward.
Keywords: BRICS countries, non tariff regulation, dumping import, protective measures, antidumping measures, antidumping duty.
' Сибирский государственный университет путей сообщения. 630049, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191. The Siberian State Transport University. 191, D. Kovalchyuk street, Novossibirsk, Russian Federation, 630049.
Система защитных мер внутренних рынков стран в своем цивилизованно-правовом виде была сформирована мировым сообществом в рамках ГАТТ/ВТО на основе ст. VI Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947 и Соглашения по применению ст. VI ГАТТ (15.04.1994). К защитным мерам отнесены антидемпинговые, а также компенсационные и специальные защитные меры, основанные на статьях XVI и XIX ГАТТ. По своей правовой природе и экономической сущности однозначно не являясь мерами тарифного регулирования, под которыми в соответствии с федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [8, п. 17 ст. 2] понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, меры защиты внутреннего рынка так и не нашли определенного места в системе мер регулирования внешней торговли. С одной стороны, пользуясь методом исключения, указанные меры можно отнести к антиподу мер таможенно-тарифного регулирования, т. е. к мерам нетарифного регулирования (НТР), под которыми согласно тому же федеральному закону [8, п. 24 ст. 2] и ТК ТС [15, п. 17 ст. 4] следует понимать метод (комплекс мер) государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, что, видимо, и позволило при определении в названном федеральном законе перечня мер НТР причислить к ним и защитные меры [8, ст. 20, 27]. Аналогично, к мерам НТР относит вышеназванные меры и классификация нетарифных мер, разработанная ЮНКТАД. С другой стороны, имеет право на существование и другой подход, на основании которого защитные меры не включаются в меры НТР. Так, ГАТТ 1947 г. и Соглашение по применению ст. VI ГАТТ (1994 г.) не определяют вопросы указанной классификации; одновременно таможенное законодательство ЕАЭС защитные меры с мерами НТР не отождествляет: это наглядно следует из норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 [3, статьи 46, 48, приложения 7, 8], а также правоположений ТК ТС [15, к примеру, п. 2 ст. 173, п. 1 статьи 215, 229, п. 1 ст. 239, п. 1 ст. 252 и др.], в которых защитные меры упоминаются наравне с мерами НТР или, наоборот, меры НТР указываются отдельно от защитных мер.
В то же время по ГАТТ и Соглашению 1994 г., так и по Договору о ЕАЭС (приложение 8 «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам»), а также закону «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» [9] основанием для применения антидемпинговых мер является наличие установленного специальным расследованием демпингового импорта (демпинга) товаров, если такой импорт причиняет материальный ущерб отрасли экономики страны,
создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание такой отрасли. При этом товар признается предметом демпингового импорта, если он поступил на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, другими словами, когда экспортная цена такого товара ниже его нормальной стоимости, под которой, в свою очередь, понимается сравниваемая цена аналогичного товара, складывающаяся при обычном ходе торговли аналогичным товаром на рынке государства, экспортирующего товар, являющийся предметом демпинга.
Содержанием же антидемпинговых мер является введение антидемпинговой пошлины (в том числе предварительной) или одобрение добровольных ценовых обязательств, принятых экспортером в отношении экспортируемого им товара. Названная антидемпинговая пошлина применяется при введении антидемпинговых мер и взимается таможенными органами независимо от ввозной таможенной пошлины (п. 2 ст. 1 Протокола).
Наличие правоположений о защитных мерах в таможенном законодательстве ЕАЭС и РФ позволяет применять соответствующие нормы как для защиты отраслей экономики государств - членов ЕАЭС в целом, так и отраслей экономики его отдельных членов. Соответственно и обратное, антидемпинговые меры могут быть применены как к товарам ЕАЭС, так и к товарам государства - члена ЕАЭС, если этот товар производится и экспортируется в третьи страны по демпинговым ценам.
Решение о введении антидемпинговой пошлины принимается по результатам расследования. При наличии доказательств, свидетельствующих о явном причинении ущерба какой-либо отрасли экономики, уполномоченный орган (в ЕАЭС - Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), в РФ - правительство) вправе принять решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины для предотвращения такого ущерба из-за демпингового импорта. Такое решение возможно не ранее 60 дней со дня начала расследования на срок не более 9 месяцев. Окончательная антидемпинговая пошлина вводится по решению уполномоченного органа в размере и на срок, необходимый для устранения ущерба от действий демпингового импорта, но не превышающий 5 лет со дня начала применения антидемпинговой меры или со дня завершения повторного расследования. И предварительная, и окончательная антидемпинговая пошлина взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС и зачисляются в бюджеты стран ЕАЭС по нормативам, как и для ввозных таможенных пошлин.
Антидемпинговая пошлина применяется в отношении демпингового товара, который ввозится всеми экспортерами, а может быть рассчитана индивидуально в отношении каждого известного экспортера (производителя) товара. Исключение составляет товар, поставляемый экспортерами, чьи ценовые обязательства были одобрены ЕЭК.
