Научная статья на тему 'Россия в БРИКС: влияние инструментов нетарифного регулирования на экспортные потоки'

Россия в БРИКС: влияние инструментов нетарифного регулирования на экспортные потоки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / БРИКС / НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / АНТИДЕМПИНГОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ / МЕРЫ ТОРГОВОЙ ЗАЩИТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / RUSSIA / BRICS / NON-TARIFF RESTRICTIONS / ANTI-DUMPING INVESTIGATIONS / TRADE PROTECTION MEASURES / TECHNICAL BARRIERS TO TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арапова Екатерина Яковлевна, Хмаренко Екатерина Сергеевна

Статья посвящена изучению интенсивности применения странами-партнерами по БРИКС инструментов нетарифного регулирования в отношении российского импорта, а также их влияния на динамику торговых потоков. Наиболее часто применяются меры торговой защиты, санитарные и фитосанитарные и технические барьеры в торговле. Наиболее интенсивно инструменты нетарифного регулирования для ограничения конкуренции со стороны импортной продукции применяет Бразилия, вторую позицию занимает Индия. Тем не менее, проведенный анализ показал, что наибольшее негативное влияние на динамику российского экспорта оказывают ограничения Китая, в результате чего значительные потери несут российские производители металлургической и химической продукции, а также сельхозпроизводители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the intensity of non-tariff regulation instruments applied by the BRICS partner countries in relation to Russian imports, as well as their influence on the dynamics of bilateral trade flows. Trade protection measures, sanitary and phytosanitary measures and technical barriers to trade are most often used. Brazil uses non-tariff regulations to restrict competition from imported products most intensively, India takes the second position. Nevertheless, the conducted analysis showed that the greatest negative impact on the dynamics of Russian exports has been made by China's restrictions, as a result Russian producers of metallurgical and chemical products, as well as by agricultural producers are among those who suffered to a larger extent.

Текст научной работы на тему «Россия в БРИКС: влияние инструментов нетарифного регулирования на экспортные потоки»

ВОПРОСЫ ГЕОПОЛИТИКИ

Е. Я. Арапова

Е. С. Хмаренко

УДК: 339.544 DOI: 10.24411/2071-6435-2018-10002

Россия в БРИКС: влияние инструментов нетарифного регулирования на экспортные потоки

Статья посвящена изучению интенсивности применения странами-партнерами по БРИКС инструментов нетарифного регулирования в отношении российского импорта, а также их влияния на динамику торговых потоков. Наиболее часто применяются меры торговой защиты, санитарные и фитосанитарные и технические барьеры в торговле. Наиболее интенсивно инструменты нетарифного регулирования для ограничения конкуренции со стороны импортной продукции применяет Бразилия, вторую позицию занимает Индия. Тем не менее, проведенный анализ показал, что наибольшее негативное влияние на динамику российского экспорта оказывают ограничения Китая, в результате чего значительные потери несут российские производители металлургической и химической продукции, а также сельхозпроизводители.

Ключевые слова: Россия, БРИКС, нетарифные ограничения, антидемпинговые расследования, меры торговой защиты, технические барьеры

Введение

В ходе пресс-конференции по итогам прошедшего в Китае саммита БРИКС российский президент В. В. Путин назвал БРИКС «перспективным объединением, собирающимся в силу наличия целого ряда совпадающих интересов, что связано со структурой экономики и общим стремлением придать мировой экономике более справедливый и благородный характер» [7]. В последние годы в научных кругах разворачивается риторика о потенциале финансового взаимодействия стран БРИКС, подкрепленном в первую очередь общей заинтересованностью в расширении процессов дедолларизации и укрепления национальных валют в международной финансовой системе. Функционирует новый Банк развития БРИКС, создан Пул валютных резервов, постепенно формируется сеть двусторонних валютных своп-соглашений. Финансовая сфера может стать также одним из наиболее перспективных направлений взаимодействия и в случае реализации расширенной инициативы «БРИКС+», предполагающей более тесное взаимодействие на уровне региональных интеграционных объединений, центром которых выступают

© Е. Я. Арапова, Е. С. Хмаренко, 2017

страны-участницы формата БРИКС [16].

При этом обсуждение вопросов торгового взаимодействия зачастую сводится исключительно к общим высказываниям о необходимости наращивания торговли внутри трансрегионального формата, наличии потенциала и взаимной заинтересованности в расширении взаимной торговли. Безусловно, потенциал к расширению торговли между странами БРИКС достаточно высок. Взаимный интерес обеспечивается, прежде всего, достаточно высокой взаимодополняемостью торговых потоков и структурой импортного спроса, трансформирующегося под влиянием структурной перестройки китайской экономики [1], роста среднего класса в Индии. Эти тенденции открывают для России новые возможности в наращивании объемов и диверсификации отраслевой структуры экспорта в страны-партнеры, однако для более глубокой оценки потенциальных возможностей расширения торговли с учетом стратегических интересов[4; 6; 9]. России необходимо провести более детальный анализ факторов, влияющих на динамику взаимной торговли.