Одобрение ценовых обязательств экспортера - другой способ антидемпинговых мер, заключающийся в принятии экспортером товара с демпинговой ценой добровольного обязательства по пересмотру установленных им цен на данный товар либо принятии решения по прекращению экспорта данного товара. Обязательства, принятые экспортером, подлежат одобрению ЕЭК (в РФ - правительством). В случае одобрения обязательств экспортера расследование по решению органа, его проводящего, может быть прекращено, приостановлено или продолжено, в том числе по заявлению экспортера. Если по результатам расследования будет сделан вывод о наличии демпингового импорта, то принятые обязательства по цене сохраняют силу. Если же будет получен иной вывод, то экспортер освобождается от принятых им обязательств, за исключением тех случаев, когда вывод находится в причинной связи с результатом принятых ценовых обязательств. При нарушении экспортером принятых ценовых обязательств уполномоченный орган принимает решение о применении антидемпинговой меры в виде предварительной антидемпинговой пошлины, если расследование не окончено, либо окончательной, если результаты расследования подтверждают наличие демпингового импорта.
По истечении срока действия антидемпинговой меры по заявлению заинтересованных лиц, подтверждающих осуществление демпингового импорта, на срок которого продлеваются антидемпинговые меры, может быть проведено повторное расследование. Если оно покажет, что основания для применения антидемпинговых мер отсутствовали, то суммы антидемпинговой пошлины, взысканные за период их продления, подлежат возврату, в противном случае антидемпинговая пошлина подлежит уплате за весь период проведения расследования, а действие антидемпинговой меры продлевается.
Повторное расследование также возможно в связи с изменившимися обстоятельствами, которыми могут послужить: а) отсутствие необходимости применения антидемпинговой меры; б) завышение размера антидемпинговой пошлины сверх размера, достаточного для противодействия демпинговому импорту; в) установленные антидемпинговые меры недостаточны для противодействия демпинговому импорту. Кроме того, оно может быть начато и в целях установления индивидуальной антидемпинговой пошлины для иностранного экспортера или производителя, которые в период проведения первичного расследования не осуществляли поставки товара, являвшегося объектом расследования, а также в целях установления обхода антидемпинговых мер, под которым понимается изменение способа поставок товара для уклонения от уплаты антидемпинговой пошлины либо от выполнения ценовых обязательств, принятых экспортером.
Подобные меры защиты собственных рынков РФ, а впоследствии и ЕАЭС, стали ответными шагами на действия в основном стран Западной Европы, когда центр тяжести торгово-политического и таможенного регулирования постепенно стал перемещаться в область тарифных мер. Но одновременно со снижением ставок таможенных пошлин и сужением сферы применения тарифных квот все шире стали привлекаться средства НТР и меры защиты, что явно наметилось в торговой практике стран Западной Европы еще с середины 1960-х гг., заняв к началу 1970-х гг. одно из первых мест в арсенале торгово-политических мероприятий указанных стран с СССР. В постсоветский и постперестроечный период Россия в достаточной степени испытала бремя указанных мер, причем в одностороннем порядке, в отношении ряда таких товаров, как сталь, уран, текстиль и изделия из него, мех соболя и др. При этом основной вектор антидемпинговых мер против РФ был направлен на товары, являющиеся продукцией обрабатывающей промышленности, блокируя таким способом российский экспорт товаров высокой степени обработки и определяя Россию в международном разделении труда как страну с сырьевой специализацией. Так, только в период с мая 1988 г. по декабрь 1996 г. в Европейском союзе (ЕС) было проведено 14 антидемпинговых процедур против российских товаров, что вызвало необходимость поиска новых интеграционных сообществ, ориентированных не только на страны Западной Европы.
Одним из таких сообществ является БРИКС в составе Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики, Южно-Африканской Республики, объединяющее государства по следующим стратегическим направлениям: реформирование существующей финансово-экономической системы, не учитывающей экономический вес развивающихся стран и стран с экономикой, переходной к рыночной; строгое соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; неприменение силы и ущемления суверенитета других стран; противодействие схожим вызовам и проблемам, связанным с потребностями масштабной модернизации экономики и социальной сферы жизни; взаимодополняемость многих секторов экономик государств-участников. Создание в начале XXI в. подобного объединения - весомый фактор существования многополярного баланса сил в мире, что очень важно в связи с геополитическими устремлениями США.
Значимым событием во взаимодействии государств - членов БРИКС стал Уфимский саммит (июль 2015 г.), по итогам которого была принята Стратегия экономического партнерства БРИКС, определяющая приоритетные сферы сотрудничества стран - членов БРИКС, позволяющие странам БРИКС задействовать потенциал взаимовыгодного партнерства
и укрепить позиции в мировой экономике. Среди основных целей Стратегии: расширение возможности доступа на рынки и укрепление связей между рынками; содействие взаимной торговле и создание благоприятной среды для предпринимателей во всех странах БРИКС; расширение и диверсификация торгового сотрудничества в целях повышения доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью в торговле между странами БРИКС. С указанными целями тесно связан диалог о расширении взаиморасчетов в национальных валютах в целях снижения зависимости мировой финансовой системы от доллара США и интернационализации собственных валют. Далее всего в вопросе об использовании национальных валют продвинулись Российская Федерация и КНР, головные банки которых (Банк России и Народный Банк Китая) подписали в 2011 г. Соглашение о платежах и расчетах, разрешая тем самым их осуществлять по контрактам между российскими и китайскими контрагентами в рублях и юанях.
Оценивая торгово-экономические связи между Российской Федерацией и другими станами - членами БРИКС на основе объемов торговли между ними, можно отметить наименее развитые торговые связи между Россией и ЮАР и снижение внешнеторгового оборота 2016 г. в сравнении с 2014 г. на 25 % (табл. 1). Причиной последнего явились события, связанные с присоединением к России Крыма, падением цен на нефть и введением Западом в отношении РФ финансовых и гуманитарных санкций, а также ответными мерами России - продовольственным эмбарго.
Таблица 1
Объемы торговли Российской Федерации со странами - членами БРИКС, тыс. долл. США
Страна 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Китай 83 503 189 87 571 155 88 798 506 88 265 698 63 553 138 66 123 279
Индия 8 878 081 10 957 009 10 073 840 9 515 570 7 831 393 7 709 389
Бразилия 6 513 930 5 663 354 5 477 505 6 334 949 4 838 779 4 308 393
ЮАР 580 044 965 427 1 068 373 975 870 836 437 718 417
Итого 101 475 244 105 156 945 105 418 224 105 092 087 77 059 747 78 859 478
Примечание. Рассчитано по данным Федеральной таможенной службы. URL: http://stat. cust0ms.ru/apex/f?p=201:7:1036575043365012::N0 (дата обращения 10.09.2017).
Экспорт в общей структуре товарооборота за 2014-2016 гг. составил 44-47 %; при этом он в 2016 г. снизился по сравнению с 2015 г. на 2 %, составив 45 %, а в 2015 г. увеличился по сравнению с 2014 г. (44 %) на 3 %, составив 47 %. Динамика российского экспорта в страны БРИКС и импорта из указанных стран приведена в таблицах 2, 3.
Таблица 2
Динамика российского экспорта в страны БРИКС, тыс. долл. США
Страна 2014 г. 2015 г. 2016 г. Прирост, %
2015/ 2014 г. 2016/ 2014 г. 2016/ 2015 г.
Индия 6 343 228 5 573 463 5 311 688 -12,1 -16,3 -4,7
Китай 37 492 287 28 602 303 28 018 435 -23,7 -25,3 -2,0
ЮАР 285 041 270 882 196 161 -5,0 -31,2 -27,6
Бразилия 2 365 573 1 923 694 1 784 808 -18,7 -24,6 -7,2
Итого 46 486 129 36 370 342 35 311 092 -21,8 -24,0 -2,9
Таблица 3
Динамика российского импорта из стран БРИКС, тыс. долл. США
Прирост, %
Страна 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2015/ 2014 г. 2016/ 2014 г. 2016/ 2015 г.
Индия 3 172 342 2 257 930 2 397 701 -28,8 -24,4 6,2
Китай 50 773 411 34 950 835 38 104 844 -31,2 -25,0 9,0
ЮАР 690 829 565 555 522 256 -18,1 -24,4 -7,7
Бразилия 3 969 376 2 915 085 2 523 585 -26,6 -36,4 -13,4
Итого 58 605 958 40 689 405 43 548 386 -30,6 -25,7 7,0
По данным табл. 2 видно, что темп падения объема экспорта в 2016 г. стал замедляться. В свою очередь, данные табл. 3 свидетельствуют, что импорт товаров в 2016 г. по сравнению с 2015 г. вырос на 7 %, это произошло из-за увеличения импорта товаров из Китая на 9 % и из Индии на 6,2 % [12]. Таким образом, в настоящее время начинают формироваться реальные механизмы поддержки взаимной торговли в рамках БРИКС.
Анализ современного состояния экономического сотрудничества указывает на наличие существенных недостатков в сложившейся модели взаимодействия, среди которых необходимо выделить такие, как неравномерное развитие взаимной торговли между странами БРИКС и сохранение относительно высоких внешнеторговых барьеров. Между тем создание в рамках БРИКС устойчивого и динамично развивающегося торгового сотрудничества повысит международную конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность государств-членов. Кроме того, усиление внешнеторгового взаимодействия пятерки БРИКС выступит значительным стимулом для привлечения к сотрудничеству с БРИКС других крупных развивающихся стран.
Переходя к вопросу применения РФ антидемпинговых пошлин в торгово-экономических отношениях со странами БРИКС отметим, что после вступления России в ВТО выросло количество мер НТР, подразумевающих введение антидемпинговых пошлин, целью которых является защита ряда российских производителей от экспансии рынка со стороны иностранных поставщиков, поставляющих товары по заниженным ценам.
Больше всего антидемпинговых пошлин введено в отношении поставок товаров из Китая (табл. 4). Ниже рассмотрим их подробнее.
Подшипники качения (кроме игольчатых). Еще в декабре 2007 г. Россия ввела на 5 лет такую меру в отношении данного товара. В 2011 г. ее действие было распространено на таможенную территорию ЕАЭС. В сентябре 2012 г. ЕЭК по заявлению ряда подшипниковых заводов России и Белоруссии начала повторное антидемпинговое расследование, которое показало, что практика демпингового импорта со стороны китайских поставщиков продолжается и в условиях действия антидемпинговой меры. В частности, это подтвердило сравнение динамики цен поставщиков подшипников качения из Китая и других стран: в период 2007-2011 гг. средневзвешенная цена на подшипники из третьих стран превышала цену китайских товаров в 2,5-5,7 раза, а в I полугодии 2012 г. это соотношение составляло 3,7 раза. В декабре 2012 г. коллегия ЕЭК продлила по 17.09.2013 применение антидемпинговой меры в отношении этих товаров, а 17.09.2013 продлила действие указанной меры по 20.01.2018. Ставка антидемпинговой пошлины для китайских производителей этого товара составила 41,5 % (кроме ООО «Подшипники качения Уси», для этой организации размер пошлины был установлен в размере 31,3 %) [1].