Общемировой тенденцией последних лет является относительное снижение эффективности использования таможенных пошлин для регулирования импорта по сравнению с инструментами нетарифного регулирования. Постепенно снижается общая эластичность импорта по ставкам таможенных пошлин. При этом относительно менее технологичные товары более эластичны по цене (чувствительны к издержкам, в том числе ставкам таможенных пошлин), чем товары среднем и высокой технологичности (наукоемкие производства) [2].

Аналогичная тенденция характерная и для развивающихся государств-участниц формата БРИКС.

Сравнительно более действенными инструментами регулирования внешней торговли могут оказаться нетарифные ограничения.

В этой связи настоящее исследование сводится к анализу интенсивности использования странами БРИКС инструментов нетарифного регулирования в отношении российских товаров и их влияния на объемы российского экспорта.

Китай

Китай придерживается политики стимулирования экспорта товаров с относительно более высокой добавленной стоимостью (перерабатывающих отраслей), высокотехнологичной продукции и ограничения экспорта продукции отраслей загрязняющих окружающую среду [3]. Более сложные товары с относительно более высокой добавленной стоимостью предполагают более значительные размеры возмещения НДС. При этом именно нетарифные ограничения выступают главным инструментом регулирования внешней торговли и защиты национальных производителей в Китае. Протекционистская политика вызывает обеспокоенность ВТО. В частности, члены ВТО призывают Китай уделить более пристальное внимание вопросу инициирования антидемпинговых разбирательств, чтобы снизить число расследований, не имеющих под собой достаточных оснований, но при этом препятствующих свободной торговле [17].

По состоянию на 1 января 2017 года Китайской Народной Республикой в отношении России применялись, главным образом, меры торговой защиты, а также санитарные и фитосанитарные меры [5]. Действует антидемпинговая мера в отношении полиамидов в первичных формах, размер пошлины варьируется от 5,9% до 23,9% в зависимости от предприятия-производителя. Инициировано специальное защитное расследование в отношении импорта сахара (действие специальной защитной меры в случае ее введения будет распространяться, в том числе на Россию). В числе санитарных и фитосанитарных мер действуют:

• ограничения на импорт пшеницы из ряда регионов, в том числе России, действующие с 1997 года;

• запрет ввоза ячменя, ржи, гороха, различных круп, шрота подсолнечника, соевых бобов, рапса (с 2013 года);

• запрет на ввоз из России продукции переработки зерновых и овощной продукции, а именно овса и овсяной муки, дробленого риса, гречихи и гречневой муки, горчицы и горчичного порошка, ржаной муки, вики яровой и озимой [11];

• запрет на ввоз молочной продукции из России, а именно всех молочных изделий, масел, сухого молока, сгущенного молока в банках, сыров, спредов, маргарина, майонеза. Вместе с тем разрешен ввоз из России мороженого;

• запрет на ввоз из России пантов, рогов оленей и маралов медицинского назначения.

При этом в последние годы происходят некоторые положительные сдвиги: в 2015 году были разрешены поставки зерна яровой пшеницы, выращенного на территории Алтайского и Красноярского краев, а также Новосибирской и Омской областей России, при условии соблюдения соответствующих требований к упаковке продукции [8]; с декабря 2015 года разрешены поставки кукурузы, риса и сои, выращенной на территории Хабаровского, Приморского и Забайкальского краев, а также Амурской и Еврейской автономной областей, и поставок сои, выращенной на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, при условии соблюдения требований к упаковке и качеству [8].

С помощью антидемпинговых мер Китай защищает от импорта из России внутренний рынок металлургической и химической продукции, с помощью санитарных и фитосанитарных барьеров — отечественных сельхозпроизводителей.

Вследствие вступившего в действие с 2000 года запрета в отношении импорта из России мяса парнокопытных, коз, овец, свиней поставки этих товаров в Китай из России не осуществляются. При этом импорт соответствующих товарных категорий стремительно увеличивается, соответственно, растут и упущенные выгоды российских сельхозпроизводителей. Традиционными поставщиками данного вида товаров являются Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, страны ЕС.

С 2001 года Россия не осуществляет поставки мяса птицы в Китай. Традиционными поставщиками этого товара в Китай являются Бразилия, Аргентина, Чили, США (вместе с тем в 2016 году поставки мяса птицы в Китай из США не осуществлялись) [15].

За период с 2001 года Россия осуществляла поставки пшеницы в Китай только в 2014 году. Поставщиками пшеницы в Китай являются Австралия, Канада, США, с 2011 года — и Казахстан [15].

За период действия антидемпинговой меры в отношении трансформаторной стали (2010—2015 годы) объем поставок этого товара из России в физическом выражении сократился на 86%. В 2016 году объем поставок из России продолжил сокращаться. Основными поставщиками этого товара в КНР являются Республика Корея и Япония [15].