Таблица 4
Антидемпинговые меры, применяемые Россией в отношении товаров из Китая и Индии
Наименование товара Размер пошлины, % Основание
Китай
Подшипники качения (за исключением игольчатых) 41,5 - для всех производителей; 31,3 - для ООО «Подшипники качения Уси» Решение Коллегии ЕЭК от 17.09.2013 № 197. Мера продлена по итогам повторного расследования
Металлопрокат с полимерным покрытием 11,87 - для Angang Steel Co.Ltd.; 10,34 - для Dalian POSCO Co. Ltd.; 6,98 - для Shandong Guan-zhou Co. Ltd.; 20,25 - для других производителей Решение Коллегии ЕЭК от 24.05.2012 № 49 (с изменениями, внесенными Решением Коллегии ЕЭК от 21.10.2014 № 191)
Окончание таблицы 4
Наименование товара Размер пошлины, % Основание
Холоднодеформиро-ванные бесшовные трубы из нержавеющей стали 19,15 - для всех производителей Решение Коллегии ЕЭК от 09.04.2013 № 65. Решением Коллегии ЕЭК от 01.09.2015 № 109 внесены изменения в части кодов ЕТН ВЭД ЕАЭС
Ванны чугунные эмалированные 51,87 - для всех производителей Решение Коллегии ЕЭК от 09.04.2013 № 64
Лимонная кислота 16,97 - для всех производителей; от 4,20 до 6,82 - индивидуальные пошлины для ряда компаний Решение Коллегии ЕЭК от 10.03.2015 № 15
Кухонные и столовые приборы из кор-розионностойкой стали 27,16 - для всех производителей; от 15,41 до 24,17 - индивидуальные пошлины для ряда компаний Решение Коллегии ЕЭК от 19.05.2015 № 56
Нефтегазопромыс-ловые трубы 31 - для всех производителей; от 12,23 до 25,21 - индивидуальные пошлины для ряда компаний Решение Коллегии ЕЭК от 18.08.2015 № 101
Гусеничные бульдозеры 44,65 - для всех производителей; от 9,65 до 13,8 - индивидуальные пошлины для ряда компаний Решение Коллегии ЕЭК от 10.11.2015 № 148
Грузовые шины 35,35 - для всех производителей; от 14,79 до 32,14 - индивидуальные пошлины для ряда компаний Решение Коллегии ЕЭК от 17.11.2015 № 154
Индия
Графитированные электроды диаметром более 520 мм до 650 мм, иным поперечным сечением площадью более 2700 см2 до 3300 см2 32,83 - для всех производителей; 16,04 - для компании HEG Limited Решение Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 288
Металлопрокат с полимерным покрытием. Антидемпинговое расследование, проведенное в 2011-2012 гг. Минпромторгом РФ, показало, что демпинговый импорт указанного товара из КНР был вызван резким ростом поставок товара по демпинговым ценам, наносящим серьезный ущерб металлургической отрасли стран ЕАЭС. Например, в мае 2011 г. объемы поставок увеличились в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. и достигли рекордного уровня - 66 тыс. т, в связи с чем доля китайской продукции на рынке ЕАЭС составила около одной трети.
Данная ситуация сдерживала технологическое развитие отечественных производителей даже в условиях динамично растущего внутреннего рынка, при том что прокат с полимерными покрытиями относится к сегменту продукции с высокой добавленной стоимостью, в развитии которого особенно заинтересована российская металлургия (ОАО «Северсталь», ОАО «НЛМК» и ОАО «ММК») для преодоления «сырьевой» направленности как отрасли, так и отечественной экономики в целом. Уровень демпинга в 2011 г. превысил 15 %, а общий ущерб российской отрасли от демпингового импорта в 2011 г. - около 9,3 млрд руб. [14].
По результатам расследования были установлены антидемпинговые пошлины на срок до 30.06.2017 включительно для Angang Steel Co. Ltd - 12,9, Dalian POSCO Co. Ltd. - 11,4, Shandong Guanzhou Co. Ltd. -8,1, для других производителей - 22,6 %. Повторное расследование было начато в апреле 2014 г. по обращению в ЕЭК компании Angang Steel Co. Ltd. о пересмотре антидемпинговой меры. Принятым решением ЕЭК снизила антидемпинговые пошлины, установив для Angang Steel Co. Ltd. - 11,87, Dalian POSCO Co. Ltd. - 10,34, Shandong Guanzhou Co. Ltd. - 6,98, для других производителей - 20,2 %.
Холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали. Антидемпинговая пошлина на них действует в ЕАЭС с 15.05.2013 сроком на 5 лет и ставкой в размере 19,15 %. Вообще, рынок трубной продукции ЕАЭС составляет около 10 млн т в год, из которых только 40 тыс. т - холоднодеформированные трубы. Из них 25-30 тыс. т приходится на Россию, по 5 тыс. т - на Казахстан и Белоруссию. Этот вид труб используется в аэрокосмической, оборонной, ядерной отраслях.