В течение первоначального срока действия антидемпинговой меры в отношении поливинилхлорида (2003—2008 годы) объем поставок этого товара из России в КНР в физическом выражении сократился на 99%. После пересмотра в 2009 году антидемпинговой меры в связи с истечением срока ее действия, который завершился продлением срока действия меры до 2014 года, поставки поливинилхлорида из России в Китай полностью прекратились. Исключение составляют 2013 и 2015 годы, когда из России в Китай были ввезены соответственно две и одна тонна этого товара. Основными поставщиками поливинилхлорида в Китай являются США, Тайвань, Япония, причем масштаб присутствия на китайском рынке США значимо расширился в 2009 году (одновременно с продлением срока действия антидемпинговой меры в отношении России и полным уходом России с китайского рынка) [15].

Применение Китаем в 2006 году антидемпинговой меры в отношении эпи-хлоргидрина из России привело к тому, что в течение срока действия этой меры поставки данного товара в Китай полностью прекратились и до конца 2016 года не возобновлялись. В настоящее время основными поставщиками эпихлоргидрина в Китай являются Тайвань и Япония [15].

Таким образом, применение Китаем антидемпинговых мер в отношении России оказывает губительное воздействие на двустороннюю торговлю. Применение мер приводит к полному уходу с китайского рынка российских товаров, и отмена мер не сопровождается возобновлением поставок. В наибольшей степени возможности расширения российского экспорта в Китай ограничивает проводимая Китаем политика субсидирования производства, импортные налоги и сборы, санитарные и фитосанитарные барьеры, а также антидемпинговые меры.

Индия

Количество применяемых Индией мер защиты внутреннего рынка в отношении импорта из России непрерывно возрастало в последнем десятилетии, достигнув максимума за период в 2016 году (см. таблицу 1). Наиболее часто применяемыми мерами нетарифного ограничения импорта в Индию до 2013 года являлись антидемпинговые меры, а также санитарные и фитосанитарные меры: на эти виды приходилось от 31% до 100%. Последние 5 лет наиболее часто применяемым видом нетарифных мер в Индии являются субсидии, кроме экспортных.

Таблица 1.

Количество действующих в странах БРИКС нетарифных мер в отношении

импорта из России

Бразилия Индия Китай ЮАР

2003 13 9 6 2

2004 21 8 7 2

2005 27 6 5 1

2006 42 3 6 1

2007 59 3 6 1

2008 75 4 5 1

2009 89 5 10 1

2010 101 6 13 0

2011 121 9 17 3

2012 136 13 19 6

2013 145 23 19 7

2014 156 33 19 10

2015 172 34 24 12

2016 183 43 20 16

Источник: данные Global Trade Alert и WTO

По состоянию на 1 января 2017 года Индией в отношении России применялись следующие меры ограничения импорта.

Меры торговой защиты [5].

• Антидемпинговые меры в форме специфических пошлин в отношении целого ряда химических соединений: политетрафторэтилена (применяется с 1999 года, размер пошлины составляет 0,739 доллара США за килограмм), гексамина (применяется с 2002 года, размер пошлины — 201,7 доллара США за тонну), технического углерода (36,17 доллара США за тонну), пентаэри-трита (474 доллара США за тонну), метиленхлорида (219 доллара США за тонну), фталевого ангидрида (от 106,30 до 159,43 доллара США за тонну).

• Специальные защитные меры в форме адвалорных пошлин в отношении бесшовных труб, труб и полых профилей из железа и нелегированной стали (в размере 5% по состоянию на 1 января 2017 года), цитрата натрия (10%), насыщенных жировых спиртов (12%), горячекатаного плоского проката (15%), горячекатаного плоского проката в листах (10%).

• Инициировано антидемпинговое расследование в отношении отдельных видов горячекатаного проката, коды ГС — 7208, 7211, 7225, 7226. Действует предварительная антидемпинговая мера в форме специфической пошлины, размер которой составляет 474 доллара США за тонну для стали в рулонах и 557 долларов США за тонну для стали не в рулонах.

• Инициировано антидемпинговое расследование в отношении необработанного нафталина и нитрата аммония.

• Инициировано специальное защитное расследование в отношении нео-

бработанного алюминия. Расследование завершилось с рекомендацией о прекращении расследования без введения специальной защитной меры, однако по состоянию на 1 января 2017 года окончательное решение не было принято.

• С помощью антидемпинговых мер Индия защищает от импорта из России внутренний рынок металлургической и химической продукции.

Технические барьеры

• Обязательная сертификация некоторых видов металлопродукции (горячекатаной стали, стальных листов, электрической стали, стальных прутков, стальной проволоки и так далее) [13] предусматривает запрет на импорт товаров, перечисленных в приложении к данному указу, в случае если они не соответствуют утвержденным стандартам и не имеют соответствующей маркировки Бюро стандартов Индии [5].

• Требование соответствия информационно-вычислительной техники установленным законодательством стандартам. Мера действует с 2013 года и применяется в отношении всех стран [21].

Административные меры

• Установлены минимальные импортные цены на значительную часть ассортимента металлопродукции [12]. По состоянию на 1 января 2017 года перечень товаров, в отношении которых устанавливались минимальные импортные цены, состоял из 19 позиций (первоначально — из 173) [12]. Технические барьеры в торговле действуют в Индии в отношении некоторых видов металлопродукции и информационно-вычислительной техники.

• Санитарные и фитосанитарные меры применяются Индией в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции (животноводства и растениеводства). В отношении всех стран, в том числе России применяется ряд санитарных и фитосанитарных мер [21]:

• запрет на ввоз в Индию живых животных и продуктов из них из стран, в которых обнаружен птичий грипп, также запрещен ввоз дичи, за исключением особей, выведенных в неволе (действует с 2011 года);

• регулирование процедур импорта сухих кормов животного происхождения для домашних животных (действующее с 2007 года регламентирование общих условий импорта, предотгрузочной инспекции, постотгрузочных процедур, обязанностей импортера и так далее);

• требования к максимальному уровню остатков различных пестицидов в газированной воде (действует с 2008 года);

• требования к этикетированию расфасованных пищевых продуктов (действует с 2009 года);

• ограничение (5%) на уровень содержания трансжирных кислот в частично гидрогенизированных растительных маслах (действует с 2016 года). Введение Индией запрета на импорт животных и птиц из стран, в которых

обнаружен птичий грипп, не оказало негативного влияния на поставки этих товаров из России: до 2011 года импорт этих товаров в Индию из России но-

сил эпизодический характер, с 2011 года поставки стали осуществляться чаще. Основными поставщиками этих товаров в Индию являются США, Таиланд, Шри-Ланка, Китай, Вьетнам, доля России была незначительна на протяжении всего рассматриваемого периода [15].

Применение Индией фитосанитарных мер в отношении импорта сухих кормов для домашних животных не оказало влияния на импорт из России, поскольку Россия не осуществляет поставки этого товара в Индию. Основными поставщиками этого товара в Индию являются Франция и Таиланд [15].

Применение в 2016 году Индией фитосанитарных мер в отношении растительных масел привело к тому, что объем поставок этого товара из России в 2016 году достиг минимального уровня с 2004 года. Основными поставщиками этого товара в Индию являются Индонезия, Аргентина, Малайзия и Украина. Доля России на протяжении рассматриваемого периода была незначительна [15].

Таким образом, санитарные и фитосанитарные меры, применяемые Индией, не оказали значимого негативного влияния на торговые связи России и Индии. Действие антидемпинговых мер в отношении импорта из России также не оказало значимого негативного влияния на торговые связи России и Индии. Так, несмотря на действие антидемпинговой меры на протяжении всего рассматриваемого периода, Россия наряду с Нидерландами, Китаем и США является одним из основных поставщиков политетрафторэтилена в Индию [15]. Доля России в импорте Индией гексамина невелика, и введение антидемпинговой меры в отношении России не оказало значимого негативного влияния на двустороннюю торговлю [15].

Импорт в Индию из России фталевого ангидрида возрастал в 2011—2014 годах, а после введения в 2015 году антидемпинговой меры начал сокращаться [15].

Применение Индией специальных защитных мер также не оказало ярко выраженного негативного влияния на двустороннюю торговлю.

Бразилия

Наиболее часто применяемой мерой нетарифного ограничения импорта в Бразилию являются технические барьеры в торговле: на этот вид нетарифного ограничения импорта в 2003—2016 годах приходилось от 56% до 93% общего количества применяемых в Бразилии нетарифных мер. Вместе с тем доля этого вида нетарифных ограничений снизилась к концу анализируемого периода в пользу антидемпинговых мер, а также санитарных и фитосанитарных мер.

Доля санитарных и фитосанитарных мер в общем объеме применяемых Бразилией мер нетарифного ограничения импорта была значительной на протяжении всего анализируемого периода.

Более четверти применяемых в Бразилии технических барьеров в торговле приходится на пищевые продукты, значительное количество мер приходится также на товары, связанные с освещением и электроснабжением, химические товары, приборы и металлургическую продукцию.

По состоянию на 1 января 2017 года Бразилией в отношении России применялись следующие меры ограничения импорта.

Меры торговой защиты [5]

• Антидемпинговые меры в отношении магния металлического (в форме специфической пошлины, размер которой составляет 890,72 доллара США за тонну), шин для автобусов и грузовых транспортных средств (в форме комбинированной пошлины, размер которой составляет 1 097,11 доллара США за тонну (27,6%) или 2 933,96 доллара США за тонну (72,4%) в зависимости от производителя), бутилового спирта (в форме специфической пошлины, размер которой составляет 979,87 доллара США за тонну).