Ванны чугунные эмалированные. С 27.05.2013 вступило в силу решение Коллегии ЕЭК «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении ванн чугунных эмалированных, происходящих из Китая и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза сроком по 25.01.2018» [11], поводом для чего послужило антидемпинговое расследование, проведенное по заявлению ОАО «Завод Универсал» и ОАО «Кировский завод», доля которых в производстве аналогичного товара составляла в ЕАЭС почти 100 %. ЕЭК установила, что демпинговая маржа при продажах китайских ванн достигала почти 36 %, причем эта разница только росла. В итоге российские производители стали снижать объемы производства и наращивать товарные запасы. На ОАО «Завод Универсал» производство ванн из чугуна снизилось на 7 %, численность персонала сократилась на 6,1 % и в 6,6 раза выросли товарные запасы. На китайский товар была введена антидемпинговая пошлина в размере 51,87 % к уже имеющейся ввозной пошлине в 15 %, в результате чего совокупная пошлина составила почти 67 % [5].
Лимонная кислота. Решением Коллегии ЕЭК от 10.03.2015 в ЕАЭС была введена антидемпинговая пошлина в отношении данного товара из КНР сроком на 5 лет в размере для Weifang Ensign Industry Co., Ltd. - 4,2, TTCA Co., Ltd. - 6,82, Yixing-Union Biochemical Co., Ltd. - 16,97, для иных производителей (экспортеров) КНР - 16,97 % [11].
Расследование подтвердило наличие оснований для ее введения - материальный ущерб отрасли экономики стран ЕАЭС, вызванный указанным демпинговым импортом. Так, в период с 2010 по 2013 г. объем импорта лимонной кислоты из Китая в страны ЕАЭС возрос на 38,3 %, а его доля в общем объеме импорта лимонной кислоты в ЕАЭС - с 86,3 % в 2010 г. до 91,8 % в 2013 г. При этом средневзвешенные импортные цены на лимонную кислоту из КНР снизились на 7,3 % и были значительно ниже средневзвешенных цен на ее поставки из других стран. В таких условиях для сохранения конкурентоспособности продукции предприятия стран ЕАЭС были вынуждены снизить цены на 9,5 %, несмотря на рост себестоимости [7].
Кухонные и столовые приборы из коррозионностойкой стали. Коллегия ЕЭК решением от 19.06.2015 ввела на 5 лет антидемпинговую меру в отношении кухонных и столовых приборов из коррозионностойкой стали, ввозимых из Китая в ЕАЭС. Размер антидемпинговой пошлины составил от 15,41 до 27,16 % в зависимости от компании-производителя. В ЕЭК отмечают, что низкие цены на эти китайские товары оказывают негативное влияние на цены производителей стран Союза. С 2010 по 2013 г. прибыль от реализации отечественных столовых и кухонных приборов сократилась более чем в два раза. При этом за период с 2010 по 2013 г. общий объем импорта данного товара в страны ЕАЭС вырос на 28,2 %, в том числе из Китая на 21,8 %, а цена на названные товары из КНР, к примеру, к 2013 г. упала на 31,8 %.
Нефтегазопромысловые трубы. По докладу Департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК «О результатах антидемпингового расследования в отношении стальных бесшовных труб, применяемых для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, происходящих из Китайской Народной Республики», 18.08.2015 было принято решение о применении антидемпинговой пошлины сроком на 5 лет для Hunting Energy Services (Wuxi) Co. Ltd. - 12,23; Shanghai Hilong Drill Pipe Co., Ltd., Nantong Hilong Steel Tube Co., Ltd., Shanghai Tube-Coat Petroleum Pipe Coating Co., Ltd. -12,30; Hengyang Valin Steel Tube Co., Ltd., Hengyang Valin MPM Co., Ltd. -25,21; для прочих производителей - 31,00 % [11].
Гусеничные бульдозеры. Антидемпинговые пошлины на гусеничные бульдозеры из КНР введены ЕЭК с 10.11.2015 по результатам рассмотрения заявления предприятия «Челябинский тракторный завод - Уралтрак»,
которые коснулись гусеничных бульдозеров мощностью до 250 л.с. с неповоротным и поворотным отвалом. Ставка пошлины составила 44,65 %; для ряда компаний ставки установлены в размере от 9,65 до 13,8 % [4].
Как установлено, под давлением демпингового импорта предприятия стран ЕАЭС снижали цены, чтобы сохранить конкурентоспособность товара; объем производства в ЕАЭС снизился на 24 %, объем продаж -на 16 %.
Грузовые шины. Решением Коллегии ЕЭК от 17.11.2015 № 154 сроком на 5 лет были введены антидемпинговые пошлины в отношении грузовых шин, предназначенных для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов, полуприцепов, классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС. Размеры ставок антидемпинговой пошлины разграничены в зависимости от производителей шин и варьируются от 14,79 до 35,35 % [18].
В настоящее время Россией применяются антидемпинговые меры и в отношении товаров из Индии. Однако отметим, что количество таких мер - одна (табл. 4), тогда как со стороны Индии в отношении российских товаров действует 6 антидемпинговых мер и целенаправленно проводятся новые антидемпинговые расследования [13].
Коллегией ЕЭК 25.12.2013 принято решение о введении на 5 лет антидемпинговой пошлины на графитированные электроды из Индии, которая устанавливалась для компании HEG Limited в размере 16,04 %; для прочих индийских производителей - в размере 32,83 %. Мера введена в отношении графитированных электродов круглого сечения диаметром более 520 мм до 650 мм или иного поперечного сечения площадью более 2 700 см2 до 3 300 см2. Расследование было инициировано по заявлению группы «Энергопром», т. к. в период 2007-2010 г. объем импорта графитированных электродов из Индии в страны ЕАЭС увеличился на 308,1 %, их доля в общем объеме импорта этого товара в ЕАЭС достигла к 2010 г. 24,3 %. В этот же период объемы производства и реализации графитиро-ванных электродов предприятий стран - членов ЕАЭС снизились на 41,7 и на 34,1 % соответственно [11; 13].
Российские товары, поступающие на внешний рынок, зачастую подвергаются применению в отношении них тех или иных мер защиты внутренних рынков иностранных государств. Если конкурентоспособность российских товаров обусловлена их более низкой ценой, то в этом случае обычно применяются антидемпинговые меры. Это происходит и во взаимной торговле РФ в рамках БРИКС, в частности, с Китаем, Индией, Бразилией (табл. 5; данные на 01.04.2017) [13; 16; 17; 19].
В настоящее время Китай применяет антидемпинговые пошлины в отношении следующей российской экспортной продукции (табл. 5).
Таблица 5
Антидемпинговые меры в отношении российских товаров, применяемые Китаем, Индией и Бразилией
Наименование товара Код ЕТН ВЭД ЕАЭС Размер пошлины
Китай, %
Эпихлоргидрин (хлорэпокси-пропан) 2910 30 71,5 - для всех производителей; 5,4 - для ОАО «Усольехимпром»; 17,9 - для ЗАО «Каустик»
Полиамиды в первичных формах 3908 10 19 23,9 - для всех производителей; 5,9 - для ОАО «Куйбышевазот»
Трихлорэтилен 2903 22 00 159 - для всех производителей; 3 - для ОАО «Усольехимпром»
Индия, долл. США за тонну
Политетрафторэтилен 3904 61 874,56 - для всех производителей
Гексамин 2921 29 36,17- для всех производителей
Технический углерод 2803 00 10 201,7- для всех производителей
Пентаэритрит 2905 42 474 - для всех производителей
Метиленхлорид 2903 12 00 219- для всех производителей
Фталевый ангидрид 2917 35 106,30 - для продукции производства ООО «Роспласт», экспортируемой МШшап-Ышйеа (ик)
Бразилия, долл. США за тонну
Магний металлический 8104 11 890,72 - для всех производителей
Шины для автобусов и грузовых транспортных средств 4011 20 2 933,96 (72,4 %) - для всех производителей; 1 097,11 (27,6 %) - для ОАО «Кордиант»
Бутиловый спирт 290513 979,87 - для всех производителей
Эпихлоргидрин. Министерство коммерции КНР по итогам расследования опубликовало 28.06.2006 Уведомление № 44, которым информировало о принятом решении по применению антидемпинговых мер в отношении эпихлоргидрина, производимого в США, Республике Корея, Японии и России, сроком на 5 лет (с 27.06.2006 по 27.06.2011).
Антидемпинговая пошлина установлена в отношении продукции ЗАО «Каустик» в размере 17,9 %, ОАО «Усольехимпром» - 5,4 %, для остальных российских заводов - 71,5 %. По истечении срока действия пошлин 27.06.2011 Минкоммерции КНР опубликовало Уведомление № 34, которым информировало о решении по дополнительному промежуточному антидемпинговому расследованию в отношении эпихлоргидрина,
происходящего из тех же стран, с сохранением ставок пошлин на этот срок. Уведомлением Минкоммерции КНР от 28.06.2012 № 32 принято решение о продлении взимания антидемпинговых пошлин в прежнем размере на 5 лет (по 27.06.2017) [11].
Полиамиды в первичной форме. В период с 22.04.2010 по 21.04.2015 в отношении продукции российских компаний взималась пошлина в размере 23,9 %, за исключением ОАО «Куйбышевазот» - 5,9 %. Решением Минкоммерции КНР по обращению китайских производителей полиамидов с 22.04.2015 проводилось дополнительное антидемпинговое расследование, по результатам которого Минкоммерции КНР опубликовало Уведомление от 21.04.2016 № 4 с решением о продлении на 5 лет (по 21.04.2021) взимания антидемпинговых пошлин в прежнем размере.
Трихлорэтилен. Решением Минкоммерции КНР от 22.07.2005 № 37 установлены антидемпинговые пошлины сроком на 5 лет на трихлорэтилен, производимый ЗАО «Усольехимпром», - 3, иными российскими компаниями - 159 %. По истечении срока действия пошлин 21.06.2010 Минкоммерции КНР опубликовало новое Уведомление № 39, в соответствии с которым действие антидемпинговых пошлин было продлено на 5 лет.
В настоящее время Индия тоже применяет антидемпинговые пошлины в отношении российской экспортной продукции, указанной в табл. 5.