• Инициировано антидемпинговое расследование в отношении различных категорий стального проката.

• По состоянию на 2016 год в Бразилии действовало более 60 санитарных и фитосанитарных мер в отношении импорта из всех стран (в том числе России) широкого ассортимента пищевых продуктов (мясо, молоко, рыба и морепродукты, продукты из них, яйца, фрукты, бобы, напитки), кормов, семян, живых животных, упаковки для пищевых продуктов, спортивного питания.

По состоянию на 2016 год в Бразилии действовало более 100 технических барьеров в отношении импорта из всех стран (в том числе России) широкого ассортимента товаров.

Количество применяемых Бразилией технических барьеров в отношении пищевых и сельскохозяйственных товаров возрастало равномерно с 2003 года по 2016 год, а количество санитарных и фитосанитарных мер начало резко возрастать с 2008 года. С этого момента резко сократился импорт в Бразилию из России продуктов животного происхождения, в некоторые периоды поставки не осуществлялись вообще. Основными поставщиками этих товаров в Бразилию являются Чили, Уругвай, Аргентина, Китай и Парагвай [15].

Россия на протяжении всего периода практически не осуществляла поставки продукции растительного происхождения в Бразилию, поэтому применение санитарных и фитосанитарных мер в отношении этой группы товаров Бразилией не оказало заметного влияния на российско-бразильскую торговлю этой группой товаров. Главными поставщиками продукции растительного происхождения в Бразилию являются Аргентина, Парагвай, Китай, США, Чили [15].

Применение санитарных и фитосанитарных мер, а также технических барьеров в отношении импорта в Бразилию кормов для животных также не оказало воздействия на динамику поставок этой группы товаров из России, так как импорт этих товаров в Бразилию из России в анализируемом периоде имел эпизодический характер [15].

ЮАР

Хотя ЮАР является относительно неактивным пользователем нетарифных мер регулирования торговли, количество применяемых ЮАР мер защиты внутреннего рынка в отношении импорта из России резко возросло за последние 5 лет, достигнув в 2016 году максимума.

До 2010 года для защиты внутреннего рынка ЮАР использовались преимущественно меры торговой защиты: антидемпинговые и специальные защитные. С 2011 года ЮАР активно применяет технические барьеры, и количество их непрерывно возрастает. Так, с 2011 года по 2016 год доля технических барьеров в общем количестве применяемых в ЮАР нетарифных мер защиты внутреннего рынка возросла с 67% до 75%.

С 2014 года ЮАР применяет также санитарные и фитосанитарные меры. С 2014 года по 2016 год доля этих мер в общем количестве применяемых ЮАР мер возросла с 10% до 19%.

По состоянию на 2016 год ЮАР в отношении всех стран, включая Россию, применялись, в основном, санитарные и фитосанитарные меры, а также технические барьеры [21].

В связи со вспышками эпизоотической диареи свиней приостановлен импорт в ЮАР живых свиней, семенной жидкости и эмбрионов свиней, а также продуктов, содержащих свиную плазму. Импорт этих товаров будет осуществляться только после получения ветеринарного сертификата, согласуемого индивидуально с каждой страной — торговым партнером. Мера действует с 2014 года. В 2015 году введены экстренные фитосанитарные меры, связанные с контролем вирусов хло-ротической крапчатости и полосчатой мозаики, которые в комбинации вызывают смертоносный некроз у маиса. Для осуществления экспорта семян и зёрен маиса в ЮАР необходимо произвести проверку культуры в период активного роста на предмет наличия указанных выше вирусов. Установлен максимально допустимый уровень содержания токсинов грибкового происхождения в продуктах питания. Мера действует с 2016 года.

Технические барьеры в торговле (по состоянию на 2016 год) [21]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Требование соответствия импортируемых органических продуктов растительного и животного происхождения, прошедших и не прошедших обработку, действующим на территории ЮАР стандартам. Мера действует с 2011 года.

• Требование обязательной сертификации электрических шнуров (действует с 2012 года).

• Требования к производству яиц свободных (не сидящих в клетках) и домашних куриц, а также к мясу домашних кур (условия выведения и ветеринарные требования, а также требования к обработке, упаковке, условиям и способам реализации, этикетированию и маркировке, действует с 2011 года).

• Стандарт качества спредов (с долей молочного жира менее 50%), регулирующий такие параметры, как массовая доля жира, классификация (присвоение продукту названия исходя из состава: маргарин, спред и так далее), этикетка и упаковка. Вместе с тем данный стандарт не предусматривает обеспечение безопасности пищевого продукта (действует с 2012 года).

• Требование соответствия импортируемых пищевых продуктов для новорожденных детей и детей младшего возраста действующим на территории

ЮАР стандартам по ряду параметров: этикетирование, состав, упаковка, аспекты производства и вопросы продвижения товаров на рынке (действует с 2012 года).