Политетрафторэтилен. Впервые антидемпинговая мера была введена в 2005 г. в размере 0,739 долл. США за 1 кг. По итогам очередного пересмотра действия антидемпинговой пошлины Департамент доходов Минфина Индии принял решение о продлении действия пошлины в том же размере. В период 2010-2015 гг. пошлина составляла 3,42 долл. США за 1 кг. Апелляционный трибунал таможенных акцизов и налогов 16.09.2016 принял решение о возвращении материалов дела в Генеральный директорат по антидемпинговым и сопутствующим пошлинам Министерства торговли и промышленности Индии на повторное рассмотрение, в результате которого Генеральный директорат рекомендовал продлить действие антидемпинговой пошлины в отношении импорта этого товара из России в размере 874,56 долл. США за тонну со сроком действия меры по 11.04.2021.
Продление действия антидемпинговых пошлин коснулось и других российских товаров, в частности:
- технического углерода (по решению Департамента доходов Минфина Индии от 18.11.2015 (уведомление № 54/2015 (ААБ) продлено действие пошлины в отношении импортных поставок указанного товара из России еще на 5 лет в размере 36,17 долл. США за тонну);
- пентаэритрита (антидемпинговая пошлина в отношении указанного товара действует с 22.05.2015 по 21.05.2020 для всех российских производителей в размере 474 долл. США за тонну);
- метиленхлорида (по итогам расследования 31.05.2016 Департамент доходов Минфина Индии принял решение о введении антидемпинговой меры на 5 лет в отношении импортных поставок метиленхлорида из России в виде специфической пошлины в размере 219 долл. США за тонну. Срок действия меры составляет с 08.12.2015 по 07.12.2020) [10].
Определенную антидемпинговую практику в отношении российской экспортной продукции имеет и Бразилия (табл. 5).
Магний металлический. По 18.04.2017 в течение 5 лет действовала пошлина в размере 890,72 долл. США за тонну этого товара. В соответствии с циркуляром Секретариата по внешней торговле Министерства промышленности, внешней торговли и услуг Бразилии от 19.04.2017 № 20 начат пересмотр антидемпинговых мер в отношении импорта в Бразилию спорного товара, с содержанием магния не менее 99,8 %.
Шины для автобусов и грузовых транспортных средств. Резолюцией от 01.11.2014 № 107 Внешнеторговой палаты Бразилии было завершено антидемпинговое расследование в отношении импорта в Бразилию грузовых и автобусных шин радиальной конструкции диаметром 20, 22 и 22,5 мм, происхождением из России, Таиланда, Тайваня, ЮАР, Южной Кореи и Японии. По его результатам в отношении импорта грузовых и автобусных шин российского происхождения было принято решение о введении антидемпинговой пошлины сроком на 5 лет в размере 1097,13 долл. США за тонну для ОАО «Кордиант» и 2933,96 долл. США за тонну для остальных российских производителей, ставки пошлин на были увеличены 72,4 % [10; 16; 17]. Тем самым в настоящий момент российским производителям фактически закрыт доступ к рынку этой страны.
Бутиловый спирт. Секретариат по внешней торговле Министерства развития, промышленности и внешней торговли Бразилии 11.01.2016 инициировал антидемпинговое расследование в отношении импортируемого в Бразилию н-бутанола происхождением из России и ЮАР. Основанием для расследования послужило заявление бразильского производителя такого же товара - компании Elekeiroz Б. А., по мнению которой демпинговая маржа при экспорте бутанола из России в Бразилию составила 88,1 % [6]. Резолюцией от 23.12.2016 № 127 Внешнеторговой палаты Бразилии по итогам расследования в отношении российской продукции сроком на 5 лет установлена антидемпинговая пошлина - 979,87 долл. США за тонну.
Если вести речь о ЮАР, то в настоящий момент эта страна не применяет антидемпинговых пошлин для товаров из России [2; 19].
На основе изложенного выше представляется очевидным, что в целях развития торгово-экономических отношений РФ с такими странами -партнерами по БРИКС, как Бразилия, Индия и Китай, необходимо смягчить антидемпинговые меры, применяемые странами во взаимной торговле. Как нам видится, это может быть реализовано через использование
тарифных квот, а именно: государства - члены БРИКС на межправительственном уровне могли бы отдельным соглашением утвердить «обнуление» ставок антидемпинговых пошлин по чувствительным товарам, являющимся объектами антидемпинговых мер (оставляя при этом в действии ввозные таможенные пошлины, установленные на такие товары), если данные товары импортируются в строго определенном количестве (в натуральном или стоимостном выражении); в случае же превышения согласованных объемов импорта - о применении антидемпинговых пошлин, исходя из соблюдения национальных интересов договаривающихся сторон.
Кроме того, к числу направлений развития российских торгово-экономических отношений со странами - членами БРИКС можно отнести и такое, как подписание договоров (соглашений) о создании зон свободной торговли (ЗСТ). Положительным моментом создания ЗСТ будет являться отмена тарифных барьеров, вносящих свой «вклад» в сдерживание развития взаимной торговли. Заметим, что в настоящее время Евразийский экономический союз, членом которого является Российская Федерация, предоставляет Бразилии, Индии, Китаю и Южно-Африканской Республике тарифную льготу по ввозной таможенной пошлине в виде 75 % базовой ставки пошлины, в то время как названные страны взаимностью в данном вопросе, увы, пока не отвечают.