• Требования в отношении уровня качества и состава пищевого льда, а также его упаковки и этикетирования. Вместе с тем данный стандарт не предусматривает обеспечение безопасности пищевого продукта (действует с 2013 года).

• Меры, нацеленные на снижение уровня содержания натрия в пищевом льде. Мера действует с 2016 года.

• Требования к классификации, упаковке и маркировке фруктового сока и других фруктовых напитков, реализуемых на территории ЮАР (действует с 2014 года).

• Требования безопасности ламп накаливания, используемых в бытовых и иных общих целях (действует с 2015 года).

• Обязательные технические характеристики для переключателей, используемых в бытовых и иных общих целях (действует с 2015 года).

• Правила использования некоторых пищевых добавок и установление максимально допустимого уровня содержания этих добавок в пищевых продуктах (действуют с 2016 года).

• Обязательные технические характеристики для ручных инструментов, приводимых в действие с помощью двигателя или магнитного привода, а также транспортируемых устройств и газонокосилок (действуют с 2016 года). Приостановка импорта в ЮАР живых свиней, их семенной жидкости и эмбрионов в связи со вспышками эпизоотической диареи свиней не оказала значимого негативного эффекта на поставки этих товаров из России, поскольку Россия почти не осуществляет экспорт этих товаров в ЮАР. Основными поставщиками этих товаров в ЮАР являются Намибия, Китай, Австралия, Великобритания и США [15].

Экстренные фитосанитарные меры в ЮАР в отношении маиса не оказали воздействия на торговлю этим товаром между Россией и ЮАР, поскольку на протяжении анализируемого периода Россия не осуществляла поставок этого товара в ЮАР [15].

Таким образом, справедливо утверждать, что в настоящий момент развитие практики применения санитарных и фитосанитарных мер в ЮАР не ставит под угрозу экспорт из России в ЮАР пищевых и сельскохозяйственных товаров.

Несмотря на введение требований сертификации электрических шнуров, объем импорта этого товара в ЮАР из России заметно возрос за последние 5 лет (на 28% в стоимостном выражении за 2012—2016 годы). Вместе с тем доля России в общем импорте ЮАР этого товара остается крайне незначительной, основными поставщиками являются Ботсвана, Китай, Германия [15].

Россия не осуществляет поставки яиц и мяса кур в ЮАР, поэтому введение требований в отношении производства и импорта не повлияло на импорт в ЮАР этих товаров из России. Основными поставщиками этих товаров в ЮАР являются Бразилия и страны ЕС [15].

Введение стандарта качества спредов в ЮАР не оказало влияния на импорт этого товара из России, поскольку Россия не осуществляет поставок этого товара в ЮАР. Основными поставщиками являются Новая Зеландия, Ирландия, Дания [15].

Применение мер в отношении пищевого льда также не повлияло на торговлю этим товаров между ЮАР и Россией, поскольку Россия не осуществляет поставки этого товара в ЮАР. Основными поставщиками являются Китай и страны ЕС [15].

Применение ЮАР технических мер в отношении ламп накаливания не оказало негативного влияния на поставки этого товара из России. К 2016 году Россия вышла на 6 место по объему поставок этого товара в ЮАР. Главным поставщиком является Китай [15].

Тенденция к сокращению поставок из России в ЮАР переключателей наметилась за несколько лет до применения в ЮАР меры в отношении этого товара. В целом объем поставок этого товара из России незначителен, основными поставщиками являются Китай, США, Лесото, страны ЕС [15].

Применение обязательных технических характеристик для ручных инструментов, приводимых в действие с помощью двигателя или магнитного привода, а также транспортируемых устройств и газонокосилок не оказало влияния на импорт в ЮАР этого товара из России, поскольку Россия не осуществляет поставки этого товара в ЮАР. Основными поставщиками являются Япония, Китай, США, Румыния, Италия [15].

Таким образом, применение ЮАР технических барьеров в торговле не оказало значимого негативного эффекта на импорт из России в силу слабого присутствия России в импорте в ЮАР товаров, в отношении которых вводились технические барьеры.

***

К числу барьеров, препятствующих расширению российского экспорта в страны-партнеры по БРИКС, можно отнести (в порядке убывания значимости).

1. Использование мер торговой защиты (антидемпинговых и специальных защитных мер). Наиболее активен Китай, в первую очередь, в целях защиты внутреннего рынка металлургической и химической продукции. Применение Китаем антидемпинговых мер в отношении России оказывает губительное воздействие на двустороннюю торговлю. Применение мер приводит к полному уходу с китайского рынка российских товаров, и отмена мер не сопровождается возобновлением поставок. С помощью антидемпинговых мер Индия защищает от импорта из России внутренний рынок металлургической и химической продукции. Применение Индией мер торговой защиты в отношении отдельных видов химической продукции оказывают относительно меньшее воздействие на динамику российского экспорта в Индию, Россия сохраняет сравнительно высокие объемы поставок отдельных химических соединений.