Исходя из того, что Россия является членом ЕАЭС, и что в государствах - членах ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, такие соглашения, вероятно, было бы рационально заключать от имени ЕАЭС. При этом созданные ЗСТ сыграли бы роль плацдармов для более глубокого проникновения товаров ЕАЭС на рынки третьих стран, имеющих со странами - членами БРИКС свои зоны свободной торговли.
Так, Бразилия имеет ЗСТ в форме таможенного союза МЕРКОСУР (исп. Mercado Común del Sur), выступающего в роли общего рынка стран Южной Америки, к числу которых кроме Бразилии относятся Аргентина, Боливия, Венесуэла, Парагвай и Уругвай. В свою очередь, Индия входит в ЗСТ под названием Южно-Азиатская зона свободной торговли (South Asian Free Trade Area, SAFTA), членами которой, помимо Индии, являются Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри Ланка. Китай имеет договор о ЗСТ с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN), включающей Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Южно-Африканская Республика входит в состав Южноафриканского таможенного союза (Southern African Customs Union, SACU), объединяющего ЮАР с Ботсваной, Лесото, Намибией и Свазилендом.
Созданные ЗСТ между ЕАЭС и указанными выше международными интеграционными группировками предоставят возможность осуществлять транзит российских товаров, фактически минуя какие-либо
таможенно-тарифные барьеры, в страны, с которыми партнеры Российской Федерации по БРИКС ведут беспошлинную торговлю. И здесь отмена антидемпинговых мер в отношении товаров, ввозимых из России по относительно низким ценам, например, в Китай или Индию, как географически наиболее близкие для нас государства по сравнению с ЮАР и Бразилией, может быть обусловлено получением более высокой прибыли китайскими или индийскими хозяйствующими субъектами, закупающими российские товары в целях их поставки в страны ASEAN или SAFTA, соответственно. Аналогичная схема может применяться в отношении товаров, ввозимых из Китая и Индии и идущих транзитом не без помощи российских компаний через ЕАЭС в страны СНГ, неприсоединившиеся к ЕАЭС.
С нашей точки зрения, предложенные меры могут внести существенный вклад в развитие торгово-экономических отношений России с ее партнерами по БРИКС.
Список литературы
1. Антидемпинговая пошлина на подшипники качения из КНР продлена по 20 января 2018 года. URL: https://www.alta.ru/external_news/26231 (дата обращения 22.05.2017).
2. Бычкова Л. В. БРИКС как феномен мультиполярности современного мира и продукт глобализации // Науч. альманах Центр. Черноземья. Курск, 2014. № 1. С. 25-27.
3. Договор о ЕАЭС от 29.05.2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. ЕЭК вводит антидемпинговые пошлины на гусеничные бульдозеры из КНР. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2015/11/12/0012 (дата обращения 22.05.2017).
5. Китайская сантехника: в России ванны подорожают в полтора раза. URL: http://intermost.ru/content/28-05-13-kitayskaya-santehnika-v-rossii-vanny-podorozhayut-v-poltora-raza (дата обращения 22.05.2017).
6. Ключевые интересы и целевые ориентиры Бразилии, как участницы формата БРИКС / Б. Ф. Мартынов, З. В. Ивановский, Л. Н. Симонова, Л. С. Окунева // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. ст. М., 2016. С. 85-118.
7. Лимонную кислоту из Китая обложили антидемпинговой пошлиной. URL: http://candynet.ru/news/id/6672 (дата обращения 22.05.2017).
8. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.
9. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров: федер. закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4851.
10. Официальный сайт. Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade.com (дата обращения: 01.06.2017).
11. Официальный сайт. Портал внешнеэкономической деятельности. URL: http://new.ved.gov.ru (дата обращения: 21.04.2017).
12. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 21.01.2017).
13. Пантелеева Е. И., Федоренко К. П. Особенности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования двусторонней торговли между Россией и Индией // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 4. С. 67-87.
14. Прокату с полимерным покрытием из КНР грозит антидемпинговая пошлина. URL: http://www.sidero.ru/articles/news/0108111 (дата обращения 22.05.2017).
15. Таможенный кодекс Таможенного союза // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
16. Туктаров Р. Ю., Федоренко К. П. Современное состояние и основные направления развития торгово-экономических отношений между Россией и Бразилией // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 10. С. 47-57.
17. Туктаров Р. Ю., Федоренко К. П. Современное состояние и основные направления развития торгово-экономических отношений между Россией и Бразилией // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 11. С. 36-45.
18. Хабаровская таможня информирует: введены антидемпинговые пошлины на грузовые шины из Китая. URL: http://tamozhennyy-broker.ru/ novosti/news_post/vvedeny-antidempingovyye-poshliny-na-gruzovyye-shiny-iz-kitaya-po-dannym-khabarovskoy-tamozhni (дата обращения 30.05.2017).
19. Юркова Т. С., Федоренко К. П. Современное состояние и направления развития российско-южноафриканских торгово-экономических отношений // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 8. С. 44-64.
© Витюк В. В., Федоренко К. П., 2017 © Vityuk V. V., Fedorenko K. P., 2017
Для цитирования:
Витюк В. В., Федоренко К. П. Антидемпинговые меры и практика их применения в торгово-экономических отношениях Российской Федерации со странами - членами БРИКС // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 4(81). С. 5-22.