2. Санитарные и фитосанитарные меры. Китай ввел запреты на ввоз целого

ряда сельскохозяйственных товаров, в том числе, относительно более высокой стадии переработки — продукции переработки зерновых культур и молочной продукции. В результате Россия не осуществляет экспорт в Китай пшеницы и мяса. Введение Индией фитосанитарных мер оказало существенное влияние на поставки растительных масел из России.

3. Технические барьеры в торговле. Бразилия и ЮАР наиболее интенсивно применяют технические барьеры в торговле — в отношении пищевых и сельскохозяйственных товаров, однако, в силу слабого присутствия российских производителей на бразильском рынке сельскохозяйственных товаров и ограниченных возможностей расширения поставок в будущем, применяемые нетарифные ограничения оказывают ограниченное воздействие на динамику двусторонней торговли.

Наибольшее негативное влияние на динамику торговли России с партнерами по БРИКС оказало активное использование инструментов нетарифного регулирования импорта со стороны Китая.

Литература

1. Арапова Е. Я. Азия: на пути к обществу потребления // Мировая экономика и международные отношения. № 7. 2017. С. 45—53.

2. Арапова Е. Я. Влияние тарифного регулирования на импорт в России: отраслевой и региональный срез // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. № 3. 2017. С. 36-51.

3. Арапова Е. Я. Экономическая интеграция в Восточноазиатском регионе. Ретроспективный анализ и будущие возможности. М.: Проспект, 2015.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

5. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ved.gov.ru/rus_export/torg_exp/ (дата обращения: 12 февраля 2018 года).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»».

7. Пресс-конференция Владимира Путина по итогам саммита БРИКС. 5 сентября 2017 года. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/55535 (дата обращения: 12 февраля 2018 года).

8. Протокол о фитосанитарных требованиях к пшенице, экспортируемой из Российской Федерации в КНР, от 17 декабря 2015 года.

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1128-р от

29 июня 2012 года об утверждении Дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».

10. Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russchinatrade. ru/index.php?id=909 (дата обращения: 12 февраля 2018 года).

11. Уведомление AQSIQ № 652 от 11 июля 2013 года «О внесении изменений в перечень продукции растительного происхождения по которой необходимо проведение анализа рисков при первоначальном ввозе в Китай и список стран и регионов, с которыми осуществляются торговые операции по ввозу этой продукции».

12. Уведомление Генерального директората внешней торговли Министерства торговли и промышленности Индии № 38/2015—2020 от 5 февраля 2016 года.

13. Указ о контроле качества стали и стальной продукции от 12 марта 2012 года № 2 в. Республике Индии с 12 сентября 2012 года.

14. Global Trade Alert Database. URL: http://www.globaltradealert.org/ (дата обращения: 12 февраля 2018 года).

15. International Trade CentreDatabase.Trade Map. [Электронный ресурс].URL: https://www.trademap.org/Index.aspx? AspxAutoDetectCookieSupport= 1 (дата обращения: 12 февраля 2018 года).

16. Lissovolik Y. BRICS-plus: Alternative globalization in the making? World Economic Forum. January, 21. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www. weforum.org/agenda/2018/01/brics-plus-an-alternative-to-globalization-in-the-making(дата обращения: 12 февраля 2018 года).

17. METI Priorities Based on the 2015 Report on Compliance by Major Trading Partners with Trade Agreements / Trade Policy Bureau. Ministry of Economy, Trade and Industry of Japan. May 27, 2015.

18. Non-Tariff Measures to Trade: Economic and Policy Issues for Developing Countries. UNCTAD. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://unctad. org/en/PublicationsLibrary/ditctab20121_en.pdf (дата обращения: 12 февраля 2018 года).

19. United States Trade Representative. 2014 National Trade Estimate Report on Foreign trade Barriers. Washington D. C.: USTR, 2014.

20. World Bank. Doing Business 2014: India Country Report. Washington DC: World Bank, 2014.

21. WTO Non-Tariff Measures Database. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/itip_e.htm (дата обращения: 12 февраля 2018 года).

22. Zaki, C. 2014. An Epirical assessment of the trade facilitation initiative: econometric evidence and global economic effects. World Trade Review, vol.13, Issue 1, pp. 103-130.

References

1. Arapova E. Ya. Asia: Towards a Consumer Society. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya [World Economy and International Relations], 2017, no.7, pp.45-53 (in Russian).

2. Arapova E. Ya. The effect of tariff regulation on imports in Russia: sectoral and regional slice. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2017, no.3, pp.36-51 (in Russian).

3. Arapova E. Ya. Ekonomicheskaya integratsiya v Vostochnoaziatskom regione. Retrospektivnyy analiz i budushchiye vozmozhnosti [Economic integration in the East Asian region. Retrospective analysis and future opportunities]. Moscow: Prospekt, 2016, p. 219 (in Russian).

4. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossi-yskoy Federatsii na period do 2020 goda [The concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period until 2020]. Utverzhdena rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 goda No. 1662-r. [Approved by the RF Government Decree No. 1662-r of November 17, 2008] (in Russian).

5. Portal vneshneekonomicheskoy informatsii Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Portal for Foreign Economic Information of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://www.ved.gov.ru/rus_export/torg_exp/ (accessed February 12, 2018) (in Russian).

6. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. N330 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye vneshneeko-nomicheskoy deyatel'nosti»» [Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 330 «On approval of the state program of the Russian Federation» Development of foreign economic activity] (in Russian).

7. Press-konferentsiya Vladimira Putina po itogam sammita BRIKS [Press conference of Vladimir Putin on the results of the BRICS summit]. September 5, 2017. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/55535 (accessed February 12, 2018) (in Russian).

8. Protokol o fitosanitarnykh trebovaniyakh k pshenitse, eksportiruyemoy iz Rossiyskoy Federatsii v KNR, [Protocol on phytosanitary requirements for wheat exported from the Russian Federation to the PRC]. December, 17, 2015 (in Russian).

9. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF No. 1128-r ot 29 iyunya 2012 ob utverzh-denii Dorozhnoy karty «Podderzhka dostupa na rynki zarubezhnykh stran i podderzhka eksporta» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1128-r dated June 29, 2012 on the approval of the Roadmap «Support for access to foreign markets and export support»] (in Russian).

10. Torgovoye predstavitel'stvo Rossiyskoy Federatsii v Kitayskoy Narodnoy Re-spublike [Trade mission of the Russian Federation in the People's Republic of China]. Available at: http://www.russchinatrade.ru/index.php?id=909 (ac-

cessed February 12, 2018) (in Russian).

11. Uvedomleniye AQSIQ No. 652 ot 11 iyulya 2013 goda. «O vnesenii izmeneniy v perechen' produktsii rastitel'nogo proiskhozhdeniya po kotoroy neobkhodi-mo provedeniye analiza riskov pri pervonachal'nom vvoze v Kitay i spisok stran i regionov, s kotorymi osushchestvlyayutsya torgovyye operatsii po vvo-zu etoy produktsii» [Notification AQSIQ No. 652 dated July 11, 2013 «On the introduction of changes in the list of plant products for which a risk analysis is necessary for the initial importation into China and a list of countries and regions with which trade is carried out for the importation of these products»] (in Russian).

12. Uvedomleniye General'nogo direktorata vneshney torgovli Ministerstva tor-govli i promyshlennosti Indii No. 38/2015-2020 ot 5 fevralya 2016 goda [Notification of the Directorate-General for Foreign Trade of the Ministry of Trade and Industry of India No. 38 / 2015-2020 of February 5, 2016] (in Russian).

13. Ukaz o kontrole kachestva stali i stal'noy produktsii ot 12 marta 2012 g. No. 2 v. Respublike Indii s 12 sentyabrya 2012 g. [Decree on the control of the quality of steel and steel products, March 12, 2012. No. 2. in Republic of India since September 12, 2012] (in Russian).

14. Global Trade Alert Database. Available at: http://www.globaltradealert.org/ (accessed February 12, 2018).

15. International Trade Centre Database. Trade Map. Available at: https://www. trademap.org/Index.aspx? AspxAutoDetectCookieSupport=1 (accessed February 12, 2018).

16. Lissovolik, Y. BRICS-plus: Alternative globalization in the making? World Economic Forum. January, 21. 2018. Available at: https://www.weforum.org/ agenda/2018/01/brics-plus-an-alternative-to-globalization-in-the-making (accessed February 12, 2018).

17. METI Priorities Based on the 2015 Report on Compliance by Major Trading Partners with Trade Agreements / Trade Policy Bureau. Ministry of Economy, Trade and Industry of Japan. May 27, 2015.

18. Non-Tariff Measures to Trade: Economic and Policy Issues for Developing Countries. UNCTAD. 2013. Available at: http://unctad.org/en/Publication-sLibrary/ditctab20121_en.pdf (accessed February 12, 2018).

19. United States Trade Representative. 2014 National Trade Estimate Report on Foreign trade Barriers. Washington D. C.: USTR, 2014.

20. World Bank. Doing Business 2014: India Country Report. Washington DC: World Bank, 2014.

21. WTO Non-Tariff Measures Database. Available at: https://www.wto.org/eng-lish/res_e/statis_e/itip_e.htm (accessed February 12, 2018).

22. Zaki, C. 2014. An Epirical assessment of the trade facilitation initiative: econometric evidence and global economic effects. World Trade Review, vol.13, Issue 1, pp. 103-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.